Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The last of the bone carvers

To be modern, but live by traditions - this is the path chosen by a young Udege from the village of Krasny Yar in the north of the Primorsky Territory.

He makes a living by carving a craft and riding dogs, his Sevens fold their hands in a rocker greeting, he collects a cedar cone, plans to acquire a farm and is not going to leave his native corner of the taiga.

The last of the bone carvers
Photo: https://www.instagram.com/yurakanchuga/

A spacious room in the craft house of the national village of Krasny Yar, six hundred kilometers from the capital of Primorye, in the north of the region. 28-year-old Yuri Kanchuga, the only Udege bone carver in Primorye, a master of national souvenirs, begins his day. Lay out tools, inspect material, check sketches. Before picking up the engraver, he puts headphones in his ears - he likes to work with music.


Photo: Gleb Ilyinsky

“I listen to different things: rock, folk, hip-hop, pop - little by little,” says the bone cutter.

The national village of Krasny Yar is located on the left bank of the Bikin River, next to the national park of the same name, which is included in the UNESCO World Heritage List. 550 people live in the village. Two-thirds of them are Udege, one of the indigenous small-numbered peoples of the Far East. The Bikin National Park was founded in 2015, its main task was to preserve the culture and traditions of the indigenous peoples of the Far East.

“From childhood I liked to draw, it turned out well. Parents, noticing my hobby, recommended after school to go to study on a bone carver. I went to study in Chukotka - in our village this craft has been forgotten. In 2015, the Bikin National Park was established in our area. A new house was built especially for the craftsmen, and I got a job, ”says the young craftsman.

Yura went to master a forgotten craft in Chukotka, because there are no bone carvers left in the Primorsky Territory and there is no education in this profile. The descendant of the indigenous small people of these places admits: he was thinking about leaving his beloved, but hard-to-reach village. “Many people leave because there is not enough money. When a national park was formed here, and I started earning good money, I thought: it’s better to stay, ”says Kanchuga.

Yura makes souvenirs. At first, locals came up for them, then tourists willingly began to buy. Traditional Sevens are amulets-protectors, patrons of people and their homes, protecting from negative forces. Jewelry for women and men - earrings, bracelets, rings, necklaces, all with meaning.


Photo Shoot: иnstagram account Yuri Kanchuga

“If you give a gift with the image of the sun, then, according to the faith of the Udege, you wish the person happiness. If with the image of a fox, then it adds to the hostess everyday resourcefulness and ingenuity. The tiger, according to the traditions of my people, symbolizes fierce strength and incredible grace, ”explains the master.

Yuri also has more labor-intensive jobs. For example, the skull of a red deer with branched horns, which Yura cut for several months. On the skull - national openwork patterns, on the horns - images of a young man and woman, animals. Yura explains that he depicted an ancient Udege legend about the origin of his people. According to the beliefs of these places, men descended from a tiger, and women from a bear. The master works in two techniques: relief, when a volumetric figure or pattern is cut from a solid bone, and engraving, with the help of which a drawing is applied to the work plane.


Photo Shoot: иnstagram account Yuri Kanchuga

The young Udege says that he works not only with his hands. His great-grandmother was a shaman, and Yura believes that her gift was passed on to him. “Many people say that my sevens and wards bring good events and heals. Once a friend bought a gift from me for a girl, hoping for her favor. I have invested good luck and goodwill in love affairs in the decoration. They succeeded, now they are together, ”says the master.


Photo Shoot: иnstagram account Yuri Kanchuga

Local hunters get the material for their work. Manchurian horns, wild boar and musk deer tusks, bear claws and fangs are the strongest parts of animals charged with strength and vitality. There is also material from Chukotka - walrus tusk, whale bone, which can be found literally underfoot, on the coasts.

Yura takes the images for his works both from the old masters and invents himself. One of these masters is Vladimir Leonidovich Sulyandziga, a well-known woodcarver of the Udege people in Primorye. The young bone carver brings the spirit of modernity into traditional images: for example, his sevens "speak" to us with modern gestures: fingers show "V" (victory), "goat" (rockers' gesture), "thumb up" ("OK" ). In the interpretation of the modern representative of the ancient people, his Sevens say that life is beautiful and amazing.


Photo Shoot: иnstagram account Yuri Kanchuga

Souvenirs are eagerly bought by tourists visiting the Bikin National Park, and their number is growing from year to year. If in the first years of operation the specially protected zone was visited by no more than half a thousand people, then by 2020 this figure increased to one and a half thousand. People come from all over the world to look at the wild taiga, to get acquainted with the culture of the people, whose representatives are almost gone.

Bone carving is not Yura's only way to make money. Since last year, he has been developing sled dog breeding in the village - also a national way of transportation, which existed until the middle of the last century. The Udege used to ride dogs over long distances, to hunt and fish, now it is more entertainment for tourists, and in everyday life, dogs have replaced snowmobiles. Yura won a grant for the development of sledding sports, bought puppies, equipment, fellow villagers helped to make sleds. He mastered - again in Chukotka - the profession of a musher.


Photo Shoot: иnstagram account Yuri Kanchuga

“Our ancestors did not use dogs for movement as actively as, say, the inhabitants of the tundra,” says Yuri, “that's why I had to fly to Chukotka to master this business. But all the same, the dogs have always helped the Udege and Nanai people from the camps of the Bikin River. "

“I managed to get a job in the national park for one and a half rates, so I am now close to respectable people,” says Yura, not without pride.

Most of the residents of Krasny Yar are adults, old people. Young Udege get their education in the large cities of Primorye and Khabarovsk Territories. There is a lot of work, says Yura, but the desire to stay in the village is less and less among young people. But there are also those who, like Yura, return after training in the city. Yura's friend, having studied at the Pedagogical University, returned to work at his native school, teaches physical education.

The Udege, no matter what they do, are connected with the taiga by strong ties - the roots of the people take their own. A well-known researcher in the late 19th - early 20th centuries of the Far East, Vladimir Arsenyev, called them "forest people": the culture of this people was formed in close relationship with the surrounding nature. Young Ude, just like their ancestors, have the opportunity to hunt, fish, gather wild plants, since the wild taiga begins right behind the village.

“This year the pine cone will be cedar, we will collect it, it is expensive. In fact, with the arrival of the national park, young people have just begun to pull back home. You can start farming. I want to breed about fifty chickens, sell eggs to the store, ”the young Kanchuga plans.


Photo Shoot: иnstagram account Yuri Kanchuga

Previously, Krasny Yar was literally cut off from the big world. Impassable jungle, lack of roads, floods of the Bikin River ... You could get here only by ferry, and then only in the warm season. The villagers have long been accustomed to living independently, relying on themselves. After the construction of three bridges across the river, civilization came to the village. Now in the ancestral hunting grounds there are solar panels, on the ulmags - the national wooden Ude boats - now instead of the poles that pushed off the bottom for speed, there are Japanese motors. The village has internet and mobile communications. And a new hospital. The doctor is a local Udege.

“People are treated in the hospital, but they also use our means. Hanadi is practiced - massage of the back with the convex side of a spoon until bloody bruises. Helps with colds and headaches. They are treated with tinctures of ginseng, eleutherococcus, manchurian nut and other plants and herbs. Old Udege people knew acupuncture, ”Yura said.

There are few entertainments in the village for young people, but, probably, with the rich nature, they are not needed. A beautiful deep river, age-old trees, household chores in the bosom of the Ussuri taiga, probably, give more impressions than artificially invented joys. “We can sometimes meet with friends, drink beer, listen to music, dance to modern hits, but in moderation - there is plenty of work,” Yura hurries up.

What is the dream of the last bone carver in Primorye? “My life today suits me, I am satisfied. In ten, twenty years, I want everything to remain the same. I will work in a workshop, ride dogs. It doesn't matter where my children will live, in Krasny Yar or any other part of the world - as long as they are happy too. "

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Последний из косторезов

Быть современным, но жить традициями – такой путь выбрал для себя молодой удэгеец из села Красный Яр на севере Приморского края.

Он зарабатывает на жизнь косторезным ремеслом и ездой на собаках, его севэны складывают руку в рокерском приветствии, он собирает кедровую шишку, планирует обзавестись фермой и покидать родной уголок тайги не собирается.

Последний из косторезов
Фото: https://www.instagram.com/yurakanchuga/

Просторная комната в ремесленном доме национального села Красный Яр в шестистах километрах от столицы Приморья, север края. 28-летний Юрий Канчуга, единственный в Приморье косторез народа удэге, мастер национальных сувениров, начинает свой день. Раскладывает инструменты, осматривает материал, сверяется с эскизами. Перед тем, как взять в руки гравер, вставляет в уши наушники – любит работать под музыку.


Фото: Глеб Ильинский

«Слушаю разное: рок, фолк, хип-хоп, попсу – всего помаленьку», – делится косторез.

Национальное село Красный Яр находится на левом берегу реки Бикин, рядом с одноименным национальным парком, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В селе живет 550 человек. Две трети из них - удэгейцы, один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Нацпарк «Бикин» образован в 2015 году, его главной задачей стало сохранение культуры и традиций коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

«С детства нравилось рисовать, получалось хорошо. Родители, заметив мое увлечение, порекомендовали после школы идти учиться на костореза. Поехал учиться на Чукотку –в нашем селе это ремесло подзабыли. В 2015 году в нашей местности был образован национальный парк «Бикин». Специально для мастеров народных промыслов построили новый дом, у меня появилась работа», – рассказывает молодой мастер.

Юра отправился осваивать забытое ремесло на Чукотку, потому что в Приморском крае не осталось резчиков по кости и нет образования по этому профилю. Потомок коренного малочисленного народа этих мест признается: думал о том, чтобы уехать из любимого, но труднодоступного села. «Многие уезжают, потому что не хватает денег. Когда здесь образовали национальный парк, и я начал зарабатывать неплохие деньги, подумал: лучше остаться», – делится Канчуга.

Юра делает сувениры. Сначала за ними подходили местные, потом охотно стали покупать и туристы. Традиционные севэны – амулеты-защитники, покровители людей и их жилищ, защищающие от негативных сил. Женские и мужские украшения – серьги, браслеты, кольца, ожерелья, все со смыслом.


Фото: инстаграм аккаунт Юрий Канчуга

«Если вы дарите подарок с изображением солнца, то, по вере удэгейцев, вы желаете человеку счастья. Если с изображением лисы, то она добавляет хозяйке житейской изворотливости и смекалки. Тигр, по традициям моего народа, символизирует неистовую силу и невероятную грацию», – поясняет мастер.

Есть у Юрия и более трудоемкие работы. Например, череп изюбра с ветвистыми рогами, который Юра резал несколько месяцев. На черепе – национальные ажурные узоры, на рогах – изображения молодого мужчины и женщины, животных. Юра поясняет, что он изобразил древнюю удэгейскую легенду о происхождении своего народа. По поверьям этих мест, мужчины произошли от тигра, а женщины – от медведя. Мастер работает в двух техниках: рельефной, когда из цельной кости вырезается объемная фигурка или узор, и в гравировке, с помощью которой на рабочую плоскость наносится рисунок.


Фото: инстаграм аккаунт Юрий Канчуга

Молодой удэгеец говорит, что работает не только руками. Его прабабушка была шаманкой, и Юра считает, что ее дар передался и ему. «Много людей говорят, что мои севэны и обереги несут хорошие события и лечат. Как-то друг приобрел у меня подарок для девушки, надеялся на ее благосклонность. Я вложил в украшение удачу и расположение в любовных делах. У них все получилось, теперь они вместе», – рассказывает мастер.


Фото: инстаграм аккаунт Юрий Канчуга

Материал для своей работы Юрию добывают местные охотники. Рога изюбра, клыки кабана и кабарги, когти и клыки медведя – это самые крепкие части животных, заряженных на силу и жизненную мощь. Есть материал и с Чукотки – моржовый клык, китовая кость, который можно найти буквально под ногами, на побережьях.

Образы для своих работ Юра берет как у старых мастеров, так и придумывает сам. Один из таких мастеров – Владимир Леонидович Суляндзига, известный в Приморье резчик по дереву из народа удэге. Молодой резчик по кости в традиционные образы вносит дух современности: так, его севэны «говорят» с нами современными жестами: пальцы показывают жест «V» (победа), «коза» (жест рокеров), «большой палец вверх» («ОК»). В интерпретации современного представителя древнего народа его севэны говорят, что жизнь прекрасна и удивительна.


Фото: инстаграм аккаунт Юрий Канчуга

Сувениры охотно раскупают туристы, посещающие национальный парк «Бикин», а их число растет год от года. Если в первые годы работы особо охраняемую зону посещало не более полутысячи человек, то к 2020 году эта цифра увеличилась до полутора тысяч. Люди едут со всего мира – посмотреть на дикую тайгу, познакомиться с культурой народа, представителей которого уже практически не осталось.

Резьба по кости – не единственный способ заработка Юры. С прошлого года он развивает в селе ездовое собаководство – тоже национальный способ передвижения, существовавший вплоть до середины прошлого века. Удэгейцы ездили на собаках на дальние расстояния, на охоту и рыбалку, сейчас это больше развлечение для туристов, а в быту собак заменили снегоходы. Юра выиграл грант по развитию ездового спорта, закупил щенков, оборудование, односельчане помогли сделать упряжки. Освоил – опять-таки на Чукотке – профессию каюра.


Фото: инстаграм аккаунт Юрий Канчуга

«Наши предки использовали собак для передвижения не так активно, как, скажем, жители тундры, – рассказывает Юрий, – поэтому и пришлось лететь на Чукотку осваивать это дело. Но все равно собаки всегда помогали удэгейскому и нанайскому народу со стойбищ реки Бикин».

«Мне удалось устроиться в нацпарк на полторы ставки, поэтому я сейчас близок к солидным людям», – не без гордости говорит Юра.

Большая часть жителей Красного Яра – взрослое население, старики. Молодые удэгейцы получают образование в крупных городах Приморья и Хабаровского краев. Работы полно, рассказывает Юра, но желания оставаться в селе у молодежи все меньше. Но есть и те, кто, как Юра, после обучения в городе возвращаются. Друг Юры, обучившись в педуниверситете, вернулся работать в родную школу, преподает физкультуру.

Удэгейцы, чем бы ни занимались, связаны с тайгой крепкими узами – корни народа берут свое. Известный исследователь в конце 19 – начале 20 веков Дальнего Востока Владимир Арсеньев называл их «лесными людьми»: культура этого народа формировалась в тесной взаимосвязи с окружающей природой. У молодых удэ также, как и их предков, есть возможность заниматься охотой, рыбалкой, сборами дикоросов, благо дикая тайга начинается сразу за селом.

«В этом году шишка будет кедровая, будем собирать, она дорого стоит. На самом деле с приходом нацпарка молодежь только начала стягиваться обратно, домой. Можно заняться фермерством. Хочу развести штук пятьдесят кур, яйца продавать в магазин», – планирует молодой Канчуга.


Фото: инстаграм аккаунт Юрий Канчуга

Раньше Красный Яр было в буквальном смысле отрезан от большого мира. Непролазные дебри, отсутствие дорог, разливы реки Бикин… Попасть сюда можно было только паромом, и то только в теплое время года. Жители села давно привыкли жить автономно, надеясь на самих себя. После строительства трех мостов через реку в село пришла цивилизация. Сейчас в родовых охотничьих угодьях есть солнечные батареи, на ульмагах – национальных деревянных лодках удэ – теперь вместо шестов, которыми отталкивались от дна для скорости – стоят японские моторы. В селе есть интернет и мобильная связь. И новая больница. Врач – местная, удэгейка.

«Люди лечатся в больнице, но применяют и наши средства. Практикуют ханади – массаж спины выпуклой стороной ложки до кровавых синяков. Помогает от простуды и головной боли. Лечатся настойками из женьшеня, элеутерококка, манчьжурского ореха и других растений и трав. Старые удэгейцы владели иглоукалыванием», – поведал Юра.

Развлечений в селе для молодых немного, но, наверное, с богатой природой они и не нужны. Красивая полноводная река, вековые деревья, хлопоты по хозяйству на лоне Уссурийской тайги, наверное, дарят больше впечатлений, чем искусственно придуманные утехи. «Можем иногда с друзьями встретиться, выпить пива, послушать музыку, потанцевать под современные хиты, но в меру – дел полно», – торопится Юра.

О чем мечтает последний из косторезов в Приморье? «Моя сегодняшняя жизнь меня устраивает, я доволен. Через десять, двадцать лет хочу, чтобы все оставалось также. Буду работать в мастерской, ездить на собаках. Не важно, где будут жить мои дети, в Красном Яру или любой другой точке мира – лишь бы и они были счастливы».

3 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика