Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приморская инвествакцина от пандемии

Приморье и в пандемию остается территорией возможностей. Негативные тренды 2020-ого лишь одна сторона медали, на другой - позитивные перемены в части инвестиционного климата и новые преференции для бизнеса.

В 2020 году Приморский край, как и весь мир, столкнулся с вызовами пандемии и ощутил спад во многих сферах. Не только из-за коронавируса. Сильнейший за 30 лет «ледяной шторм» повлек за собой серьезные проблемы в энергоснабжении. Но «оптимист в каждой трудности видит возможности» - эту цитату Уинстона Черчилля зампред правительства Приморского края Константин Шестаков мог бы сделать своим девизом. В своем интервью East Russia он рассказывает, какие возможности видят инвесторы в Приморье, несмотря на пандемию. Как долго будет восстанавливаться туристический рынок? Какие проекты вышли на финишную прямую, а какие пришлось отложить? Кто еще может зайти в САР на острове Русском, и что изменится для бизнеса в 2021 году, и когда откроется рыбный рынок во Владивостоке.

Приморская инвествакцина от пандемии
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

ЗНАКОВЫЕ ПРОЕКТЫ

- Константин Владимирович, как вы оцените работу по улучшению инвестиционной привлекательности Приморья в 2020 году? Каких перспективных инвесторов удалось привлечь и на какие проекты?

- 2020-й год нас всех проверил на прочность. Основные силы мы бросили на поддержку инвесторов, которые уже развивают проекты в Приморском крае. Мы непрерывно вели мониторинг отрасли. Точечно и оперативно предлагали меры по поддержки конкретных направлений предпринимательства. Это были и налоговые льготы и другие меры поддержки. Например, ввиду того, что из-за пандемии коронавируса многие государственные организации приостановили прием посетителей и документов, краевое Инвестиционное агентство напрямую взаимодействовало с муниципалитетами по вопросам выдачи земельных участков. Принятые меры позволили предпринимателям и дальше инвестировать в развитие своего бизнеса в соответствии с графиками.

В итоге удалось запустить завод «Кормбиосинтез» резидента ТОР «Надеждинская» группы компаний «Арника».

Благодаря совместным усилиям краевых властей и бизнеса удалось обеспечить получение разрешений на въезд для иностранных специалистов, задействованных в реализации инвестиционных проектах в самых разных отраслях экономики региона. Например, получилось привлечь иностранных специалистов для работы на предприятии группы KGK.

Точно стоит напомнить, что Приморье вошло в пилотный проект по предоставлению нового вида поддержки - защиту поощрения капиталовложений, и в 2020 году первое соглашение заключено с инвестором ООО «Морской порт в бухте Троицы», который уже приступил к реализации уникального проекта по развитию транспортной логистики сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке. Реализация проекта «Мультимодального транспортного коридора «Восточные Зерновые Ворота» открывает экспортный рынок сельскохозяйственной продукции для производителей Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов.

Решая задачу по обеспечению доступным жильем и объектами социальной инфраструктуры в край привлечены такие крупные инвесторы как компании ПИК и ВИС.

Также мы на постоянной основе взаимодействуем с инвесторами, решившими вкладывать средства в проекты в сфере гостеприимства и туризма.

- О каких проектах идет речь?

- В прошлом году в игорной зоне «Приморье» ввели в эксплуатацию новый гостинично-развлекательный комплекс «Шамбала». С корейскими партнерами – компанией «LS Networks Co. Ltd.» - заключили соглашение о создании большого гольф-клуба под Владивостоком. Эти партнеры уже инвестируют. Крупная японская гостиничная сеть Okura в начале 2020 года все-таки подписала с российским инвестором «Бургудуз» договор управления гостиничным комплексом Okura Vladivostok. В августе этого года во Владивостоке на Корабельной набережной откроется пятизвездочный отель под их брендом. Это топ-сегмент гостиничного бизнеса, его присутствие в регионе важный фактор инвестиционной привлекательности для наших будущих японских партнеров. Тем более, в прошлом году две крупнейшие в Японии авиакомпании «JAL» и ANA зашли в Приморье с прямыми рейсами.

Кроме того, компания Accor, международный гостиничный оператор со штаб-квартирой во Франции, ведет переговоры по трем проектам в Приморском крае. Один из них уже находится в стадии реализации. Это строительство отеля под брендом «Новотель» в центре Владивостока. Ожидается, что гостиница откроется в начале туристского сезона этого года.

- Характерно, что все перечисленные вами события пришлись на 2020 год, то есть пандемия не отразилась на планах инвесторов?

- Иностранный бизнес даже в постковидном мире обращает внимание на новые возможности во Владивостоке. Например, компанию Accor интересует развитие MICE-туризма (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions — область индустрии делового туризма – прим. ред.), именно предпринимателей и чиновников там видят основными своими гостями. Правительство Приморья совместно с сингапурской компанией Changi, одним из собственников международного аэропорта Владивостока, разработало план по привлечению именно MICE-туриста на территорию края. Событийных мероприятий делового толка у нас огромное количество, так что ниша перспективная. Владивосток, без преувеличения, центр деловой активности Дальнего Востока России.

С точки зрения улучшения инвестиционного климата важен успех в Приморье иностранных компаний, мы делаем на этом значимый акцент. Конечно, хочется показать фактическую, не иллюзорную картину того, что Приморский край безопасен, надежен и перспективен для иностранного капитала. Это касается и сферы услуг в т.ч. логистики, сельского хозяйства, и промышленности и других отраслей.

ЛИДИРУЮТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ

- А как обстоят дела с количеством резидентов в ТОРах и свободном порту Владивосток? Есть ли положительная динамика?

- В 2020 году резидентами ТОР стали 15 компаний с планируемым объемом инвестиций 5,3 млрд рублей, ими уже вложено 0,3 млрд рублей. Резидентами СПВ стали 414 организаций с заявленными инвестициями 220,6 млрд рублей, вложено 6,2 млрд рублей. Проекты планируются к реализации в разных сферах.

По объему инвестиций лидируют такие крупные резиденты, как, например, «Дальселькор» - компания, которая выращивает и обрабатывает рис и сою в ТОР «Михайловский». Или «АТ Группа» Терминал» с проектом многопрофильного логистического комплекса по хранению, перевалке, переработке сельскохозяйственной продукции так же в ТОР «Михайловский». Резидент свободного порта Владивосток компания «ВАМТ» приступил к созданию портового перегрузочного комплекса в районе мыса Клыкова. При этом многие проекты резидентов СПВ связаны со строительством жилых домов. Это ООО «Альянс», ООО «Берег» и другие.

Отмечу, что в 2020 году статус приоритетного инвестиционного проекта Приморского края получили четыре компании. Для таких проектов предусмотрено оказание государственной имущественной поддержки в форме предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов.

- В какой отрасли кроме гостиничной индустрии, на ваш взгляд, можно говорить о позитивных изменениях, где ожидается прорыв?

- Я бы отметил строительство. Администрация Владивостока готовит знаковый для города проект застройки. Подписано постановление, по которому 2,72 гектара земли практически в центре города становятся зоной комплексного развития территории. Сейчас там расположен частный сектор. Землю предложено вовлечь в деловой оборот. Инвесторы, которые смогут зайти в этот проект, будут строить жилые комплексы и деловые здания. По сути, речь идет о «реновации». В 2020 году изменения в федеральный закон №494-ФЗ усовершенствовали механизмы расселения аварийного и ветхого жилья, так что сегодня у нас есть реальный инструмент комплексного развития территорий. Владивосток – столица Дальнего Востока, вопросы реновации и благоустройства – одни из ключевых. Вопросы перспективной комплексной жилищной застройки наиболее часто выносятся на заседание Инвестиционного совета при Губернаторе Приморского края. Инвесторы демонстрируют высокую заинтересованность в этом направлении.

ПОПАСТЬ В ТРИДЦАТКУ АСИ

- Почему, несмотря на все усилия и ключевые преимущества - особенно в отношении логистики, климатических и географических особенностей – Приморский край никак не попадет в топ-30 Национального рейтинга инвестиционного климата, хотя там присутствуют: Республика Саха (Якутия) (в первой двадцатке), Амурская область, Камчатский край и Сахалинская область?

- Рейтинг специально построен так, чтобы минимизировать климатические и географические особенности регионов (в 2018 году Тюменская область с не самыми благоприятными для жизни условиями была лучшей в стране). Да, нас нет в тридцатке. Но за два года мы продвинулись с 76 на 34 место, показав одну из лучших динамик в России.

Да, нам есть над чем поработать, потому что инвестклимат — это не только объемы вложенных инвестиций. При его оценке учитывается множество параметров: условия для ведения бизнеса, качество госуслуг для предпринимателей и сроки их оказания, уровень цифровизации в этой сфере, эффективность работы институтов развития.

В прошлом году мы наметили для себя несколько стратегических целей. В первую очередь, это улучшение инвестиционного климата с учетом социальных приоритетов - публичные проекты в сфере государственно-частного партнерства. Сейчас у нас уже реализуются концессионные инициативы в сфере ЖКХ, образования. Также будем вкладывать в развитие инфраструктуры с целью замещения бюджетных инвестиций, помогать реальным секторам экономики.

Кроме того, сейчас готовим поправки в закон о приоритетных инвестпроектах Приморского края. В будущем инвесторы смогут претендовать не только на аренду земельных участков без торгов, но и на другие меры господдержки.

 - Есть ли шансы у Приморья выйти в лидеры рейтинга по цифровизации услуг для бизнеса?

- Развитие электронных сервисов для бизнеса – один из приоритетов нашей работы в 2020 году. Сегодня все сетевые организации Приморья в электронном виде предоставляют предпринимателям услуги по подключению к электросетям. Все 34 муниципальных образований края оказывают комплексную услугу «Выдача разрешения на строительство», в которую входят все процедуры для получения разрешения на строительство. Дополнительно добавлена услуга «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий».

В 2021 году планируется перевести в электронный вид не менее 18 муниципальных услуг в сфере земельных и имущественных отношений, а также социальной защите населения и образования.

Будет разработана комплексная услуга для предпринимателей по заключению договора на присоединение к инженерным сетям (электро-, водо-, теплоснабжение) для подачи документов в режиме «одного окна».

К 1 октября 2021 года на базе Регионального портала государственных и муниципальных услуг Приморского края будет внедрен платежный сервис для безналичной оплаты государственных и муниципальных услуг.

С недавних пор я курирую лесное направление в правительстве края. Министерство лесного хозяйства сегодня ставит очень короткую тактическую задачу по цифровизации всех услуг, которые есть в лесной отрасли. Во-первых, это поможет если не снять, то минимизировать вопрос возможной коррупции. Во-вторых, в конечном итоге станет комфортнее компаниям, которые находятся, например, на севере края. Чтобы твой бизнес успешно работал, достаточно будет подать необходимые документы через портал «Госуслуги».

Когда я стал курировать направление торговли, буквально через несколько недель правоохранительные органы выявили в органах исполнительной власти коррупционную схему, связанную с выдачей лицензий на алкоголь. В максимально короткий срок мы оцифровали эту услугу, и проблема решилась. Да, увеличилось количество отказов, но был минимизирован коррупционный фактор и сроки получения лицензий сократились в среднем до 18 дней, хотя административный регламент предписывал 20 дней.

- Какие еще меры помогут Приморью подняться в рейтинге АСИ?

- Их много. Есть, например, два любопытных направления, которые вызывают живой интерес. В Приморье организованы акселераторы для предпринимателей. Это помощь экспортерам и открытие частных дошкольных учреждений.

Образовательная программа для производителей меда, акселератор «Энергия пчеловодства», объединила отраслевиков, которые готовы перерабатывать мед и отправлять его за рубеж. Благодаря акселератору они получили для этого всю необходимую информацию о зарубежных рынках и инструментах поддержки.

Что касается организации дошкольных учреждений, то речь идет о частных детских садах. Безусловно, можно строить большие государственные сады, но есть и другой путь, на мой взгляд, более короткий и эффективный. Мы соединили возможности муниципалитетов по предоставлению, например, муниципального имущества под организацию такого сада, возможности различных программ. И вот эта синергия общих усилий привела к тому, что в Уссурийске, на пилотной площадке проекта, появились сразу несколько частных детских садов.

Безусловно, в текущем году хотим реализовать эту практику и в других городах.

Нельзя не отметить так же пилотный проект «Приморский старт», запущенный в 2020 году. Он направлен на поддержку инициатив по технологическому предпринимательству, инновационной экономике. На конкурсной основе лучшие стартапы – участники проекта получают гранты в размере 2 млн рублей каждый. Направления очень любопытные, от разработки в области искусственного интеллекта по конструктору сайтов до дезинфицирующих средств – не химических, а биологических. Буквально недавно принимали проект, связанный с пилотными экземплярами инвалидных кресел из углепластика – легкие, весом до трех килограммов, тогда как аналоги весят в районе 9-12 килограммов. И все это реализовано здесь, на территории Приморья.

 «ЛЕДЯНОЙ ДОЖДЬ» ОБНАЖИЛ ПРОБЛЕМЫ

- «Ледяной дождь» приковал внимание к Приморью как редко какое другое событие. Много вопросов появилось к энергообеспечению региона. На днях председатель правления – генеральный директор РусГидро заявил, что именно в Приморском краем группой РусГидро запланирована реализация больших инвестиционных проектов по повышению надежности энергообеспечения потребителей в сетевом комплексе и генерации электроэнергии и тепла. О каких конкретно проектах идет речь?

- Действительно, «ледяной дождь» в ноябре прошлого года обнажил проблемы энергоснабжения Приморского края: высокий износ электрических сетей; закрытые центры питания; отсутствие резервирования.

Для повышения надежности электроснабжения населения региона АО «ДРСК» разработана программа модернизации и реконструкции электросетевого комплекса Приморского края с общим объемом капитальных вложений в 12,5 млрд. рублей. Основными задачами являются как приведение существующих электрических сетей 0,4/6/10 кВ в нормативное состояние, так и строительство новых объектов. Это Артемовская ТЭЦ, которая будет работать на газовом топливе, и ЛЭП в Уссурийске.

В ходе V Восточного экономического форума РусГидро и власти Приморья подписали соглашения о сотрудничестве при реализации проектов модернизации Владивостокской ТЭЦ-2 и строительства Артемовской ТЭЦ-2 с объемом инвестиций 91,2 млрд рублей.

Кроме того, в ноябре прошлого года коллеги из агентства газоснабжения и энергетики Приморского края по поручению губернатора края обратились к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новаку с вопросом обеспечения надежного энергоснабжения потребителей Хасанского района Приморского края.

В результате принято решение о реконструкции подстанции 110 кВ Западная (с переводом на напряжение 220 кВ и увеличением трансформаторной мощности на 63 МВА) и строительстве отпайки от воздушной линии 220 кВ Владивосток - Волна до подстанции Западная. Срок исполнения запланирован до конца 2022 года. Ответственный исполнитель - АО «ДРСК». Данное мероприятие позволит уже в следующем году приступить к обеспечению потребителей Хасанского района электроэнергией. В том числе это, конечно, касается гостиниц и многочисленных баз отдыха на юге края – действующих и тех, которые только планируются к вводу в эксплуатацию.

ИНВЕСТОРЫ НЕ ТОРОПЯТСЯ

- С осени 2018 года действует механизм САР на острове Русский и лишь недавно туда зашел всего-навсего третий резидент, с чем связана такая неторопливость инвесторов?

- Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, управляющая компания САР на острове Русский, видит серьезный интерес бизнеса к переезду в специальные административные районы, особенно после пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом иностранных юрисдикций. Но существует и определенная осторожность, бизнес очень тщательно оценивает все плюсы и минусы от переезда. Инструмент ведь относительно новый. Сегодня в работе у КРДВ еще порядка четырех компаний – потенциальных интересантов, с ними идет активное взаимодействие, и прорабатываются возможности переезда в САР.

 - Из каких секторов потенциальные резиденты?

- Сферы самые разные: финансы, энергетика, услуги, девелопмент, сельское хозяйство – никакой четкой связи между отраслями и заинтересованными в редомициляции компаниями нет. Но прослеживается определенная территориальная тенденция: острова Русский и Октябрьский — это восточная и западная точки нашей страны, между которыми около восьми тысяч километров и восемь часовых поясов. При этом остров Русский значительно удален как от Кипра (основной локации редомицилирующихся компаний), так и от Москвы и Центральной России, где сосредоточены управляющие функции. Поэтому основными интересантами являются компании, чей бизнес и активы сосредоточены в Сибири или на Дальнем Востоке: Перерегистрация в САР позволяет им увеличить скорость управления бизнесом и снижает транзакционные издержки. Также режим интересен компаниям, ориентированным на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

РЫБНЫЙ РЫНОК ЗАПУСТЯТ К 2024 ГОДУ

- На какой стадии находится проект по возведению во Владивостоке специализированного рыбного рынка, начало строительства которого было анонсировано на этот год? Не будет ли переноса сроков? Не станет ли проект «жертвой пандемии» коронавирусной инфекции из-за того, что катастрофически просел туристический рынок Приморья?

- К сожалению, инвестору действительно пришлось сдвинуть сроки реализации проекта, но причины носят скорее технический характер и не связаны с пандемией коронавируса. Уже оформлен договор аренды земельного участка, где разместится рынок, согласован проект планировки территории, внесены изменения в соглашение между КРДВ и инвестором. Сейчас мы вышли на этап экспертизы проекта. После займемся оформлением разрешения на строительство. Ожидаем, что запустить рыбный рынок удастся к 2024 году.

Кроме того, если говорить о доступной рыбе во Владивостоке и ближайших муниципалитетах, в рамках исполнения поручений премьер-министра разработан план, по которому в самое ближайшее время мы будем создавать дополнительные точки продаж рыбной продукции.

- Это приблизительно то, что в свое время губернатор Олег Кожемяко делал на Сахалине? Доступная рыба по доступной цене?

- Ровно так. Мы должны дать возможность предпринимателям реализовывать свою продукцию на территории муниципалитетов. А приморцам увидеть в крае больше точек со свежим продуктом. И у нас уже есть опыт – проект «Сделано в Приморье», запущенный в 2019 году, показал, что и производители, и покупатели заинтересованы в размещении на ключевых городских площадках. Причем мы проводили фестиваль «Сделано в Приморье» по мононаправлениям - мед, сыры, дикоросы. Очень хотелось бы организовать такую работу и по рыбному направлению, чтобы на муниципальных рынках недорого и в большом ассортименте продавались рыба и морепродукты.

 ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫВОК

- Чего не хватает Приморью, чтобы совершить качественный рывок на рынке туристических услуг?

- Один из важных критериев туристской привлекательности - наличие ключевых центров притяжения туристов. К сожалению, во многих дальневосточных регионах - и наш край не исключение - не хватает качественной туристической инфраструктуры, транспортной доступности и комфортной среды в городах и селах.

В соответствии с поручением председателя правительства Михаила Мишустина мы ведем работу по территориальному планированию и градостроительному развитию перспективных туристских направлений. Эта задача осуществима за счет разработки регламентов застройки и документов территориального развития для крупных туристских дестинаций, в том числе мастер-планов.

То есть уникальные туристские территории и объекты будут развиваться с учетом лучших мировых практик, включая архитектурный облик курортов, моделирование транспортных потоков, распределение инфраструктуры.

Если говорить о Владивостоке, важная задача - обустройство центральной, исторической части города именно как туристской дестинации, с построением новых пешеходных логистических связей, но с акцентом на комфорт жителей. В этом году началась разработка концепции данного проекта. Правительство Приморского края выступило с инициативой заложить мероприятия, которые помогут его реализовать, в национальный проект развития туризма. Я сам родился во Владивостоке, здесь живут мои дети. Я хочу, чтобы в городе было комфортно.

Также мы приступили к разработке концепций туристического маршрута исторической части Владивостока, туристско-рекреационного экологического кластера «Земля леопарда» в Хасанском районе и туристско-рекреационного кластера на острове Русский, ведем благоустройство пляжных территорий при помощи частных инвесторов.

- Неоднократно говорилось о том, что на Дальнем Востоке необходимо развивать собственные круизные маршруты. Как продвигается работа в этом направлении?

- Правительство Приморского края инициировало вопрос по созданию Дальневосточной круизной линии.

Наиболее перспективным направлением развития круизного туризма в водах Дальнего Востока и Арктики является экспедиционный круизный туризм. Данный сегмент пользуется высокой популярностью по всему миру, привлекая туристов природными красотами Арктики и Антарктики, Камчатки, Аляски и Гренландии.

Зону плавания может включать Командорские, Шантарские и Курильские острова (Итуруп, Уруп и Онекотан), побережье Охотского моря, Камчатку, Чукотку, а в перспективе и весь северный морской путь. В экспедиционном сегменте регионы Дальнего Востока и русской Арктики имеют возможность стать лидерами по количеству и разнообразию круизных маршрутов, а российские круизные операторы способны занять значительную долю рынка с собственным круизным флотом. Основным препятствием в организации отечественной экспедиционной круизной линии является отсутствие необходимого круизного флота.

При этом кризис круизной отрасли, вызванный пандемией COVID-2019, одновременно представляет и удобную возможность для открытия нового рынка экспедиционного круизного туризма в России, в том числе из-за значительного снижения рыночной стоимости на круизные суда, находящиеся в простое на антарктических маршрутах в порту Пунта-Аренас и на маршрутах на Аляске.

Учитывая данные обстоятельства мы обратились к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Андрею Рэмовичу Белоусову с просьбой поручить ВЭБ.РФ или ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» подготовить специальные кредитные продукты с льготными условиями для реализации проектов по приобретению круизных судов иностранной постройки усиленного ледового класса на 100-200 пассажиров для эксплуатации на круизной экспедиционной линии в морях Дальнего Востока и Арктики.

Опыт эксплуатации таких судов иностранной постройки в российских водах позволит определить наиболее приемлемые параметры и технические характеристики для разработки отечественных проектов судов данного типа и их последующего строительства, в том числе на судостроительных предприятиях Дальнего Востока. Например, в Большом Камне.

ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПОТРЕБУЕТСЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ЛЕТ

- Что может противопоставить Приморье таким лидерам по объемам въездного турпотока, как, допустим, Камчатка?

- Для туристов из западной части России есть хорошая возможность через Владивосток организовать всю логистику путешествий по Дальнему Востоку, и здесь нам главное объяснить, а зачем же приезжать в Приморский край. Слава Богу, что у нас этих поводов достаточно. Например, мы делаем ставку на развитие Дальневосточной кухни. Это новый гастрономический феномен, возникший на Тихоокеанском побережье России и способный стать мощным драйвером развития туристического Приморья.

Уже сформирована линейка событийных гастрономических мероприятий - фестивалей мидий, краба, гребешка, тайги и других. Мы разрабатываем гастротуры, создаем специализированный контент по гастрономии, бесплатно обучаем поваров. Концепция развития гастрономического туризма в Приморском крае на основе Дальневосточной кухни была высоко оценена экспертами туристской отрасли. Готовили ее вместе с бизнесом. Учитывали конкретные задачи, объемы финансирования, план мероприятий. Это для нас очень важно, я вижу в этом действительно якорный повод для посещения Приморья. Ребята, кто далек от этого направления, смеются: «Ну, не поесть же?» В том числе и поесть, вот поверьте.

- Как скоро, на ваш взгляд, можно ожидать возвращения туристического рынка на докризисный, допандемийный уровень?

- В настоящее время индустрия гостеприимства является одним из самых пострадавших секторов экономики в России и в мире. Ситуация с коронавирусом привела к прекращению туристских потоков как на международном, так и на внутреннем рынке.

Туристская отрасль в крае в последние годы развивалась динамично. По итогам 2019 года Приморский край вошел в пятерку регионов по туристским потокам с пятью миллионами туристов в год. Но ввиду действовавших ограничений по работе гостиниц, общепита, объектов досуга и сложной эпидемиологической обстановки в регионах в 2020 году мы не ждали запредельных цифр по потоку. В 2020 году поток составил лишь 1/5 часть потоков 2019 года.

Сложно делать какие-либо прогнозы по точному числу туристов. Принимая во внимание сложившуюся обстановку, мы полагаем, что для выхода из кризиса потребуется около трех лет, то есть только к концу 2023 года туристский поток в регионе и, соответственно, все остальные целевые показатели туристской отрасли смогут выйти на уровень 2019 года.

21 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика