Пандемия коронавируса и ускоренная цифровизация привели к значительным трансформациям трудового рынка. В частности, многие профессии ушли в онлайн. По данным исследований, за 2021 год количество удаленных вакансий увеличилось почти втрое. При этом спрос россиян на удаленку также продолжает стремительно расти.
Рассматриваем главные тенденции в этой нише и разбираемся, какие специальности сегодня особенно востребованы и как выбрать из них подходящую для себя.
Развитие рынка удаленных профессий
Онлайн-совещания, созвоны по экстренным вопросам и встречи в Zoom уже стали привычной частью рабочего дня во многих нишах бизнеса. Работодатели убедились, что эффективность их предприятия не страдает в новых реалиях, а сотрудники компаний научились правильно выстраивать свой трудовой день из дома.
Это значит, что для компаний удаленка превратилась из эксперимента в новый комфортный формат работы. По данным Tadviser, 97% предпринимателей позволили сотрудникам работать из дома или в гибридном формате даже после снятия ковидных ограничений. В свою очередь, 70% сотрудников сегодня считают возможность трудиться из любой точки мира важнейшим мотивирующим фактором.
В связи с этим, тренды трудового рынка-2022:
● Тренд на самореализацию
В современном мире работа становится для людей важным показателем личной идентичности и самореализации.
Специалисты ищут новые смыслы в работе — они проверяют компанию на соответствие своим ценностям и ожиданиям, хотят чувствовать себя по-настоящему востребованными и удовлетворенными качеством своей жизни.
Например, статистика показывает, что поколения Y (25-34 года) и X (35-54 года) выбирают баланс между трудом и личной жизнью, им важно уделять время себе, своим хобби, отдыху. А работа, в свою очередь, должна быть интересной и творческой.
● Обновление профессии и навыков
Журнал VICE провел исследование, которое продемонстрировало что 98% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет чувствуют себя обманутыми своим образованием.
За последние годы многие пришли к осознанному желанию получить дополнительные навыки или даже кардинально сменить сферу деятельности. Это новый тип мотивации — быть адаптивным и востребованным специалистом. Классическое продвижение по карьерной лестнице удовлетворяет все меньшее количество людей.
Это влияет и на рынок образования — появились удаленные профессии, для освоения которых не обязательно учиться 4 года в университете, достаточно пройти узконаправленный курс на обучающей digital-платформе. Эти программы имеют более гибкую и автоматизированную структуру и легко адаптируются под современные реалии — позволяют человеку за пару месяцев получить необходимые знания, тут же применить их на практике и монетизировать.
Кстати, на сайтах с вакансиями все чаще можно заметить слово «роль» (а не «профессия» или «должность»). Больше не предполагается, что человек должен всю жизнь заниматься чем-то одним. Работа, которую он выполняет — это роль в его карьере в настоящее время.
● Мобильная продуктивность
Люди хотят работать в максимально комфортных для себя условиях. Многие выбирают удаленный формат, так как это отличная возможность работать из любой точки мира и больше путешествовать. При выборе города и страны проживания приоритетом для соискателей теперь является личное самочувствие и комфорт, а не расположение офиса компании. Кроме того, они не хотят тратить время и деньги на ежедневные поездки на работу — это дополнительные пара часов жизни, которые можно уделить новому увлечению или отдыху.
Кстати, концепция мобильной продуктивности уже повлияла даже на дизайн гаджетов: ноутбуки эволюционируют в ультратонкие и легкие ноутбуки-планшеты, трансформеры, ноутбуки-сумки.
● Иллюзорный пенсионный возраст
Население мира стареет, но при этом возраст молодости с каждым годом только повышается. В 60 лет многие не готовы выходить на пенсию, так как находятся в прекрасном состоянии: как физическом, так и психическом.
Некоторые люди пенсионного возраста возвращаются на рынок труда после нескольких лет в домашней изоляции. Современные парадигмы непрерывного обучения и смены профессии дарят им возможность заново строить свою карьеру и заниматься интересными задачами.
Востребованные удаленные профессии
Итак, на какие удаленные профессии сегодня лучше всего сделать ставки и почему:
● Копирайтер (от 30 000 руб/мес)
Одна из самых популярных удаленных профессий. Это специалист, который пишет тексты на заказ: информационные и рекламные статьи, пресс-релизы, обзоры, слоганы, сценарии, посты в социальных сетях и др.
Копирайтеру требуются умение работать с ЦА и знание методов взаимодействия с ней через текст. Плюсом также будет понимание современных трендов в области маркетинга.
● Менеджер чат-ботов (от 70 000 руб/мес)
Создает для бизнеса в любой нише чат-боты в социальных сетях, которые строятся с помощью удобного конструктора — специалист должен уметь правильно работать с ним. Ему необходимо быть усидчивым и внимательным. В остальном это набор скорее творческих и стратегических, нежели чисто технических задач.
● Менеджер по продажам в мессенджерах (от 80 000 руб/мес)
Менеджер в переписке помогает клиенту выбрать товар и совершить покупку. Здесь требуется умение превращать переписки в продажи — выявлять потребности пользователей и подбирать для них лучшие предложения.
● Дизайнер веб-UI-UX (от 150 000 до 250 000 руб/мес)
UX-дизайнер создает продукт так, чтобы он был максимально эффективным и решал главные задачи пользователей. UI-дизайнер — отвечает за визуальное исполнение концепции UX-дизайнера.
Специалистам необходимо уметь влиять на маркетинговые и коммерческие показатели через визуальные инструменты: цвета, формы, шрифты, анимацию, а также знать программы: Sketch, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Figma, InVision Studio, Procreate.
● Специалист по продвижению товаров в WB или OZON (от 70 000 руб/мес)
Он организовывает продажи товаров через маркетплейсы Wildberries и OZON. Требуется знание правил маркетплейсов и особенностей торговли, умение продумывать продуктовую линейку, исходя из спроса, трендов, предложений конкурентов.
Кстати, сегодня в сети можно найти более 3000 вакансий по работе с торговым онлайн-площадками.
Где учиться:
Среди потребителей растет спрос на удаленное образование и учебные программы, позволяющие овладеть дополнительным набором навыков или новой профессией. Поэтому в этой отрасли появляется все больше онлайн-школ, -платформ, -курсов. Вот некоторые из них:
● Udemy
● Skillbox
● Edston
● ToDoo.ru
Где искать работу:
Соискатели могут воспользоваться профильными сайтами для поиска работы: например, hh.ru, superjob.ru или profi.ru. Удаленные вакансии также публикуют в Телеграм-каналах: «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu), «Finder.vc: удалённая работа — вакансии» (@theyseeku), «Работа в медиа» (@dddwork), «Патрик Пашет» (@patrikpashet), «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu).
Кроме того, некоторые образовательные платформы помогают своим студентам монетизировать навыки после обучения. Например, ToDoo.ru — партнерами проекта выступают работодатели, которые следят за успехами пользователей на платформе, чтобы захантить в свои компании самых старательных и активных.
Подытоживая
Рост рынка удаленных профессий показывает, что гибкость и свобода становятся новой философией управления. Современные форматы работы способствуют появлению взаимного доверия и открытости между сотрудником и руководителем и повышают уровень их ответственности по отношению к себе и друг другу. Сегодня на задний план уходят тотальный контроль и искусственные ограничения, разрушающие проактивность, самостоятельность и творчество.
Самая частая эмоция переговорщиков перед переговорами – тревога и страх. Важно: боятся не столько отсутствия результата переговоров, сколько агрессии и недобросовестности оппонента (часто – вполне обоснованно). НО ДОЛЖНО ЛИ ТАК БЫТЬ?
Сразу оговорюсь: я не знаю, как там дела обстоят «у них» - на Западе, в Штатах... Зато часто имею дело с теми, кто здесь, на Дальнем Востоке от лица своих компаний ведет переговоры с внешним миром: клиентами, партнерами, поставщиками, чиновниками… Чаще всего это сотрудники отделов продаж и клиентского сервиса, закупок и руководители.
Во время переговоров самая частая эмоция – злость. На завышенные переговорные требования, необоснованные претензии, манипулирование и поведение оппонента на грани. А еще – на свое бессилие что-то изменить в поведении оппонента.
После переговоров – по-разному. Если «мы их сделали» - то эйфория. Если «они нас продавили» - разочарование, досада, стыд, вина.
Самый частый настрой участников переговорного процесса – враждебность. Отчего-то тот человек, с которым садятся за стол переговоров, воспринимается как противник, которого в лучшем случае надо «приболтать», чаще всего – «задавить аргументами» (частый запрос на тренинг по переговорам), в идеале – «дожать» до выгодной сделки. Сами переговоры воспринимаются как битва, как война.
- Ольга, это жутко, но в нашей реальности еще многие ведут переговоры как в 90-е, - пожаловался мне один представитель крупной местной торговой компании, где я как-то проводила обучение.
Увы, это так. В нашей бизнес-действительности, при всей ее внешней лощености, переговорщики как будто все время вынуждены сидеть в кустах с автоматом, быть постоянно начеку и в случае чего суметь быстро развернуть «военные действия». Оно и понятно. Знаете, мне сильно откликается мысль, которую я однажды вычитала в романе Бориса Акунина «Алтын-Толобас». Автор изложил ее словами советника по безопасности британского посольства, с которым общается главный герой – Николас Фандорин, оказавшийся впервые в России и обалдевший от количества сомнительных приключений, в которые ему пришлось вляпаться:
- Велика ли заслуга быть порядочным, если тебе с детства гарантированы гамбургер, крыша над головой и защита прав личности? Быть цивилизованным человеком в России куда как трудней – это уже цивилизованность настоящая, честно заработанная, а не доставшаяся по наследству…
Откликнулась мысль вот почему: одно время в моем тренерском арсенале был тренинг по жестким переговорам, и на него приходили толпы людей. Самое парадоксальное, что научиться включать «жесткач» хотели те, у кого отлично получалось выстраивать партнерскую позицию и вести переговоры в конструктивном русле. Но эти люди терялись, когда оппонент в переговорах переходил грань и включал агрессию, вел себя свысока, хамил и манипулировал. Они хотели научиться сами так делать, ибо на практике видели именно в таком поведении реальную силу и результативность.
Агрессия, как ни крути – залог выживаемости. И ею действительно важно уметь пользоваться. Вот только не ставить ее во главу угла, делая основной стратегией переговоров.
Если вспомнить определение переговоров, то это – коммуникация двух или более сторон, которым необходимо достичь соглашения по важному для них вопросу. То есть причиной, по которой стороны оказываются за столом переговоров – это некий общий интерес. И это, казалось бы, должно сделать оппонентов союзниками, заставить их играть на одной стороне, в процессе обсуждения не тянуть одеяло каждый на себя, а совместно искать решение, устраивающее обе стороны. Это тем более важно потому, что наш дальневосточный рынок довольно тесненький – и с этим партнером ты в процессе работы наверняка пересечешься еще не раз, так зачем отношения портить?
Но пока что переговорщикам приходится на этапе подготовки прорабатывать возможные военные действия:
Прорабатывать горку самых разных «убойных» (еще одно агрессивное словечко) аргументов, грустя о том, что фраза «и че?» запросто может перечеркнуть любой тщательно выстроенный аргумент.
Взвешивать свою позицию в этих переговорах, выявляя, в чем ее сила и в чем слабость – прикидывая, как на 100% использовать силу и как нивелировать слабость. А еще – как обойти силу «противника» и как на полную катушку использовать его слабость.
Спрогнозировать возможные возражения и неудобные вопросы оппонента – и проработать правильные ответы на них.
Разработать «план Б» - что будешь делать, если в переговорах все-таки не договоришься.
Но прежде чем увидеть в оппоненте партнера и договориться, игроки (всегда люди из реального бизнеса: продажники, закупщики, руководители разного ранга – а также госслужащие, которым по долгу работы приходится много коммуникаций вести с внешним миром) долго кружат вокруг да около, стараются побольше выведать у оппонента и при этом поменьше рассказать самим, с подозрительностью воспринимают все вопросы оппонента и с враждебностью – все аргументы в пользу того, что партия апельсинов должна достаться именно ему.
К чести участников моих тренингов скажу – больше половины групп в игровых переговорах все-таки обнаруживают, что одному нужны шкурки, другому – мякоть (еще лет несколько назад баланс был другим – более проигрышным). В момент выявления этой точки соприкосновения интересов совершается маленькое чудо – участники «переговоров» заметно расслабляются, на их лицах появляется радостная и приветливая улыбка… Вот только что оппоненты ломали копья и по их тону казалось - им никогда не договориться, как тут же они привстают навстречу друг другу, радостно смеются и крепко жмут друг другу руки.
Все это весело и куражно до тех пор, пока считаешь это игрой. Но эта игра – про то, как мы ведем себя в реальных переговорах. Любая игра – это маленькое отражение нашей жизни.
В анализе игры с переговорщиками на этом месте мы всегда делаем много выводов о важности разных вещей: тщательной подготовительной работы с информацией, умения качественно слушать, открытости и прозрачности как наиболее выгодной во многих смыслах стратегии, умении задавать ключевые вопросы о целях и интересах оппонента… Казалось бы, очень конструктивные выводы, которые имеют целью переломить восприятие оппонента как врага.
Но! Удивительно, но часто на этом история не заканчивается. У переговорщиков уже включилась эйфория, ведь они «сделали» тренера, приготовившего им «подставу», и на этой эйфории забывают, что им еще договариваться и договариваться, чтобы добиться результата: кто пойдет на переговоры к поставщику чудо-фруктов? По какой цене все-таки хотим купить? Сразу поровну делим партию или как? На базе чьего производства будем отделять мякоть от шкурок? И так далее.
И оппоненты, только что пожавшие друг другу руки, часто делают здесь 2 взаимоисключающие ошибки. Одни снова превращаются во врагов и тянут одеяло на себя. Другие – поддавшись эйфории, соглашаются на все, забывая проработать эти вопросы с позиции целесообразности, ведь для них в уме переговоры уже закончились – они боятся возобновления конфронтации, согласие с оппонентом только что далось им ох как сложно.
Переговоры – всегда процесс непростой. Но именно мы, сами переговорщики, делаем его еще и очень стрессовым с точки зрения взаимодействия.
Что если мы вспомним про тот самый общий интерес (ключевое слово – «общий»)?
Что если мы сядем не по разные стороны переговорного стола, а рядом друг с другом?
Что если мы станем воспринимать цель переговоров не как исключительно свою собственную – а как нашу общую?
Что если мы будем помнить о том, что работаем на одном рынке – и нам в дальнейшем еще взаимодействовать и взаимодействовать?
Что если мы будем держать в голове основной постулат партнерских переговоров: твердо о деле, мягко с людьми?
Что если мы хотя бы попытаемся исключить из своего лексикона все военные слова в отношении переговоров?
Справочник по профессиям и заработкам помогает абитуриентам сделать правильный выбор, чтобы впоследствии реализовывать свой потенциал в родных регионах, а приезжим из других регионов навигатор дает четкие ориентиры как географические, так и зарплатные.
Единый госэкзамен отчасти задумывался как «великий уравнитель» - он дал шанс школьникам из самых дальних уголков поступить в ведущие вузы страны. Однако большинство уехавших на учебу назад не возвращаются. Ситуация может измениться с отменой ЕГЭ – разговоры об этом идут с момента его введения. В начале 2021 года об этом вспомнили снова. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил поэтапно отказаться от ЕГЭ, для начала — освободить от него тех, кто поступает в колледжи и техникумы. А зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев заявил, что сейчас разрабатывается законопроект об отказе от ОГЭ (который сдают в конце 9 класса) — и отметил, что следующим шагом может стать отмена ЕГЭ. Одним из основных мотивов отказаться от ЕГЭ сторонники этой меры называют его спорную эффективность. И если вдруг это произойдёт, каковы будут последствия для «интеллектуальной миграции»?
УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Ученица 11 класса хабаровской школы Анастасия Заяц хочет поступить в вуз в Санкт-Петербурге. Чтобы пройти на международное право, ей нужно сдать три ЕГЭ: по русскому, английскому и обществознанию. Максимум за три экзамена — 300 баллов, плюс индивидуальные достижения, которые добавляют очков. Конкурс на бюджетные места большой — значит, чем больше баллов будет в сумме, тем лучше.
«В Хабаровске я не совсем вижу возможности для будущего развития в сфере международного права», — говорит Анастасия Заяц.
Родители выпускницы тратят по 3800 рублей в месяц на репетитора по русскому языку, по 3500 — на онлайн-курсы по английскому, столько же — на обществознание. Если подготовка стартует с начала учебного года и длится по май включительно, то в сумме выходит 97 200 рублей.
«Мне кажется, что в центрах, которые больше развиваются в России — то есть Москва, Санкт-Петербург — там как-то больше идет финансирование в вузы. И образование, соответственно, лучше», — так размышляет абитуриентка.
И так же считают многие школьники. Семьи, в которых есть возможность отправить ребенка в столичный вуз — не на бюджет, так на платное обучение — стараются ею воспользоваться. В ближайшем окружении Анастасии есть только один человек, который точно решил, что будет учиться в Хабаровске. Остальные приняли решение уезжать.
По данным Хабаровскстата, за 2019 год из Хабаровского края в другие регионы России выехало 42 472 человека. За неполный 2020-й (не считая декабря) — 35 166 человек: очевидно, на снижение миграции повлияла пандемия коронавируса. Но для дальневосточного субъекта это скорее исключение, подтверждающее правило: население Хабаровского края неумолимо сокращается.
Вузы принимают абитуриентов в основном по результатам ЕГЭ. Значит, нужно хорошо его сдать, чтобы очутиться в какой-то другой жизни.
ЕГЭ В ОДИН КОНЕЦС 2009 года, когда ЕГЭ стал обязательным во всех регионах страны, и по 2020 год включительно край покинуло (в абсолютных числах) 33 340 человек в возрасте от 15 до 19 лет. То есть в среднем уже на протяжении 11 лет из региона уезжает около 3 тысяч школьников в год. А выпускается — примерно по 5-7 тысяч человек. Повлиял ли ЕГЭ на отток молодежи из регионов?
«Если сказать очень кратко и просто, то да, безусловно. Я сейчас не говорю ни о каких «но», которые за этим следуют. Но да, ЕГЭ — это тот инструмент, который позволил границы значительно стереть. Значительно. Однозначно — и статистика об этом говорит — после того как ввели ЕГЭ, потоки очень сильно увеличились. И это специфика не только нашего Дальневосточного региона, это специфика всех. Но мы — на порядок выше», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Школьники предпочитают западные вузы страны дальневосточным, поскольку уверены: «региональное» качество высшего образования проигрывает «столичному». Но вариант после учебы трудоустроиться в своем регионе не рассматривает почти никто. Студентов подкупает уровень жизни в столицах: проведя несколько лет в комфортных условиях и получив доступ к новым возможностям для развития, молодые люди уже не хотят обратно.
«Я уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах»
«В Хабаровске мало открытых галерей, мастерских, творческих объединений, в которых молодежь могла бы как-то себя проявлять. Те же курсы по керамике, или по дизайну, или по фотографии стоят зачастую не столько, сколько может потратить школьник или студент начальных курсов. А в Петербурге общественные площадки предоставляют возможность людям от 15 до 30 лет бесплатно приходить в коворкинги на курсы и на мастер-классы. Наверное, полностью я бы не вернулась [в Хабаровск] совсем. Если бы была какая-то возможность сотрудничать с Дальним Востоком, то, наверное, о таком варианте я бы задумалась. Но переехать туда снова я не хочу, потому что уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах», — рассказала поступившая в питерский вуз хабаровчанка Екатерина Лапшаева.
РОДИТЕЛИ ТОЛЬКО «ЗА»
Хабаровчанка Дарья Сайгушинская переехала в Санкт-Петербург больше трех лет назад. Поступила в вуз, в который проходила по баллам. Решила не оставаться в Хабаровске, потому что так советовала мама.
«Это самая важная, наверное, причина. Она меня на это настраивала очень долгие годы. Вуз я выбирала только потому, что по конкурсу туда прошла. Город (Санкт-Петербург) имел значение, потому что не хотела в Москву — хотя сейчас учусь именно здесь. Сейчас я довольна своим образованием, мне нравится большинство преподавателей. По моему мнению, именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место», — отметила Дарья.
«Именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место»
Ее мама, Лариса Сайгушинская, считает, что в хабаровских вузах нет такого сильного профессорско-преподавательского состава, как в столичных. Отсюда и разница в качестве образования студентов.
«У Даши в вузе очень сильный педсостав. Это профессора, это люди с огромнейшим опытом и практики, и теории. Это люди, которые пишут научные работы, научные статьи, принимают участие в конференциях, выезжают за границу. Естественно, в Хабаровске такого педсостава нет даже близко. Возьми любую специальность, любое направление. Не дают у нас такого образования, которое дают в Москве», — рассуждает Лариса Сайгушинская.
Получить доступ к «такому образованию» удается, судя по цифрам, примерно трети выпускников. Но отмена ЕГЭ сама по себе, как считают эксперты, не решит проблемы оттока молодежи.
«На мой взгляд, это ничего не изменит. Хотя, наверное, я чуть лукавлю: конечно, немножко изменит. Но альтернатива-то какая? Предложить просто сдавать экзамены, как раньше? Поезд этого ЕГЭ — он же прет. Если сейчас его убрать, не будет равнозначной замены», — считает Юрий Березутский.
В ПОГОНЕ ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, одно из ключевых отличий высшего образования от школы и профессионального колледжа — в том, что оно учит студентов не только принимать знание, но и оспаривать его, сомневаться и опровергать.
«Став массовым, высшее образование в XX веке во многом утратило эту особенность, свою корневую черту, стало во многом просто транслировать готовое знание. Сейчас настоящих исследовательских университетов в мире — едва ли треть, остальные фактически не формируют инноваторов», — заявил Ярослав Кузьминов в интервью ТАСС.
А чтобы формировать этих самых инноваторов, нужны условия: годная теоретическая база, грамотные проводники в мир знаний (преподаватели), а также возможности для обмена опытом и расширения собственных горизонтов. Причем такие возможности должны быть и у студентов, и у их «проводников».
«Мы в среднем в год на наш маленький вуз тратили по 600-800 тысяч на поездки студентов по научным направлениям. Целыми командами ездили: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов... Это я не считаю Дальний Восток. Было много поездок, много призовых мест, дипломов, грамот, кубков — и это только по научному направлению. А потом — ограничения финансирования. Так же сократились и поездки преподавательского состава на стажировки», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Экономический кризис в России 2014-2015 годов привел к сокращению финансирования во всех сферах. Но был небольшой список вузов, о которых и в такое непростое время государство особенно заботилось. Эти вузы — участники проекта «5-100».
СЛИВКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Проект «5-100» был запущен в 2013 году. По задумке, за семь лет не менее пяти вузов страны должны были войти в первую сотню ведущих мировых университетов. Финансовую поддержку тогда получило 21 учебное заведение со статусом федерального, но задумка не получилась. К концу 2020 года в сотне лучших вузов планеты находился только один российский — Московский государственный университет имени Ломоносова, который в проект «5-100» вообще не входил.
Да, концентрация на «опорных» университетах дала определенные результаты. В международном рейтинге RUR по качеству преподавания сразу семь вузов России вошли в сотню лучших. Многие вузы-участники проекта отметили, что они укрепили свой мировой имидж, усовершенствовали учебный и административный процесс. Однако эта же концентрация на «опорных» университетах привела к тому, что в них стекаются все ресурсы: и материальные, и человеческие.
«Простой пример: открыли ДВФУ. Шикарнейшие зарплаты, условия. Я там несколько раз был на конференциях — ну это просто космос, давайте будем называть вещи своими именами. Мы жили в гостинице, где живут студенты — по два человека. И они даже там порядок сами не наводят», — вспомнил Юрий Березутский.
Социолог отметил, что в его окружении почти нет преподавателей, которые покинули Хабаровский край и устроились в ДВФУ. Но на других реклама «шикарнейших зарплат и условий» сработала. Проект «5-100» выкачивает в опорные вузы лучших наставников — прямо как ЕГЭ выкачивает из регионов талантливую молодежь.
А КТО ОСТАЕТСЯ?
Остаются те, кто не может пройти по баллам в ведущие вузы страны. Проходным баллом называют результаты экзаменов последнего в списке зачисленных на бюджет. Сравним проходной балл на юриспруденцию в 2020 году в разных вузах. В Санкт-Петербургский государственный (второй по популярности в стране) он составил 295. Разница с вузами в регионах колоссальная: в ДВФУ — 243, в Хабаровском государственном университете экономики и права — 235, в Тихоокеанском государственном университете — 230.
Однако бывает и так, что абитуриенты с высокими баллами остаются в родных городах. Хабаровчанка Анна Мещерякова в свое время сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов. У нее была возможность поступить в любой вуз страны вне конкурса — на те направления, где требуется литература. Но Анна решила остаться в Хабаровске.
«Я была на тот момент влюблена. Я хотела остаться в этом городе с любимым человеком, — признается она. — Вообще я твердо убеждена в том, что человек может получить достойное образование в любом месте. Потому что ты можешь и у лучшего профессора из состава кафедры в Санкт-Петербурге ничего не взять. И тогда город и вуз тебе не помогут. Я взяла в своем вузе, на своей кафедре, наверное, действительно все, что мне было важно».
Анна получила профильное образование в ТОГУ. Хотела поступить на магистратуру в Санкт-Петербург, но не получилось. Трудоустроилась по специальности в родном Хабаровске — и считает, что здесь вполне можно достойно жить, работать, развлекаться в свободное время.
«Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь»
«Мне нравится наш город. Мне очень нравится его архитектура, нравится атмосфера спокойствия — когда она, конечно, спокойная. Я люблю наш город за то, что он развивается, за то, что можно увидеть, как строятся новые дома, открываются новые торговые центры, как сюда приходят крупные федеральные компании», — делится Анна Мещерякова.
Из-за отдаленности ДФО от столицы России (и из-за высоких цен на билеты до Москвы, сопоставимых с месячной зарплатой начинающего специалиста) у многих дальневосточников есть ощущение оторванности от центра общественной, политической, культурной жизни страны. Кто-то чувствует себя как в ссылке. Но у Анны этого ощущения нет — зато есть другое. И оно про то, что исключения подтверждают правило.
«Единственное ощущение, которое у меня есть и которого наверняка нет у людей, живущих в Москве — это тотальное понимание того, что, вероятно, где-то 60 процентов близких тебе людей, особенно со школы, переедут жить на запад. Это фатум, что ли, хабаровский. Возможно, в принципе дальневосточный. Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь».
Рассматриваем главные тенденции в этой нише и разбираемся, какие специальности сегодня особенно востребованы и как выбрать из них подходящую для себя.
Развитие рынка удаленных профессий
Онлайн-совещания, созвоны по экстренным вопросам и встречи в Zoom уже стали привычной частью рабочего дня во многих нишах бизнеса. Работодатели убедились, что эффективность их предприятия не страдает в новых реалиях, а сотрудники компаний научились правильно выстраивать свой трудовой день из дома.
Это значит, что для компаний удаленка превратилась из эксперимента в новый комфортный формат работы. По данным Tadviser, 97% предпринимателей позволили сотрудникам работать из дома или в гибридном формате даже после снятия ковидных ограничений. В свою очередь, 70% сотрудников сегодня считают возможность трудиться из любой точки мира важнейшим мотивирующим фактором.
В связи с этим, тренды трудового рынка-2022:
● Тренд на самореализацию
В современном мире работа становится для людей важным показателем личной идентичности и самореализации.
Специалисты ищут новые смыслы в работе — они проверяют компанию на соответствие своим ценностям и ожиданиям, хотят чувствовать себя по-настоящему востребованными и удовлетворенными качеством своей жизни.
Например, статистика показывает, что поколения Y (25-34 года) и X (35-54 года) выбирают баланс между трудом и личной жизнью, им важно уделять время себе, своим хобби, отдыху. А работа, в свою очередь, должна быть интересной и творческой.
● Обновление профессии и навыков
Журнал VICE провел исследование, которое продемонстрировало что 98% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет чувствуют себя обманутыми своим образованием.
За последние годы многие пришли к осознанному желанию получить дополнительные навыки или даже кардинально сменить сферу деятельности. Это новый тип мотивации — быть адаптивным и востребованным специалистом. Классическое продвижение по карьерной лестнице удовлетворяет все меньшее количество людей.
Это влияет и на рынок образования — появились удаленные профессии, для освоения которых не обязательно учиться 4 года в университете, достаточно пройти узконаправленный курс на обучающей digital-платформе. Эти программы имеют более гибкую и автоматизированную структуру и легко адаптируются под современные реалии — позволяют человеку за пару месяцев получить необходимые знания, тут же применить их на практике и монетизировать.
Кстати, на сайтах с вакансиями все чаще можно заметить слово «роль» (а не «профессия» или «должность»). Больше не предполагается, что человек должен всю жизнь заниматься чем-то одним. Работа, которую он выполняет — это роль в его карьере в настоящее время.
● Мобильная продуктивность
Люди хотят работать в максимально комфортных для себя условиях. Многие выбирают удаленный формат, так как это отличная возможность работать из любой точки мира и больше путешествовать. При выборе города и страны проживания приоритетом для соискателей теперь является личное самочувствие и комфорт, а не расположение офиса компании. Кроме того, они не хотят тратить время и деньги на ежедневные поездки на работу — это дополнительные пара часов жизни, которые можно уделить новому увлечению или отдыху.
Кстати, концепция мобильной продуктивности уже повлияла даже на дизайн гаджетов: ноутбуки эволюционируют в ультратонкие и легкие ноутбуки-планшеты, трансформеры, ноутбуки-сумки.
● Иллюзорный пенсионный возраст
Население мира стареет, но при этом возраст молодости с каждым годом только повышается. В 60 лет многие не готовы выходить на пенсию, так как находятся в прекрасном состоянии: как физическом, так и психическом.
Некоторые люди пенсионного возраста возвращаются на рынок труда после нескольких лет в домашней изоляции. Современные парадигмы непрерывного обучения и смены профессии дарят им возможность заново строить свою карьеру и заниматься интересными задачами.
Востребованные удаленные профессии
Итак, на какие удаленные профессии сегодня лучше всего сделать ставки и почему:
● Копирайтер (от 30 000 руб/мес)
Одна из самых популярных удаленных профессий. Это специалист, который пишет тексты на заказ: информационные и рекламные статьи, пресс-релизы, обзоры, слоганы, сценарии, посты в социальных сетях и др.
Копирайтеру требуются умение работать с ЦА и знание методов взаимодействия с ней через текст. Плюсом также будет понимание современных трендов в области маркетинга.
● Менеджер чат-ботов (от 70 000 руб/мес)
Создает для бизнеса в любой нише чат-боты в социальных сетях, которые строятся с помощью удобного конструктора — специалист должен уметь правильно работать с ним. Ему необходимо быть усидчивым и внимательным. В остальном это набор скорее творческих и стратегических, нежели чисто технических задач.
● Менеджер по продажам в мессенджерах (от 80 000 руб/мес)
Менеджер в переписке помогает клиенту выбрать товар и совершить покупку. Здесь требуется умение превращать переписки в продажи — выявлять потребности пользователей и подбирать для них лучшие предложения.
● Дизайнер веб-UI-UX (от 150 000 до 250 000 руб/мес)
UX-дизайнер создает продукт так, чтобы он был максимально эффективным и решал главные задачи пользователей. UI-дизайнер — отвечает за визуальное исполнение концепции UX-дизайнера.
Специалистам необходимо уметь влиять на маркетинговые и коммерческие показатели через визуальные инструменты: цвета, формы, шрифты, анимацию, а также знать программы: Sketch, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Figma, InVision Studio, Procreate.
● Специалист по продвижению товаров в WB или OZON (от 70 000 руб/мес)
Он организовывает продажи товаров через маркетплейсы Wildberries и OZON. Требуется знание правил маркетплейсов и особенностей торговли, умение продумывать продуктовую линейку, исходя из спроса, трендов, предложений конкурентов.
Кстати, сегодня в сети можно найти более 3000 вакансий по работе с торговым онлайн-площадками.
Где учиться:
Среди потребителей растет спрос на удаленное образование и учебные программы, позволяющие овладеть дополнительным набором навыков или новой профессией. Поэтому в этой отрасли появляется все больше онлайн-школ, -платформ, -курсов. Вот некоторые из них:
● Udemy
● Skillbox
● Edston
● ToDoo.ru
Где искать работу:
Соискатели могут воспользоваться профильными сайтами для поиска работы: например, hh.ru, superjob.ru или profi.ru. Удаленные вакансии также публикуют в Телеграм-каналах: «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu), «Finder.vc: удалённая работа — вакансии» (@theyseeku), «Работа в медиа» (@dddwork), «Патрик Пашет» (@patrikpashet), «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu).
Кроме того, некоторые образовательные платформы помогают своим студентам монетизировать навыки после обучения. Например, ToDoo.ru — партнерами проекта выступают работодатели, которые следят за успехами пользователей на платформе, чтобы захантить в свои компании самых старательных и активных.
Подытоживая
Рост рынка удаленных профессий показывает, что гибкость и свобода становятся новой философией управления. Современные форматы работы способствуют появлению взаимного доверия и открытости между сотрудником и руководителем и повышают уровень их ответственности по отношению к себе и друг другу. Сегодня на задний план уходят тотальный контроль и искусственные ограничения, разрушающие проактивность, самостоятельность и творчество.
Рассматриваем главные тенденции в этой нише и разбираемся, какие специальности сегодня особенно востребованы и как выбрать из них подходящую для себя.
Развитие рынка удаленных профессий
Онлайн-совещания, созвоны по экстренным вопросам и встречи в Zoom уже стали привычной частью рабочего дня во многих нишах бизнеса. Работодатели убедились, что эффективность их предприятия не страдает в новых реалиях, а сотрудники компаний научились правильно выстраивать свой трудовой день из дома.
Это значит, что для компаний удаленка превратилась из эксперимента в новый комфортный формат работы. По данным Tadviser, 97% предпринимателей позволили сотрудникам работать из дома или в гибридном формате даже после снятия ковидных ограничений. В свою очередь, 70% сотрудников сегодня считают возможность трудиться из любой точки мира важнейшим мотивирующим фактором.
В связи с этим, тренды трудового рынка-2022:
● Тренд на самореализацию
В современном мире работа становится для людей важным показателем личной идентичности и самореализации.
Специалисты ищут новые смыслы в работе — они проверяют компанию на соответствие своим ценностям и ожиданиям, хотят чувствовать себя по-настоящему востребованными и удовлетворенными качеством своей жизни.
Например, статистика показывает, что поколения Y (25-34 года) и X (35-54 года) выбирают баланс между трудом и личной жизнью, им важно уделять время себе, своим хобби, отдыху. А работа, в свою очередь, должна быть интересной и творческой.
● Обновление профессии и навыков
Журнал VICE провел исследование, которое продемонстрировало что 98% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет чувствуют себя обманутыми своим образованием.
За последние годы многие пришли к осознанному желанию получить дополнительные навыки или даже кардинально сменить сферу деятельности. Это новый тип мотивации — быть адаптивным и востребованным специалистом. Классическое продвижение по карьерной лестнице удовлетворяет все меньшее количество людей.
Это влияет и на рынок образования — появились удаленные профессии, для освоения которых не обязательно учиться 4 года в университете, достаточно пройти узконаправленный курс на обучающей digital-платформе. Эти программы имеют более гибкую и автоматизированную структуру и легко адаптируются под современные реалии — позволяют человеку за пару месяцев получить необходимые знания, тут же применить их на практике и монетизировать.
Кстати, на сайтах с вакансиями все чаще можно заметить слово «роль» (а не «профессия» или «должность»). Больше не предполагается, что человек должен всю жизнь заниматься чем-то одним. Работа, которую он выполняет — это роль в его карьере в настоящее время.
● Мобильная продуктивность
Люди хотят работать в максимально комфортных для себя условиях. Многие выбирают удаленный формат, так как это отличная возможность работать из любой точки мира и больше путешествовать. При выборе города и страны проживания приоритетом для соискателей теперь является личное самочувствие и комфорт, а не расположение офиса компании. Кроме того, они не хотят тратить время и деньги на ежедневные поездки на работу — это дополнительные пара часов жизни, которые можно уделить новому увлечению или отдыху.
Кстати, концепция мобильной продуктивности уже повлияла даже на дизайн гаджетов: ноутбуки эволюционируют в ультратонкие и легкие ноутбуки-планшеты, трансформеры, ноутбуки-сумки.
● Иллюзорный пенсионный возраст
Население мира стареет, но при этом возраст молодости с каждым годом только повышается. В 60 лет многие не готовы выходить на пенсию, так как находятся в прекрасном состоянии: как физическом, так и психическом.
Некоторые люди пенсионного возраста возвращаются на рынок труда после нескольких лет в домашней изоляции. Современные парадигмы непрерывного обучения и смены профессии дарят им возможность заново строить свою карьеру и заниматься интересными задачами.
Востребованные удаленные профессии
Итак, на какие удаленные профессии сегодня лучше всего сделать ставки и почему:
● Копирайтер (от 30 000 руб/мес)
Одна из самых популярных удаленных профессий. Это специалист, который пишет тексты на заказ: информационные и рекламные статьи, пресс-релизы, обзоры, слоганы, сценарии, посты в социальных сетях и др.
Копирайтеру требуются умение работать с ЦА и знание методов взаимодействия с ней через текст. Плюсом также будет понимание современных трендов в области маркетинга.
● Менеджер чат-ботов (от 70 000 руб/мес)
Создает для бизнеса в любой нише чат-боты в социальных сетях, которые строятся с помощью удобного конструктора — специалист должен уметь правильно работать с ним. Ему необходимо быть усидчивым и внимательным. В остальном это набор скорее творческих и стратегических, нежели чисто технических задач.
● Менеджер по продажам в мессенджерах (от 80 000 руб/мес)
Менеджер в переписке помогает клиенту выбрать товар и совершить покупку. Здесь требуется умение превращать переписки в продажи — выявлять потребности пользователей и подбирать для них лучшие предложения.
● Дизайнер веб-UI-UX (от 150 000 до 250 000 руб/мес)
UX-дизайнер создает продукт так, чтобы он был максимально эффективным и решал главные задачи пользователей. UI-дизайнер — отвечает за визуальное исполнение концепции UX-дизайнера.
Специалистам необходимо уметь влиять на маркетинговые и коммерческие показатели через визуальные инструменты: цвета, формы, шрифты, анимацию, а также знать программы: Sketch, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Figma, InVision Studio, Procreate.
● Специалист по продвижению товаров в WB или OZON (от 70 000 руб/мес)
Он организовывает продажи товаров через маркетплейсы Wildberries и OZON. Требуется знание правил маркетплейсов и особенностей торговли, умение продумывать продуктовую линейку, исходя из спроса, трендов, предложений конкурентов.
Кстати, сегодня в сети можно найти более 3000 вакансий по работе с торговым онлайн-площадками.
Где учиться:
Среди потребителей растет спрос на удаленное образование и учебные программы, позволяющие овладеть дополнительным набором навыков или новой профессией. Поэтому в этой отрасли появляется все больше онлайн-школ, -платформ, -курсов. Вот некоторые из них:
● Udemy
● Skillbox
● Edston
● ToDoo.ru
Где искать работу:
Соискатели могут воспользоваться профильными сайтами для поиска работы: например, hh.ru, superjob.ru или profi.ru. Удаленные вакансии также публикуют в Телеграм-каналах: «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu), «Finder.vc: удалённая работа — вакансии» (@theyseeku), «Работа в медиа» (@dddwork), «Патрик Пашет» (@patrikpashet), «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu).
Кроме того, некоторые образовательные платформы помогают своим студентам монетизировать навыки после обучения. Например, ToDoo.ru — партнерами проекта выступают работодатели, которые следят за успехами пользователей на платформе, чтобы захантить в свои компании самых старательных и активных.
Подытоживая
Рост рынка удаленных профессий показывает, что гибкость и свобода становятся новой философией управления. Современные форматы работы способствуют появлению взаимного доверия и открытости между сотрудником и руководителем и повышают уровень их ответственности по отношению к себе и друг другу. Сегодня на задний план уходят тотальный контроль и искусственные ограничения, разрушающие проактивность, самостоятельность и творчество.
Рассматриваем главные тенденции в этой нише и разбираемся, какие специальности сегодня особенно востребованы и как выбрать из них подходящую для себя.
Развитие рынка удаленных профессий
Онлайн-совещания, созвоны по экстренным вопросам и встречи в Zoom уже стали привычной частью рабочего дня во многих нишах бизнеса. Работодатели убедились, что эффективность их предприятия не страдает в новых реалиях, а сотрудники компаний научились правильно выстраивать свой трудовой день из дома.
Это значит, что для компаний удаленка превратилась из эксперимента в новый комфортный формат работы. По данным Tadviser, 97% предпринимателей позволили сотрудникам работать из дома или в гибридном формате даже после снятия ковидных ограничений. В свою очередь, 70% сотрудников сегодня считают возможность трудиться из любой точки мира важнейшим мотивирующим фактором.
В связи с этим, тренды трудового рынка-2022:
● Тренд на самореализацию
В современном мире работа становится для людей важным показателем личной идентичности и самореализации.
Специалисты ищут новые смыслы в работе — они проверяют компанию на соответствие своим ценностям и ожиданиям, хотят чувствовать себя по-настоящему востребованными и удовлетворенными качеством своей жизни.
Например, статистика показывает, что поколения Y (25-34 года) и X (35-54 года) выбирают баланс между трудом и личной жизнью, им важно уделять время себе, своим хобби, отдыху. А работа, в свою очередь, должна быть интересной и творческой.
● Обновление профессии и навыков
Журнал VICE провел исследование, которое продемонстрировало что 98% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет чувствуют себя обманутыми своим образованием.
За последние годы многие пришли к осознанному желанию получить дополнительные навыки или даже кардинально сменить сферу деятельности. Это новый тип мотивации — быть адаптивным и востребованным специалистом. Классическое продвижение по карьерной лестнице удовлетворяет все меньшее количество людей.
Это влияет и на рынок образования — появились удаленные профессии, для освоения которых не обязательно учиться 4 года в университете, достаточно пройти узконаправленный курс на обучающей digital-платформе. Эти программы имеют более гибкую и автоматизированную структуру и легко адаптируются под современные реалии — позволяют человеку за пару месяцев получить необходимые знания, тут же применить их на практике и монетизировать.
Кстати, на сайтах с вакансиями все чаще можно заметить слово «роль» (а не «профессия» или «должность»). Больше не предполагается, что человек должен всю жизнь заниматься чем-то одним. Работа, которую он выполняет — это роль в его карьере в настоящее время.
● Мобильная продуктивность
Люди хотят работать в максимально комфортных для себя условиях. Многие выбирают удаленный формат, так как это отличная возможность работать из любой точки мира и больше путешествовать. При выборе города и страны проживания приоритетом для соискателей теперь является личное самочувствие и комфорт, а не расположение офиса компании. Кроме того, они не хотят тратить время и деньги на ежедневные поездки на работу — это дополнительные пара часов жизни, которые можно уделить новому увлечению или отдыху.
Кстати, концепция мобильной продуктивности уже повлияла даже на дизайн гаджетов: ноутбуки эволюционируют в ультратонкие и легкие ноутбуки-планшеты, трансформеры, ноутбуки-сумки.
● Иллюзорный пенсионный возраст
Население мира стареет, но при этом возраст молодости с каждым годом только повышается. В 60 лет многие не готовы выходить на пенсию, так как находятся в прекрасном состоянии: как физическом, так и психическом.
Некоторые люди пенсионного возраста возвращаются на рынок труда после нескольких лет в домашней изоляции. Современные парадигмы непрерывного обучения и смены профессии дарят им возможность заново строить свою карьеру и заниматься интересными задачами.
Востребованные удаленные профессии
Итак, на какие удаленные профессии сегодня лучше всего сделать ставки и почему:
● Копирайтер (от 30 000 руб/мес)
Одна из самых популярных удаленных профессий. Это специалист, который пишет тексты на заказ: информационные и рекламные статьи, пресс-релизы, обзоры, слоганы, сценарии, посты в социальных сетях и др.
Копирайтеру требуются умение работать с ЦА и знание методов взаимодействия с ней через текст. Плюсом также будет понимание современных трендов в области маркетинга.
● Менеджер чат-ботов (от 70 000 руб/мес)
Создает для бизнеса в любой нише чат-боты в социальных сетях, которые строятся с помощью удобного конструктора — специалист должен уметь правильно работать с ним. Ему необходимо быть усидчивым и внимательным. В остальном это набор скорее творческих и стратегических, нежели чисто технических задач.
● Менеджер по продажам в мессенджерах (от 80 000 руб/мес)
Менеджер в переписке помогает клиенту выбрать товар и совершить покупку. Здесь требуется умение превращать переписки в продажи — выявлять потребности пользователей и подбирать для них лучшие предложения.
● Дизайнер веб-UI-UX (от 150 000 до 250 000 руб/мес)
UX-дизайнер создает продукт так, чтобы он был максимально эффективным и решал главные задачи пользователей. UI-дизайнер — отвечает за визуальное исполнение концепции UX-дизайнера.
Специалистам необходимо уметь влиять на маркетинговые и коммерческие показатели через визуальные инструменты: цвета, формы, шрифты, анимацию, а также знать программы: Sketch, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Figma, InVision Studio, Procreate.
● Специалист по продвижению товаров в WB или OZON (от 70 000 руб/мес)
Он организовывает продажи товаров через маркетплейсы Wildberries и OZON. Требуется знание правил маркетплейсов и особенностей торговли, умение продумывать продуктовую линейку, исходя из спроса, трендов, предложений конкурентов.
Кстати, сегодня в сети можно найти более 3000 вакансий по работе с торговым онлайн-площадками.
Где учиться:
Среди потребителей растет спрос на удаленное образование и учебные программы, позволяющие овладеть дополнительным набором навыков или новой профессией. Поэтому в этой отрасли появляется все больше онлайн-школ, -платформ, -курсов. Вот некоторые из них:
● Udemy
● Skillbox
● Edston
● ToDoo.ru
Где искать работу:
Соискатели могут воспользоваться профильными сайтами для поиска работы: например, hh.ru, superjob.ru или profi.ru. Удаленные вакансии также публикуют в Телеграм-каналах: «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu), «Finder.vc: удалённая работа — вакансии» (@theyseeku), «Работа в медиа» (@dddwork), «Патрик Пашет» (@patrikpashet), «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu).
Кроме того, некоторые образовательные платформы помогают своим студентам монетизировать навыки после обучения. Например, ToDoo.ru — партнерами проекта выступают работодатели, которые следят за успехами пользователей на платформе, чтобы захантить в свои компании самых старательных и активных.
Подытоживая
Рост рынка удаленных профессий показывает, что гибкость и свобода становятся новой философией управления. Современные форматы работы способствуют появлению взаимного доверия и открытости между сотрудником и руководителем и повышают уровень их ответственности по отношению к себе и друг другу. Сегодня на задний план уходят тотальный контроль и искусственные ограничения, разрушающие проактивность, самостоятельность и творчество.