Поделиться
Приамурье: проверка на прочность пройдена
Поделиться

И в трудные времена можно добиваться успехов, считает губернатор Амурской области

Приамурье с достоинством справилось с вызовами сложного 2020-го года. Несмотря на все трудности, которые принесла с собой пандемия коронавирусной инфекции, регион не только удержал позиции по важнейшим экономическим показателям, но и превзошел некоторые из них. Чего стоил такой результат, что было сделано, в интервью EastRussia рассказал губернатор Амурской области Василий Орлов

пресс-служба губернатора Амурской области

Каким выдался 2020 год для Амурской области?

В этом году сделано немало: в графике реализуются крупные инвестиционные проекты, строятся объекты социальной инфраструктуры, появляются новые направления развития и перспективы.

Несмотря на трудности, связанные с пандемией, экономика области остается устойчивой и стабильно развивается. Ежегодный прирост валового регионального продукта в среднем составляет 1-1,5%, более 40% ВРП приходится на производственные виды деятельности.

Добывающая отрасль показывает прирост благодаря вводу в эксплуатацию Покровского автоклавно-гидрометаллургического комплекса, наращиванию добычи золота на Покровском и Маломырском рудниках, увеличению добычи каменного угля на Огоджинском месторождении.

На 5% выросло производство электроэнергии, газа и пара за счет роста потребления энергии крупными промышленными предприятиями.

Производство продукции сельского хозяйства увеличилось до 57,5 млрд рублей (плюс к прошлому году на 25%), благодаря применению новых технологий и развитию животноводства. Увеличились объемы обработки сельхозпродукции. Введена в строй вторая очередь завода по глубокой переработке сои «МЭЗ «Амурский».

Бюджет области растет, в 2020 году он составил 126 % к доходам 2019 года. За прошлый год налоговые доходы увеличились на 10 млрд рублей, в том числе налоговая отдача от крупных инвестпроектов составила 2,9 млрд рублей.

От Правительства области потребовались оперативные меры, позволяющие поддержать бизнес и сохранить коллективы в это непростое время.

Как отразилась пандемия коронавирусной инфекции на области? Какие отрасли пострадали сильнее всего? Как планируется в этом году решить вопрос с дефицитом рабочих рук в строительстве?

С начала пандемии мы сконцентрировались на плотном взаимодействии с бизнес-сообществом. Вели прямой диалог, в режиме онлайн советовались с предпринимателями о необходимости введения тех или иных мер поддержки. Это позволило запустить целый ряд механизмов помощи, например, так появилась поддержка отдельных отраслей – прямые субсидии для общепита, гостиничного бизнеса и других пострадавших отраслей, а также финансовая помощь для бизнеса на выплату заработной платы, коммунальных и арендных платежей. Новые меры помощи бизнесу стартуют в октябре, и мы рассчитываем, что направления по модернизации, лизингу и ремонту будут востребованы не менее чем те, которые уже были применены у нас в области

Бизнес был освобожден от платы за аренду государственного и муниципального имущества. Предпринимателям мы предоставили пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения, по единому налогу на вмененный доход, по патенту и транспортному налогу.

Расширен перечень видов экономической деятельности для применения налогового вычета по налогу на прибыль. С июля введен новый специальный режим для самозанятых граждан. Прямые субсидии бизнесу составили 419 млн рублей.

Речь о тех, кто больше всего пострадал от пандемии - туризм, гостиничное хозяйство, общественное питание, спорт, культура, досуговая и образовательная деятельность, агропром, строительная отрасль и пассажироперевозки. Пандемия оказала негативное влияние на рынок труда.

В мае численность людей, находящихся под риском увольнения, достигла пикового значения. В простое находились 104 организации (это более полутора тысяч работников). От Правительства области потребовались оперативные меры, чтобы поддержать бизнес и сохранить коллективы.

Мы направили более 29 млн рублей, чтобы организовать общественные работы для людей, оказавшихся под риском увольнения. Заработная плата им выплачивалась из средств области. В результате 73 работодателя сохранили свой бизнес, 817 человек не стали безработными.

Тему кадрового голода в строительстве мы поднимали с весны, когда были закрыты границы. Принципиально – нужно готовить свою рабочую силу. Что для этого делается? В значительной степени уже модернизирован целый ряд колледжей. Мы готовы помогать в подготовке строительных кадров, дополнительно выделять из бюджета средства для стимулирования молодежи учиться по строительным направлениям – выплачивать дополнительную стипендию при условии, что есть конкретный работодатель, ребята будут учиться и одновременно работать на стройке - это так называемое дуальное обучение. Надеемся, с 2021 года нам удастся оказывать поддержку работающим студентам.

В настоящее время 15 студентов Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства проходят дуальное обучение на стройплощадке школы на 1500 мест в Благовещенске. Объект крупный и интересный в инженерном плане. Ребят распределили по всем блокам строительства, работы выполняют разные, есть с кого брать пример – здесь работают опытные мастера и бригадиры, хорошие наставники. Очень важно, что ребята получают знания не за партами, а на производстве. После окончания колледжа такие студенты уже имеют опыт, который позволяет им трудоустроиться.

Регион занял в минувшем году 1-е место в ДФО по инвестициям – из чего сложилась сумма в 360 млрд рублей?

Амурская область второй год подряд входит в десятку лучших регионов страны по привлечению инвестиций и созданию благоприятных условий для инвесторов. Так, за 9 месяцев прошлого года объем инвестиций в Приамурье составил 197,7 миллиардов рублей. Это лучший показатель среди всех регионов Дальнего Востока. В первую очередь результат обеспечен реализацией крупных проектов. В графике возводится Амурский ГПЗ – запуск первых двух производственных линий крупнейшего в мире газоперерабатывающего завода запланирован уже в этом году. Кроме этого, председатель Правительства страны Михаил Мишустин в рамках своего рабочего визита в область в августе 2020 года дал старт строительству еще одного завода-гиганта Амурского ГХК, а при поддержке Президента Владимира Путина нам удалось на год раньше начать сооружение второго моста через реку Зея в Благовещенске.

В декабре 2020 года Амурская область в числе первых регионов страны подписала трехстороннее соглашение о защите и поощрении капиталовложений инвестора. Группа ЕСН, которая вложит более 50 млрд рублей в создание в Сковородино завод по производству метанола, получила гарантию неизменности налоговых условий реализации проекта на срок до 20 лет. Данный механизм поддержки создаст более благоприятные условия для привлечения крупных инвесторов в регион.

Для обеспечения инвесторов финансированием на льготных условиях Правительством региона создан Фонд развития Амурской области. В рамках утвержденных программ долгового финансирования  Фонда предпринимателям уже предоставлена возможность получения средств в объеме от 20 до 100 млн рублей по ставкам от 1 до 5% годовых для открытия новых и развития существующих производственных предприятий в регионе.

Одним из приоритетных механизмов привлечения инвестиций является государственно-частное партнерство. Развитие сферы ГЧП и сопровождение таких проектов в регионе осуществляет Агентство Амурской области по привлечению инвестиций. На сегодняшний день в Амурской области заключено 366 концессионных соглашения с общим объемом привлеченных инвестиций – 16,9 млрд рублей. Так в прошлом году за счет частных средств в Приамурье появился современный офтальмологический центр. В перспективе планируется возведение детской поликлиники. Сфера применима для строительства спортивной инфраструктуры, полигонов ТКО, а также комплекса по обработке отходов.

Несомненный успех минувшего года – рост производства сельхозпродукции сразу на 25% - как удалось этого добиться? На какой стадии решение вопроса по бесхозным мелиорационным системам?

Рост производства основных видов растениеводческой продукции достигнут за счет совершенствования структуры севооборотов, системы семеноводства сельскохозяйственных культур, повышения эффективности мероприятий по защите растений и внесения научно-обоснованных доз минеральных удобрений, введения в оборот ранее неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, и это несмотря на сложные погодные условия текущего года.

Кроме этого, у нас ежегодно обновляется парк техники. Так, в прошлом году сельхозтоваропроизводители области приобрели более 500 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, в т. ч. 130 тракторов, 80 зерноуборочных и 5 кормоуборочных комбайна, в рамках субсидирования техники и оборудования из областного бюджета в объеме 180 млн рублей.

В 2021 году необходимо увеличить приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования не менее чем на 15%, для чего будет продолжена и расширена государственная поддержка аграриев.

К слову, в агропромышленном комплексе области в 2021 году продолжается реализация регионального проекта «Экспорт продукции АПК» с объемом государственной поддержки в сумме 2,3 млрд. рублей. Для развития малых форм хозяйствования на селе в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрена государственная поддержка в объеме 55,3 млн. рублей федерального и областного бюджетов.

Что касается второй части вопроса.

В 2021 году крупные сельхозпредприятия области планируют начать реконструкцию осушительных систем на площади около 1500 гектар.

Сегодня именно мелиорация является фактором получения сельскохозяйственными товаропроизводителями высоких, стабильных урожаев.

На территории 17 муниципальных районов области расположены 233 мелиоративные системы (осушения и орошения), общей площадью сельхозугодий 246,6 тыс. га. Сооружения (дороги, каналы, мосты и т.д.) 31 мелиоративной системы частично или полностью находятся в федеральной собственности. Оперативное управление осуществляет ФГБУ «Управление Амурмелиоводхоз». Площадь мелиорированных земель, обслуживаемая данными мелиоративными системами, составляет 72 тыс. га.

201 мелиоративные системы являются бесхозяйными. Фактический износ составляет более 80%.

Одной из основных причин неучастия сельскохозяйственных товаропроизводителей области в реконструкции существующих мелиоративных систем – это отсутствие прав пользования (собственность или аренда) на существующие бесхозяйные мелиоративные системы. Порядок оформления в пользования бесхозяйных систем требует определенных финансовых затрат и времени, при этом все работы должны проводить органы местного самоуправления.

Государственная подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» предусматривает поддержку сельхозпроизводителей, которые реконструируют и строят новые мелиоративные системы. В области разработан механизм предоставления субсидий - в размере 75% фактически понесенных затрат, но не более установленного Минсельхозом России предельного размера стоимости работ - 85,4 тыс. рублей на гектар.

Развитие мелиоративного комплекса и эффективное использование существующих систем и строительство новых должно стать одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса региона на ближайшие годы.

Какие проекты удалось реализовать вместе с соседями из КНР, какие пришлось «поставить на паузу», что планируется сделать в 2021 году?

Амурская область граничит с провинцией Хэйлунцзян на протяжении более 1200 километров. Это естественное преимущество, которое мы совместными усилиями превращаем в конкурентное на пользу экономики и населения наших регионов.

Для этого мы активно наводим «мосты» в самых различных сферах. В энергетике уже функционируют нефтепровод и ЛЭП для экспорта электроэнергии в Китай, а также газопровод «Сила Сибири». В торговле мы наращиваем экспорт экологически чистой сельхозпродукции – сои, соевого масла, меда, пшеницы и кукурузы. В гуманитарной сфере проводим уникальные событийные мероприятия: Ярмарку культуры и искусств, заплыв «Дружба», Международный хоккейный матч и (в перспективе) российско-китайские автомобильные игры на пограничной реке Амур. Этот год скорректировал наши планы, но мы настроены на возобновление таких мероприятий по мере нормализации ситуации. И самое главное - в последние годы мы много работаем над качеством и удобством логистики для людей и бизнеса.

В результате:
-  готовится к запуску новый автомобильный мост через реку Амур, который в перспективе нескольких лет сможет обслужить до 4 млн тонн грузов и 2 млн пассажиров;
-   в активную фазу вступило строительство первой в мире трансграничной канатной дороги через реку Амур. С запуском проекта в 2023 году ожидаем рост международного турпотока, ориентированного не только на Россию или Китай, но и на другие страны мира.

Уникальный опыт взаимодействия с китайскими партнерами позволил в сложной ситуации 2020 года сохранить транспортное сообщение между нашими регионами.

Во-первых, с января по апрель между Благовещенском и Хэйхэ было организовано 28 коридоров для возврата российских и китайских граждан. Благодаря нашим слаженным усилиям почти две тысячи человек смогли вернуться домой. К сожалению, по известным причинам с апреля 2020 года пассажирское сообщение между нашими территориями приостановлено. Конечно, это сказывается на показателях въездного туризма и других сферах.

Во-вторых, с соблюдением всех мер безопасности были организованы грузовые перевозки (и на экспорт, и на импорт), что позволило обеспечить устойчивость наших экономик в это непростое время.

Отмечу, что грузовые перевозки активно осуществлялись в период летней навигации 2020 года в двух пунктах пропуска:

Благовещенск – Хэйхэ, в течение 170 дней, вплоть до 6 ноября 2020 года. С учетом ужесточения требований китайской стороны перевозка на водоизмещающих судах осуществлялась в контейнерах и навалом, биг-бэгами. Но даже в таком ограниченном формате удалось обеспечить экспортные отправки в Китай сои, соевого масла, продуктов питания, песка и пиломатериалов, а на импортном направлении завезти конструкции и оборудование на Амурский ГПЗ, новую технику и медицинские товары;

Поярково – Сюнькэ, в течение 43 дней, удалось поставить на экспорт в Китай сою и пиломатериалы.

22 декабря 2020 была осуществлена приемка российской части грузового понтонного моста между пунктами пропуска Благовещенск и Хэйхэ. Грузовые перевозки будут открыты после получения подтверждения от канцелярии по пунктам пропуска провинции Хэйлунцзян о готовности китайской стороны к возобновлению работы. Пока, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в самой провинции Хэйлунцзян, такое решение еще не принято.

В целом, по данным таможенной статистики внешнеторговый оборот с Китаем за 11 месяцев 2020 года увеличился на 68,4 млн. долларов США (15 %) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Экспортировалась следующая продукция: электроэнергия, соевые бобы соевое масло, соевый шрот, древесина. Ввозились в наш регион из Китая: машины, оборудование и их части, средства наземного транспорта, овощи и фрукты.

Экспорт из Амурской области в Китай за 11 месяцев 2020 года увеличился в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 326,8 млн. долларов США. Экспорт сельскохозяйственной продукции также показал значительный рост – на 43,6% и составил 165,7 млн. долларов США.

В-третьих, были организованы взаимные поставки медицинских изделий в виде безвозмездной помощи для борьбы с коронавирусом, что продемонстрировало дружбу и готовность к взаимовыручке между регионами России и Китая.

В-четвертых, несмотря на эпидемию в 2020 году Амурская область совместно с китайскими партнерами организовала и приняла участие в ряде крупных международных мероприятий:
- международный товарищеский хоккейный матч на реке Амур между городами Благовещенск (РФ) – Хэйхэ (КНР);
- заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития на тему «Вызовы и возможности: межрегиональное сотрудничество России и Китая в постэпидемический период»;
- третья конференция по развитию индустрии туризма провинции Хэйлунцзян (КНР);
- выставка Амурского областного краеведческого музея «В памяти вечно храним» в Российском культурном центре в г.Пекин;
- подкомиссия по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая;
- заседание Рабочей группы по совместному российско-китайскому мониторингу качества вод трансграничных водных объектов.

В рамках празднования 75-летия окончания Второй мировой войны 3 сентября 2020 на пограничной реке Амур состоялась уникальная акция «Цветы на воде». Мэры двух приграничных городов Благовещенск и Хэйхэ спустили на воду цветы с кораблей, которые встретились на середине реки.

В-пятых, нам удалось в сложных условиях продолжить совместную работу по важным проектам российско-китайского сотрудничества – автомобильного моста и канатной дороги.

По сути, на базе этих двух объектов уже сейчас формируется новый международный транспортный коридор между нашими государствами.

На территории России автомобильный мост и сопутствующая инфраструктура готовы к запуску движения грузового автотранспорта с осени прошлого года, о чем мы неоднократно информировали китайских партнеров по различным каналам.

Конечно, рассчитываем на скорейший запуск этого знакового трансграничного объекта двух государств и находимся в активном диалоге с нашими федеральными коллегами, а также китайской стороной. Уже очевидно, что ситуация с пандемией затронет все сферы нашей жизни и в этом году. Тем более важно максимально создавать условия для поступательного наращивания российско-китайского сотрудничества на новом этапе, как ранее договорились лидеры двух государств.

Какие направления в работе правительства Амурской области станут в наступившем году приоритетными?

Конечно, особое внимание сфере здравоохранения. В 2021 году предусмотрено на это направление 580 млн рублей. В 2021-2022 годах в регионе реконструируют три взрослые поликлиники «под ключ» за счет средств областного бюджета (две в муниципалитетах в с. Тамбовке и в г. Зея и одна в Благовещенске). Начнется строительство поликлиник в двух районах (с. Поярково Михайловского района и с. Екатеринославка Октябрьского района). В рамках государственно-частного партнерства на 2021-2023 годы планируется строительство детской поликлиники на 380 посещений в смену.

Акцент делаем и на развитие первичной медико-санитарной помощи населению. Заложили 3,6 миллиарда рублей на модернизацию первичного звена здравоохранения. Планируется, как я уже сказал, строительство и ремонт медорганизаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь. Укомплектование оборудованием для оказания первичной медико-санитарной помощи. Оснащение автомобильным транспортом.

Эти меры позволят снизить смертность населения от основных причин, увеличить продолжительность жизни населения региона, улучшить качество и доступность оказания медицинской помощи населению.

Перспективы для кардинального изменения структуры экономики области связаны с газификацией региона.

25 сентября подписали с ПАО «Газпром» Программу газификации области на период 2021–2025 года, средства области – 3,8 млрд рублей. В ближайшие два года планируется газификация ЗАТО Циолковский – 2021 год и г.Свободный – 2022 год. С 2023 года Благовещенск и Благовещенский район, Магдагачинский район – 2025 год. К 2025 году уровень газификации области составит 12%.

Целью развития газохимической промышленности Амурской области заключается в создании на территории региона к 2030 г. конкурентоспособного на международном уровне газохимического кластера за счет реализации крупных инвестиционных проектов и экспорта в страны АТР продукции с высокой добавленной стоимостью.

Самым значимым событием на главной стройке региона - Амурском ГПЗ - в этом году будет запуск первых двух производственных линий. Сейчас там продолжаются пусконаладочные работы и проводится финальная стадия подготовки к испытаниям под нагрузкой. Завершено строительство основных зданий и сооружений Свободненской ТЭС, которая будет снабжать завод электрической и тепловой энергией. Уже началась подача газа на ТЭС для проведения пусконаладочных работ.

На сегодняшний день АГПЗ готов на 70 процентов, на объекте задействовано порядка 30 тыс. человек, работы ведутся в графике.

Что касается еще одного завода-гиганта Амурского ГХК, на данный момент практически полностью завершен процесс инженерной подготовки площадки. Старт строительства в августе 2020 года дал Председатель Правительства РФ Михаил Владимирович Мишустин в ходе рабочего визита в Амурскую область. Продолжается погружение свай на участке строительства логистической платформы, а также свай под печи пиролиза. Начато строительство подъездной автодороги, в активной фазе возведение полевых офисов и подстанции. Напомню, что запуск АГХК планируется синхронизировать с запуском 4 технологической линии АГПЗ. По предварительной оценке, это произойдет в 2024 году. На период строительства ожидаем привлечения порядка 30 тыс. сотрудников, а общий объем инвестиций прогнозируем на уровне 740 млрд рублей.

Амурская область - участник нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На развитие транспортной инфраструктуры направлено в 2,6 раза больше средств, чем в прошлом. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения потратили почти 6 миллиардов.

Мы выходим на новый уровень ремонта и содержания дорог. Впервые заключены контракты на ремонт «жизненного цикла» - когда подрядчики в течение всего гарантийного срока отвечают за состояние дороги.

В этом году шли работы на двадцати объектах, 16 - в Благовещенской агломерации и 4 - на региональной дорожной сети. Общее финансирование составило более миллиарда рублей.

Субсидии бюджетам муниципальных образований на дорожную деятельность составили 1,8 миллиардов.

Для снижения аварийности на автодорогах установлены 72 комплекса фотовидеофиксации.

Начиная с 2015 года поэтапно начата реконструкция аэропортов Благовещенск, Зея, Экимчан, Тында и посадочной площадки Бомнак.

В 2021 году планируется завершение работ по аэропорту Зея и посадочной площадки Бомнак.

Кроме того, в 2021 году начнется строительство нового грузового терминала в международном аэропорту Благовещенск. Он позволит в связанности с таможенно- логистическим терминалом развивать почтовые направления, авиа карго. К слову, планируем, что в 2021 году будет создана первая очередь нового мультимодального логистического терминала, который формируется возле нового международного транспортного коридора между Россией и Китаем – автомобильным мостом через р. Амур. На сегодня осуществлен запуск терминала в минимальной конфигурации (СВХ по временной схеме). Кроме складов, зоны сервиса инвестором в этом году будет построена таможенная зона со складами временного хранения, дополнительная зона фитосанитарного контроля.

Другой перспективной специализацией экономики области является туризм. Благодаря уникальной географии мы в лидерах по приему туристов из КНР (4-е место в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Приморья).

Ставим задачу обеспечить сбалансированное развитие внутреннего и въездного туризма.

В условиях пандемии поддержали туризм финансово (прямые субсидии туроператорам и гостиницам, около 100 получателей, а также впервые - гранты на развитие внутреннего туризма, 14 получателей на общую сумму 13,3 млн рублей), ввели налоговые льготы, качественно усилили продвижение региона. Это позволило не только удержать «наплаву» большинство субъектов отрасли, но и внедрить новые маршруты по региону, даже в условиях действовавших ограничений.

Важно, что в Благовещенске продолжено создание нового уникального туристского пространства на Дальнем Востоке, ядром которого является проект «Золотая миля». Он реализуется в центральной части города на намывной территории прямо напротив китайского города Хэйхэ и предполагает создание сразу нескольких знаковых объектов – первой в мире канатной дороги между Россией и Китаем, гостиницы одного из международных брендов, современного развлекательного комплекса. Дополнительно в зоне тяготения «Мили» создаются новые гостиницы, объекты показа, частные музеи.

Все они реализуются за счет средств частных инвесторов и объединены в проект нового туристского кластера «Восточный». Общий объем инвестиций по нему составляет 12,7 млрд рублей.

2021 год считаем приоритетным для использования механизмов государственно-частного партнерства. Сегодня портфель проектов ГЧП это 15 проектов социальной, транспортной, коммунально-энергетической сфер с объемом инвестиций 25 млрд рублей.

Уже реализуется проект в сфере медицины - офтальмологический центр, планируем по концессии строить международный терминал аэропорта стоимость проекта оценивается в 7 млрд рублей.

Ведутся переговоры с инвесторами по строительству 3-х объектов в Благовещенске: детская поликлиника, физкультурно-оздоровительный центр и модернизация системы уличного освещения.

В г. Свободном - 3 проекта ГЧП: комплекс по обработке отходов с полигоном ТКО (подана частная концессионная инициатива), поликлиника на 1300 мест и модернизация коммунальных сетей.

Разрабатываем модель по строительству в форме ГЧП путепроводов. Одновременно ставим перед собой задачи по привлечению инвестиций в проекты IT-сферы (единый образовательный портал, проект по телемедицине).

Много денег вкладываем в ЖКХ. В графике газификация. Достроим два оставшихся участка набережной в Благовещенске, сделаем площадь, есть еще целый ряд интересных проектов, которые сейчас прорабатываются.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов