Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пошли на взлет

Предприятия ОПК остаются базой для развития высокотехнологичной экономики Дальнего Востока

Простои и отсутствие заказов, нехватка квалифицированных кадров, невыплата зарплаты и угроза закрытия – все эти проблемы еще совсем недавно были актуальными для многих оборонных предприятий Дальнего Востока. Сейчас, возможно, не все еще острые вопросы сняты, тем не менее ситуация кардинально изменилась. Какие меры позволили дальневосточному ОПК выйти из затяжного кризиса и возобновить интенсивное развитие, выясняло EastRussia.

Пошли на взлет
Фото: russianhelicopters.aero
«НУЖЕН ФРОНТ РАБОТ»
«Ключевая роль в развитии высокотехнологичной экономики Дальнего Востока отводится предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Следует учитывать, что помимо производства профильной продукции ОПК является катализатором ускоренного развития наукоемкой продукции гражданского назначения». Это цитата из госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», разработанной в 2013 году и рассчитанной до 2025 года.

Однако в документе, помимо значения ОПК для Дальнего Востока, отмечались и проблемы. Из нескольких предприятий оборонно-промышленного комплекса ДФО мощности многих компаний на тот момент оказывались загружены в лучшем случае наполовину (и это несмотря на растущие объемы гособоронзаказа), значительная доля оборудования устарела морально и технически; давал о себе знать и кадровый дефицит.

В некоторых случаях ситуация выходила из-под контроля. Как, например, на старейшем на Дальнем Востоке, некогда ведущем предприятии отрасли – владивостокском «Радиоприборе». Компания, в свое время награжденная орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почета» за заслуги в разработке и производстве специальной техники, оказалась на грани банкротства. Работа его была заморожена, перед сотрудниками накопились огромные долги по зарплатам.

В последние месяцы, заметим, вопрос был решен: на предприятии создано 200 новых рабочих мест, возобновился выпуск оборонной продукции.

– Сейчас полностью завершена инвентаризация имущества предприятия. Часть имущества продана, полученные от продажи средства пойдут на выплату долгов по зарплате сотрудникам завода, – рассказали EastRussia в пресс-службе департамента промышленности Приморского края. – Ранее из краевого бюджета 178 млн рублей пошли на частичный расчет с сотрудниками «Радиоприбора». Обновленный завод, как запланировано, первую продукцию выпустит в 2018 году. Кроме того, есть планы по развитию диверсификация производства на «Радиоприборе».

На других заводах ситуация была не столь критичной. Однако предприятиям зачастую не хватало «фронта работ», хотя у них были все возможности работать вполне успешно. Так, в 2002 году корабелы Амурского судостроительного завода составили обращение в адрес президента Владимира Путина: просили, как они сами подчеркивали, не денег, а поддержки и возможности работать в полную силу. Под петицией подписались более 4 тыс. работников завода, на заводе прошел многотысячный митинг. Амурский судостроительный завод, градообразующее предприятие Комсомольска-на-Амуре и ведущее в своей отрасли, в 90-е остался без гособоронзаказа. А в начале 2000-х, уже после того как завод был определен головным исполнителем ремонта подводных лодок Тихоокеанского флота и экспортных контрактов, Россудостроение передало эти контракты другому предприятию.

Не слишком изменилась ситуация и 10 лет спустя. По состоянию на 2012 год из 30 с лишним предприятий ОПК, работающих в ДФО, только 14 имели гособоронзаказ, причем даже их загрузка составляла всего от 25 до 40%, и это притом, что в 2010-2012 годах прирост по оборонным заказам на Дальнем Востоке составлял в среднем 30%. Однако доля дальневосточных предприятий в общероссийском гособоронзаказе составляла тогда всего 4,8%, при этом дебиторская задолженность оборонных заводов ДФО достигла 36 млрд рублей, кредиторская – 60 млрд рублей.  
Словом, решать проблему загруженности дальневосточных предприятий ОПК в любом случае нужно было не точечно, а комплексно.

ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Разработать меры господдержки ОПК Дальнего Востока (а оборонные предприятия в ДФО представлены в первую очередь судо- и авиастроением), специальные программы по подготовке инженерных кадров для дальневосточных высокотехнологичных производств (в первую очередь – оборонных), сделать акцент на внедрение инноваций – эти задачи по развитию ОПК в регионе были не только поставлены, но и в большой степени выполнены. Использовали на оборонных предприятиях Дальнего Востока и совершенно новые для России экономические возможности – например, судостроительный комплекс «Звезда» вошел как резидент в территорию опережающего развития «Большой Камень».

Одновременно президент России поставил задачу по диверсификации ОПК. Напомним: к 2020 году доля гражданской продукции, выпускаемой оборонными предприятиями, должна составлять не менее 17%, к 2025 – 30% и более, к 2030 году – до 50%.

Несмотря на все сложности, такая задача оказалась для дальневосточных предприятий посильной. Те из них, которые специализируются на авиастроении и судостроении, и прежде производили продукцию как военного, так и гражданского назначения. И для большинства таких компаний диверсификация стала не началом новой работы, а продолжением той, что велась и прежде.

Так, в перечне продукции Амурского судостроительного завода значатся подводные лодки, сторожевые корабли «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий», «Бойкий». А недавно Тихоокеанскому флоту завод передал корвет «Совершенный» – судно особого назначения с уникальными возможностями. Но одновременно предприятие выпускает и «мирную» продукцию: плавучие ДОКи, суда экологического мониторинга и сейсморазведки, промысловые боты, оборудование для нефтедобычи и т.д.

На комсомольском авиазаводе «КнААЗ» (филиал ПАО «Компания «Сухой») в беседе с корреспондентом EastRussia упомянули, представляя продукцию, как об истребителях 5-го поколения, так и о пассажирском 139-м «Суперджете».

Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» (входит в холдинг «Вертолеты России») по заказу Минобороны поставит новейшие боевые вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и «Катран». Но перед предприятием стоит задача наладить и массовый выпуск гражданских вертолетов Ка-62.

Для компании «Восточная верфь», отметившей в этом году 65-летие, диверсификация всегда была делом обычным – даже когда российским судостроителям это слово было неизвестно. Предприятие традиционно выпускало как военные корабли для Тихоокеанского флота (всего за годы работы «Восточной верфи» их произведено 500), так и рыболовецкие суда (их на предприятии построено более 130).

Завод «Звезда» (Приморский край, город Большой Камень») специализируется на ремонте подводных лодок Тихоокеанского флота и является единственным на Дальнем Востоке предприятием по ремонту, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев. В то же время, как рассказали в пресс-службе завода, предприятие занимается строительством и обслуживанием судов гражданского назначения, работами в сфере машиностроения, трубопроводным производством и даже выпускает товары народного потребления: мебель, паруса и тенты, сейфы и т.д.

– Перспективы перевода части заказов на гражданскую тематику важны, так как после 2020 года объем финансирования гособоронзаказа будет уменьшен. Приморские заводы в этом направлении демонстрируют успехи, так, завод «Аскольд» сегодня отчитался о больших объемах производства арматуры в рамках программы импортозамещения. Вопрос перевода предприятий оборонки – это прежде всего вопрос подготовки кадров и разработки технологий. Взаимодействие с ДВФУ в этом плане – хороший пример, когда научную мысль подхватывает производство, – сообщил на совещании по развитию ОПК в Приморском крае вице-премьер регионального правительства Василий Усольцев.
Сейчас дальневосточные оборонные предприятия готовы к тому, чтобы не только самостоятельно выпускать гражданскую продукцию, но и обеспечить работой другие компании.

В частности, как рассказали ЕastRussia в пресс-службе департамента промышленности Приморского края, сейчас в регионе работают над формированием судостроительного и авиационного кластера. Суть в том, чтобы крупные приморские заводы выполнение части заказов отдавали местным предприятиям, в том числе малым. «А предприятий, которые готовы взяться за выполнение таких заказов, прежде всего по гражданской продукции (например, рыболовецких судов) в регионе не менее двух десятков», – пояснили в пресс-службе.

Особым этапом для судостроительных и судоремонтных предприятий Дальнего Востока станет поступление заказов от добывающих компаний. В частности, на той же «Звезде» заказы размещают или планируют разместить «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и другие компании-гиганты. Речь о производстве ледокольных и других снабжающих судов, буровых платформ, иного оборудования, связанного с нефтегазодобычей. И такие заказы решают одновременно несколько задач: это и диверсификация оборонных предприятий, и импортозамещение, и новые рабочие места, и приток инвестиций в регион.

Что же касается внедрения высоких технологий, то, как заметили в пресс-службе Амурского судостроительного завода, «на оборонных предприятиях вся продукция высокотехнологичная».
В этой связи, безусловно, встает вопрос подготовки кадров для таких предприятий. Оборонные заводы Дальнего Востока сейчас активно сотрудничают с вузами: там готовят специалистов «под потребности» конкретных предприятий.

Такое взаимодействие налажено, например, между филиалом ДВФУ в Арсеньеве и заводами «Прогресс» и «Аскольд».

– Арсеньев находится вдали от крупных городов, и уже поэтому привлечь квалифицированных специалистов для работы на местных предприятиях непросто, – рассказал EastRussia Юрий Огнев, директор филиала, доктор технических наук, профессор. – Поэтому мы давно уже работаем в тесной связке с местными предприятиями ОПК: готовим специалистом по вертолето- и самолетостроению, бакалавров по авиастроению, по конструкторско-технологическому обеспечению машиностроительных производств. Заводы заинтересованы в сотрудничестве с нами, а мы – с ними: в учебном процессе мы используем заводские лаборатории; сотрудники предприятий работают со студентами; ребята проходят там практику. Более того, после второго курса у нас все студенты дневного отделения в обязательном порядке работают неполный рабочий день на заводах на инженерных должностях. В последнее время, замечу, инженерные специальности стали пользоваться популярностью у абитуриентов. Ребята научились ориентироваться на перспективу. Они видят, что наши выпускники составляют основу инженерных кадров на заводах, получают достойную зарплату. Да и стипендии у будущих инженеров повышенные.

ДЛЯ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ РОДИНЫ
Стоит сказать, что ведущие оборонные предприятия Дальнего Востока – это по большей части подразделения федеральных структур, поэтому говорить о рывке в их развитии как о неком «дальневосточном чуде» было бы все же некоторым преувеличением. Так, арсеньевский «Прогресс» входит в холдинг «Вертолеты России», авиазавод «КнААЗ» – филиал компании «Сухой». Да и возрождение уже упомянутого «Радиоприбора» оказалось связано со сменой собственника. Создать около 200 рабочих мест, возобновить производство стало возможно только после того, как владельцем «Радиоприбора» стал Дубненский машиностроительный завод имени Федорова, входящий в свою очередь в концерн «РТИ».

Несомненный и главный плюс такой ситуации – стабильная загруженность работой. С другой стороны, это в определенном смысле тормозит самостоятельность предприятий.

– Сегодня вся структура производственного заказа формируется в рамках холдингов. И если бы мы хотели играть внутри региональной кооперации, то нам это не удастся, – заявил Юрий Денисенко, управляющий директор завода «Прогресс» на совещании руководителей предприятий ОПК. – Барьеры, которые созданы в рамках холдинга, загоняют нас на свободные производственные площадки самих холдингов. Нам говорят: «Покупайте детали не там, где считаете нужным, а в Улан-Удэ, в Казани». И во все остальном та же тенденция. Но все же главная задача промышленности Приморского края – это не потерять человеческие ресурсы. Научно-технические возможности в крае формируются по мере развития производственных процессов и зависят от создания кадрового потенциала.

Тем не менее работа, проведенная в последние годы, уже принесла результаты. Юрий Денисенко упомянул о 32 тыс. рабочих мест на оборонных предприятиях Приморского края. А вот что отмечается в программе «Развитие промышленного производства Хабаровского края», утвержденной на рубеже 2016-2017 годов (отметим: именно в Приморском и Хабаровском краях сосредоточены почти все оборонные предприятия Дальнего Востока).

«Основу промышленного производства региона составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса. Предприятия ОПК задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности, формируют научно-технический и кадровый потенциал промышленного комплекса края и государства, – говорится в документе. – Доля ОПК в объеме отгруженной продукции промышленного комплекса составляет около 60%, по численности занятых работников – более 50%. По налоговым поступлениям в бюджет края ведущие предприятия ОПК входят в десятку крупнейших налогоплательщиков края. Наряду с военной продукцией предприятия ОПК выпускают гражданскую продукцию, доля которой составляет около 11% в объеме производства».

На недавнем Восточном экономическом форуме Владимир Путин отметил, что экономический рост в ДФО за 3 года составил 8,6%, рост ВРП 4,2%, что существенно больше средних показателей по стране. За это же время объем гособоронзаказа для дальневосточных предприятий увеличился в 10 раз. Надо полагать, эти цифры взаимосвязаны.