Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

It's time to catch up

Sergei Karaganov: "We need to go for rapprochement with Asia"

It's time to catch up

Karaganov

Member of the Presidium of the Council on Foreign and Defense Policy of the Russian Federation, political scientist, dean of the Faculty of World Economy and World Politics of the Higher School of Economics

Sergei Karaganov, political scientist and dean of the Faculty of World Economy and International Affairs at the Higher School of Economics, talks about why it is time to forget about megaprojects in the Far East.

- The development of the Far East is proclaimed a nation-wide priority from the highest rostrum in the country. But our fellow citizens are very suspicious of slogans. Do you think that there are any megaprojects that could accelerate the development of the Far East, most regions of which suffer from stagnation in the economy and demographic problems, remain depressed and subsidized?

- Fortunately, now we are witnessing a “turn in heads” that has finally begun among the ruling elite. So far, we are not talking about any megaprojects, and in this sense it is good that it was decided to abandon the program for the development of the Far East, developed when V. Ishaev was minister. In its unrealism and isolation from pressing market needs, it reminded of Soviet, and then, Russian securities of the 1990s, which echoed them. An approach based on the key role of megaprojects (BAM expansion, construction of a bridge to Sakhalin, etc.) is already a thing of the past. The era of megaprojects (symbolically and politically significant, but extremely costly) is finally over. Moreover, the costs of them would be disproportionate to the result: for example, the estimated amount of funding for the ministerial program is 3,8 trillion. rubles from the federal budget - many times exceeded the possibilities of the treasury. The slowdown in economic growth and, as a consequence, the need to cut government spending dictate the abandonment of megaprojects in favor of less loud and more pragmatic steps.

- Including the outside world? Repeating the name of the series of reports prepared by the Valdai Club with your direct participation - “To the Great Ocean”?

- The center of the world economy from the 1990-s began to shift rapidly to the Pacific Ocean. And Russia, too, is gradually, albeit belatedly, reorganized into the Asian vector of development, at least at the level of the adopted strategic documents and speeches of the country's leaders.

The attitude of the Russian political elite to the Asian vector of Russian foreign policy and to the development of Siberia and the Far East began to change. Previously, a possible turn to the East was often perceived as unnatural for the Russian political and cultural tradition, as a result of the authoritarian instinct of the Russian government. Now comes the realization of the objective necessity of using the opportunities of Asian growth in the interests of our eastern regions and Russia as a whole. But this understanding alone is not enough. It is necessary to fill Russian policy in the Asian direction with real content and be able to use our competitive advantages. While we are just learning this.

Back in June, 2013, at the St. Petersburg International Economic Forum, Vladimir Putin stressed that Russia could boost economic growth only if it reorients its exports to expanding Asian markets. This idea was also developed by the President of the country in the annual message to the Federal Assembly, when he called the rise of Siberia and the Far East “a national priority for the whole XXI century”. Thus, Putin once again fixed and even strengthened the call “to catch the Chinese wind in Russian sails” contained in his election articles.

- And this "Chinese wind" will not blow us away?

- The myth that Russia is ready to submit to the Chinese giant is "pumped" constantly. While Moscow - in which it should be given its due - has done everything possible to make these judgments remain at the level of philistine stereotypes. Friendly and warm relations with China are balanced by efforts to preserve and modernize nuclear potential, as well as to establish relations with all the states surrounding China. This is the most important in this case: we need to move closer not with China, but with Asia as such, with advanced Asia, with all countries that are on its territory. As early as the beginning of the 2000, Vladimir Ryzhkov and Alexander Khloponin, under the auspices of SWAP (Council for Foreign Defense Policy), prepared a report "New Strategies for Developing Siberia and the Far East." The key point of this program was the creation of the so-called international project "Siberia" - that is, the development of Siberia and the Far East using technologies and capitals from all Asian and European countries. I emphasize: not only Chinese, but Asian. I recall: at the beginning of 2000-ies. By its stupidity and because of its commitment to Eurocentrism, we have missed this opportunity, which is why, in the last decade, I think that 20-25 percent of GDP was missing. Today, we could be much richer, and the Far Eastern regions - much faster to move forward. True, even now our fears of China and the habit of Russian consciousness towards Eurocentrism greatly hamper the cause.

- But fears do not arise out of the blue, there are always reasons for this ...

- The most fertile ground for fears is ignorance. In the past few years, we have finally realized that the rise of Asia is serious and lasting. Fears also increased that without a coherent development strategy, the country's eastern regions could fall under the dominance of China, which rushed forward. The fact is that an inadequate understanding of the Chinese demographic threat to the eastern regions of the country has strengthened in the public consciousness and still dominates. Although the Chinese are now in the East of Russia much less than there were in the Russian Empire (or the Germans in today's Russia). Another question is that it is necessary, if possible, to prevent the creation of large compact settlements of the Chinese in Russian territories, but a different logic works here, and not the fear of expansion and annexation.

In addition, any positive scenario we have taken to accompany a lot of "but". When it comes to programs for the development of the Far East, they constantly turn to unproductive arguments about low population density, unfavorable climate and labor shortages. All these obstacles must be taken into account. But none of them can not be considered insurmountable. In the same Canada and Australia, similar indicators of population density, and for cooling houses in Australia spend no less energy in the summer than heating in winter in Siberia. If it is reasonable to use local (highly qualitative) human capital and create conditions that people do not run to the center of the country and more and more abroad (by the way, mainly to Asia), it will be possible to solve most of the problems with the labor force. It is also possible to involve migrant workers on a temporary basis from Central Asia, India, Vietnam, Korea, and China.

One way or another, the main thing now is to form in Russia a philosophy and a strategy of turning to a new Asia through the development of Siberia and the Far East. In order to take advantage of the opportunities of international cooperation with the APR countries, to seek there not only because of military-political or defensive, but also because of economic interests. Unfortunately, so far only the outlines of the strategy and philosophy of development of the Far Eastern region have appeared. What can we talk about if there is not even a geographical definition for it! Speech is only about the Far East, sometimes in conjunction with the Baikal region. Meanwhile, the macroregion, which would be oriented to the new Asian growth and indeed, as a locomotive, could pull the whole of Russia along with it, should also include Siberia, connected with the Far East historically and infrastructurally. Siberia is able to provide eastern territories with high-quality human capital. It has a huge production potential, and the task is primarily to overcome the main curse - the world's strongest continentality, because of which the region has been divorced from world markets.

- Any strategy sooner or later rests on financial issues. Where to take all this money?

- Of course, the new philosophy can not exist "in general", it must be supplemented by calculations of the cost and effectiveness of specific projects. It is quite obvious that the Far East, Siberia (including the Northern Sea Route and Arctic riches) can not be seriously developed without a massive attraction of foreign investment from the entire Pacific region, and even under the sovereign control of Russia. The development tool should be a series of regional projects with special (facilitated) customs, investment and tax regimes. The study of the history of the Russian development of Siberia in the XVII-XIX centuries. Convinces that the most productive is the stake on the development of private initiative. Although, of course, the government will have to make serious efforts to introduce into the reasonable framework "wild capitalism" that has developed in the region over the past two decades.

Creating a favorable investment climate in the Far East is a long and time-consuming task. Everything is important here, without exception. It is necessary to radically change the institutional environment in the development of the region's natural resources and provide access to them not only to state companies, but also to medium-sized enterprises, foreign investors and, in general, any economic agent that can effectively dispose of such resources. Courts should defend the institution of private property - then there is a chance for the return of Russian capital from offshore, from some British Virgin Islands. Essential benefits offered by the law on territories for advanced development discussed in the State Duma can attract Russian and foreign businesses to the Far East. And, of course, we can not ignore the ideological component - the media, which will actively promote the ideology that it is fashionable and cool to live and work in the Far East.

Anyway, there will be no more money for expensive megaprojects, it needs to be understood once and for all. It is necessary to use painfully the opportunities and advantages that are given to us by history and nature. The development of human capital and the removal of barriers to growth (primarily institutional and infrastructural) should replace the quasi-colonial combination of subsidies and resource development. The philosophy of the region's economic integration in the APR region should replace the philosophy of its use as the rear of a hypothetical external enemy.

- What can be considered in the Far East as our competitive advantages and what should we bet on first of all?

“We must recognize that the basis of the new economy of Siberia and the Far East has been and in the foreseeable future will remain natural resources. There is nothing wrong with using the wealth of nature. But this must be done with maximum benefit for the region. It is necessary that the resource sector not only created jobs, but also served as the core for the development of high-tech industries serving its needs - from the production of equipment for oil production to biotechnology in agriculture.

Raw materials are not just coal, oil or gas. Russia has excellent opportunities for the successful extraction and processing of rare earth metals. Their reserves in Russia are unique both in their quantity (about 30% of world reserves) and in quality. Almost all of them are located in Siberia and the Far East, and the Tomtor deposit in Western Yakutia is one of the largest in the world and just crazy for wealth. However, now, to the east of the Urals, rare-earth metals are practically not mined in Russia, only in recent years there have been prerequisites for changing this situation. In 2010, China, which provides 97% of world production of rare earth metals, has sharply reduced their exports, which led to a deficit in the market and rising prices. Russian stocks can replace the reduced supply from China to the industrialized countries (Japan, Korea, the states of Europe and North America), and also to be used inside the country. The production of construction materials and other products using rare earth metals in the major cities of southern Siberia could be the basis for creating a new high-tech cluster in the region and establishing close cooperation ties between the northern and southern regions. Such products have a good export potential: cheapness is ensured by the proximity of mineral raw materials, and ease of transportation is low weight.

Water resources of the Far Eastern region can be used not only as a generator of hydro power. Throughout the world, and especially in Asian countries, there is a growing shortage of water. This opens the way for expansion of water-intensive industries in Siberia and the Far East, in particular, the production of chemical fiber, cellulose and paper. Special prospects for agriculture, for which, in addition to fresh water, need arable land and pastures. On the whole Eurasian continent, only the east of Russia can boast a significant number of such territories.

Fish resources of the Far East can become a unique source of wealth. Under one condition - it will be necessary to attract the latest technology from Norway, Japan for the development of fish farming.

Finally, another advantage that nature gives Siberia and the Far East is tourism. The eternal talk that the development of tourism in the region will "ruin the ecology" is untenable, which is confirmed by the experience of many countries. For example, New Zealand or Costa Rica, where millions of ecotourists flock to.

- There are myths, but there is an objective reality. What stereotypes regarding the Far East do you consider to be untenable - and what do we have to admit, even if we don’t really want to do it?

- I do not share the opinion that it will be beneficial to turn Russia into a land transport corridor between Europe and Asia. The corridor is marginally useful. But the main thing is different. Railways are needed to overcome the continentality of Western and Eastern Siberia, to ensure their access to foreign markets. In terms of transit potential, it will be difficult to compete with the Chinese variants of the new Silk Road Transsib. Somewhat higher is the transit capacity of the Northern Sea Route, which makes sense to use in conjunction with the development (together with partners) of the raw materials of the Arctic shelf.

I am skeptical about the ritual calls to “rely on high-tech manufacturing industries” - an eternal attribute of many programs for the development of the Far Eastern region. Of course, you need to create them where there are conditions. It is beneficial for the state to export raw materials at high stages of processing. It is impossible not to be aware that Japan, Korea, China, Southeast Asia, the main world centers for the production of high-tech products with, as a rule, cheaper, abundant and well-organized labor force, are very close. Nearby are also Australia and Canada, which, due to efficient mining and deep processing of raw materials and high-tech agriculture, have become one of the most developed countries. It is also stupid to ignore the fact that the market of neighboring countries is primarily requesting processed high-processing raw materials and energy-intensive services (for example, information storage and processing centers that consume as much energy as aluminum plants), water-intensive goods, especially food and paper. , man-made fiber. In this case, we can offer only a limited number of export items. China, for example, buys paper, including in Finland. And it may very well be that this paper was produced from Russian wood exported to Finland. The feasibility of creating pulp and paper production in the Far East is quite understandable and explainable.

The economic and partly political turn to the Pacific Ocean, which is urgently needed for the development of the country, is slowing down not only because of lack of funds, inert bureaucracy and objective developmental difficulties, which are often exaggerated. The underlying and sometimes obvious inhibiting factor is the presence of two more competing development projects in Russia - the European and the Eurasian. So far, the Russian elites are not ready to make a choice in favor of one or to tie them together. But at least one hypostasis of the Eurasian Union is obvious and useful - it is the creation of an economic and political center that benefits everyone in conditions when globalization is gradually reborn into groups of regional blocs.

- For how long can stretch our way to the Great Ocean? And will Russia remain great by that time too?

- We lost 15 years, for which we could not decide on the development of the country's economy taking into account the eastern vector, missed part of the Asian boom. We will not overcome the backlog if we are economically bogged down in the persistent alignment of ties with the West and in the struggle of forces, instead of building immeasurably more productive and expedient ties in the eastern direction.

As for the unstable situation in Ukraine - it can last very long. But this moment can be used to attract qualified people, close to us by mentality and language, to Russia for permanent residence. For this, special state programs are needed that will make the territories of Siberia and the Far East attractive for the citizens of the former USSR.

In the Russian Empire, successes in the development of Siberia and the Far East were associated primarily with private enterprise, which operated with the support of the state, which provided people who mastered vast desert territories with the opportunity to receive a stable income. The task of the state does not change even now: it, above all, should create conditions in the Far East for the full development of business. That is how, with the help of economic levers and political will, the sovereignty of the country is strengthened. Other ways are much less effective. 

February 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пора наверстывать

Сергей Караганов: «Нам нужно идти на сближение с Азией»

Пора наверстывать

Сергей Караганов

Член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ, политолог, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Политолог, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов – о том, почему о мегапроектах на Дальнем Востоке пора забыть.

– Развитие Дальнего Востока провозглашено общегосударственным приоритетом с самой высокой трибуны в стране. Но наши сограждане очень недоверчиво относятся к лозунгам. Как вы считаете, есть ли вообще мегапроекты, которые могли бы ускорить развитие Дальнего Востока, большинство регионов которого страдают от стагнации в экономике и демографических проблем, остаются депрессивными и дотационными?

– К счастью, сейчас мы наблюдаем «поворот в головах», наконец-то начавшийся в среде властной элиты. Речь пока не идет о каких-либо мегапроектах, и в этом смысле хорошо, что от программы развития Дальнего Востока, разработанной в бытность министром В. Ишаева, решено было отказаться. Своей нереалистичностью и оторванностью от насущных рыночных потребностей она напоминала советские, а потом и вторившие им российские бумаги 1990-х гг. Подход, основанный на ключевой роли мегапроектов (расширение БАМа, строительство моста на Сахалин и т.д.), – это уже вчерашний день. Эпоха мегапроектов (символически и политически значимых, но крайне затратных мероприятий) закончилась окончательно. Тем более что расходы на них были бы несоразмерны результату: так, предполагавшийся объем финансирования министерской программы – 3,8 трлн. рублей из федерального бюджета – многократно превышал возможности казны. Замедление экономического роста и, как следствие, необходимость сокращения госрасходов диктуют сейчас отказ от мегапроектов в пользу менее громких и более прагматичных шагов.

– В том числе во внешний мир? Повторяя название серии докладов, подготовленных Валдайским клубом при вашем непосредственном участии, – «К Великому океану»?

– Центр мировой экономики с 1990-х годов начал ускоренно смещаться на Тихий океан. И Россия тоже постепенно, хоть и с запозданием, перестраивается на азиатский вектор развития, по крайней мере, на уровне принимаемых стратегических документов и выступлений руководителей страны.

Отношение российской политической элиты к азиатскому вектору российской внешней политики и к развитию Сибири и Дальнего Востока начало меняться. Раньше возможный поворот на Восток зачастую воспринимали как противоестественный для российской политической и культурной традиции, как результат авторитарного инстинкта российской власти. Сейчас приходит осознание объективной необходимости того, чтобы использовать возможности азиатского роста в интересах наших восточных регионов и России в целом. Но одного этого понимания мало. Необходимо наполнить российскую политику на азиатском направлении реальным содержанием и суметь использовать наши конкурентные преимущества. Пока мы этому только учимся.

Еще в июне 2013 г. на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин подчеркнул, что форсировать экономический рост Россия сможет, только если переориентирует свой экспорт на расширяющиеся азиатские рынки. Эту мысль президент страны развивал и в ежегодном послании Федеральному собранию, когда назвал подъем Сибири и Дальнего Востока «национальным приоритетом на весь XXI век». Тем самым, Путин еще раз зафиксировал и даже усилил содержащийся в его предвыборных статьях призыв «поймать китайский ветер в российские паруса».

– А этот «китайский ветер» нас не сдует?

– Миф о том, что Россия готова подчиниться китайскому гиганту, «подкачивается» постоянно. При том, что Москва – в чем надо отдать ей должное – сделала все возможное, чтобы эти суждения остались на уровне обывательских стереотипов. Дружеские и теплые отношения с Китаем уравновешены усилиями по сохранению и модернизации ядерного потенциала, а также налаживанием отношений со всеми государствами, окружающими Поднебесную. Это в данном случае самое важное: нам нужно идти на сближение не с Китаем, а с Азией как таковой, с передовой Азией, со всеми странами, которые находятся на ее территории. Еще в начале 2000-х годов Владимир Рыжков и Александр Хлопонин под эгидой СВОПа (Совета по внешней оборонной политике) подготовили доклад «Новые стратегии освоения Сибири и Дальнего Востока». Ключевым пунктом этой программы было создание так называемого международного проекта «Сибирь» – то есть развитие Сибири и Дальнего Востока с использованием технологий и капиталов из всех азиатских и европейских стран. Подчеркиваю: не только китайских, а азиатских. Напоминаю: в начале 2000-х годов. По глупости своей и из-за приверженности к европоцентризму мы эту возможность тогда упустили, из-за чего за последнее десятилетие недосчитались, думаю, 20-25 процентов ВВП. Сегодня мы могли бы быть намного богаче, а дальневосточные регионы – куда быстрее продвигаться вперед. Правда, и сейчас наши страхи перед Китаем и привычка русского сознания к европоцентризму сильно мешают делу.

– Но страхи не возникают на ровном месте, этому всегда есть причины…

– Самая питательная почва для страхов – неосведомленность. В последние несколько лет мы, наконец, поняли, что подъем Азии — это всерьез и надолго. Возросли и опасения, что без внятной стратегии развития восточные регионы страны могут попасть под доминирование, рванувшего вперед Китая. Дело в том, что в общественном сознании укрепилось и до сих пор властвует неадекватное представление о китайской демографической угрозе восточным регионам страны. Хотя китайцев сейчас на Востоке России гораздо меньше, чем было в Российской империи (или немцев – в нынешней России). Другой вопрос, что нужно по возможности не допускать создания больших компактных поселений китайцев на российских территориях, но тут работает иная логика, а не страх экспансии и аннексии.

Кроме того, любой позитивный сценарий у нас принято сопровождать множеством «но». Когда речь идет о программах развития Дальнего Востока, постоянно обращаются к непродуктивным аргументам по поводу низкой плотности населения, неблагоприятного климата и нехватки рабочей силы. Все эти препятствия надо учитывать. Но ни одно из них нельзя считать непреодолимым. В тех же Канаде и Австралии сходные показатели плотности населения, а на охлаждение домов в Австралии летом тратят не меньше электроэнергии, чем на отопление зимой в Сибири. Если разумно использовать местный (весьма качественный) человеческий капитал и создавать условия, чтобы люди не бежали в центр страны и все больше за границу(кстати, преимущественно в Азию), удастся решить большую часть проблем с рабочей силой. Можно также привлекать на временной основе гастарбайтеров из Центральной Азии, Индии, Вьетнама, Кореи, того же Китая.

Так или иначе, главное сейчас — сформировать в России философию и стратегию поворота к новой Азии через развитие Сибири и Дальнего Востока. Чтобы, используя возможности международного сотрудничества со странами АТР, стремиться туда уже не только из-за военно-политических или оборонительных, но и из-за экономических интересов. К сожалению, пока появились лишь очертания стратегии и философии развития дальневосточного региона. О чем можно говорить, если для него нет даже географического определения! Речь ведут только о Дальнем Востоке, иногда в соединении с Прибайкальем. Между тем, макрорегион, который был бы ориентирован на новый азиатский рост и действительно, как локомотив, смог бы вытянуть за собой всю Россию, должен включать в себя также Сибирь, связанную с Дальним Востоком исторически и инфраструктурно. Сибирь способна обеспечить восточные территории качественным человеческим капиталом. Она имеет огромный производственный потенциал, и задача состоит в первую очередь в преодолении главного проклятия — самой сильной в мире континентальности, из-за которой регион оказался оторван от мировых рынков.

– Любая стратегия рано или поздно упирается в финансовые вопросы. Где взять на все это деньги?

– Разумеется, новая философия не может существовать «вообще», она должна дополняться расчетами стоимости и эффективности конкретных проектов. Совершенно очевидно, что Дальний Восток, Сибирь (в том числе Севморпуть и арктические богатства) невозможно всерьез развивать без массированного привлечения иностранных инвестиций из всего Тихоокеанского региона, да и Европы под суверенным контролем России. Инструментом развития должны стать серии региональных проектов с особыми (облегченными) таможенными, инвестиционными и налоговыми режимами. Изучение истории русского освоения Сибири в XVII-XIX вв. убеждает, что наиболее продуктивна ставка на развитие частной инициативы. Хотя, разумеется, государству придется предпринять серьезные усилия, чтобы ввести в разумные рамки «дикий капитализм», сложившийся в регионе за последние два десятилетия.

Создание благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке дело долгое и трудоемкое. Тут важно все без исключения. Требуется кардинально изменить институциональную среду в освоении природных ресурсов региона и обеспечить доступ к ним не только государственным компаниям, но и средним предприятиям, иностранным инвесторам и вообще любому экономическому агенту, который умеет эффективно распоряжаться такими ресурсами. Суды должны защищать институт частной собственности – тогда есть шанс на возвращение российских капиталов из оффшоров, с каких-нибудь Британских Виргинских островов. Существенные льготы, которые предлагает обсуждающийся сейчас в Госдуме закон о территориях опережающего развития, могут привлечь на Дальний Восток российский и зарубежный бизнес. И естественно, нельзя сбрасывать со счетов идеологическую составляющую – СМИ, которые станут активно продвигать идеологемы о том, что жить и работать на Дальнем Востоке модно и круто.

Так или иначе, денег на дорогие мегапроекты больше не будет, это нужно понять раз и навсегда. Придется рачительно использовать те возможности и преимущества, которые даны нам историей и природой. Развитие человеческого капитала и снятие барьеров для роста (в первую очередь институциональных и инфраструктурных) должны прийти на смену квазиколониальному сочетанию субсидирования и ресурсного освоения. Философия экономической интеграции региона в АТР регион должна заместить философию его использования в качестве тыла перед гипотетическим внешним врагом.

– Что же можно считать на Дальнем Востоке нашими конкурентным преимуществами и на что в первую очередь делать ставку?

– Мы должны признать, что основой новой экономики Сибири и Дальнего Востока были и в обозримом будущем останутся природные ресурсы. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать богатства, данные природой. Но делать это необходимо с максимальной пользой для региона. Нужно, чтобы ресурсный сектор не просто создавал рабочие места, но и служил ядром для развития высокотехнологичных отраслей, обслуживающих его потребности, – от производства оборудования для нефтедобычи до биотехнологий в сельском хозяйстве.

Сырье – это не только уголь, нефть или газ. Россия обладает великолепными возможностями для успешной добычи и переработки редкоземельных металлов. Их запасы в России уникальны и по своему количеству (около 30% мировых запасов), и по качеству. Почти все они расположены в Сибири и на Дальнем Востоке, а Томторское месторождение в Западной Якутии является одним из крупнейших в мире и просто сумасшедшим по богатству. Однако сейчас к востоку от Урала редкоземельные металлы в России практически не добывают, лишь в последние годы появились предпосылки к тому, чтобы изменить такую ситуацию. В 2010 г. Китай, обеспечивающий 97% мирового производства редкоземельных металлов, резко снизил их экспорт, что привело к дефициту на рынке и росту цен. Российские запасы могут заместить сократившиеся поставки из Китая в промышленно развитые страны (Японию, Корею, государства Европы и Северной Америки), а также использоваться внутри страны. Производство конструкционных материалов и других видов продукции с использованием редкоземельных металлов в крупных городах юга Сибири могло бы стать основой для создания в регионе нового высокотехнологичного кластера и установления тесных кооперационных связей между северными и южными районами. Такая продукция имеет хороший экспортный потенциал: дешевизну ей обеспечивает близость минерального сырья, а легкость транспортировки – малый вес.

Водные ресурсы дальневосточного региона могут быть использованы не только как генератор гидроэнергии. Во всем мире, и особенно в азиатских странах, ощущается нарастающая нехватка воды. Это открывает перспективы для расширения в Сибири и на Дальнем Востоке водоемких производств – в частности, производства химволокна, целлюлозы и бумаги. Особые перспективы у сельского хозяйства, для которого, кроме пресной воды, нужны пахотные земли и пастбища. На всем евразийском континенте только восток России может похвастаться значительным числом таких территорий.

Уникальным источником богатств могут стать рыбные ресурсы Дальнего Востока. При одном условии – потребуется привлечь новейшие технологии из Норвегии, Японии для развития рыборазведения.

Наконец, еще одно преимущество, которое дарит Сибири и Дальнему Востоку природа, – это туризм. Вечные разговоры о том, что развитие туризма в регионе «погубит экологию», несостоятельны, что подтверждает опыт множества стран. Например, Новой Зеландии или Коста-Рики, куда стекаются миллионы экотуристов.

– Есть мифы, а существует объективная реальность. Какие стереотипы относительно Дальнего Востока Вы считаете несостоятельными – а что нам придется признать, даже если делать это не очень хочется?

– Я не разделяю мнение о том, что Россию будет выгодно превратить в транспортный сухопутный коридор между Европой и Азией. Коридор маргинально полезен. Но главное – в другом. Железные дороги необходимы для преодоления континентальности Западной и Восточной Сибири, обеспечения их выхода на внешние рынки. По транзитному потенциалу конкурировать с китайскими вариантами нового шелкового пути Транссибу, будет трудно. Несколько выше можно оценивать транзитные возможности Северного морского пути, которые есть смысл использовать совместно с освоением (вместе с партнерами) сырьевых ресурсов арктического шельфа.

Скептическое отношение вызывают у меня ритуальные призывы «опираться на высокотехнологические обрабатывающие производства» – вечный атрибут многих программ развития дальневосточного региона. Создавать их, конечно, нужно, там, где есть условия. Для государства выгодно экспортировать сырье на высоких стадиях переработки. Нельзя не отдавать себе отчет, что совсем рядом находятся Япония, Корея, Китай, Юго-Восточная Азия — главные мировые центры производства высокотехнологичной продукции с, как правило, более дешевой, обильной и, хорошо организованной рабочей силой. Рядом также Австралия и Канада, которые за счет эффективной добычи и глубокой переработки сырья и высокотехнологичного сельского хозяйства встали в ряд самых развитых государств. Глупо не замечать и того, что рынок близлежащих стран запрашивает в первую очередь переработанное сырье высоких переделов и энергоемкие услуги (например, центры хранения и переработки информации, потребляющие столько же энергии, сколько и заводы по производству алюминия), водоемкие товары, особенно продовольствие, бумагу, химволокно. Мы в данном случае можем предложить лишь ограниченное число экспортных позиций. Китай, например, закупает бумагу, в том числе в Финляндии. Причем очень может быть, что произведена эта бумага из российской древесины, экспортированной в Финляндию. Целесообразность создания целлюлозно-бумажных производств на Дальнем Востоке вполне понятна и объяснима.

Остро необходимый для развития страны экономический и частично политический поворот к Тихому океану замедляется не только из-за недостатка средств, косной бюрократии и объективных трудностей развития, которые очень часто преувеличивают. Подспудным, а иногда и явным тормозящим фактором выступает сейчас наличие еще двух конкурирующих проектов развития России — европейского и евразийского. Пока что российские элиты не готовы сделать выбор в пользу какого-то одного или увязать их воедино. Но, по крайней мере, одна ипостась Евразийского союза очевидна и полезна — это создание экономико-политического центра, выгодного всем в условиях, когда глобализация постепенно перерождается в группы региональных блоков.

– На какой же срок может растянуться наш путь к Великому океану? И останется ли Россия к тому времени тоже великой?

– Мы потеряли 15 лет, за которые не смогли определиться с развитием экономики страны с учетом восточного вектора, упустили часть азиатского бума. Мы не преодолеем отставание, если экономически увязнем в настойчивом выстраивании связей с Западом и в борьбе сил, вместо того, чтобы выстраивать неизмеримо более продуктивные и целесообразные связи на восточном направлении.

Что же касается нестабильной ситуации на Украине – продлиться она может еще очень долго. Но этот момент можно использовать для привлечения в Россию на постоянное место жительства квалифицированных людей, близких нам по менталитету и языку. Для этого нужны специальные государственные программы, которые сделают территории Сибири и Дальнего Востока привлекательными для переезда граждан бывшего СССР.

В Российской империи успехи в развитии Сибири и Дальнего Востока были связаны в первую очередь с частным предпринимательством, действовавшим при поддержке государства, которое обеспечивало людям, осваивавшим огромные пустынные территории, возможность получать стабильный доход. Задача государства не меняется и теперь: оно, прежде всего, должно создавать на Дальнем Востоке условия для полноценного развития бизнеса. Именно так, с помощью экономических рычагов и политической воли и укрепляется суверенитет страны. Прочие пути гораздо менее эффективны.