Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Will concessional lending help attract investments to the Far East? - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Bait for business

Will concessional lending help attract investment to the Far East?

Another measure to attract investments in the implementation of new projects by the residents of the Far Eastern Development Territories and the Free Port of Vladivostok (SPV) will shortly be a preferential, and at the present time, a fantastically low (up to 1% per annum) bank rate on loans. The corresponding draft government decree has already been prepared by the Ministry of Regional Development. Despite obvious advantages for potential investors, the document leaves a number of questions - for example, it is not clear how the exact banking rate will be calculated in each particular case, and whether the investor will be able to abandon it in case its size does not suit it. How to get this privilege, whether it will be a decisive measure for making investment decisions, and what other factors need to be taken into account, EastRussia found out.

Bait for business
Photo: shutterstock.com
THROUGH THE SUBSIDY TO THE BENEFIT
A new measure to attract investments in the Far Eastern Federal District may be the emergence of a preferential bank rate. Reduction in loans up to 1% per annum will occur in case of adoption of the resolution on subsidizing banks, prepared by the Ministry of Regional Development.

According to the draft document, subsidies will be provided to financial organizations for reimbursement of incomes received by them for loans granted at a reduced rate to legal entities and individual entrepreneurs for the implementation of investment projects in the Far Eastern Federal District. In other words, the state is ready to compensate banks for losses related to the lowering of the bank rate on the loan.

To get a loan at a reduced rate in rubles, dollars or yuan, it is necessary for Russian or foreign investors to meet a number of conditions, namely, the proposed project should be completely new and located on the territory of the Far Eastern Federal District, and the investor should be a resident of the TOP, on behalf of an investment project selected in accordance with a special methodology.

The investor must submit an application, which should include a business plan and financial and economic model of the investment project, developed or updated not earlier than 6 months before the day of its submission, in Minskostokrazvitiya. Further, the Ministry will review applications and conduct an auction among authorized banks from the list approved by the Central Bank of Russia. The winner will be a financial institution that offered the lowest rate on a loan agreement.

But in order for the bank to receive a subsidy, this agreement, like the project for which it issues a loan, should be exclusively new for it. For other purposes, including the restructuring of existing loan agreements previously issued for investment projects, the subsidy does not apply.

"Banks that provide such loans will receive a federal subsidy as early as this year. Thus, we will be able to solve one of the main problems that are of greatest concern to Far Eastern investors - the inaccessibility and high cost of borrowed financial resources, "said the head of the Minsk region Alexander Galushka, speaking at the final Collegium of the Ministry of Russia for the Development of the Far East.

The size of the subsidy will be established on the basis of the difference between the ceiling level of the minimum interest rate under the loan agreement and the "preferential interest rate" equal to 1% per year. At the same time, if the minimum interest rate on loans in US dollars and RMB should not exceed 5% per annum, then for a loan in rubles it is calculated depending on the terms of lending in accordance with the RF Government Decree of 20.07.2016 No. 702 "On the application of basic indicators when calculating interest rate subsidization parameters ".

STIMULUS FOR INVESTORS
The possibility to receive a loan under 1% per annum can become one of the effective instruments for attracting investors to the Far East, the press service of the Ministry of Economic Development says, quoting Rostislav Goldstein, a member of the Federation Council of the Russian Federation. In his opinion, the more favorable the conditions for lending, the larger the project that the entrepreneur plans to implement in the Far Eastern Federal District. "Along with the existing preferences, preferential treatment, such cheap borrowed funds for business can become a decisive factor for investing in the territories of the Far East," says Rostislav Goldstein.

One of the new measures to support investors in the Far East was the introduction of a ten-year moratorium providing for the stability of the legal and tax conditions for carrying out activities for residents of the TOP and SPV, who received this status and opened new production before 31 December 2025. From 30% to 7,6%, they have lowered the tariffs of insurance premiums for compulsory pension, social insurance, in case of temporary incapacity for work and in connection with maternity, for compulsory medical insurance, and a minimum amount of investment has been established. At the same time, restrictions on the terms that have elapsed since the creation of the corresponding TOR or the entry into force of the law on the SST will not be taken into account, - the instruction given to the Government of Russia by President Vladimir Putin says.

The government was also instructed to work out the issue of further simplifying the procedure for granting Russian citizenship to foreign investors who carried out an investment of $ 10 million or more on the territory of the Far Eastern Federal District.

Recall that in addition to the reduction of the Unified Social Tax (insurance contributions to the FIU, FSS, MHIF) for residents of TOP and SPV, preferential tax treatment for profits and property (0% for the first 5 years), there is exemption from land tax and the possibility of applying customs free customs zone procedures.

ON BREAST RATE
Currently, residents of the TOP and SPV can also get preferential financing, but completely at other bank rates. In particular, representatives of small and medium-sized businesses in the Far East can use the services of JSC "Russian Bank for Support of Small and Medium-Sized Enterprises", which has developed for them a special program for obtaining a loan in the amount of 3 to 25 million rubles for up to three years to replenish working capital, or in the amount of 3 to 500 million rubles for investment purposes for a period of up to seven years. The lending rate for financing current activities will be 9,6% for medium-sized businesses and 10,6% for small businesses, and for a loan for investment purposes - 8,9% and 9,9%, respectively.



The Development Fund for the Far East and the Baikal Region (FRDV) also provides loans to small and medium-sized businesses, offering loans to replenish working capital (up to three years with a maximum interest rate of 12,5% per annum) and loans for investments (up to 10 years with a maximum rate of 13,5 % per annum). Under the program "Affordable Credit for SMEs" in 2017, the fund planned to finance up to one thousand projects for a total of up to 10 billion rubles.

To the initiators of investment projects, the fund offers loans under 5% per annum, and on these terms as of June 2017 supported 14 investment projects with a total value of 209 billion rubles. Among them: the project for the construction of the Inaglinsky Coal Mining Company Kolmar, the construction of the second stage of the plant for deep processing of soybeans in TOSER Belogorsk, Amuragrocenter LLC, and the development of the Khabarovsk Airport, OOO KOMAKS Management Company. Representatives of these companies told EastRussia, what they think about the forthcoming new preferential treatment.

- The discount rate at 5% will significantly reduce the average cost of borrowed financing for the implementation of the Inaglinsky project and will improve the economy of this project. In addition, the support of the FRDF is an additional guarantee of the reliability of our company for existing and potential partners of the company. And the introduction of a rate of 1% per annum will contribute to improving the investment climate in the Far East and will give an additional impetus to the development of new investment projects in the region, "said Artem Levin, CEO of Colmar LLC.

At the same time, in his opinion, the preferential rate is not the only factor determining the appearance of a new project and its cost.

"One of the key problems is the need to build infrastructure for the implementation of projects, so the preferential rate will allow sending funds that will be released when paying preferential interest to finance the required infrastructure," said Artem Levin.

Vasily Omelyash, first deputy general director of Amuragrocenter, agrees.

- First of all, TORs themselves should be ready for such projects infrastructurally: electricity, roads and other communications should be brought to the place where the project is planned. If money is given and there are no infrastructures, some projects may appear, but it will not become a mass phenomenon, - Vasily Omelyash considers.

In his opinion, taking a loan for 1% will, of course, be profitable, but the benefit will be not only this.

- The banks, as well as the bank's clients, have a great experience of working together. I think in this case the situation will be simpler and will work easier, because the fund has more stringent requirements for escorting transactions than that of banks, "said Vasily Omelyash.

At the same time, one of the most important problems on the way to the appearance of the project is the availability and high cost of borrowed financial resources, according to LLC "UK COMAX".

- The mechanism, which really allows an investor to get an opportunity to use cheap credit funds, can become a breakthrough in attracting investments to the Far East. So, of course, the lower the rate, the more profitable, both for business and for the consumer, "the company representative told EastRussia.

However, in contrast to the investment of FRDF with a fixed rate of 5%, the draft resolution has its own "dark spots".

For example, it remains unclear whether the entrepreneur who initially calculated the financial soundness of his project can refuse to conclude an agreement with the bank after the auction, if the final preferential rate will not suit him. It is also impossible to predict which bank rate the loan will be received by an entrepreneur in each particular case, because no one knows how much banks will be ready to lower rates when they bargain with each other during the auction. Perhaps, these conditions should be laid in the decree itself - for example, there should be indicated the bank margin. Otherwise, the entrepreneur risks getting a "surprise" and will be forced to solve the problem of repaying the loan at a rate that he did not expect at all.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приманка для бизнеса

Будет ли льготное кредитование способствовать привлечению инвестиций на Дальний Восток

Еще одной мерой по привлечению инвестиций в реализацию новых проектов резидентами территорий опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока и Свободного порта Владивосток (СПВ) в скором времени станет льготная, и по нынешним временам просто фантастически низкая (до 1% годовых) банковская ставка по кредитам. Соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен Минвостокразвития. Несмотря на очевидные плюсы для потенциальных инвесторов, документ оставляет ряд вопросов – к примеру, непонятно, как будет рассчитываться точная банковская ставка в каждом конкретном случае, и сможет ли инвестор отказаться от нее в случае, если ее размер не будет его устраивать. Как получить данную льготу, сможет ли она стать решающей мерой для принятия инвестиционных решений, и какие еще факторы необходимо при этом учитывать, выясняло EastRussia.

Приманка для бизнеса
Фото: shutterstock.com
ЧЕРЕЗ СУБСИДИИ К ЛЬГОТЕ
Новой мерой по привлечению инвестиций в ДФО может стать появление льготной банковской ставки. Снижение по кредитам до 1% годовых произойдет в случае принятия постановления о субсидировании банков, подготовленного Минвостокразвития.
 
Согласно проекту документа, субсидии будут предоставлены финансовым организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию инвестиционных проектов в ДФО. Иными словами, государство готово компенсировать банкам убытки, связанные с понижением банковской ставки по кредиту.
 
Чтобы получить кредит по льготной ставке в рублях, долларах или юанях, российским или иностранным инвесторам будет необходимо соблюсти ряд условий, а именно, предлагаемый к реализации проект должен быть абсолютно новым и располагаться на территории ДФО, а инвестор должен быть резидентом ТОР, СПВ или выступать от имени инвестиционного проекта, отобранного в соответствии со специальной методикой.
 
Инвестору необходимо подать заявку, в составе которой должен присутствовать бизнес-план и финансово-экономическая модель инвестпроекта, разработанные или актуализированные не ранее чем за 6 месяцев до дня ее подачи, в Минвостокразвития. Далее министерство будет рассматривать заявки и проведет аукцион среди уполномоченных банков из списка утвержденного Центральным банком России. Победителем станет финансовая организация, предложившая наименьшую ставку по кредитному договору.
 
Но, чтобы банку получить субсидию, этот договор, как и проект, на который он выдает кредит, должен быть для него исключительно новым. На другие цели, включая реструктуризацию действующих кредитных договоров, выданных ранее на инвестиционные проекты, действие субсидии не распространяется.
 
«Банки, предоставляющие такие кредиты, получат федеральную субсидию уже в этом году. Таким образом, мы сможем решить одну из главных проблем, которая больше всего волнует дальневосточных инвесторов – недоступность и высокая стоимость заемных финансовых ресурсов», – отметил руководитель Минвостокразвития Александр Галушка, выступая на итоговой Коллегии Министерства России по развитию Дальнего Востока.

Размер субсидии будет устанавливаться исходя из разницы между предельным уровнем минимальной процентной ставки по кредитному договору и «льготной процентной ставкой», равной 1% в год. При этом, если минимальная процентная ставка по кредитам в долларах США и юанях не должна превышать 5% годовых, то по кредиту в рублях она рассчитывается в зависимости от сроков кредитования в соответствии с постановлением правительства РФ от 20.07.2016 г. №702 «О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки».
 
СТИМУЛ ДЛЯ ИНВЕСТОРА
Возможность получать кредит под 1% годовых может стать одним из эффективных инструментов привлечения инвесторов на Дальний Восток, сообщает пресс-служба Минвостокразвития, приводя слова Ростислава Гольдштейна, члена Совета Федерации РФ. По его мнению, чем выгоднее условия кредитования, тем масштабнее может быть тот проект, который планирует для реализации в ДФО предприниматель. «Наряду с уже имеющимися преференциями, льготными режимами, такие дешевые заемные средства для бизнеса могут стать решающим фактором для вложения средств в территории Дальнего Востока», – считает Ростислав Гольдштейн.
 
Одной из новых мер поддержки инвесторов на Дальнем Востоке стало введение десятилетнего моратория, предусматривающего гарантию стабильности правовых и налоговых условий осуществления деятельности для резидентов ТОР и СПВ, которые получили этот статус и открыли новые производства до 31 декабря 2025 года. С 30% до 7,6% им понижены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также установлен минимальный объем инвестиций. При этом ограничения по срокам, истекшим со дня создания соответствующей ТОР или вступления в силу закона о СПВ, учитываться не будут, – говорится в поручении, данному правительству России президентом Владимиром Путиным.
 
Также правительству было поручено проработать вопрос о дальнейшем упрощении порядка предоставления российского гражданства для иностранных инвесторов, осуществивших на территории ДФО инвестиции в размере $10 млн и более.
 
Напомним, что кроме понижения Единого социального налога (страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС) для резидентов ТОР И СПВ действуют льготные налоговые режимы на прибыль и имущество (0% в течение первых 5 лет), существует освобождение от земельного налога и возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
 
ПО ЛЬГОТНОЙ СТАВКЕ
В настоящее время резиденты ТОР и СПВ тоже могут получить льготное финансирование, но совершенно по другим банковским ставкам. В частности, представители малого и среднего бизнеса Дальнего Востока могут воспользоваться услугами АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», разработавшего для них специальную программу по получению кредита в размере от 3 до 25 млн рублей на срок до трех лет для пополнения оборотных средств, или в размере от 3 до 500 млн рублей на инвестиционные цели сроком до семи лет. Ставка при кредитовании на финансирование текущей деятельности составит 9,6% для среднего бизнеса и 10,6% для малого бизнеса, а при оформлении кредита на инвестиционные цели – 8,9% и 9,9% соответственно.
 
Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ) также проводит кредитование малого и среднего предпринимательства, предлагая кредиты на пополнение оборотного капитала (сроком до трех лет с максимальной ставкой 12,5% годовых) и кредиты на инвестиции (сроком до 10 лет с максимальной ставкой до 13,5% годовых). По программе «Доступный кредит для МСП» в 2017 году фонд планировал профинансировать до одной тысячи проектов на общую сумму до 10 млрд рублей.
 
Инициаторам инвестиционных проектов фонд предлагает займы под 5% годовых, и на этих условиях по состоянию на июнь 2017 года поддержал 14 инвестиционных проектов общей стоимостью 209 млрд рублей. В их числе: проект строительства горно-обогатительного комплекса Инаглинский ООО «Угледобывающая компания «Колмар», строительство второй очереди завода по глубокой переработке сои в ТОСЭР «Белогорск» ООО «Амурагроцентр» и проект развития аэропорта Хабаровска ООО «Управляющая компания КОМАКС». Представители этих компаний рассказали EastRussia, что они думают относительно предстоящего нового льготного режима.
 
– Льготная ставка в 5% значительно удешевит средневзвешенную стоимость заемного финансирования для реализации проекта ГОК «Инаглинский» и улучшит экономику данного проекта. Кроме того, поддержка ФРДВ является дополнительной гарантией надежности нашей компании для действующих и потенциальных партнеров компании. А введение ставки в размере 1% годовых будет способствовать улучшению инвестиционного климата на Дальнем Востоке и даст дополнительный импульс развитию новых инвестиционных проектов в регионе, – считает Артем Левин, генеральный директор ООО «УК «Колмар».
 
При этом, по его мнению, льготная ставка – далеко не единственный фактор, определяющий появление нового проекта и его стоимость.
 
– Одна из ключевых проблем – необходимость строительства инфраструктуры для реализации проектов, соответственно льготная ставка позволит направлять средства, которые будут высвобождаться при уплате льготных процентов, на финансирование требуемых объектов инфраструктуры, – говорит Артем Левин.
 
С этим согласен Василий Омеляш, первый заместитель генерального директора ООО «Амурагроцентр».
 
– Прежде всего, к таким проектам инфраструктурно должны быть готовы сами ТОРы – к месту, где планируется проект, должны быть подведены электроэнергия, дороги и другие коммуникации. Если дадут деньги, а инфраструктуры не будет, то какие-то проекты, возможно и появятся, однако массовым явлением это не станет, – считает Василий Омеляш.
 
По его мнению, брать кредит под 1% будет, конечно же, выгодно, но выгода будет заключаться не только в этом.
 
– У банков, как и у клиентов банка, большой опыт совместной работы. Я думаю, в этом случае ситуация будет проще и будет работать легче, потому что у фонда более жесткие требования по сопровождению сделок нежели, чем у банков, – рассказал Василий Омеляш.
 
В то же время одной из самых важных проблем на пути появления проекта является доступность и высокая стоимость заемных финансовых ресурсов, считают в ООО «УК КОМАКС».
 
– Механизм, реально позволяющий инвестору получить возможность пользоваться дешевыми кредитными средствами, может стать прорывом в привлечении инвестиций на Дальний Восток. Так что, безусловно, чем ниже ставка, тем выгоднее, причем как бизнесу, так и потребителю, – рассказал EastRussia представитель компании.
 
Однако в отличие от инвестиций ФРДВ с фиксированной ставкой в 5%, в проекте постановления есть свои «темные пятна».

К примеру, остается непонятным, сможет ли предприниматель, изначально рассчитавший финансовую состоятельность своего проекта, отказаться от заключения договора с банком после проведения аукциона, если итоговая льготная ставка не будет его устраивать. Также невозможно спрогнозировать, какую банковскую ставку по кредиту получит предприниматель в каждом конкретном случае, ведь никто не знает, насколько банки будут готовы к понижению ставок, когда будут торговаться друг с другом в ходе аукциона. Возможно, эти условия должны быть заложены в самом постановлении – к примеру, там должна быть обозначена банковская маржа. В обратном случае предприниматель рискует получить «сюрприз» и будет вынужден решать проблему по возврату кредита по ставке, на которую вовсе не рассчитывал.