Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Turn to open model

On the prospects for economic cooperation between Russia and India

How it is possible not to slow down the development of the Indian economy and what its place is in the international division of labor, and also how the country is trying to cope with social inequality and population growth President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists - "Soft power" in the foreign policy of modern India: a comprehensive analysis "(2016-2017 years) Natalia Emelyanova.

Turn to open model
Photo: shutterstock.com
- What is now caused by a rather high growth of the Indian economy, while the growth rate of the world economy is not so great?
- The high growth rates that the Indian economy demonstrates are associated with significant, one might say fundamental changes in the minds of Indian elites who are ready to apply new management models, while having quite clear claims to possessing the status of a great power in the 21st century.
India's turn from an internally oriented economy to an open economy model began in the 1990-ies, becoming a kind of reaction to changes in the world order after the Cold War. India's orientation towards the countries of the socialist camp has exhausted itself, fresh approaches were needed that made it possible to rethink and revise the country's policy, including with regard to neighboring states, expand its presence in the APR zone, and integrate into the global economy as a whole.
Unlike China, which is still staking on mass industrial production, the Indian economy is focused on the services sector, the development of the banking system and the financial market, as well as the high-tech sector. India’s economic growth over the past five years is impressive: since 2014, it has become the third largest in the world in terms of GDP (on average, 2,2 trillion dollars), second only to the United States and China. The share of the middle class in the economy is growing.
And yet its own fly in the ointment is available. Despite impressive successes in the field of economic development, the country continues to face serious threats. First of all, this is social inequality, which threatens to further aggravate in the conditions of the current rates of demographic growth: according to various forecasts, in twenty years in terms of population, India will be able to catch up and even overtake neighboring China. At the same time, more than a third of the country's population, unfortunately, still lives below the poverty line.

- In which industries is India the leader or leading power in the world division of labor?
- I would particularly note the successes in two areas: in the field of IT technology and the pharmaceutical industry. Thus, the share of information technology in the structure of national exports reaches 15%, which is about 85 billion dollars a year. A quarter of the world's medicines accounted for India. A separate development of these industries is registered in the ambitious program "Make in India", implemented under the leadership of Prime Minister Narendra Modi, which, without exaggeration, can be described as a program for the new industrialization of the country.

- How can you characterize the role of India in the current balance of Asian and world political forces?
- With regard to geopolitical interpretations, the position of the country looks curious. A very common point of view not only identifies a country as a rising power (rising power), but also to some extent offensively designates it as the weakest of the rising forces. However, Indian experts believe that for the upcoming strategic decisions in the foreign policy of the country, the position is in fact not so weak as it may seem at the first approximation. For example, political analysts Harsh Pant and Yogesh Joshi believe that this “imaginary weakness” allows us to assess the current geopolitical position of the country in the categories of “middle power”. In Asia, it is able to strengthen its position, thanks to the skillful maneuvering between the largest "players" - China and the United States, to receive support from the United States, wishing to balance the role of the PRC in Asian politics. Politically, the positions of India and the United States with respect to the PRC are increasingly converging. Moreover, the National Democratic Alliance in power believes that the American “Pillar in Asia” strategy in assessing the current balance of power in Asia is very close to the Indian strategy “Act in the East”. And it’s not only and not so much about Delhi’s concerns. Beijing, in its desire to hold back India, has taken a number of measures over the last decade that are of great concern to Indians: this counteracts India’s admission to the UN Security Council, and Pakistan’s increasing military-technical support. Separately, the Indian establishment “tickles the nerves” of the Chinese strategy “Pearl String” in relation to the Indian Ocean water area: the logic of its implementation by the Chinese side threatens Delhi with a strategic sea environment.
And yet India is able to say its weighty word on the world stage and is preparing for this, and in many different areas. On the one hand, opportunities are growing in the development of humanitarian technologies, various campaigns are being developed in the field of soft power. On the other hand, military power is growing. According to the Global Military Strength Index, India regularly enters the Top 10 states with the strongest armed forces. According to the London International Institute of Strategic Studies in 2016, the defense budget of the country was estimated at 51,1 billion dollars. For military expenditures, it outstripped Germany, Italy and France. The Stockholm Peace Research Institute in its reports also notes India's high spending on arms purchases, for the period from 2011 to 2015. India bought arms at 14 billion dollars, coming in first, outperforming Saudi Arabia (2 billion dollars) and 7 times China (3 billion dollars) by 4,7 times.

- How does India participate in territorial conflict situations in South and South-East Asia and why does it increase its military power?
- The territorial disputes between India and China and Pakistan remain unresolved, which destabilizes the development of the Indian states of Jammu and Kashmir and Arunachal Pradesh, which China calls South Tibet. However, in recent years, both sides have made serious attempts to resolve the border dispute in Arunachal Pradesh through actual control (unofficial border).
The situation in the Indo-Pakistani territorial dispute is more difficult to assess in a positive light. Despite the relative status quo, the configuration of forces in South Asia is changing rapidly. At the same time, the role and importance of South Asia in the system of modern international relations is growing. Whereas earlier regional security was more determined by Indo-Pakistani interactions, now the region is in the grip of two trends: on the one hand, India and China with their growing power, on the other, Pakistan and Afghanistan as destabilizing forces - two unstable states "in a state Decay ".
In the near future, it is possible to tighten Indian rhetoric towards the northern neighbor, who is now weakened and forced to transfer armed forces from the Indo-Pakistani border to fight the Taliban in the north-west of the country. One of the main goals of the current Indian leadership is to achieve international isolation of Pakistan. Moreover, with active involvement of the US, gradually narrowing their ability to maneuver between Delhi and Islamabad and using their interest in strategic partnership.
As for why India is increasing its power? She is not alone in this process and is in the general course taken by the countries of the Asian region: military budgets are growing, militarization is increasing, numerous alliances are developing. All this can be regarded as a factor in the formation of a new balance of power in Asia. India's increased military might demonstrates that it does not intend to remain outside, and is ready, if necessary, to participate in the formation of a new agenda.



- What could be more close economic cooperation between Russia and India at the moment, when we have made some progress in the sphere of oil production?
- Yes indeed. Russian-Indian cooperation in the field of oil production has improved in recent years. I would have outlined more broadly: there are serious shifts in the oil and gas field as a whole for such landmark projects as Sakhalin-1, Sakhalin-2. Here the serious contribution is carried out by the Working Group on Energy of the Russian-Indian Intergovernmental Commission.
In general, energy shortage is an acute problem of the Indian economy, so the Indians are actively investing in various oil and gas projects. A vivid example is the Farzad gas field in Iran, in which the Indian side is ready to invest up to 20 billion dollars. The activity in Central Asia has grown. The region is betting in the context of solving the problem of diversifying energy supplies. Thus, the largest oil and gas corporation Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) has been actively investing in Kazakhstan during the last 10 years. The Indian authorities are ready to invest in trunk pipeline projects: in particular, the Indians are ready to invest up to 7,6 billion dollars in the Turkmenistan-Afghanistan-Pakistan-India pipeline with a total length of 1 thousand 680 km. For our part, we are striving to more actively involve Indian partners in the implementation of the joint project with China, "The Power of Siberia." But there are no sensational breakthroughs yet.
A particular interest is the activity of Indian oil refineries. Such as Indian Oil Corporation (IOC), Bharat Petroleum Corporation (BPCL), Hindustan Petroleum Corporation (HPCL). These companies are trying to unite their efforts in the global market. The strongest of them IOC builds a model of a transnational energy corporation and is ready to implement major projects in Russia.
But, as I noted earlier, we need to monitor the growth of opportunities in the fields of IT and pharmaceuticals. In these areas, unfortunately, we do not yet sufficiently develop the joint potential of cooperation. The big Indian business in these areas is obviously extremely motivated in reaching the world level, although while in terms of promoting their brands, Indian companies see their priorities in the US and Europe. Therefore, they are not too active in Russia. Nevertheless, I would mention the companies Infosys, WiPro and Cognizant Technology. These are large Indian outsourcers for the production and support of software. Infosys is the most influential of the presented, vivid example of the success of a technological incubator in Bangalore, a well-known Indian analogue of the Silicon Valley. Indian technology companies Micromax, the largest manufacturer of mobile devices in the world in a low price segment, and also the company-manufacturer of cars Tata Motors are opened to cooperation. Tata Motors is integrated into the global automotive market, with large blocks of shares in Rover, Land Rover, Jaguar, Daimler. Indian pharmaceutical companies are developing rapidly. Reddy's Laboratories, Ranbaxy, Aurobindo Pharma, Natco Pharma, Mylan Laboratories, etc. Their main advantage is the production of high-quality and simultaneously available drugs.

- Projects in what other areas can potentially be of interest to Indian investors in Russia and, perhaps, Russian in India?
- In addition to the oil and gas sector, information technology and pharmaceuticals, Indians are traditionally interested in procurement of weapons. Especially now, when the Indian army is modernizing. But this is a topic for a separate conversation. Indians are also interested in projects in the field of construction, retail and wholesale trade.
Without a doubt, India will, as they say, "call more and more for themselves." Indian Prime Minister Narendra Modi came to power on a wave of promises to modernize India, ensuring high growth in the economy. He can do it. As Governor of the State of Gujarat, he made from him a state-leader in the investment climate in India.
At the state level, the main work on attracting investment is now led by the National Investment Promotion Agency InvestIndia. First of all, it is aimed at promoting infrastructure projects. Here we are talking about the participation of Russia in the industrial corridor "Delhi-Mumbai". This “growth corridor”, due to the special freight railway 1,5 of thousands of kilometers, should connect the capital Delhi with the economic center of the country Mumbai.
Among the measures that stimulate the flow of investment in India are the abolition of licensing of production activities, allowing foreign participation in projects up to 100% and the absence of dividend restrictions and requirements for the maintenance of local components.
As far as I know, there are studies of possible preferences of Russian investors in India: these are manufacturing industries, the financial sector and trade.

- What are the prospects for the development of scientific cooperation between the two countries?
- At the state level, this issue is regulated within the framework of the Intergovernmental Russian-Indian Commission on Trade, Economic, Scientific, Technical and Cultural Cooperation, the Complex Long-Term Program of Scientific, Technical and Innovative Cooperation up to 2020 and the Basic Program of Scientific Cooperation.
For a long time, the Russian Academy of Sciences and the Indian National Academy of Sciences have contributed to the development of Russian-Indian scientific ties. Nevertheless, over the past two decades there has been a serious shortage of funding and proposals in the field of scientific exchange.
Now, for a number of reasons, the model of interaction between the two countries in the scientific sphere is changing. Funding goes through the competition of joint projects, which are supervised by the RFBR and RNF jointly with the Department of Science and Technology of India (DST). In the framework of co-financing, 100 projects are being implemented. In general, projects are supported in the field of physics, biotechnology, engineering and electronics, alternative energy sources, etc.
India is also interested in high-tech start-ups: they are granted tax holidays for 10 years.
Since 2015, the Russian-Indian Association of Universities is operating, which includes 9 Indian and 21 Russian universities. In addition to the fact that the association is included in the grant programs of the two countries, its activities are designed to increase the academic mobility of Russian scientists within the framework of the Indian government's Global Initiative for Academic Networks (GIAN). It remains only to wish that this program as possible and more successfully implemented. Without academic mobility, modern science is impossible.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Поворот к открытой модели

О перспективах экономического сотрудничества России и Индии

Как удается не снижать темпы развития индийской экономики и каково ее место в международном разделении труда, а также как страна пытается справиться с социальным неравенством и ростом населения East Russia поинтересовалось у научного сотрудника Института философии РАН, кандидата политических наук, доцента философского факультета ГАУГН, руководителя гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - "Мягкая сила" во внешней политике современной Индии: комплексный анализ" (2016-2017 годы) Натальи Емельяновой.

Поворот к открытой модели
Фото: shutterstock.com
— Чем сейчас обусловлен достаточно высокий рост индийской экономики, в то время как темпы роста мировой экономики не столь велики?
— Высокие темпы роста, которые демонстрирует индийская экономика, связаны с существенными, можно сказать, фундаментальным изменениями в сознании индийских элит, готовых применять новые модели управления, имея при этом вполне четкие претензии на обладание статусом великой державы в XXI веке.
Поворот Индии от внутренне ориентированной экономики к модели открытой экономики начался в 1990-е гг., став своеобразной реакцией на изменения в мироустройстве после Холодной войны. Ориентация Индии на страны соцлагеря себя исчерпала, нужны были свежие подходы, позволявшие переосмыслить и пересмотреть политику страны, в том числе в отношении соседних государств, расширить присутствие в зоне АТР, в целом интегрироваться в глобальную экономику.
В отличие от Китая, по-прежнему делающего ставку на массовое промышленное производство, индийская экономика ориентирована на сферу услуг, развитие банковской системы и финансового рынка, а также сектора высоких технологий. Экономический рост Индии последних пяти лет впечатляет: так, с 2014 года она вышла на третье место в мире по объемам ВВП (в среднем, 2,2 трлн. долл.), уступая только США и КНР. Растет доля среднего класса в экономике.
И все же своя ложка дегтя в этой бочке меда имеется. Несмотря на впечатляющие успехи в области экономического развития, перед страной продолжают стоять серьезные угрозы. В первую очередь, это социальное неравенство, которое грозит еще более обостриться в условиях текущих темпов демографического прироста: по разным прогнозам, уже через двадцать лет по численности населения Индия сможет догнать и даже перегнать соседний Китай. При этом, более трети населения страны, к сожалению, по-прежнему живет за чертой бедности.

— В каких отраслях Индия является лидером или ведущей державой в мировом разделении труда?
— Я бы особо отметила успехи в двух отраслях: в области IT-технологий и фармацевтической отрасли. Так, доля информационных технологий в структуре национального экспорта доходит до 15%, что составляет порядка 85 млрд долл. в год. А четверть мировых лекарственных препаратов приходится на долю Индии. Отдельное развитие указанных отраслей прописано в реализуемой под руководством премьер-министра Нарендры Моди амбициозной программы «Make in India», которую, без преувеличения, можно охарактеризовать как программу новой индустриализации страны.

— Как можно охарактеризовать роль Индии в сегодняшнем балансе азиатских и мировых политических сил?
— Что касается геополитических трактовок, то позиция страны выглядит любопытно. Весьма распространенная точка зрения не только идентифицирует страну как rising power (поднимающуюся силу), но и в какой-то степени обидно обозначает ее как самую слабую из поднимающихся сил. Однако индийские эксперты полагают, что для предстоящих стратегических решений во внешней политике страны позиция в действительности не так уж и слаба, как может показаться при первом приближении. К примеру, политические аналитики Харш Пант и Йогеш Джоши считают, что эта «мнимая слабость» позволяет оценивать нынешнее геополитическое положение страны в категориях «средней державы». В Азии она способна упрочить свои позиции, благодаря умелому лавированию между крупнейшими «игроками» - Китаем и США, получать поддержку от Соединенных штатов, желающих сбалансировать роль КНР в азиатской политике. Политически позиции Индии и США в отношении КНР все более сближаются. Более того, находящийся у власти Национальный демократический альянс, полагает, что американская стратегия «Опорный столп в Азии» в оценках актуального баланса сил в Азии весьма близка индийской стратегии «Действуй на Востоке». И дело здесь не только и не столько в опасениях Дели. Пекин в своем стремлении сдерживать Индию предпринял за последнее десятилетие ряд мер, которые очень беспокоят индийцев: это и противодействие принятию Индии в Совет Безопасности ООН, и усиливающаяся военно-техническая поддержка Пакистана. Отдельно «щекочет нервы» индийского истеблишмента китайская стратегия «Нить жемчуга» в отношении акватории Индийского океана: логика ее воплощения китайской стороной грозит для Дели стратегическим морским окружением.
И все же Индия способна сказать свое веское слово на мировой арене и готовится к этому, причем в самых разных областях. С одной стороны, наращиваются возможности в области развития гуманитарных технологий, разрабатываются различные кампании в области soft power. С другой стороны, наращивается военная мощь. По данным Глобального индекса военной мощи, Индия регулярно входит в Топ-10 государств с сильнейшими вооруженными силами. По оценкам лондонского Международного института стратегических исследований в 2016 году оборонный бюджет страны оценивался в 51,1 млрд долл. По военным расходам она опередила Германию, Италию и Францию. Стокгольмский институт исследований проблем мира в своих докладах также отмечает высокие траты Индии на закупку вооружений, за период с 2011 по 2015 гг. Индия закупила вооружений на 14 млрд долл., оказавшись на первом месте, опередив в 2 раза по аналогичному параметру Саудовскую Аравию (7 млрд. долл.) и почти в 3 раза КНР (4,7 млрд долл.).

— Как Индия участвует в территориальных конфликтных ситуациях в Южной и Юго-Восточной Азии и зачем наращивает свою военную мощь?
— По-прежнему остаются не урегулированными территориальные споры Индии с Китаем и Пакистаном, что дестабилизирует развитие индийских штатов Джамму и Кашмир и Аруначал-Прадеш, который китайская сторона называет Южным Тибетом. Однако, в последние годы обеими сторонами предпринимались серьезные попытки по урегулированию пограничного спора в Аруначал-Прадеше по линии фактического контроля (неофициальной границы).
Ситуацию в индо-пакистанском территориальном споре оценивать в положительном ключе сложнее. Несмотря на относительный статус-кво, конфигурация сил в Южной Азии стремительно меняется. При этом роль и значение Южной Азии в системе современных международных отношений возрастает. Если раньше региональную безопасность в большей степени определяли индо-пакистанские взаимодействия, то сейчас регион оказался в тисках двух трендов: с одной стороны, Индия и Китай с их растущей мощью, с другой, Пакистан и Афганистан как дестабилизирующие силы – два нестабильных государства «в состоянии распада».
В ближайшее время возможно ужесточение индийской риторики в адрес северного соседа, который сейчас ослаблен и вынужден перебрасывать вооруженные силы с индо-пакистанской границы для борьбы с талибами на северо-западе страны. Одна из основных целей нынешнего индийского руководства – добиться международной изоляции Пакистана. Причем, с активным привлечением США, постепенно сужая их возможности по маневрированию между Дели и Исламабадом и используя их заинтересованность в стратегическом партнерстве.
Что касается того, почему Индия наращивает свою мощь? Она не одинока в этом процессе и находится в общем курсе, который взят странами азиатского региона: растут военные бюджеты, усиливается милитаризация, развиваются многочисленные альянсы. Все это можно расценивать как факторы формирования нового баланса сил в Азии. Индия усилением военной мощи демонстрирует, что оставаться за бортом она быть не намерена и готова, при необходимости, участвовать в формировании новой повестки.

— В чем могло бы выражаться более тесное экономическое сотрудничество России и Индии в настоящий момент, когда мы немного продвинулись в сфере нефтедобычи?
— Да, действительно. Российско-индийское сотрудничество в сфере нефтедобычи за последние годы продвинулось. Я бы обозначила шире: есть серьезные подвижки в нефтегазовой области в целом по таким знаковым проектам, как «Сахалин-1», «Сахалин-2». Здесь серьезный вклад носит Рабочая группа по энергетике Российско-Индийской Межправительственной комиссии.
В целом, энергодефицит – острая проблема индийской экономики, поэтому индийцы активно вкладываются в различные нефтегазовые проекты. Яркий пример – газовое месторождение Farzad в Иране, в которое индийская сторона готова инвестировать до 20 млрд. долл. Выросла активность в Центральной Азии. На регион делается ставка в контексте решения проблемы диверсификации поставок энергоресурсов. Так, крупнейшая нефтегазовая корпорация Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) в течение последних 10 лет активно инвестирует в Казахстан. Индийские власти готовы инвестировать в проекты магистральных трубопроводов: в частности, индийцы готовы вложить до 7,6 млрд. долл. в трубопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия общей протяженностью 1 тыс. 680 км. Со своей стороны, мы стремимся более активно привлекать индийских партнеров к реализации совместного с Китаем проекта «Сила Сибири». Но пока сенсационных прорывов здесь нет.
Отдельный интерес вызывает активность индийских нефтеперерабатывающих компаний. Таких как Indian Oil Corporation (IOC), Bharat Petroleum Corporation (BPCL), Hindustan Petroleum Corporation (HPCL). Эти компании стремятся объединять свои усилия на глобальном рынке. Сильнейшая из них IOC выстраивает модель транснациональной энергетической корпорации и готова к реализации крупных проектов в России.
Но, как я отметила ранее, нам необходимо следить за ростом возможностей в сферах IT и фармацевтики. В этих областях мы, к сожалению, пока недостаточно развиваем совместный потенциал сотрудничества. Крупный индийский бизнес в этих областях, очевидно, крайне замотивирован в выходе на мировой уровень, хотя пока в плане продвижения своих брендов индийские компании видят свои приоритеты в США и Европе. Поэтому они не слишком активны в России. Тем не менее, я бы отметила компании Infosys, WiPro и Cognizant Technology. Это крупные индийские аутсорсеры по производству и поддержке программного обеспечения. Компания Infosys - самая влиятельная из представленных, яркий пример успеха технологического инкубатора в Бангалоре, известного индийского аналога Кремниевой долины. Открыты к сотрудничеству индийские технологические компании Micromax, крупнейший производитель мобильных устройств в мире в низком ценовом сегменте, а также компания-производитель автомобилей Tata Motors. Tata Motors интегрирована в мировой автомобильный рынок, имея крупные пакеты акций Rover, Land Rover, Jaguar, Daimler. Стремительно развиваются индийские фармацевтические компании Dr. Reddy’s Laboratories, Ranbaxy, Aurobindo Pharma, Natco Pharma, Mylan Laboratories и др. Их основное преимущество состоит в производстве качественных и одновременно доступных лекарственных препаратов.

— Проекты в каких еще областях могут быть потенциально интересны индийским инвесторам в России и, возможно, российским в Индии?
— Помимо нефтегазового сектора, информационных технологий и фармацевтики, индийцы традиционно заинтересованы в закупках вооружений. Тем более сейчас, когда идет модернизация индийской армии. Но это тема для отдельного разговора. Индийцам также интересны проекты в области строительства, розничной и оптовой торговле.
Без сомнения, Индия будет, что называется, «все больше звать к себе». Индийский премьер-министр Нарендра Моди пришел к власти на волне обещаний модернизировать Индию, обеспечив высокий рост экономике. Ему это под силу. Будучи губернатором штата Гуджарат, он сделал из него штат-лидер по инвестиционному климату в Индии.
На государственном уровне основную работу по привлечению инвестиций сейчас ведет Национальное агентство содействия инвестициям InvestIndia. В первую очередь оно нацелено на продвижение инфраструктурных проектов. Здесь речь идет об участии России в промышленном коридоре «Дели-Мумбаи». Этот «коридор роста», благодаря специальной грузовой железной дороге протяженностью 1,5 тыс. км, должен связать столицу Дели с экономическим центром страны Мумбаи.
Среди мер, стимулирующих приток инвестиций, действующих в Индии можно назвать отмену лицензирования производственной деятельности, разрешение участия иностранного капитала в проектах вплоть до 100% и отсутствие ограничений дивидендов и требований по содержанию местных компонентов.
Насколько мне известно, есть исследования относительно возможных предпочтений российских инвесторов в Индии: это обрабатывающие производства, финансовый сектор и торговля.

— Каковы перспективы развития научного сотрудничества двух стран?
— На государственном уровне данный вопрос регулируется в рамках работы Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, действуют Комплексная долгосрочная программа научно-технического и инновационного сотрудничества до 2020 г. и Базовая программа научного сотрудничества.
Развитию российско-индийских научных связей долгое время способствовали Российская академия наук и Индийская национальная академия наук. Тем не менее, на протяжении последних двух десятилетий ощущался серьезный дефицит финансирования и предложений в области научного обмена.
Сейчас в силу ряда причин модель взаимодействия двух стран в научной сфере меняется. Финансирование идет по линии конкурсов совместных проектов, курируемых РФФИ и РНФ совместно с Департаментом науки и технологий Индии (DST). В рамках софинансирования реализуется порядка 100 проектов. В основном, поддерживаются проекты в области физики, биотехнологий, техники и электроники, альтернативных источников энергии и др.
Индия также заинтересована в наукоемких стартапах: им предоставляются налоговые каникулы на 10 лет.
С 2015 г. действует Российско-индийская ассоциация вузов, в которую входят 9 индийских и 21 российский вуз. Помимо того, что ассоциация включена в грантовые научные программы двух стран, ее деятельность призвана способствовать увеличению академической мобильности российских ученых в рамках программы индийского правительства Глобальная инициатива академических сетей (GIAN). Остается только пожелать, чтобы это программа как можно успешнее и интенсивнее реализовывалась. Без академической мобильности современная наука невозможна.