Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Drowning" of the Japanese premiere

How the actions of the Minister of Defense can cause questions to the head of government

7 December last year marked the 75 anniversary of Japan's sudden air raid on the US naval base at Pearl Harbor in the Hawaiian Islands. On that day, the United Fleet of the Japanese Empire, in one stroke, actually defeated the backbone of the US Navy in the Pacific. The then US President Franklin Roosevelt called 7 December the day of America's disgrace and declared war on Japan. Three quarters of a century later, 27 December 2016, Japanese Prime Minister Shinzo Abe and then US President Barack Obama jointly visited Pearl Harbor. This was done as a sign of the final reconciliation of the two countries, which turned from the worst enemies to the most important military allies. Abe's voyage to Hawaii was the answer to Obama's trip with the same purpose to Hiroshima in May last year.

"Drowning" of the Japanese premiere
Photo: japanology.ru

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies

Both in Hiroshima and in Pearl Harbor, both leaders paid tribute to the memory of the Japanese and Americans who died in fierce battles with each other, and also underscored the inviolable nature of their current military alliance. In addition, in Hawaii, the Japanese Prime Minister, expressing his condolences on those who died during the Japanese attack, said that Japan will never again unleash a war. 

It is noteworthy, however, that no one would never apologized - no Obama for the barbaric atomic bombing of Hiroshima and Nagasaki, neither Abe for pirate attack on the American fleet at Pearl Harbor. Moreover, the "historic" nature of Abe's visit to Pearl Harbor the next day significantly tarnished as a result of visiting Defense Minister of Japan Tomomi Inada located in Tokyo Shinto Yasukuni Shrine. She accompanied Abe on his trip to Hawaii and went to the temple on his return to Tokyo. 

This temple has an ambiguous reputation both in Japan and abroad. In it, along with the souls of 2,46 million Japanese who died in the war, the memory of 12 condemned by the Tokyo Tribunal of "Class A" war criminals, including General Hideki Tojo, who was prime minister during World War II, is honored. In China, South Korea, and also in the countries of the West, who fought with Japan in the Pacific, the Yasukuni temple is considered a symbol of Japanese militarism. 

Continuing from the moment of Japan's capitulation, a pilgrimage to this military sanctuary of Japanese politicians and statesmen invariably causes criticism inside the country, as well as anger and outrage abroad. During his reign at the beginning of the century, Prime Minister Junichiro Koizumi, through his demonstrative visits to Yasukuni, greatly spoiled Japan's relations with China. Arrived in 2006 year to replace Koizumi as head of the Japanese government, Abe spent a lot of effort to straighten out Japan-China relations.

However, ironically, he again spoiled them in his second prime ministerial term, celebrating in Yasukuni in December 2013. It is noteworthy that at that time he was criticized not only by Beijing and Seoul, but also by his ally Washington. Since then, Abe does not go to the temple, but annually sends there a personal offering in the form of a sacred tree of Masakaki. 

Many Yasukuni Shrine members are right-wing nationalists who justify Japan's military action against China and the West during World War II. In his own country, Tomomi Inada is widely recognized as a historical revisionist and ardent apologist for the wars waged by Japan. She is a regular visitor to Yasukuni, although as Minister of Defense she has publicly pledged to abide by the Japanese government's earlier apologetic statements regarding World War II. 

Inada's December pilgrimage to Yasukuni was her first visit to the temple after she became defense minister on August 3 last year. Prior to taking this post, Inada headed the political committee of the ruling Liberal Democratic Party and is currently considered one of the candidates for the post of the country's prime minister. In an effort to avoid scandal, the minister told reporters that her visit to Yasukuni was intended to pay tribute to "those who gave their lives for their country." 

However, the evoking step of the head of the Japanese military department has generated the expected negative reaction - both in China and South Korea. Representative of the Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China Hua Chuning said at a press conference that China resolutely protests against the Inada's act. A senior official of the Japanese embassy was summoned to the Chinese Foreign Ministry, where he was also given an official protest. Seoul reacted in a similar way. 

According to the Japanese newspaper Mainichi Shimbun, the defense minister's actions have poured cold water on Japan's efforts to improve its ties with China and South Korea. According to the Asahi Shimbun newspaper, Inada's visit to the Yasukuni Shrine may raise suspicions in foreign countries that Japan is seeking to blur its responsibility for the war. Inada's visit, the newspaper said, is all the more worrisome that she has a portfolio of the Minister of Defense and is in a post that allows him to command the Japan Self-Defense Forces. 

It is noteworthy that US officials also reacted negatively to the visit of the Japanese Defense Minister to the odious temple immediately after Prime Minister Shinzo Abe visited Pearl Harbor with US President Barack Obama. The State Department spokesman said: "We continue to emphasize the importance of approaching the historical heritage in a spirit that promotes healing and reconciliation." Another US official said it was regrettable that Inada visited the temple shortly after returning from Hawaii.

However, the Japanese Prime Minister himself seemed to have taken water in his mouth regarding his subordinate's visit to the Yasukuni Shrine. He refused to answer a question from journalists about this visit, and when asked by an opposition representative in parliament, he only said: “I would like to refrain from answering.” As the aforementioned Asahi Shimbun writes, Abe avoided commenting on the visit of his Minister of Defense to the temple. But if he is serious about Japan's sincere reconciliation with the international community, including Asia, the Japanese prime minister should not let Inade down her destructed behavior. 

By the way, Donald Trump, who had already been elected President of the United States by the time Abe and Obama visited Pearl Harbor, did not respond to the "historic" event in any way. He just ignored it.

September 22: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Потопление» японского премьера

Как действия министра обороны могут вызвать вопросы к главе правительства

7 декабря минувшего года исполнилась 75-я годовщина внезапного авианалета Японии на американскую военно-морскую базу в заливе Перл-Харбор на Гавайских островах. В тот день Объединенный флот Японской империи одним ударом фактически разгромил костяк военно-морских сил США на Тихом океане. Тогдашний президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря днем позора Америки и объявил войну Японии. Спустя три четверти века, 27 декабря 2016 года, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и бывший тогда президентом США Барак Обама совместно посетили Перл-Харбор. Это было сделано в знак окончательного примирения двух стран, превратившихся из злейших врагов в важнейших военных союзников. Вояж Абэ на Гавайи явился ответом на поездку Обамы с той же целью в Хиросиму в мае прошлого года.

«Потопление» японского премьера
Фото: japanology.ru

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН

Как в Хиросиме, так и в Перл-Харборе оба лидера отдали дань памяти японцам и американцам, погибшим в жестоких сражениях друг с другом, а также подчеркнули нерушимый характер их нынешнего военного альянса. Кроме того, на Гавайях японский премьер, выразив соболезнование по тем, кто погиб во время японской атаки, заявил, что Япония больше никогда не развяжет войну. 

Примечательно, однако, что никто и ни за что не извинился — ни Обама за варварскую атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, ни Абэ за пиратское нападение на американский флот в Перл-Харборе. Более того, «исторический» характер визита Абэ в Перл-Харбор уже через день существенно потускнел в результате посещения министром обороны Японии Томоми Инадой расположенного в Токио синтоистского храма Ясукуни. Она сопровождала Абэ в его поездке на Гавайи и отправилась в храм по возвращении в Токио. 

Указанный храм имеет неоднозначную репутацию как в Японии, так и за рубежом. В нем наряду с душами 2,46 млн японцев, погибших на войне, почитают память 12 осужденных Токийским трибуналом военных преступников «Класса А», включая генерала Хидэки Тодзио, который был премьер-министром во время Второй мировой войны. В Китае, Южной Корее, а также в странах Запада, воевавших с Японией на Тихом океане, храм Ясукуни считается символом японского милитаризма. 

Продолжающееся с момента капитуляции Японии паломничество в это военное святилище японских политиков и государственных деятелей неизменно вызывает критику внутри страны, а также гнев и возмущение за рубежом. В годы своего правления в начале века премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми своими демонстративными посещениями Ясукуни сильно испортил отношения Японии с Китаем. Пришедший в 2006 году на смену Коидзуми в качестве главы японского правительства Абэ потратил немало усилий, чтобы выправить японо-китайские отношения.

Однако по иронии судьбы, он же их снова подпортил в свой второй премьерский срок, отметившись в Ясукуни в декабре 2013 года. Примечательно, что тогда он подвергся критике со стороны не только Пекина и Сеула, но и своего союзника — Вашингтона. С тех пор Абэ в храм не ходит, но ежегодно отправляет туда личное подношение в виде священного деревца масакаки. 

Многие прихожане храма Ясукуни — это националисты правого толка, которые оправдывают военные действия Японии против Китая и стран Запада во время Второй мировой войны. В собственной стране Томоми Инада широко признана как исторический ревизионист и ярый апологет войн, которые вела Япония. Она является постоянным посетителем Ясукуни, хотя в качестве министра обороны публично обещала придерживаться сделанных ранее извинительных заявлений японского правительства  по поводу Второй мировой войны. 

Декабрьское паломничество Инады в Ясукуни явилось первым ее визитом в этот храм после того, как она стала министром обороны 3 августа прошлого года. До того, как занять этот пост, Инада возглавляла политический комитет правящей Либерально-демократической партии и считается в настоящее время одним из кандидатов на пост премьер-министра страны. Стремясь избежать скандала, министр заявила журналистам,  что ее визит в Ясукуни имел целью воздать должное «тем, кто отдал жизни за свою страну». 

Однако вызывающий шаг главы военного ведомства Японии породил ожидаемую негативную реакцию — как в Китае, так и Южной Корее. Представитель министерства иностранных дел КНР Хуа Чуньин заявила на пресс-конференции, что Китай решительно протестует против поступка Инады. Высокопоставленный сотрудник японского посольства был вызван в китайский МИД, где ему также выразили официальный протест. Аналогичным образом отреагировал и Сеул. 

По словам  японской газеты «Майнити симбун», действия министра обороны вылили ушат холодной воды на усилия Японии по улучшению ее связей с Китаем и Южной Кореей. По мнению газеты «Асахи симбун», посещение Инадой храма Ясукуни может вызвать подозрение в зарубежных странах в том, что Япония стремится размыть свою ответственность за войну. Визит Инады, считает издание, тем более вызывает беспокойство, что она обладает портфелем министра обороны и находится на посту, который позволяет командовать Силами самообороны Японии. 

Весьма примечательно, что официальные лица США также отрицательно отреагировали на визит министра обороны Японии в одиозный храм сразу после того, как премьер-министр Синдзо Абэ посетил Перл-Харбор вместе с президентом США Бараком Обамой. Представитель Госдепартамента сказал: «Мы продолжаем подчеркивать важность подхода к историческому наследию в духе, который способствует исцелению и примирению». Другой официальный представитель США назвал вызывающим сожаление тот факт, что Инада посетила храм вскоре после возвращения с Гавайев.

Однако сам японский премьер-министр в отношении визита своего подчиненного в храм Ясукуни словно воды в рот набрал. Он отказался отвечать на вопрос журналистов об этом визите, а на запрос представителя оппозиции в парламенте лишь сказал: «Я бы хотел воздержаться от ответа». Как пишет упомянутая «Асахи симбун», Абэ ушел от комментариев по поводу визита его министра обороны в храм. Но если он серьезно настроен относительно искреннего примирения Японии с международным сообществом, включая Азию, японский премьер не должен спустить Инаде ее деструктированное  поведение. 

Кстати, Дональд Трамп, уже избранный президентом США к моменту совместного посещения Абэ и Обамой Перл-Харбора, никак не откликнулся на «историческое» событие. Он его просто проигнорировал.