Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
EastRussia has studied the project on the recycling of tires of one of the residents of the TOR "Komsomolsk" - LLC "TAPIR-Eco" - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Tires - in a tiny. So what is next?

EastRussia has studied on-site project for the recycling of tires of one of the residents of the TOR "Komsomolsk"

Tires - in a tiny. So what is next?
Photo: alfaspk.ru
In the Old Workshop - a new line

Capacities of OOO Tapir-ECO, enterprises processing old tires were located in one of the shops in the former factory Amurlitmash. Earlier, in Soviet times, there was one big production. Now - an industrial park, which has become part of the territory of advanced development (TOR) "Komsomolsk", and many small companies-tenants. The landlord for them is a group of companies "Dalenergomash" Khabarovsk businessman Pyotr Boychuk, at one time bought the territory of the plant. From the former industrial zone, a businessman with the support of the authorities is trying to make a classic brownfield - an investment site for new projects with already ready communications.

The Amurlitmash site is located on the outskirts of Komsomolsk-on-Amur: on the one hand - the famous Silinsky Park with the Silinko River, on the other - the ski center Bolshevik. The road and the railway branch are suitable for the industrial zone, so it seems attractive for investors. However, its advantage in the form of the existing infrastructure, at first tempted both the authorities and the first residents of the TOP, was in fact questionable. All the premises of the "Amurlitmash" since the times of the USSR have heated its own boiler room, but its profitability due to the small number of tenants - hardly a tenth of the shops is used - it eventually "went into negative".

Director of the company "Tapir-ECO" Stanislav Kuzema, parking the car near the shop and leading me inside, apologizes: "It was built in due time, but everything is already dilapidated, and it's not hot here." My acquaintance with the production is just for the period of the change in the heating scheme: the old boiler house is being preserved, the shops are brought to the centralized city heat supply. So the workers serving the "Tapir-ECO" installation do it in a warm uniform.

Installation of several units, hiding behind piles of old tires, rattles rhythmically. At the output of a small line, which is the letter "G" - a few screens, through which crumbs into the bags of rubber chips of different fractions. The already filled bags are stacked right next to the installation. Raw materials in the form of old car tires - also close. The young guy stands "on the way out" of the line, the woman - "at the entrance." That's all the staff. So at once I can not believe that the "Tapir-ECO" project can process up to 3,5 thousand tons of tires per year.

While we go to the shop, Stanislav Kuzema explains: the line is still in test operation. Launched it 30 in May, began to work from June - "the first season tried themselves." Workers are still learning, periodically the equipment has to be stopped and reconfigured. However, all documents for processing a license for the utilization of tires are ready for shipment to Moscow. And by February of the next year the permission will be received, the chapter "Tapir-ECO" hopes.

"We are now collecting rubber, which is located in landfills, at motor depots," he explains in a simple way, "on the fingers" the current economy of the project. "" It is not taken into account anywhere, the enterprises do not account for it to anyone. Komsomolsk-on-Amur does not work yet, we are actually "picking" what no one needs, on the one hand, it's a plus-there is raw materials, on the other hand, it is supposed to be paid for recycling, it's also work: for the delivery of solid household waste to The polygon fee is charged regularly. no, it means that the grounds for taking a fee are also.and we process the processing solely at our own expense and completely dependent on the realization of what was produced. "

Putting his hands under the rubbed crumb from the line and saying a few words to the workers, Stanislav Kuzema takes me to the next room. Here - not only a crumb in bags, which, he admits, "is not yet in high demand on the market", although all the "Tapir-ECO" developed for the current season has been realized. There is also something that can be made from rubber crumbs: a trauma-safe coating of different thickness in rolls, an interesting shape and colors of tiles, other materials that do not sin to lay on any local area. In Komsomolsk-on-Amur, the director of "Tapir-ECO" admits, there are only one children's playgrounds with rubber coating: the enterprise made it for her own account as an indicative one, in the courtyard where the director lives. To my question, why there are so few pads, Stanislav Kuzema invites me to pass from the shop filled with a rumble to the office: "Let's talk in silence".

PAY FOR RAW MATERIAL OR GATHER THE PAYMENT?

The furnishings of the office are just as austere as the working workshop: office furniture, nothing superfluous.

"Obtaining a license will not automatically provide us with raw materials," says the entrepreneur. - Undoubtedly, there is a need for enterprises - the utilization of tires. But the good half of such rubber, and this is an acute estimate, is not utilized at all. It is either thrown at an unauthorized landfill, or "hammers" its own territory of enterprises, and ultimately goes there - unofficially for a city or a landfill, because it is also illegal to take tires on the official landfills. The polygons, of course, try to circumvent these restrictions - by contracts of storage or using licenses of other enterprises. As a result, rubber accumulates and does not move anywhere further. But this closes the eyes for one simple reason: we just do not have an enterprise in the city that would have the right to officially dispose of rubber. The nearest is Khabarovsk OOO "Breeze".

In other words, the rubber processing market in Komsomolsk-on-Amur is not just empty - it is not even formed. Against this background, the business idea of ​​the owners of "Tapir-ECO", dealing with the city and its surroundings and other types of entrepreneurship, looks like a win-win: come and take. The company invested about 15 million rubles in the acquisition and commissioning of an industrial plant for the processing of old tires. It would seem, it's time to reap dividends. But here, as in any production, not everything is so simple.

Many people "still simply do not understand that any waste disposal is a paid service," complains Stanislav Kuzema. Therefore, enterprises that are potential sources of raw materials for "Tapir-ECO", in the overwhelming majority are not simply not ready to pay for the tires being handed in. On the contrary, they also ask the processor to pay them for the raw materials. "This problem has not been solved yet, and here, of course, there is only one recipe - tighter control over the disposal of rubber by the supervisory agencies." Let's not talk about fines, even just give out instructions. "To teach people to do this: hand over this kind of waste , where appropriate, "- says Stanislav Kuzema.

The cost of the collection is not so great, he emphasizes: from the calculation of the order of 3 rubles per kilogram to hand over the cargo wheel for recycling, it will cost the owner only 150 rubles. There is a small loss for an enterprise that is ready to abide by the law. For the production of "Tapir-ECO" this would create the very minimum stable economy, without which no business can work for long. However, for owners of large fleet of vehicles, which for decades accumulated somewhere "on the orders" the old rubber, to utilize it at once - "this is an unpleasant sum," admits Stanislav Kuzema. "But you saved it yourself, and ordinary household rubbish - you do not save," he adds.

At the same time, "Tapir-ECO" only claims that after receiving the license, the enterprise is included in the SDW turnover scheme, which the regional operator should be guided by when distributing waste in the subject of the Russian Federation - when it appears. "We do not pretend to be carrying all the garbage," Stanislav Kuzema stresses, "only our kind of waste, which by law can not be taken to the landfill or to the sorting station." Further, our relations with the operator will be built on a contractual basis " .

In the presentation, with which the investor went to the city investment council, the issue of providing the project with raw materials is described as follows. The first source is a municipal solid waste landfill, where 1500 tons of tires are stored. The second - the companies-carriers and "tire companies". The third is the abandoned tires. At the same time, the processor is ready to take raw materials from suppliers for a fee of 1-2 thousand rubles. per ton. The landfill now charges 966 rubles per ton.



Simple economy? No matter how it is.

SMALL MARKET - COMPREHENSIVE MARKETING

The second side of any business is sales. Here, "Tapir-ECO" "also has nuances," continues Stanislav Kuzema. With the small quantities of rubber crumb produced so far, the company came out to customers in other cities and even regions - for example, in Khabarovsk and Sakhalin. Buys in the capital of the Khabarovsk Territory and tiles from the "Tapir-ECO". But the scale of production of trauma-resistant coatings is small - the rubber crumb line provides five times more production than is necessary for the production of coatings. And this, the company director says, has its own explanation.

- Rubber crumb can be used in various industries, up to the manufacture of pavement, although in our harsh winter conditions, it is impossible to simply add crumb to the asphalt, it needs to be “finished”, and for this to modernize the enterprise, ”says Stanislav Kuzema. “However, today the main use of crumbs in Russia is the manufacture of safety rubber coatings. Here we are faced with a major constraint - the state of the local market. The population of Komsomolsk-on-Amur is small, its solvency is low. A man, as you know, thinks about comfort and safety when he has high incomes. To make a new safety playground in the courtyard of an apartment building, a walkway to a private house, a porch — all of this. When wealth is low, similar problems close last.

According to Tapir-EKO, many Komsomolsk-on-Amur playgrounds need to be modernized: a significant number of them are constructed from sand, which tends to be tackled over time, turning into an unsafe surface, polluted, blown away by the wind or "leave" with water from the bottom. "But the object is initially built according to all standards, and it gives up - no problem. The trouble is that his condition is poorly controlled further. It needs to be properly maintained," says Stanislav Kuzema. "If you convey this to the residents, so that they understand that sand cover eventually becomes useless - perhaps they will think about whether to choose a different type of coating. We live in the market, nobody can force anyone. "

Meanwhile, I again remember the presentation of the investment project, which is shown on the eve of the city's "Investment and Development Agency." There, the "requests" of the enterprise are clearly indicated: 80 thousand square meters of rubber crumb coating per year. "1142 playgrounds for 70 sq. M", - italics added. And among possible support measures - "Regulatory regulation of the use of materials from rubber crumbs in the construction of municipal and regional social facilities (municipal order)."

Therefore, the following question is natural: how much does it cost?

The playground in 100 square meters, Stanislav Kuzema counts, can be covered with Tapir-EKO production coverage for 150-200 thousand rubles. For management companies, he believes, this is more than affordable: at 100-apartment building, the payment will be 200 rubles from an apartment, if you divide it into several years - “this is not a serious amount at all: people spend much more money on something that doesn’t see. " In the meantime, Tapir-EKO is trying to establish contacts with developers and the Criminal Code: for example, the company offered test samples of the coating to the builders of one of the new residential buildings and the Amurlift manager. Negotiations are underway with local producers of asphalt mix.

"SUPPORT IS, BUT WE ARE REALISTS"

The authorities of the investor support, the director of "Tapir-ECO" does not deny. Thus, the "Investment and Development Agency of Komsomolsk-on-Amur", owned by the municipality, helped the company in processing all the documents necessary for obtaining the status of a TOP resident - thanks to him the enterprise "settled" in "Amurlitmash" and got the right to tax benefits. The agency also helped the project get priority status on local scales - it was taken to the investment council under the head of Komsomolsk-on-Amur, which facilitated "Tapir-ECO" interaction with all administration officials.

"The city authorities are quite positive towards us, support is serious," Stanislav Kuzema admits. At the regional level, he continues, the investor's ideas also find understanding. "We began to actively communicate with the Ministry of Foreign Economic Relations - to promote our products to foreign markets, it is not easy for us to do this ourselves, but we have received support from both the ministry and the regional export support center," he said.

However, like any businessman, Stanislav Kuzema has questions to officials responsible for the workings of mechanisms for the development of the Far East.

“No, we do not regret settling down on the territory of Amurlitmash,” he says. - On its own - it would be more comfortable. Now the company pays in the quarter about half a million rubles for the rental of premises. Of course, these funds could be used for production purposes. But what does it mean to build your own? Investing in capital construction is very serious. If we began to build a workshop, at best it would only be close to completion. At the same time, the costs would be two to three times more: not 15 million rubles, but 30 million rubles. only on the premises. We would gladly go to another site of TOR - "Parus", where now is still a clear field, if we were told: you will settle in the process. But these mechanisms were not originally proposed. Although now, as they say, Parus already has such a project - the construction of standardized modular workshops for any type of business.

However, the businessman calls "to remain realistic" in assessing the actions of the authorities.

- Maybe, somewhere they expected more support. A simple example: a resident has the right to preferential VAT refund. But to prove it in the tax authorities for a new enterprise is very difficult. With customs it is simpler, there is more precise regulation. But we generally have enough support. And we hope that preferences will play a role when we reach serious volumes. While on our, small, they are difficult to feel, - says Stanislav Kuzema.

In the city administration, by the way, the investor is well aware of all the problems - the project is among the "exemplary" ones, it was not without reason that he appeared this summer at an exit meeting of the regional entrepreneurship council to the governor Vyacheslav Shport. "The Tapir-ECO project is one of the first to be supported by the agency," Evgeny Korshikov, first deputy head of Komsomolsk-on-Amur, recalls. "As part of the implementation of the road maps, the city administration continues to address issues of importance to the project. urban rules for the improvement of yards related to the use of rubber coatings in yards, meetings are organized with management companies and the HOAs' chairmen about their use, opportunities for using rubber chips in asphalt coverage. "

We again go out with Stanislav Kuzemoy in the shop. There it is surprisingly quiet - the line is silent. Worth it.

"They stopped again," says the director of Tapir-ECO. - This is it, the debugging period! We took the installation with a capacity covering the needs of the city and the surrounding areas - Komsomolsky, Amur, Solnechny. There are promising ideas, of course. But now the main thing is to get profitability on the current project, and this is a year and a half. In a word, next year will be decisive for us.

And somehow even want to believe that "Tapir-ECO" will crumble the tires and then - not in vain.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Покрышки - в крошево. А дальше?

EastRussia изучило на месте проект по утилизации автошин одного из резидентов ТОР "Комсомольск"

Покрышки - в крошево. А дальше?
Фото: alfaspk.ru
В СТАРОМ ЦЕХЕ - НОВАЯ ЛИНИЯ

Мощности ООО "Тапир-ЭКО", предприятия переработке старых автомобильных покрышек разместились в одном из цехов на территории бывшего завода "Амурлитмаш". Раньше, в советские времена, здесь было одно большое производство. Теперь - индустриальный парк, ставший частью территории опережающего развития (ТОР) "Комсомольск", и множество небольших компаний-арендаторов. Арендодателем для них выступает группа компаний "Дальэнергомаш" хабаровского предпринимателя Петра Бойчука, в свое время выкупившая территорию завода. Из бывшего промзоны бизнесмен при поддержке властей пытается сделать классический браунфилд - инвестпрощадку под новые проекты с уже готовыми коммуникациями.

Площадка "Амурлитмаш" расположена на окраине Комсомольска-на-Амуре: с одной стороны - знаменитый Силинский парк с речкой Силинкой, с другой - горнолыжная база "Большевик". К промзоне подходят и автодороги, и железнодорожная ветка, так что для инвесторов она как будто привлекательна. Впрочем, ее преимущество в виде имеющейся инфраструктуры, на первых порах соблазнившее и власти, и первых резидентов ТОР, на поверку оказалось сомнительным. Все помещения "Амурлитмаша" со времен СССР отапливала собственная котельная, но ее рентабельность из-за малого количества арендаторов - используется едва ли десятая часть цехов, - в итоге "ушла в минус".

Директор ООО "Тапир-ЭКО" Станислав Кузема, паркуя машину возле цеха и ведя меня внутрь, извиняется: "Построено в свое время было хорошо, но уже все обветшало. И здесь не жарко". Мое знакомство с производством приходится как раз на период смены схемы отопления: старую котельную консервируют, цеха подводят к централизованному городскому теплоснабжению. Так что рабочие, обслуживающие установку "Тапир-ЭКО", делают это в теплой униформе.

Установка из нескольких агрегатов, спрятавшаяся за грудами старых покрышек, ритмично грохочет. На выходе у небольшой линии, стоящей буквой "Г" - несколько сит, через который сыпется в мешки резиновая крошка разных фракций. Уже заполненные мешки штабелями лежат тут же, возле установки. Сырье в виде старых автомобильных шин - тоже рядом. Молодой парень стоит "на выходе" линии, женщина - "на входе". Вот и весь персонал. Так сразу и не верится, что проект "Тапир-ЭКО" может перерабатывать до 3,5 тысяч тонн автопокрышек в год.

Пока мы идем к цеху, Станислав Кузема объясняет: линия пока - в тестовой эксплуатации. Запустили ее 30 мая, начали работать с июня - "первый сезон пробовали себя". Рабочие еще учатся, периодически оборудование приходится останавливать и перенастраивать. Однако все документы для оформления лицензии на утилизацию автопокрышек готовы к отправке в Москву. И к февралю будущего года разрешение будет получено, надеется глава "Тапир-ЭКО".

"Мы сейчас собираем резину, которая находится на свалках, на автобазах, - объясняет он по-простому, "на пальцах" текущую экономику проекта. - Она нигде не учтена, предприятия за нее ни перед кем не отчитываются. Система утилизации автопокрышек как таковая в Комсомольске-на-Амуре пока не работает. Мы фактически "подбираем" то, что никому не нужно. С одной стороны, это плюс - есть сырье. С другой, за утилизацию полагается платить, ведь это тоже работа: за доставку твердых бытовых отходов на полигон плата взимается исправно. Однако лицензии у нас пока нет, значит, оснований брать плату - тоже. И переработку мы ведем исключительно за свой счет. И полностью зависим от реализации того, что произвели".

Подставив руки под ссыпаемую с линии резиновую крошку и сказав несколько слов рабочим, Станислав Кузема ведет меня в соседнее помещение. Здесь - не только крошка в мешках, которая, как признает он, "пока не очень востребована на рынке", хотя все выработанное за текущий сезон "Тапир-ЭКО" реализовало. Здесь еще и то, что можно из резиновой крошки изготовить: травмобезопасное покрытие разной толщины в рулонах, интересной формы и расцветок плитка, прочие материалы, которые не грех постелить на любую придомовую площадку. В Комсомольске-на-Амуре, признается директор "Тапир-ЭКО", детских площадок с резиновым покрытием пока лишь одна: предприятие сделало ее за свой счет как показательную, во дворе, где живет директор. На мой вопрос, почему площадок так мало, Станислав Кузема приглашает пройти из наполненного грохотом цеха в кабинет: "Поговорим в тишине".

ПЛАТИТЬ ЗА СЫРЬЕ ИЛИ СОБИРАТЬ ПЛАТУ?

Обстановка кабинета столь же аскетична, что и рабочего цеха: офисная мебель, ничего лишнего.

- Получение лицензии не обеспечит нас автоматически сырьем, - говорит предприниматель. - Безусловно, есть потребность у предприятий - утилизация автопокрышек. Но добрая половина такой резины, и это еще острожная оценка, не утилизируется вообще никак. Она либо выбрасывается на несанкционированные свалки, либо "забивает" собственную территорию предприятий, а в конечном счете отправляется туда же - неофициальным порядком за город или на полигон, поскольку и на официальных свалках принимать автопокрышки законом запрещено. Полигоны, конечно, пытаются обойти эти ограничения - договорами хзранения или используя лицензии других предприятий. В итоге резина накапливается и никуда дальше не двигается. Но на это закрывают глаза по одной простой причине: у нас в городе просто нет предприятия, которое имело бы право официально утилизировать резину. Ближайшее - это хабаровское ООО "Бриз".

Другими словами, рынок резинопереработки в Комсомольске-на-Амуре не просто пуст - он даже не сформирован. На этом фоне бизнес-идея собственников "Тапир-ЭКО", занимающихся в городе и его окрестностях и другими видами предпринимательства, выглядит беспроигрышной: приди и возьми. Компания вложила около 15 млн рублей в приобретение и пусконаладку промышленной установки по переработке старых покрышек. Казалось бы, пришла пора пожинать дивиденды. Но здесь, как и в любом производстве, не все так просто.

Многие люди "все еще просто не понимают, что любая утилизация отходов - это платная услуга", сетует Станислав Кузема. Поэтому предприятия, являющиеся потенциальными источниками сырья для "Тапир-ЭКО", в подавляющеим большинстве не просто не готовы платить за сдаваемые покрышки - Наоборот, они еще и просят переработчика доплатить им за сырье. "Эта проблема пока никак не решается, и здесь, безусловно, есть только один рецепт - более жесткий контроль за утилизацией резины со стороны надзорных ведомств. Не будем говорить о штрафах, хотя бы просто выдавали предписания. Приучить людей к этому: сдавать этот вид отходов, куда положено", - говорит Станислав Кузема.

Стоимость сбора не так уж велика, подчеркивает он: из расчета порядка 3 рублей за килограмм сдать грузовое колесо на утилизацию обхойдется его владельцу всего в 150 рублей. Невелика потеря для предприятия, которое готово постоянно соблюдать закон. Для производства "Тапир-ЭКО" это создало бы ту самую минимальную стабильную экономику, без которой не может долго работать ни один бизнес. Однако для владельцев крупных автопарков, которые десятилетиями накапливали где-то "на задах" старую резину, утилизировать ее единомоментно - "это уже неприятная сумма", признает Станислав Кузема. "Но ты же сам копил. А обычный бытовой мусор - не копишь", - добавляет он.

При этом "Тапир-ЭКО" всего лишь претендует на то, чтобы предприятие после получения лицензии включили в схему оборота ТБО, которой должен будет руководствоваться региональный оператор при распределении отходов в субъекте РФ - когда он появится. "Мы не претендуем на то, чтобы нам везли весь мусор, - подчеркивает Станислав Кузема. - Только наш вид отхода, который по закону и так нельзя везти ни на полигон, ни на мусоросортировку. Дальше наши отношения с оператором будут строиться на договорной основе".

В презентации, с которой инвестор шел на городской инвестиционный совет, вопрос обеспеченности проекта сырьем описывается так. Первый источник - городской полигон ТБО, где хранится 1500 тонн автошин. Второй - компании-перевозчики и "шиномонтажки". Третий - брошенные шины. При этом переработчик готов забирать у поставщиков сырье за сбор в размере 1-2 тыс. руб. за тонну. Полигон сейчас взимает 966 рублей за тонну.

Простая экономика? Как бы не так.

МАЛЫЙ РЫНОК - СЛОЖНЫЙ СБЫТ

Вторая сторона любого бизнеса - это сбыт. Здесь у "Тапир-ЭКО" "тоже есть нюансы", продолжает Станислав Кузема. С производимой пока небольшими партиями резиновой крошкой предприятие вышло на покупателей в других городах и даже регионах - например, в Хабаровске и на Сахалине. Закупают в столице Хабаровского края и плитку от  "Тапир-ЭКО". Но масштабы производства травмобезопасных покрытий невелики - линия резиновой крошки обеспечивает в пять раз больше продукции, чем нужно для производства покрытий. И этому, говорит директор компании, есть свое объяснение.

- Резиновая крошка может использоваться в самых разных производствах, вплоть до изготовления дорожного покрытия, хотя в условиях нашей суровой зимы просто добавлять крошку в асфальт нельзя, ее нужно "доварить", а для этого - модернизировать предприятие, - говорит Станислав Кузема. -  Однако на сегодня основное применение крошки в России - изготовление травмобезопасных резиновых покрытий. Здесь мы сталкиваемся с главным ограничением - состоянием местного рынка. Население Комсомольска-на-Амуре невелико, его платежеспособность невысока. Человек, как известно, задумывается о комфорте и безопасности, когда у него высокий достаток. Сделать новую травмобезопасную детскую площадку во дворе многоквартирного дома, дорожку к частному дому, крыльцо - все это в том числе. Когда достаток низкий - подобные проблемы закрываются в последнюю очередь.

По оценке "Тапир-ЭКО", в модернизации нуждаются множество детских площадок Комсомольска-на-Амуре: значительное их количество сооружается из песка, который имеет свойство со временем утаптатываться, превращаясь в небезопасную поверхность, загрязняться, сдуваться ветром или "уходить" вместе с водой с основания. "Но объект-то изначально строится по всем нормам, и сдается - без проблем. Беда в том, что дальше его состояние слабо контролируется. Его нужно правильно обслуживать, - говорит Станислав Кузема. - Если доносить это до жителей, чтобы они понимали, что песчаное покрытие со временем приходит в негодность - возможно, они и задумаются, не выбрать ли другой вид покрытия. Мы живем в рынке, заставить никто никого не может".

Между тем, мне опять вспоминается презентация инвестпроекта, которую накануне показывают в городском "Агентстве инвестиций и развития". Там "запросы" предприятия обозначены предельно ясно: 80 тыс. квадратных метров покрытия из резиновой крошки в год. "1142 детских площадки по 70 кв. м", - добавлено курсивом. А среди возможных мер поддержки - "Нормативное регулирование использования материалов из резиновой крошки при строительстве муниципальных и краевых социальных объектов (муниципальный заказ)".

Поэтому следующий вопрос закономерен: а сколько это стоит?

Детская площадка в 100 квадратных метров, подсчитывает Станислав Кузема, может быть застелена покрытием производства "Тапир-ЭКО" за 150-200 тыс. рублей. Для управляющих компаний, считает он, это более чем доступно: на 100-квартирный дом платеж составит 200 рублей с квартиры, если разбить его на несколько лет - "это вообще несерьезная сумма: люди тратят гораздо большие деньги на то, что вообще в итоге не видят".  Пока же "Тапир-ЭКО" пытается наладить контакты и с застройщиками, и с УК: например, компания предлагала пробные образцы покрытия строителям одного из новых жилых домов и "управляйке" "Амурлифт". Ведутся переговоры и с местными производителями асфальтобетонной смеси.

"ПОДДЕРЖКА ЕСТЬ, НО МЫ РЕАЛИСТЫ"

Власти инвестора поддерживают, не отрицает директор "Тапир-ЭКО". Так, "Агентство инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре", принадлежащее муниципалитету, помогло компании в оформлении всех документов, необходимых для получения статуса резидента ТОР - именно благодаря ему предприятие "поселилось" в "Амурлитмаше" и получило право на налоговые льготы. Агентство также помогло проекту получить статус приоритетного по местным масштабам - его вывели на инвестиционный совет при главе Комсомольска-на-Амуре, что облегчило "Тапир-ЭКО" взаимодействие со всеми чиновниками администрации.

"Власти города к нам достаточно позитивны. Поддержка серьезная", - признает Станислав Кузема. На краевом уровне, продолжает он, идеи инвестора также находят понимание. "Начали активно общаться с министерством внешнеэкономических связей - для продвижения нашей продукции на иностранные рынки. Нам самим это непросто сделать, но мы получили поддержку и от министерства, и от краевого центра поддержки экспорта", - перечисляет он.

Впрочем, как и у любого бизнесмена, у Станислава Куземы есть и вопросы к чиновникам, отвечающим за работу механизмов развития Дальнего Востока.

- Нет, мы не жалеем, что расположились на территории "Амурлитмаша", - говорит он. - На своей - было бы комфортнее. Сейчас компания выплачивает в квартал порядка полумиллиона рублей за аренду помещений. Конечно, эти средства можно было бы направлять на цели производства. Но что значит построить свое? Вкладываться в капитальное строительство - это очень серьезно. Если бы мы начали строить цех, он в лучшем случае бы только подходил к завершению. При этом затраты составили бы в два-три раза больше: не 15 млн руб., а 30 млн руб. только на помещение. Мы бы с удовольствием пошли на другую площадку ТОР - "Парус", где сейчас пока чистое поле, если бы нам сказали: рассчитаетесь в процессе. Но этих механизмов изначально предложено не было. Хотя сейчас, как говорят, на "Парусе" уже есть такой проект - постройки стандартизированных модульных цехов для любого типа бизнеса.

Однако бизнесмен призывает "оставаться реалистами" в оценке действий власти.

- Может быть, где-то ожидали большей поддержки. Простой пример: резидент имеет право на льготное возмещение НДС. Но доказать его в налоговых органах для нового предприятия - очень сложно. С таможней проще, там более четкая регламентация. Но имеющейся поддержки нам в целом вполне достаточно. И мы надеемся, что преференции сыграют свою роль, когда мы выйдем на серьезные объемы. Пока на наших, небольших, их сложно ощутить, - говорит Станислав Кузема.

В городской администрации, кстати, обо всех проблемах инвестора хорошо знают -  проект в числе "образцовых", недаром он представлялся этим летом на выездном заседании краевого совета по предпринимательству губернатору Вячеславу Шпорту. "Проект "Тапир-ЭКО" - один из первых на сопровождении агентства, - напоминает первый заместитель главы Комсомольска-на-Амуре Евгений Коршиков. - В рамках реализации "дорожных карт" администрация города продолжает решать вопросы, важные для реализации проекта. Внесены изменения в городские правила благоустройства дворов, касающиеся использования резиновых покрытий во дворах. Организуются встречи с управляющими компаниями и председателями ТСЖ об их использовании. Прорабатываются возможности по использовании резиновой крошки в асфальтовом покрытии".

Мы опять выходим со Станиславом Куземой в цех. Там на удивление тихо - линия молчит. Стоит.

- Опять остановили, - говорит директор "Тапир-ЭКО". - Вот такой он, период отладки! Установку мы взяли с мощностью, покрывающей потребности города и близлежащих районов - Комсомольского, Амурского, Солнечного. Перспективные задумки, конечно, есть. Но сейчас главное выйти на рентабельность по текущему проекту, а это - год-полтора. Словом, следующий год будет для нас определяющим.

И как-то даже хочется верить, что "Тапир-ЭКО" будет крошить резину и дальше - не зря.