Тренд депопуляции Дальнего Востока остается на уровне «замедлился, но не остановился»
На VII Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока и Арктики», состоявшейся в Якутске 23-24 июня, эксперты и вовлеченные в процесс принятия решений вновь обсуждали, как удержать дальневосточников на родной земле, а также привлечь в регион новых жителей. Помочь в этом должны новые модели финансирования здравоохранения на удаленных территориях, инициативы по совершенствованию демографической политики, повышение доходов населения и уровня жизни, увеличение продолжительности жизни и реализация масштабных промышленных проектов.
По данным Росстата на 2021 год, численность населения Дальнего Востока составляет 8,1 млн человек. Женщин традиционно больше, чем мужчин – 52% против 48%. Самый большой регион по численности в ДФО – Приморский край (1,9 млн человек), на втором месте по этому показателю – Хабаровский край (1,3 млн жителей), замыкает тройку лидеров Забайкалье (1,05 млн проживающих). По данным Минвостокразвития, относительно 1990 года численность населения в макрорегионе сократилась на 22% (в среднем по России – 1,4%). Основной причиной демографических потерь считается миграционный отток населения.
Председатель комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты РФ Сергей Рыбальченко отметил, что Дальний Восток является витриной лучших демографических решений.
«Мы знаем положительный опыт повышения рождаемости в Сахалинской области, прекрасный опыт поддержки рождаемости в Якутии, снижения смертности, повышения средней продолжительности жизни. Знаем о мечте Якутии достичь численности населения более одного млн человек и верим, что это произойдет», – добавил он.
Глава Якутии Айсен Николаев рассказал, что в регионе живут 32 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается более 110 тыс. детей. Год столетия Якутской АССР в республике объявлен Годом Матери. Для каждого ребенка, рожденного в юбилейном 2022 году, учрежден целевой капитал «Дети столетия» в размере 100 тыс. рублей.
«Мы гордимся тем, что наша республика традиционно является одним из лидеров в стране по рождаемости. Большие семьи, где в заботе и любви нескольких поколений растет много детей – это одна из наших замечательнейших традиций. Сохранение лидирующих показателей рождаемости обеспечивается за счет рождения третьих и последующих детей, то есть за счет многодетных семей. В Якутии реализуется жилищная программа для семей с пятью и более детьми. В ней участвуют свыше 1800 семей, и я поставил перед правительством республики за пять лет полностью решить этот вопрос. С 2020 года в республике обнулен транспортный налог для многодетных. По моему предложению ряд муниципальных образований принимает решения об освобождении семей с пятью и более детьми от налога на имущество. В прошлом году внедрена “Карта жителя Якутии”, в том числе как дополнительный цифровой сервис для многодетных семей. В этом году мной расширены преференции по льготному и бесплатному посещению многодетными семьями учреждений культуры и спорта. Особое внимание уделяем приемным семьям, парламент поддержал мои предложения и принял закон о двукратном увеличении вознаграждения приемным семьям», – сказал Айсен Николаев.
Вице-спикер Госдумы РФ Анна Кузнецова, выступая по ВКС, отметила, что все в стране должно быть настроено на семью и детей, решение демографических вопросов. Также нужна позитивная информационная среда, для чего нужно задействовать все ресурсы: интернет, радио, телевидение, газеты и даже баннеры на улицах.
«Когда я была в Якутии, мне было приятно видеть социальную рекламу, которая популяризирует ценности семьи, материнства, детства, отцовства. Нужно заметить, Якутия находится в тройке лидеров Дальневосточного округа по коэффициенту рождаемости», – добавила она.
Заместитель министра развития Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов отметил, что опыт Якутии изучается и будет масштабироваться на всю территорию Дальнего Востока и Арктики.
Зампред правительства Магаданской области Татьяна Савченко на конференции рассказала, что в рамках ВЭФ-21 президент РФ поддержал обращение губернатора Магаданской области Сергея Носова о необходимости изменения подходов к финансированию системы здравоохранения регионов с низкой плотностью населения и плохой транспортной доступностью, коих на Дальнем Востоке много. Рабочая группа с участием представителей всех дальневосточных регионов выработала концепцию, согласно которой новая модель финансирования включает выделение средств ненормативным медорганизациям (их насчитывается 731 в населенных пунктах с населением до десяти тыс. человек) – на текущий год 22,6 млрд рублей, на 2023 год – 23,9 млрд рублей, на 2024 год – 25,3 млрд рублей из федерального бюджета. Также среди предложений – финансирование санавиации по фактическим объемам (потребуется около семи млрд рублей ежегодно), погашение просроченной кредиторской задолженности медорганизаций (2,5 млрд единовременно). В части кадрового обеспечения (программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер») рабочая группа предложила увеличить выплаты в два раза. На цифровизацию здравоохранения предложено выделять 31 млрд рублей ежегодно.
«Все эти меры направлены на увеличение жизни на пять лет и снижение смертности в трудоспособном возрасте на 35 лет – а это одно из поручения президента РФ», – сказала Татьяна Савченко.
Делегацию Хабаровского края представил заместитель председателя правительства региона по социальным вопросам Евгений Никонов. В своем докладе он сделал акцент на необходимости улучшения качества медпомощи в труднодоступных населенных пунктах, что является общей проблемой для всех дальневосточных регионов. Он добавил, что Хабаровск выбран площадкой под строительство международного медицинского кластера на Дальнем Востоке. Ранее эту идею поддержал полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Будущий медицинский кластер объединит центры инфаркта и инсульта, перинатальный центр, онкологическую помощь. Ключевыми направлениями в рамках международного сотрудничества станут центр экспертной эндоскопии, пластической хирургии, персонализированной медицины и лаборатории клинической фармакологии. Предварительный срок начала строительства – 2024 год.
В конференции приняла участие и министр социальной защиты населения Амурской области Наталья Киселева. Она отметила, что необходимо сформировать информационную среду через пропаганду положительных примеров благополучных многодетных семей.
Губернатор Камчатки Владимир Солодов выступил с докладом на тему: «Ускоренное социальное развитие регионов за счет реализации проектов социального воздействия».
«Именно ценности – наше восприятие жизни, наши приоритеты – определяют то, какие решения в семейной политике мы проводим. И в этом смысле сводить демографию к факторам доходов, к вопросам баланса стоимости жизни и расходов или, тем более, к климатическим факторам, конечно, было бы неправильно. И Якутия является лучшей иллюстрацией этого тезиса. Находясь в самых суровых на Дальнем Востоке условиях, республика демонстрирует устойчивый прирост населения. И мне кажется, нам нужно не забывать про ценности, про идеологию, про формирование правильного отношения в семьях к детям, а среди нашей молодежи — к родной земле», — отметил Солодов.
В Сахалинской области установлено более 50 мер социальной поддержки для семей с детьми. Среди них – каждая молодая семья при рождении первенца получает единовременную денежную выплату в размере 54 444 рублей; студенческим семьям при рождении ребенка предоставляются единовременная выплата в размере 57 438 рублей; на семью при одновременном рождении трех и более детей выделяется один млн рублей. Семьям, имеющим четырех и более детей, на Сахалине доступна единовременная выплата на приобретение жилья: в среднем до 7,5 млн рублей, а также социальная выплата многодетным при рождении третьего или последующих детей в размере половины стоимости приобретаемого жилья; единовременная социальная помощь семьям, выплачивающим ипотечные жилищные кредиты, в случае рождения второго ребенка – почти 250 тыс. рублей. В результате с 2011 по 2016 годы коэффициент рождаемости в регионе вырос на 38%. Этот показатель на Сахалине выше, чем в среднем по России и по Дальнему Востоку в 2018 году: Сахалинская область – 1,95, Россия – 1,58, ДФО – 1,74.
Вице-премьер Трутнев в рамках ВЭФ-21 предложил президенту России распространить опыт сахалинцев на остальные десять регионов Дальневосточного федерального округа.
За 11 месяцев 2021 года жителей Дальнего Востока стало на 5,5 тыс. больше. Миграционный прирост зафиксирован в пяти дальневосточных регионах. В целом по ДФО с 2013 по 2020 годах отток населения сократился более чем в 2,5 раза. Больше всего приезжих пришлось на Якутию – число новых жителей региона превысило число уехавших на 7,65 тыс. человек. Хабаровский край на втором месте по количеству переселенцев – население региона увеличилось на 5 660 человек. Положительное сальдо по количеству жителей зафиксировано также на Камчатке – плюс 1,93 тыс. человек, в Сахалинской области – 800 человек, и на Чукотке – местных жителей стало на 600 человек больше. Главной причиной увеличения жителей ДФО эксперты называют реализацию инвестпроектов, благодаря которым в дальневосточных появились 87 тысяч новых рабочих мест. В макрорегионе заработали более 450 предприятий. Параллельно созданию предприятий и рабочих мест идет развитие социальной инфраструктуры и строительство жилья. Одной из самых востребованных социальных программ стала «Дальневосточная ипотека», с помощью которой улучшили жилищные условия более 33 тыс. молодых семей.
Юлия БородинаЭтот текст EastRussia планировала опубликовать еще в конце марта - по следам визита в Приморье заместителя Генерального прокурора РФ Дмитрия Демешина. Он объявил заместителю председателя правительства Приморского края Наталье Бондаренко предостережение в связи с неполным освоением бюджетных средств национального проекта «Демография» в части строительства детских садов. Запрос в ведомство Натальи Бондаренко редакция направила 24 марта, ответ получен 8 апреля, т.е. на его подготовку ушло две недели. Видимо все силы были брошены на «Демографию».
Причиной для предостережения Генпрокуратуры стало то, что из перечисленных в 2020 году на строительство 18 детских садов денежных средств, краевыми властями освоено лишь 43 процента, остальные возвращены в федеральный бюджет.
«Недостаточный контроль над строительством, непринятие достаточных мер к освоению выделенных бюджетных средств может привести к срыву целевых показателей национального проекта по введению дополнительных мест для детей в 2021 году», — считает ведомство. В переводе с юридического предостережение означает: отныне мы к вам присматриваемся пристальнее, а вы на грани, еще чуть-чуть и не исключен риск возникновения серьезных правонарушений.
В 2020 году в крае должны были открыться девять новых дошкольных учреждений (ДОУ), а появилось четыре: во Владивостоке, в Дальнереченске, в Большом Камне и в селе Хмыловка.
Подобного поворота событий, похоже, в Приморье ждали. Опасения не успеть построить все планируемые детские сады озвучивались в 2020 году. Первый заместитель министра образования и науки Ирина Бушманова говорила, что риски имеются сразу по пяти муниципалитетам: Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка и Надеждинский район.
Фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Также летом прошлого года председатель правительства Приморского края Вера Щербина заявила, что есть необходимость в корректировках национальных проектов из-за COVID-19. При этом главные риски по неисполнению показателей пали на нацпроект «Демография».
«Другие подходы» - это создание в существующих ДОУ дополнительных групп, в некотором смысле, уплотнение. Так, в 2020 году почти все 11 дополнительных групп, или 906 мест по всему краю, созданы для детей до трех лет. Почему именно для этой возрастной группы? Потому что в крае существует региональный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет». И, без иронии, в существующих реалиях дополнительные группы, действительно, выход: хоть какая-то часть матерей может отдать детей в ясли и пойти работать. Краевое управление образования тоже стимулирует развитие альтернативных форм дошкольного образования
«Разработан порядок предоставления субсидии, который предусматривает компенсацию затрат частным детским садам. Таким образом, родители платят ежемесячно такую же сумму, как и в муниципальном саду, а разницу по содержанию ребенка в частном детскому саду, либо в группе по присмотру и уходу возмещает государство», — отмечает Ирина Бушманова.
Невыполнение программы по строительству дошкольных учреждений кроме дефицита бюджетных средств, вызванных ситуацией с коронавирусом, происходит из-за традиционного затягивания сроков строительства, недостаточного контроля за исполнителями со стороны заказчиков – муниципалитетов. А порой просто отсутствия возможности построить, например, в прошлом году никто не захотел строить детский сад на 60 мест в районном центре - селе Хороль: на объявленный тендер не откликнулась ни одна компания.
При этом, как следует из письменного ответа Натальи Бондаренко на вопросы редакции, в Приморье стопроцентная обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях, но «безусловно, потребность в создании мест сохраняется». Как так? Да, без присмотра малыши не остаются, но они посещают либо группы дошкольного образования в общеобразовательных организациях; либо переполненные группы в детсадах; либо ходят в детсады не по месту проживания.
Между тем ситуация с недовыполнением показателей национального проекта «Демография» во Владивостоке уже привела к уголовному делу. Оно возбуждено прокуратурой города по признакам преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (халатность). Три ДОУ в районе улиц Кипарисовой, Крыгина и микрорайоне «Снеговая падь» во Владивостоке на сумму 586,5 миллиона рублей должны были быть построены в 2019-2020 годах. Прокуратура установила, что «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» не надлежаще контролировала выполнение работ, вовремя не устранила недостатки в проектной документации.
В итоге городскому бюджету нанесен ущерб на сумму более 43 миллиона рублей.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Есть в краевом центре еще одна проблемная стройка – два детских сада в микрорайоне Патрокл. Правда, один построен еще в прошлом году, но до сих пор не принят: то детской площадки нет, то благоустройства, то кухонное оборудование долго завозят. Мэр Олег Гуменюк недавно назвал новый срок начала работы этого ДОУ – весна наступившего года.
Второй детский сад должен был быть сдан в ноябре 2020 года, но сроки перенесены на год – на ноябрь 2021-ого. Как сообщается на сайте администрации Владивостока, это вызвано необходимостью внесения изменений в проектную документацию. Обнаружилось «несоответствие групп залегающих грунтов тем, что были изначально учтены в документации».
Прокуратура Владивостока и по этим объектам уже напомнила Олегу Гуменюку, что срывать национальные проекты недопустимо: «За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ (халатность)».
В 2021 году в рамках проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в Приморье планируется завершить строительство восьми детских садов: Владивостоке; яслей на 150 мест в Надеждинском и Шкотовском районах; дошкольных учреждений на 230 мест – в Артеме, на 220 мест – в Уссурийске, на 200 мест – в Ханкайском округе, на 60 мест – в Хорольском округе, на 120 мест – в Чугуевском округе.
«Наверстать отставание в строительстве дошкольных учреждений невозможно, что обусловлено технологиями строительства и, если нормативный срок строительства сада
13 месяцев, то построить его за 9 месяцев не представляется возможным ни при каких условиях. Особенно с учетом климатических особенностей Приморского края.
Вместе с тем, для решения данной задачи используются иные формы создания мест для детей: создание семейных групп, групп кратковременного пребывания детей при наличии условий и конечно ввод в эксплуатацию новых садов», - считает Наталья Бондаренко.
P.S.
На днях стало известно, что, в Приморье, как минимум, две школы – интерната в поселках Покровка и Кавалерово закрываются. Власти долго «бегали» от педагогических коллективов и родителей (в интернатах обучаются и дети из полных семей), не объясняя причин такого решения. 17 марта в Покровке состоялась встреча педагогического коллектива и местных властей. Последние заявили, что решение о расформировании школы – интерната принято из-за того, что в связи с COVID-19 бюджет края недополучает средств от налогов. Проблемой уже занялись депутаты Законодательного Собрания Приморского края.
В ушедшем году Приморье стало третьим регионом России по количеству покинувшего его населения после Омской и Иркутской областей. В 2020-м – край покинуло 6,2 тысяч человек, в 2019-м – 7,4 тысячи, по данным Росстата. Но есть еще такой «Восточный центр государственного планирования», по данным которого, в 2020 году из Приморья уехало почти 11,5 тысяч человек. Неизвестно, как считает «Востокгосплан», но данные Росстата базируются на данных о снявшихся с регистрации приморцах. Местные эксперты уже обращали внимание на эту «вилку», потому что немало жителей Приморья уезжает в другие регионы, сохраняя прописку в крае.
Причины оттока следует искать в невысоких зарплатах и пенсиях, дороговизне жизни, плохо развитой транспортной, коммунальной и рекреационной инфраструктурах, сложном климате. И тех же условиях для развития детей: при дефиците детских садов создание в Приморье нового механизма обеспечения местами в детсадах - возмещение частным дошкольным учреждениям разницы между оплатой родителей и фактическим содержанием ребенка и создание дополнительных групп, о чем писалось выше, - преподносится как достижение. А инструменты развития ДФО типа свободного порта Владивосток, дальневосточного гектара, территорий опережающего развития здесь не работают, поскольку не имеют отношения к ежедневным потребностям человека.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Рецессия мировой экономики, пандемия, неблагоприятные геополитические факторы накладывали свой отпечаток. В нынешних условиях лесоэкспортеры рассчитывают, что государство приостановит действие заградительных мер на вывоз необработанной древесины, что позволит нарастить лесозаготовку и промышленное производство.
Не хватило границ
Поскольку лесная промышленность – одна из экспортоориентированных отраслей, ситуация с внешними рынками в значительной степени повлияла на динамику производства в стране. Пятый санкционный пакет Евросоюза фактически запретил ввоз лесопродукции из России, в то время как другие западные государства ввели высокие пошлины, что вместе с логистическими проблемами серьезно ударило по бизнесу предприятий ЛПК, особенно в центральных регионах РФ.
При этом начало 2022 года было многообещающим по многим видам продукции: в первом квартале в стране росло производство пиломатериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, бумаги и картона, топливных гранул. В марте, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), было заготовлено примерно 16 млн куб. м древесины. Однако в мае объемы упали почти до 6 млн куб. м, после чего наметилось их постепенное восстановление. Но даже в последние месяцы года (традиционно активная заготовка леса во многих регионах начинается с приходом зимы) они не достигли среднемесячного уровня в январе-марте.
По словам директора Рослесинфорга Павла Чащина, в числе крупнейших лесозаготовительных регионов РФ - Иркутская область, Красноярский край, Архангельская и Вологодская области, Республика Коми. Между тем в каждом из этих субъектов зафиксирован спад от 7% до 20% к предыдущему году.
«К сожалению, потенциал внутреннего потребления продукции ЛПК серьезно ограничен и без полноценного экспорта отрасль вынуждена работать в сокращенных объемах производства», - констатирует директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков.
фото: RFP group
Согласно статистике ЕМИСС, из продукции лесопереработки наиболее серьезно пострадал выпуск фанеры клееной. В гораздо лучшей ситуации оказался целлюлозно-бумажный комплекс. Кстати, этот сегмент перерабатывающей отрасли сохраняет инвестиционную привлекательность.
Вложения в целлюлозно-бумажную промышленность только в январе-сентябре 2022 года составили 66,5 млрд руб., что выше соответствующего показателя 2021 года на 27,3%, тогда как весь объем инвестиций крупных и средних предприятий ЛПК России за это время превысил 139 млрд руб. Причем значительная часть капиталовложений – 22 млрд руб. – пришлась на Иркутскую область. Здесь основным инвестором выступает АО «Группа Илим», реализующее проект нового ЦКК в Усть-Илимске.
«Кругляк» для своих
Как индикатор происходящего в отрасли – ситуация с железнодорожными перевозками лесных грузов. По сведениям железнодорожников, общая отгрузка древесины и продукции деревопереработки на станциях РЖД, включая отправки в контейнерах, сократилась к 2021 году на 22%, до 39,5 млн т. В том числе экспорт лесных грузов, отправляемых в вагонах, упал к предыдущему году почти в полтора раза, до 9,9 млн т.
Сокращение погрузки лесопродукции произошло по всем железным дорогам лесных регионов России. На Северной магистрали она снизилась на 18% (до 14,7 млн т), на Горьковской – на 22% (до 3,4 млн т), на Красноярской – на 25% (до 3,4 млн т), на Восточно-Сибирской – на 36% (до 5,2 млн т).
Дальневосточную дорогу спад коснулся в меньшей степени, отправки лесных грузов уменьшились на 9,8%, до 3,8 млн т. Основной причиной снижения объемов стал запрет государства на вывоз за границу необработанного леса хвойных и ряда ценных лиственных пород. В разрезе лесных грузов доля погрузки древесины в сравнении с 2021 годом на ДВЖД сократилась на 22,8%, а погрузка продукции переработки выросла на 19,2%, сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО; структура ОАО «РЖД»).
фото: РЖД
В условиях ограничения экспорта леса произошла ожидаемая переориентация поставок древесины в адрес предприятий ЛПК Дальнего Востока для последующей переработки. В годовом выражении объем перевозок на внутренний рынок, главным образом в пределах ДФО, на ДВЖД увеличился на 13,7% в сравнении с 2021 годом. Основным драйвером роста выступили отправки круглого леса в адрес ООО «Амурская лесопромышленная компания» (входит в лесопромышленный холдинг RFP). «Отмечено, что в 2022 году ООО «РФП Групп» со станций Дальневосточной железной дороги на станцию Мылки [расположена в районе Амурска] погружено 501,9 тыс. т, когда как в 2021 году – 164,5 тыс. т», - проинформировали в Дальневосточном ТЦФТО.
На внешних рынках неспокойно
Одновременно увеличили отправки продукции на Дальний Восток, главным образом для последующего экспорта в страны АТР, предприятия ЛПК из других российских регионов, включая Северо-Западный федеральный округ. В 2022 году погрузка лесных грузов в вагонах и контейнерах в адрес ДВЖД выросла на 7,4%, почти до 8 млн т.
А вот погрузка древесины и продуктов переработки с ДВЖД в направлении других железных дорог страны в сравнении с предыдущим годом осталась практически на прежнем уровне. То есть дальневосточники за этот период не расширили свое присутствие на внутреннем рынке. Их лесопродукция, в том числе переработанная, по-прежнему в большом количестве уходит к потребителям из АТР. В то же время на внешних рынках произошли значительные колебания спроса. Лесопромышленники, как и многие другие экспортеры, оказались в зависимости от мировой рецессии, влияющей на темпы домостроения, поскольку производимая продукция деревообработки в основном используется как конструкционный материал в стройиндустрии.
«В Китае в прошлом году продолжали действовать коронавирусные ограничения, что сдерживало объемы строительства, темпы развития экономики страны в целом, и как следствие, потребление лесоматериалов. Но негативные тенденции наблюдаются и в странах, вышедших из локдауна. В Японии, с октября-ноября 2022 года сократилось строительство домов. США демонстрируют сокращение домостроения с мая 2022 года включительно, увеличивая экспорт своей продукции, в том числе, в Азию, куда и мы поставляем свою продукцию. Цены сокращаются, мировая рецессия продолжается. Все это влияет не только на объемы поставок. В азиатских странах национальная валюта демонстрировала волатильность, дешевела к доллару США, что сказывалось и на выручке наших экспортеров, которая сократилась примерно на 20% из-за курсовых разниц», - говорит председатель Ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко.
То что Китай не избежал кризиса на рынке недвижимости, подтверждают в Рослесинфорге. Помимо пандемии, кризисная ситуация вызвана повышением ключевых ставок Европейским центральным банком и Федеральной резервной системой США. Все обернулось низким спросом со стороны строительной индустрии на пиломатериалы, фанеру и сокращением закупочных цен.
Бревно в помощь
В результате Китай (в 2022 году более 64% от общего объема лесных перевозок по РЖД осуществлялось в направлении этой страны) сократил ввоз лесопродукции из РФ на 10,5% к 2021 году. Однако замедление спроса на его рынках явление временное, считают в Рослесинфорге. Страна отходит от политики жестких локдаунов, и стоит ожидать последующего восстановления строительного сектора и роста инвестиций в инфраструктурные проекты. Это положительно повлияет на российский экспорт. Как прогнозируют эксперты, по мере восстановления строительного сектора, рынки пиломатериалов и фанеры в КНР в течении пяти лет покажут рост в среднем на 15%.
Вместе с тем представители отраслевого сообщества ожидают отмену экспортных ограничений по необработанной древесине. Решение о заградительных мерах принималось в одних экономических реалиях, тогда как с февраля 2022 года условия резко изменились, и нужно менять подходы к внешнеторговому регулированию.
фото: EastRussia
«Одна из форм – дать возможность продавать ту продукцию, которая востребована на рынках. Те деревообрабатывающие производства, которые построены в центральной части России, были первоначально рассчитаны на европейский рынок. У Китая, который остается на сегодня основным потребителем лесных грузов из России, иные требования к тем же пиломатериалам. Кто-то может под это перестроить свое производство, но кто-то нет. Единственная продукция, которая является общеприемлемой и востребованной – это круглый лес», - резюмирует Александр Сидоренко.
Между тем рост лесных поставок зависит от степени решения логистических проблем, поскольку свою продукцию в направлении пограничных переходов с КНР активно отправляют другие экспортеры из разных регионов страны. «Пункты пропуска Забайкальск, Гродеково, Наушки многие годы были основным направлением экспорта лесных грузов, суммарная доля лесопродукции в общем объеме превышала 30%. С ростом поставок других грузов, в первую очередь угля и руды, по итогам 2022 года доля лесных грузов снизилась до 18%», - сообщили в ООО «Транслес».
Вопросы транспортной доступности не решить без поддержки государства, убеждены участники отрасли. «Мы высоко ценим тот объем помощи, который поступает сейчас (в 2022 году объем финансовой господдержки предприятий ЛПК превысил 17 млрд руб. – прим. ред.), но его можно и нужно расширить. Например, логично было бы также выделить ЛПК транспортные субсидии на ежемесячной основе. Это позволило бы представителям сектора покрыть возросшие расходы на доставку грузов, в том числе на новые рынки. Компании смогли бы более четко составлять свои производственные планы, не опасаясь кассовых разрывов», - подчеркивает руководитель направления «Логистика» компании «Свеза» Дмитрий Леонтьев.
Китай и Турция нам помогут
По данным Федеральной таможенной службы, в 2022 году импорт в Россию сократился на 16%. Основными внешнеторговыми партнёрами РФ стали Китай, Турция, Нидерланды, Германия и Белоруссия. Торговый оборот с Китаем при этом вырос на 28%, с Турцией - на 84%.
Точной статистики параллельного импорта по итогам 2022 года ещё нет в открытых источниках, но в декабре ФТС России сообщало, что прогнозирует показатели свыше 20 млрд долларов в стоимостном эквиваленте. С января по декабрь в страну ввезли 2,4 млн тонн товаров в рамках параллельного импорта. Это автомобили, станки, оборудование, технологические линии, изделия лёгкой промышленности и другая продукция.
Рост импортных поставок в ноябре и декабре способствовал снижению цен на потребительском рынке, сообщают в Центробанке.
«За счёт параллельного импорта и пополнения ассортимента продукцией российских производителей медленнее росли цены на одежду и бельё. Так, в Приморском крае в декабре годовой темп прироста цен на непродовольственные товары уменьшился до 10,8% после 11,1% в ноябре», - прокомментировал главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич.
Как это работает
Напомним, что с 28 июня 2022 году вступили в силу поправки к Федеральному закону № 213-ФЗ, легализовавшие параллельный импорт. Список товаров, разрешённых к завозу юридическими лицами без разрешения правообладателя, утверждён приказом Минпромторга и включает более 200 брендов в разных товарных группах от удобрений до автомобилей.
фото: от пользователя от 4045 на Freepik
Поначалу новые условия ввоза иностранной продукции вызывали массу вопросов делового сообщества. Сегодня участники рынка сообщают, что бизнес распробовал параллельный импорт и всё более активно использует эту схему. Появилась масса посредников, готовых доставлять в Россию «запрещённые» товары.
Любой предприниматель может заниматься этой деятельностью при соблюдении ряда условий, поясняют в группе компаний «Пионер Логистик». Товар официально покупают у поставщика или посредника за рубежом, выстраивают логистику через страны без транзитных пошлин и растамаживают его на российской границе с оформлением необходимых документов. Разрешения правообладателя или производителя при этом не требуется. Нормы и требования по безопасности и качеству товаров остаются в силе.
«Мерседес» из пустыни
В Дальневосточном регионе параллельный импорт ожидаемо получил наибольшее распространение на авторынке, сообщают в таможенных органах. Транспортные средства везут из КНР, Кореи и других стран.
Представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко рассказывает, что от пробных партий импортёры переходят к полноценным поставкам. На сегодняшний день процедура понятна и активно используется как автосалонами, так и независимыми поставщиками.
«Большое количество машин в рамках параллельного импорта поступает из Китая. На самом деле эта схема может быть выгоднее, чем везти автомобиль на физическое лицо. Для примера: Mercedes-AMG GT, приобретённый на физическое лицо, обошёлся импортёру в 5,7 млн рублей с учётом таможенной пошлины и утилизационного сбора. Тогда как аналогичное авто, привезенное на юрлицо по параллельному импорту, стоило 5,4 млн рублей. Разница 300 тысяч ощутимая. Плюс в зависимости от системы налогообложения компания может рассчитывать на преференции типа возмещения НДС, и таких нюансов довольно много», - комментирует собеседник.
Денис Максименко добавляет, что определённые категории транспортных средств нельзя привезти на физическое лицо. Только юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право ввозить и растамаживать в России грузовики. Эти же ограничения действуют в отношении пассажирского транспорта. Сегодня параллельный импорт помогает пополнять автопарки предприятий.
Но в основном он используется для поставки дорогих товаров. Например, из Объединённых Арабских Эмиратов, известных своими свободными экономическими зонами, в Россию поступает продукция Apple, электроника и машины премиум-класса.
По оценкам логистической компании Asia Import Group, более 90% товаров из ОАЭ она завозит в рамках параллельного импорта. В компании «Тосэй» среди самых популярных автобрендов из Эмиратов назвали Ford Ranger Wild Track 2023, Lexus RX 350 2023, Toyota Land Cruiser Prado 2023, Lexus lx600 2023, Toyota Hilux 2023, Toyota Camry 2023, Toyota Sequoia 2023, Toyota Tundra. Кстати, Toyota официально разрешила российским дилерам параллельный импорт и продолжает экспортировать в Россию запчасти и детали, необходимые для гарантийного текущего технического обслуживания автомобилей.
На данный момент это одна из главных проблем поставок. Вся ввезённая «параллельно» продукция должна подлежать гарантированному обслуживанию. Но ограничения удорожают логистику и увеличивают сроки ожидания. В итоге автовладелец может получить нужную автозапчасть через три месяца, а стоить она будет в несколько раз дороже, чем до введения санкций. Параллельный импорт автозапчастей также набирает популярность на Дальнем Востоке.
Народное потребление
Что касается лёгкой промышленности, в этом сегменте новая схема помогает возвращать известные бренды на полки, комментирует аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова.
«Розничные продавцы используют механизм параллельного импорта, чтобы дифференцировать своё предложение, привлекая новые бренды. Например, товары категории «Одежда» в перечне Минпромторга указаны без ограничений по брендам, вероятно, таким образом мы увидели появление товаров британского бренда Primark на Ozon», - поясняет эксперт.
Интересны тенденции импортозамещения продуктов питания и бытовой химии. Дальневосточные ритейлеры рассказали агентству, что отечественный производитель заменил большинство выпадающих позиций. Опустевших полок, как это прогнозировали некоторые эксперты, потребители не увидели.
В хабаровской сети «Самбери» сообщают, что российские компании успешно замещают такие бренды, как Henkel и Procter & Gamble.
фото: X5 Group
Директор камчатской розничной сети супермаркетов «Шамса» Андрей Солониченко сообщил, что фактически проблемы возникли только с поставками алкоголя. Например, в России сложно найти элитный виски, сопоставимый по качеству с «запрещёнными» иностранными аналогами.
«Поддерживать ассортимент алкогольной продукции – задача трудная. Однако в ноябре прошлого года Минпромторг разрешил алкоголь к параллельному импорту, и мы возлагаем надежды на эту схему», - рассказал он.
Укрепил позиции отечественный производитель и в сегменте бытовой техники и электроники (БТиЭ). Вырос спрос на стиральные машины и холодильники российского производства.
По словам ритейлеров, наиболее эффективно схема параллельного импорта работает в отношении дорогостоящей продукции Apple, которую можно заказывать небольшими партиями, в том числе авиадоставкой. Бренды более массовых сегментов активно замещают российские аналоги и товары из Китая.
Тяжёлый вопрос
В производственном секторе ситуация с импортозамещением намного более сложная. Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин акцентирует, что многие компании, работающие на импортном оборудовании, испытывают сложности в снабжении своих производств и складов. По его словам, за минувший год огромное количество производителей приостановили работу либо находятся в процессе вынужденной модернизации, снижая свою эффективность.
фото: EastRussia
«Компании, которые несмотря на ограничения сотрудничают с российской стороной, рискуют попасть под вторичные санкции. Поэтому они очень осторожно подходят к заключению контрактов. На деле это выглядит следующим образом: вы обращаетесь к конкретному производителю и просите продать товар, но получаете отказ. Использовать обходную схему через Турцию и Казахстан производитель тоже отказывается. В итоге вы договариваетесь с посредником в Турции, чтобы он приобрёл необходимую вам продукцию. Тот соглашается, но на заводе его просят показать проект и производственную площадку. Многие западные компании заключают сервисные контракты с покупателями, в рамках которых специалисты поставщика контролируют внедрение оборудования, проводят обучение сотрудников и регулярно приезжают с проверками. У турецкого посредника нет ни проекта, ни производства, так что сделка срывается», - поясняет Вадим Воложанин.
В пример он приводит крупное предприятие по производству бумаги, которое приостановило работу из-за введения санкций, так как немецкий завод отказал ему в обслуживании. Аналогов нужного оборудования доступные бренды предложить не могут. И даже в случае лучшего сценария, если удастся организовать поставки через посредников и третьи страны, логистика, которая раньше занимала 2-3 недели, потребует в разы больше времени, что означает простой производственных мощностей.
Впрочем, есть в деловых кругах и другая точка зрения. Генеральный директор предприятия «Эколос — Дальний Восток» Алексей Бурдюк считает, что можно эффективно обходить санкции.
«Я уверен, что европейский бизнес в шоке от введённых ограничений. Это не предпринимательская инициатива, а навязанные сверху условия, которые несут прямой ущерб обороту предприятий. Поэтому не только российская сторона заинтересована в возобновлении импорта», - говорит он.
Другой крупный производитель, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что знает способы «привезти что угодно откуда угодно» и проблем с поставками не имеет. «Есть рабочие схемы и поставщики, которые решают проблемы», - пояснил он.
Так или иначе, собеседники соглашаются, что параллельный импорт не может удовлетворить массовый спрос. Но, как отмечают в компании «Финам», такой цели он и не преследует. Задача параллельного импорта – поддерживать ассортимент и обеспечивать комфортную трансформацию рынка для потребителя, который может купить телефон, одежду или автомобиль любимого бренда. Усложнившаяся логистика при этом неизбежно означает подорожание товаров, однако основные потребности будут закрывать отечественные аналоги и продукция из дружественных стран.
В части оборудования и технологий вопрос остаётся открытым. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что ведомство разрабатывает меры, способствующие развитию промышленности и локализации производств иностранных компаний на территории Российской Федерации. Импортные образцы оборудования послужат для создания отечественных аналогов.
При этом министерство сообщает, что параллельный импорт – временное решение. Главная его цель – сбалансировать рынок. По мере успехов импортозамещения из списка Минпромторга будут исключать товарные группы, разрешённые к параллельному завозу.