Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Russia's turn to the East: to be continued

Why and how to build a "Greater Eurasia"

Relations within the Eurasian continent will in time only be strengthened in the line of interaction between Russia and the countries of the East, reads the next report of the Valdai Discussion Club. Despite the fact that Russia's trade and economic cooperation with its Asian neighbors has not yet reached a high level, it will only intensify. At the same time, one of the key directions should be the creation of various systems, including security and transport links, within the "Great Eurasia" - Russia's potential new support in world politics.

Russia's turn to the East: to be continued
CRISIS IN ASIA IS NOT
Most Russian researchers agree that the current stage of the Russian turn to the East can be described as comprehensive and strategic. In particular, this viewpoint is central to report "Towards the Great Ocean - 5: from the East to the Great Eurasia", prepared by experts of the international discussion club "Valdai".

China continues to be a priority, and in the foreseeable future there are all prerequisites for further deepening of the strategic partnership. An important advantage is the absence of systemic contradictions between Beijing and Moscow, as well as the unity of foreign policy views, which was confirmed during the visit of Russian President Vladimir Putin to China in June 2016, as well as the first in the history forum "One Belt, One Way" Beijing in May 2017 year.

At the same time, recently Russian diplomacy has managed to form a close network of partnerships with other major regional players. There is an improvement in relations with Japan, which is interested in diversifying foreign relations and regards Russia as a powerful independent player. In this regard, it is worth emphasizing the quantity and quality of top-level meetings with the Japanese side, in particular, the decision to resume negotiations between the countries in the format "2 + 2" (defense ministers and foreign ministers), and the presentation of a plan of eight points for the development of a bilateral economic cooperation.

India plays a more important role in Russia's foreign policy priorities, which, with the coming to power of Prime Minister Narendra Modi, actively joins the Eurasian initiatives. For example, in 2017, India officially joined the Shanghai Cooperation Organization.

At the same time, there are a number of economic circumstances that impede the development of Russia's cooperation with Asian partners. The main of them is a rather low level of trade and economic ties. In particular, the trend of recent years is the reduction in turnover with the majority of partners in the region, which is primarily due to a drop in economic growth in Russia, as well as in individual countries of the Asia-Pacific region. It is also possible to mention the weak diversification of Russia's exports to the states of the region. For example, in the structure of Russian exports to China 64% falls on mineral products (oil and gas), in the ASEAN countries this figure is 55%.

Table 1. Dynamics of Russia's trade with Asian partners, billion dollars
Country
Year

2013
2014
2015
2016
China
89,7
88,3
63,4
66,1
Japan
33,3
30,7
21,2
16,2
Республика Корея
25,2
27,1
17,7
15,1
India
10,1
7,6
6,8
7,7
ASEAN
17,5
20,6
12,7
13,6
Source: Trade Map. Bilateral Trade

Despite the negative dynamics of bilateral trade, this trend can not be regarded as evidence of a crisis in relations with the countries of the region. Moreover, in the foreseeable future, we should expect intensified efforts by Moscow and regional partners to increase economic cooperation. In particular, great expectations for the development of the Russian-Chinese dialogue are related to the promotion of the interface of the Eurasian Economic Union and the Economic belt of the Silk Road, as well as the signing of a bilateral agreement on trade and economic cooperation.

There is a potential for increasing the volume of trade with Japan, which is primarily due to the interest of Japanese companies in expanding their presence in the energy sector of Russia. So, the share of the Japanese side in the Sakhalin-1 project is 30%, in the Sakhalin-2 project - 22,5%.

As for the Republic of Korea, here the greatest potential is connected with attracting Korean investments to the Russian Far East, first of all, agriculture.
Good prospects are opening up in Russia and India in cooperation in the oil and gas sector. One of the most promising agreements is the signing of a contract between Rosneft and Indian corporation Essar for the supply of 100 million tons of oil to India during 10 years. In addition, in June 2017 India and the EAEC began official negotiations to conclude an agreement on the establishment of a free trade zone (FTA).

Finally, Russia and the ASEAN countries are also aware of the need to intensify economic dialogue. A special role in this direction was played by the anniversary Russia-ASEAN summit that took place in Sochi in May 2016. It marked the formation of strategic partnership between the parties, as well as mutual interest in the development of economic cooperation in the format of the EAEC-SCO-ASEAN.


FORMATION OF THE SPACE OF GREAT EURASIA
The promotion of this idea, together with the other flagship initiative of conjugation of the EAES and EEPS, serves as a symbol of the Russian turn to the East, and lays the foundation for the creation of a new geo-economic and geopolitical space of Greater Eurasia. Due to its youth, the concept of "Big Eurasia" has not yet received a clear practical content, its final goals, the main mechanisms of interaction are vague. However, even now we can single out the main contours of the Eurasian partnership. Firstly, we are talking about the creation of a common continental system of co-development, cooperation and security from Jakarta to Lisbon, based on existing mega-initiatives and institutions. Secondly, Greater Eurasia will not rely solely on the accumulated luggage of Russian-Chinese relations. A significant role will be played by other non-Western centers of power - India, Iran, Japan, the Republic of Korea, ASEAN.

Thirdly, Greater Eurasia is an open partnership, including for Europe, as repeatedly discussed at the highest level. Fourth, Greater Eurasia is an independent growth pole, rejecting hegemonism, military-political alliances, asymmetric dependence, sanctions and any other form of economic and diplomatic war as a way of achieving foreign policy goals. In this respect, Greater Eurasia has a different attitude to world politics. The most important principles, such as respect for international law, recognition of the leading role of the United Nations, political and cultural pluralism, respect for the sovereignty and territorial integrity of countries are being raised to the absolute. Fifth, Greater Eurasia offers its participants the liberalization of the economic space, greater openness and flexibility, the refusal to politicize economic ties and, in general, mutually beneficial cooperation.

From an international political point of view, Greater Eurasia is an important support of Russia in world politics, a factor of its formation and strengthening in the role of an international center of power, cooperating with the main players. The most important national priority of the 21st century on the way to the formation of a consolidated Eurasian space is the accelerated modernization of Siberia and the Far East, the transformation of the Far Eastern territories into an active participant in the regional processes of cooperation and co-development. At the same time, the territories of advanced development created in the Far East serve as key instruments for integrating Russia into technological, value-added chains in the Asia-Pacific region. To date, 18 TOP has already been launched, in the territory of which 11 enterprises operate, at the stage of construction and installation work there are still 34. To realize the set goal of Russia, first of all, it is necessary to expand the range of products supplied to the countries of the region with a special emphasis on the production of resource-intensive, energy-intensive and water-intensive goods.

In addition, the most important task is to increase the efficiency of the Ministry of Far Eastern Development and profile structures. One of the key problems in this direction is a low level of awareness of these institutions and TOPs in the countries to which they are oriented. It is noteworthy that the version of the site on the TOP in the Eastern languages ​​has not been launched so far and that changes are not expected in the near future. A significant barrier is also the lack of a clear division of responsibilities between regional agencies (the Russian Export Center, the Agency for Investment and Export Support of the Far East) responsible for supporting Russian exporters.

Other shortcomings include the lack of strong channels of communication between the institutions of development of the Far East and leading scientific institutions in the region and the country as a whole (universities, think tanks, foundations). Moreover, a serious administrative restriction is the lack of reliable information from local authorities on the development of business ties between China and the neighboring regions of Russia, as a result of which it is not possible to fully assess the real scope of cross-border trade, economic and investment cooperation.


LONG-TERM PURPOSE GOALS
Achieved within the framework of the Russian turn to the East requires not only the development of already established directions, but also the launch of new initiatives and projects and, most importantly, a long-term development strategy in a wider regional context.

One of the key areas of the Russian agenda should be the creation of a system of continental security. The space of Greater Eurasia is characterized by the growth of conflict potential. There is an escalation along the US-China line, which, with the arrival of the administration of Donald Trump, risks becoming more open and systematic. The problem of the South China Sea and the North Korean problem are rapidly globalizing. The Indo-Chinese conflict is exacerbated by the plateau of the Reports, relations between Beijing and Tokyo remain tense. All this, coupled with the weakness of the regional security institutions, primarily the aseanocentric ones - the ARF and the EAC, forms a "request" for an active and relatively independent arbitrator and security supplier. This circumstance creates an additional "window of opportunity" for Russia in terms of expanding its influence on the platforms of multilateral cooperation in Eurasia. It is expected that the Shanghai Cooperation Organization should become the main negotiating platform in the sphere of security in Eurasia. At the same time, as one of the leaders of the SCO, it is critically important for Russia to restructure the current institutional format, taking into account the recent expansion without losing the effectiveness of the organization.

An equally important task is the creation of a coordinated transport strategy for Greater Eurasia and the strengthening of integration institutions. The leading institution, designed to create the legal conditions for the creation of transport and logistics infrastructure in the territory of Greater Eurasia, should be the EEU. For Russia, the strengthening of international cooperation around the center of Eurasia fully meets the task of establishing the Union as an interstate union with elements of supranational integration.

In addition, a qualitative increase in the involvement of the EAEC in regional integration initiatives is needed, primarily by expanding the negotiating agenda of the Eurasian Economic Commission (ECE) and coordinating the work of ECE with the activities of Russian ministries and specialized agencies. From the point of view of Russia's interests, a strategically important direction is the promotion by the Ministry for the Development of the Far East of the requested position through the ECE with a view to improving the conditions for Russian exporters in the APR countries.

In practical terms, the realization of this goal is seen as possible through the adoption of the following set of measures:
• development of special formats for concluding preferential and non-preferential trade and economic agreements with regional partners;
• conclusion and subsequent implementation of investment projects under the “tariff removal in exchange for attracting investment” scheme;
• regulation of the visa issue and the regime of foreign workers' stay on the territory of the Far East;
• regulation of transport and tourist services with the APR countries, taking into account the interests of the Far East.
It is also advisable to establish close ties with international and regional development institutions - the Asian Bank for Infrastructure Investments (ABIA), the Silk Road Fund, the New BRICS Development Bank, the Eurasian Development Bank (EDB) for implementing large-scale infrastructure projects in Russia with an emphasis on the Far East. When building work with development institutions, it is strategically important for Russia to increase the number of proposed projects and attract effective consultants for the preparation of applications, as well as coordination of similar projects by both Russian specialized agencies and the Eurasian Economic Commission.
September 29: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Поворот России на Восток: продолжение следует

Зачем и как нужно строить "Большую Евразию"

Отношения внутри Евразийского континента со временем будут только укрепляться по линии взаимодействия России со странами Востока, говорится в очередном докладе дискуссионного клуба "Валдай". Несмотря на то, что торгово-экономическое сотрудничество России с азиатскими соседями по-прежнему не вышло на высокий уровень, оно будет только усиливаться. В то же время, одним из ключевых направлений должно стать создание различных систем, в том числе безопасности и транспортных связей, внутри "Большой Евразии" - потенциальной новой опоры России в мировой политике.

Поворот России на Восток: продолжение следует
КРИЗИСА В АЗИИ НЕТ
Большинство российских исследователей сходятся во мнении, что нынешний этап российского поворота на Восток можно охарактеризовать как всеобъемлющий и стратегический. В частности, данная точка зрения занимает центральное место в докладе «К Великому океану – 5: от поворота на Восток к Большой Евразии», подготовленном экспертами международного дискуссионного клуба «Валдай».

По-прежнему Китай остается приоритетным направлением, и в обозримом будущем имеются все предпосылки для дальнейшего углубления стратегического партнерства. Важным преимуществом является отсутствие системных противоречий между Пекином и Москвой, а также единство внешнеполитических взглядов, что нашло подтверждение в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Китай в июне 2016 года, а также первого в истории форума «Одного пояса, одного пути», прошедшего в Пекине в мае 2017 года.

Вместе с тем за последнее время российской дипломатии удалось сформировать тесную сеть партнерских связей с другими крупными региональными игроками. Наблюдается улучшение отношений с Японией, которая заинтересована в диверсификации внешнеполитических связей и рассматривает Россию в качестве мощного независимого игрока. В этом отношении стоит подчеркнуть количество и качество встреч на высшем уровне с японской стороной, в частности, решение возобновить переговоры между странами в формате «2+2» (министры обороны и министры иностранных дел), а также представление плана из  восьми пунктов по развитию двустороннего экономического сотрудничества.

Более весомую роль в российских внешнеполитических приоритетах начинает играть Индия, которая с приходом к власти премьер-министра Нарендры Моди активно подключается к евразийским инициативам. Так, например, в 2017 году Индия официально вступила в ряды Шанхайской организации сотрудничества.

При этом имеется ряд обстоятельств экономического характера, которые препятствуют развитию сотрудничества России с азиатскими партнерами. Главным из них является довольно низкий уровень торгово-экономических связей. В частности, тенденцией последних лет служит сокращение товарооборота с большинством  партнеров по региону, что, прежде всего, связано с падением темпов экономического роста в России, а также в отдельно взятых странах АТР. Также можно упомянуть и слабую диверсификацию экспортных поставок России в государства региона. Так, например, в структуре российского экспорта в Китай 64% приходится на минеральные продукты (нефть и газ), в странах АСЕАН данный показатель составляет 55%.

Таблица 1. Динамика товарооборота России с азиатскими партнерами, млрд. долларов
Страна
Год

2013
2014
2015
2016
Китай
89,7
88,3
63,4
66,1
Япония
33,3
30,7
21,2
16,2
Республика Корея
25,2
27,1
17,7
15,1
Индия
10,1
7,6
6,8
7,7
АСЕАН
17,5
20,6
12,7
13,6
Источник: Trade Map. Bilateral Trade

Несмотря на негативную динамику двусторонней торговли, данную тенденцию нельзя рассматривать как свидетельство кризиса в отношениях со странами региона. Более того, в обозримом будущем стоит ожидать активизации усилий Москвы и региональных партнеров по наращиванию экономического взаимодействия. В частности, большие ожидания на развитие российско-китайского диалога связаны с продвижением сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а также подписанием двустороннего соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.

Имеется потенциал увеличения объемов торговли с Японией, что обусловлено, в первую очередь, заинтересованностью японских компаний в расширении присутствия в энергетическом секторе России. Так, доля японской стороны в проекте «Сахалин-1» составляет 30%, в проекте «Сахалин-2» - 22,5%.

Что касается Республики Корея, то здесь наибольший потенциал связан с привлечением корейских инвестиций в российский Дальний Восток, прежде всего, сельское хозяйство.
Неплохие перспективы открываются у России и Индии во взаимодействии в нефтегазовой сфере. Одним из наиболее перспективных соглашений представляется подписание контракта между «Роснефтью» и индийской корпорацией Essar на поставку в Индию 100 млн. тонн нефти в течение 10 лет. Помимо этого, в июне 2017 г. Индия и ЕАЭС начали официальные переговоры по заключению соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ).

Наконец, Россия и страны АСЕАН также осознают необходимость активизации экономического диалога. Особую роль в этом направлении сыграл юбилейный саммит Россия-АСЕАН, прошедший в Сочи в мае 2016 года. Он ознаменовал формирование отношений стратегического партнерства между сторонами, а также взаимный интерес к развитию экономического сотрудничества в формате ЕАЭС-ШОС-АСЕАН.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ
Продвижение данной идеи вкупе с другой флагманской инициативой сопряжения ЕАЭС и ЭПШП служит символом российского поворота на Восток, и закладывает основу для создания нового геоэкономического и геополитического пространства Большой Евразии. В силу своей молодости концепция «Большой Евразии» пока еще не получила четкого практического наполнения, ее итоговые цели, основные механизмы взаимодействия носят расплывчатый характер. Однако уже сейчас можно выделить основные контуры евразийского партнерства. Во-первых, речь идет о создании общеконтинентальной системы соразвития, сотрудничества и безопасности от Джакарты до Лиссабона на основе уже имеющихся мега-инициатив и институтов. Во-вторых, Большая Евразия не будет исключительно опираться на накопленный багаж российско-китайских отношений. Значимую роль будут играть другие незападные центры силы – Индия, Иран, Япония, Республика Корея, АСЕАН. 

В-третьих, Большая Евразия является открытым партнерством, в том числе для Европы, о чем неоднократно говорилось на высшем уровне. В-четвертых, Большая Евразия представляет собой независимый полюс роста, отвергающий гегемонизм, военно-политические альянсы, ассиметричную зависимость, санкции и любые другие формы экономической и дипломатической войны в качестве способа достижения внешнеполитических целей. В этом отношении в Большой Евразии складывается иное отношение к мировой политике. Возводятся в абсолют такие важнейшие принципы, как уважение международного права, признание ведущей роли ООН, политический и культурный плюрализм, уважение суверенитета и территориальной целостности стран.  В-пятых, Большая Евразии предлагает своим участникам либерализацию экономического пространства, большую открытость и гибкость, отказ от политизации экономических связей и в целом взаимовыгодное сотрудничество.

С международно-политической точки зрения, Большая Евразия — это важная опора России в мировой политике, фактор ее становления и укрепления в роли международного центра силы, сотрудничающего с основными игроками. Важнейшим национальным приоритетом XXI века на пути формирования консолидированного евразийского пространства является форсированная модернизация Сибири и Дальнего Востока, превращение дальневосточных территорий в активного участника региональных процессов сотрудничества и соразвития. При этом ключевыми инструментами интеграции России в технологические, производственно-сбытовые цепочки в АТР служат созданные на Дальнем Востоке территории опережающего развития (ТОР). На сегодняшний день уже запущено 18 ТОР, на территории которых действуют 11 предприятий, на стадии строительно-монтажных работ находятся еще 34. Для реализации поставленной цели России, прежде всего, необходимо расширять номенклатуру поставляемой в страны региона продукции с особым акцентом на производстве ресурсоемких, энергоемких и водоемких товаров.

Кроме того, важнейшей задачей служит повышение эффективности работы Министерства по развитию Дальнего Востока и профильных структур. Одной из ключевых проблем в этом направлении является низкий уровень информированности об этих институтах и ТОР в странах, на которые они ориентированы. Примечательно, что до сих пор не запущена версия сайта о ТОР на восточных языках и в ближайшее время изменений не предвидится. Значимым барьером также служит отсутствие четкого разделения обязанностей между региональными агентствами (Российский экспортный центр, Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока), ответственными за поддержку российских экспортеров.

Среди других недостатков можно отметить отсутствие прочных каналов связи между институтами развития Дальнего Востока и ведущими научными учреждениями в регионе и стране в целом (вузы, аналитические центры, фонды). Более того, серьезным административным ограничением является отсутствие достоверной информации у местных властей о развитии деловых связей между Китаем и соседними регионами России, в результате чего оценить реальные масштабы приграничного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества не представляется возможным в полной мере.


ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ПОВОРОТА
Достигнутое в рамках российского поворота на Восток требует не только развития уже заложенных направлений, но и запуска новых инициатив и проектов и, что самое важное, долгосрочной стратегии развития в более широком региональном контексте.

Одним их ключевых направлений российской повестки должно стать создание системы континентальной безопасности. Пространство Большой Евразии характеризуется ростом конфликтогенного потенциала. Происходит обострение по линии США-Китай, которое с приходом администрации Дональда Трампа рискует стать более открытым и системным. Стремительно глобализируется проблема Южно-Китайского моря и северокорейская проблема. Обостряется индо-китайский конфликт из-за плато Доклам, по-прежнему напряженными остаются отношения между Пекином и Токио. Все это вкупе со слабостью региональных институтов безопасности, в первую очередь, асеаноцентричных – АРФ и ВАС, формирует «запрос» на активного и относительно независимого арбитра и поставщика безопасности. Данное обстоятельство создает дополнительное «окно возможностей» для России в плане расширения своего влияния на площадках многостороннего сотрудничества в Евразии. Предполагается, что именно Шанхайская организация сотрудничества должна станет основной переговорной площадкой в сфере безопасности в Евразии. При этом России, как одному из лидеров ШОС, критически важно будет перестроить нынешний институциональный формат с учетом недавнего расширения без потери эффективности организации.  

Не менее важной задачей служит создание координируемой транспортной стратегии Большой Евразии и укрепление институтов интеграции. Ведущим институтом, призванным сформировать правовые условия для создания транспортно-логистической инфраструктуры на пространстве Большой Евразии, должен стать ЕАЭС. Для России укрепление международного сотрудничества вокруг центра Евразии полностью отвечает задаче становления Союза в качестве состоявшегося межгосударственного объединения с элементами наднациональной интеграции.

Помимо этого, необходимо качественное усиление вовлеченности ЕАЭС в региональные интеграционные инициативы, прежде всего, за счет расширения переговорной повестки Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и координации работы ЕЭК с деятельностью российских министерств и профильных ведомств. С точки зрения российских интересов, стратегически важным направлением служит продвижение Министерством по развитию Дальнего Востока запросной позиции через ЕЭК с целью улучшения условий для российских экспортеров в странах АТР.

В практическом плане реализация данной цели видится возможным путем принятия следующего комплекса мер:
•    выработки специальных форматов заключения преференциальных и непреференциальных торгово-экономических соглашений с региональными партнерами;
•    заключения и последующей реализации инвестиционных проектов по схеме «снятие тарифов в обмен на привлечение инвестиций»;
•    регулирования визового вопроса и режима пребывания иностранных рабочих на территории Дальнего Востока;
•    регулирования транспортных и туристических услуг со странами АТР с учетом интересов Дальнего Востока.
России также целесообразно наладить тесную связь с международными и региональными институтами развития - Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Фондом Шелкового пути, Новым банком развития БРИКС, Евразийским банком развития (ЕАБР) для реализации масштабных инфраструктурных проектов на территории России с акцентом на Дальний Восток. При выстраивании работы с институтами развития стратегически важным для России представляется увеличение числа предлагаемых проектов и привлечение эффективных консультантов для подготовки заявок, а также координация подобных проектов со стороны как российских профильных ведомств, так и Евразийской экономической комиссии.