Поделиться
Правила хорошего соседства
Поделиться

«Арктика – наш общий интерес с Исландией»

Как разрешить споры между арктическими государствами, почему, вопреки досужему мнению, у северных территорий становится все меньше проблем и какова роль селедки в российско-исландских отношениях – EastRussia.ru рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Исландии Антон Васильев.

- Антон Всеволодович, не сложилось ли у Вас впечатление, что в этом году на форуме «Arctic Circle» изменился климат: участники больше говорили о проблемах глобального потепления, избегая экономических вопросов, затрагивающих санкции в отношении России?

- Стороной обойти эти острые углы не удалось. Специальный представитель США по Арктике и бывший командующий береговой охраной США адмирал Роберт Папп на вопрос о том, сказываются ли российские санкции на позиции по Украине и на отношения с Россией в Арктике, прагматично ответил, что санкции санкциями, а сотрудничество с нашей страной в арктических делах должно продолжаться. Причина проста. Арктический регион состоит из 8 государств, которые сталкиваются с реальными проблемами и возможностями, вытекающими из изменения климата, изменения политической ситуации, развития технологий, решить и освоить которые можно только совместными усилиями. У каждого арктического государства есть своя региональная стратегия. Наряду с «Основами государственной политики России в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждена в 2008 г.), в России разработана государственная программа Социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года.

У стран, расположенных в зоне Арктики, общие задачи: обеспечение суверенитета государств, поиск правильного баланса интересов между экономическим освоением Арктики и сохранением уникальных экологических систем, а также интересами коренных жителей, которые там живут. Мы заинтересованы в научном сотрудничестве. У нас есть общее понимание того, что сама по себе, на рыночных началах, Арктика развиваться не будет, ей обязательно нужна поддержка центральных правительств. Подобные вещи отражены в стратегиях всех арктических государств, как и то, что реализовать свои цели в Арктике каждая из этих стран может только в тесном сотрудничестве с партнерами по региону. Вот почему сложности, которые возникают в других регионах мира, на Арктике практически не сказываются.

- Вы долгое время занимались вопросами международного арктического сотрудничества, представляли Россию в Арктическом Совете. Какие международные проекты в Арктике за последние годы были реализованы?

- По инициативе России были подписаны (и реализуются) два панарктических соглашения: «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике», «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике». Это два крупных проекта. Сейчас идут переговоры о разработке методов укрепления научного сотрудничества в Арктике, по созданию методов предотвращения нефтеразливов. Арктический Совет занимается главным образом научно-практическими проектами. В этом плане с момента его образования проделана очень большая работа. В 2004 году был разработан, пожалуй, самый важный арктический проект «Оценка изменения климата в Арктике» - всеобъемлющий научный доклад, в котором Россия принимала активное участие. В нем содержались и анализ, и тенденции, и, самое главное, оценка последствий, а также целый ряд практических рекомендаций. Деятельность Арктического Совета до сих пор базируется на совместных разработках в областях развития нефти и газа, транспорта, сохранения флоры и фауны. А недавно под эгидой Арктического совета создан Арктический экономический совет. Вся наша работа отражена на сайте Арктического Совета.

- Почему арктические государства между собой активно сотрудничают, а арктические разграничения между регионами до сих пор не определены?

- В погоне за читателем в прессе часто пишут, что Арктика – зона столкновения интересов. На самом деле именно в Арктике проблем становится все меньше. Я имею в виду проблемы территориального размежевания между государствами. У нас есть позитивные примеры решения этих вопросов. Так, Договор между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подписанный в 2010 году, определил после 40 лет переговоров линию разграничения морских пространств в Баренцевом море и дальше до Северного полюса. Канада и США 1,5 года назад договорились о линии границы между ними в море Линкольна - между Гренландией и Канадой - и дальше до Северного полюса. У них остался лишь вопрос о принадлежности острова Ханс. Нерешенным пока остается спор между Канадой и США о разграничениях в море Бофорта. Но и это – дело времени.

То, на что обычно намекают в СМИ, когда говорят о спорах, это вопрос о нашей заявке на расширение границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и аналогичных заявках со стороны Канады, Дании. В 2001 году нам заявку не удовлетворили, сказав, что недостаточно научных обоснований. Мы провели огромную исследовательскую работу за это время и готовим обновленную заявку. То же самое делают и датчане, и канадцы. А так как никаких официальных заявок еще не внесено, то о противоречиях говорить трудно. На этот счет существует общеполитическая договоренность. В 2008 году между 5 арктическими государствами в гренландском Илуллисате была подписана декларация, ключевой пункт которой заключается в том, что возможные пересекающиеся требования в Арктике между этими странами должны решаться путем переговоров на основе существующей международной правовой базы. И главным элементом базы является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Пока все государства верны этой договоренности и соблюдают ее.

- Сейчас много говорят о наращивании Россией вооружения в Арктике. Зачем нам вооружаться?

- Проблема в Арктике не в том, что там много вооружения, скорее даже наоборот. Сегодня практически все арктические страны обращают внимание на свое военное присутствие. Для нас это вопрос очень важный, поскольку расширение человеческой деятельности, усиление морской и авиационной деятельности создают новые потенциальные угрозы. В этих условиях нам просто необходима защита наших границ. Представьте себе, наша граница на севере, вдоль Северного Ледовитого океана, это порядка 10 тыс. километров, а если посчитать все изгибы, то это линия в 20 тыс. километров. Раньше они были прикрыты суровым климатом и льдами. Сейчас климат меняется, льды тают, мы остаемся открытыми. А открытые границы – это опасность и наркотрафика, и организованной преступности, и терроризма. Поэтому логично, что мы прикрываем это арктическое пространство соответствующими средствами и радиолокационного слежения прикрытия, и реагирования на случай аварий и чрезвычайных происшествий. Если не считать каких-то крайних высказываний экстремистского порядка в печатных изданиях и ученых, то все, что мы делаем в Арктике в этом плане, не вызывает противоречий.

Кроме того, станции электронного наблюдения за арктическими просторами и целые военные городки оказались заброшены с советских времен. И здорово, что, например, сейчас на Новосибирских островах начинает кипеть жизнь. Восстанавливаются аэродромы. Нам это жизненно важно, поскольку мы идем в Арктику всерьез и надолго.

- На форуме мы увидели, что к Арктике проявляют интерес и китайцы, и сингапурцы. Они, что, тоже собираются диктовать правила игры?

- В Арктике мы исходим из того, что все основные правила игры должны устанавливаться арктическими государствами. При их соблюдении другими, неарктическими странами мы, естественно, заинтересованы в сотрудничестве с ними, поскольку в Арктике суровые климатические условия и в одиночку ее осваивать (например добывать полезные ископаемые) сложно и дорого. Там объективно нужна кооперация многих государств: мы заключаем контракты с американцами, французами, китайцами. Это и зов времени, и экономическая и технологическая необходимость.

- Страны АТР, наверное, заинтересованы прежде всего в Северном морском пути (СМП)?

- Безусловно. Мы тоже заинтересованы в СМП, чтобы получать прямой и косвенный доход от его использования. Этот год, правда, стал исключением, когда произошло снижение транзитных перевозок, но общая тенденция идет на повышение. В этом году из-за ледовой обстановки позже началась навигация. Кроме того, мы ввели новое тарифные регулирования на обслуживание - ледокольную проводку нашими судами. И требуется довести до кондиции эту систему, сгладить все шероховатости.

Когда речь идет о масштабных перевозках, север остается севером, и еще долгое время потребуется ледовая проводка просто для обеспечения безопасности судоходства. Чем дальше ты идешь от берега, тем глубже, но тем дальше от инфраструктуры – значит, тем больше времени потребуется спасателям или другим службам на оказание помощи в сложной ситуации. В соответствии с нашей программой развитии Арктики, мы предпринимаем шаги по обустройству Северного морского пути с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания. Так, до конца 2015 года на всем протяжении от Мурманска до Анадыря мы собираемся построить 10 хорошо оснащенных мониторинговых и координационных пунктов поиска и спасания. Такие станции уже открылись в Диксоне, в Архангельске, в Нарьян-Маре. Инфраструктура обслуживания СМП еще, конечно, недостаточно развита, но какие-то её базисные контуры уже появляются. В Северном Ледовитом океане обстановка очень сложная. Иногда упрощенно рассуждают так: лед растаял, можно плыть. Однако даже растаявший лед подчас представляет бОльшую угрозу для безопасности судов, чем не растаявший, потому что подводные айсберги, которых и не видно под водой, часто бывают одной из причин катастроф.

- Если вернуться к деловым отношениям в Арктике, то только ленивый не говорит о том, что компания «ExxonMobil» разорвала сотрудничество с «Роснефтью». Как Вы считаете, скоро ли будут подписаны новые международные контракты?

- Я думаю, эти трудности временные, здравый смысл должен восторжествовать и новые контракты будут, безусловно, подписаны и реализованы. Ресурсы Арктики экономически очень притягательны. Об этом говорят последние «громкие» открытия наших компаний, в частности «Роснефти». Сотрудничество продолжится, но только при условии, что Россия не станет объектом недобросовестной конкуренции: иногда, на мой взгляд, за внешними политизированными проблемами прячется расчет на выигрыш в экономическом соперничестве.

Россия не поступалась и не будет поступаться своими экономическими и политическими интересами, тем более в Арктике. Арктика во многом уникальный регион, который может дать 100 очков вперед многим другим регионам, и в наших интересах этот позитив и конструктив, который там есть, оберегать и развивать.

- Республика Саха (Якутия) из всех северных российских регионов проводит много арктических инициатив. Почему?

- Якутия как регион, уже три года являющийся председателем Северного Форума, проводит активную арктическую политику. Значительная часть республики, в том числе и полюс холода Оймякон, расположена в Арктике. Северный Форум - самоорганизация северных регионов арктических стран. Там своя жизнь, свои проекты, свое сотрудничество, которое нацелено на упрощение контактов между руководителями регионов и на реализацию проектов, способствующих повышению социально-экономических условий жизни Севера. У Якутии в этой связи целый ряд интересных проектов - и больших, и маленьких. Эти проекты мы - я имею в виду Министерство иностранных дел РФ – помогаем ей воплощать в жизнь.

- Вы находитесь в Исландии уже полгода. Каким образом Вы собираетесь позиционировать Россию?

- Исландию с Россией связывают десятилетия добрых, дружественных отношений. Россия установила дипломатические отношения с Исландией за полгода до провозглашения окончательной независимости этой страны (17 июня 1944 года – прим. ред.). Мы всегда помогали Исландии в трудную минуту. Скажем, в 1950-х гг., когда разгорелась так называемая «тресковая война» между Исландией и Великобританией (Великобритания наложила санкции на Исландию, перестав обрабатывать исландские суда в своих портах), Россия пришла на выручку, стала закупать в Исландии рыбу. Отсюда пошла знаменитая «исландская селедка». Кстати говоря, в 1950-е гг. наша страна поставляла сюда легковые автомобили. Поклонники российского автопрома остались до сих пор. Я недавно увидел на тюнингованной машине буквы «УАЗ» - ярко-красные на бежевом фоне. Кто-то ведь купил наш «УАЗ», довел до ума и с гордостью ездит по стране! Страна очень красивая: несмотря на то что это один большой вулкан, здесь потрясающая природа. Исландия – малая страна, где живет 328 тыс.человек, тем не менее это страна, считавшаяся до 2008 года первой страной мира по общему качеству жизни, включая всевозможные показатели – образование, климат, безопасность, медицинское обслуживание и т.п. После кризиса 2008 года она немного потеряла в рейтинге, но сейчас восстанавливает позиции. Исландию посещает все больше наших туристов, в 2014 г. их будет 8 тыс. человек.

Основу наших с Исландией отношений создает ее экспорт рыбы, являющейся высококачественным продуктом. Из 230 млн. долларов двусторонней торговли примерно 180 млн. долларов падает на экспорт рыбы. Впрочем, есть и другие интересные вещи. В последнее время стало популярно исландское мясо, например баранина, в московских магазинах. Исландское мясо - достаточно дорогой продукт, но высококачественный. Исландия – остров, почва здесь специфическая, очень тонкая, удобрений не применяют. Овцы пасутся, я видел много раз, на диких пастбищах. И технология переработки мяса - по последнему слову техники. В России распробовали исландское мясо и даже недавно организовали – посольство в этом помогало – доставку охлажденной баранины в Москву на самолетах.

Наш общий интерес с Исландией – это Арктика. Исландцы пытаются использовать перемены (таяние льдов, открытие СМП), которые происходят в арктической зоне, на пользу себе. Об этом не раз говорили и на прошедшем форуме «Arctic Circle». Таким образом, роль Исландии в международной арктической политике повышается. Исландцы нас понимают. Исландия стала первой страной, с которой Россия подписала политическое Совместное заявление о сотрудничестве в Арктике в 2011 году.

Исландцы знают и любят русскую культуру – это большая и перспективная область сотрудничества. Так, на днях триумфально прошли гастроли Е.Кисина, значительный интерес вызвала только что завершившаяся вторая неделя российского кино в Исландии.

В нынешней ситуации могу отметить, что Исландия среди других стран НАТО занимает относительно сдержанную позицию в связи с событиями по Украине. Кстати, Исландия – одна из немногих стран в мире, у которой нет своих вооруженных сил.

Текст: Марина Галкина. На фото: А.Васильев и Президент Исландии О.Р.Гримссон Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов