Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Went to take off

The enterprises of the defense industry remain the basis for the development of the high-tech economy of the Far East

Downtime and lack of orders, lack of qualified personnel, non-payment of salaries and the threat of closure - all these problems have recently been relevant for many defense enterprises in the Far East. Now, perhaps, not all the acute issues have been dropped, but the situation has changed radically. What measures allowed the Far Eastern military industrial complex to get out of the protracted crisis and resume intensive development, EastRussia found out.

Went to take off
Photo: russianhelicopters.aero
"NEEDS FRONT WORKS"
"A key role in the development of the high-tech economy of the Far East is assigned to enterprises of the defense industry complex. It should be borne in mind that in addition to the production of core products, the defense industry is a catalyst for the accelerated development of science-intensive products for civil use. " This is a quote from state programs "Social and economic development of the Far East and the Baikal region", developed in 2013 and calculated up to 2025 year.

However, in the document, in addition to the value of the DIC for the Far East, problems were also noted. Of the several enterprises of the DFO military-industrial complex, the capacities of many companies at that time were loaded at best by half (and this despite the growing volumes of state defense orders), a significant proportion of the equipment is outdated morally and technically; The personnel shortage made itself felt.

In some cases, the situation went out of control. As, for example, in the oldest in the Far East, once the leading enterprise of the industry - the Vladivostok Radio Equipment. The company, once awarded the Orders of the Red Banner of Labor and the Badge of Honor for services to the development and production of special equipment, was on the verge of bankruptcy. His work was frozen, huge salary debts accumulated in front of employees.

In recent months, we note that the issue was resolved: the company created 200 new jobs, and the release of defense products was resumed.

- The inventory of the enterprise’s property has now been fully completed. A part of the property sold, the funds received from the sale will go to pay wage arrears to the plant’s employees, ”told the press service of the Primorsky Krai industry department. - Earlier from the regional budget 178 million rubles went for a partial calculation with the staff of "Radiopribor". The upgraded plant, as planned, will launch first products in 2018 year. In addition, there are plans for the development of diversification of production at the "Radio Equipment".

At other plants, the situation was not so critical. However, enterprises often lacked the "front of work", although they had all the opportunities to work quite successfully. So, in 2002 the shipbuilders of the Amur Shipyard composed an appeal addressed to President Vladimir Putin: they asked, as they themselves stressed, not money, but support and the opportunity to work in full force. More than 4 thousand employees of the plant signed a petition, and a rally was held at the plant. Amur Shipbuilding Plant, the city-forming enterprise of Komsomolsk-on-Amur and leading in its industry, remained in 90 without a state defense order. And at the beginning of the 2000, after the plant was identified as the main contractor for the repair of submarines of the Pacific Fleet and export contracts, Rossudostroenie transferred these contracts to another enterprise.

The situation has not changed too much over the years. As of 10, the year from 2012 with more than DIC enterprises operating in the DFO, only 30 had a state defense order, and even their load ranged from 14 to 25%, and this is also the case for defense orders in the Far East in 40-2010 averaged 2012%. However, the share of Far Eastern enterprises in the all-Russian state defense order was then only 30%, while the receivables of the defense factories of the FEFD reached 4,8 billion rubles, the accounts payable - 36 billion rubles.  
In a word, it was necessary to solve the problem of congestion in the Far Eastern enterprises of the defense industry in any case not point-by-point, but in a complex manner.

IN ALL DIRECTIONS
Develop state support measures OPK of the Far East (and defense enterprises in the Far Eastern Federal District are represented primarily by shipbuilding and aircraft building), special programs to train engineers for the Far Eastern high-tech industries (primarily defense), to focus on the introduction of innovations - these tasks for the development of the defense industry in the region were not only delivered but also largely met. Used at the defense enterprises of the Far East and completely new economic opportunities for Russia - for example, the shipbuilding complex Zvezda entered as a resident in the territory of advanced development of the Bolshoi Kamen.

At the same time, the President of Russia set the task to diversify the defense industry. Recall: to 2020, the share of civilian products manufactured by defense enterprises should be at least 17%, to 2025 - 30% and more, to 2030 to 50%.

Despite all the difficulties, such a task turned out to be feasible for Far Eastern enterprises. Those of them who specialize in aircraft manufacturing and shipbuilding, and previously produced products of both military and civilian purposes. And for most of these companies, diversification was not the beginning of a new job, but a continuation of the one that was conducted before.

So, in the list of products Amur Shipyard appear submarines, guard ships "Steregushchy", "savvy", "resistant", "Boyky". Recently, the plant handed over to the Pacific Fleet the corvette “Perfect” - a special purpose vessel with unique capabilities. But at the same time, the company also produces "peaceful" products: floating docks, environmental monitoring and seismic survey vessels, field bots, equipment for oil production, etc.

At the Komsomol aircraft factory "KnAAZ" (a branch of PJSC "Company" Sukhoi ") in an interview with an EastRussia correspondent mentioned, introducing the products, both of the 5-generation fighter jets and the X-NUMX passenger Superjet.

Arsenyev airline "Progress" (included in the holding company "Helicopters of Russia") on the order of the Ministry of Defense will deliver the latest combat helicopters Ka-52 "Alligator" and "Qatran". But the enterprise faces the task of adjusting the mass production of Ka-62 civilian helicopters.

For the company «Eastern shipyard», celebrating the 65 anniversary this year, diversification has always been a common thing - even when Russian shipbuilders didn't know the word. The company traditionally produced both warships for the Pacific Fleet (in all, during the years of operation of the Oriental Shipyard, they produced 500) and fishing vessels (more than 130 were built at the enterprise).

Plant "Star" (Primorsky Territory, the city of Bolshoy Kamen) specializes in the repair of submarines of the Pacific Fleet and is the only company in the Far East to repair, re-equip and modernize ships of nuclear submarine missile carriers. At the same time, according to the press service of the plant, the company is engaged in the construction and maintenance of civilian vessels, works in the field of mechanical engineering, pipeline production and even produces consumer goods: furniture, sails and awnings, safes, etc.

- Prospects for the transfer of part of orders for civilian subjects are important, since after 2020, the amount of state defense order funding will be reduced. Primorsk factories in this direction demonstrate success, for example, the Askold plant today reported on large volumes of reinforcement production within the framework of the import substitution program. The issue of the transfer of defense enterprises is primarily a matter of training and technology development. Interaction with FEFU in this regard is a good example when scientific thought picks up production, - сообщил Deputy Prime Minister Vasily Usoltsev at a meeting on the development of the military-industrial complex in Primorsky Krai.
Now the Far Eastern defense enterprises are ready to not only independently produce civilian products, but also to provide other companies with jobs.

In particular, as EastRussia was told in the press service of the Primorsky Krai Industry Department, now in the region they are working on the formation of a shipbuilding and aviation cluster. The bottom line is that large seaside factories give part of their orders to local enterprises, including small ones. “And enterprises that are ready to take on the implementation of such orders, primarily on civilian products (for example, fishing vessels) in the region at least two dozen,” explained the press service.

A special stage for shipbuilding and ship repair enterprises of the Far East will be the receipt of orders from mining companies. In particular, Rosneft, Gazprom, Lukoil and other giant companies are placing orders or are planning to place orders on the same Zvezda. It's about the production of icebreaking and other supply vessels, drilling platforms, other equipment associated with oil and gas production. And such orders solve several problems at the same time: this includes the diversification of defense enterprises, import substitution, new jobs, and investment in the region.

As for the introduction of high technology, then, as noted in the press service of the Amur Shipyard, "at the defense enterprises all products are high-tech."
In this regard, of course, the question arises of training for such enterprises. The defense factories of the Far East are now actively cooperating with universities: they train specialists “for the needs” of specific enterprises.

Such cooperation is established, for example, between the branch of FEFU in Arsenyev and the Progress and Askold plants.

“Arsenyev is far from large cities, and therefore, attracting qualified specialists to work at local enterprises is not easy,” said Yuri Ognev, director of the branch, doctor of technical sciences, professor. “Therefore, we have long been working closely with local defense companies: we are preparing specialists in helicopter and aircraft construction, bachelors in aircraft manufacturing, in design and technological support for machine-building industries. Factories are interested in cooperation with us, and we are with them: in the educational process we use factory laboratories; enterprise employees work with students; guys practice there. Moreover, after the second year, all full-time students have a part-time job in engineering factories in factories. Recently, I note, engineering specialties have become popular with applicants. The guys learned to focus on the future. They see that our graduates form the basis of engineering personnel in factories, receive a decent salary. Yes, and scholarships for future engineers increased.

FOR BIG AND SMALL MOTHERLAND
It should be said that for the most part the divisions of federal structures are the leading defense enterprises of the Far East; therefore, it would be an exaggeration to talk about a breakthrough in their development as a kind of “Far Eastern miracle”. For example, Arsenyevsky Progress is part of the Russian Helicopters holding, and the KnAAZ aircraft factory, a branch of the Sukhoi company. Yes, and the revival of the already mentioned "Radiopribor" was associated with a change of ownership. Create about 200 jobs, resume production was possible only after the owner of "Radiopribor" became the Dubna machine-building plant named after Fedorov, which is in turn in the group "RTI".

The undoubted and the main plus of this situation is a stable workload. On the other hand, this in a certain sense inhibits the independence of enterprises.

- Today, the entire structure of the production order is formed within the holdings. And if we wanted to play inside the regional cooperation, then we will not succeed, - said Yuri Denisenko, managing director of the Progress plant at a meeting of heads of defense enterprises. - Barriers that are created within the holding, drive us to the free production sites of the holdings themselves. We are told: "Buy the details not where you think is necessary, but in Ulan-Ude, in Kazan." And in all the rest the same trend. But still the main task of Primorsky Territory industry is not to lose human resources. Scientific and technical capabilities in the region are formed as the development of production processes and depends on the creation of human resources.

Nevertheless, the work carried out in recent years has already brought results. Yuri Denisenko mentioned 32 thousand jobs in defense enterprises of Primorsky Krai. But what is marked in the program "Development of industrial production of the Khabarovsk Territory"approved at the turn of 2016-2017 (note: it is in the Primorsky and Khabarovsk territories almost all defense enterprises of the Far East are concentrated)

“The basis of industrial production in the region is formed by enterprises of the military-industrial complex. The defense industry enterprises are involved in the solution of large state tasks of national security, they form the scientific, technical and personnel potential of the industrial complex of the region and the state, the document says. - The share of the defense industry in the volume of products shipped to the industrial complex is about 60%, in terms of the number of employed workers - more than 50%. According to tax revenues to the regional budget, the leading defense industry enterprises are among the ten largest taxpayers of the region. Along with military products, defense enterprises produce civilian products, whose share is about 11% in the volume of production. ”

At the recent Eastern Economic Forum, Vladimir Putin saidthat economic growth in the DFO for 3 amounted to 8,6%, the growth of GRP 4,2%, which is significantly more than the national average. Over the same time, the volume of state defense orders for Far Eastern enterprises increased 10 times. Probably, these figures are interconnected.
November 27: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пошли на взлет

Предприятия ОПК остаются базой для развития высокотехнологичной экономики Дальнего Востока

Простои и отсутствие заказов, нехватка квалифицированных кадров, невыплата зарплаты и угроза закрытия – все эти проблемы еще совсем недавно были актуальными для многих оборонных предприятий Дальнего Востока. Сейчас, возможно, не все еще острые вопросы сняты, тем не менее ситуация кардинально изменилась. Какие меры позволили дальневосточному ОПК выйти из затяжного кризиса и возобновить интенсивное развитие, выясняло EastRussia.

Пошли на взлет
Фото: russianhelicopters.aero
«НУЖЕН ФРОНТ РАБОТ»
«Ключевая роль в развитии высокотехнологичной экономики Дальнего Востока отводится предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Следует учитывать, что помимо производства профильной продукции ОПК является катализатором ускоренного развития наукоемкой продукции гражданского назначения». Это цитата из госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», разработанной в 2013 году и рассчитанной до 2025 года.

Однако в документе, помимо значения ОПК для Дальнего Востока, отмечались и проблемы. Из нескольких предприятий оборонно-промышленного комплекса ДФО мощности многих компаний на тот момент оказывались загружены в лучшем случае наполовину (и это несмотря на растущие объемы гособоронзаказа), значительная доля оборудования устарела морально и технически; давал о себе знать и кадровый дефицит.

В некоторых случаях ситуация выходила из-под контроля. Как, например, на старейшем на Дальнем Востоке, некогда ведущем предприятии отрасли – владивостокском «Радиоприборе». Компания, в свое время награжденная орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почета» за заслуги в разработке и производстве специальной техники, оказалась на грани банкротства. Работа его была заморожена, перед сотрудниками накопились огромные долги по зарплатам.

В последние месяцы, заметим, вопрос был решен: на предприятии создано 200 новых рабочих мест, возобновился выпуск оборонной продукции.

– Сейчас полностью завершена инвентаризация имущества предприятия. Часть имущества продана, полученные от продажи средства пойдут на выплату долгов по зарплате сотрудникам завода, – рассказали EastRussia в пресс-службе департамента промышленности Приморского края. – Ранее из краевого бюджета 178 млн рублей пошли на частичный расчет с сотрудниками «Радиоприбора». Обновленный завод, как запланировано, первую продукцию выпустит в 2018 году. Кроме того, есть планы по развитию диверсификация производства на «Радиоприборе».

На других заводах ситуация была не столь критичной. Однако предприятиям зачастую не хватало «фронта работ», хотя у них были все возможности работать вполне успешно. Так, в 2002 году корабелы Амурского судостроительного завода составили обращение в адрес президента Владимира Путина: просили, как они сами подчеркивали, не денег, а поддержки и возможности работать в полную силу. Под петицией подписались более 4 тыс. работников завода, на заводе прошел многотысячный митинг. Амурский судостроительный завод, градообразующее предприятие Комсомольска-на-Амуре и ведущее в своей отрасли, в 90-е остался без гособоронзаказа. А в начале 2000-х, уже после того как завод был определен головным исполнителем ремонта подводных лодок Тихоокеанского флота и экспортных контрактов, Россудостроение передало эти контракты другому предприятию.

Не слишком изменилась ситуация и 10 лет спустя. По состоянию на 2012 год из 30 с лишним предприятий ОПК, работающих в ДФО, только 14 имели гособоронзаказ, причем даже их загрузка составляла всего от 25 до 40%, и это притом, что в 2010-2012 годах прирост по оборонным заказам на Дальнем Востоке составлял в среднем 30%. Однако доля дальневосточных предприятий в общероссийском гособоронзаказе составляла тогда всего 4,8%, при этом дебиторская задолженность оборонных заводов ДФО достигла 36 млрд рублей, кредиторская – 60 млрд рублей.  
Словом, решать проблему загруженности дальневосточных предприятий ОПК в любом случае нужно было не точечно, а комплексно.

ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Разработать меры господдержки ОПК Дальнего Востока (а оборонные предприятия в ДФО представлены в первую очередь судо- и авиастроением), специальные программы по подготовке инженерных кадров для дальневосточных высокотехнологичных производств (в первую очередь – оборонных), сделать акцент на внедрение инноваций – эти задачи по развитию ОПК в регионе были не только поставлены, но и в большой степени выполнены. Использовали на оборонных предприятиях Дальнего Востока и совершенно новые для России экономические возможности – например, судостроительный комплекс «Звезда» вошел как резидент в территорию опережающего развития «Большой Камень».

Одновременно президент России поставил задачу по диверсификации ОПК. Напомним: к 2020 году доля гражданской продукции, выпускаемой оборонными предприятиями, должна составлять не менее 17%, к 2025 – 30% и более, к 2030 году – до 50%.

Несмотря на все сложности, такая задача оказалась для дальневосточных предприятий посильной. Те из них, которые специализируются на авиастроении и судостроении, и прежде производили продукцию как военного, так и гражданского назначения. И для большинства таких компаний диверсификация стала не началом новой работы, а продолжением той, что велась и прежде.

Так, в перечне продукции Амурского судостроительного завода значатся подводные лодки, сторожевые корабли «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий», «Бойкий». А недавно Тихоокеанскому флоту завод передал корвет «Совершенный» – судно особого назначения с уникальными возможностями. Но одновременно предприятие выпускает и «мирную» продукцию: плавучие ДОКи, суда экологического мониторинга и сейсморазведки, промысловые боты, оборудование для нефтедобычи и т.д.

На комсомольском авиазаводе «КнААЗ» (филиал ПАО «Компания «Сухой») в беседе с корреспондентом EastRussia упомянули, представляя продукцию, как об истребителях 5-го поколения, так и о пассажирском 139-м «Суперджете».

Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» (входит в холдинг «Вертолеты России») по заказу Минобороны поставит новейшие боевые вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и «Катран». Но перед предприятием стоит задача наладить и массовый выпуск гражданских вертолетов Ка-62.

Для компании «Восточная верфь», отметившей в этом году 65-летие, диверсификация всегда была делом обычным – даже когда российским судостроителям это слово было неизвестно. Предприятие традиционно выпускало как военные корабли для Тихоокеанского флота (всего за годы работы «Восточной верфи» их произведено 500), так и рыболовецкие суда (их на предприятии построено более 130).

Завод «Звезда» (Приморский край, город Большой Камень») специализируется на ремонте подводных лодок Тихоокеанского флота и является единственным на Дальнем Востоке предприятием по ремонту, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев. В то же время, как рассказали в пресс-службе завода, предприятие занимается строительством и обслуживанием судов гражданского назначения, работами в сфере машиностроения, трубопроводным производством и даже выпускает товары народного потребления: мебель, паруса и тенты, сейфы и т.д.

– Перспективы перевода части заказов на гражданскую тематику важны, так как после 2020 года объем финансирования гособоронзаказа будет уменьшен. Приморские заводы в этом направлении демонстрируют успехи, так, завод «Аскольд» сегодня отчитался о больших объемах производства арматуры в рамках программы импортозамещения. Вопрос перевода предприятий оборонки – это прежде всего вопрос подготовки кадров и разработки технологий. Взаимодействие с ДВФУ в этом плане – хороший пример, когда научную мысль подхватывает производство, – сообщил на совещании по развитию ОПК в Приморском крае вице-премьер регионального правительства Василий Усольцев.
Сейчас дальневосточные оборонные предприятия готовы к тому, чтобы не только самостоятельно выпускать гражданскую продукцию, но и обеспечить работой другие компании.

В частности, как рассказали ЕastRussia в пресс-службе департамента промышленности Приморского края, сейчас в регионе работают над формированием судостроительного и авиационного кластера. Суть в том, чтобы крупные приморские заводы выполнение части заказов отдавали местным предприятиям, в том числе малым. «А предприятий, которые готовы взяться за выполнение таких заказов, прежде всего по гражданской продукции (например, рыболовецких судов) в регионе не менее двух десятков», – пояснили в пресс-службе.

Особым этапом для судостроительных и судоремонтных предприятий Дальнего Востока станет поступление заказов от добывающих компаний. В частности, на той же «Звезде» заказы размещают или планируют разместить «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и другие компании-гиганты. Речь о производстве ледокольных и других снабжающих судов, буровых платформ, иного оборудования, связанного с нефтегазодобычей. И такие заказы решают одновременно несколько задач: это и диверсификация оборонных предприятий, и импортозамещение, и новые рабочие места, и приток инвестиций в регион.

Что же касается внедрения высоких технологий, то, как заметили в пресс-службе Амурского судостроительного завода, «на оборонных предприятиях вся продукция высокотехнологичная».
В этой связи, безусловно, встает вопрос подготовки кадров для таких предприятий. Оборонные заводы Дальнего Востока сейчас активно сотрудничают с вузами: там готовят специалистов «под потребности» конкретных предприятий.

Такое взаимодействие налажено, например, между филиалом ДВФУ в Арсеньеве и заводами «Прогресс» и «Аскольд».

– Арсеньев находится вдали от крупных городов, и уже поэтому привлечь квалифицированных специалистов для работы на местных предприятиях непросто, – рассказал EastRussia Юрий Огнев, директор филиала, доктор технических наук, профессор. – Поэтому мы давно уже работаем в тесной связке с местными предприятиями ОПК: готовим специалистом по вертолето- и самолетостроению, бакалавров по авиастроению, по конструкторско-технологическому обеспечению машиностроительных производств. Заводы заинтересованы в сотрудничестве с нами, а мы – с ними: в учебном процессе мы используем заводские лаборатории; сотрудники предприятий работают со студентами; ребята проходят там практику. Более того, после второго курса у нас все студенты дневного отделения в обязательном порядке работают неполный рабочий день на заводах на инженерных должностях. В последнее время, замечу, инженерные специальности стали пользоваться популярностью у абитуриентов. Ребята научились ориентироваться на перспективу. Они видят, что наши выпускники составляют основу инженерных кадров на заводах, получают достойную зарплату. Да и стипендии у будущих инженеров повышенные.

ДЛЯ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ РОДИНЫ
Стоит сказать, что ведущие оборонные предприятия Дальнего Востока – это по большей части подразделения федеральных структур, поэтому говорить о рывке в их развитии как о неком «дальневосточном чуде» было бы все же некоторым преувеличением. Так, арсеньевский «Прогресс» входит в холдинг «Вертолеты России», авиазавод «КнААЗ» – филиал компании «Сухой». Да и возрождение уже упомянутого «Радиоприбора» оказалось связано со сменой собственника. Создать около 200 рабочих мест, возобновить производство стало возможно только после того, как владельцем «Радиоприбора» стал Дубненский машиностроительный завод имени Федорова, входящий в свою очередь в концерн «РТИ».

Несомненный и главный плюс такой ситуации – стабильная загруженность работой. С другой стороны, это в определенном смысле тормозит самостоятельность предприятий.

– Сегодня вся структура производственного заказа формируется в рамках холдингов. И если бы мы хотели играть внутри региональной кооперации, то нам это не удастся, – заявил Юрий Денисенко, управляющий директор завода «Прогресс» на совещании руководителей предприятий ОПК. – Барьеры, которые созданы в рамках холдинга, загоняют нас на свободные производственные площадки самих холдингов. Нам говорят: «Покупайте детали не там, где считаете нужным, а в Улан-Удэ, в Казани». И во все остальном та же тенденция. Но все же главная задача промышленности Приморского края – это не потерять человеческие ресурсы. Научно-технические возможности в крае формируются по мере развития производственных процессов и зависят от создания кадрового потенциала.

Тем не менее работа, проведенная в последние годы, уже принесла результаты. Юрий Денисенко упомянул о 32 тыс. рабочих мест на оборонных предприятиях Приморского края. А вот что отмечается в программе «Развитие промышленного производства Хабаровского края», утвержденной на рубеже 2016-2017 годов (отметим: именно в Приморском и Хабаровском краях сосредоточены почти все оборонные предприятия Дальнего Востока).

«Основу промышленного производства региона составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса. Предприятия ОПК задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности, формируют научно-технический и кадровый потенциал промышленного комплекса края и государства, – говорится в документе. – Доля ОПК в объеме отгруженной продукции промышленного комплекса составляет около 60%, по численности занятых работников – более 50%. По налоговым поступлениям в бюджет края ведущие предприятия ОПК входят в десятку крупнейших налогоплательщиков края. Наряду с военной продукцией предприятия ОПК выпускают гражданскую продукцию, доля которой составляет около 11% в объеме производства».

На недавнем Восточном экономическом форуме Владимир Путин отметил, что экономический рост в ДФО за 3 года составил 8,6%, рост ВРП 4,2%, что существенно больше средних показателей по стране. За это же время объем гособоронзаказа для дальневосточных предприятий увеличился в 10 раз. Надо полагать, эти цифры взаимосвязаны.