Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Последняя миля» Транссиба стала «зеленой»

Новый железнодорожный парк АО «Восточный Порт» увеличил пропускную способность станции Находка-Восточная ДВЖД

Новый железнодорожный парк АО «Восточный Порт» открыли при участии премьер-министра России Михаила Мишустина. Церемонию запуска в режиме онлайн транслировали на экран объединенного стенда УК ОАО «УГМК», АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» в московском «Гостином Дворе», где проходил XIV Международный форум «Транспорт России». По телемосту состоялся торжественный прием первого состава с российским углем, предназначенным на экспорт в страны АТР.

«Последняя миля» Транссиба стала «зеленой»
Фото: пресс-служба АО "Восточный Порт"

Современный железнодорожный парк «Новый» предназначен для приема на станции Находка-Восточная ДВЖД груженых поездов, следующих в специализированный угольный комплекс АО «Восточный Порт». Парк полностью построен за счет частного инвестора, по техническому оснащению он является самым передовым и инновационным на Дальнем Востоке России.

Парк «Новый» – это почти 1 700 метров 12 электрифицированных железнодорожных путей, каждый из которых сможет принимать составы длиной в 71 вагон, и тупиковая ветка длиной более 100 метров для отстоя электровозов после их отцепки от вагонов с углем. Общая длина построенных путей составляет 19 км.

История станции Находка-Восточная и крупнейшего в России специализированного терминала по высокотехнологической перевалке угля АО «Восточный Порт» тесно переплетена уже около полусотни лет. В 1998 году впервые собственными силами предприятие построило дополнительный приемоотправочный парк и безвозмездно передало его на баланс железнодорожникам.

Последние годы стали особенно показательными. Экспорт угля в стране развернулся на Восток. Станция, построенная под нужды порта, стала важнейшим центром всего Находкинского транспортного узла. И произошло это вновь благодаря совместным усилиям железнодорожников и портовиков. Чтобы расширить перевалочные возможности порта и железной дороги, стивидорная компания «Восточный Порт» в рамках государственно-частного партнерства построила дополнительно пять электрифицированных железнодорожных путей общей протяженностью 7,3 км, и в 2019 году безвозмездно передала их на баланс ОАО «РЖД». В том же году в рамках ВЭФ была запущена Третья очередь специализированного комплекса АО «Восточный Порт», которая увеличила пропускную способность терминала до 55 млн тонн. Всего в железнодорожную структуру РЖД частным инвестором вложено пять млрд рублей.

«С завершением строительства новых мощностей на 25 млн тонн увеличена пропускная способность станции Находка-Восточная, которая обеспечивает подачу и уборку вагонов, движение грузопотоков. Тем самым мы синхронизировали инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру и сняли ограничения на "последней миле" Транссиба, теперь она действительно "зеленая"», — отметила директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

30 стрелочных переводов, маневровые и поездные светофоры оснащены микропроцессорной централизацией и управляются с единого поста. Все они оборудованы электрообогревом для бесперебойной работы зимой, в период снегопадов и отрицательных температур. Внедрены новейшие устройства связи и электросетей, шумозащитный экран. Современные технологии применяются и в освещении.

Уникальной особенностью проектов является внедрение новой технологии АСКИН (автоматизированной системы контроля инвентарных номеров вагонов). Получая видеоизображение с телекамер, АСКИН автоматически распознает инвентарные номера всех типов грузовых вагонов при скорости до 60 км/ч, предельно точно запоминает их и формирует электронные данные о проследовавшем составе. Благодаря парку «Новый» в штате АО «Восточный Порт» будут созданы дополнительно 100 квалифицированных рабочих мест.

АО «Восточный Порт» с 2012 года осуществлял реализацию уникального комплексного проекта по системному развитию портовой и железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне РЖД в рамках повышения транспортной доступности большей части России. В ноябре этого года вместе с запуском нового железнодорожного парка окончилась модернизация «последней мили» Транссибирской магистрали.

По словам управляющего директора АО «Восточный Порт» Вадима Байбака, станция Находка-Восточная и АО «Восточный Порт» являются настоящим полигоном для внедрения новых решений. Этому способствует конструктивное взаимодействие с ОАО «РЖД».

«Мы не просто партнеры, мы – единое целое. Создавая в Приморье мощнейший высокотехнологичный терминал, мы ориентируемся и на дальнейшее развитие железных дорог в регионе. Во многом благодаря этому сегодня Восточный Порт уверенно сохраняет лидерство по грузообороту, а Находка-Восточная бьет рекорды по выгрузке, пополняя копилку достижений Дальневосточной магистрали. К примеру, 11 мая 2020 года станция в связке с портом за сутки впервые за всю историю своего развития переработала 2019 вагонов. И это далеко не предел», — отметил Вадим Байбак.

Проект модернизации станции Находка-Восточная осуществлен в рамках целевых направлений «Транспортной стратегии» России под эгидой министерства транспорта РФ. Новая железнодорожная инфраструктура на Дальнем Востоке позволит полностью загрузить существующие мощности крупнейшего российского специализированного угольного терминала АО «Восточный Порт», а также решить проблему «узких» мест на Дальневосточной железной дороге за счет оптимизации технологии обработки подвижного состава.

Строительство новых мощностей станции связывает между собой программы федерального и международного значения, реализуемые государством и частным бизнесом по увеличению пропускной способности Восточного полигона РЖД и строительству новых морских портов на востоке России.

Проекты АО «Восточный Порт» имеют большое значение для социально-экономического развития Дальнего Востока. Благодаря строительству новых мощностей численность сотрудников стивидорной компании была увеличена с 1 635 до 2 300 высококвалифицированных специалистов. Это рост налогов, новые рабочие места, улучшение социальной комфортной среды на Дальнем Востоке. В прошлом году налоговые отчисления АО «Восточный Порт» составили 2,7 млрд рублей, а в 2020 году уже перечислено 1,7 млрд рублей, из них 1,5 млрд рублей — это бюджеты местного уровня. Запуск Третьей очереди углепогрузочного комплекса принесет в бюджет порядка 25 млрд рублей налоговых отчислений в ближайшие пять лет.

Выстраивать работу с высокой экономической эффективностью портовики намерены и в дальнейшем. Но эта эффективность достигается в том числе и за счет развития современных экологических технологий. В проектах новых железнодорожных парков использованы современные решения, минимизирующие воздействие на окружающую среду. Над железнодорожными путями построен современный автомобильный путепровод, благодаря которому нет скопления машин и составов в ожидании очередности проезда, а значит, сведены к нулю вредные выбросы транспорта. Новые водоотводные системы и очистные сооружения позволяют контролировать чистоту воды. На границах железнодорожных парков по всей длине установлен защитный экран высотой три метра, который снижает уровень шума для жителей ближних домов и изолирует соседние экосистемы от промышленной нагрузки станции Находка-Восточная.

10 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика