Поделиться
Покрышки - в крошево. А дальше?
Поделиться

EastRussia изучило на месте проект по утилизации автошин одного из резидентов ТОР "Комсомольск"

alfaspk.ru
В СТАРОМ ЦЕХЕ - НОВАЯ ЛИНИЯ

Мощности ООО "Тапир-ЭКО", предприятия переработке старых автомобильных покрышек разместились в одном из цехов на территории бывшего завода "Амурлитмаш". Раньше, в советские времена, здесь было одно большое производство. Теперь - индустриальный парк, ставший частью территории опережающего развития (ТОР) "Комсомольск", и множество небольших компаний-арендаторов. Арендодателем для них выступает группа компаний "Дальэнергомаш" хабаровского предпринимателя Петра Бойчука, в свое время выкупившая территорию завода. Из бывшего промзоны бизнесмен при поддержке властей пытается сделать классический браунфилд - инвестпрощадку под новые проекты с уже готовыми коммуникациями.

Площадка "Амурлитмаш" расположена на окраине Комсомольска-на-Амуре: с одной стороны - знаменитый Силинский парк с речкой Силинкой, с другой - горнолыжная база "Большевик". К промзоне подходят и автодороги, и железнодорожная ветка, так что для инвесторов она как будто привлекательна. Впрочем, ее преимущество в виде имеющейся инфраструктуры, на первых порах соблазнившее и власти, и первых резидентов ТОР, на поверку оказалось сомнительным. Все помещения "Амурлитмаша" со времен СССР отапливала собственная котельная, но ее рентабельность из-за малого количества арендаторов - используется едва ли десятая часть цехов, - в итоге "ушла в минус".

Директор ООО "Тапир-ЭКО" Станислав Кузема, паркуя машину возле цеха и ведя меня внутрь, извиняется: "Построено в свое время было хорошо, но уже все обветшало. И здесь не жарко". Мое знакомство с производством приходится как раз на период смены схемы отопления: старую котельную консервируют, цеха подводят к централизованному городскому теплоснабжению. Так что рабочие, обслуживающие установку "Тапир-ЭКО", делают это в теплой униформе.

Установка из нескольких агрегатов, спрятавшаяся за грудами старых покрышек, ритмично грохочет. На выходе у небольшой линии, стоящей буквой "Г" - несколько сит, через который сыпется в мешки резиновая крошка разных фракций. Уже заполненные мешки штабелями лежат тут же, возле установки. Сырье в виде старых автомобильных шин - тоже рядом. Молодой парень стоит "на выходе" линии, женщина - "на входе". Вот и весь персонал. Так сразу и не верится, что проект "Тапир-ЭКО" может перерабатывать до 3,5 тысяч тонн автопокрышек в год.

Пока мы идем к цеху, Станислав Кузема объясняет: линия пока - в тестовой эксплуатации. Запустили ее 30 мая, начали работать с июня - "первый сезон пробовали себя". Рабочие еще учатся, периодически оборудование приходится останавливать и перенастраивать. Однако все документы для оформления лицензии на утилизацию автопокрышек готовы к отправке в Москву. И к февралю будущего года разрешение будет получено, надеется глава "Тапир-ЭКО".

"Мы сейчас собираем резину, которая находится на свалках, на автобазах, - объясняет он по-простому, "на пальцах" текущую экономику проекта. - Она нигде не учтена, предприятия за нее ни перед кем не отчитываются. Система утилизации автопокрышек как таковая в Комсомольске-на-Амуре пока не работает. Мы фактически "подбираем" то, что никому не нужно. С одной стороны, это плюс - есть сырье. С другой, за утилизацию полагается платить, ведь это тоже работа: за доставку твердых бытовых отходов на полигон плата взимается исправно. Однако лицензии у нас пока нет, значит, оснований брать плату - тоже. И переработку мы ведем исключительно за свой счет. И полностью зависим от реализации того, что произвели".

Подставив руки под ссыпаемую с линии резиновую крошку и сказав несколько слов рабочим, Станислав Кузема ведет меня в соседнее помещение. Здесь - не только крошка в мешках, которая, как признает он, "пока не очень востребована на рынке", хотя все выработанное за текущий сезон "Тапир-ЭКО" реализовало. Здесь еще и то, что можно из резиновой крошки изготовить: травмобезопасное покрытие разной толщины в рулонах, интересной формы и расцветок плитка, прочие материалы, которые не грех постелить на любую придомовую площадку. В Комсомольске-на-Амуре, признается директор "Тапир-ЭКО", детских площадок с резиновым покрытием пока лишь одна: предприятие сделало ее за свой счет как показательную, во дворе, где живет директор. На мой вопрос, почему площадок так мало, Станислав Кузема приглашает пройти из наполненного грохотом цеха в кабинет: "Поговорим в тишине".

ПЛАТИТЬ ЗА СЫРЬЕ ИЛИ СОБИРАТЬ ПЛАТУ?

Обстановка кабинета столь же аскетична, что и рабочего цеха: офисная мебель, ничего лишнего.

- Получение лицензии не обеспечит нас автоматически сырьем, - говорит предприниматель. - Безусловно, есть потребность у предприятий - утилизация автопокрышек. Но добрая половина такой резины, и это еще острожная оценка, не утилизируется вообще никак. Она либо выбрасывается на несанкционированные свалки, либо "забивает" собственную территорию предприятий, а в конечном счете отправляется туда же - неофициальным порядком за город или на полигон, поскольку и на официальных свалках принимать автопокрышки законом запрещено. Полигоны, конечно, пытаются обойти эти ограничения - договорами хзранения или используя лицензии других предприятий. В итоге резина накапливается и никуда дальше не двигается. Но на это закрывают глаза по одной простой причине: у нас в городе просто нет предприятия, которое имело бы право официально утилизировать резину. Ближайшее - это хабаровское ООО "Бриз".

Другими словами, рынок резинопереработки в Комсомольске-на-Амуре не просто пуст - он даже не сформирован. На этом фоне бизнес-идея собственников "Тапир-ЭКО", занимающихся в городе и его окрестностях и другими видами предпринимательства, выглядит беспроигрышной: приди и возьми. Компания вложила около 15 млн рублей в приобретение и пусконаладку промышленной установки по переработке старых покрышек. Казалось бы, пришла пора пожинать дивиденды. Но здесь, как и в любом производстве, не все так просто.

Многие люди "все еще просто не понимают, что любая утилизация отходов - это платная услуга", сетует Станислав Кузема. Поэтому предприятия, являющиеся потенциальными источниками сырья для "Тапир-ЭКО", в подавляющеим большинстве не просто не готовы платить за сдаваемые покрышки - Наоборот, они еще и просят переработчика доплатить им за сырье. "Эта проблема пока никак не решается, и здесь, безусловно, есть только один рецепт - более жесткий контроль за утилизацией резины со стороны надзорных ведомств. Не будем говорить о штрафах, хотя бы просто выдавали предписания. Приучить людей к этому: сдавать этот вид отходов, куда положено", - говорит Станислав Кузема.

Стоимость сбора не так уж велика, подчеркивает он: из расчета порядка 3 рублей за килограмм сдать грузовое колесо на утилизацию обхойдется его владельцу всего в 150 рублей. Невелика потеря для предприятия, которое готово постоянно соблюдать закон. Для производства "Тапир-ЭКО" это создало бы ту самую минимальную стабильную экономику, без которой не может долго работать ни один бизнес. Однако для владельцев крупных автопарков, которые десятилетиями накапливали где-то "на задах" старую резину, утилизировать ее единомоментно - "это уже неприятная сумма", признает Станислав Кузема. "Но ты же сам копил. А обычный бытовой мусор - не копишь", - добавляет он.

При этом "Тапир-ЭКО" всего лишь претендует на то, чтобы предприятие после получения лицензии включили в схему оборота ТБО, которой должен будет руководствоваться региональный оператор при распределении отходов в субъекте РФ - когда он появится. "Мы не претендуем на то, чтобы нам везли весь мусор, - подчеркивает Станислав Кузема. - Только наш вид отхода, который по закону и так нельзя везти ни на полигон, ни на мусоросортировку. Дальше наши отношения с оператором будут строиться на договорной основе".

В презентации, с которой инвестор шел на городской инвестиционный совет, вопрос обеспеченности проекта сырьем описывается так. Первый источник - городской полигон ТБО, где хранится 1500 тонн автошин. Второй - компании-перевозчики и "шиномонтажки". Третий - брошенные шины. При этом переработчик готов забирать у поставщиков сырье за сбор в размере 1-2 тыс. руб. за тонну. Полигон сейчас взимает 966 рублей за тонну.

Простая экономика? Как бы не так.

МАЛЫЙ РЫНОК - СЛОЖНЫЙ СБЫТ

Вторая сторона любого бизнеса - это сбыт. Здесь у "Тапир-ЭКО" "тоже есть нюансы", продолжает Станислав Кузема. С производимой пока небольшими партиями резиновой крошкой предприятие вышло на покупателей в других городах и даже регионах - например, в Хабаровске и на Сахалине. Закупают в столице Хабаровского края и плитку от  "Тапир-ЭКО". Но масштабы производства травмобезопасных покрытий невелики - линия резиновой крошки обеспечивает в пять раз больше продукции, чем нужно для производства покрытий. И этому, говорит директор компании, есть свое объяснение.

- Резиновая крошка может использоваться в самых разных производствах, вплоть до изготовления дорожного покрытия, хотя в условиях нашей суровой зимы просто добавлять крошку в асфальт нельзя, ее нужно "доварить", а для этого - модернизировать предприятие, - говорит Станислав Кузема. -  Однако на сегодня основное применение крошки в России - изготовление травмобезопасных резиновых покрытий. Здесь мы сталкиваемся с главным ограничением - состоянием местного рынка. Население Комсомольска-на-Амуре невелико, его платежеспособность невысока. Человек, как известно, задумывается о комфорте и безопасности, когда у него высокий достаток. Сделать новую травмобезопасную детскую площадку во дворе многоквартирного дома, дорожку к частному дому, крыльцо - все это в том числе. Когда достаток низкий - подобные проблемы закрываются в последнюю очередь.

По оценке "Тапир-ЭКО", в модернизации нуждаются множество детских площадок Комсомольска-на-Амуре: значительное их количество сооружается из песка, который имеет свойство со временем утаптатываться, превращаясь в небезопасную поверхность, загрязняться, сдуваться ветром или "уходить" вместе с водой с основания. "Но объект-то изначально строится по всем нормам, и сдается - без проблем. Беда в том, что дальше его состояние слабо контролируется. Его нужно правильно обслуживать, - говорит Станислав Кузема. - Если доносить это до жителей, чтобы они понимали, что песчаное покрытие со временем приходит в негодность - возможно, они и задумаются, не выбрать ли другой вид покрытия. Мы живем в рынке, заставить никто никого не может".

Между тем, мне опять вспоминается презентация инвестпроекта, которую накануне показывают в городском "Агентстве инвестиций и развития". Там "запросы" предприятия обозначены предельно ясно: 80 тыс. квадратных метров покрытия из резиновой крошки в год. "1142 детских площадки по 70 кв. м", - добавлено курсивом. А среди возможных мер поддержки - "Нормативное регулирование использования материалов из резиновой крошки при строительстве муниципальных и краевых социальных объектов (муниципальный заказ)".

Поэтому следующий вопрос закономерен: а сколько это стоит?

Детская площадка в 100 квадратных метров, подсчитывает Станислав Кузема, может быть застелена покрытием производства "Тапир-ЭКО" за 150-200 тыс. рублей. Для управляющих компаний, считает он, это более чем доступно: на 100-квартирный дом платеж составит 200 рублей с квартиры, если разбить его на несколько лет - "это вообще несерьезная сумма: люди тратят гораздо большие деньги на то, что вообще в итоге не видят".  Пока же "Тапир-ЭКО" пытается наладить контакты и с застройщиками, и с УК: например, компания предлагала пробные образцы покрытия строителям одного из новых жилых домов и "управляйке" "Амурлифт". Ведутся переговоры и с местными производителями асфальтобетонной смеси.

"ПОДДЕРЖКА ЕСТЬ, НО МЫ РЕАЛИСТЫ"

Власти инвестора поддерживают, не отрицает директор "Тапир-ЭКО". Так, "Агентство инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре", принадлежащее муниципалитету, помогло компании в оформлении всех документов, необходимых для получения статуса резидента ТОР - именно благодаря ему предприятие "поселилось" в "Амурлитмаше" и получило право на налоговые льготы. Агентство также помогло проекту получить статус приоритетного по местным масштабам - его вывели на инвестиционный совет при главе Комсомольска-на-Амуре, что облегчило "Тапир-ЭКО" взаимодействие со всеми чиновниками администрации.

"Власти города к нам достаточно позитивны. Поддержка серьезная", - признает Станислав Кузема. На краевом уровне, продолжает он, идеи инвестора также находят понимание. "Начали активно общаться с министерством внешнеэкономических связей - для продвижения нашей продукции на иностранные рынки. Нам самим это непросто сделать, но мы получили поддержку и от министерства, и от краевого центра поддержки экспорта", - перечисляет он.

Впрочем, как и у любого бизнесмена, у Станислава Куземы есть и вопросы к чиновникам, отвечающим за работу механизмов развития Дальнего Востока.

- Нет, мы не жалеем, что расположились на территории "Амурлитмаша", - говорит он. - На своей - было бы комфортнее. Сейчас компания выплачивает в квартал порядка полумиллиона рублей за аренду помещений. Конечно, эти средства можно было бы направлять на цели производства. Но что значит построить свое? Вкладываться в капитальное строительство - это очень серьезно. Если бы мы начали строить цех, он в лучшем случае бы только подходил к завершению. При этом затраты составили бы в два-три раза больше: не 15 млн руб., а 30 млн руб. только на помещение. Мы бы с удовольствием пошли на другую площадку ТОР - "Парус", где сейчас пока чистое поле, если бы нам сказали: рассчитаетесь в процессе. Но этих механизмов изначально предложено не было. Хотя сейчас, как говорят, на "Парусе" уже есть такой проект - постройки стандартизированных модульных цехов для любого типа бизнеса.

Однако бизнесмен призывает "оставаться реалистами" в оценке действий власти.

- Может быть, где-то ожидали большей поддержки. Простой пример: резидент имеет право на льготное возмещение НДС. Но доказать его в налоговых органах для нового предприятия - очень сложно. С таможней проще, там более четкая регламентация. Но имеющейся поддержки нам в целом вполне достаточно. И мы надеемся, что преференции сыграют свою роль, когда мы выйдем на серьезные объемы. Пока на наших, небольших, их сложно ощутить, - говорит Станислав Кузема.

В городской администрации, кстати, обо всех проблемах инвестора хорошо знают -  проект в числе "образцовых", недаром он представлялся этим летом на выездном заседании краевого совета по предпринимательству губернатору Вячеславу Шпорту. "Проект "Тапир-ЭКО" - один из первых на сопровождении агентства, - напоминает первый заместитель главы Комсомольска-на-Амуре Евгений Коршиков. - В рамках реализации "дорожных карт" администрация города продолжает решать вопросы, важные для реализации проекта. Внесены изменения в городские правила благоустройства дворов, касающиеся использования резиновых покрытий во дворах. Организуются встречи с управляющими компаниями и председателями ТСЖ об их использовании. Прорабатываются возможности по использовании резиновой крошки в асфальтовом покрытии".

Мы опять выходим со Станиславом Куземой в цех. Там на удивление тихо - линия молчит. Стоит.

- Опять остановили, - говорит директор "Тапир-ЭКО". - Вот такой он, период отладки! Установку мы взяли с мощностью, покрывающей потребности города и близлежащих районов - Комсомольского, Амурского, Солнечного. Перспективные задумки, конечно, есть. Но сейчас главное выйти на рентабельность по текущему проекту, а это - год-полтора. Словом, следующий год будет для нас определяющим.

И как-то даже хочется верить, что "Тапир-ЭКО" будет крошить резину и дальше - не зря.
Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов