Приморье но туристо - проблема фатале!
20.01.2021 04:29
Туриндустрия Приморья в глубоком нокауте. К этому привел кумулятивный эффект от ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции, стихийного бедствия и, как ни парадоксально - от попытки расшевелить туризм в России в целом.
Главным событием 2020 года стала пандемия коронавируса, оказавшая негативное влияние практически на все отрасли экономики России, в особенности – на туристический сектор. При этом Приморский край стал одним из наиболее экономически пострадавших регионов страны. Каковы масштабы потерь региональной туриндустрии в связи с закрытием азиатских границ? Смогли ли российские граждане компенсировать отсутствие иностранных гостей? Какие факторы привели к резкому падению уровня внутреннего туризма в регионе? – ответ на эти вопросы попытался найти эксперт ИА «East Russia» Роман Тарантул.
EastRussia
По оценкам Счётной палаты РФ под воздействием пандемии в 2020 году страна потеряла от 3,9 до 4,5% ВВП. Количество бедных выросло на один миллион человек и составило 20,5 млн. На миллион сократилась численность занятых в малом и среднем бизнесе, который обозначен как основной драйвер развития экономики страны. При этом самой пострадавшей отраслью стала индустрия въездного и отчасти внутреннего туризма. Однако в таких традиционно туристически популярных регионах как Крым и Краснодарский край за десятилетия работы бизнес по большей части прочно стоит на ногах и успел «накопить жирок», благодаря чему и смог преодолеть кризис с минимальными потерями. Кроме того, черноморские курорты всегда были в большей степени ориентированы на внутреннего туриста, численность которого резко возросла в условиях закрытия границ, что и позволило данным регионам довольно неплохо пройти 2020 год. Так, по итогам 2020 года снижение турпотока в Крыму составило всего 15% по сравнению с 2019 годом, в Краснодарском крае - 36%.
В Приморье же к началу 2020 года туриндустрия находилась все еще в стадии бурного роста, стартовавшего в 2014, и пребывала в уязвимом состоянии, как самолет на взлете. Многие компании ещё не вышли на стадию окупаемости или вовсе были закредитованы. Негативную роль сыграл и тот факт, что Владивосток, в отличие от Крыма и Кубани, делал ставку на развитие въездного туризма. О «въездном профиле» туриндустрии Приморья говорит тот факт, что по итогам 2019 года Владивосток занял третье место в России по количеству зарубежных гостей, уступив только Москве и Санкт-Петербургу. Город только-только превратился в привлекательное для иностранцев направление, как его вдруг настиг «коронакризис», сопровождающийся закрытием границ с основными странами-поставщиками туристов - Китаем, Южной Кореей, Японией. И если в 2019 году Приморский край посетило 5,3 миллиона человек, из которых 760 тыс. иностранцы, то в 2020 году в регион прибыло всего 970 тысяч гостей, из которых лишь 44 тысячи из-за рубежа. Таким образом, суммарный туристический поток в Приморье в 2020 году упал более чем в 5 раз, в то время, когда в других регионах страны данный показатель снизился лишь на 30-50%, а, как было сказано выше, в Крыму и на Кубани - на 15 и 36%.
Как следствие, быстрорастущая приморская туриндустрия, к началу 2020 года «прокачавшая» свои возможности для приёма почти 1 миллиона иностранных и 5 миллионов российских гостей, осталась практически без работы. Показательно, что за пять лет – с 2015-го по 2020-ый количество только мест массового размещения и общественного питания выросло с 2 880 до 3 307. На рынке труда сложилась тенденция перехода кадров в «околотуристические» профессии. Только в 2018 - 2019 гг. количество работников розничной торговли увеличилось на 4 тыс. человек, гостиничного сервиса и общественного питания – на 1,1 тыс. человек, в операциях с недвижимым имуществом – на 3,2 тыс. человек, в сфере транспортных услуг - на 400 человек.
Более чем пятикратные потери по итогам года отмечены в приносимых туристическим сектором доходах для бюджета и бизнеса. Если в 2019 году общий оборот средств в индустрии туризма составил 29,6 млрд. рублей, то в 2020 году - лишь 5,7 млрд. рублей. Налоговые поступления снизились с 5,1 млрд. рублей в 2019 году до 1 млрд в 2020 году. Доля туриндустрии в валовом региональном продукте снизилась с 5,7 до 1%.
Если причины обнуления въездного турпотока более-менее ясны, то почему же в Приморье наблюдалось пятикратное падение внутреннего туризма, который в условиях закрытых границ, казалось бы, должен был прийти на выручку местным представителям рынка туристических услуг?
Так, крайне неблагоприятными для Приморья оказались сроки действия карантинных запретов на туристические поездки. Граница с Китаем и Южной Кореей, являющимися основными поставщиками туристов в регион, была закрыта ещё в феврале-марте 2020 года, задолго до начала общих карантинных ограничений в стране. Несмотря на то, что первый квартал традиционно не является высоким туристическим сезоном в Приморье, за январь-март 2019 года регион посетило 52 тысячи туристов из Китая и 46 тысяч из Южной Кореи. Каждая из этих цифр больше, чем общее количество прибывших в регион в 2020 году иностранцев!
С середины марта Приморье закрылось и для российских туристов. Их приём возобновился лишь в конце июня-начале июля. Учитывая, что купальный сезон в Приморском крае ограничивается июлем-августом, существенная часть россиян попросту не успела спланировать отдых на побережье Японского моря, выбрав другие внутренние направления или вовсе отказавшись от поездок.
Для сравнения, в Крыму запрет на туристические визиты действовал с 28 марта по 1 июня. Как и в Приморье, срок немалый, однако для Крыма вполне совместим с жизнью, поскольку туристический сезон здесь длится практически круглый год. В Краснодарском крае запрет на туристические поездки действовал с 31 марта по 21 июня – почти на месяц продолжительнее, чем в Крыму, но с минимальным пересечением периода карантинных ограничений с периодом высокого сезона.
Кроме того, в пользу Крыма и Кубани сыграл и сам факт закрытия границ, чего нельзя сказать о Приморье. В условиях недоступности зарубежного отдыха интерес россиян к указанным регионам резко вырос, как следствие с июня 2020 года черноморские курорты столкнулись с ажиотажным спросом на отдых. Явно не на благо Приморья пошли и регулярные авиарейсы, запущенные в июле-августе из Хабаровска и Владивостока в Симферополь и Сочи. Судя по всему, в условиях закрытия границ и доступных авиабилетов на черноморское побережье некоторая доля дальневосточников предпочла вместо поездки во Владивосток опробовать отдых на курортах Крыма и Кубани.
Как бы это ни звучало странно, не на руку Приморью сыграла и запущенная Ростуризмом программа туристического «кэшбэка», чего опять же нельзя сказать о Крыме и Краснодарском крае. Во-первых, продажа льготных туров была начата лишь 21 августа, когда туристический сезон в Приморье стремительно подходит к концу, а надежды на ощутимый приток внутренних туристов в регион осенью и зимой осенью, даже с учётом «кэшбэка», выглядят слишком оптимистично. Во-вторых, от Приморского края в программе приняло участие лишь 15 мест коллективного размещения и 18 туроператоров. Цифры весьма скромные и неспособные оказать существенного влияния на общегодовую численность турпотока, тем более за период действия акции с конца августа по декабрь 2020 года. В туристически популярных территориях, где сезон практически круглогодичен, в акции приняло участие гораздо большее количество организаций: в Крыму - 84 места коллективного размещения, в Краснодарском - 250, на Ставрополье – 69. Как следствие, данные регионы и стали лидерами по объему продаж поездок с «кэшбэком» и смогли значительно увеличить приток туристов в низкий сезон. К примеру, на Черноморском побережье заполняемость отелей в декабре 2020 года составила около 60%, что на 20% выше показателей 2019 года.
Свою негативное воздействие на приморскую туриндустрию оказала и сама природа, наградившая регион сильнейшим за последние 50 лет тайфуном «Майсак». Многие и без того не процветавшие базы отдыха, санатории и пансионаты понесли серьёзный материальный ущерб, а некоторые и вовсе оказались близки к полному разрушению.
Отдельно стоит упомянуть и факт отмены Восточного экономического форума (ВЭФ), который должен был пройти со 2 по 5 сентября 2020 года. За пять лет во Владивостоке сформировалась собственная индустрия обеспечения ВЭФ. Для некоторых компаний, в особенности в сфере ивент-индустрии, форум определял существование на весь дальнейший год. На период ВЭФ большинство городских ресторанов резервируются под спецобслуживание, а гостиницы переполнены. Показательно, что в 2019 году в форуме приняло участие 8,5 тысяч делегатов, а аэропорт Владивостока в период его подготовки и проведения всего обслужил 52 тысячи пассажиров. Безусловно, отмена ВЭФ оказала негативное влияние на местный бизнес, в особенности – на туристическую индустрию. Многие предприниматели смирялись с весенне-летними карантинными ограничениями, рассчитывая на высокие прибыли во время форума.
Таким образом, 2020 год стал крайне сложным для Приморского края. Казалось бы, не связанные с распространением коронавируса экономические, географические, климатические и даже исторические факторы создали совокупный кумулятивно-негативный эффект, пятикратно обрушивший туристический поток в регион. Как следствие, в условиях пандемии Приморский край стал одним из наиболее экономически пострадавших субъектов страны. Перепрофилировавшийся под въездной туризм регион остался без иностранных туристов, надежды на высокий внутренний спрос не оправдались, а закрытые границы в купе с мерами господдержки и новыми авиамаршрутами привлекли российского туриста на курорты Чёрного моря, оставив Приморье даже без традиционного притока дальневосточников.
Теги: