Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Православные храмы Китая - лучшие образцы российского зодчества

Об исторической значимости православия в культуре Китая, об интересе китайского народа к религиозным догматам православия рассказывает директор АНО "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" Вячеслав Кушнарёв

Уже не одно столетие Православие является неотъемлемой составляющей частью культуры Китая, наравне с собственной самобытностью, вобравшей в себя все самое лучшее от соседних народов.

Православные храмы Китая - лучшие образцы российского зодчества
Гуманизм православия снискал уважение к его религиозным догматам среди китайского народа и, как следствие, одобрение и признание этой религии со стороны официальной власти.

Сегодня в Китае насчитывается более 15 000 христиан и 4 официально работающие церкви на континентальной территории: в Харбине, СУАР и Внутренней Монголии. Кроме того, проводятся богослужения в Шеньчжене, Гуаньчжоу, ас 2013 года работают 2 прихода на Тайване и один в Гонконге и Макао. Богослужения проводятся также на территории Генеральных консульств и Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике. Именно на месте, где сегодня расположено Посольство более 300 лет назад и состоялось первое православное богослужение в Китае.

ПОСЛЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Первым православным священником, открывшим храм в Китае, был священник Никольской церкви из Албазина иерей Максим Леонтьев сын Толстоухов. Попав в Пекин в 1683 году, он получил разрешение поселиться на его окраине, где в бывшей китайской кумирне Бога войны открыл мирную православную часовню, в которую поместил привезенную с собой икону святителя Николая Мирликийского. Там, вплоть до 1695 года, он совершал богослужения, удовлетворяя духовные нужды своей паствы — крестил, венчал, отпевал и молился за единоверцев, попадавших в Пекин.

Одновременно, как писал занимавший тогда Тобольскую кафедру митрополит Игнатий о его деятельности: «Христовы православные веры свет им (китайцам) открывал».

Летом 1695 г. митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий отправил из Тобольска в Китай с торговыми людьми дьякона соборной церкви Лаврентия Иванова и возложил «проповеднику святого Евангелия в китайском царствии, благоговейному иерею Максиму Леонтьеву и всем православным христианам, обитающим в китайском царствии, архипастырское благословение».

В 1696 году Иванов добрался до Пекина, куда доставил антимис, миро и масло «со всякими церковными потребами» для освящения церкви «во имя с. Софии премудрости Божией». В 1696 году отец Максим совместно с прибывшими из России священнослужителями освятил церковь во имя Святой Софии, однако её так и продолжали по традиции называть Никольской в честь иконы Николая Чудотворца. Узнав о деятельности священника, Царь Всея Руси Петр I наказал открыть в Пекине православную духовную миссию, что и было сделано в 1716 году.

За все время существования до 1956 года в Пекин было послано 20 миссий с общим числом проповедников в 200 человек. Много лет миссия несла на себе функции Российского посольства, культурного представителя русской духовной православной культуры. После 1956 года правительство СССР передало все храмы КНР, а территория миссии отошла государству под посольство, по территории сегодня являющемся самым большим дипломатическим представительством в мире. Надгробная плита начальника 1-й миссии до сих пор хранится в одном из музеев Пекина. А на территории Посольства не так давно вновь возрождена традиция православных служений.

ХРАМЫ — БЛАГОВЕСТНИКИ

Со времени основания 1-го храма в Пекине до 40-х годов 20-века на территории Китая было построено 106 храмов, в которых исповедовались 10 000 китайских прихожан.



География возведения была обширной. Большинство было сосредоточено на Северо — Востоке Китая и в СУАР. Основным местом их сосредоточения была полоса отчуждения вдоль КВЖД и в местах проживания крупных диаспор: Ханькоу, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Урумчи. Большинство было построено в 1900-1902 годах. Строились церкви, как правило, на пожертвования. В Харбине на храмы собирали всем миром, а в небольшой, но зажиточной колонии русских чаеторговцев в Ханькоу (ныне — город Ухань) скидывались предприниматели. Так, вознамерившись строить храм в Ханькоу, чаеторговцы в 1871 году объявили подписку в Москве и решили назначить на храм часть сборов с байховых чаев. В 1876 году они собрали 42 059 рублей. В 1893 году храм в честь святого князя Александра Невского в Ханькоу был возведен.

В 1908 году в Харбине была построена церковь в честь иконы Божией Матери Иверской. Строительство обошлась в 69 721 р. 78 коп. Много было пожертвовано ТД И.Я. Чурин, ТД Самсонович, ТД Кунст и Альберс.

Все храмы представляли китайцам лучшие образцы российского зодчества. Большой храм в Шанхае строили по чертежам московского Храма Христа спасителя.

Время разрушило многие храмы. Многие из оставшихся пришли в запустение. Из 20 харбинских осталось только 5. Из 4-х шанхайских — 2.

Сегодня Московский Патриархат делает все возможное для восстановления старых храмов в Китае. И находит в этом взаимопонимание и поддержку китайских властей.

Так, власти Уханя, планировавшие строительство тоннеля и снос самой старой русской церкви в Китае — храма Александра Невского — не сделали этого, а совместно с российской стороной отреставрировали, потратив на восстановление 47 000 000 юаней. Теперь в храме Дом Российско-Китайских культурных обменов. Жители города Харбина собрали 10 000 000 юаней и отреставрировали Софийский Собор, — ныне являющийся визитной карточкой Харбина и музеем, повествующим об истории российско-китайских отношений в том числе. 80 000 юаней было выделено китайскими властями на кладбищенскую церковь в пригороде Харбина — Санкешу. Власти поселка Хэндоахэцзы привели в порядок деревянную церковь, некогда являвшейся центром жизни крупнейшей узловой станции КВЖД. Сегодня можно зайти в администрацию поселка и вас с удовольствием проводят, откроют и покажут внутреннее убранство одной из самых старых деревянных церквей. Она теперь тоже — главная достопримечательность поселка.

Патриархия делает все, чтобы восстанавливать оставшиеся церкви, и наполнить звуками церковных песнопений уже восстановленные.

ЛИКИ НЕ ТУСКНЕЮТ

Душой всех церквей, конечно же, являлись заполнявшие их иконы. Лики святых притягивали взоры не только самих русских прихожан, но и китайцев. Певец Александр Вертинский часто рассказывал такую историю.

На вокзале города Харбина в киоте стояла большая икона Святителя Николая и отъезжающие и приезжающие могли молиться Николаю Чудотворцу и поставить свечи перед отъездом. Все считали Святителя Николая покровителем Харбина. Даже неверующие китайцы приходили и кланялись этой иконе. Звали его на китайский манер, но почтительно «Старик вокзала». Однажды в вокзал вбежал пожилой китаец и долго благодарил икону. Оказалось, что он чуть было не утонул в реке Сунгари. Река эта была очень опасной со множеством водоворотов. И когда его стало затягивать в один из них, китаец вспомнив, что русские обращались к Николаю Чудотворцу, воскликнул: «Старика вокзала, помогай!». И чудо свершилось, китаец был спасен с проходящего мимо плота.

Икона была настолько популярна, что когда советская власть установила контроль над КВЖД и решила разрушить киот, местные китайцы не дали это сделать. Однако все же в 1966 году икона сгорела в горниле Культурной революции.

Но иконы, как и рукописи не горят. Сегодня студенты института во Владивостоке по старым фотографиям восстановили прекрасный образ киота на харбинском вокзале.

Интересен и факт нового обретения Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы», являющейся символом борьбы русских воинов с японцами.

«Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием „Торжество Пресвятой Богородицы“, была предназначена в крепость Порт-Артур, — писали владивостокские газеты в 1904 году. — Вследствие прекращения сообщений с последним, эта кона с Высочайшего дозволения Императрицы Марии Феодоровны, испрошенного адмиралом Н. И. Скрыдловым, 2 августа 1904 года была временно помещена во Владивостокском кафедральном соборе.

Мы неоднократно были свидетелями того, как перед этою иконою, склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди, принадлежащие к высшему классу общества, были свидетелями того, как морские и сухопутные чины, начиная с простого солдата и матроса и кончая адмиралом или генералом, повергались ниц пред этою иконою и в усердной молитве искали себе утешения, ободрения и помощи у Пресвятой Богородицы». Позже икона все же была доставлена в Китай и находилась в походной церкви главнокомандующего российского воинства.

В горниле войны икона была утеряна. И вот, уже в наше время, паломники настоятель Свято Покровского монастыря города Уссурийска, и настоятель Свято-Успенской церкви Владивостока в одной из лавок Иерусалима увидели эту икону. Не имея средств на ее выкуп, иноки обратились за помощью к настоятельнице Горненского женского монастыря игуменье Георгии. В первое воскресенье Великого поста, в день празднования Торжества Православия, икона была выкуплена ею. Весной 1998 года икона вернулась во Владивосток, где ее встретили «пением хвалебным и благодарственным молением люди града Владивостока». Ныне и во веки веков икона находится в Свято-Никольском кафедральном соборе Владивостока, построенном в 1907 году в память воинов, погибших во время Русско-японской войны на территории Китая.

И НЫНЕ, И ПРИСНО

Сегодня православие является одной из основных объединяющих сил россиян, как на территории великой России, так и за ее пределами. И так было всегда.



После Революции в Китай из России выехало 250 000 человек, 110 000 из которых осело в Харбине. Оказавшись на чужбине, из разных мест, эти люди также обратились к богу и порой отдавали последнее на строительство новых храмов, ибо старых уже было недостаточно, чтобы принять молитвы всех страждущих. Православие объединяло этих людей, а храмы являлись местом, где они вместе молились за спасение своего отечества. Храмы являлись и местом, где во время боев укрывали раненых, а во времена суровые давали приют, пищу и надежду неимущим.

Так в 1933 году при Иверской церкви Харбина для бедных эмигрантов была открыта Серафимовская народная столовая, где устраивались бесплатные обеды, кружечные сборы, лотереи, концерты, спектакли. Здесь же был организован приход для престарелых, больных, а также детей. Дети в приюте обучались ведению хозяйства. Около 100 питомцев этого учреждения воспитывались в русском национальном духе. Русские женщины, работавшие здесь, формировали у них любовь к Родине, природе, ко всему русскому. С 1933 по 1942 год народной столовой этой церкви было отпущено 856 054 дешевых и бесплатных обедов для малоимущих эмигрантов.

К 60-годам русская эмиграция в Китае исчезла. Многие вернулись на Родину, многие разъехались по всему миру и продолжали сеять идеи православного гуманизма в местах, куда их забрасывала судьба.

Сегодня в Китае на постоянной основе проживает около 30 000 россиян. Это представители российских компаний, государственных органов, частные торговцы. Одну треть составляют студенты. Кроме того, ежедневно прибывает и большое количество россиян с кратковременными визитами, туристов. Последние в среднем в год составляют 300 000 человек.

Сегодня именно православие, храмы стали и здесь объединяющим фактором этих людей, не дающим им затеряться в огромной массе людей. Это наглядное продолжение тех традиций православия, о которых мы говорили выше.

Долгое время российская диаспора была лишена возможности отправлять свои религиозные таинства. Но к началу 2000-х совместными усилиями Московского Патриархата, Правительства Российской Федерации, Администраций субъектов РФ, местного русского сообщества стали восстанавливаться храмы, проводиться богослужения. Особую роль в этом сыграла неустанная деятельность председателя Синоидального отдела Внешних связей церкви, а ныне Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

В 2009 году состоялось первое за полвека богослужение в Макао. «Мы возобновляем эту традицию с надеждой на то, что для многих она окажется важной», — писалось в обращении. Сегодня уже русские диаспоры имеют легальную возможность собраться и прослушать богослужения на праздники Рождества и Пасхи. В церкви Памяти убиенного императора в Шанхае, например, на последнюю Пасху собрался весь православный Шанхай.

Приходят русские на служения в Харбине. Расписание служб и богослужений передается из уст в уста, с помощью сарафанного радио, через интернет. Многие сегодня уже получают крещение и вдали от Родины. Чего стоят уже такие вопросы! «Доброго дня.Мы с женой хотим крестить ребенка в Гонконге? Расскажите, пожалуйста, что для этого нужно».

В посольстве РФ в Пекине и в ее консульствах проходят регулярные богослужения, куда также приходит множество людей. Службы проводятся уже на регулярной основе по расписаниям. Помимо праздников, обрядов люди собираются и на церковные мероприятия, как например это было на принесение частиц святых мощей Святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского в Китай для передачи приходам Русской Православной Церкви в Пекине, Гонконге и Шанхае.
Жизнь православной общины в Китае сегодня переживает свой расцвет. И делается все для ее полной нормализации в будущем. Делается как самой церковью, так и светской властью. Например, много внимания уделяется со стороны Правительства Хабаровского края, ведь именно через Хабаровск традиционно православные священники отправляются в Китай, именно здесь планируется проведение в 2016 году совместной конференции по развитию православия в Китае, которое сплачивает наших соотечественников на основе своих морально-этических ценностей.

Нельзя не отметить инициативы самих россиян, проживающих в Китае. Их заслуга в деле возрождения православия в Китае неоценима. Особую помощь благоугодному делу оказывает деятельность Русских клубов в Шанхае и Харбине. Последние, например, постоянно проводят субботники по расчистке старых ветхих церквей, высадили цветы возле Свято-Иверской офицерской церкви в Харбине.

Русская диаспора не останавливается на достигнутом и продолжает вносить в дело возрождения православия свою огромную лепту.



Вот, например, обращение от 5 января 2016 года о восстановлении ликов православных святых: «Уважаемые друзья! Братья и сестры во Христе.

К Вам обращается православная община Покровского храма города Харбина с просьбой поддержать материально доброе дело по восстановлению двух мозаик — икон на памятнике времен Русско-Японской войны. Давно отгремели бои в этих местах под городом Мукденом (сегодня — Шэньян). Здесь похоронены в братской могиле около 500 русских воинов. Они погибли в бою, который принес победу русскому оружию! В ночной штыковой атаке 4 октября 1904 года русские войска под личным руководством генералаП.Н.Путилова захватили 14 артиллерийских орудий противника. Заранее спасибо». Не горят все же иконы!

И закончить обзор я хочу словами благодарности одного из русских жителей Харбина: «Дай Вам Бог, отче, сил, терпения, смирения, успехов на этом поприще. Воистину, еще каких-то несколько лет назад об этом и подумать было не возможно. Как говорится, все могу во укрепляющем меня Христе».