Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Primorsky investment disposition

Every year Primorye becomes more and more popular territory among investors. Now that restrictions associated with the coronavirus pandemic are gradually being lifted, entrepreneurs from the Republic of Korea and other countries are again showing interest in the region. And enterprises, forced to suspend their activities last year, are again embarking on active phases of the implementation of initiatives.

Igor Trofimov, director of the Primorsky Territory Investment Agency, tells EastRussia in figures and facts about what investment projects have been launched recently, how the pandemic affected the plans of investors investing in the gambling zone, and about initiatives in the field of public-private partnerships.

Primorsky investment disposition
Photo: Investment Agency of Primorsky Krai

- What was the total volume of investments in fixed assets aimed at developing the economy and social sphere in the Primorsky Territory last year? How does it compare with the indicators of previous years?

- The total volume of investments in fixed assets in Primorye in 2020 was fixed at around 184,7 billion rubles - this even exceeds, albeit relatively “not much”, the indicator of 2019 - then investments in fixed assets amounted to 182 billion rubles.

If we consider the structure of investments in the past year, then of the total volume of investments in fixed assets of the Primorsky Territory, investments of organizations amounted to 75,6%. At the same time, slightly more than half - 51,2% - are the organizations' own funds (over 71,6 billion rubles), another 48,8% are borrowed funds (over 68,1 billion rubles). In the structure of attracted funds, bank loans amounted to 15,7 billion rubles, budgetary funds - 31,3 billion.

The locomotive for the growth of investments in Primorye, including foreign ones, remains special economic zones - these are the territories of advanced socio-economic development (TOP) and the Free Port of Vladivostok (FPV).

As of April 2021, 198,5 billion rubles were invested in the TOP. The implementation of all the projects available today will provide the creation of about 32,6 thousand new jobs, at the moment they have created about 12 thousand. 115 companies of the region received the status of the TOP resident.

- Which of the directions arouses the greatest interest of investors - in terms of the amount of invested funds and the number of investors themselves? What kind of real-world projects can we talk about?

- The largest share in the volume of investments in the Primorsky Territory is traditionally the sphere of transportation and storage - 29,5%. Investments in agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming accounted for 14,7% in total, in the provision of electricity, gas and steam, air conditioning - 10,2%, in manufacturing - 8,6%, in activities in healthcare and social services - 6.3%, in the field of information and communication - 5,7%.

Among the investment projects being implemented in Primorye, I would single out the Arnika Group of Companies, which has built several enterprises for the production of feed additives for animals at the Nadezhdinskaya ASEZ.

On the initiative of the Arnika Group of Companies, high-tech enterprises Kormbiosintez and Pharmasintez with a modern scientific R&D center Agrobioeconomics LLC Arnika have already been erected at the Greenfield site of the Nadezhdinskaya TOR. In 2021, at the Zapadny site of the Nadezhdinskaya ASEZ, the construction of an elevator complex of Arnika-Holding LLC, the first stage of the Agrobioeconomic Cluster mega-project of Arnika Group, began.

Enterprises will be the first in Russia to engage in the production of essential feed components - vitamins (A, D, E, B2, B12, H, B4 -choline chloride), “smart” smart forms of essential amino acids and other special biologically valuable ingredients for animals using biotransformation and biomolecular technologies. In addition, the Agrobioeconomic Cluster megaproject is the first in Russia to implement the concept of creating a complex of high-tech enterprises of a full innovation cycle for deep and biotechnological processing of corn with a powerful elevator complex, obtaining starch, gluten, dextrose and biotechnological products based on them (probiotics and synbiotics, substances amino acids, vitamins).

Already in 2022, about 30% of manufactured products will be exported to China, Japan, Thailand, Vietnam. Foreign partners have already received samples of industrial batches of manufactured components from the first high-tech enterprise "Kormbiosintez" LLC "Arnika" for the purpose of registration in their countries.

- Has the pandemic affected the plans of investors investing in the gaming zone of Primorye?

- Cambodian investor Naga Corporation Ltd was forced to suspend work on the construction of a casino in the gambling zone. The company relied on attracting labor from the PRC, and due to restrictions, workers were ultimately unable to come.

Now the investor is already preparing to resume work and is looking for a Russian contractor for this. The Primorye government has already prepared a list of potential contractors for them. They have to dive into construction this year, they have obligations, as we create infrastructure for them

- How can we talk about attracting investors to the territory, which after the notorious "freezing rain" was for a long time without electricity and practically in transport isolation? What decisions on infrastructure development have been made and are being implemented after this emergency?

- It should be borne in mind that, according to Primhydromet, freezing rain in Primorye was the first time in 30 years. Such natural phenomena, as well as their consequences, are difficult to predict. Yes, after this natural disaster, the Pervomaisky district of Vladivostok was left without electricity for about a week, and Russky Island was also without electricity and in partial transport isolation. At the same time, the Government of Primorye made every effort to eliminate all accidents in the shortest possible time and clear the ice from the bridge on the bridge that leads to the island. So, in 2,5 weeks, about 2,3 thousand tons of ice deposits were removed from the bridge cables. In addition, while the bridge was closed, it was possible to get to Russky by a ferry, the regular flights of which were helped by the regional government.

I think that such cataclysms are unlikely to be repeated in the near future. And if so, local authorities will be ready to make every effort to eliminate their consequences. And already now, in order to improve the safety of the Pervomaisky District, Primorsky Electric Networks (a branch of DRSK JSC) are equipping its territory with a backup cable line, which is necessary in case of massive emergency outages, and other measures are planned that will increase the reliability of power supply in Vladivostok, and on the Russian island.

- Now a lot is being said about public-private partnership. What projects and in what industries are being prepared for launch in Primorye?

- The Investment Agency of the Primorsky Territory, together with the relevant bodies of the regional governments, is preparing documentation for the implementation of projects in the field of public-private partnership.

There are several projects at one stage or another of implementation in Primorye.

This is the construction of a kindergarten for 240 children and a school for 450 children in the Zima-Yuzhnaya cottage village in the Nadezhdinsky district of Primorye. At the moment, the administration of the municipality has published an investor's proposal for the implementation of the project to receive applications for readiness to participate in the competition from other entrepreneurs.

An indoor ice rink is being built in Nakhodka in a PPP format. In addition to the actual training rink with artificial ice, there will be a gym and a spectator tribune for 300 people. There are also dressing rooms, technical rooms, an office for the provision of medical care, a workshop for sharpening skates. Local teenagers will train here, as well as hockey competitions of various levels. The volume of investments in the development of the initiative is 406 million rubles. Entrepreneurs can take part in a tender for concluding a concession agreement.

I would also call the information system “Digital Primorye”, which includes, among other things, the website “Single portal of“ Digital Primorye ”, mobile applications, and technologically related property.

Also, a number of other agreements are currently being implemented, mainly in the field of housing and communal services.

- Doesn't the recent offer to the Primorye investors to invest in the economy of Belarus contradict the plans to attract investments into the economy of Primorye?

- We offer Primorsky business, together with partners from the Republic of Belarus, to engage in the development of joint business projects. For example, Primorye retailers can open their stores on the territory of the Union State, which will stimulate the development of their business in Primorye. And the Primorsk Investment Agency will help entrepreneurs to establish a dialogue with the Belarusian executive authorities and take advantage of local government support measures.

The Regional Investment Agency, together with the executive authorities of Primorye, is ready to help Primorye investors in case they want to scale their business to Belarus or to any other state. We will also support Belarusian entrepreneurs who want to organize the supply of products to Primorye or create a production here.

- Quite recently, a resident of the free port of Vladivostok from the Vladivostok urban district opened a plant for the production of baby diapers. What other examples of launched or preparing to launch production can be cited?

- Resident of SPV LLC DVSK "Armada" is building an industrial road-building complex in Dalnegorsk. After the launch of all stages of the project, about 40 people will be employed at the new enterprise.

The resident of the Free Port of the companies "EcoToys" launched the second stage of its project last year. A key element of the initiative is the production of environmentally friendly wooden toys, which are marketed under the Kubi Dubi brand. The refurbished production line has already been put into operation in a purpose-built new building. Such toys are in high demand abroad and are becoming more and more popular in the domestic market.

There is also a diamond cutting enterprise in Vladivostok, launched by a resident of the Free Port of Vladivostok, an Indian investor, KGK DV LLC.

- What is your forecast - where will Primorsky Krai be in the national rating of investment attractiveness this year?

Traditionally, the results of the National Rating of the Investment Climate in Russian Regions will be summed up at the St. Petersburg International Economic Forum on June 2-5. For two years in a row, Primorye rose to 21st line in the ranking and now occupies 34th position - this is a good indicator.

This year, colleagues from the Government of the Primorsky Territory have done a great job to improve the conditions for doing business in the region. I think that this time too we will demonstrate good dynamics.


September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приморская предрасположенность к инвестициям

С каждым годом Приморье становится всё более популярной территорией среди инвесторов. Сейчас, когда ограничения, связанные с пандемией коронавируса, начинают постепенно снимать, к региону вновь проявляют интерес предприниматели из Республики Корея и других стран. А предприятия, вынужденные приостановить свою деятельность в прошлом году, вновь приступают к активным фазам реализации инициатив.

О том, какие инвестпроекты удалось запустить за последнее время, как пандемия повлияла на планы инвесторов, вкладывающихся в игорную зону, и об инициативах в сфере государственно-частного партнёрства — в цифрах и фактах рассказывает EastRussia директор Инвестиционного агентства Приморского края Игорь Трофимов.

Приморская предрасположенность к инвестициям
Фото: Инвестиционное агентство Приморского края

- Каким был общий объем инвестиций в основной капитал направленных на развитие экономики и социальной сферы в Приморском крае в прошлом году? Как он соотносится с показателями прошлых лет?

- Общий объем инвестиций в основной капитал в Приморье в 2020 году зафиксирован на отметке 184,7 миллиарда рублей – это даже превосходит, пусть и сравнительно «не на много», показатель 2019 года – тогда вложения в основной капитал составили 182 миллиарда рублей.

Если рассматривать структуру вложений в минувшем году, то из общего объема инвестиций в основной капитал Приморского края инвестиции организаций составили 75,6%. При этом чуть больше половины – 51,2% – это собственные средства организаций (свыше 71,6 миллиарда рублей), еще 48,8% – привлеченные средства (более 68,1 миллиарда рублей). В структуре привлеченных средств кредиты банков составили 15,7 миллиарда рублей, бюджетные средства – 31,3 миллиарда.

Локомотивом роста инвестиций в Приморье, в том числе иностранных, остаются особые экономические зоны — это территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ).

По состоянию на апрель 2021 года в ТОРы вложено 198,5 миллиарда рублей. Воплощение всех имеющихся на сегодня проектов обеспечит создание около 32,6 тысяч новых рабочих мест, на данный момент их создано около 12 тысяч. Статус резидента ТОР получили 115 компаний края.

- Какое из направлений вызывает наибольший интерес инвесторов – по объемам вложенных средств и по количеству самих инвесторов? О каких реально воплощаемых проектах уже можно говорить?

- Наибольший удельный вес в объеме инвестиций Приморского края традиционно составляет сфера транспортировки и хранения – 29,5%. Инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство заняли в общем объеме 14,7%, в обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 10,2%, в обрабатывающие производства – 8,6%, в деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 6.3%, в деятельность в области информации и связи – 5,7%.

Среди инвестиционных проектов, реализуемых в Приморье, я бы выделил ГК «Арника», которая возвела несколько предприятий по выпуску кормовых добавок для животных на ТОР «Надеждинская».

По инициативе ГК «Арника» на площадке «Гринфилд» ТОР «Надеждинская» уже возведены высокотехнологичные предприятия «Кормбиосинтез» и «Фармасинтез» с современным научным R&D центром «Агробиоэкономика» ООО «Арника». В 2021 году на площадке «Западный» ТОР «Надеждинская» началось строительство элеваторного комплекса ООО «Арника-Холдинг» — первой очереди мегапроекта ГК «Арника» «Агробиоэкономический кластер».

Предприятия первыми в России займутся производством кормовых эссенциальных компонентов — витаминов (А, Д, Е, В2, В12, Н, В4 -холин хлорид), «умных» смарт-форм незаменимых аминокислот и других специальных биологически ценных ингредиентов для животных с использованием биотрансформационных и биомолекулярных технологий. К тому же, мегапроект «Агробиоэкономический кластер» первым в России реализует концепцию создания комплекса высокотехнологичных предприятий полного инновационного цикла по глубокой и биотехнологической переработке кукурузы с мощным элеваторным комплексом, получением крахмала, глютена, декстрозы и биотехнологической продукции на их основе (пробиотиков и синбиотиков, субстанций аминокислот, витаминов).

Уже в 2022 году около 30% производимой продукции будет экспортироваться в Китай, Японию, Таиланд, Вьетнам. Иностранные партнеры уже получили образцы промышленных партий изготавливаемых компонентов с первого высокотехнологичного предприятия «Кормбиосинтез» ООО «Арника» с целью регистрации в своих странах.

- Сказалась ли пандемия на планах инвесторов, вкладывающихся в игровую зону Приморья?

- Инвестор из Камбоджи Naga Corporation Ltd вынужденно приостановила работы по возведению казино в игорной зоне. Компания сделала ставку на привлечение рабочей силы из КНР, и из-за ограничений работники в итоге не смогли приехать.

Сейчас инвестор уже готовится возобновить работы и ищет для этого российского подрядчика. Правительство Приморья уже подготовило для них перечень потенциальных подрядных организаций. Они должны погрузиться в стройку в этом году, у них есть обязательства, так как мы создаем им инфраструктуру

- Как можно говорить о привлечении инвесторов на территорию, которая после пресловутого «ледяного дождя» находилась долгое время без света и практически в транспортной изоляции? Какие решения по развитию инфраструктуры приняты и воплощаются после этого ЧП?

- Стоит учитывать, что, по данным Примгидромета, ледяной дождь в Приморье прошёл впервые за 30 лет. Подобные природные явления, как и их последствия, трудно предугадать. Да, после этого стихийного бедствия Первомайский район Владивостока оставался без света около недели, также без света и в частичной транспортной изоляции оказался остров Русский. При этом Правительство Приморья приложило все усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки устранить все аварии и очистить от наледи ванты на мосту, который ведёт к острову. Так, за 2,5 недели с вант моста удалили около 2,3 тысяч тонн ледяных отложений. Кроме того, пока мост был закрыт, попасть на Русский можно было на пароме, регулярные рейсы которого помогло организовать региональное Правительство.

Думаю, что вряд ли подобные катаклизмы повторятся в ближайшем будущем. А если и так, местные власти будут готовы приложить все усилия для устранения их последствий. И уже сейчас с целью повышения безопасности Первомайского района Приморские электрические сети (филиал АО «ДРСК») обустраивают на его территории резервную кабельную линию, которая необходима на случай массовых аварийных отключений, в планах и другие мероприятия, которые повысят надежность энергоснабжения и во Владивостоке, и на острове Русский.

- Сейчас много говорится о государственно-частном партнерстве. Какие проекты и в каких отраслях готовятся к запуску в Приморье?

- Инвестиционное агентство Приморского края совместно с профильными органами правительств региона занимается подготовкой документации для реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.

На том или ином этапе реализации в Приморье находится несколько проектов.

Это и строительство детского сада на 240 мест и школы на 450 мест в коттеджном поселке Зима-Южная в Надеждинском районе Приморья. На данный момент администрация муниципалитета опубликовала предложение инвестора о реализации проекта для приема заявок о готовности к участию в конкурсе от других предпринимателей.

В Находке в формате ГЧП строится крытый каток. Помимо собственно тренировочного катка с искусственным льдом, там будут действовать тренажерный зал, зрительская трибуна на 300 человек. Также предусмотрены гардеробные, технические помещения, кабинет для оказания медпомощи, мастерская для заточки коньков. Здесь будут тренироваться местные подростки, а также проходить соревнования по хоккею разного уровня. Объем инвестиций в развитие инициативы — 406 миллионов рублей. Предприниматели могут принять участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения.

Еще бы я назвал информационную систему «Цифровое Приморье», включающую в том числе сайт «Единый портал «Цифрового Приморья», мобильные приложения, и технологически связанное с ней имущество.

Также сейчас реализуется ряд других соглашений, преимущественно в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

- Не противоречит ли планам по привлечению инвестиций в экономику Приморья недавнее предложение приморским инвесторам вложиться в экономику Белоруссии?

- Мы предлагаем приморскому бизнесу совместно с партнерами из Республики Беларусь заняться развитием совместных бизнес-проектов. Например, приморские ритейлеры могут открыть свои магазины на территории союзного государства, что станет толчком к развитию их бизнеса и в Приморье. А приморское Инвестагентство поможет предпринимателям наладить диалог с белорусскими органами исполнительной власти и воспользоваться местными мерами государственной поддержки.

Краевое Инвестагентство совместно с органами исполнительной власти Приморья готово помочь приморским инвесторам в случае, если они захотят масштабировать свой бизнес на Беларусь или на любое другое государство. Также мы поддержим белорусских предпринимателей, которые захотят организовать поставки продукции в Приморье или создать здесь производство.

- Совсем недавно резидент свободного порта Владивосток из Владивостокского городского округа открыл завод по производству детских подгузников. Какие еще примеры запущенных или готовящихся к запуску производств можно привести?

- Резидент СПВ ООО ДВСК «Армада» возводит производственный дорожно-строительный комплекс в Дальнегорске. После запуска всех этапов проекта работу на новом предприятии получат около 40 человек.

Резидент Свободного порта компаний «Эко тойс» в прошлом году запустила второй этап своего проекта. Ключевым элементом инициативы является производство экологически чистых игрушек из дерева, которые реализуются под брендом «Куби Дуби». Обновленная производственная линия уже запущена в эксплуатацию в специально построенном новом корпусе. Такие игрушки пользуются высоким спросом за рубежом и приобретают все большую популярность и на внутреннем рынке.

Также во Владивостоке действует предприятие по огранке алмазов, запущенное резидентом Свободного порта Владивосток индийским инвестором ООО «КГК ДВ».

- Каков Ваш прогноз - на каком месте национального рейтинга инвестиционной привлекательности этого года окажется Приморский край?

Итоги Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах России по традиции подведут на Петербургском международном экономическом форуме 2-5 июня. Два года подряд Приморье поднималось на 21 строчку в рейтинге и сейчас занимает 34 позицию — это хороший показатель.

В этом году коллеги из Правительства Приморского края проделали большую работу по совершенствованию условий для ведения бизнеса в регионе. Думаю, что и в этот раз мы продемонстрируем хорошую динамику.


3 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика