Но чтобы это подход работал, надо тратить деньги на обоснование и структурирование таких проектов. Основная проблема, на мой взгляд, в ограниченной способности местных властей привлекать инвестиции в выполнение своих обязанностей по развитию инфраструктуры. Это существует и по субъективным причинам (недостаток квалификации и политических установок, отсутствие опыта таких проектов), и по объективным – развитие инфраструктуры разодрано между естественными монополиями, региональными и муниципальными властями, трудно координируется. Это сложно, но когда работал пусть и более простой механизм Инвестиционного фонда РФ в его нынешней форме, в течение трех лет субъекты РФ справились с запуском такой деятельности - и пошли проекты. Существуют предложения и по повышению эффективности такой формы развития путем, например, определения Фонда развития Дальнего Востока в качестве единственного концессионера, который брал бы на себя всю тяжесть разработки и увязки развития инфраструктуры с промышленными инвесторами и вопросами бюджетного планирования и выходил бы из проекта после финансового закрытия – привлечения стратегического инфраструктурного инвестора и проектного финансирования.
Вопрос о гарантиях – гарантиях кому? Это роль государства координировать и организовывать экономическое развитие. Но в рамках предложенной модели не оно вкладывается в развитие промышленных проектов, а частные инвесторы – они и должны оценивать свои риски сбыта продукции и развития проектов. Риск государства в создании инфраструктуры под будущий экономический рост может управляться только уплотнением и усложнением промышленности, которая развивается на базе этой инфраструктуры – соответственно – территориальное планирование, экономические преференции для развития торговли, привлечение новых категорий инвесторов. У государства есть вертикаль, вот оно и должно быть способно управлять этими рисками. Кроме этого, при 80% возможностей экономического роста на Дальнем Востоке риски этого развития поддерживаются всей экономикой. Резервный фонд ведь тоже есть и как раз для таких рисков выпадающих бюджетных доходов.
Есть такой термин – «газели» – предприятия малого и среднего бизнеса, которые эффективно развиваются. У них существует своя инновационная компетенция: управленческие, сбытовые, технологические, прочие конкурентные преимущества, которые они развивают, за счет чего и продвигают новое предприятие и его продукцию или услуги. Помимо этой свертки Макрорегиона в пять точек, как минимум, нам надо дать возможность вот этим «газелям», как из числа местных, так и из находящихся в европейской части квалифицированных предпринимателей, заработать на развитии своего производства на Дальнем Востоке, исходя из того что они будут экспортировать на азиатско-тихоокеанские рынки. Бухаринское «обогащайтесь» никто не отменил – «газели» должны получить возможность дешево капитализироваться с жесткой увязкой для обогащения путем роста своего бизнеса на Дальнем Востоке и в АТР.