Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приамурье – борьба со стихией и глобальные экономические вызовы

Вернувшись с Петербургского международного экономического форума, губернатору Амурской области пришлось засучить рукава, но не для того, чтобы приступить к реализации заключенных в Санкт-Петербурге соглашений, а чтобы организовать работу всех структур и обеспечить максимально безопасное прохождение паводка, который затронул восемь районов.

В интервью EastRussia губернатор Приамурья Василий Орлов рассказал, как регион справляется с очередным наводнением, и о том, как идет реализация текущих проектов, и о новых планах, появившихся после ПМЭФ-21

Приамурье – борьба со стихией и глобальные экономические вызовы
Фото: пресс-служба правительства Амурской области

- Область, можно сказать, выстояла под натиском очередного паводка. Ясен ли уже масштаб ущерба? Можно ли его оценить исходя, из, увы, уже богатого накопленного опыта по борьбе с последствиями наводнений?

- По ущербу сказать пока сложно, но самая главная задача – это безопасность людей. Это обеспечено. Сельхозживотные были эвакуированы. Проходит паводок – сушимся, выплачиваем компенсации, Мы уже начали выплаты из регионального бюджета в размере 30 тысяч рублей на домовладение и 10 тысяч на каждого ребенка. Эти выплаты пошли в Сковородинский и Магдагачинский районы, частично - в Шимановский, дальше расширим. Будут еще и федеральные выплаты, но уже после обследования комиссией подтопленных домов.

Конечно, предыдущие наводнения нас многому научили. С учетом опыта 2019 года заблаговременно создан материальный резерв. Он сегодня составляет более 500 млн. рублей. Есть все необходимое для ликвидации и предупреждения таких ситуаций: насосы с высокой мощностью, которые позволяют перекачивать воду; тепловые пушки, которые уже начали работать в северных территориях, – с помощью них сушат дома.

Кроме того, с прошлого года начали устанавливать границы зон затопления и подтопления. Программа состоит из двух этапов: первое – определить зоны затопления, эта работа ведется, и второе - определить, что делать с людьми, которые в этих зонах затопления живут. Часть программы выполнена, в следующем году мы ее закончим полностью. Дело в том, что после развала Советского Союза бесконтрольно выдавали земельные участки, люди строились, потом - дачная амнистия, поэтому многие домовладения, в принципе, построены в тех местах, где они не должны быть построены. Они находятся в зоне затопления и, как следствие, страдают, как только поднимается вода.

 - Наводнения начинают носить системный характер - не следует ли предпринимать системные же меры, чтобы минимизировать ущерб и не рисковать человеческими жизнями? Какие меры необходимо предпринять в первую очередь?

- Я уже рассказал, про определение границ затопления – это одна из таких мер, но чтобы решить проблему с наводнениями, надо привлекать науку, чтобы ученые посмотрели, насколько часто у нас будут повторяться такие паводки. Несколько лет нас регулярно топит с аномальными уровнями. Мы очень внимательно смотрим за тем, что делают китайские коллеги. Хотя практически все населенные пункты на побережье Амура у них с берегозащитными хорошими дамбами, но не помогло, все в воде.

После катастрофического наводнения 2013 года было разработано девять проектов по инженерной защите населенных пунктов, которые были подвержены затоплению. Общая сумма затрат по этим проектам составляет порядка девяти миллиардов рублей. Мы неоднократно обращались на федеральный уровень с просьбой выделить соответствующие средства, потому что для областного бюджета это очень дорого. На сегодняшний день позиция от Минприроды такая: в связи с изменившейся гидрологической обстановкой требуется корректировка этой проектной документации. Чтобы построенные дамбы не оказались построены зря и выполняли свою функцию. Поэтому в областном бюджете предусмотрено еще 50 млн. рублей на корректировку этой проектной документации. Я разговаривал с министром природных ресурсов и попросил, чтобы к нам был прикреплен куратор от Минприроды России, который нам поможет сделать качественное техзадание для проектной организации

После наводнения 2019 года предложен ряд инициатив, в том числе законодательных, в частности было выдвинуто предложение в отношении принудительной эвакуации. Закон пока принят в первом чтении. Надеюсь, примут и во втором. Он для нас очень важен. Практика показывает, что люди до конца не верят, что вода придет в населенный пункт. Когда верят, говорят «ладно, мы еще немного посидим на втором этаже – солнце светит». Потом, когда ЧС продлевается, нет питьевой воды, нет возможности нормальной жизни, люди просят их эвакуировать. Эвакуировать их приходится в гораздо более сложных условиях – не автобусами по сухой дороге, а спецсредствами, иногда и вертолетами. Поэтому в первую очередь закон очень важен для безопасности самих людей

Также продолжается работа по расчистке и дноуглублению русел рек, что является превентивным мероприятием, позволяющим снизить ущерб от паводков.

- Что ж, хочется думать, что скоро все войдет в привычное русло, и получится сосредоточить все усилия на решении не экстренных задач. Тут хочется вспомнить минувший Петербургский экономический форум. Перефразируя поговорку – летний день год кормит, один час форума может кормить регион десятилетиями. Перед его началом вы говорили, что ориентируетесь на максимальное количество новых заключенных здесь соглашений. Огласите весь список, пожалуйста!

- Петербургский международный экономический форум действительно является важным событием в мире экономики и бизнеса. У региона была насыщенная программа, в рамках которой удалось провести много встреч и подписать несколько соглашений, определяющих дальнейший вектор развития многих социально-экономических сфер.

Одним из первых подписали меморандум о сотрудничестве с «ВЭБ.РФ». Корпорация окажет финансовую поддержку в реализации такого интересного, уникального международного проекта, как строительство канатной дороги. Это дает уверенность в сдаче объекта в срок, как мы и рассчитываем, уже через два года.

Большой план мероприятий согласован с РЖД. Более 90 мероприятий намечено не только в крупных городах, но и небольших поселках, расположенных на основных ж/д магистралях. Это, в частности, строительство жилого дома в поселке Магдагачи, возведение терапевтического корпуса в Белогорске, двух ФАПов в Гонже и Невере, ремонт и оснащение оборудованием 12 объектов в Белогорске, Верхнезейске, Дипкуне, Ерофее Павловиче, Магдагачи, Моготе, Сковородине, Шимановске, Свободном. Около 50 мероприятий касается сферы образования. Это строительство школ, учебных корпусов, детского сада, устройство спортплощадок, ремонт и оснащение 18 объектов образования.

На полях форума также подписано соглашение между ВЭБ, ВТБ и ГК «ЕСН» о финансировании проекта по созданию производства метанола в Сковородине. Активная фаза строительства планируется с 2022 года.

Соглашение с Россотрудничеством поможет Амурской области расширить географию зарубежных партнеров.

Впервые подписали соглашение с администрацией Санкт-Петербурга. Определены приоритеты взаимодействия между двумя регионами: обмен опытом по внедрению инноваций, образование, совместные проекты в сфере культуры и туризма. Также подписан план мероприятий (дорожная карта) на 2021-2023 годы.

У нас сегодня действует соглашение еще с одним важным стратегическим инвестором – компанией «Транснефть». Оно истекает в текущем году, и в ходе встречи с руководством компании договорились, что на Восточном экономическом форуме в сентябре мы подпишем новое соглашение, рассчитанное до 2025 года.

- Выступая на сессии, посвященной Дальнему Востоку, Вы упомянули сравнительно новый механизм поддержки инвесторов  – «Дальневосточную концессию», и сказали, что рассчитываете быть одними из первых, кто сможет этот кейс реализовать, что у вас есть, цитирую «определенная проработка». О какой проработке и с кем идет речь?

Механизм ДВ-концессии очень важный и позволяет в ближайшие несколько лет реализовать достаточно широкий перечень инвестиционных проектов на территории регионов ДФО и Арктики, быстрее обеспечивая жителей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой.

Амурская область готова активно подключаться к этому механизму поддержки. Мы уже подготовили и направили в Минвостокразвития перечень инфраструктурных проектов, которые можно реализовать при помощи ДВ концессии.

Например, в высокой степени проработки сейчас находится проект создания детской поликлиники в Благовещенске, полигон ТКО в Свободном и строительство новых очистных сооружений в городе Сковородино.

Кроме этого, в перечне находятся проекты транспортной инфраструктуры, а также спортивные и культурные объекты. 

Находимся в тесном контакте с Минвостоком. Сейчас в активной стадии создание специальной рабочей группы по координации проектов ДВ концессии в регионах. В нее обязательно войдут и представители Амурской области.

- Анализируя процесс инвестирования в регионы Дальнего Востока профессор ВШЭ Ростислав Туровский сделал наблюдение, что после реализации крупных проектов - регионы очень сильно «просаживаются». Например,  тот же газопровод «Сила Сибири» - завершился проект, и Якутия откатилась назад по инвестиционным показателям, на Сахалине свернули нефтегазовые проекты – то же самое. Что вы, как руководитель региона,  намерены предпринять, чтобы Амурская область не стала очередным примером?

- Считаю, что Амурская область обладает большим потенциалом для привлечения инвесторов. Мы видим заинтересованность как со стороны российских крупных инвестиционных компаний, так и международных инвесторов.

В настоящее время на территории региона реализуются крупнейшие инвестиционные проекты страны – строительство Амурского газоперерабатывающего завода компании Газпром. По объему переработки газа – самый большой завод в Европе и Азии. Амурский газохимический комплекс компании СИБУР. В базовой конфигурации завод будет производить до 2,3 млн. тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена ежегодно.

Метанольный завод станет одним из крупнейших в России, мощность производства – 1,0 млн. тонн метанола в год.

В регионе открывается возможность для организации производств различных товаров из газохимического сырья, которые широко применяются в автомобилестроении, производстве медицинского оборудования и медикаментов, косметики, пищи и многих других отраслях.

Реализуются амбициозные проекты - первая в мире трансграничная канатная дорога, которая позволит связать два государства. К 2023 году она соединит города Благовещенск – Хэйхэ через реку Амур.

Реализация этого уникального проекта позволила привлечь инвесторов к созданию современной туристской инфраструктуры города Благовещенск - отеля международного уровня и многофункционального досугово-развлекательного комплекса. Объем инвестиций - более 8 млрд. рублей.

Стоит отметить выгодное транспортно-логистическое положение региона. Это Транссибирская железная дорога, Байкало-Амурская железная дорога, федеральная автомобильная дорога Чита-Хабаровск, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровод «Сила Сибири».

Это позволяет локализовать проекты с особыми требованиями к логистике – в сельском хозяйстве, лесной промышленности, добыче и обработке полезных ископаемых.

Область является энергоизбыточным регионом. На нашей территории находится 5 генерирующих станций. Годовая выработка электроэнергии превышает 15 млрд кВт/ч. Имеется значительный резерв свободных мощностей (840 МВт), что дает возможность для строительства новых крупных энергоемких производств.

Кроме этого, у нас огромный минерально-сырьевой потенциал.

Сельское хозяйство продолжает оставаться стратегической отраслью для области. Амурская область - основной аграрный регион Дальнего Востока, 60% пашни Дальнего Востока. Главная культура региона - соя. Мы основные ее производители в России (до 35% всего общероссийского объема). Мы развиваем индустрию глубокой переработки сельхозпродукции. Выпускаем различные виды продукции из сои для пищевой промышленности и для производства кормов.

В этом году планируем открыть движение грузов. В предмостовой зоне российский инвестор реализует проект по созданию мультимодального логистического терминала. Инвестиции в проект составят 6,8 млрд. руб.

Таким образом, сам регион обладает конкурентными преимуществами для привлечения инвестиций.

Осуществление таких капиталоемких проектов на Дальнем Востоке требует государственной поддержки, создания особых преференциальных режимов.

Амурская область относится к тем регионам Дальнего Востока, которые одними из первых присоединились к созданию таких режимов. Ежегодно на территориях ТОР регистрируются новые резиденты. Мы продолжаем работу по созданию еще одного преференциального режима – Свободный порт Владивосток.

В Законе «Об инвестиционной деятельности в Амурской области» закреплены гарантии и формы государственной поддержки, предоставляемых инвесторам. В частности, мы гарантируем инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в регионе, в целях обеспечения их финансовой стабильности гарантии в виде неприменения к ним законов и иных нормативных правовых актов, изменяющих размеры региональных налогов, арендной платы за земельные участки, здания или сооружения, положения которых приводят к увеличению финансовой нагрузки на деятельность инвестора.

В настоящее время у нас ведется работа по реализации инвестиционных проектов в области производства сжиженного водорода, производства биоразлагаемых полимеров и биоэтанола, создания логистических комплексов, производства азотных удобрений.

- Какую из существующих проблем Амурской области вы бы назвали первоочередной, требующей безотлагательного решения и вложения объемных ресурсов?

- Экономика Амурской области многоотраслевая и развивается комплексно, поэтому выделять одно определенное направление будет не совсем правильно. Остановлюсь на наиболее приоритетных.

Значительное внимание в настоящее время уделяем теме жилищного строительства. Основная задача здесь - повысить доступность жилья за счет снижения стоимости квадратного метра. Для этого придерживаемся концепции комплексной застройки. Например, в Благовещенске определили 6 перспективных площадок комплексной застройки с потенциалом около 1,5 млн. кв. м жилья. Крупнейшая из них – микрорайон «Северный» - 850 тыс. кв. м. В рамках ПМЭФ-2021 встретились с крупнейшим российским застройщиком – ГК «ПИК». Рассчитываем, что инвестор федерального уровня внесет вклад в решение данного вопроса. Успешно реализуется программа «Дальневосточная ипотека», на данный момент более 1900 амурских семей смогли приобрести жилье по сверхнизкой ставке.

Одна из главных отраслей экономики – сельское хозяйство. Делаем ставку на увеличение объемов производства сельхозпродукции и сельхозпереработку. Планируется ввод новых мощностей по производству соевого изолята и соевого шрота. В животноводстве вводится в эксплуатацию новая птицеферма, модернизируется свиноводческий комплекса, по направлению молочного животноводства начата реализация 4-х проектов мощностью 33 тыс. тонн молока.

Также в приоритете у нас и развитие внутреннего и въездного туризма. Новое туристское пространство создаем в Благовещенске с ключевым проектом «Золотая миля», все объекты которого включены в туристский кластер «Восточный».

На опережение и создаем транспортную инфраструктуру. Уже построены трансграничный мост через реку Амур, в стадии реализации проекты нового таможенно-логистического терминала, новый международного терминала аэропорта Благовещенск, а также первая в мире трансграничная канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ.

Не обходим стороной сферу здравоохранения. В текущем году в эксплуатацию ввели 26 новых фельдшерско-акушерских пунктов. По линии Минпромторга продолжаем закупать автомобили скорой медицинской помощи. В прошлом году получили 107 новых машин, в этом ожидаем еще 157 автомобилей.

К сентябрю завершится капитальный ремонт хирургического корпуса Тындинской больницы. В этом году начнется реконструкция Тамбовской больницы, Зейской больницы имени Смирнова и поликлиники №2 в Благовещенске. В Благовещенске планируется строительство еще одной детской поликлиники на 380 посещений в смену.

Продолжаем переоборудование школ. На это направлено 580 млн. рублей, и еще 42 миллиона – на ремонт Амурского педагогического колледжа.

Начато строительство школы на 1 500 мест в г. Благовещенск за счет областного бюджета. Также идет строительство новых школ в Экимчане и Свободном.  К концу следующего года в школах области, включая сельскую местность, будет создано более 2100 новых мест.

В ближайшее время будут сданы ФОКи в Тамбовке и Магдагачи. А к концу года в Благовещенске должен открыться и второй комплекс на набережной Зеи. Там будет базироваться школа олимпийского резерва. В будущем году ФОК с крытым катком откроют в Тынде.

27 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика