Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Полеты для жизни

Почему система авиаперевозок на Дальнем Востоке нуждается в обновлении

В середине декабря в правительстве РФ были обозначены новые поручения по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Большая их часть была связана с модернизацией аэропортов и совершенствованием авиаперевозок. EastRussia разбиралось, зачем Дальнему Востоку еще одна небольшая авиакомпания, если уже есть "дочка" "Аэрофлота" "Аврора".

Полеты для жизни
Фото: airlines-inform.ru
В частности, речь шла о новых принципах субсидирования региональных авиаперевозок в ДФО, выделении дополнительных средств на реконструкцию аэропортов, налоговых льготах для перевозчиков, работающих на внутрирегиональных рейсах. Поручения были связаны и с привлечением Сбербанка и Внешкэкономбанка к покупке новых воздушных судов для дальневосточных регионов, и с созданием нового регионального перевозчика на базе ключевой для ДФО авиакомпании «Аврора». Ожидается, что в первую очередь новая компания будет выполнять рейсы в Сахалинской области. Конкретные предложения по этим поручениям должны появиться уже к марту 2018 года.

Почему встал вопрос о создании нового авиаперевозчика? Неужели Дальнему Востоку не хватает «большой» «Авроры»? По данным, которые предоставила EastRussia пресс-служба компании, в 2017 году объемы пассажирских перевозок «Авроры» выросли на 13%, за первые 9 месяцев года авиакомпания перевезла 1,3 млн пассажиров. В том числе на социально значимых рейсах внутри Сахалинской области (где и планируется сейчас создать новую авиакомпанию) «Аврора» перевезла около 50 тыс. человек, выполнила более 1200 рейсов в этом году.

Однако это не закрывает всех потребностей Сахалина. Юрий Трутнев, полпред президента в ДФО, на правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока назвал тему авиаперевозок в целом одной из самых болезненных для федерального округа.

– Из 470 аэропортов и посадочных площадок, которые существовали в 1991 году, осталась, по сути дела, одна шестая часть. При этом Министерство транспорта сегодня докладывало о том, что они делают все возможное в рамках сегодняшнего финансирования. Но это не так, потому что в 2013 году в рамках государственных федеральных целевых программ было выделено на развитие аэропортового хозяйства 106,1 млрд, из них более 64 млрд просто пропало, – сказал Юрий Трутнев. – Пропало в силу того, что были плохо подготовлены проекты, несвоевременно проведена государственная экспертиза, а сейчас госэкспертиза просто не приняла эти проекты. В результате деньги перераспределились, а аэропорты не были построены или не были реконструированы. Соответственно, у людей нет возможности доехать до больницы, до роддома, то есть это прямая угроза жизни людей на Дальнем Востоке. Около 70% территории не обладает достаточной авиационной доступностью. Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение изучить этот вопрос отдельно и представить ему доклад о том, как это произошло, кто виноват, с предложениями о наказании виновных.

Такая проблема актуальна практически для всех дальневосточных регионов.

Осенью 2017-го, например, жители якутского города Олекминска направили петицию в адрес президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. Люди жалуются, что аэропорт в их городе работает от случая к случаю. Построен он был еще в 1941-1942 годах как один из пунктов трассы Аляска – Сибирь. С тех пор его взлетно-посадочная полоса имеет грунтовое, а не бетонное покрытие. И аэродром при любой непогоде превращается в сплошное месиво: самолеты не могут ни сесть, ни взлететь. Как пишут авторы петиции, похожие проблемы есть во многих аэропортах Якутии и других дальневосточных регионах, но в Олекминске проблема особенна острая, поскольку для городка авиация – по сути, единственный способ связи с внешним миром. Реконструкция аэропорта в Олекминске должна была начаться еще три года назад по программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года». Но из-за кризиса так и не началась.

– Конечно, издалека кому-то покажется, что мой родной Олекминск – глушь, на которую и внимания не стоит обращать, – рассказывает EastRussia Ольга Евсеева, сейчас жительница Якутска. – Но там ведь тоже люди живут. Точнее, в последние годы в основном уезжают: как жить-то в таких условиях? А вообще ситуация парадоксальная: в военные годы аэропорт за короткое время построить смогли, а в наши дни взлетную полосу забетонировать руки не доходят.

Разумеется, не везде ситуация такая острая, как в Олекминске. Но проблемы, тем не менее, в каждом регионе свои. Тяжело жить людям, в особенности в глубинке. А кроме прочего, без авиасообщения нет и нормальной реализации тех дальневосточных проектов, о которых там много говорится в последнее время.

– Состояние инфраструктуры большинства объектов вообще не отвечает современным требованиям, становится препятствием при реализации инвестиционных планов и развитии туристических направлений. Это не значит, что там ничего не сделано, есть и вполне позитивные примеры, связанные с развитием транспортных узлов, но их, к сожалению, меньше, чем мы вправе рассчитывать, – сказал на том же заседании правительственной комиссии Дмитрий Медведев.

Все перечисленное и стало поводом задуматься о создании в Сахалинской области нового регионального авиаперевозчика на базе «Авроры».

– Авиакомпания «Аврора» изначально была создана для обеспечения транспортной доступности территорий Дальневосточного федерального округа. Информацию о создании новой авиакомпании на базе «Аврора» для полета на местных авиалиниях мы воспринимаем как обращение государства – акцент на существующие проблемы полетов в малые населенные пункты с населением 200-3000 человек, которые не имеют аэропортов с искусственными взлетно-посадочными полосами, – рассказал EastRussia генеральный директор «Авроры» Константин Сухоребрик. – В первую очередь это касается жителей отдаленных районов, где нет надежного автомобильного или железнодорожного сообщения с региональными центрами. Качество жизни жителей этих поселений в разы хуже, чем у горожан. Даже элементарная возможность получить экстренную или высококвалифицированную медицинскую помощь вызывает сложности, не говоря уж о других потребностях. В непогоду, когда осадки размывают зачастую единственную дорогу к населенному пункту, люди оказываются фактически отрезанными от большой земли. Мы готовы принимать самое активное участие в развитии местных авиалиний. Люди и опыт такой есть.

Некоторое время назад региональный перевозчик – дочерняя структура «Авроры» – появился в Приморье. Как рассказывает Константин Сухоребрик, это радикально изменило ситуацию в регионе, прежде всего в плане транспортной доступности удаленных населенных пунктов.

– Начиная с 2014 года в Приморском крае проделана большая работа по восстановлению и развитию местных авиаперевозок. Администрация Приморского края приобрела три самолета DHC-6 Twin Otter 400 вместимостью 19 кресел, идет восстановление посадочных площадок и авиамаршрутов, существовавших в советское время, в пик авиационной активности гражданской авиации, – говорит он. – Налажена продажа электронных билетов в удаленных населенных пунктах. Эффект от вложенных средств и усилий – кратное увеличение пассажиропотока. Это беспрецедентный случай в истории малой авиации России.

В 2016 году, говорит Константин Сухоребрик, объем пассажирских перевозок авиакомпании «Аврора» в Приморском крае на воздушных судах DHC-6 составил 26 806 пассажиров, а это на 32% больше, чем в 2015-м (20 348 пассажиров). За десять месяцев 2017-го на DHC-6 перевезено 32 576 пассажиров – на 42% больше, чем за аналогичный период 2016-го.

– Сейчас авиакомпания «Аврора» выполняет девять регулярных внутрикраевых рейсов в Приморье на трех самолетах DHC-6: из Владивостока – в Кавалерово, Пластун, Терней, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку; один региональный рейс Кавалерово – Хабаровск. В ближайших планах – расширение маршрутной сети: открытие новых рейсов в поселок Восток и село Серафимовку. Также рассматривается вопрос о приобретении четвертого ВС DHC-6, – говорит Сухоребрик.

Теперь очередь за Сахалином.

– Сахалинская область – единственный в России островной регион, и для него транспортная проблема особенно актуальна. Нужно развивать полеты между небольшими населенными пунктами, а для этого понадобятся самолеты соответствующего класса, – пояснили EastRussia в пресс-службе правительства Сахалинской области. – Поэтому губернатор Сахалина Олег Кожемяко и выступил на правительственной комиссии с предложением о создании нового авиаперевозчика. И получил поддержку со стороны Медведева и Трутнева. Компанию создадут на базе «Авроры». Сейчас идет докапитализация этой авиакомпании, решаются вопросы покупки бортов для полетов на Северные Курилы и Шикотан. Кроме того, такое решение позволит создать новые рабочие места и увеличить налоговую отдачу.

Пока, однако, о конкретных параметрах проекта готовы говорить не все его возможные участники. Известно, что эту идею поддержал председатель правления Сбербанка Герман Греф. Собственно, и в правительстве РФ сейчас ожидают, что банк профинансирует приобретение воздушных судов для новой компании. Однако в пресс-службе Сбербанка корреспонденту EastRussia пояснили, что эту тему пока не комментируют. Не говорят о конкретных цифрах и сроках пока и в областном правительстве.

Конкретика сейчас есть совершенно точно у «Авроры». Планируется, что для внутрирегиональных перевозок на Сахалине будут приобретены те же самолеты-«трудяги», которые сейчас работают на всех существующих аэродромах и посадочных площадках Приморья, в том числе и не самых обустроенных.

– Канадский DHC-6 Series 400 Twin Otter – неприхотливый и надежный – создан с прицелом на эксплуатацию в труднодоступных районах. Благодаря своим техническим характеристикам эти самолеты могут использоваться даже на небольших аэродромах: при длине корпуса 15,8 м и размахе крыльев 19,8 м требуемая полоса взлета и посадки для данного самолета всего 360 м, – рассказывает Константин Сухоребрик. – Такие параметры подпадают под класс укороченных взлетно-посадочных характеристик. При этом DHС-6 пригоден для взлета-посадки на неподготовленных грунтовых площадках – и это немаловажно, учитывая, что многие взлетно-посадочные полосы для региональной авиации на Дальнем Востоке грунтовые.

Работа по созданию новой региональной авиакомпании на Сахалине должна начаться весной 2018 года. К марту должны стать полностью ясны все параметры этого проекта.