Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приморский бизнес верит в честные госзакупки

Малый и средний бизнес Приморья лидирует на фоне всей России в части предпринимательского интереса к участию в госзакупках, отмечают маркетинговые исследования 2015 года

Согласно исследованиям проведенным в 2015 году маркетинговым агентством MAGRAM MARKET RESEARCH (ММR) по выявлению индекса самочувствия малого и среднего бизнеса Приморский край лидирует на фоне всей России в части предпринимательского интереса к участию к участию в госзакупках.

Приморский бизнес верит в честные госзакупки
Так, в ходе опроса, проведенного MMR по общероссийской и региональной выборке выяснилось, что в среднем доля российских предприятий микро, малого и среднего уровня (ИП и ООО с годовым оборотом от 60 до 400 млн рублей), участвующих в закупках государственных и муниципальных заказчиков сильно не отличается от этого показателя для Приморского края — 24% и 25% соответственно.

Но зато приморские предприниматели демонстрируют в целом более позитивное отношение к госзакупкам, чем их коллеги в целом по России. Например, 57% опрошенных приморских бизнесменов выразили уверенность, что государственные и муниципальные органы находят подрядчиков и продавцов для своих нужд в результате честного конкурсного отбора. В целом по России таких «оптимистов» только 30%.

В том, что процедуры отбора проходят с незначительными нарушениями уверены 25% «приморцев» и 31% «россиян». В полной фальсификации процедур конкурсного отбора уверены только 4% «приморцев», зато 22% «россиян». В том, что государственные и муниципальные заказчики ограничивают доступ к процессу оформлению заявок и их подачи на торги уверены только 8% «приморцев», зато 28% «россиян».

Фермеры — за, рыбаки пока — против

"В нынешнее кризисное время стать подрядчиком у государственных или муниципальных структур стараются многие фермерские хозяйства. Правда, не все их руководители могут похвастаться компьютерной грамотностью — ведь для участия в электронных торгах нужно дружить с Интернетом — но тем не менее находят консультантов, помощников и реализуют свои попытки выиграть тот или иной конкурс на поставки сельхоз или животноводческой продукции. Такая победа дорогого стоит, ведь она означает стабильность сбыта. Хотя, конечно и здесь есть риски неплатежей (ямы в бюджетном финансировании, задержки госсубсидий и т.п.) но все же они зачастую меньше сегодня, чем при отпуске продукции коммерческим контрагентам«,- поделился своим мнением об участии в госзакупках Николай Бесшапкин, известный приморский аграрий, коммерческий директор ООО «Арсеньевский свинокомплекс».

Аграрный комплекс в экономике Приморья — один из ключевых. И его представители, действительно, весьма активно изыскивают возможность подзаработать на госзакупках. Зато другой важнейший сектор региональной экономики — рыбная отрасль — пока предпочитает иметь дело с коммерческими компаниями в качестве контрагентов.

«Сегодня рыбакам невыгодно тратить время на бюрократические процедуры оформления конкурсных заявок, изыскивать тендерные кредиты, заботиться о выдаче банковских гарантий. Спрос на нашу продукцию есть и в бизнес-сегменте. Но все бы вмиг изменилось и все бы мы ринулись со своей рыбой к государству, если бы федеральная власть создала систему гарантированного госзаказа на рыбную продукцию в стране. Армия, школы, учреждения здравоохранения, силовые структуры — все они априори нуждаются в продуктах, содержащих рыбный белок. Поэтому такая система просто необходима. Мы от лица приморских рыбаков не раз обращались в Правительство и Госдуму с этой инициативой, она находит понимание у многих чиновников и депутатов, но пока, к сожалению, не реализуется», — прокомментировал ситуацию с госзакупками в отрасли Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края.

ТОРы могли бы вовлечь малый бизнес в госзакупки

Между тем, Приморье — лидер среди других субъектов федерации Дальнего Востока (если не всей России) по наличию здесь таможенных и налоговых преференций, других государственных льгот — для развития бизнеса. Здесь три территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), одна особая экономическая зона, плюс добрая половина всей территории края отведена под действие закона «О свободном порте Владивосток» (СПВ).

Эти условия предполагают, что государство вкладывается в развитие в развитие инфраструктуры данных территорий, а бизнес приходит на них со своей прибавочной стоимостью в качестве резидентов. Но он мог бы прийти сюда уже на стадии создания инфраструктуры — как подрядчик в лице малых и средних предприятий, выигравших конкурсы по госзакупкам. В приницпе — это справедливо и для всего Дальнего Востока. Только вот законы, регулирующие участие в госзакупках — ФЗ-44 и ФЗ-223 — в своем нынешнем виде не очень-то лояльны по отношению к представителям МСБ. Вот что говорят по этому поводы эксперты «ER».

Руслан Даминов, руководитель отдела по работе с крупными клиентами, ГК ТендерПро: «В случае ТОРов предусмотрено государственное финансирование строительства и обслуживания всей инфраструктуры. Однако возникают вопрос, достаточно ли средств в бюджетах для строительства инфраструктуры? Если федеральные, региональные и местные бюджеты до проекта ТОР не смогли обеспечить Дальний Восток инфраструктурой, не обернутся ли новые проекты неплатежами за контракты?

По задумке, территории опережающего развития должны при минимальных расходах на инфраструктурное обустройство сформировать площадки, на которые был бы спрос со стороны инвесторов, готовых вложить средства для реализации своего инвестиционного проекта. Пока ТОРы не получили крупных азиатских инвестиций. Проблема в том, что Россия строит планы по развитию на этих территориях обрабатывающей промышленности и высоких технологий. Азиатским инвесторам эти сектора в России не интересны, для них важнее природные ресурсы.

Для малого и среднего бизнеса (МСБ) процесс создания инфраструктуры на территориях опережающего развития может принести реальные заказы и деньги.

Вопреки мнению, что госзаказчики заключают только миллиардные контракты, строительные госзаказы бывают представлены и небольшими контрактами, интересными для МСБ. В качестве предмета строительных тендеров часто выступают услуги: тендеры на реконструкцию, ремонт различных объектов, на строительство малых архитектурных форм. Строительные тендеры каждый день открываются через электронные площадки. На победу в тендерах данной территории наибольшие шансы имеют именно местные подрядчики».

Владимир Ивлиев, исполнительный директор FindTenders.ru: "На Дальнем Востоке множество предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, участвуют в госзакупках. При этом большинство из них предпочитают участие в тендерах, проходящих в рамках 44-ФЗ, ибо условия проведения таких закупок более прозрачные, чем у конкурентных закупок, использующих в качестве регламентирующего документа 223-ФЗ.

Что касается тендеров, связанных именно с территориями опережающего развития, то их очень мало и все они проводятся в рамках как раз 223 Федерального закона. Среди форм проведения таких закупок доминирует «закупка у единственного поставщика», то есть победитель объявляется без проведения конкурентной процедуры. И как следствие, небольшим компаниям исключительно проблематично пролезть в такие закупки«.

Ярослав Вахитов, генеральный директор ОАО «МЭЛТОР» (МАСТЕР ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ): «Для ТОРов как госкорпораций, есть четкий ориентир по закупкам у МСБ. Это прописано в постановлении Правительства РФ № 1352 — для госкорпораций годовой объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок или не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП. Прогнозируемый спрос на услуги МСП в ТОР к 2020 году — более 160 млрд руб. в год.

Но проблема в том, что регулирование закупок компаний с госучастием ведется в соответствии с ФЗ-223, где каждый заказчик осуществляет закупки по своим правилам, что приводит к многочисленным нарушениям и жалобам со стороны поставщиков в ФАС. Для МСБ конечно предпочтительнее более прозрачные правила как в ФЗ-44, регулирующем закупки для государственных и муниципальных нужд. Важно приблизить регулирование по ФЗ-223 к стандартам ФЗ-44».

Справка ER:

Стремление стать поставщиком государственной или муниципальной организации у многих российских предпринимателей, объективно, должно усилиться. Дело в том, что в конце 2015 года был снят с рассмотрения Правительством РФ законопроект об обязательном допуске субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупных компаний. Он обязывал крупные предприятия с годовым оборотом более 7 млрд. рублей тратить 10% от размера закупок на закупки у малого и среднего бизнеса. Его внесение в Госдуму было намечено на весну 2016 г., однако, по все видимости, оно будет отложено. Причина — не удалось прийти к единому решению поставленного вопроса. Критики законопроекта в правительстве отмечают, что проконтролировать добросовестное соблюдение его требований будет довольно сложно. Плюс к этому — наложение обязанности на крупные частные компании осуществлять закупки у определенной категории контрагентов может расцениваться как государственной вмешательство в свободу ведения бизнеса. Что касается госструктур и компании с госучастием, то они обязаны отдавать 18% от всего объема своих закупок представителям МСБ".