Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Coastally carelessly

Regulators and sectoral specialists disagree on the assessment of the adopted amendments to the law on fisheries

Coastally carelessly
Discussions are continuing on the amendments to the federal law "On Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources" adopted in the spring session of the parliament and already signed by the president. At a recent press conference, the head of Rosrybolovstvo, Ilya Shestakov, tried to convince journalists that all the threats that fishermen have noted are mostly contrived.

It should be reminded that the document developed by Rosrybolovstvo and the Ministry of Agriculture of Russia in pursuance of the instructions of the Presidium of the State Council on the development of the fishery complex, which was held in October 2015 under the chairmanship of the President of Russia Vladimir Putin, provides for changes in the allocation of quotas for catching fish and other aquatic biological resources. The bill, in particular, provides for an increase in the timeframe for fixing fish quotas on the basis of the "historical principle" to 15 years from the current 10 years (in 2008, quota shares were fixed for 10 years), allocation of 20% quotas for investment purposes, Aquatic bioresources for two consecutive years from 50% to 70% of the volume of allocated quotas.

It is expected that an increase in the degree of necessary development of the allocated quotas, subject to the production of at least 70% of them on their own vessels, will lead both to an increase in catch volumes and to the exclusion of so-called quota rentiers - inefficient users who do not have their own fleet. In addition, the amendments imply allocating up to 20% of quotas for the extraction of aquatic biological resources for investment purposes: the purchase of new fishing fleet vessels built at Russian shipyards and the construction of processing facilities for aquatic biological resources.

In order to eliminate unnecessary administrative barriers, the draft law envisages the introduction of a single fishing space and the conclusion of a single agreement on fixing the shares of the production quota permitting industrial and coastal fishing. Fishermen will be able to independently choose for themselves the conditions of fishing - coastal or industrial fishing. It is planned to provide an economic stimulus for the development of coastal fishing and coastal processing. In particular, with the allocation of quotas for coastal fishing, an incremental coefficient of 1,2 will be applied, and the catch of coastal fishery will be delivered to the territory of Russia in live or chilled form.

To date, the main discussions on the law have flared up around the fact that it, in fact, removes the line between industrial and coastal fishing and introduces the concept of a single fishing space. And also around the fact that the law limits the delivery to shore of frozen coastal fish. Such an approach, perhaps, will create significant difficulties for small and medium-sized businesses operating in the fisheries sector. Such claims to the law are put forward not only by the fishermen, but also by the expert community and authorities of some regions.

According to the head of the Federal Agency for Fisheries Ilya Shestakov, "It should be clearly understood that what is now called coastal fishing in fact as such is not. The only difference between industrial and coastal fishing now is only that within the first one the company must deliver its products to the port, then decorate it and deliver it to the consumer, and within the second - deliver it to the port, for some time unload , Then load back and then in the same way someone put it. "

The head of the Federal Agency for Fishery believes that currently the same industrial fishing is being carried out under the guise of coastal fishing. But at the same time there are no additional obligations for "coastal" companies. Moreover, in recent years, they were given a number of opportunities - for example, freezing fish, processing it on ships, allowed to go beyond the 12-milny zone. At the same time, the quotas between industrial and coastal fishermen are artificially separated - on the basis of a certain historical principle, the meaning of which is completely incomprehensible. And, which already seems completely irrational, the volume of quotas allocated is subject to constant changes - it can change annually depending on one or another decision of scientific institutions while the fishermen carry out their work in a single way, thereby making possible the occurrence of large corruption risks, - said Ilya Shestakov.

In turn, the amendment to the Federal Law "On Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources", an innovation that introduces the concept of a single fishing space and recognizes within it all companies that are now industrial and coastal, industrial, according to him, on In fact, only will favorably affect today's small and medium businesses. Since all those fishing companies that, thanks to the amendments to the law, will be recognized as industrial, will be, for the most part, none other than small enterprises with small vessels. That is, this innovation is not something that is not a threat, but rather a measure of support for small and medium-sized businesses in the amount of allocating 20% of the catch quotas.

"The same companies that are now engaged in so-called" coastal "fisheries, and precisely what is just called, as a result of the introduced amendments will simply acquire the relying status of industrial. As for the delivery of coastal frozen fish, we do not impose any ban on it. We are only create an incentive for the delivery of coastal fish in fresh and chilled, "- said Ilya Shestakov.

But despite this description of the current state of affairs in Russian fisheries and statements about the positive consequences of the introduction of amendments to the Federal Law "On Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources", fishing companies still hold their own.

"The decision of VARPE - not to support this set of amendments - was adopted unanimously by the general meeting of its members," the president of the All-Russian Association of Fishery Enterprises told EastRussia Alexander Fomin. “At the same time, our association, like all other industry associations, was fundamentally opposed to the proposed selection of quotas from bona fide users, which could be 40%, of which 20% is for investment quotas, and 20% is for stimulating coastal fishing."

According to Alexander Fomin, the association also opposed a single fishing area and a single contract for industrial and coastal fishing, and in this case "this position coincided with the opinion of the majority of leaders of coastal Russian regions."

"Unfortunately, we have not been able to fully defend these positions," the president of the WWARP said. - Nevertheless, we still achieved that investment quotas can be obtained only for the constructed investment object. At present, domestic shipyards are loaded with government orders for construction of ships under the outfit, and in this connection mass construction of fishing vessels is possible only through 2-3. Another 2-3 year will be required to build ships, total 5-6 years, which fishermen win - during which they can safely work on their quotas. With regard to coastal fisheries, the enacted law provides that incentives with an 1,2 ratio are applied to enterprises that supply fresh and cooled fish to the shore. Here it is also obvious for us, as a result of this measure, most of the companies will refuse to implement coastal fishing and will go into the industrial one, so that the volumes of coastal fishing will decrease by several times. "

At the same time, the expert noted that positive aspects are characteristic of the introduced code of amendments. For example, in his opinion, such is the increase in the term for assigning a share of production quota to a user to 15 years However, as Alexander Fomin told EastRussia correspondent, initially, when drafting amendments, VARPE received a proposal to extend this period to 25 years. As examples of other positive aspects of the set of amendments, he cited the imposition by them of the obligation of enterprises to choose more than 70% of the allocated quotas and yields of the 70% of the quota on their own or chartered vessels for two years.

"Recognition of all fishing companies as leading industrial fisheries seems appropriate, since this means that all of them will be presented with uniform working conditions, and the fact that today both the so-called coastal fishermen and industrial fishermen should be equal before the law - there is no doubt , - commented to the EastRussia correspondent of the innovations envisaged by the new amendments, the associate professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia of the Moscow State University named after MV Lomonosov Alexander Danshin. - Stimulating the delivery of coastal fish, envisaged by the new corpus of amendments, seems less straightforward - only the need to deliver coastal fish to the shore, but not the type of delivery to the shore, should be stimulated by law. It should be stimulated only by the law of the market and nothing more. As for the fact that the state went on increasing the term for fixing the share of production quotas to 15 years, and not 25 years for the user, it still seems to be a significant measure of support for fishing companies, because as a result of it, their catch volumes anyway will increase. The duties imposed by the amendments on more than 70% of the allocated quotas within two years, and on the 70% catch on own or chartered vessels are undoubtedly a good step by the state, but at the moment it’s impossible to provide such indicators by Russian fishing companies. In the future, it is possible, but only with appropriate efforts on the part of companies and additional support from the state. ”

For its part, the co-developer of the code of amendments - the Ministry of Eastern Development - as a whole positively assesses both the law and its prospects, but rather calmly - soberly assessing the current state of affairs in shipbuilding and fish processing, it was responsible for developing the mechanism of investment quotas.

"Yes, we should not hide the fact that at present there is no general experience in building fishing vessels in Russia, and the existing shipyards are very heavily loaded with orders," the director of the Department for Ensuring the Implementation of Investment Projects of the Ministry for the Development of the Far East informed the EastRussia correspondent. Alexander Krutikov. - But, according to the information provided to the agency by the management of the United Shipbuilding Corporation, there are some free capacities for building fishing vessels at Russian shipyards. Their construction is a complex and slow process. The creation of a ship at the shipyard takes at least 2 years. But when developing the mechanism of investment quotas, the ministry was well aware that the process of creating the Russian fishing fleet would require full state support, including participation in risk insurance. "

“As for the implementation of the law as a whole, its effectiveness is possible due to the fact that the law is transparent in the full sense of the word. That is, it ensures the transparency of many procedures in the fishing industry,” said Alexander Krutikov.

September 29: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Прибрежно-небрежно

Регуляторы и отраслевики расходятся в оценках принятых поправок в законодательство о рыболовстве

Прибрежно-небрежно
Не утихают дискуссии по поводу поправок в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», принятых в весеннюю сессию парламента и уже подписанных президентом. На недавней пресс-конференции глава Росрыболовства Илья Шестаков попытался убедить журналистов в том, что все угрозы, которые отмечают рыбаки – большей часть надуманны.

Напомним, что документ, разработанный Росрыболовством и Минсельхозом России во исполнение поручений президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которое состоялось в октябре 2015 года под председательством Президента России Владимира Путина, предусматривает внесение изменений в порядок распределения квот на вылов рыбы и других водных биоресурсов. Законопроект, в частности, предусматривает увеличение срока закрепления квот на вылов рыбы на основе «исторического принципа» до 15 лет с нынешних 10 лет (в 2008 году доли квот были закреплены на 10 лет), выделение 20% квот на инвестиционные цели, повышение порога освоения водных биоресурсов в течение двух лет подряд с 50% до 70% от объема выделенных квот.

Ожидается, что повышение степени необходимого освоения выделенных квот при условии добычи не менее 70% из них на собственных судах приведет как к увеличению объемов вылова, так и к исключению так называемых квотных рантье – неэффективных пользователей, не имеющих собственного флота. Кроме того, поправки предполагают выделение до 20% квот добычи водных биологических ресурсов на инвестиционные цели: на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биоресурсов.

В целях устранения излишних административных барьеров законопроектом предполагается введение единого промыслового пространства и заключение единого договора о закреплении долей квоты добычи, позволяющего осуществлять промышленное и прибрежное рыболовство. Рыбопромышленник сможет самостоятельно выбрать для себя условия промысла – прибрежное либо промышленное рыболовство. Для развития прибрежного рыболовства и береговой переработки планируется предоставлять экономический стимул. В частности, при выделении квот для прибрежного рыболовства будет применяться повышающий коэффициент 1,2, а доставка улова прибрежного рыболовства будет осуществляться на территорию России в живом или охлажденном виде.

На сегодняшний момент основные дискуссии по закону разгорелись вокруг того, что он, по сути, убирает грань между промышленным и прибрежным рыболовством и вводит понятие единого рыболовного пространства. А также вокруг того, что закон ограничивает доставку на берег замороженной прибрежной рыбы. Такой подход, возможно, создаст существенные сложности для малого и среднего бизнеса, работающего в рыбохозяйственной отрасли. Такие претензии к закону выдвигают не только сами рыбаки, но также экспертное сообщество и власти некоторых регионов.

По словам руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, “следует отчетливо понимать, что то, что сейчас называется прибрежным рыболовством по факту как таковым не является. Единственное различие между промышленным и прибрежным рыболовством сейчас заключается только в том, что в рамках первого компания должна доставлять свою продукцию в порт, затем её оформлять и осуществлять доставку до потребителя, а в рамках второго – доставить её в порт, на какое-то время выгрузить, затем загрузить обратно и затем точно так же кому-то её поставить".

Глава Росрыболовства считает, что в настоящее время под видом прибрежного рыболовства осуществляется то же самое промышленное рыболовство. Но при этом никаких дополнительных обязательств у "прибрежных" компаний нет. Даже более того, за последние годы им был был предоставлен целый ряд возможностей – к примеру, заморозки рыбы, её переработки на судах, позволили выходить за 12-милльную зону. И квоты в то же время между промышленными и прибрежными рыбаками разделены искусственно – на основе некоего исторического принципа, смысл которого  совершенно непонятен. И, что уже представляется полностью иррациональным, объем распределяемых квот подвержен постоянным изменениям – он может меняться ежегодно в зависимости от того или иного решения научных институтов в то время как рыбаки осуществляют свою работу единым образом, тем самым делая возможным возникновение больших коррупционных рисков, – рассказал Илья Шестаков.

В свою очередь, предусматриваемое поправками в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нововведение, которое вводит в практику понятие единого промыслового пространства и признает в рамках него все компании, представляющие сейчас собой промышленные и прибрежные, промышленными, по его словам, на самом деле, только благоприятно скажется на современном малом и среднем бизнесе. Так как все те рыболовные компании, которые благодаря поправкам в закон будут признаны промышленными, будут в большинстве своем ни кем иным, как малыми предприятиями с небольшими судами. То есть данное нововведение не то, что не угроза, а наоборот  – мера поддержки для малого и среднего бизнеса в размере выделения 20% квот на вылов.

"Те же компании, которые сейчас занимаются так называемым "прибрежным" рыболовством, и именно что только называемым, в результате вводимых поправок просто приобретут полагающийся статус промышленных. Что же касается доставки прибрежной замороженной рыбы – никакого запрета на неё мы не вводим. Мы только лишь создаем стимул для доставки прибрежной рыбы в свежем и охлажденном виде", – заявил Илья Шестаков.

Но несмотря на такое описание современного состояния дел в российском рыболовстве и заявления о положительных последствиях от введения поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», рыбодобывающие компании по-прежнему стоят на своем.

"Решение ВАРПЭ – не поддерживать данный свод поправок – было принято единогласно общим собранием его членов, – заявил корреспонденту EastRussia президент Всероссийской Ассоциации Рыбохозяйственных Предприятий Александр Фомин. – При этом наша ассоциация, как и все другие отраслевые ассоциации, выступала принципиально против предлагаемого отбора квот у добросовестных пользователей, который может составить 40%, из них 20% – для инвестиционных квот, и 20% – для стимулирования прибрежного рыболовства".

По словам Александра Фомина, ассоциация также выступала против единого промыслового пространства и единого договора на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства, и в данном случае "эта позиция совпадала с мнением большинства руководителей прибрежных российских регионов".

“К сожалению, нам не удалось полностью отстоять эти позиции, – отмечает президент ВАРПЭ. – Тем не менее, мы все же добились, что инвестиционные квоты могут быть получены только под построенный объект инвестиций. В настоящее время отечественные верфи под завязку загружены госзаказами по строительству судов, и в этой связи массовое строительство рыбопромысловых судов возможно только через 2-3 года. Еще 2-3 года потребуется на постройку судов, итого 5-6 лет, которые выигрывают рыбаки – в течение которых они могут спокойно работать на своих квотах. Что касается прибрежного рыболовства, то в принятом законе предусмотрено, что стимулирование с коэффициентом 1,2 применяется в отношении предприятий, поставляющих на берег свежую и охлажденную рыбу. Здесь для нас также очевидно, в результате данной меры большая часть компаний откажется от осуществления прибрежного рыболовства и перейдёт в промышленное, так что объёмы прибрежного рыболовства сократятся в разы".

При этом эксперт отметил, что для вводимого свода поправок характерны и положительные моменты. К примеру, по его мнению, таковым является увеличение срока закрепления за пользователем доли квоты добычи до 15 лет. Правда, как рассказал корреспонденту EastRussia Александр Фомин, изначально при разработке поправок со стороны ВАРПЭ поступало предложение об увеличении данного срока до 25 лет. В качестве примеров других положительных моментов свода поправок он привел предусматриваемое ими вменение в обязанность предприятиям в течение двух лет выбирать более 70% выделенных квот и вылова 70% квоты на собственных или зафрахтованных судах.

"Признание всех рыболовных компаний ведущими промышленное рыболовство представляется целесообразным, так как это означает, что ко всем ним будут предъявляться единые условия работы. А то, что сегодня как так называемые прибрежные рыбаки, так и промышленные рыбаки должны быть равным перед законом – не вызывает сомнения, – прокомментировал корреспонденту EastRussia нововведения, предусматриваемые новыми поправками,  доцент кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Даньшин. – Стимулирование доставки прибрежной рыбы, предусматриваемое новым сводом поправок, представляется менее однозначным – законодательно следует стимулировать только необходимость доставки прибрежной рыбы на берег, но не вид её доставки на берег. Его должен стимулировать только закон рынка и ничего не более. Что же касается того, что государство пошло на увеличение срока закрепления за пользователем доли квоты добычи до 15 лет, а не до 25 лет, представляется все равно значительной мерой поддержки для рыбодобывающих компаний, так как в результате него объёмы их вылова все равно так или иначе возрастут. Вменяемые же поправками обязанности освоения свыше 70% выделенных квот в течение двух лет, и вылова 70% – на собственных либо же зафрахтованных судах – несомненно хороший шаг со стороны государства, но на данный момент обеспечение таких показателей российскими рыбодобывающими компаниями представляется невозможным. В перспективе – возможно, но только при соответствующих усилиях со стороны компаний и дополнительной поддержке государства”. 

Со своей стороны соразработчик свода поправок – Минвостокразвития – в целом положительно оценивает как сам закон, так и его перспективы, но довольно спокойно – трезво оценивая современное состояние дел дел в судостроении и рыбопеработке, за разработку механизма инвестиционных квот, имеющих целью их развитие оно отвечало.

"Да, не стоит скрывать тот факт, что в настоящее время в России нет вообще опыта строительства рыболовных судов, а действующие судоверфи очень сильно загружены заказами, –  проинформировал корреспондента EastRussia директор Департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. – Но, согласно предоставленной ведомству руководством Объединенной судостроительной корпорации информации, некоторые свободные мощности для строительства рыболовных судов у российских судоверфей, все же, есть. Их строительство – это процесс сложный и небыстрый. На создание одного судна у судоверфи уходит не менее 2 лет. Но при разработке механизма инвестиционных квот, министерство прекрасно отдавало себе отчёт в том, что процесс создания российского рыболовного флота потребует всесторонней поддержки со стороны государства, включая участие в страховании рисков".

"Что же касается реализации закона в целом, то его эффективность представляется возможной в силу того, что закон является в полном смысле слова транспарентным. То есть обеспечивающим прозрачность множества процедур в рыболовной отрасли", – отметил Александр Крутиков.