Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Построить город, не нагородив огород

Завкафедрой СибГУТИ Дмитрий Гоков о перспективах создания Smart city на Дальнем Востоке

Построить город, не нагородив огород
Фото: shutterstock.com

Дмитрий Гоков

заведующий кафедрой смарт-сити Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Сегодня об умных городах не говорит только ленивый. Smart city стали «новым черным»: по моим личным наблюдениям, за последний год в России не было, пожалуй, ни одной крупной конференции в сфере ИКТ, где так или иначе не затрагивали бы эту область.  Взять, к примеру, ежегодный приморский форум «Дальинфоком», где тема умного города стала неизменной частью программы на протяжении последних лет. И это небезосновательно. Умные города — действительно глобальный тренд, смысл которого в построении комфортной и эффективной жизненной среды в условиях растущей урбанизации. Соответствие ему означает соответствие России мировой повестке социально-экономического развития. Для Дальнего Востока — это, на мой взгляд, вопрос репутации, ведь именно наши соседи по АТР — Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур – выступают носителями самых передовых технологий smart city и задают планку развития в этой сфере. Достойно выглядеть на их фоне – условие нашей конкурентоспособности на стратегически важной азиатско-тихоокеанской арене.

Многолетние обсуждения перетекают, хоть и медленно, в плоскость практических действий, и действия эти разворачиваются с разных сторон, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прежде всего, это крупные федеральные инициативы вроде программы «Безопасный город», координируемой МЧС России. Во-вторых, существуют региональные и муниципальные проекты. Так, например, в том же Приморье в прошлом году была внедрена информационная система мониторинга общественного транспорта. И сейчас прямо на наших глазах зреет еще один вектор развития — международный. Речь идет о российско-японском проекте по развитию комфортной городской среды, который набирает обороты под патронажем Минстроя РФ и призван сделать «умными» самые разные составляющие наших городов – от светофоров до водопроводных труб. И вот тут стоит сделать остановку, чтобы, так сказать, осмотреться по сторонам.

С одной стороны, нарастающую активность в сфере умных городов следует только приветствовать, тем более, когда она затрагивает регионы ДФО (напомню, одним из пилотных городов в рамках российско-японского проекта выбран Владивосток). Новые смарт-проекты – это приток инвестиций, новые возможности для бизнеса и общества, изменение качества жизни. Социально-экономические выгоды очевидны, но хотелось бы рассмотреть вопрос с технологической стороны и обозначить риски, игнорирование которых может в перспективе свести на нет весь положительный эффект умных городов.

В IT есть такой жаргонный термин — «зоопарк». Он означает кошмарную для любого айтишника ситуацию, когда в рамках организации существует куча разномастных информационных систем. Каждая из них может быть по-своему полезна и функциональна, вот только друг с другом они никак не связаны и не могут даже в перспективе — как разные биологические виды. Чем это плохо? Во-первых, страдает экономика – приходится тратить ресурсы на поддержку каждой системы в отдельности, вместо того, чтобы решать вопрос «оптом». Во-вторых,  «зоопарк» не дает нужного результата, упорядочиваются лишь отдельные стороны, а общего порядка не было, и нет.

Если все оставить, как оно есть, то и умные города ожидает подобный хаос, только более созвучным эпитетом в этом случае будет не «зоопарк», а «огород», уж простите за каламбур. Ни к чему иному разрозненные и разнонаправленные активности привести не смогут.  А в случае с японским проектом дело обретает еще и некоторую политическую неоднозначность. На фоне риторики об импортозамещении, цифровом суверенитете и санкционных рисках, проект создает ситуацию, в которой доступ к критически важной инфраструктуре может быть получен со стороны государства, которое является главнейшим союзником Запада в АТР, при этом находясь де-юре в состоянии войны с Россией.

Но сугубо технологические риски имеют куда более угрожающий характер. На мой взгляд, органам, отвечающим у нас за развитие умных городов на разных уровнях, следует осознать одну простую вещь. В проекте smart city мы подошли, или вот-вот подойдем к точке, которая требует выработки и принятия принципиальных технологических решений. Это, в первую очередь, создание и нормативное утверждение единых технических стандартов (протоколов, моделей данных и т.п.) для систем, автоматизирующих те или иные области городской среды. Кроме того, это выбор программных платформ, которые бы стали основой для различных прикладных решений, объединяя их в единое целое на разных уровнях. Это чрезвычайно важно. Только при таком условии можно эффективно реализовать конкретные отраслевые проекты, достигая комплексного синергетического эффекта.

Безусловно, всё указанное требует определенной политической воли и времени.  Но лучше сделать оправданную паузу, принять верные решения и выиграть в долгосрочной перспективе, чем второпях «нагородить огород» с плачевными последствиями на годы и десятилетия. Кстати, о важности единых платформенных технологий много говорилось на недавно прошедшей в Иннополисе конференции ЦИПР-2017 с участием ключевых руководителей Минкомсвязи, Минпромторга и Минэкономразвития РФ. И хотя среди спикеров не было согласия в понимании конкретных путей реализации платформенного подхода, сам факт обсуждения вопроса уже показателен. Хочется верить, что правильные слова в ближайшем будущем воплотятся в правильные действия.