Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
HSE experts on how to find new growth points in the Russian Far East - EastRussia | Analytics of the East of Russia

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Turn to the East it's time to turn into a nationwide phenomenon

HSE experts on how to find new growth points in the Russian Far East

Turn to the East it's time to turn into a nationwide phenomenon
Photo by: spiegel.de
Four years have passed since Vladimir Putin, in his address to the Federal Assembly, called Siberia and the Far East “a national priority for the whole XXI century.” Time has confirmed the correctness of this goal setting. First, the shift of the center of economic and political power to Asia continues: the history of the world of the 21st century will be written not in the Atlantic, but in the Pacific region. Secondly, China’s movement to the West, and Russia to the East provides opportunities for creating a new zone of cooperation and development in Greater Eurasia, which is fully capable of becoming a new center of world development, the attraction of financial resources, goods and people. Third, the economic model that has been operating in Russia over the past decades, based not only on the export of raw materials, but also on centralizing management and concentrating financial and labor resources in Moscow, no longer works. Need to look for new growth points. Fourth, Russian cooperation with Asian countries is developing dynamically, while relations with the West have entered a difficult and long-term crisis.

Efforts to outstrip the development of the Far East are already yielding some results: GRP growth rates here exceed the average Russian indicators for four consecutive years. In 2017, the volume of attracted investments, industrial production and construction shows positive dynamics at last. The first fruits in the form of dozens of new projects are given by the territories of advanced development and the free port of Vladivostok. However, while the scale of these successes is not so great, it allows us to speak more about the outrunning exit from the crisis than about accelerated growth. And in trade and investment cooperation between Russia and the leading Asian countries, political declarations often go ahead of economic content. On the path of Russian non-commodity goods, there are still high barriers to entry to Asian markets, and Russian companies are finding it difficult to adapt to new, though promising, markets for them. The investment climate in the country plays a negative role. Despite all the efforts, the East of Russia has not yet become the territory of economic freedom. And only so it developed in the XVIII and XIX centuries.

The Russian turn to the East is constrained by the inertia of the long-standing desire for Europe. It is peculiar to business: in 2000-ies. he was so relaxed by high oil prices that he missed the wave of Asian economic growth and did not take advantage of many of the opportunities he gives. Even more inertia is typical for a large part of the political elite: to some of its representatives, only sanctions opened their eyes to the fact that life exists outside the West. However, even now, some of these elites are afraid of turning to the East, confusing it with a supposedly rejection of European civilization identity and comfortably staying in the familiar, but long-obsolete coordinate system where Europe is associated with progress, Asia - with Asiatic, and Eurasia - with marginal great-power Eurasianism. In fact, the path of modern Russia to progress and modernization lies precisely through Asia and Eurasia - only there are growing markets for the promotion of Russian medium and high-tech goods, there are opportunities for the spread of Russian standards, there is the potential to build powerful technological alliances, manifestations of entrepreneurial initiative. Naturally, at the same time, that from the European technological, financial and especially cultural resources to refuse recklessly. But where the future is, it's high time to understand.

Representations about the Far East and many citizens of Russia, and even a number of federal politicians are still largely formed by myths, and sometimes deliberately spread disinformation. For example, there are myths about the terrible climate of the Far East, about the Chinese demographic expansion, about the extremely low standard of living in the region and its general economic backwardness. The attention of the majority is eluded also by the fact that the quality of human capital in the East of Russia is better than the national average. It is easy to explain: for centuries, the most dashing, free, energetic, industrious people went there and survived there. And this potential must be used.

The turn in the heads is gradually going on, but much can be done to speed it up. Russia needs a new ideology of turning to the East. Its task is to create a fashion for the East of Russia, to form an idea about it as a region of the future, a land of opportunities that brings success to those who are willing to take risks and work hard. Especially since the time of easy earnings for Russia in any case ended.

EastRussia help. Despite significant efforts to accelerate the development of the Far East, the dynamics of the main indicators of its economic development are still unstable. 2017 year will be the first since 2012 year, when the Far East will exceed, and immediately significantly, the average Russian indicators for all the main indicators of economic activity: the index of industrial and agricultural production, the volume of construction, and investments in fixed assets. The last of these indicators is particularly revealing. After the mass investments timed to coincide with the APEC summit in Vladivostok in 2012, a three-year failure followed. However, since 2015, that is, from the moment when the first territories of advanced development have earned, investments in fixed capital demonstrate encouraging dynamics, indirectly indicating that the economic incentives used in the region give a result. At the same time, behind the figures of gross growth lies the unevenness of this growth by regions. For example, the overwhelming part of the increase in investments in 2016 was provided by one region - the Republic of Sakha (Yakutia).



The basic steps necessary for the accelerated development of the East of Russia are well understood and repeatedly suggested by us, in particular, in the series of reports of the Valdai Club "Towards the Great Ocean". Here we mention the most strategically important of them.



First, it is necessary to stop as soon as possible the artificial fragmentation of the Asian part of Russia into Siberia and the Far East. The huge macroregion, lying to the east of the Ural Mountains, has a historical, economic and transport-logistic unity. When the idea of ​​turning to the East only began to be discussed, including at a high level, the Siberian Federal District was considered as its integral part. The fact that Siberia fell out of the plans is a big omission. It's not even in its objectively higher economic potential compared with the Far East. It is more important to coordinate the development of these regions, in which there are many opportunities for industrial cooperation, and the economic potential can not be realized without the development of a common transport infrastructure, primarily the Trans-Siberian Railway and the Northern Sea Route. Territories of advanced development should be extended to Siberia, as well as other economic incentives, tested and used at present only in the Far East.

Secondly, it is important to continue to change the attitude of both political elites and the population of the country to natural resources. In Russia till now, extraction, primary processing and transportation of raw materials are considered to be the most primitive types of economic activity. In reality, as exhausting readily available reserves and tightening requirements for environmental protection, production technologies become truly innovative. A similar situation is observed in agriculture and fisheries: biotechnology, gene modification, drip irrigation, robotic agricultural machinery, geoinformation technologies, mariculture make these activities more highly precise, requiring highly skilled personnel and significant capital expenditures. The construction in the East of Russia of an innovative resource economy capable of satisfying the growing world demand for resource-intensive goods while simultaneously following the world trend for "green" development is the goal to be pursued. Its achievement will transform this macroregion into one of the most attractive territories of the planet.

Thirdly, it is necessary to rediscover the history, nature and daily life of Siberia and the Far East for the population of the European part of the country, elites and journalists.
Most Russians, including even Siberians themselves, have little knowledge of the history of the Trans-Urals. It is important, with grief and gratitude, to return to the national memory the suffering of the millions of involuntary GULAG who built the mines and roads that mined gold, uranium and other resources that saved the country. In Moscow, the national wall of grief, a memorial dedicated to the victims of political repression, has finally been opened. Similar monuments are needed in the East of Russia.

Tourism in the East of Russia should be guided first and foremost by a Russian tourist. Visiting Baikal, Altai or Kamchatka is a dream for many Russians, alas, often unattainable. Expensive air tickets, as well as lack of tourist infrastructure make recreation here difficult and almost impossible, and it is important to overcome this perception and send a stream of Russian tourists here, including through state subsidies.

Federal channels should be more accentuated to cover the life of the eastern regions on the screens. Fashion on Siberia and the Far East could be developed by means of documentary and entertainment programs, as well as artistic cinema.

Fourthly, mass student exchanges should become an important tool for the unification of the country and the rise of its eastern part. In a number of specialties (oceanology, oriental studies, geological exploration, natural resource management, etc.), universities located beyond the Urals can provide students with opportunities that are inaccessible in the European part of the country.
Even coming for a year or semester, students will discover Siberia and the Far East, and the chances that they will later choose them as a place of residence or business will increase. These same students will become translators of knowledge about the East of the country in their small homeland, will contribute to the destruction of established myths.

Fifthly, it is important to return to the issue of transferring some of the capital's functions to one or two Siberian and Far Eastern cities. A number of federal agencies may be moved here. This would also facilitate the repeatedly postponed transfer to the East of the central offices of Russian state-owned companies, especially resource companies - those whose main assets are located directly in Siberia. Such a transfer would not only create new jobs in the region and help renew the political and business elites, but also make the inhabitants of the region involved in decision-making, would give a signal that in order to succeed, it is not necessary to move to another part of the country.

Sixthly, it is necessary to improve qualitatively the expert and intellectual support for a turn to the East. With regard to its external, Russian-Asian agenda, in recent years a whole community of scientists, businessmen, journalists, intellectuals promoting and medially developing Russia's integration into the Asian region has formed. And they need many times more, but with regard to internal, Siberian-Far Eastern issues, such a community has yet to be created.

For the accelerated development of the East of Russia, the state has already done a lot. Now it is time to translate the turn to the East and, first and foremost, the development of Siberia and the Far East from the phenomenon of the technocratic to the phenomenon of a nationwide one. Bring him to the broad strata of the educated middle class and youth. Add to it the courage, to direct to the development of the East of Russia a positive patriotic energy, which is so difficult to find a way out inside the country.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Поворот на Восток пора превращать в явление общенациональное

Эксперты НИУ ВШЭ о том, как найти новые точки роста на Дальнем Востоке России

Поворот на Восток пора превращать в явление общенациональное
Фото: spiegel.de
Четыре года прошло с тех пор, как Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию назвал Сибирь и Дальний Восток «национальным приоритетом на весь XXI век» Время подтвердило правильность такой постановки целей. Во-первых, сдвиг центра экономической и политической силы в Азию продолжается: история мира XXI века будет писаться не в Атлантическом, а в Тихоокеанском регионе. Во-вторых, движение Китая на Запад, а России на Восток дает возможности для создания новой зоны сотрудничества и развития в Большой Евразии, которая вполне способна превратиться в новый центр мирового развития, притяжения финансовых ресурсов, товаров и людей. В-третьих, действовавшая в России последних десятилетий экономическая модель, основанная не только на экспорте сырья, но и на централизации управления и концентрации финансовых и трудовых ресурсов в Москве, больше не работает. Необходимо искать новые точки роста. В-четвертых, сотрудничество России с азиатскими странами динамично развивается, в то время как отношения с Западом вступили в тяжелый и долгосрочный кризис.

Усилия по опережающему развитию Дальнего Востока уже дают некоторый результат: темпы роста ВРП здесь четыре года подряд превышают среднероссийские показатели. В 2017 г. позитивную динамику наконец демонстрируют объемы привлеченных инвестиций, промышленного производства, строительства. Первые плоды в виде десятков новых проектов дают территории опережающего развития и свободный порт Владивосток. Впрочем, пока масштаб этих успехов не столь велик, позволяет говорить скорее об опережающем выходе из кризиса, чем об ускоренном росте. Да и в торгово-инвестиционном сотрудничестве России с ведущими азиатскими странами политические декларации нередко идут впереди экономического содержания. На пути российских несырьевых товаров по-прежнему лежат высокие барьеры входа на азиатские рынки, а российские компании с трудом приспосабливаются к новым для них, хотя и перспективным рынкам. Негативную роль играет и инвестиционный климат в стране. Несмотря на все усилия, Восток России так и не стал пока территорией экономической свободы. А только так он и развивался в XVIII и XIX веках.

Российский поворот на Восток сдерживает инерция многолетнего стремления к Европе. Она свойственна бизнесу: в 2000-е гг. он был настолько расслаблен высокими ценами на нефть, что пропустил волну азиатского экономического роста и не воспользовался многими из возможностей, которые он дает. Еще в большей степени инерция характерна для значительной части политической элиты: некоторым ее представителям лишь санкции открыли глаза на то, что жизнь есть и за пределами Запада. Впрочем, даже и сейчас часть этих элит боится поворота на Восток, смешивая его с якобы отказом от европейской цивилизационной идентичности и комфортно оставаясь в привычной, но давно устаревшей системе координат, где Европа ассоциируется с прогрессом, Азия – с азиатчиной, а Евразия – с маргинальным великодержавным евразийством. В действительности, путь современной России к прогрессу и модернизации лежит именно через Азию и Евразию – только там есть растущие рынки для продвижения российских средне- и высокотехнологичных товаров, остаются возможности для распространения российских стандартов, существует потенциал построения мощных технологических альянсов, наконец, присутствует пространство для проявления предпринимательской инициативы. Естественно при этом, что от европейского технологического, финансового и особенно культурного ресурса отказываться безрассудно. Но где будущее, давно пора понять.

Представления о Дальнем Востоке и многих граждан России, и даже ряда федеральных политиков по-прежнему во многом формируются мифами, а иногда и сознательно распространяемой дезинформацией. Например, существуют мифы об ужасном климате Дальнего Востока, о китайской демографической экспансии, о крайне низком уровне жизни в регионе и его общей экономической отсталости. От внимания большинства ускользает и то, что качество человеческого капитала на Востоке России лучше, чем в среднем по стране. Это легко объяснить: столетиями туда уезжали и там выживали самые лихие, свободные, энергичные, трудолюбивые. И этот потенциал необходимо использовать.

Поворот в головах постепенно происходит, но многое можно сделать для того, чтобы его ускорить. России необходимо новая идеология поворота на Восток. Ее задача – создать моду на Восток России, сформировать о нем представление как о регионе будущего, земле возможностей, несущей успех тем, кто готов рискнуть и много работать. Тем более что время легких заработков для России в любом случае закончилась.

Справка EastRussia. Несмотря на значительные усилия по ускоренному развитию Дальнего Востока, динамика основных показателей его экономического развития по-прежнему нестабильна. 2017 год будет первым с 2012 года, когда Дальний Восток превысит, причем сразу значительно, среднероссийские показатели по всем основным индикаторам экономической активности: индексу промышленного и сельскохозяйственного производства, объемам строительства, инвестициям в основной капитал. Последний из этих показателей особенно показателен. После окончания массовых инвестиций, приуроченных к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году, последовал трехлетний провал. Однако начиная с 2015 года, то есть с момента, когда заработали первые территории опережающего развития, инвестиции в основной капитал демонстрируют обнадеживающую динамику, косвенно свидетельствующую о том, что применяемые в регионе экономические стимулы дают результат. В то же время, за цифрами валового роста скрывается неравномерность этого роста по регионам. Например, подавляющая часть прироста инвестиций в 2016 году была обеспечена одним регионом – Республикой Саха (Якутия).



Основные шаги, необходимые для ускоренного развития Востока России, хорошо понятны и неоднократно предлагались нами, в частности, в серии докладов Валдайского клуба «К Великому океану». Здесь упомянем наиболее стратегически значимые из них.



Во-первых, необходимо как можно быстрее прекратить искусственное дробление азиатской части России на Сибирь и Дальний Восток. Огромный макрорегион, лежащий к востоку от Уральских гор, обладает историческим, экономическим и транспортно-логистическим единством. Когда идея поворота на Восток лишь начала обсуждаться, в том числе на высоком уровне, Сибирский федеральный округ рассматривался как его неотъемлемая часть. То, что Сибирь выпала из планов, – большое упущение. Дело даже не в ее объективно более высоком экономическом потенциале по сравнению с Дальним Востоком. Важнее необходимость координации развития этих регионов, в которых множество возможностей для промышленной кооперации, а экономический потенциал не может быть реализован без развития общей транспортной инфраструктуры – в первую очередь, Транссибирской магистрали и Северного морского пути. Территории опережающего развития необходимо распространить на Сибирь, как и другие экономические стимулы, опробованные и используемые в настоящее время лишь на Дальнем Востоке.

Во-вторых, важно и дальше менять отношение как политических элит, так и населения страны к природным ресурсам. В России до сих пор добыча, первичная переработка и транспортировка сырья считаются самыми примитивными видами хозяйственной деятельности. В реальности по мере исчерпания легкодоступных запасов и ужесточения требований к защите окружающей среды технологии добычи становятся по-настоящему инновационными. Похожая ситуация наблюдается в сельском хозяйстве и рыболовстве: биотехнологии, генная модификация, капельное орошение, роботизированные сельскохозяйственные машины, геоинформационные технологии, марикультура делают эти виды деятельности все более высокоточными, требующими высококвалифицированных кадров и значительных капитальных затрат. Построение на Востоке России инновационной ресурсной экономики, способной удовлетворять растущий мировой спрос на ресурсоемкие товары при одновременном следовании мировому тренду на «зеленое» развитие – вот цель, к которой следует стремиться. Ее достижение превратит этот макрорегион в одну из самых привлекательных территорий планеты.

В-третьих, необходимо заново открыть историю, природу и повседневную жизнь Сибири и Дальнего Востока для населения европейской части страны, элит и журналистов.
Большинство россиян, включая даже самих сибиряков, плохо знает историю Зауралья. Важно со скорбью и благодарностью вернуть в общенародную память страдания миллионов подневольных ГУЛАГа, строивших рудники и дороги, добывавших золото, уран и другие ресурсы, спасшие страну. В Москве наконец открыт общенациональный монумент «Стена скорби», посвященный памяти жертв политических репрессий. Подобные памятники нужны и на Востоке России.

Туризм на Востоке России должен ориентироваться в первую очередь, на российского туриста. Посещение Байкала, Алтая или Камчатки – это мечта для многих россиян, увы, часто недостижимая. Дорогие авиабилеты, а также нехватка туристической инфраструктуры делают отдых здесь труднодоступным и едва ли не экстремальным, и важно побороть такое восприятие и направить сюда поток российских туристов, в том числе с помощью государственного субсидирования.

Федеральные каналы должны более акцентировано освещать жизнь восточных регионов на экранах. Мода на Сибирь и Дальний Восток могла бы развиваться средствами документальных и развлекательных передач, а также художественного кинематографа.

В-четвертых, важным инструментом нового объединения страны и подъема ее восточной части должны стать массовые студенческие обмены. В ряде специальностей (океанология, востоковедение, геологоразведка, управление природными ресурсами и т.д.) вузы, находящиеся за Уралом, могут дать студентам возможности, недоступные в европейской части страны. 
Даже приезжая на год или семестр, студенты откроют для себя Сибирь и Дальний Восток, и шансы на то, что в дальнейшем они выберут их в качестве места проживания или ведения бизнеса, возрастут. Эти же студенты станут трансляторами знаний о Востоке страны на своей малой родине, будут способствовать разрушению сложившихся мифов.

В-пятых, важно вернуться к вопросу о передаче в один или два сибирских и дальневосточных города некоторых столичных функций. Сюда может быть перемещен целый ряд федеральных ведомств. Это облегчило бы и многократно откладывавшийся перенос на Восток центральных офисов российских госкомпаний, особенно ресурсных – тех, чьи основные активы находятся непосредственно в Сибири. Такой перенос не только создал бы в регионе новые рабочие места и способствовал бы обновлению политических и деловых элит, но и сделал бы жителей региона сопричастными к принятию решений, дал бы сигнал, что для того чтобы преуспеть, необязательно перебираться в другую часть страны.

В-шестых, необходимо качественное улучшение экспертно-интеллектуального обеспечения поворота на Восток. В отношении его внешней, российско-азиатской повестки, за последние годы сложилось целое сообщество ученых, бизнесменов, журналистов, интеллектуально продвигающих и медийно развивающих интеграцию России в Азиатский регион. И их нужно в разы больше, но в отношении внутренней, сибирско-дальневосточной проблематики, такое сообщество еще только предстоит создать.

Для ускоренного развития Востока России государством сделано уже очень много. Теперь настало время перевести поворот на Восток и, в первую очередь, развитие Сибири и Дальнего Востока из явления технократического в явление общенациональное. Привлечь к нему широкие слои образованного среднего класса и молодежи. Добавить в него куража, направить в развитие Востока России позитивную патриотическую энергию, которой сейчас так сложно найти выход внутри страны.