Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Overcome the resistance of the environment

Social justice, helping those in need, a comfortable life in the Far East for everyone, not for some - all these deeds should not be slogans and should not be carried out for show.

Olga Kurilova, Head of the Representative Office of the Agency for Strategic Initiatives in the Far Eastern Federal District - about who and why the National Social Initiative was invented

Overcome the resistance of the environment
Photo: Natalia Mironova
- Olga Sergeevna, the very fact of putting forward "initiatives" in the social sphere, as a rule, indicates a latent trouble or injustice that must be eliminated. Based on your experience of working in the Far East - what are the most sensitive pain points for its residents now? What are you primarily planning to fight to work with?

- If I say that we are trying to reverse the situation "with indifference to people", "with bureaucracy", it will sound, perhaps, pathetic. But, in fact, it is so. In the social sphere, everything consists of “life situations” - and, often, the little things that a person encounters make life very difficult. The purpose of the social initiative is to improve the quality of a person's life and help him in solving a life situation, and it is not easy to issue various certificates. The basic principle of the NSI: a person is the main expert in interaction with government agencies, and on this we have built our work in the pilot regions.

- The main question is how?

- In April, the State Council of the Russian Federation was held, where ASI presented the National Social Initiative, which was developed following the example of the National Entrepreneurial Initiative. The President stressed that eliminating barriers in the social sphere is one of the priority tasks. The general director of ASI Svetlana Chupsheva and the governors, heads of the working groups of the State Council reported on the results of their work.

When developing tools for the national social initiative, we went to pilot regions. And since last summer we have worked closely in each of them. In the Far East, it was the Sakhalin region, in the central part of the country - Nizhny Novgorod, Novgorod, Kaliningrad, Kemerovo and the Republic of Bashkortostan. We proceeded from the needs of a person in a particular situation. At each stage, we moved with him and evaluated the result. For example, it was considered: if a wheelchair is allocated to a person with a disability, everything is fine, "the decision is positive, the service is rendered." But all the time it turned out that this stroller did not pass through the doorway, it was impossible to get into the staircase on it and go down the unequipped stairs and so on. And the person was practically left with nothing, although formally - he received help. Now we are assessing whether we managed to help him in the end, or if additional steps are needed.


Another example is obtaining modern prostheses manufactured by Motorika. ASI supported this project back in 2015, and it only reached the Far East now. You have no idea how many administrative barriers had to be overcome in such a seemingly understandable practical matter. State bodies very often did not even take into account the individual characteristics of a person, his wishes. We bought a prosthesis at the expense of the state - and that's it, say thank you. It took five years for the changes to start.

For example, in 2018 in the Sakhalin Region, with the support of ASI, a resource center for people with disabilities was opened, where people can simultaneously contact the offices of several departments - social protection, the Pension Fund, the bureau of medical and social expertise. To register a disability, get certificates, apply for prostheses. And all this - without unnecessary hassle, which are especially difficult for a person with a disability.

There are many such situations. We are now working with representatives of social services, employment centers, educational institutions, and the healthcare sector. We found understanding in all the Far Eastern regions from the vice-presidents of governments who oversee social issues. We provide methodological assistance, together we look at the best practices that already exist in the country. These are, for example, "smart" clinics, as in Moscow, or employment centers. We are looking at what of this can be applied in the regions of the Far Eastern District.

- After all, the capital is one thing and the territories so far from it are quite another. It is no coincidence that the President mentioned such a concept as the rating of the quality of life in the regions. Do you account for this difference?

- It cannot be ignored. But we must remember the main thing: the regions should strive to narrow this gap. To create conditions when a person receives the services he needs equally quickly and efficiently anywhere in the country. This is the goal we are striving for.

The first step towards this is to analyze what exactly is required to improve the quality of life in a particular region. Find out the problems and needs of people. For example, how quickly an ambulance arrives on call. Are there places in the city or village where you can go (just go, not go) to relax and take a walk with children - parks, swimming pools, skating rinks, green squares. What are the “points of growth on the territory”. Each territory is unique, there are pluses and minuses everywhere, they must be taken into account. And if we are talking about the rating of the quality of life, dynamics is important. How quickly changes for the better take place, whether the authorities are responding to people's initiatives and critical remarks. In this sense, we are always in favor of competition between regions - it is an excellent engine of progress. If you compare the living conditions and doing business, then you see that in one place the ambulance goes to the patient for an average of half an hour, and in another - several hours, and this is considered the norm. Somewhere property rights can be registered in a week, but in a neighboring region it takes three weeks. But people are not obliged to "enter the position" of any department and sympathize with their problems. Its task is to remove all these problems. And if this is possible in one region, others should more actively adopt such experience. ASI has such a platform for the exchange of best management practices “Smarttek”.

 - But objective difficulties, nevertheless, exist. For example, this concerns the demographic situation, the outflow of the population from the Far East, which has not yet been stopped. What measures can work here?

 - As a native of the Far East in the second ... no, even in the third generation I can say: we were born here, we want to live here and we want our children to live here. It would be great for talented young people to come, open a business or start new projects. They can be scientists, entrepreneurs, engineers, students. It is necessary to create attractive conditions for them, and to minimize barriers. For example, now the age of recipients of the Far Eastern mortgage is limited to 35 years. Why not increase it by another ten years? This will attract people who are economically active, mature and responsible.


We talked with many young guys who now live in the Far North - in Chukotka, Kamchatka, in the Magadan region. I ask: are you planning to leave here? They answer: who, if not us, will develop their territory? And if people are ready to live here, they need to be supported. For example, in Sakhalin, in addition to maternity capital, another 150 thousand rubles are paid at the birth of the first child. There are a number of other regional social support measures, including additional payments to some beneficiaries when buying an apartment worth up to a million rubles.

Naturally, assistance should be targeted. And a person, in order to get it, was not forced to knock the thresholds, collect a lot of certificates. By the way, the president, the head of the government, and the heads of the regions have spoken about the transition to such a proactive, selfless order. The matter is gradually moving, but not as quickly as we would like it to be.

And if we are creating territories of advanced development in the Far East, we should at least think about how business in other places does not feel left out. And it was comfortable for entrepreneurs to work in any municipality of a constituent entity of the Far East. In the coming days, for the eighth time at the St. Petersburg International Economic Forum, the results of the National rating of the state of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation will be announced. The rating is just about creating conditions for entrepreneurship for everyone who does business in the regions of the Far East.

- People leave anyway. Over the past year - over 22 thousand in the whole of the Far Eastern Federal District. The birth rate is practically not growing. Maybe it's not just about payments and benefits? Need something else?

- The last year has not been the most indicative. Too many unfavorable circumstances have been added. Often, decisions had to be made under the pressure of circumstances. As for leaving ... People are always looking for a better place. Even around Moscow there are regions, from which the capital is one and a half to two hours by car. Many people leave there simply because the contrast between life in a metropolis and a “nearby province” is too great. In the Far East, the situation is, of course, not easy. But if you remember how things were ten years ago, the difference is colossal. Since 2013, when laws on advanced development were adopted, recently the National Program for the Development of the Far East, the attitude towards the region as a whole and the attention of top officials of the state has changed dramatically.

- Are you not embarrassed by the possible gap between the "huge number of plans" and rather modest results?

- Nothing changes for the better by itself and immediately. This requires daily work. And in addition to big projects, people need the ability to "hurry slowly," have the right to trial and error. Let me give you an example - the Russian island. When there were only ideas for the development of Russky Island, and then the idea of ​​creating a university, few people generally believed and spoke about the expediency of developing this territory. Now the Far East is the most modern campus in Russia. Recently, an innovative scientific and technological center was created there, and during economic forums people of the first magnitude come to the Russky Island. This is indeed a growth point that can give impetus to the entire Far East, to provide synergy for this huge macro-region. But such global projects should be complemented by more modest ones, focused on the daily life of people.

- For example?

And first of all, it is work with young people, schoolchildren. When we hold some events with the guys, we see that out of every hundred people 70-80 would like to leave the Far East and try their luck somewhere else. You can be upset about this - but it is better to start taking action right now. Show students that there are prospects for them here too. Enterprises are already being created and modernized, new jobs are emerging. And even if a person leaves to study, he may well then return and help the development of his territory. And, perhaps, change her life. There are foundations at universities that work with graduates and involve them in the work of the alma mater. In the same way, you can keep in touch with the natives of entire regions.


Working with parents is also very important. After all, for schoolchildren, the decision is usually made by adults. And they see from their own experience whether there are prospects or not. Decent work, good medicine, the opportunity to get an education, go to theaters, relax in nature, live a rich and interesting life - these are the decisive factors. And in order for people to be ready to stay in the Far East, the state needs to invest not only in infrastructure, in the construction of roads, scientific and medical centers, but also in parallel to work with human capital.

And one more difficult moment. The question of local cadres, the very "human factor" on which everything rests. Very often you start to find out why this or that entrepreneur stopped working and left, and in response you hear the same story. He fought and fought with the head of the local administration - they don't give it, they don't allow it, they drive around in a circle, pressure ... And instead of continuing such ordeals, the businessman closed the business, sold equipment and left for another place where there were no such problems. And now, even despite the unprecedented measures to support the anchor residents of ASEZs or FPVs, such situations are not uncommon. It is very difficult to overcome the stubborn "resistance of the environment".

- And how can you influence this?

- So far we have started with training regional teams. True, we faced a problem: five years after such programs, there were almost no people from the “first recruitment” left in the field. Someone went for a promotion, another left the civil service, the third just moved. It seems to me that in such courses for managers it is nevertheless necessary to provide for something like a "work off", which is practiced in relation to target students.

But in any case, it is necessary to solve the problems systematically, linking all measures into a single complex. Find points of growth in various regions, apply the best practices throughout the country. That is why we have developed such a platform as "Smartteka" for searching and exchanging best practices in various fields, the National Social Initiative, which relies on a number of already tested practices and mechanisms. We hope that this work will yield tangible results in the near future.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Преодолеть сопротивление среды

Социальная справедливость, помощь нуждающимся, комфортная жизнь на Дальнем Востоке для всех, а не для некоторых - все эти дела не должны быть лозунгами и выполняться для галочки.

Ольга Курилова, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе – о том, для кого и для чего придумана Национальная социальная инициатива

Преодолеть сопротивление среды
Фото: Наталья Миронова
- Ольга Сергеевна, сам факт выдвижения «инициатив» в социальной сфере, как правило, указывает на скрытое неблагополучие или несправедливость, которую надо изжить. По Вашему опыту работы на Дальнем Востоке – какие болевые точки для его жителей сейчас самые чувствительные? С чем вы в первую очередь планируете бороться работать?

- Если я скажу, что мы пытаемся переломить ситуацию «с равнодушием к людям», «с бюрократией», это прозвучит, возможно, пафосно. Но, по сути, так оно и есть. В социальной сфере все состоит из «жизненных ситуаций» - и, зачастую, мелочи, с которыми сталкивается человек, сильно осложняют жизнь. Цель социальной инициативы – улучшить качество жизни человека и помочь ему в решении жизненной ситуации, а непросто выдать разные справки. Основной принцип НСИ: человек – главный эксперт во взаимодействии с государственными органами, и на этом мы построили работу в пилотных регионах.

- Главный вопрос – как?

- В апреле состоялся Госсовет РФ, где АСИ представило Национальную социальную инициативу, которая была разработана по примеру Национальной предпринимательской инициативы. Президент подчеркнул, что устранить барьеры в социальной сфере – это одна из первоочередных задач. Доложили о результатах своей работы генеральный директор АСИ Светлана Чупшева и губернаторы, руководители рабочих групп Госсовета.

При разработке инструментов национальной социальной инициативы мы пошли в пилотные регионы. И с прошлого лета плотно работали в каждом из них. На Дальнем Востоке это была Сахалинская область, в центральной части страны – Нижегородская, Новгородская, Калининградская, Кемеровская и республика Башкортостан. Исходили из потребностей человека в конкретной ситуации. На каждом этапе двигались с ним вместе и оценивали результат. Вот, например, считалось: если человеку с инвалидностью выделить коляску – все замечательно, «решение положительное, услуга оказана». Но сплошь и рядом оказывалось, что эта коляска не проходит в дверной проем, на ней невозможно попасть в подъезд и спуститься по необорудованной лестнице и так далее. И человек оставался фактически ни с чем, хотя формально – получал помощь. Сейчас мы оцениваем, удалось в итоге ему помочь, или нужны дополнительные шаги.


Еще один пример – получение современных протезов производства компании «Моторика». Этот проект АСИ поддержала еще в 2015 году, а до Дальнего Востока он дошел только сейчас. Вы не представляете, сколько административных барьеров пришлось преодолевать в таком, казалось бы, понятном практическом деле. Государственные органы очень часто даже не принимали в расчет индивидуальные особенности человека, его пожелания. Закупили протез за государственный счет – и все, скажите спасибо. Понадобилось пять лет, чтобы все-таки начались изменения.

Например, в 2018 году в Сахалинской области при поддержке АСИ был открыт ресурсный центр для людей с ОВЗ, где люди могут одновременно обратиться в офисы нескольких ведомств - соцзащиты, Пенсионного фонда, бюро медико-социальной экспертизы. Оформить инвалидность, получить справки, подать заявки на протезы. И все это – без лишних хлопот, которые человеку с инвалидностью даются особенно тяжело.

Таких ситуаций достаточно много. Мы сейчас ведем работу с представителями социальных служб, центрами занятости населения, образовательными учреждениями, сферой здравоохранения. Нашли понимание во всех дальневосточных регионах у зампредов правительств, которые курируют социальные вопросы. Оказываем методическую помощь, вместе смотрим лучшие практики, которые уже существуют в стране. Это, к примеру, «умные» поликлиники, как в Москве, или центры по трудоустройству. Смотрим, что из этого можно применить в регионах Дальневосточного округа.

- Все-таки одно дело – столица и совсем другое – настолько далекие от нее территории. Президент неслучайно упомянул такое понятие, как рейтинг качества жизни в регионах. Вы учитываете эту разницу?

- Ее нельзя не учитывать. Но надо помнить главное: регионы должны стремиться к тому, чтобы такой разрыв сократить. Создать условия, когда человек получает необходимые ему услуги одинаково быстро и качественно в любой точке страны. Это цель, к которой мы стремимся.

Первый шаг к этому – проанализировать, что конкретно требуется для улучшения качества жизни в том или ином регионе. Выяснить проблемы и потребности людей. Например, насколько быстро приезжает по вызову «Скорая помощь». Есть ли в городе или поселке места, куда можно сходить (именно сходить, а не съездить) отдохнуть и погулять с детьми – парки, бассейны, катки, зеленые скверы. Какие существуют «точки роста на территории». Каждая территория уникальна, везде есть свои плюсы и минусы, их надо учитывать. И если мы говорим о рейтинге качества жизни – важна динамика. Насколько быстро происходят перемены к лучшему, встречают ли у власти отклик инициативы людей и критические замечания. В этом смысле мы всегда за конкуренцию между регионами – она прекрасный двигатель прогресса. Если сравнивать условия жизни и ведения бизнеса – тут-то и видишь, что в одном месте «Скорая» к больному едет в среднем полчаса, а в другом – несколько часов, и это считают нормой. Где-то право собственности можно зарегистрировать за неделю, а в соседнем регионе на это уходит три недели. Но люди не обязаны «входить в положение» какого-то ведомства и сочувствовать их проблемам. Его задача – снимать все эти проблемы. И если в одном регионе это возможно, другие должны активнее перенимать такой опыт. У АСИ есть такая платформа обмена лучшими управленческими практиками «Смартека».

 - Но объективные трудности, тем не менее, существуют. Например, это касается демографической ситуации, оттока населения с Дальнего Востока, который пока остановить не получается. Какие меры могут здесь подействовать?

 - Как коренная дальневосточница во втором… нет, даже в третьем поколении могу сказать: мы здесь родились, мы хотим здесь жить и хотим, чтобы наши дети здесь жили. Было бы замечательно, чтобы талантливые молодые люди, приезжали, открывали бизнес или начинали новые проекты. Это могут быть ученые, предприниматели, инженеры, студенты. Нужно создать им привлекательные условия, а преграды - свести к минимуму. Например, сейчас возраст получателей дальневосточной ипотеки ограничен 35 годами. Почему бы не увеличить его еще на десять лет? Это привлечет людей экономически активных, зрелых, ответственных.


Мы разговаривали со многими молодыми ребятами, которые живут сейчас на Крайнем Севере – на Чукотке, Камчатке, в Магаданской области. Спрашиваю: вы планируете отсюда уезжать? Отвечают: а кто, если не мы, будет развивать свою территорию? И если люди готовы здесь жить, их надо поддерживать. Например, на Сахалине, кроме маткапитала, при рождении первого ребенка выплачивают еще 150 тысяч рублей. Есть ряд других региональных социальных мер поддержки – в том числе доплаты некоторым льготникам при покупке квартиры на сумму до миллиона рублей.

Естественно, помощь должна быть адресной. И человек, чтобы ее получить, не был вынужден обивать пороги, собирать множество справок. О переходе к такому проактивному, беззаявительному порядку, кстати, не раз говорили и президент, и глава правительства, и руководители регионов. Дело постепенно движется, но не так быстро, как этого хотелось бы.

А если уж мы создаем на Дальнем Востоке территории опережающего развития – надо по крайней мере задуматься о том, чтобы и в других местах бизнес не чувствовал себя обделенным. А предпринимателям было комфортно работать в любом муниципалитете субъекта Дальнего Востока. Уже в ближайшие дни, в восьмой раз на Петербургском международном экономическом форуме огласят результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Рейтинг как раз про создание условий для предпринимательства для всех, кто ведет бизнес в регионах Дальнего Востока.

- Люди все равно уезжают. За последний год – свыше 22 тысяч в целом по ДФО. Рождаемость практически не растет. Может, дело не только в выплатах и пособиях? Нужно что-то еще?

- Последний год – не самый показательный. Слишком много добавилось неблагоприятных обстоятельств. Нередко решения приходилось принимать под давлением обстоятельств. Что же касается отъезда… Люди всегда ищут, где лучше. Даже вокруг Москвы есть регионы, из которых до столицы полтора-два часа на автомобиле. Оттуда многие уезжают просто потому, что слишком велик контраст между жизнью в мегаполисе и «ближней провинции». На Дальнем Востоке ситуация, конечно, непростая. Но если вспомнить, как обстояли дела еще лет десять назад, разница колоссальная. С 2013 года, когда были приняты законы об опережающем развитии, недавно Национальная программа по развитию Дальнего Востока, отношение к региону в целом и внимание первых лиц государства стало кардинально другим.

- Вас не смущает возможный разрыв между «громадьем планов» и достаточно скромными результатами?

- Ничто не меняется к лучшему само по себе и немедленно. Для этого требуется ежедневная работа. И в дополнение к большим проектам – людям нужна возможность «спешить медленно», иметь право на пробы и ошибки. Приведу в пример – остров Русский. Когда были только задумки по развитию острова Русский, а потом и мысли о создании университета, мало кто вообще верил и высказывался о целесообразности развития этой территории. Сейчас на Дальнем Востоке самый современный кампус в России. Недавно там создан инновационный научно-технологический центр, а во время экономических форумов на остров Русский приезжают персоны первой величины. Это действительно точка роста, которая способна дать импульс для всего Дальнего Востока, обеспечить синергию этого огромного макрорегиона. Но такие глобальные проекты должны дополняться и более скромными, ориентированными на повседневную жизнь людей.

- Например?

И в первую очередь – это работа с молодежью, школьниками. Когда мы проводим с ребятами какие-то мероприятия, мы видим, что из каждой сотни человек 70-80 хотели бы уехать с Дальнего Востока и попытать счастья где-то еще. Можно огорчаться из-за этого – но лучше прямо сейчас начать действовать. Показывать школьникам, что здесь для них тоже есть перспективы. Уже создаются и модернизируются предприятия, появляются новые рабочие места. И даже если человек уедет учиться, он вполне может потом вернуться и помочь развитию своей территории. И, возможно, изменить ее жизнь. Есть же при вузах фонды, которые работают с выпускниками и вовлекают их в работу альма матер. Точно так же можно не терять связи с уроженцами целых регионов.


Очень важна и работа с родителями. Все-таки за школьников решение, как правило, принимают взрослые. А они по собственному опыту видят – есть перспективы или нет. Достойная работа, хорошая медицина, возможность получить образование, ходить в театры, отдыхать на природе, жить насыщенной и интересной жизнью – это решающие факторы. И чтобы люди готовы были остаться на Дальнем Востоке, государству надо вкладывать средства не только в инфраструктуру, в строительство дорог, научных и медицинских центров, но и параллельно работать с человеческим капиталом.

И еще один непростой момент. Вопрос местных кадров, тот самый «человеческий фактор», в который все упирается. Очень часто начинаешь выяснять, почему тот или иной предприниматель прекратил работу и уехал, а в ответ слышишь одну и ту же историю. Бился-бился с главой местной администрации – это не дают, того не разрешают, гоняют по кругу, давят… И вместо того, чтобы продолжать такие мытарства, бизнесмен сворачивал дело, продавал оборудование и уезжал в другое место, где нет таких проблем. И сейчас, даже несмотря на беспрецедентные меры поддержки якорных резидентов ТОРов или СПВ, подобные ситуации не редкость. Упорное «сопротивление среды» преодолеть очень сложно.

- И как вы можете на это повлиять?

- Пока мы начали с обучения региональных команд. Правда, столкнулись с проблемой: спустя пять лет после таких программ людей из «первого набора» на местах уже почти не осталось. Кто-то ушел на повышение, другой оставил государственную службу, третий просто переехал. Мне кажется, в таких курсах для управленцев надо все-таки предусмотреть что-то вроде «отработки», которую практикуют в отношении студентов-целевиков.

Но в любом случае надо решать проблемы системно, увязывая все меры в единый комплекс. Находить точки роста в различных регионах, применять самые лучшие наработки по всей стране. Именно для этого мы и разработали такую платформу как «Смартека» для поиска и обмена лучших практик в самых различных сферах, Национальную социальную инициативу, которая опирается на ряд уже опробованных практик и механизмов. Рассчитываем, что эта работа даст ощутимые результаты уже в скором времени.

2 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика