Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Good neighborhood rules

"The Arctic is our common interest with Iceland"

Good neighborhood rules

How to resolve disputes between the Arctic states, why, contrary to idle opinion, the northern territories have less and less problems and what is the role of the herring in Russian-Icelandic relations - the Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of Russia to Iceland Anton Vasiliev told EastRussia.ru.

- Anton Vsevolodovich, did you get the impression that this year at the Arctic Circle forum the climate has changed: the participants talked more about the problems of global warming, avoiding economic issues affecting sanctions against Russia?

- It was not possible to bypass these acute angles. The US Special Representative for the Arctic and the former US Coast Guard Commander, Admiral Robert Papp, pragmatically responded to the question of whether Russian sanctions affect Ukraine's positions and relations with Russia in the Arctic, sanctions sanctions, and cooperation with our country in Arctic affairs should continue. The reason is simple. The Arctic region consists of 8 states that face real problems and opportunities stemming from climate change, changing the political situation, developing technologies that can only be solved and mastered through joint efforts. Each Arctic state has its own regional strategy. Along with the "Fundamentals of the state policy of Russia in the Arctic to 2020 and the future" (approved in 2008), Russia has developed a state program for the socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period up to 2020.

The countries located in the Arctic zone have common tasks: ensuring the sovereignty of states, finding the right balance of interests between the economic development of the Arctic and the preservation of unique ecological systems, as well as the interests of the indigenous people who live there. We are interested in scientific cooperation. We have a common understanding that, on its own, on a market basis, the Arctic will not develop, it will definitely need the support of central governments. Such things are reflected in the strategies of all the Arctic states, as well as the fact that each of these countries can achieve their goals in the Arctic only in close cooperation with partners in the region. That is why the difficulties that arise in other regions of the world have practically no effect on the Arctic.

- You have long been engaged in international arctic cooperation, representing Russia in the Arctic Council. What international projects in the Arctic have been implemented in recent years?

- At the initiative of Russia, two pan-arctic agreements were signed (and implemented): “Agreement on cooperation in aviation and maritime search and rescue in the Arctic”, “Agreement on cooperation in the field of readiness and response to oil pollution in the Arctic”. These are two major projects. We are currently negotiating the development of methods to strengthen scientific cooperation in the Arctic, to create methods for preventing oil spills. The Arctic Council is mainly engaged in research and practical projects. In this regard, a lot of work has been done since its inception. In 2004, perhaps the most important Arctic project “Assessing Climate Change in the Arctic” was developed - a comprehensive scientific report in which Russia took an active part. It contained an analysis, trends, and, most importantly, an impact assessment, as well as a number of practical recommendations. The activities of the Arctic Council are still based on joint developments in the areas of oil and gas development, transportation, and the preservation of flora and fauna. Recently, the Arctic Economic Council was created under the auspices of the Arctic Council. All our work is reflected on the website of the Arctic Council.

- Why are the Arctic states actively cooperating with each other, and the Arctic divisions between the regions have not yet been defined?

- In the pursuit of the reader in the press, it is often written that the Arctic is a zone of conflict of interests. In fact, it is in the Arctic that problems become less and less. I mean the problems of territorial delimitation between states. We have positive examples of solving these issues. Thus, the Treaty between Russia and Norway on the delimitation of maritime areas and cooperation in the Barents Sea and the Arctic Ocean, signed in 2010, determined after 40 years of negotiations the line of delineation of maritime areas in the Barents Sea and further to the North Pole. Canada and the USA 1,5 years ago agreed on the line of the border between them in the Lincoln Sea - between Greenland and Canada - and further to the North Pole. They have only the question of the ownership of the island of Hans. For the time being, the dispute between Canada and the USA about delineations in the Beaufort Sea remains unresolved. But this is also a matter of time.

What is usually hinted at in the media when talking about disputes is the question of our application for the extension of the continental shelf in the Arctic Ocean and similar applications from Canada and Denmark. In 2001, we were not satisfied with the application, saying that there was not enough scientific justification. We have done a lot of research work during this time and are preparing an updated application. The same is done by both the Danes and Canadians. And since no formal applications have yet been made, it is difficult to talk about contradictions. On this score, there is a general political agreement. In 2008, a declaration was signed between the 5 Arctic states in the Greenlandic Ilulisate, the key point of which is that possible cross-cutting demands in the Arctic between these countries should be resolved through negotiations on the basis of the existing international legal framework. And the main element of the base is the UN Convention on the Law of the Sea 1982 year. While all states are true to this agreement and observe it.

- Now they talk a lot about Russia's arms buildup in the Arctic. Why do we need to arm?

- The problem in the Arctic is not that there is a lot of weapons there, rather, on the contrary. Today, almost all Arctic countries pay attention to their military presence. For us, this is a very important issue, as expanding human activity, strengthening maritime and aviation activities create new potential threats. In these conditions, we simply need to protect our borders. Imagine, our border in the north, along the Arctic Ocean, is about 10 thousand kilometers, and if you count all the curves, then this line is 20 thousand kilometers. Previously, they were covered by a harsh climate and ice. Now the climate is changing, the ice melts, we remain open. And open borders are the danger and drug trafficking, and organized crime, and terrorism. Therefore, it is logical that we cover this Arctic space with appropriate means and radar tracking of the cover, and respond to accidents and emergencies. Except for some extreme extremist statements in print media and scientists, everything we do in the Arctic in this regard does not cause controversy.

In addition, stations for electronic surveillance of the Arctic expanses and entire military towns were abandoned since Soviet times. And it's great that, for example, now life on the Novosibirsk islands begins to boil. Aerodromes are being restored. This is vitally important for us, because we are going to the Arctic seriously and for a long time.

- At the forum, we saw that the Chinese are interested in the Arctic, as well as the Singaporeans. Are they also going to dictate the rules of the game?

- In the Arctic, we assume that all the basic rules of the game should be established by the Arctic states. If they are observed by other non-Arctic countries, we are naturally interested in cooperating with them, because in the Arctic there are harsh climatic conditions and it is difficult and expensive to master it alone (for example, to extract minerals). They objectively need the cooperation of many states: we conclude contracts with the Americans, the French, and the Chinese. This is the call of time, and economic and technological necessity.

- The countries of the Asia-Pacific region are probably interested primarily in the Northern Sea Route (NSR)?

- Of course. We are also interested in SMPs in order to receive direct and indirect income from its use. This year, however, was an exception when there was a decline in transit traffic, but the general trend is to increase. This year, because of the ice conditions, later navigation began. In addition, we introduced a new tariff regulation for maintenance - icebreaker wiring by our vessels. And it is required to bring this system to normal, smooth out all the roughness.

When it comes to large-scale transportation, the north remains north, and for a long time it will take ice wiring just to ensure the safety of navigation. The farther you go from shore, the deeper, but the farther from the infrastructure - that means the more time it takes rescuers or other services to assist in a difficult situation. In accordance with our program for the development of the Arctic, we are taking steps to develop the Northern Sea Route from the point of view of ensuring the safety of navigation. So, until the end of 2015 year all the way from Murmansk to Anadyr we are going to build 10 well-equipped monitoring and coordination points of search and rescue. Such stations have already opened in Dixon, in Arkhangelsk, in Naryan-Mar. The service infrastructure of the NSR is, of course, not sufficiently developed, but some of its basic contours already appear. The situation in the Arctic Ocean is very complicated. Sometimes it's simplistic to argue like this: the ice has melted, you can swim. However, even melted ice sometimes poses a greater threat to the safety of ships than does not melt, because underwater icebergs, which are not visible under water, are often one of the causes of catastrophes.

- If you go back to business relations in the Arctic, then only lazy does not mean that ExxonMobil has broken off cooperation with Rosneft. Do you think new international contracts will be signed soon?

- I think these difficulties are temporary, common sense should prevail and new contracts will, of course, be signed and implemented. The resources of the Arctic are economically very attractive. This is indicated by the latest "high-profile" discoveries of our companies, in particular, Rosneft. Cooperation will continue, but only on condition that Russia does not become the object of unfair competition: sometimes, in my opinion, behind external politicized problems lies the calculation of the gain in economic competition.

Russia did not and will not compromise with its economic and political interests, especially in the Arctic. The Arctic is in many ways a unique region that can give 100 points ahead to many other regions, and in our interests this positive and constructive, which is there, protect and develop.

- The Republic of Sakha (Yakutia), from all northern Russian regions, conducts many Arctic initiatives. Why?

- Yakutia, as a region that has been the chairman of the Northern Forum for three years, has been pursuing an active Arctic policy. A significant part of the republic, including the Oimyakon cold pole, is located in the Arctic. The Northern Forum is a self-organization of the northern regions of the Arctic countries. It has its own life, its projects, its cooperation, which is aimed at simplifying contacts between the leaders of the regions and at implementing projects that contribute to improving the social and economic conditions of the North. In this regard, Yakutia has a whole range of interesting projects, both large and small. These projects we - I mean the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation - help her put into practice.

- You are in Iceland for half a year already. How are you going to position Russia?

- Iceland with Russia is associated with decades of good, friendly relations. Russia established diplomatic relations with Iceland six months before the declaration of the final independence of this country (17 June 1944 - approx. red.). We have always helped Iceland in difficult times. Say, in the 1950s, when the so-called “cod war” broke out between Iceland and Great Britain (Great Britain imposed sanctions on Iceland, ceasing to handle Icelandic ships in its ports), Russia came to the rescue, began to buy fish in Iceland. From here went the famous "Icelandic herring." By the way, in 1950-s. Our country supplied cars here. Fans of the Russian car industry still remain. I recently saw the letters "UAZ" on the tuned car - bright red on a beige background. Someone bought our "UAZ", brought to mind and proudly travels around the country! The country is very beautiful: despite the fact that it is one big volcano, here is an amazing nature. Iceland is a small country where 328 thousand people live, nevertheless it is a country that was considered up to 2008 of the year as the first country in the world for the general quality of life, including all sorts of indicators - education, climate, safety, medical care, etc. After the crisis, 2008, she lost a little in the ranking, but is now recovering position. More and more of our tourists visit Iceland, in 2014 there will be 8 thousand people.

The basis of our relationship with Iceland is its export of fish, which is a high-quality product. Of the 230 million dollars in bilateral trade, about 180 million dollars falls on fish exports. However, there are other interesting things. Recently, Icelandic meat, such as lamb, has become popular in Moscow stores. Icelandic meat is a rather expensive product, but high quality. Iceland is an island, the soil is specific, very thin, fertilizers are not used. Sheep graze, I have seen many times, in wild pastures. And the technology of meat processing - the latest technology. Icelandic meat was tasted in Russia and even recently organized - the embassy helped with this - delivering chilled lamb to Moscow on airplanes.

Our common interest with Iceland is the Arctic. Icelanders are trying to use the changes (the melting of the ice, the opening of the NSR) that occur in the Arctic zone to their advantage. This was often said at the past Arctic Circle forum. Thus, Iceland’s role in international Arctic policy is increasing. Icelanders understand us. Iceland became the first country with which Russia signed a political Joint Statement on Arctic Cooperation in 2011.

Icelanders know and love Russian culture - this is a large and promising area of ​​cooperation. So, recently the tour of E. Kissin triumphantly, the second week of Russian cinema in Iceland, which was just finished, attracted considerable interest.

In the current situation, I can say that Iceland, among other NATO countries, is taking a relatively reserved position in connection with the events in Ukraine. By the way, Iceland is one of the few countries in the world that does not have its own armed forces.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Правила хорошего соседства

«Арктика – наш общий интерес с Исландией»

Правила хорошего соседства

Как разрешить споры между арктическими государствами, почему, вопреки досужему мнению, у северных территорий становится все меньше проблем и какова роль селедки в российско-исландских отношениях – EastRussia.ru рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Исландии Антон Васильев.

- Антон Всеволодович, не сложилось ли у Вас впечатление, что в этом году на форуме «Arctic Circle» изменился климат: участники больше говорили о проблемах глобального потепления, избегая экономических вопросов, затрагивающих санкции в отношении России?

- Стороной обойти эти острые углы не удалось. Специальный представитель США по Арктике и бывший командующий береговой охраной США адмирал Роберт Папп на вопрос о том, сказываются ли российские санкции на позиции по Украине и на отношения с Россией в Арктике, прагматично ответил, что санкции санкциями, а сотрудничество с нашей страной в арктических делах должно продолжаться. Причина проста. Арктический регион состоит из 8 государств, которые сталкиваются с реальными проблемами и возможностями, вытекающими из изменения климата, изменения политической ситуации, развития технологий, решить и освоить которые можно только совместными усилиями. У каждого арктического государства есть своя региональная стратегия. Наряду с «Основами государственной политики России в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждена в 2008 г.), в России разработана государственная программа Социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года.

У стран, расположенных в зоне Арктики, общие задачи: обеспечение суверенитета государств, поиск правильного баланса интересов между экономическим освоением Арктики и сохранением уникальных экологических систем, а также интересами коренных жителей, которые там живут. Мы заинтересованы в научном сотрудничестве. У нас есть общее понимание того, что сама по себе, на рыночных началах, Арктика развиваться не будет, ей обязательно нужна поддержка центральных правительств. Подобные вещи отражены в стратегиях всех арктических государств, как и то, что реализовать свои цели в Арктике каждая из этих стран может только в тесном сотрудничестве с партнерами по региону. Вот почему сложности, которые возникают в других регионах мира, на Арктике практически не сказываются.

- Вы долгое время занимались вопросами международного арктического сотрудничества, представляли Россию в Арктическом Совете. Какие международные проекты в Арктике за последние годы были реализованы?

- По инициативе России были подписаны (и реализуются) два панарктических соглашения: «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике», «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике». Это два крупных проекта. Сейчас идут переговоры о разработке методов укрепления научного сотрудничества в Арктике, по созданию методов предотвращения нефтеразливов. Арктический Совет занимается главным образом научно-практическими проектами. В этом плане с момента его образования проделана очень большая работа. В 2004 году был разработан, пожалуй, самый важный арктический проект «Оценка изменения климата в Арктике» - всеобъемлющий научный доклад, в котором Россия принимала активное участие. В нем содержались и анализ, и тенденции, и, самое главное, оценка последствий, а также целый ряд практических рекомендаций. Деятельность Арктического Совета до сих пор базируется на совместных разработках в областях развития нефти и газа, транспорта, сохранения флоры и фауны. А недавно под эгидой Арктического совета создан Арктический экономический совет. Вся наша работа отражена на сайте Арктического Совета.

- Почему арктические государства между собой активно сотрудничают, а арктические разграничения между регионами до сих пор не определены?

- В погоне за читателем в прессе часто пишут, что Арктика – зона столкновения интересов. На самом деле именно в Арктике проблем становится все меньше. Я имею в виду проблемы территориального размежевания между государствами. У нас есть позитивные примеры решения этих вопросов. Так, Договор между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подписанный в 2010 году, определил после 40 лет переговоров линию разграничения морских пространств в Баренцевом море и дальше до Северного полюса. Канада и США 1,5 года назад договорились о линии границы между ними в море Линкольна - между Гренландией и Канадой - и дальше до Северного полюса. У них остался лишь вопрос о принадлежности острова Ханс. Нерешенным пока остается спор между Канадой и США о разграничениях в море Бофорта. Но и это – дело времени.

То, на что обычно намекают в СМИ, когда говорят о спорах, это вопрос о нашей заявке на расширение границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и аналогичных заявках со стороны Канады, Дании. В 2001 году нам заявку не удовлетворили, сказав, что недостаточно научных обоснований. Мы провели огромную исследовательскую работу за это время и готовим обновленную заявку. То же самое делают и датчане, и канадцы. А так как никаких официальных заявок еще не внесено, то о противоречиях говорить трудно. На этот счет существует общеполитическая договоренность. В 2008 году между 5 арктическими государствами в гренландском Илуллисате была подписана декларация, ключевой пункт которой заключается в том, что возможные пересекающиеся требования в Арктике между этими странами должны решаться путем переговоров на основе существующей международной правовой базы. И главным элементом базы является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Пока все государства верны этой договоренности и соблюдают ее.

- Сейчас много говорят о наращивании Россией вооружения в Арктике. Зачем нам вооружаться?

- Проблема в Арктике не в том, что там много вооружения, скорее даже наоборот. Сегодня практически все арктические страны обращают внимание на свое военное присутствие. Для нас это вопрос очень важный, поскольку расширение человеческой деятельности, усиление морской и авиационной деятельности создают новые потенциальные угрозы. В этих условиях нам просто необходима защита наших границ. Представьте себе, наша граница на севере, вдоль Северного Ледовитого океана, это порядка 10 тыс. километров, а если посчитать все изгибы, то это линия в 20 тыс. километров. Раньше они были прикрыты суровым климатом и льдами. Сейчас климат меняется, льды тают, мы остаемся открытыми. А открытые границы – это опасность и наркотрафика, и организованной преступности, и терроризма. Поэтому логично, что мы прикрываем это арктическое пространство соответствующими средствами и радиолокационного слежения прикрытия, и реагирования на случай аварий и чрезвычайных происшествий. Если не считать каких-то крайних высказываний экстремистского порядка в печатных изданиях и ученых, то все, что мы делаем в Арктике в этом плане, не вызывает противоречий.

Кроме того, станции электронного наблюдения за арктическими просторами и целые военные городки оказались заброшены с советских времен. И здорово, что, например, сейчас на Новосибирских островах начинает кипеть жизнь. Восстанавливаются аэродромы. Нам это жизненно важно, поскольку мы идем в Арктику всерьез и надолго.

- На форуме мы увидели, что к Арктике проявляют интерес и китайцы, и сингапурцы. Они, что, тоже собираются диктовать правила игры?

- В Арктике мы исходим из того, что все основные правила игры должны устанавливаться арктическими государствами. При их соблюдении другими, неарктическими странами мы, естественно, заинтересованы в сотрудничестве с ними, поскольку в Арктике суровые климатические условия и в одиночку ее осваивать (например добывать полезные ископаемые) сложно и дорого. Там объективно нужна кооперация многих государств: мы заключаем контракты с американцами, французами, китайцами. Это и зов времени, и экономическая и технологическая необходимость.

- Страны АТР, наверное, заинтересованы прежде всего в Северном морском пути (СМП)?

- Безусловно. Мы тоже заинтересованы в СМП, чтобы получать прямой и косвенный доход от его использования. Этот год, правда, стал исключением, когда произошло снижение транзитных перевозок, но общая тенденция идет на повышение. В этом году из-за ледовой обстановки позже началась навигация. Кроме того, мы ввели новое тарифные регулирования на обслуживание - ледокольную проводку нашими судами. И требуется довести до кондиции эту систему, сгладить все шероховатости.

Когда речь идет о масштабных перевозках, север остается севером, и еще долгое время потребуется ледовая проводка просто для обеспечения безопасности судоходства. Чем дальше ты идешь от берега, тем глубже, но тем дальше от инфраструктуры – значит, тем больше времени потребуется спасателям или другим службам на оказание помощи в сложной ситуации. В соответствии с нашей программой развитии Арктики, мы предпринимаем шаги по обустройству Северного морского пути с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания. Так, до конца 2015 года на всем протяжении от Мурманска до Анадыря мы собираемся построить 10 хорошо оснащенных мониторинговых и координационных пунктов поиска и спасания. Такие станции уже открылись в Диксоне, в Архангельске, в Нарьян-Маре. Инфраструктура обслуживания СМП еще, конечно, недостаточно развита, но какие-то её базисные контуры уже появляются. В Северном Ледовитом океане обстановка очень сложная. Иногда упрощенно рассуждают так: лед растаял, можно плыть. Однако даже растаявший лед подчас представляет бОльшую угрозу для безопасности судов, чем не растаявший, потому что подводные айсберги, которых и не видно под водой, часто бывают одной из причин катастроф.

- Если вернуться к деловым отношениям в Арктике, то только ленивый не говорит о том, что компания «ExxonMobil» разорвала сотрудничество с «Роснефтью». Как Вы считаете, скоро ли будут подписаны новые международные контракты?

- Я думаю, эти трудности временные, здравый смысл должен восторжествовать и новые контракты будут, безусловно, подписаны и реализованы. Ресурсы Арктики экономически очень притягательны. Об этом говорят последние «громкие» открытия наших компаний, в частности «Роснефти». Сотрудничество продолжится, но только при условии, что Россия не станет объектом недобросовестной конкуренции: иногда, на мой взгляд, за внешними политизированными проблемами прячется расчет на выигрыш в экономическом соперничестве.

Россия не поступалась и не будет поступаться своими экономическими и политическими интересами, тем более в Арктике. Арктика во многом уникальный регион, который может дать 100 очков вперед многим другим регионам, и в наших интересах этот позитив и конструктив, который там есть, оберегать и развивать.

- Республика Саха (Якутия) из всех северных российских регионов проводит много арктических инициатив. Почему?

- Якутия как регион, уже три года являющийся председателем Северного Форума, проводит активную арктическую политику. Значительная часть республики, в том числе и полюс холода Оймякон, расположена в Арктике. Северный Форум - самоорганизация северных регионов арктических стран. Там своя жизнь, свои проекты, свое сотрудничество, которое нацелено на упрощение контактов между руководителями регионов и на реализацию проектов, способствующих повышению социально-экономических условий жизни Севера. У Якутии в этой связи целый ряд интересных проектов - и больших, и маленьких. Эти проекты мы - я имею в виду Министерство иностранных дел РФ – помогаем ей воплощать в жизнь.

- Вы находитесь в Исландии уже полгода. Каким образом Вы собираетесь позиционировать Россию?

- Исландию с Россией связывают десятилетия добрых, дружественных отношений. Россия установила дипломатические отношения с Исландией за полгода до провозглашения окончательной независимости этой страны (17 июня 1944 года – прим. ред.). Мы всегда помогали Исландии в трудную минуту. Скажем, в 1950-х гг., когда разгорелась так называемая «тресковая война» между Исландией и Великобританией (Великобритания наложила санкции на Исландию, перестав обрабатывать исландские суда в своих портах), Россия пришла на выручку, стала закупать в Исландии рыбу. Отсюда пошла знаменитая «исландская селедка». Кстати говоря, в 1950-е гг. наша страна поставляла сюда легковые автомобили. Поклонники российского автопрома остались до сих пор. Я недавно увидел на тюнингованной машине буквы «УАЗ» - ярко-красные на бежевом фоне. Кто-то ведь купил наш «УАЗ», довел до ума и с гордостью ездит по стране! Страна очень красивая: несмотря на то что это один большой вулкан, здесь потрясающая природа. Исландия – малая страна, где живет 328 тыс.человек, тем не менее это страна, считавшаяся до 2008 года первой страной мира по общему качеству жизни, включая всевозможные показатели – образование, климат, безопасность, медицинское обслуживание и т.п. После кризиса 2008 года она немного потеряла в рейтинге, но сейчас восстанавливает позиции. Исландию посещает все больше наших туристов, в 2014 г. их будет 8 тыс. человек.

Основу наших с Исландией отношений создает ее экспорт рыбы, являющейся высококачественным продуктом. Из 230 млн. долларов двусторонней торговли примерно 180 млн. долларов падает на экспорт рыбы. Впрочем, есть и другие интересные вещи. В последнее время стало популярно исландское мясо, например баранина, в московских магазинах. Исландское мясо - достаточно дорогой продукт, но высококачественный. Исландия – остров, почва здесь специфическая, очень тонкая, удобрений не применяют. Овцы пасутся, я видел много раз, на диких пастбищах. И технология переработки мяса - по последнему слову техники. В России распробовали исландское мясо и даже недавно организовали – посольство в этом помогало – доставку охлажденной баранины в Москву на самолетах.

Наш общий интерес с Исландией – это Арктика. Исландцы пытаются использовать перемены (таяние льдов, открытие СМП), которые происходят в арктической зоне, на пользу себе. Об этом не раз говорили и на прошедшем форуме «Arctic Circle». Таким образом, роль Исландии в международной арктической политике повышается. Исландцы нас понимают. Исландия стала первой страной, с которой Россия подписала политическое Совместное заявление о сотрудничестве в Арктике в 2011 году.

Исландцы знают и любят русскую культуру – это большая и перспективная область сотрудничества. Так, на днях триумфально прошли гастроли Е.Кисина, значительный интерес вызвала только что завершившаяся вторая неделя российского кино в Исландии.

В нынешней ситуации могу отметить, что Исландия среди других стран НАТО занимает относительно сдержанную позицию в связи с событиями по Украине. Кстати, Исландия – одна из немногих стран в мире, у которой нет своих вооруженных сил.