Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Orthodox churches in China - the best examples of Russian architecture

The historical significance of Orthodoxy in the culture of China, the interest of the Chinese people in religious dogmas of Orthodoxy is told by the director of the Agency for Investment and Development of the Khabarovsk Krai Vyacheslav Kushnaryov

Already more than one century Christianity is an integral component part of China's culture, along with its own identity, which has absorbed the best of the neighboring peoples.

Orthodox churches in China - the best examples of Russian architecture
The humanism of Orthodoxy gained respect for its religious tenets among the Chinese people and, as a result, the approval and recognition of this religion by the official authorities.

Today in China there are more than 15 000 Christians and 4 officially functioning churches on the continental territory: in Harbin, Xinjiang and Inner Mongolia. In addition, held worship services in Shenzhen, Guangzhou, as 2013 year work 2 parish in Taiwan and one in Hong Kong and Macau. Divine services are also held in the territory of the General Consulates and the Embassy of the Russian Federation in the People's Republic of China. It is on the spot where the Embassy is located more than 300 years ago and the first Orthodox divine service was held in China.

THE AMBASSADORS OF RUSSIAN CULTURE

The first Orthodox priest who opened the temple in China was the priest of the St. Nicholas Church from Albazin Priest Maxim Leontiev son Tolstoukhov. Once in Beijing in 1683, he was allowed to settle in the outskirts of the city, where he opened a peaceful Orthodox chapel in the former Chinese idol of the God of War, to which he put the icon of St. Nicholas of Myra. Brought with him. There, up to 1695 year, he performed divine services, satisfying the spiritual needs of his flock - baptized, crowned, funeral and prayed for co-religionists who came to Beijing.

At the same time, as Metropolitan Ignaty, who was then occupying the Tobolsk department, wrote about his activities: "The Orthodox Christians opened the light to them (the Chinese)".

1695 summer, Metropolitan of Tobolsk and the Siberian Ignatius sent from Tobolsk to China with sales people cathedral church deacon Lavrentiya Ivanova and put "a preacher of the holy Gospel in the Chinese kingdom, reverent priest Maksimu Leontevu and all Orthodox Christians living in the Chinese kingdom, episcopal blessing."

In 1696, Ivanov made his way to Beijing, where he delivered antimise, oil and oil "with all kinds of ecclesiastical needs" for the consecration of the church "in the name of. Sophia of the Wisdom of God. " In the 1696, Father Maxim, together with the arrivals of Russian priests consecrated the church of St. Sophia, but it and continued the tradition of St. Nicholas called in honor of the icon Nikolaya Chudotvortsa. Upon learning of the priest's activity, the King of All Russia Peter I instructed to open in Beijing on Orthodox spiritual mission, and that was done in the year 1716.

For all of its existence until 1956, 20 missions were sent to Beijing with a total number of preachers in 200 people. For many years, the mission carried the functions of the Russian embassy, ​​the cultural representative of the Russian Orthodox Orthodox culture. After 1956, the government of the USSR transferred all the temples of the PRC, and the territory of the mission was transferred to the state for the embassy, ​​which today is the largest diplomatic representation in the world. Tomb of the Chief 1-th The mission is still kept in one of Beijing’s museums. And on the territory of the Embassy, ​​the tradition of Orthodox services was revived not so long ago.

TEMPLES - HIGH-VISITORS

Since the foundation 1-th Temple in Beijing to 40-x years 20-century In the territory of China was built 106 temples, in which 10 000 Chinese parishioners professed.



The geography of the erection was extensive. The majority was concentrated in the Northeast of China and in XUAR. The main place of their concentration was the zone of alienation along the CER and in the places of residence of large diasporas: Hankow, Tianjin, Harbin, Beijing, Urumqi. The majority was built in 1900-1902 years. The churches were built, as a rule, for donations. In Harbin, the whole world gathered for the temples, and in the small, but prosperous colony of Russian tea-dealers in Hankow (now - the city of Wuhan), entrepreneurs were thrown off. So, intending to build a temple in Hankow, tea merchants in 1871 year announced a subscription in Moscow and decided to assign to the temple a part of the collection of baihovyh teas. In 1876, they collected 42 059 rubles. In 1893, a temple in honor of St. Prince Alexander Nevsky in Hankow was erected.

In 1908, a church was built in Harbin in honor of the icon of the Mother of God of Iversk. Construction cost 69 721 r. 78 cop. A lot was donated by TD I.Ya. Churin, TD Samsonovich, TD Kunst and Albers.

All churches presented the best examples of Russian architecture to the Chinese. A large temple in Shanghai was built according to the drawings of the Moscow Cathedral of Christ the Savior.

Time has destroyed many temples. Many of the remaining came to desolation. Of 20 Harbin, only 5 remains. Of 4-x Shanghai - 2.

Today, the Moscow Patriarchate is doing everything possible to restore the old churches in China. And he finds mutual understanding and support of the Chinese authorities in this.

Thus, the Wuhan authorities, who planned the construction of the tunnel and the demolition of the oldest Russian church in China - the temple of Alexander Nevsky - did not do this, and together with the Russian side restored it, spending on the restoration of 47 000 000 yuan. Now in the House of Russian-Chinese cultural exchanges. Residents of the city of Harbin collected 10 000 000 yuan and restored the St. Sophia Cathedral, which is now the hallmark of Harbin and the museum, which tells the history of Russian-Chinese relations as well. 80 000 Yuan was allocated by the Chinese authorities to the cemetery church in the suburb of Harbin - Sankesh. The authorities of the Hendoakhetsi settlement put in order a wooden church, which was once the center of life of the largest junction station of the CER. Today you can go to the village administration and you will be happy to spend, open and show the interior of one of the oldest wooden churches. She is now also the main attraction of the village.

The Patriarchy does everything to restore the remaining churches, and to fill with the sounds of church songs already restored.

LIKE DOES NOT TASTE

The soul of all the churches, of course, were the icons that filled them. The faces of the saints attracted not only the Russian parishioners themselves, but also the Chinese. Singer Alexander Vertinsky often told such a story.

At the station in Harbin, in the kyot stood a large icon of St. Nicholas and departing and coming could pray to Nicholas the Wonderworker and put the candles before leaving. All considered St. Nicholas the patron saint of Harbin. Even the unbelieving Chinese came and bowed to this icon. He was called in the Chinese manner, but respectfully "The old man of the station." One day an old Chinese man ran into the station and thanked the icon for a long time. It turned out that he almost drowned in the river Sungari. This river was very dangerous with a lot of whirlpools. And when he was dragged into one of them, the Chinese, remembering that the Russians were addressing Nikolai Miracle-worker, exclaimed: "The old man of the station, help!". And the miracle happened, the Chinese was saved from a raft passing by.

The icon was so popular that when the Soviet authorities established control over the CER and decided to destroy the kiot, local Chinese did not allow it. However, in 1966 the icon burned in the crucible of the Cultural Revolution.

But icons, like manuscripts do not burn. Today, students of the institute in Vladivostok, using old photographs, have restored the beautiful image of the icon case at the Harbin station.

The fact of the new finding of the Port Arthur Icon of the Mother of God "The Triumph of the Most Holy Theotokos", which is a symbol of the struggle of Russian soldiers with the Japanese, is also interesting.

"The mysterious and miraculous icon of its origin, known as the" Triumph of the Blessed Virgin ", was destined for the fortress of Port Arthur, - Vladivostok newspapers wrote in 1904. - Due to the termination of communications with the latter, this stake, from the Imperial permission of the Empress Maria Feodorovna, as requested by Admiral NI Skradlov, 2 August 1904 year was temporarily placed in the Vladivostok Cathedral.

We have repeatedly witnessed how before this icon, people bowing with deep faith, with tears in their eyes, prayed to people belonging to the upper class of society, witnessed how the naval and land ranks, from the simple soldier and sailor to the admiral Or a general, prostrated before this icon and in earnest prayer sought consolation, encouragement and help from the Blessed Virgin. " Later, the icon was still delivered to China and was in the marching church of the commander-in-chief of the Russian army.

In the crucible of war, the icon was lost. And now, in our time, the pilgrims abbot of Holy Pokrovsky Monastery in the city of Ussuriysk, and the abbot of the Holy Dormition Church of Vladivostok in one of the shops in Jerusalem, saw this icon. Having no funds for her ransom, the monks turned for help to Abbess of the Gornensky convent abbess Georgy. On the first Sunday of Great Lent, on the day of the celebration of the Triumph of Orthodoxy, the icon was bought by her. In the spring of 1998, the icon returned to Vladivostok, where it was greeted with "singing with praise and thanksgiving people of the city of Vladivostok." Now and forever, the icon is located in St. Nicholas Cathedral in Vladivostok, built in 1907 to commemorate the soldiers who died during the Russo-Japanese War in China.

AND NOW, AND PRISON

Today, Orthodoxy is one of the main unifying forces of Russians, both in the territory of great Russia and beyond. And it was always like this.



After the Revolution, China left Russia 250 000 people, 110 000 of which settled in Harbin. Once in a foreign land, from different places, these people also turned to God and sometimes gave the last to the construction of new churches, because the old ones were not enough to accept the prayers of all the suffering. Orthodoxy united these people, and the temples were the place where they prayed together for the salvation of their fatherland. The temples were also the place where the wounded were hiding during the fighting, and in times of harshness they gave shelter, food and hope to the indigent.

So in 1933 year at the Iberian church of Harbin for poor emigrants the Serafimsky folk dining room was opened, where free lunches, lace gatherings, lotteries, concerts, performances were arranged. There was organized parish for the elderly, sick, and children. Children in the orphanage were trained in farming. About 100 pupils of this institution were brought up in the Russian national spirit. Russian women who worked here, formed their love for their country, nature, everything Russian. From 1933 to 1942 year of the national canteen of this church 856 054 cheap and free meals for poor emigrants was released.

К 60-years Russian emigration in China has disappeared. Many returned to their homeland, many dispersed around the world and continued to sow the ideas of Orthodox humanism in places where they were thrown by fate.

Today in China, on an ongoing basis, there are about 30 000 Russians. They are representatives of Russian companies, government agencies, private traders. One third are students. In addition, a large number of Russians with short-term visits and tourists arrive every day. Last average of a year is 300 000 people.

Today, it is precisely Orthodoxy, the temples have become here and the unifying factor of these people, not allowing them to get lost in the great mass of people. This is a visual continuation of those traditions of Orthodoxy, of which we spoke above.

For a long time, the Russian diaspora was deprived of the opportunity to send their religious sacraments. But to the beginning 2000-x Joint efforts of the Moscow Patriarchate, the Government of the Russian Federation, the Administrations of the constituent entities of the Russian Federation, the local Russian community began to rebuild temples, and worship services were held. A special role in this was played by the tireless activity of the chairman of the Sinoidic Department of External Relations of the Church, and now the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill.

In 2009, the first divine service in Macau was held in half a century. "We are renewing this tradition with the hope that for many it will be important," it was written in circulation. Today, Russian diasporas have a legal opportunity to gather and listen to divine services for the holidays of Christmas and Easter. In the Church of the Memory of the Murdered Emperor in Shanghai, for example, the entire Easter in Shanghai gathered for the last Easter.

The Russians come to the services in Harbin. The schedule of services and services is transmitted word of mouth, via word of mouth, via the Internet. Many today are already baptized and away from the motherland. What are already such questions! "Good day. We want to baptize a child in Hong Kong with my wife?" Please tell us what you need for this. "

At the Russian Embassy in Beijing and at its consulates, regular worship services are held, where many people also come. The services are already conducted on a regular basis according to timetables. In addition to holidays and rituals, people also gather for church activities, such as bringing parts of the holy relics of St. John, Shanghai and San Francisco to China to the parishes of the Russian Orthodox Church in Beijing, Hong Kong and Shanghai.
The life of the Orthodox community in China is flourishing today. And everything is being done for its full normalization in the future. It is done both by the church itself and by secular authorities. For example, much attention is paid by the Government of the Khabarovsk Territory, because it is through Khabarovsk that traditionally Orthodox priests go to China, it is here that a joint conference on the development of Orthodoxy in China is planned to be held in 2016, which unites our compatriots on the basis of their moral and ethical values.

It is impossible not to note the initiatives of the Russians living in China. Their merit in the revival of Orthodoxy in China is invaluable. The activities of the Russian clubs in Shanghai and Harbin render special assistance to a pleasing business. The latter, for example, constantly spend subbotniks on clearing old dilapidated churches, planted flowers near the St. Iveron Officer Church in Harbin.

The Russian diaspora does not stop at what has been accomplished and continues to make a huge contribution to the revival of Orthodoxy.



Here, for example, the appeal from 5 January 2016 on the restoration of the faces of Orthodox saints: "Dear friends! Brothers and sisters in Christ.

The Orthodox community of the Intercession Church of the city of Harbin addresses you with a request to support a financially good deed to restore two mosaics - icons on the monument of the times of the Russo-Japanese War. It has long faded fights in these places near the city of Mukden (today - Shenyang). Here are buried in a mass grave about 500 Russian soldiers. They died in a battle that brought victory to Russian weapons! In the nightly bayonet attack of 4 on October 1904, the Russian troops, under the personal supervision of General PN Putilov, captured the enemy's 14 artillery. Thank you in advance". Icons do not burn yet!

And I want to finish the review with the words of gratitude of one of the Russian residents of Harbin: "Give you God, Father, strength, patience, humility, success in this field. Indeed, it was not possible to think about it even a few years ago. As they say, I can do everything in Christ who strengthens me. "
October 30: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Православные храмы Китая - лучшие образцы российского зодчества

Об исторической значимости православия в культуре Китая, об интересе китайского народа к религиозным догматам православия рассказывает директор АНО "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" Вячеслав Кушнарёв

Уже не одно столетие Православие является неотъемлемой составляющей частью культуры Китая, наравне с собственной самобытностью, вобравшей в себя все самое лучшее от соседних народов.

Православные храмы Китая - лучшие образцы российского зодчества
Гуманизм православия снискал уважение к его религиозным догматам среди китайского народа и, как следствие, одобрение и признание этой религии со стороны официальной власти.

Сегодня в Китае насчитывается более 15 000 христиан и 4 официально работающие церкви на континентальной территории: в Харбине, СУАР и Внутренней Монголии. Кроме того, проводятся богослужения в Шеньчжене, Гуаньчжоу, ас 2013 года работают 2 прихода на Тайване и один в Гонконге и Макао. Богослужения проводятся также на территории Генеральных консульств и Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике. Именно на месте, где сегодня расположено Посольство более 300 лет назад и состоялось первое православное богослужение в Китае.

ПОСЛЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Первым православным священником, открывшим храм в Китае, был священник Никольской церкви из Албазина иерей Максим Леонтьев сын Толстоухов. Попав в Пекин в 1683 году, он получил разрешение поселиться на его окраине, где в бывшей китайской кумирне Бога войны открыл мирную православную часовню, в которую поместил привезенную с собой икону святителя Николая Мирликийского. Там, вплоть до 1695 года, он совершал богослужения, удовлетворяя духовные нужды своей паствы — крестил, венчал, отпевал и молился за единоверцев, попадавших в Пекин.

Одновременно, как писал занимавший тогда Тобольскую кафедру митрополит Игнатий о его деятельности: «Христовы православные веры свет им (китайцам) открывал».

Летом 1695 г. митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий отправил из Тобольска в Китай с торговыми людьми дьякона соборной церкви Лаврентия Иванова и возложил «проповеднику святого Евангелия в китайском царствии, благоговейному иерею Максиму Леонтьеву и всем православным христианам, обитающим в китайском царствии, архипастырское благословение».

В 1696 году Иванов добрался до Пекина, куда доставил антимис, миро и масло «со всякими церковными потребами» для освящения церкви «во имя с. Софии премудрости Божией». В 1696 году отец Максим совместно с прибывшими из России священнослужителями освятил церковь во имя Святой Софии, однако её так и продолжали по традиции называть Никольской в честь иконы Николая Чудотворца. Узнав о деятельности священника, Царь Всея Руси Петр I наказал открыть в Пекине православную духовную миссию, что и было сделано в 1716 году.

За все время существования до 1956 года в Пекин было послано 20 миссий с общим числом проповедников в 200 человек. Много лет миссия несла на себе функции Российского посольства, культурного представителя русской духовной православной культуры. После 1956 года правительство СССР передало все храмы КНР, а территория миссии отошла государству под посольство, по территории сегодня являющемся самым большим дипломатическим представительством в мире. Надгробная плита начальника 1-й миссии до сих пор хранится в одном из музеев Пекина. А на территории Посольства не так давно вновь возрождена традиция православных служений.

ХРАМЫ — БЛАГОВЕСТНИКИ

Со времени основания 1-го храма в Пекине до 40-х годов 20-века на территории Китая было построено 106 храмов, в которых исповедовались 10 000 китайских прихожан.



География возведения была обширной. Большинство было сосредоточено на Северо — Востоке Китая и в СУАР. Основным местом их сосредоточения была полоса отчуждения вдоль КВЖД и в местах проживания крупных диаспор: Ханькоу, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Урумчи. Большинство было построено в 1900-1902 годах. Строились церкви, как правило, на пожертвования. В Харбине на храмы собирали всем миром, а в небольшой, но зажиточной колонии русских чаеторговцев в Ханькоу (ныне — город Ухань) скидывались предприниматели. Так, вознамерившись строить храм в Ханькоу, чаеторговцы в 1871 году объявили подписку в Москве и решили назначить на храм часть сборов с байховых чаев. В 1876 году они собрали 42 059 рублей. В 1893 году храм в честь святого князя Александра Невского в Ханькоу был возведен.

В 1908 году в Харбине была построена церковь в честь иконы Божией Матери Иверской. Строительство обошлась в 69 721 р. 78 коп. Много было пожертвовано ТД И.Я. Чурин, ТД Самсонович, ТД Кунст и Альберс.

Все храмы представляли китайцам лучшие образцы российского зодчества. Большой храм в Шанхае строили по чертежам московского Храма Христа спасителя.

Время разрушило многие храмы. Многие из оставшихся пришли в запустение. Из 20 харбинских осталось только 5. Из 4-х шанхайских — 2.

Сегодня Московский Патриархат делает все возможное для восстановления старых храмов в Китае. И находит в этом взаимопонимание и поддержку китайских властей.

Так, власти Уханя, планировавшие строительство тоннеля и снос самой старой русской церкви в Китае — храма Александра Невского — не сделали этого, а совместно с российской стороной отреставрировали, потратив на восстановление 47 000 000 юаней. Теперь в храме Дом Российско-Китайских культурных обменов. Жители города Харбина собрали 10 000 000 юаней и отреставрировали Софийский Собор, — ныне являющийся визитной карточкой Харбина и музеем, повествующим об истории российско-китайских отношений в том числе. 80 000 юаней было выделено китайскими властями на кладбищенскую церковь в пригороде Харбина — Санкешу. Власти поселка Хэндоахэцзы привели в порядок деревянную церковь, некогда являвшейся центром жизни крупнейшей узловой станции КВЖД. Сегодня можно зайти в администрацию поселка и вас с удовольствием проводят, откроют и покажут внутреннее убранство одной из самых старых деревянных церквей. Она теперь тоже — главная достопримечательность поселка.

Патриархия делает все, чтобы восстанавливать оставшиеся церкви, и наполнить звуками церковных песнопений уже восстановленные.

ЛИКИ НЕ ТУСКНЕЮТ

Душой всех церквей, конечно же, являлись заполнявшие их иконы. Лики святых притягивали взоры не только самих русских прихожан, но и китайцев. Певец Александр Вертинский часто рассказывал такую историю.

На вокзале города Харбина в киоте стояла большая икона Святителя Николая и отъезжающие и приезжающие могли молиться Николаю Чудотворцу и поставить свечи перед отъездом. Все считали Святителя Николая покровителем Харбина. Даже неверующие китайцы приходили и кланялись этой иконе. Звали его на китайский манер, но почтительно «Старик вокзала». Однажды в вокзал вбежал пожилой китаец и долго благодарил икону. Оказалось, что он чуть было не утонул в реке Сунгари. Река эта была очень опасной со множеством водоворотов. И когда его стало затягивать в один из них, китаец вспомнив, что русские обращались к Николаю Чудотворцу, воскликнул: «Старика вокзала, помогай!». И чудо свершилось, китаец был спасен с проходящего мимо плота.

Икона была настолько популярна, что когда советская власть установила контроль над КВЖД и решила разрушить киот, местные китайцы не дали это сделать. Однако все же в 1966 году икона сгорела в горниле Культурной революции.

Но иконы, как и рукописи не горят. Сегодня студенты института во Владивостоке по старым фотографиям восстановили прекрасный образ киота на харбинском вокзале.

Интересен и факт нового обретения Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы», являющейся символом борьбы русских воинов с японцами.

«Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием „Торжество Пресвятой Богородицы“, была предназначена в крепость Порт-Артур, — писали владивостокские газеты в 1904 году. — Вследствие прекращения сообщений с последним, эта кона с Высочайшего дозволения Императрицы Марии Феодоровны, испрошенного адмиралом Н. И. Скрыдловым, 2 августа 1904 года была временно помещена во Владивостокском кафедральном соборе.

Мы неоднократно были свидетелями того, как перед этою иконою, склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди, принадлежащие к высшему классу общества, были свидетелями того, как морские и сухопутные чины, начиная с простого солдата и матроса и кончая адмиралом или генералом, повергались ниц пред этою иконою и в усердной молитве искали себе утешения, ободрения и помощи у Пресвятой Богородицы». Позже икона все же была доставлена в Китай и находилась в походной церкви главнокомандующего российского воинства.

В горниле войны икона была утеряна. И вот, уже в наше время, паломники настоятель Свято Покровского монастыря города Уссурийска, и настоятель Свято-Успенской церкви Владивостока в одной из лавок Иерусалима увидели эту икону. Не имея средств на ее выкуп, иноки обратились за помощью к настоятельнице Горненского женского монастыря игуменье Георгии. В первое воскресенье Великого поста, в день празднования Торжества Православия, икона была выкуплена ею. Весной 1998 года икона вернулась во Владивосток, где ее встретили «пением хвалебным и благодарственным молением люди града Владивостока». Ныне и во веки веков икона находится в Свято-Никольском кафедральном соборе Владивостока, построенном в 1907 году в память воинов, погибших во время Русско-японской войны на территории Китая.

И НЫНЕ, И ПРИСНО

Сегодня православие является одной из основных объединяющих сил россиян, как на территории великой России, так и за ее пределами. И так было всегда.



После Революции в Китай из России выехало 250 000 человек, 110 000 из которых осело в Харбине. Оказавшись на чужбине, из разных мест, эти люди также обратились к богу и порой отдавали последнее на строительство новых храмов, ибо старых уже было недостаточно, чтобы принять молитвы всех страждущих. Православие объединяло этих людей, а храмы являлись местом, где они вместе молились за спасение своего отечества. Храмы являлись и местом, где во время боев укрывали раненых, а во времена суровые давали приют, пищу и надежду неимущим.

Так в 1933 году при Иверской церкви Харбина для бедных эмигрантов была открыта Серафимовская народная столовая, где устраивались бесплатные обеды, кружечные сборы, лотереи, концерты, спектакли. Здесь же был организован приход для престарелых, больных, а также детей. Дети в приюте обучались ведению хозяйства. Около 100 питомцев этого учреждения воспитывались в русском национальном духе. Русские женщины, работавшие здесь, формировали у них любовь к Родине, природе, ко всему русскому. С 1933 по 1942 год народной столовой этой церкви было отпущено 856 054 дешевых и бесплатных обедов для малоимущих эмигрантов.

К 60-годам русская эмиграция в Китае исчезла. Многие вернулись на Родину, многие разъехались по всему миру и продолжали сеять идеи православного гуманизма в местах, куда их забрасывала судьба.

Сегодня в Китае на постоянной основе проживает около 30 000 россиян. Это представители российских компаний, государственных органов, частные торговцы. Одну треть составляют студенты. Кроме того, ежедневно прибывает и большое количество россиян с кратковременными визитами, туристов. Последние в среднем в год составляют 300 000 человек.

Сегодня именно православие, храмы стали и здесь объединяющим фактором этих людей, не дающим им затеряться в огромной массе людей. Это наглядное продолжение тех традиций православия, о которых мы говорили выше.

Долгое время российская диаспора была лишена возможности отправлять свои религиозные таинства. Но к началу 2000-х совместными усилиями Московского Патриархата, Правительства Российской Федерации, Администраций субъектов РФ, местного русского сообщества стали восстанавливаться храмы, проводиться богослужения. Особую роль в этом сыграла неустанная деятельность председателя Синоидального отдела Внешних связей церкви, а ныне Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

В 2009 году состоялось первое за полвека богослужение в Макао. «Мы возобновляем эту традицию с надеждой на то, что для многих она окажется важной», — писалось в обращении. Сегодня уже русские диаспоры имеют легальную возможность собраться и прослушать богослужения на праздники Рождества и Пасхи. В церкви Памяти убиенного императора в Шанхае, например, на последнюю Пасху собрался весь православный Шанхай.

Приходят русские на служения в Харбине. Расписание служб и богослужений передается из уст в уста, с помощью сарафанного радио, через интернет. Многие сегодня уже получают крещение и вдали от Родины. Чего стоят уже такие вопросы! «Доброго дня.Мы с женой хотим крестить ребенка в Гонконге? Расскажите, пожалуйста, что для этого нужно».

В посольстве РФ в Пекине и в ее консульствах проходят регулярные богослужения, куда также приходит множество людей. Службы проводятся уже на регулярной основе по расписаниям. Помимо праздников, обрядов люди собираются и на церковные мероприятия, как например это было на принесение частиц святых мощей Святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского в Китай для передачи приходам Русской Православной Церкви в Пекине, Гонконге и Шанхае.
Жизнь православной общины в Китае сегодня переживает свой расцвет. И делается все для ее полной нормализации в будущем. Делается как самой церковью, так и светской властью. Например, много внимания уделяется со стороны Правительства Хабаровского края, ведь именно через Хабаровск традиционно православные священники отправляются в Китай, именно здесь планируется проведение в 2016 году совместной конференции по развитию православия в Китае, которое сплачивает наших соотечественников на основе своих морально-этических ценностей.

Нельзя не отметить инициативы самих россиян, проживающих в Китае. Их заслуга в деле возрождения православия в Китае неоценима. Особую помощь благоугодному делу оказывает деятельность Русских клубов в Шанхае и Харбине. Последние, например, постоянно проводят субботники по расчистке старых ветхих церквей, высадили цветы возле Свято-Иверской офицерской церкви в Харбине.

Русская диаспора не останавливается на достигнутом и продолжает вносить в дело возрождения православия свою огромную лепту.



Вот, например, обращение от 5 января 2016 года о восстановлении ликов православных святых: «Уважаемые друзья! Братья и сестры во Христе.

К Вам обращается православная община Покровского храма города Харбина с просьбой поддержать материально доброе дело по восстановлению двух мозаик — икон на памятнике времен Русско-Японской войны. Давно отгремели бои в этих местах под городом Мукденом (сегодня — Шэньян). Здесь похоронены в братской могиле около 500 русских воинов. Они погибли в бою, который принес победу русскому оружию! В ночной штыковой атаке 4 октября 1904 года русские войска под личным руководством генералаП.Н.Путилова захватили 14 артиллерийских орудий противника. Заранее спасибо». Не горят все же иконы!

И закончить обзор я хочу словами благодарности одного из русских жителей Харбина: «Дай Вам Бог, отче, сил, терпения, смирения, успехов на этом поприще. Воистину, еще каких-то несколько лет назад об этом и подумать было не возможно. Как говорится, все могу во укрепляющем меня Христе».