Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приамурье: регион трудностей и больших перспектив

Путь Амурской области от депрессивной зоны к центру промышленного развития и международного сотрудничества

Амурская область при наличии безусловных преимуществ в виде выгодного приграничного положения и богатого ресурсного потенциала в последнее время переживает всплеск позитивных ожиданий, связанных с реализацией крупных проектов федерального и международного значения. Они, как ожидается, должны придать новый импульс развитию приамурской экономики и превратить традиционно отстающий по ряду показателей регион в крупный промышленный и транспортно-логистический центр на востоке страны. Стоит отметить, что подобные амбиции озвучивались и ранее, однако несколько лет назад они вызывали сомнения, и судить об их потенциальной успешности на фоне меняющихся планов и сдвигающихся сроков по ряду определяющих проектов представлялось затруднительным.

Приамурье: регион трудностей и больших перспектив
Фото: pixabay.com

Положительные тенденции

К 2019 году в региональной экономике наметились явные положительные тенденции, которые являются следствием реализации отдельных крупных проектов, а также возросшего внимания к региону со стороны федерального центра. В то же время не все намеченные планы получают дальнейшее развитие в силу различных причин — зависимости от рыночной конъюнктуры (в сфере добычи угля или переработки нефти) или допущенных изначально управленческих ошибок (затянувшееся строительство космодрома). В целом благоприятные условия складываются на традиционных для экономики Приамурья направлениях — в золотодобыче и сельском хозяйстве, однако их развитие в силу отраслевых особенностей отличается неустойчивостью. Таким образом, Амурская область сегодня постепенно движется по пути к улучшению социально-экономических показателей, и имеющиеся успехи служат поводом для оптимистичных прогнозов. На будущее масштабные не только по меркам Дальнего Востока, но и страны в целом проекты сулят региону настоящий экономический прорыв, но одновременно ставят его экономику в критическую зависимость от успешности их реализации.

По объему ВРП (336,2 млрд рублей по итогам 2018 года) Приамурье опережает часть дальневосточных субъектов, таких как Бурятия, Еврейская АО, Магаданская область, Камчатский край и Чукотский АО, и отстает от Приморья, Хабаровского края и Сахалина. На этом фоне амбициозными выглядят планы по увеличению ВРП в ближайшей перспективе. Они связаны, в первую очередь, с реализацией крупных промышленных проектов, от успешного развития которых во многом зависит будущее благополучие региона. Амурская область претендует на заметную роль сразу в нескольких отраслях экономики — газоперерабатывающей промышленности, горнодобыче, сельском хозяйстве и логистике.

Динамика объемов промышленного производства в Амурской отрасли пока отстает от большинства дальневосточных регионов, как промышленных лидеров округа (в том числе, Якутии и Магаданской области), так и более схожих с Приамурьем — Забайкальского края, Еврейской АО и Бурятии. По итогам 2018 года Приамурье продемонстрировало спад и самый низкий в Дальневосточном ФО показатель индекса промышленного производства, что во многом было обусловлено снижением производства в горнодобывающей отрасли. В этом году, по итогам января-сентября, ситуацию удалось выровнять — регион вернулся к положительной динамике промпроизводства, опередив, в частности, Забайкальский край и Еврейскую АО.


Ставка на промышленность

Тем не менее, основные экономические перспективы Амурской области связывают именно с развитием промышленности — газоперерабатывающей и горнорудной. Прохождение через Приамурье газопровода «Сила Сибири» и наличие трансграничной инфраструктуры определяют возможности для создания крупнейшего на Дальнем Востоке газохимического кластера, под развитие которого создана специализированная ТОР «Свободный». Основными его предприятиями должны стать технологически связанные между собой Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» (ООО «Газпром газопереработка Благовещенск») мощностью переработки 42 млрд кубометра природного газа и Амурский газохимический комплекс (АГХК) ПАО «СИБУР Холдинг» годовой мощностью 1,5 млн тонн полиэтилена. Для реализации проекта требуется и позитивное взаимодействие его основных инициаторов. В частности, в прошлом году «Газпром» и «СИБУР» договорились о поставках двух млн тонн этана в год, а осенью 2019 года стороны заключили предварительный договор ежегодной поставки 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этановой фракции с ГПЗ на ГХК. Как ожидается, последняя сделка позволит увеличить потенциальные мощности комплекса с 1,5 до примерно 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена.

Тем не менее, ожидаемого мультипликативного экономического эффекта – увеличения налоговых поступлений в бюджет и роста ВРП, создания до пяти тыс. рабочих мест, включая приток высококвалифицированных специалистов, появления дополнительных источников доходов для населения — от реализации данных масштабных проектов следует ожидать не ранее 2025 года, поскольку АГХК будет запущен в эксплуатацию после 2024 году синхронно со строительством четвертой очереди Амурского ГПЗ. В целом на текущий момент еще не принято окончательного решения о конфигурации газохимического предприятия (базовой или расширенной). Во многом оно зависит от введения отрицательного акциза на СУГ — обсуждаемой в правительстве РФ меры поддержки, стимулирующей переработку данного вида сырья. Вовлечение в переработку СУГ увеличит мощность АГХК до 2,7 млн тонн готовой продукции в год, что позволит предприятию претендовать на ведущую мировую роль в производстве полиэтилена и полипропилена.

На текущий момент такая перспектива выглядит осуществимой в силу того, что на федеральном уровне активно обсуждается возможность введения льгот на сжиженные углеводородные газы за счет сокращений дотаций на нафту или с помощью постепенного повышения обратного акциза. Строительство Амурского ГПЗ в свою очередь привязано к развитию мощностей Иркутского и Якутского центров газодобычи и началу поставок газа по «Силе Сибири», которые запланированы на конец этого года. Ввод в эксплуатацию первых двух технологических линий Амурского ГПЗ предполагается осуществить в первой половине 2021 года.

Еще одним крупным производством, планируемым к созданию в регионе, является завод метанола ОАО «Технолизинг» (группа ЕСН Березкина) в Сковородино мощностью около одного млн тонн в год. Известно, что к проекту проявляют интерес японские компании Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines, а также саудовская Sabic, но каких-либо конкретных договоренностей, помимо подписанного японскими компаниями и АНО АПИ меморандума о поставках метанола, пока не достигнуто.

Что касается нефтепереработки, то в текущем году, после долгих обсуждений и споров был официально отменен проект Амурского нефтеперерабатывающего завода планируемой мощностью шесть млн тонн нефти и конденсата в год, который предполагалось реализовать с участием китайского капитала. «Амурская энергетическая компания», подконтрольная китайской «Мэн Лань Син Хэ», обещала на 90% профинансировать весь объем работ стоимостью более 120 млрд рублей. Соответственно, большую часть продукции предполагалось поставлять в КНР. Стоит отметить, что проект изначально казался сомнительным из-за неопределенности с источником сырья и ожидаемого отказа «Транснефти» дать разрешение на подключение Амурского НПЗ к трубопроводу ВСТО.

 

Сила в энергии

Несомненным преимуществом для развития промышленных предприятий в Амурской области является наличие в регионе крупных электроэнергетических мощностей. Знаменательным событием осени текущего года стал пуск четвертого гидроагрегата и полный ввод в промышленную эксплуатацию Нижне-Бурейской ГЭС (ПАО «РусГидро») — наиболее мощной российской гидроэлектростанции, построенной в постсоветское время, со среднегодовой проектной выработкой электроэнергии 1670 млн кВт/ч, которая входит в состав Бурейского гидроэнергетического комплекса. Станция вышла на проектную мощность в 320 МВт. ГЭС призвана обеспечить надежным энергоснабжением все строящиеся и планируемые к созданию крупные промышленные объекты региона. Также наблюдается рост выработки электроэнергии на Бурейской ГЭС — на 31% в третьем квартале 2019 года.

Однако в отличие от Нижне-Бурейской ГЭС, проектирование и строительство которой продолжалось на протяжении длительного времени, реализация новых инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики в Приамурье сталкивается с некоторыми трудностями. Так, удобная логистика позволяет рассматривать регион в качестве центра экспорта электричества в соседний Китай. Но проекты этого направлении пока не в активной стадии. Так, проект возведения для этих целей Ерковецкой ТЭС мощностью 1200 МВт на базе Ерковецкого буроугольного месторождения отложен, хотя в 2016 году в правительстве и «Интер РАО» всерьез обсуждалась его реализация, и даже назывались возможные сроки запуска объекта – 2020 год. Одной из основных причин отсутствия дальнейшего продвижения по данному вопросу стало то, что сторонам не удалось прийти к согласию по поводу цены на электроэнергию. В ближайшее время не стоит ожидать и реализации проекта создания ТЭС для экспортных целей на базе Огоджинского угольного месторождения, а учитывая, что китайская сторона в лице корпорации Shenhua отказалась от участия в его освоении, по всей вероятности, строительство энергомощностей будет просто отменено.

Зато строительство газопровода «Сила Сибири» приблизило реализацию программы газификации части коммунальных и промышленных объектов Приамурья. В первую очередь в 2020-21 годах на природный газ будут переведены котельные городов Свободный и Циолковский. В дальнейшем, к 2022 году, газ придет в Благовещенск и Благовещенский район. В целом же предполагается газифицировать более половины (порядка 350) населенных пунктов Амурской области, в том числе города Тында и Шимановск, Тындинский, Шимановский, Сковородинский, Магдагачинский и Свободненский районы. Программа развития газификации и газоснабжения Амурской области до 2025 года предусматривает проектирование и строительство четырех газоотводов и газораспределительных станций. Согласно ожиданиям, переход на газ должен снизить затраты на обслуживание котельных.

 

На вес золота          

Сферой промышленности, в которой Амурской области уже удается демонстрировать успехи, выступает горнодобыча – прежде всего добыча золота. В последнее время для показателя объемов производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» в Приамурье характерна положительная динамика — в январе-сентябре 2019 года прирост составил 10,7% по отношению к аналогичному периоду 2018 года. Лучшие темпы роста этой отрасли на Дальнем Востоке демонстрировали только Якутия и Магаданская область. В Приамурье в текущем году возобновился рост добычи золота, по объемам которого регион выступает одним из лидеров в Дальневосточном ФО и занимает шестое место в России (по итогам 2018 года). Золотодобывающая отрасль на сегодня обеспечивает 12-17% доходной части консолидированного бюджета Амурской области.

Но при этом следует отметить, что по итогам прошлого года в сфере золотодобычи Приамурья происходил спад – объем добычи драгметалла сократился на 12% по отношению к аналогичному периоду 2017 года, составив 22,7 тонн. Падение оказалось ощутимым для Амурской области, с учетом того, что в предыдущие годы ее предприятия демонстрировали рекордные объемы производства драгметалла (за счет запуска новых производственных мощностей ГК «Петропавловск»), благодаря чему в 2009-2017 годах регион входил в тройку ведущих золотодобывающих регионов страны. Столь заметное сокращение было вызвано проблемами ведущих золотодобытчиков в регионе — предприятий, входящих в ГК «Петропавловск» (Покровский и Албынский рудники), и Nordgold (Березитовый рудник).

Впрочем, важные положительные результаты в отрасли за прошлый год все же были достигнуты — на Покровском месторождении запущен автоклавно-гидрометаллургический комплекс ГК «Петропавловск» (мощностью переработки до 500 тыс. тонн упорного концентрата в год), где в конце 2018 года было получено первое в истории Приамурья упорное золото. С извлечением драгметалла именно из упорных руд связывают основные перспективы роста золотодобычи на фоне постепенного истощения легкодоступных запасов. Соответственно, работа автоклава в этом году ожидаемо должна принести рост производства золота, компенсировав таким образом прошлогоднее падение. Отчасти данный прогноз реализуется — за январь-октябрь этого года недропользователи Амурской области нарастили объем золотодобычи на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 22,5 тонн, при этом показатель добычи на рудниках увеличился на 20%, составив 14,3 тонны. Тем временем добыча на амурских россыпях стабильно растет, в основном за счет работы крупных артелей с участием иностранного капитала («ХАС-групп», объединяющая артели «Маристый», «Марс», «Могот», прииск «Дамбуки»), а также артелей «Росзолото». Для золотодобывающей отрасли Приамурья основная проблема заключается в отставании темпов прироста запасов драгметалла от темпов его добычи. По этой причине основные надежды как раз и возлагаются на извлечение золота из упорных руд, существующие запасы которых, по оценкам, позволят региону стабильно сохранять текущий уровень золотодобычи в течение длительного времени.


Дать стране угля

В сфере добычи угля стратегическим проектом является освоение Сугодинско-Огоджинского месторождения (Селемджинский район), располагающего значительными запасами каменного угля — 1,5 млр. тонн, и считающегося крупнейшим на Дальнем Востоке. Поводом для сомнений служит тот факт, что громкие заявления звучат уже достаточно давно, но масштабное освоение месторождения продолжало сдвигаться на более поздние сроки. Дочерняя компания «Ростеха» — «РТ-Глобальные ресурсы» намеревалась инвестировать в Огоджинский проект до 240 млрд рублей, построив горнодобывающее предприятие и обогатительную фабрику мощностью до 30 млн тонн угля в год, начать добычу в 2018-2019 годах и выйти на проектную мощность в 2023 году. Помимо того, рассматривались возможности создания угольной ТЭС и организации поставок электроэнергии в КНР. Партнером «Ростеха» в проекте должен был выступить крупнейший китайский производитель угля — China Shenhua Energy, но, как нередко случается с планами российско-китайского сотрудничества, дело не продвинулось дальше переговоров и подписания предварительных соглашений.

Новый соинвестор был найден уже среди российских угледобытчиков, имеющих амбиции по увеличению экспорта продукции на растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Освоением Сугодинско-Огоджинского месторождения теперь должны заняться «РТ-Развитие бизнеса» («дочка» «Ростеха») и компания «ВостокУголь» Босова и Исаева, в 2018 году получившая долю в 50% в «Огоджинском энергетическом холдинге». Сам по себе факт прихода нового инвестора внушает определенный оптимизм, позволяя рассчитывать, что проект все же не будет заморожен. Кроме того, новый инвестор намерен развивать Огоджинское месторождение, как часть крупного проекта на Дальнем Востоке, включающего также введенный в эксплуатацию в этом году в Приморском крае угольный порт «Вера», через который может осуществляться экспорт приамурского угля на азиатские рынки. Таким образом, проект начинает обретать более ясные перспективы.

Трудности есть и в сфере добычи железной руды. Еще в 2015 году железорудная компания IRC Ltd, связанная с группой «Петропавловск», заморозила работы на месторождении Куранах (Тындинский район) в ожидании более выгодных цен на продукцию. Вместо этого компания сосредоточилась на своем проекте в Еврейской АО – Кимкано-Сутарском ГОКе. В 2018 году дочернее предприятие IRC, ведущее работу на Куранахе (с 2016 года месторождение находится в режиме поддержания работоспособности), ООО «Олекминский рудник», было признано банкротом.

           

Аграрное лидерство

В расположенном на юге российского Дальнего Востока Приамурье сельское хозяйство традиционно составляло одну из основных экономических специализаций. На сегодняшний день Амурскую область заслуженно можно назвать одним из лидеров агропромышленной отрасли на востоке России. По итогам 2018 г. продукция агропромышленного комплекса впервые заняла первое место в структуре экспорта региона и составила 169,7 млн долларов США. На Приамурье приходится более 62% всех посевных площадей ДФО и свыше 32% производимой на Дальнем Востоке сельскохозяйственной продукции. Регион намерен развивать данную отрасль, демонстрируя высокие показатели по ряду направлений.

Так, Приамурье является одним из российских лидеров по объемам производства сои – годовой валовый сбор данной сельскохозяйственной культуры составляет 1,2 млн тонн, в 2018 году объем урожая достиг рекордных 1,3 млн тонн. На регион, таким образом, приходится свыше 30% производимой на территории России сои. В 2019 году Приамурье сохраняет лидерские позиции по объему и экспорту данной культуры. В частности, с января по июнь в КНР было экспортировано 119,27 тыс. тонн. В планах у приамурских аграриев – производство 2,2 млн тонн сои в год к 2024 году за счет как увеличения площади посевов, так и роста урожайности культуры — в среднем до 25 центнеров с гектара, что должно в два раза превысить текущие показатели (11 центнеров с гектара). Следует отметить, что в Приамурье наблюдается стабильный рост посевных площадей – на 21% за последние пять лет.

Власти региона планируют ввести в оборот все залежные земли и оптимизировать севооборот, несколько снизив долю сои (с текущих 78% до 63%) и увеличив сев зерновых и овощных культур, а также повысить урожайность не только сои, но и зерновых (с 17 до 27 центнеров с гектара). Однако выполнение обозначенных задач и достижение передовых показателей зависят от государственной поддержки — компенсаций на возмещение затрат, понесенных аграриями на повышение плодородия почвы, поддержки программы модернизации парка сельскохозяйственной техники, предоставления компенсаций транспортных расходов на доставку техники и удобрений в связи с удаленностью региона от основных предприятий-изготовителей, компенсаций затрат на восстановление и ремонт мелиоративной системы (в настоящее время изношенной на 80%). Пока что Минсельхоз РФ заявляет о готовности предоставлять приамурским аграриям такого рода поддержку. В отсутствие компенсаций и при наличии серьезных колебаний на рынке сельскохозяйственного сырья аграрии сталкиваются с типичной проблемой ценового диспаритета, при котором цены на сырье снижаются, а цены на ГСМ, удобрения, электроэнергию, напротив, имеют тенденцию к росту.



Кроме того, сельскохозяйственная отрасль находится в сильной зависимости от внешних факторов. Урон ей наносят как стихийные бедствия, так и болезни сельскохозяйственных животных. В частности, в этом году в результате летнего паводка пострадало 22% от общей площади посевов (более 261 тыс. га) — в том числе, свыше 212 тыс. га сои (25% от общей площади посевов), более 48,6 тыс. га зерновых культур (21% от площади посевов), а также 444 га прочих сельхозкультур. Ущерб превысил три млрд рублей. Помимо того, вследствие вспышки вируса африканской чумы свиней в этом году существенно пострадало поголовье этих животных — было изъято и уничтожено 15,3 тыс. голов, а ущерб оценен в сумму более одного млрд рублей.

Инвестиции в сельскохозяйственную отрасль Приамурья выглядят перспективными, учитывая наличие близкого рынка сбыта — соседнего Китая. Например, в рамках ВЭФ-2019 было заключено соглашение о сотрудничестве и осуществлении поставок сои на сумму более 12 млн долларов США между крупным китайским производителем продуктов питания COFCO Group и приамурским ООО «Амурагрокомплекс». Следует отметить, что отличительной особенностью амурской сои является высокое содержание белка, что делает ее в наибольшей степени пригодной для использования в пищевых добавках.

Тем не менее, значительно более рентабельным является экспорт не сырья, а переработанной продукции — соевого шрота, лецитина и соевого масла. К 2024-2025 годам в Приамурье предполагается реализовать ряд проектов в сфере переработки сельскохозяйственного сырья — строительство второй и третьей очереди маслоэкстракционного завода «Амурский» (ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» (МЭЗ), дочернее предприятие ООО «Амурагроцентр»), двух новых заводов по производству соевого масла компаний «АНК-Холдинг» и «Красная звезда». Однако и в этой области производители сталкиваются с необходимостью государственной поддержки, так как им приходится конкурировать с представителями КНР, стремящимися к закупке более дешевого сырья (соевых бобов), и с российскими сельхозпроизводителями центральных и южных регионов, предлагающими более низкую цену за такую продукцию переработки, как используемый в качестве основы для комбикормов соевый шрот. В этих условиях производители рассчитывают на получение господдержки в виде краткосрочных льготных кредитов, которые могут снизить существующие риски.

Что касается планов по наращиванию экспорта сельхозпродукции (с текущих 169,7 до 368,2 млн долларов США), то и в этом вопросе приамурским аграриям приходится опираться на федеральную поддержку. Власти региона рассчитывают, что на правительственном уровне будут приняты решения об отмене квот на экспорт дальневосточной пшеницы, ячменя и кукурузы в КНР и о предоставлении компенсации железнодорожных тарифов на перевозку экспортной сельхозпродукции ДФО в направлении дальневосточных портов и таможенных пунктов пропуска. В настоящее время осуществление поставок вне существующих квот в большинстве случаев нерентабельно, поскольку компании-импортеру необходимо оплатить при ввозе пошлину в размере до 65% от таможенной стоимости.

 

Международный масштаб          

Приграничное положение Амурской области открывает возможности для реализации амбициозных международных логистических проектов и развития международного сотрудничества с помощью создания трансграничной российской-китайской агломерации. Приоритетной задачей является улучшение транспортного сообщения. В отличие от пока не слишком продуктивных попыток сотрудничества двух стран в сфере горнодобычи, электроэнергетики и нефтепереработки, совместные проекты развития логистической инфраструктуры постепенно реализуются. Завершено возведение автомобильного трансграничного моста Благовещенск — Хэйхэ, движение по которому планируется запустить в апреле 2020 года (инвестор с российской стороны — ГК «Мост»). Помимо автодорожного моста, предусмотрено создание трансграничной канатной дороги через Амур, строительство которой силами ГК «Регион» и китайской компании «Цзиньлунган» началось летом текущего года. Завершение возведения объекта намечено на 2022 год.

На 2021 год намечен запуск нового таможенного пункта пропуска «Джалинда-Мохэ» (инвестор — АО «Граница»), который предполагается развивать в качестве крупного транспортно-логистического узла сразу для трех российских регионов — Приамурья, Забайкалья и Якутии. Возобновление поставок через таможенный пограничный пункт призвано частично разгрузить порты Приморья, а кроме того, для Якутии и Забайкалья такой путь окажется более выгодным для экспортных поставок в КНР. Так, угольщики Якутии уже заявили о готовности обеспечить загрузку приамурского пункта за счет месторождений на юге республики.

Значительный вклад в закрепление за Амурской области статуса одного из ведущих центров международного сотрудничества с Китаем должно внести и распространение на Благовещенск режима «порто-франко», продвигаемое региональными властями и практически согласованное на федеральном уровне.

Важной составляющей плана по формированию в Приамурье международного транспортного узла выступает также планируемая реконструкция международного аэропорта Благовещенск («Игнатьево»), который остается одним из немногих региональных международных аэропортов с растущим пассажиропотоком, не входящих в крупные холдинги (и единственной воздушной гаванью такого рода в ДФО). Региональные власти рассчитывают увеличить пропускную способность воздушной гавани на международных направлениях в 2,5 раза и к 2025 г. нарастить объем международных пассажирских перевозок до 250 тыс. пассажиров в год, отдав находящийся в собственности региона аэропорт в концессию и проведя реконструкцию международного терминала. Хотя инвестор-концессионер пока не найден, федеральные власти и представители профильного бизнеса видят в объекте определенный потенциал — Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) и ВЭБ подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий вложение трех млрд рублей в реконструкцию аэропорта. О наличии интереса к активу заявлял холдинг «Новапорт» Троценко.

     

Развитие БАМа

Говоря о реализации логистического потенциала Амурской области, отдельно необходимо отметить модернизацию Байкало-Амурской магистрали в рамках программы развития Восточного полигона ОАО «РЖД». Рост объемов железнодорожных перевозок, прежде всего угля, в направлении тихоокеанских портов побуждает к ускоренной ликвидации узких мест и расширению пропускной способности железных дорог. Ряд важных объектов приходится и на зону БАМа в Приамурье. В частности, ведется подготовка к сдаче в эксплуатацию железнодорожного моста через реку Зея («Бамстроймеханизация»), который призван увеличить пропускную способность на данном участке почти в два раза. Инвестиции в данный объект составили почти пять млрд рублей.

Ожидается, что модернизация магистрали должна дать новый импульс развитию прилегающей территории, которая остается экономически депрессивной и продолжает терять население. В «столице» БАМа – городе Тында по состоянию на 2018 год проживало 33 тыс. человек, за последние десять лет население города сократилось более чем на пять тыс. человек. Такая же тенденция наблюдается в других населенных пунктах на БАМе. На фоне роста грузопотока на магистрали в руководстве региона и «Дальневосточной железной дороги» (ДВЖД) опасаются столкнуться с дефицитом кадров. Поэтому основным вопросом является закрепление населения в зоне БАМа и привлечение новых кадров путем создания современной социальной инфраструктуры, компенсации расходов на коммунальные услуги и обеспечения жильем. В частности, Приамурье ежегодно затрачивает значительные суммы (порядка 400 млн рублей) на предоставление компенсаций «Коммунальным системам БАМа». Определенный вклад в развитие зоны БАМа должны внести и крупные проекты горнодобывающей отрасли.

      

Большие стройки

Строительная отрасль Амурской области во многом привязана к реализации крупных промышленных проектов. Так, в 2017 году область достигла рекордных для макрорегиона показателей по динамике объемов строительных работ (143,2% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года), что было обусловлено возведением таких объектов, как космодром Восточный, Амурский ГПЗ, Нижне-Бурейская ГЭС и газопровод «Сила Сибири». Тем не менее, строительство некоторых объектов почти завершилось (газопровод, ГЭС), а что касается космодрома, то этот проект сопровождается большим количеством проблем и скандальных ситуаций (перенос сроков ввода объектов и отставание темпов строительства, обнаружение нарушений и хищений средств, задержка зарплат), препятствующих его успешному продвижению и наделивших его удручающим статусом самой проблемной стройки России.

Все еще обсуждается вопрос о возможной очередной смене подрядчика (сейчас — ПСО «Казань»), хотя другие крупные строительные компании отказываются от подряда по причине сложностей с существующими расчетами и ценообразованием (строительство стартового комплекса для ракеты «Ангара» оценивается в 38,7 млрд рублей). В качестве возможного нового генподрядчика также рассматривается созданная в октябре 2019 года при Минобороны Военно-строительная компания. Этой осенью Следственный комитет РФ возбудил еще два уголовных дела в связи с хищениями при строительстве космодрома Восточный (всего следователи рассматривают 12 уголовных дел, и еще 42 переданы в суд). Таким образом, несмотря на заверения «Роскосмоса» в том, что космодром будет достроен в срок, а пик строительства придется на 2020 год, объект остается проблемным

Что касается жилищного строительства в Амурской области, то оно имеет тенденцию к сокращению. В частности, в 2018 году в регионе было построено 2 768 жилых помещений общей площадью 158,9 тыс. кв. метров, что составляет только 87,5% к уровню 2017 года. При этом прогнозируемый рост объемов возведения жилья опять-таки зависит от реализации масштабных инвестиционных проектов — с 2020 года ожидается рост объемов жилищного строительства за счет возведения жилого комплекса для работников Амурского ГПЗ в городе Свободный и жилья в рамках работ по строительству второй очереди космодрома Восточный в городе Циолковский.

 

Рост инвестиций

Объем инвестиций в основной капитал в Приамурье в последние годы растет — в 2018 год он составил 240 млрд рублей, увеличившись по отношению к 2017 году на 10,1%. Однако следует отметить, что значительный вклад в достижение передовых результатов за несколько лет внесли золотодобытчики, инвестировавшие, в том числе в технологическое совершенствование производства, существенный объем обусловлен инвестпрограммой ОАО «РЖД», работающего над модернизацией Восточного полигона, и строительством газопровода «Сила Сибири». Иными словами, рост инвестиций в Приамурье привязан к реализации крупных проектов.

Действующие на территории Приамурья преференциальные режимы и другие дополнительные экономические стимулы дают определенные результаты. Так, Приамурье является не самым востребованным регионом среди участников программы «Дальневосточный гектар», предпочитающих амурским гектарам землю в Приморье, Хабаровском крае и др. На регион приходится 13,2% от общего количества входящих в программу земель. Площадь приамурских земель, определенных под гектары, составляет 14,8 млн. га (всего в программе по состоянию на февраль 2019 года участвовали 5 788 человек). Подавляющую часть (95%) получателей приамурского дальневосточного гектара составляют жители самой области (5 535 человек). Таким образом, программа в регионе скорее помогает реализации предпринимательской инициативы и решению жилищных проблем амурчан, способствуя их закреплению на территории, нежели стимулирует миграционный приток в область. Истории об инициативных гражданах, решивших перебраться из другой части страны для реализации своих планов на дальневосточной земле, для Амурской области все еще остаются редкостью.

В Амурской области действуют три территории опережающего развития разной специализации, что соответствует основным приоритетам экономического развития региона — промышленному, транспортно-логистическому и аграрному. В общей сложности резидентами приамурских ТОР стали 24 компании (по сравнению с прошлым годом количество увеличилось на восемь). Планы по их развитию традиционно амбициозны: общий объем инвестиций должен превысить один трлн рублей к 2025 году, а число созданных рабочих мест достигнуть порядка 5,5 тыс. Для достижения такого результата предстоит проделать немалый путь — на сегодняшний день инвесторами-резидентами ТОР вложено 200 млрд рублей, а новую работу получили только 780 человек. Несмотря на внешнее стремление к диверсификации, ведущая роль в достижении передовых показателей отводится нескольким масштабным проектам, реализация которых должна обеспечить мультипликативный эффект.

Якорными резидентами промышленной ТОР «Свободный», как отмечалось выше, являются крупные федеральные игроки, намеренные сформировать в регионе мировой центр газохимической промышленности. Согласно ожиданиям, вокруг крупных заводов будет создана сеть более мелких промышленных предприятий, специализирующихся на производстве строительных материалов (ООО «Амурстальконструкция», ООО «Смена», ООО «ПТК «Пчелы-Свободный»), ремонте железнодорожного подвижного состава и производстве пищевой продукции.

За развитие агропромышленной отрасли отвечает ТОР «Белогорск», якорным резидентом которой выступает маслоэкстракционный завод «Амурский» мощностью переработки 240 тыс. тонн в год (ООО «Амурагроцентр»). В настоящее время предприятие готовится к запуску второй очереди, который должен состояться до конца года. Предполагается, в том числе введение в строй первого в РФ цеха соевого изолята. Помимо того, в ТОР входят предприятия, специализирующиеся на выпуске пиломатериалов и древесного угля (ООО «Беллеспром»), хлебобулочных изделий (ООО «БелХлеб»), строительных материалов (ООО «Крепость», ООО «КМК-Партнеры»), переработке промышленных отходов (ООО «Амурэкоресурс»). Всего ТОР насчитывает восемь резидентов, однако по сравнению с якорным резидентом их производства развиваются не столь быстрыми темпами.

В наименьшей степени на текущий момент развита промышленно-логистическая ТОР «Приамурская», статус резидента в которой получили компании с проектами хранения агрохимикатов (ООО «Агрохим ДВ»), производства микробиологических удобрений (ООО «Бисолби-Благовещенск») и комбикормов (ООО «Агро фабрика»), переработки нефти (несостоявшийся проект ООО «Амурская энергетическая компания»), выпуска цемента (ООО «С Технология»), выпуска и ремонта вагонных колес (ООО «ВКМ-Бурея»). Период интенсивного развития «Приамурской» намечен только на 2021-2035 года.

 

В ожидании гостей

Туризм — еще одна отрасль, обозначенная в качестве перспективной в комплексной стратегии социально-экономического развития Амурской области. В международном аэропорту Благовещенск действует механизм упрощенного въезда, подразумевающий использование электронной визы, что в последние годы способствовало росту туристического потока. Основную его часть составляют граждане КНР. За десять лет въездной туристический поток в регион из Китая увеличился в девять раз, по итогам 2018 года превысив 101 тыс. человек. За девять месяцев этого года число посетивших регион китайских туристов уже превысило 103 тыс. человек.

На дальнейший рост туристического потока из соседней страны позволяет рассчитывать возведение автомобильного моста и трансграничной канатной дороги. Что касается гостей из других стран, то их доля в общем турпотоке незначительна — в 2018 год она составила две тыс. человек. Однако в целом турпоток по отношению к 2017 году вырос на 8,1%, что в том числе является следствием внедрения механизма электронной визы.

Следует, тем не менее, отметить, что туристы, в том числе иностранные, зачастую посещают область транзитом, по пути в другие части страны, ограничиваясь при этом посещением административного центра области. Хотя пограничное и транзитное положение обеспечивает Амурской области рост туристического потока, значительно большую прибыль от отрасли для региона могут принести длительные экскурсионные и событийные программы, включающие возможности для семейного отдыха и экстремального туризма. Подобные предложения в Амурской области пока в дефиците, хотя у властей присутствует понимание необходимости продвижения в данном направлении. Увеличить туристический поток может и планируемое наделение Благовещенска статусом СПВ — в этом случае иностранные гости смогут приезжать в город без визы на срок до восьми дней. Правда, такая возможность все же коснется в первую очередь опять-таки китайских туристов.

Работа и доходы

По уровню среднедушевых денежных доходов регион пока не в лидерах на Дальнем Востоке — объем доходов здесь ниже среднего показателя по ДФО, но все же опережает такие традиционно проблемные субъекты, как Еврейская АО, Бурятия и Забайкальский край, по итогам второго квартала 2019 года составив 33 304 рубля. Такая же ситуация характерна для оплаты труда — уровень среднемесячной заработной платы в Приамурье стабильно превышает только показатели явно отстающих Еврейской АО, Бурятии и Забайкалья. В последние годы Амурская область по уровню зарплат также незначительно обошла Приморье, но в данном случае показатели двух регионов максимально близки.

При этом и среднедушевые доходы, и среднемесячная заработная плата в Амурской области в последнее время имеют тенденцию к росту. В августе 2019 года рост зарплаты составил 7,5% к августу 2018 года (до 45 196 рублей), а доходы за второй квартал этого года увеличились на 7,7% по отношению к соответствующему периоду 2018 года. Впрочем, рост доходов и зарплаты сопровождается и ростом цен, что в существенной степени уменьшает положительный эффект. В сентябре индекс потребительских цен на товары и услуги в Приамурье составил 103,6% по отношению к декабрю прошлого года, что соответствует в ДФО уровню Якутии и уступает только показателю Еврейской АО. Учитывая, что уровень доходов и зарплат (как и показателей их роста) в Приамурье в целом ниже, чем по макрорегиону, такую тенденцию нельзя назвать благоприятной.

В сравнении с другими дальневосточными регионами уровень безработицы в Амурской области является не самым высоким (по итогам 2018 года — 5,6% от численности рабочей силы), особенно на фоне отличающихся значительной долей безработных Бурятии и соседних Забайкальского края и Еврейской АО. Однако и такое положение дел едва ли можно назвать оптимистичным. Вместе с тем в области в настоящее время не отмечается существенного роста безработицы. В отличие от 2016 года, когда по данным Минтруда России, Амурская область наряду с Еврейской АО и Забайкальем, входила в число субъектов РФ с наибольшим ростом числа безработных, по состоянию на 2019 год ситуация на приамурском рынке труда не претерпевала существенных изменений, а по итогам 2018 года уровень безработицы снизился по отношению к 2017 году.


Миграционный отток

Как и для большинства дальневосточных регионов, для Амурской области характерна проблема миграционного оттока. По состоянию на начало 2019 г. численность населения региона составила 793,6 тыс. жителей. Для Дальневосточного ФО в целом это является средним показателем, однако важно отметить, что среди ближайших соседей по округу – регионов, отличающихся схожим географическим положением и климатическими условиями (Приморский и Хабаровской края, а также Бурятия и Забайкальский край), Приамурье отличается наименьшим количеством жителей (среди регионов юга Дальнего Востока численность населения меньше только в Еврейской АО). Кроме того, в регионе велика численность населения пенсионного возраста. Согласно данным амурского отделения Пенсионного фонда РФ, на 1 января текущего года в области проживало 234,8 тыс. пенсионеров, что составляет порядка 30% от всего населения региона, с 2000 г. численность населения пенсионного возраста увеличилась на 14,1%.

Вместе с тем в последнее время Амурская область выступает в качестве одного из дальневосточных регионов, демонстрирующих не худшие показатели миграции — за январь-август этого года миграционный прирост составил существенные для региона 1 998 человек. С 2015 года в области отмечается небольшое снижение миграционного оттока. Такие показатели главным образом связаны с реализацией крупных проектов. Тем не менее, сальдо миграции по итогам последних лет остается отрицательным — количество приезжающих в регион, в том числе для работы на масштабных стройках, не способно превысить поток покидающих область. В 2018 года в результате оттока населения область потеряла 3 392 человека, что, тем не менее, является на фоне других регионов округа не самым худшим показателем.

Именно миграционный отток играет основную роль в общем сокращении населения области. Фактически ростом численности населения отличаются лишь немногие территории региона — Благовещенск и Благовещенский район, не в последнюю очередь за счет притока жителей из сельской местности, а также строящийся близ космодрома Восточный город Циолковский. В перспективе рост численности населения ожидается в городе Свободный и Свободненском районе.

           

Дела бюджетные

В условиях сохраняющихся социальных проблем бюджет Амурской области на протяжении нескольких лет остается социально ориентированным, при этом объем социальных расходов на одного жителя растет — в 2019 году Приамурье вошло в число лидеров среди российских регионов по темпам роста скорректированных социальных расходов на одного жителя с показателем роста более чем на 25%. Важно, что региону удается постепенно преодолевать хроническую бюджетную проблему – доходы региональной казны растут, хотя во многом за счет федеральной поддержки. В частности, если в 2017 году объем доходов региональной казны составил порядка 58 млрд рублей, то в 2018 году доходы выросли до 65 млрд рублей. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют порядка 28% всех областных доходов.

Тем не менее, в 2018 году Приамурье продемонстрировало рост поступлений в бюджет почти по всем видам налогов. Определенный вклад вносят и налоговые поступления от реализующихся инвестпроектов. Треть налоговых поступлений в областную казну получены от деятельности ОАО «РЖД», «РусГидро», компаний «Петропавловск», Nordgold и «Транснефть». Реализация крупных проектов в 2018 году обеспечила бюджету дополнительные 3,6 млрд поступлений, что в два раза превысило объем прошлого года. По итогам исполнения бюджета за девять месяцев этого года в регионе отмечается положительная динамика: доходы выросли на 25% по отношению к аналогичному периоду 2018 года (до 45,1 млрд рублей), в первую очередь за счет налога на прибыль (рост на 2,5 млрд рублей) и налога на доходы физических лиц (рост на 2,2 млрд рублей). В основном рост налоговых поступлений вновь обеспечили организации, которые принимают участие в реализации крупных промышленных и инфраструктурных инвестпроектов.

Амурская область традиционно входит в число дотационных регионов, однако если в 2015 году регион относился к субъектам, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета составляла от 10% до 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета (в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет), то в 2016 и 2017 годах доля федеральных дотаций в региональной казне уже не превышала 10% объема собственных доходов. По уровню бюджетной обеспеченности Амурская область выгодно отличается от большинства дальневосточных регионов (за исключением Сахалинской области) — в 2017 году он составил 81,7% после распределения дотаций (80% — до распределения). Схожие показатели, в частности, наблюдаются в Хабаровском и Приморском краях, а в большинстве дальневосточных регионов уровень бюджетной обеспеченности существенно ниже.

На 2020 год власти Амурской области формируют профицитный бюджет — ожидается, что доходы на 0,5 млрд превысят расходы (62,3 млрд рублей против 61,8 млрд рублей), при этом сохранится социальная ориентированность — 54% расходов или 33,2 млр. рублей предполагается направить на сферы образования, здравоохранения, социальной защиты. В том числе в бюджет заложено повышение заработной платы работников бюджетной сферы.

Власти Амурской области также рассчитывают постепенно снижать объем государственного долга, ставший одной из главных проблем региона. В этом году его объем составляет порядка 27 млрд рублей (17,1 млрд рублей — бюджетные кредиты, 9,9 млрд рублей — коммерческие кредиты), но в следующем году сумму долга предполагается сократить до 26,5 млрд рублей, а к 2022 году — до 22,7 млрд рублей. Оптимистичные планы подкрепляются положительной динамикой, наблюдаемой на протяжении нескольких последних лет — госдолг региона сократился с более чем 30 млрд рублей в 2017 году до 27,4 млрд рублей по итогам 2018 года. Тем не менее, объем госдолга Амурской области все еще остается одним из самых высоких на Дальнем Востоке — больший показатель отмечается только в Хабаровском крае и Якутии.

 

Политическая стабильность

В отличие от соседей по федеральному округу Амурская область отличается более высокой политической устойчивостью. В течение последних десяти лет регион миновали такие дестабилизирующие политическую обстановку события, как громкие отставки губернаторов или крупные коррупционные скандалы. Тем не менее, на протяжении последних десяти лет в регионе сменились три губернатора.

В последние годы Амурская область отличалась отсутствием серьезных внутриполитических конфликтов. И на фоне Хабаровского края и Приморья Приамурье выглядит политически гораздо более спокойной территорией. В этом году в регионе проходили лишь муниципальные избирательные кампании, среди которых наиболее значимыми являлись выборы городской думы Благовещенска. Их результаты, тем не менее, оказались достаточно благоприятными для партии власти — «Единая Россия» получила 25 из 30 мандатов. Спустя год после своего избрания на должность губернатору Василию Орлову удалось сохранить стабильную политическую обстановку в регионе и выстроить продуктивные взаимоотношения с федеральным центром. Орлов возлагает большие надежды на реализацию в Приамурье крупных промышленных проектов, связывая с ними дальнейший рост экономических показателей региона, создание новых рабочих мест и, как следствие, повышение качества жизни населения. Следует отметить, что наличие в трудовой биографии Орлова опыта работы в структурах «СИБУРа» позволяет рассчитывать, что новому губернатору удастся достаточно эффективно выстраивать взаимодействие с заходящими в регион финансово-промышленными группами, и кроме того, свидетельствует о серьезности их планов.

В настоящее время губернатор добился определенных успехов при продвижении на федеральном уровне ряда решений, значимых для обеспечения дополнительных возможностей развития региональной экономики. Так, в правительстве РФ готовится решение о наделении Благовещенска статусом свободного порта (СПВ), которое предполагается принять до конца года. Статус порто-франко позволит распространить на столицу Приамурья особые режимы таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования. Среди потенциальных резидентов СПВ, представленных в заявке региона, присутствуют проекты разных отраслей — трансграничная канатная дорога Благовещенск — Хэйхэ (ООО «ЗЭД Девелопмент»), завод по производству соевого шрота и соевого масла мощностью до 300 тонн соевых бобов в сутки (ООО «Соевый завод АНК») и предприятие по выпуску изделий из газобетона производительностью до 100 тыс. кубометров в год (ООО «Благовещенский ГБЗ»). Однако основной задачей, которую призвано решить внедрение на территории региона нового преференциального экономического режима, является воплощение в жизнь проекта трансграничной агломерации Благовещенск — Хэйхэ. Кроме того, в начале прошлого года по решению правительства РФ были расширены границы ТОР «Приамурская» — для реализации инвестиционного проекта по созданию вагоноколесной мастерской (ООО «ВКМ Бурея»).

Таким образом, позитивные ожидания, связанные с ускоренным социально-экономическим развитием Амурской области, подкреплены реальными результатами, которые начинают приносить реализуемые в регионе проекты. Отличительной особенностью Приамурья стало то, что оно было выбрано для реализации сразу нескольких масштабных проектов стратегической важности — это и создание центра газопереработки, и строительство космодрома, и газопровод «Сила Сибири», и расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали. Эти объекты уже обеспечили рост поступлений в областную казну, а также сделали регион объектом пристального внимания со стороны федерального центра.

Расширение действия в Приамурье существующих механизмов экономического развития (ТОРы) и внедрение новых (СПВ) является несомненным успехом региональных властей в продвижении интересов территории на федеральном уровне и может способствовать привлечению новых инвесторов. Тем не менее, учитывая создаваемые льготные условия, в том числе в части налогового режима, их деятельность не означает автоматического пополнения региональной казны на миллиарды рублей. Но и в случае увеличения собственных доходов областного бюджета от данных проектов, регион фактически остается в зависимости от федерального центра и ФПГ.

В этих условиях особую важность приобретает предоставление дополнительной поддержки и создание выгодных условий для развития местного малого и среднего бизнеса и укрепления региональной экономики. Кроме того, для сокращения оттока населения и его закрепления на территории требуются дополнительные стимулы – создание благоприятной городской среды, модернизация существующей и создание новой социальной инфраструктуры, повышение качества медицины, образования, сферы услуг. Только учет данных факторов позволит властям Амурской области извлечь максимальную для региона выгоду от реализации масштабных планов федерального центра и крупного бизнеса, а также обеспечить социально-политическую стабильность на перспективу.

13 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика