Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Primorye-2030: what will it be?

New development strategy of Primorsky Krai: transit, industrial sites and innovative cluster

In Primorye, finally, a new development strategy up to the 2030 year, developed by the National Research University Higher School of Economics, has appeared. This lengthy document contains a lot of diverse information worthy of discussion. Here we will try to cover the whole and see its most significant features.

Primorye-2030: what will it be?
Photo: Plant "Star"
BELOW THE AVERAGE

The most important task of the Strategy is “the creation in the region of favorable conditions for life, work, study and entrepreneurship, ensuring a steady migration attractiveness of the region for the population of Russia”. Strategic priorities - development of transport infrastructure and capabilities of seaports and cross-border infrastructure; gas chemistry and petrochemistry; shipbuilding and ship repair; fishery and timber industry complex; mining and enrichment of minerals; Agriculture; tourist and recreational complex; development of human capital (that is, in general, everything in the region is from a more or less lively economy). Note that a dozen priorities - this is an oxymoron and the path to the dispersion of resources, because you can not run in all directions at the same time.

How did the edge go to 2018? Primorye ranks “below average” in almost all economic indicators: 74’s place in the country and the last in the FEFD in the investment rating; capital productivity is lower than the national average (79 place in the country and 9 place in the DFO); payments to the budget per person employed in the economy are 100,27 thousand rubles (2 times lower than the average Russian figure). The tax burden on fixed assets - 3,16 kopecks per 1 ruble (in Russia - 7,9 kopecks, in the DFO - 5,67 kopecks), over 10 years, this figure in the region has more than doubled. Investment in fixed assets per person employed in the economy - 125,20 thousand rubles. (50 place in the country and the lowest in the DFO). The ability to update fixed assets (the ratio of investment to the value of fixed assets): 84 place in the country and the last in the DFO. Investment potential of value-added production: lower than the average in Russia by 4,4%, and lower than the average in the DFO by 9,5%.

In terms of the share of investments in GRP, the region takes 69 a place in the country and 8 in the DFO. The share of innovative products in the volume of GRP in the region for 10 years has halved - to 0,16%, which is 40 times lower than the national average (71 place in Russia) and 12 times lower than the average for the DFO (7 place) . The share of innovative products per person employed in the regional economy is 1,18 thousand rubles, which is 51 times lower than the national average (71 place in Russia) and almost 20 times lower than the average DFV (7 place). Investments in fixed assets in the economy of Primorsky Krai in 2016 amounted to 123,5 billion rubles (96,5 billion rubles for large and medium-sized organizations). According to this indicator, the Primorsky Territory lags far behind other regions of the Far East (Republic of Sakha (Yakutia) - 275 billion rubles., Sakhalin Region - 248 billion rubles.).

Such indicators have developed, despite all the preferences and advantages of the territory - the APEC-2012 Summit, the FEFU bridges and campus, the TORA and the Free Port, the best climate in the Far East, the presence of the sea, three borders, the highest population density and relatively well-developed infrastructure. Of course, the competition with the Sakhalin oil fields in terms of investment is obviously a losing business, but in all other respects the region does not look like a promised place. We need to talk about the reasons separately, but we will pay attention to the options for the future proposed by the Strategy. As an alternative to this, 4 scenarios are considered, obtained by combinations of pairs of factors: “low / high rate of implementation of backbone projects” and “low / high rate of infrastructure development” (derived from the volume of investments).

"Evolutionary scenario." Investments in infrastructure development remain at current levels. Reduced investment programs of state-owned companies, insignificant investments from the Asia-Pacific region. The main driver of development is the export of coal, oil and other commodities, the development of resource sectors (forest, fish). The risk of the scenario is the lag behind the average Russian level of growth (1 - 1,5% per year), population outflow.

“Infrastructure development”. State investments in infrastructure development will increase significantly, this will ensure a significant growth rate of the economy due to the growth in cargo handling. Project implementation rates are low. The growth rate is slightly higher than the average Russian (2 - 2,5%). Private and foreign investments are limited. Demographic increase is absent.

"Reliance on a private investor." The volume of state investment in infrastructure remains at the same level, the growth of investment from the APR countries, the increase in exports to China, the Republic of Korea and Japan. Accelerated development of Primorsky Krai as a transport and logistics complex. The maximum growth rate - 4 - 4,3%. Migratory increase at the expense of foreigners.

"Creative growth." Growth of state investments in infrastructure / growth of private (foreign) investments. Development of resource sectors, manufacturing, transport and logistics, tourism, education, health care, research and development. Increase in 2030 in the structure of GRP, the share of agriculture (by 0,5%), fish farming and fisheries (0,4%), the service sector (1,2%), education and health (0,8%), transport services (1,8%), industrial production (to 14,5%). Reduction in the share of construction (up to 5,7%), trade (up to 16,7%), and public administration (up to 6%). By 2030, the revenues of the consolidated budget will increase by 3 times (as compared to 2018 g) and exceed 476,2 billion rubles. The population will grow by 5,9%, the real incomes of the population will increase (by 189,4%) and salary (by 174,5%).

The last script is selected as the target. The version of reducing government investment in infrastructure and the lack of private capital for some reason is not considered - obviously, so as not to upset the customer. No doubt, in the presence of an alternative, any subject (including the subject of the Federation) would prefer to be rich and healthy than poor and sick. The desire of developers to set the edge of the high bar as a target is highly commendable, it remains to understand - how to ensure all this beauty?

THREE ELEPHANTS OF THE PRIMORSKAYA ECONOMY

The largest growth in production is expected in transport (270 billion rubles at the 1 stage and 430 - at 2), machine building (at the 2 stage - 370 billion rubles), and the oil and gas industry (360 billion rubles but 2 stage). Prospects for other industries are much lower: mining and processing of seafood - 130 (2030 for 213) billion rubles, agriculture - 45, timber industry - 45, mining and metallurgical industry - 40 (all figures are given in billion rubles for 2 stage, i.e., up to 2025 g).

In the area Transport - the mass of investment projects: “Big Port Zarubino”, Ring Road, Vladivostok – Nakhodka – Vostochny Port, Ussuriysk – Pogranichny Highway – State Border, Vera Port, New Coal Terminal in Partizansky District, coal terminal in b. Sukhodol, MTK Primorye-1 and Primorye-2, reloading complexes in Slavyanka, b. Perevoznoy and Vostochny, oil handling complex in b. Elizarova and others. The total investment is estimated at 977 billion rubles. The port capacity of the region is being upgraded according to the Rosmorflot program, by 2024, their total throughput should reach 157,65 mln. Tons under the basic development scenario (growth by 34,65 mln. Tons) or 243,9 mln. Tons under the optimistic scenario (growth by 120,9 mln. Tons) . The proposed measures include the development of cross-border, port infrastructure, improving the efficiency of customs services (1 stage), the development of logistics services, specialized services in the port areas, the development of digital infrastructure and technologies in transport and logistics (2 stage). By the end of the 3 stage, an international and interregional transport and logistics center should be formed in the region, digital solutions introduced, a network of roads and railways constructed and reconstructed in the northern part of the region (including the road from Bikin to Sergeevka and the railway Novochuguevka - Olga - Ore Pier).

Mechanical engineering. The industry should grow due to the shipbuilding cluster formed around the Zvezda complex, which should include localized assembly plants and technology parks. In addition, an innovation cluster should be created for underwater robotics and marine instrumentation. The same area includes the ship repair development project at Slavyansky Shipyard, the Sapphire propeller column manufacturing plant and composite shipbuilding. The volume of expected investments - 153 billion rubles. By 2020, the volume will increase to 180 billion rubles, to 2025 - to 370 billion rubles, to 2030 year - to 700 billion. In the third stage, before 2030, the region can become a specialized production hub.



Hydrocarbon processing. Investment projects - VNHK (660 billion rubles) and the Nakhodka mineral fertilizers plant (464,5 billion rubles). It is planned to create an internationally competitive petrochemical-chemical cluster in the region, which will ensure the export of high value-added products to the APR countries.

Fishery complex. Investment projects totaling about 63 billion rubles, among them - a plant for processing fish products; modernization of the fleet for deep-sea fishing; organization of the fish market in Vladivostok; creating an aquaculture cluster; modernization of refrigeration and storage infrastructure, and others. It includes steps such as deepening coastal seafood processing, developing the infrastructure for transshipment and transporting fish, expanding the catch of promising fish and seafood products, developing waste-free production, mining in open areas of the World Ocean, and promoting RCS production in export markets.

Agroprom. The main investment projects are the Rusagro and Primorsky Bacon pig farms, the construction of an interregional wholesale distribution center, the Tieich Rus Primorsky projects (animal husbandry), HAPC GreenAgro (dairy farms) and others, total 17 projects totaling about 183 billion rubles . Objectives: expansion of production through the development of organic farming, animal husbandry, the introduction of unused land into circulation and the creation of production cooperatives; increasing the efficiency of agro-industrial companies through the use of new production and processing technologies; access to the markets of the Asia-Pacific countries; staff development.

"Breakthrough zone" is considered science and technology, in which it is planned to form an innovation cluster on the basis of the Far Eastern Federal University. Planned investments - 141 billion rubles. With this money on about. Russian should be built technopark, "center of digital development", the installation of "megasiens" (perhaps a synchrotron?), A pool of engineering and R & D units of state corporations and large companies. The task of developing technological entrepreneurship and innovation infrastructure, systems for supporting the commercialization of technologies includes such steps as the entry of scientific organizations of Primorsky Krai into the directions of “MariNet”, “FoodNet”. “HealthNet” “AeroNet” and “AvtoNet” of the National Technology Initiative; the creation of a regional instrument for subsidizing the introduction of scientific research (in a simple way — a regional venture capital fund); technology brokerage support. In addition, it is proposed to support fast-growing high-tech small and medium-sized companies, to expand the export of innovation-active enterprises, to train personnel to meet the innovative needs of enterprises. Customers and consumers of innovation should be the newly formed clusters - oil and gas, engineering, agro-industrial, transport, fish and others. The result will be a radical modernization of traditional and the emergence of new sectors of the specialization of the regional economy.

HOW TO GET TO THE FUTURE

Several conclusions can be drawn from this brief review. First: a feedback system should be developed - monitoring (control) of the Strategy implementation and its adjustment mechanism.

Second. The new strategy continues the logic of the massive "secondary industrialization" of the region, aimed at completing the infrastructure of 1 (auto and railways) and 2 (engineering, petrochemistry, transport hubs) of the industrial revolution. Most of this infrastructure will be included in the production schemes of the countries of Northeast Asia, the smaller part will be involved in the development of the DFO domestic market. The infrastructure of the 3 th industrial revolution is represented by an innovation cluster on about. Russian. The image of the future for the region is a transport-transit and industrial zone, in which there are potentially noticeable processing segments with guaranteed demand, shipbuilding and petrochemistry oriented at the domestic market (the forest industry will shift here as it is modernized); and potentially export fish and agriculture.

Third. From the point of view of the theory of strategic management (see the classic work of I. Ansoff), the document in question belongs to the genre rather than strategic, but long-term planning, since it is an extrapolation of the given trends to the future — by external trends in relation to it by players (the government of the Russian Federation, state and private companies). In fact, we are dealing with a long-term program for the development of Primorye, in which federal tasks are projected onto the level of a document of regional significance. These trends define the future as a “continued present”: there are practically no new large projects (other than coal terminals) in the Strategy that have not been announced in previous 3-5 years. There are not so many places left for proper seaside actors (administration, municipalities, business, science, medicine, education, etc.): besides receiving social benefits, this is participation in “clusters”, maintaining life support systems and feasible assistance to large players in their arduous development of the region. Thus, it is stated that the development of this territory is impossible only at the expense of internal resources (financial, natural, competence and other), due to their obvious inconsistency with the scale of the tasks.

And finally, the fourth. Getting into the “optimistic scenario” for the region is not guaranteed - if only because its main components (the level of public investment and private investment) depend not so much on the edge as on other players and factors. In this situation, it seems appropriate to determine the internal priorities of the actual maritime active groups as part of the overall development strategy of the region. Let us indicate a few relevant, in our opinion, directions for such an action.

It is necessary to determine the direction of the economy, the priorities for seaside stakeholders, in which, unlike the mega-projects of shipbuilding and oil refining, they can act as initiators and owners of the “controlling stake”. Such areas, at first glance, are forest, fish, construction, ICT (practically not represented in the Strategy), agriculture and food production, trade, logistics, tourism, some spheres of industrial production. In this part, the Strategy gives quite a reasonable recommendation - to develop a regional program for the development of industry. In addition, it would be useful to develop and launch a number of regional programs that have a multiplicative effect — for example, a wooden house-building program.
It is necessary to include local business as a contractor in the coastal megaprojects of state corporations and large companies, for which we should analyze the regulatory documents of TOP and SPV, and, if necessary, make changes to them.

The region should actively participate in the formation of the scientific, technological and innovation cluster, which could potentially be a pass for the Primorye to the post-industrial landscape of the next technological order. The success of this megaproject, despite its support at the highest level, is not obvious, since the creation of such a cluster, apart from money and political will, requires at least two more conditions: over-concentration of intellectual resources and a high degree of cohesion of participants. While we do not observe around the project neither one nor the other. To increase the chances of success, it is necessary to develop a strategy for innovative development of the region and launch a discussion of the cluster between the main participants - FEFU, the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences and the resident companies;


July 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приморье-2030: каким оно будет?

Новая стратегия развития Приморского края: транзит, промплощадки и инновационный кластер

В Приморье, наконец, появилась новая стратегия развития до 2030 года, разработанная НИУ «Высшая школа экономики». Этот объемный документ содержит достаточно много разноплановой информации, достойной обсуждения. Здесь же мы попытаемся охватить взглядом целое и увидеть наиболее значимые его особенности.

Приморье-2030: каким оно будет?
Фото: Завод "Звезда"
НИЖЕ СРЕДНЕГО 

Сверхзадачей Стратегии является «создание в крае благоприятных условий для жизни, работы, учебы и предпринимательства, обеспечивающих устойчивую миграционную привлекательность края для населения России». Стратегические приоритеты - развитие транспортной инфраструктуры и возможностей морских портов и приграничной инфраструктуры; газохимия и нефтехимия; судостроение и судоремонт; рыбохозяйственный и лесопромышленный комплекс; добыча и обогащение полезных ископаемых; сельское хозяйство; туристско-рекреационный комплекс; развитие человеческого капитала (то есть, вообще всё, что в крае есть из более-менее живой экономики). Заметим, что десяток приоритетов – это оксюморон и путь к распылению ресурсов, ибо нельзя бежать во все стороны одновременно.

С чем край подошел к 2018 году? Почти по всем экономическим показателям Приморье занимает позиции «ниже среднего»: 74 место в стране и последнее в ДФО в инвестиционном рейтинге; фондоотдача ниже средней по стране (79 место в стране и 9 место в ДФО), поступление платежей в бюджет на одного занятого в экономике - 100,27 тыс. рублей (в 2 раза ниже среднероссийского показателя). Налоговая нагрузка на основные фонды - 3,16 копеек на 1 рубль (по России - 7,9 копеек, по ДФО – 5,67 копеек), за 10 лет этот показатель в крае снизился более чем вдвое. Объем инвестиций в основной капитал на одного занятого в экономике - 125,20 тыс. руб. (50 место в стране и самое низкое в ДФО). Возможность обновления основных фондов (отношение инвестиций к стоимости основных фондов): 84 место в стране и последнее в ДФО. Инвестиционный потенциал производства добавленной стоимости: ниже среднего по России на 4,4%, и ниже среднего по ДФО на 9,5%.

По доле инвестиций в ВРП край занимает 69 место в стране и 8 в ДФО. Удельный вес инновационной продукции в объеме ВРП в крае за 10 лет уменьшился вдвое - до 0,16%, что в 40 раз ниже, чем среднем по стране (71 место в России) и в 12 раз ниже, чем в среднем по ДФО (7 место). Удельный вес инновационной продукции на одного занятого в экономике края - 1,18 тыс. руб., что в 51 раз ниже, чем среднем по стране (71 место в России) и почти в 20 раз ниже, чем в среднем по ДФО (7 место). Инвестиции в основной капитал в экономике Приморского края в 2016 году составили 123,5 млрд. рублей (96,5 млрд. рублей по крупным и средним организациям). По данному показателю Приморский край сильно отстает от других регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия) – 275 млрд руб., Сахалинская область - 248 млрд руб.).

Такие показатели сложились, несмотря на все преференции и преимущества территории - Саммит АТЭС-2012, мосты и кампус ДВФУ, ТОРы и Свободный порт, лучший на Дальнем Востоке климат, наличие моря, трех границ, наибольшую плотность населения и относительно развитую инфраструктуру. Конечно, состязание с сахалинскими нефтепромыслами в части инвестиций представляется заведомо проигрышным делом, но и по всем прочим показателям край не выглядит местом обетованным. О причинах нужно говорить отдельно, мы же обратим внимание на предлагаемые Стратегией варианты будущего. В качестве альтернатив такового рассматриваются 4 сценария, полученных сочетаниями пар факторов: «низкий/высокий темп реализации системообразующих проектов» и «низкий/высокий темп развития инфраструктуры» (производный от объёма инвестиций).

«Эволюционный сценарий». Инвестиции в развитие инфраструктуры сохраняются на текущем уровне. Сокращение инвестпрограмм госкомпаний, незначительные объемы инвестиций из АТР. Основной драйвер развития - экспорт угля, нефти и других сырьевых товаров, развитие ресурсных секторов (лес, рыба). Риск сценария – отставание от среднероссийского уровня роста (1 – 1,5% в год), отток населения.

«Инфраструктурное развитие». Госинвестиции в развитие инфраструктуры существенно возрастают, это обеспечит значительные темпы роста экономики вследствие роста перевалки грузов. Темпы реализации проектов - низкие. Темпы роста несколько выше среднероссийских (2 - 2,5%). Частные и иностранные инвестиции ограничены. Демографический прирост отсутствует.

«Опора на частного инвестора». Объемы госинвестиций в инфраструктуру остаются на прежнем уровне, рост инвестиций из стран АТР, увеличение экспорта в Китай, Республику Корею и Японию. Ускоренное развитие Приморского края как транспортно-логистического комплекса. Максимальные темпы роста - 4 - 4,3%. Миграционный прирост за счет иностранцев.

«Созидательный рост». Рост госинвестиций в инфраструктуру/рост частных (иностранных) инвестиций. Развитие ресурсных секторов, обрабатывающих производств, транспорта и логистики, туризма, образования, здравоохранения, научных исследований и разработок. Увеличение к 2030 году в структуре ВРП долей сельского хозяйства (на 0,5%), рыбоводства и рыболовства (0,4%), сферы услуг (1,2%), образования и здравоохранения (0,8%), транспортных услуг (1,8%), промышленного производства (до 14,5%). Снижение долей строительства (до 5,7%), торговли (до 16,7%), государственного управления (до 6%). К 2030 г. доходы консолидированного бюджета увеличатся в 3 раза (по сравнению с 2018 г) и превысят 476,2 млрд. рублей. Численность населения вырастет на 5,9%, вырастут реальные доходы населения (на 189,4%) и зарплата (на 174,5%).

Последний сценарий выбран в качестве целевого. Версия снижения госинвестиций в инфраструктуру и отсутствия частных капиталов почему-то не рассматривается – очевидно, чтобы не расстраивать заказчика. Спору нет, при наличии альтернативы любой субъект (в т.ч., субъект Федерации) предпочтёт быть богатым и здоровым, нежели бедным и больным. Стремление разработчиков задать краю высокую планку в качестве целевого ориентира представляется в высшей степени похвальным, осталось понять – как обеспечить всю эту красоту?

ТРИ СЛОНА ПРИМОРСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Наибольший рост выработки продукции ожидается в транспорте (270 млрд руб. на 1 этапе и 430 – на 2-м), машиностроении (на 2 этапе – 370 млрд. руб.), и нефтегазовой индустрии (360 млрд руб. но 2 этапе). Перспективы других отраслей оцениваются существенно ниже: добыча и переработка морепродуктов – 130 (к 2030 г – 213) млрд руб., сельское хозяйство - 45, лесопромышленный комплекс – 45, горно-металлургическая отрасль – 40 (все цифры даны в млрд руб. по 2 этапу, т.е., до 2025 г).

В сфере транспорта – масса инвестпроектов: «Большой порт Зарубино», ВКАД, автодороги Владивосток - Находка - порт Восточный, Уссурийск - Пограничный – госграница, порт «Вера», «Новый угольный терминал» в Партизанском районе, угольный терминал в б. Суходол, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», перегрузочные комплексы в Славянке, б. Перевозной и Восточном, нефтеперегрузочный комплекс в б. Елизарова и другие. Общий объем инвестиций оценивается в 977 млрд руб. Портовые мощности края модернизируются по программе Росморфлота, к 2024 г. их общая пропускная способность должна достичь 157,65 млн. тонн при базовом сценарии развития (рост на 34,65 млн. т) или 243,9 млн. тонн при оптимистическом сценарии (рост на 120,9 млн. т). Предлагаются такие меры, как развитие трансграничной, портовой инфраструктуры, повышение эффективности работы таможенных служб (1 этап), развитие логистических сервисов, специализированных услуг в припортовых зонах, развитии цифровой инфраструктуры и технологий в транспорте и логистике (2 этап). К концу 3 этапа в крае должен быть сформирован международный и межрегиональный транспортно-логистический центр, внедрены цифровые решения, проведены строительство и реконструкция сети автомобильных и железных дорог в северной части края (включая автодорогу от Бикина до Сергеевки и ж/д ветку Новочугуевка – Ольга – Рудная Пристань).

Машиностроение. Отрасль должна расти за счет кластера судостроения, формируемого вокруг комплекса «Звезда», куда должны войти локализованные сборочные производства и технопарки. Кроме того, должен быть создан инновационный кластер по подводной робототехнике и морскому приборостроению. К этой же сфере относятся проект развития судоремонта на Славянском СРЗ, завод по производству винто-рулевых колонок «Сапфир» и композитное кораблестроение. Объем ожидаемых инвестиций - 153 млрд руб. К 2020 году объемы вырастут до 180 млрд. руб., к 2025 - до 370 млрд руб., к 2030 году – до 700 млрд. На третьем этапе, до 2030г., регион может стать специализированным производственным хабом.

Переработка углеводородов. Инвестпроекты - ВНХК (660 млрд руб.) и Находкинский завод минудобрений (464,5 млрд руб.). Предполагается создание в крае конкурентоспособного на международном уровне нефтегазохимического кластера, обеспечивающего экспорт в страны АТР продукции с высокой добавленной стоимостью.

Рыбохозяйственный комплекс. Инвестпроекты на общую сумму около 63 млрд руб., среди которых - завод по переработке рыбной продукции; модернизация флота для глубоководного лова; организация рыбного рынка в г. Владивосток; создание кластера аквакультуры; модернизация холодильно-складской инфраструктуры и другие. Предполагаются такие шаги, как углубление береговой переработки морепродуктов, развитие инфраструктуры перевалки и перевозки рыбы, расширение вылова перспективных видов рыб и морепродуктов, развитие безотходного производства, добыча в открытых районах Мирового океана, а также продвижение продукции РХК на экспортных рынках.

Агропром. Основные инвестпроекты: свинокомплексы «Русагро» и «Приморского бекона», строительство межрегионального оптового распределительного центра, проекты «ТиЭйч Рус Приморский» (животноводство), «ХАПК ГринАгро» (молочные фермы) и другие, всего 17 проектов на общую сумму около 183 млрд руб. Задачи: расширение производства за счет развития органического земледелия, животноводства, введения в оборот неиспользуемых земель и создания производственных кооперативов; повышение эффективности агропромышленных компаний за счет использования новых технологий производства и переработки; выход на рынки стран АТР; повышение квалификации кадров.

«Зоной прорыва» считается сфера науки и технологий, в которой планируется формирование инновационного кластера на базе Дальневосточного федерального университета. Планируемые инвестиции – 141 млрд руб. На эти деньги на о. Русский должны быть построены технопарк, «центр цифрового развития», установка «мегасайенс» (возможно, синхротрон?), пул инжиниринговых и R&D подразделений госкорпораций и крупных компаний. Задача развития технологического предпринимательства и инновационной инфраструктуры, системы поддержки коммерциализации технологий включает такие шаги, как вхождение научных организаций Приморского края в направления “MariNet”, “FoodNet”. “HealthNet” “AeroNet’ и “AvtoNet” Национальной технологической инициативы; создание регионального инструмента субсидирования внедрения научных разработок (по-простому – регионального венчурного фонда); поддержка технологического брокерства. Кроме того, предлагается поддерживать быстрорастущие высокотехнологичные малые и средние компании, расширять экспорт инновационно-активных предприятий, готовить кадры с учетом инновационных потребностей предприятий. Заказчиками и потребителями инноваций должны стать вновь формируемые кластеры – нефтегазовый, машиностроительный, агропромышленный, транспортный, рыбный и другие. Результатом станет радикальная модернизация традиционных и появление новых секторов специализации региональной экономики.

КАК ПОПАСТЬ В БУДУЩЕЕ

Из этого краткого обзора можно сделать несколько выводов. Первый: должна быть разработана система обратной связи - мониторинга (контроля) выполнения Стратегии и механизм её корректировки.

Второй. Новая стратегия продолжает логику массированной «вторичной индустриализации» края, направленной на достройку инфраструктуры 1-й (авто- и железные дороги) и 2-й (машиностроение, нефтехимия, транспортные хабы) промышленной революции. Большая часть этой инфраструктуры будет включена в производственные схемы стран СВА, меньшая - задействована на развитии внутреннего рынка ДФО. Инфраструктура 3-й промреволюции представлена инновационным кластером на о. Русский. Образ будущего для края - это транспортно-транзитная и промышленная зона, в которой есть потенциально заметные сегменты переработки с гарантированным спросом, ориентированные на внутренний рынок судостроение и нефтехимия (сюда же по мере модернизации будет смещаться леспром); и потенциально экспортные рыба и сельское хозяйство.

Третий. С точки зрения теории стратегического менеджмента (см. классический труд И. Ансоффа), рассматриваемый документ относится к жанру, скорее, не стратегического, а долгосрочного планирования, поскольку представляет собой экстраполяцию заданных трендов в будущее -причём, трендов, заданных не краем, а внешними по отношению к нему игроками (правительством РФ, государственными и частными компаниями). Фактически, мы имеем дело с долгосрочной программой развития Приморья, в которой федеральные задачи спроецированы на уровень документа краевого значения. Эти тренды определяют будущее как «продолженное настоящее»: в Стратегии практически нет новых крупных проектов (кроме угольных терминалов), которые бы не были заявлены в течение предыдущих 3-5 лет. Мест для собственно приморских акторов (администрации, муниципалитетов, бизнеса, науки, медицины, образования и т.д.) оставлено не так много: кроме получения социальных благ, это участие в «кластерах», поддержание систем жизнеобеспечения и посильное содействие большим игрокам в их многотрудном деле развития региона. Таким образом, констатируется, что развитие данной территории невозможно только за счет внутренних ресурсов (финансовых, природных, компетентностных и прочих), ввиду их очевидного несоответствия масштабам задач.

И, наконец, четвертый. Попадание в «оптимистический сценарий» для края не гарантировано - хотя бы потому, что его основные составляющие (уровень госинвестиций и частных вложений) зависят не столько от края, сколько от других игроков и факторов. В этой ситуации представляется целесообразным в рамках общей стратегии развития края определить внутренние приоритеты собственно приморских активных групп. Позволим себе указать несколько актуальных, на наш взгляд, направлений для такого действия.

Нужно определить направления экономики, приоритетные для приморских стейкхолдеров, в которых, в отличие от мегапроектов судостроения и нефтепереработки, они могут выступать инициаторами и владельцами «контрольного пакета». Такими направлениями, на первый взгляд, являются лес, рыба, строительство, ИКТ (практически не представленные в Стратегии), сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, торговля, логистика, туризм, некоторые сферы промышленного производства. В этой части Стратегия даёт вполне разумную рекомендацию - разработать краевую программу развития промышленности. Кроме того, было бы полезно разработать и запустить ряд краевых программ, обладающих мультипликативным эффектом – например, программу деревянного домостроения.
Нужно включать местный бизнес в качестве подрядчика в приморские мегапроекты госкорпораций и крупных компаний, для чего провести анализ нормативных документов ТОР и СПВ, и при необходимости внести в них изменения.

Край должен активно участвовать в формировании научно-технологического и инновационного кластера, который потенциально может стать для Приморья пропуском в постиндустриальный ландшафт следующего технологического уклада. Успешность этого мегапроекта, несмотря на его поддержку на высшем уровне, не очевидна, поскольку для создания такого кластера, кроме денег и политической воли, необходимы ещё как минимум два условия: сверх-концентрация интеллектуальных ресурсов и высокая степень сплоченности участников. Пока мы не наблюдаем вокруг проекта ни того, ни другого. Для повышения шансов на успех нужно разработать стратегию инновационного развития края и запустить обсуждение кластера между основными участниками - ДВФУ, ДВО РАН и компаниями - резидентами, результаты обсуждения должны быть предъявлены разработчику проекта.


Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике