Поделиться
Поставить на место
Поделиться

«20 лет назад речь шла о выживании, сегодня – о развитии»

Своим взглядом на проблемы развития Камчатского края и на перспективы инвестиционного форума «Дальний Восток – 2014» поделился президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

– Александр Николаевич, вы уже были здесь в 1993 году, и вот спустя 21 год опять на нашей земле. Насколько изменилась за это время Камчатка?

– Безусловно, ситуация нынешняя и двадцатилетней давности принципиально различаются. Тогда речь шла о выживании, сейчас речь идет о развитии.

– Какие, на ваш взгляд, опорные точки развития Камчатского края?

– Необходимо реализовать программу развития Дальнего Востока и проекты территорий опережающего развития (ТОР). Камчатка не без оснований претендует на несколько ТОР. Это, скорее всего, будет транспортно-логистический хаб на базе Петропавловска, завязанный на Северный морской путь.

К тому же портовые зоны во всем мире часто совмещены с особыми экономическими зонами промышленного типа, и здесь явно просматривается возможность создания территории опережающего развития на базе такого транспортно-­логистического и промышленного центра.

Это первое направление развития. Второе – это дальнейшая реализация на Камчатке комбинированной модели развития топливно-энергетического комплекса. На Камчатке есть геотермальная энергетика. Кроме того, здесь самые высокие приливы в России – в Корякском округе перепад уровня воды доходит до рекордных 13 метров. Строительство приливной электростанции – проект экзотический по нашим временам, но он продемонстрировал бы возможности возобновляемых источников энергии. Кроме геотермальной и приливной энергии, конечно же, есть и традиционные источники, в частности газ. Не исключено, что, копнув камчатский шельф, можно будет обнаружить там больше запасов, чем сейчас разведано. На повестке дня и гидроэнергетика. Проект развития Камчатского края предусматривает строительство каскада ГЭС на реке Жупанова.

Безусловно, нужно также упомянуть и развитие рыбохозяйственного комплекса. Камчатский северный лосось лучше атлантического, что признают и норвежцы, и американцы, и шотландцы. И конечно, Камчатка должна развиваться и в сфере туризма. Чтобы туристы могли и проплыть вдоль фьордов Корякского округа, и на острове Беринга побывать, а не только в Петропавловске и соседних бухтах. Замечательно, что здесь так много заповедников, сохраняется и восстанавливается мир природы, флора и фауна, это для многих иностранных туристов, да и для российских, очень интересно.

– Как вы считаете, чем будет полезен региону инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014»?

– Несмотря на то что форум будет посвящен в большей степени проблемам Камчатского края, мы ожидаем, что он будет не просто ярмаркой проектов местного значения, а станет площадкой, на которой можно будет понять место Камчатки в глобальном, азиатско-тихоокеанском региональном пространстве и внутри Российского Дальнего Востока. Важно определить конкурентные преимущества Камчатки. Тем более что, наверное, правильно проводить форумы не региональные – камчатские, приморские, хабаровские, а лучше превращать какой-либо субъект Федерации в столицу определенной темы и обсуждать конкретную проблематику по всему Дальнему Востоку. Например, Камчатка могла бы на себя взять тему транспортно-логистической инфраструктуры, имея в виду Севморпуть.

Это нужно для того, чтобы не допустить конкуренции там, где конкуренция не нужна. Проще посмотреть на специализацию регионов, какие кластеры где выгоднее развивать и как их совместить между собой. В частности, если Приморье и Камчатка будут конкурировать в том, кому из них отправлять рыбу по Севморпути, ничего хорошего не получится. Приморью в такой ситуации лучше заняться переправкой рыбы по суше.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы горнорудной промышленности?

– Горнорудный кластер является традиционным для Камчатского региона. Но любой проект, связанный с освоением месторождений (не только на Камчатке, но почти повсюду на Дальнем Востоке и в Сибири), «тянет» за собой очень много нерешенных инфраструктурных препятствий – транспортных, энергетических... То же самое и на Камчатке. Тут надо смотреть не просто на запасы и потенциальные возможности, но и на логистику и инфраструктуру.

– Должны ли региональные власти давать какие-то преференции крупным бизнес-игрокам с целью их привлечения?

– На самом деле должны быть не льготы. Есть такой механизм – «механизм отсроченной уплаты налогов». Это не льгота, которая оплачивается из текущего бюджета. Это своего рода соглашение о разделе продукции на время, пока инвестиционный проект не начал генерировать доход. Сейчас вот применительно к Крыму принят закон, согласно которому можно применять эту схему, схему отсроченных налоговых платежей. Раньше, когда мы пробивали эту идею, министерства говорили: пусть регионы сами предоставляют эту льготу. Но у регионов доля маленькая. Она инвесторов не заинтересует. А вот если по федеральным налогам будет отсроченный платеж (фактически – «налоговый кредит»: пока у тебя не начинают генерироваться доходы сверх внесенных затрат, ты налоги не платишь), это заработает. Регион, особенно если он дотационный, особо много льгот дать не может. Без федеральной части не заинтересуешь инвестора.

Нам, наконец, удалось убедить Минфин, что это не «выпадающий доход» бюджета. Ведь если нет проекта, то выпадения дохода нет. Это формирование налоговой базы будущих периодов. Такого рода схемы можно не повсеместно давать, а в территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, в Крыму.

- Можем ли мы выстроить работу и федерального центра, и региональных властей, и законодательство привести в такое состояние, чтобы действительно инвесторам на Дальнем Востоке было лучше? Причем по сравнению не только с другими регионами России, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона?

– Я отвечу просто. У нас другого выхода нет. Если мы не сумеем выстроить эту систему отношений, то будем проигрывать другим странам АТР. Понятно, что у нас есть определенные минусы, климат плохой, геополитика, тем более надо «перебивать» более привлекательными условиями.

Текст: Олег Белов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов