Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Nature challenges - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Nature is challenging

The harsh climate of Yakutia can be turned into a true ally, and in the cold - to build a business

Nature is challenging

In the Far North, climate and geography determine their entire life. Frozen for hundreds of meters of soil, sixty-degree frosts, distances of 500-700 km between settlements, the lack of year-round roads - is not only complexity, but also unique opportunities.

The unique tourist site “The Kingdom of Permafrost” is one of the main attractions for guests of the city of Yakutsk. Horizontal mine, carved in a hill on the outskirts of the city, used to be used to store consumer goods. Today, the entrance here costs 400 rubles, and the main exhibit is cold: the mine has a negative temperature all year round. For visitors in the "Kingdom" exhibited numerous exhibits, including ice sculptures and even the perfectly preserved natural mammoth skull with tusks.

"Our object is interesting for tourists all year round," the workers say. - In summer, a very bright contrast, when the outside temperature is + 30 ° C, and inside -5-7. Guests wear special thermoplastic and felt boots. And in winter you can come to us "warm up": in the mine the temperature in the -10 area, while outside it can drop to -50 C ".

The “kingdom” is not the only example of how, thanks to the enterprise and resourcefulness of people, the unique (albeit extremely harsh) Yakut climate becomes the basis for a successful business. Efficient use of natural potential lies at the heart of many projects, while in the first place - in the field of energy efficiency and import substitution.

How to tame winter

Energy in the North is a costly industry by definition. Therefore, the issue of efficient use of energy resources is not only a social and ecological criterion, but also a fully commercial factor. For example, the real benefit from the introduction of energy-saving technologies can be obtained through an energy service contract. The conditions are such that, if the events are successfully carried out, the merchant can claim a share of the saved funds, which will not only cover his investments, but also make a solid profit. The present system of housing and communal services in the republic is worn out in order, the losses are very high. Therefore, even a set of very small and local transformations can be investment attractive.

So, for example, Energy Saving Technologies LLC is changing external heating and water supply networks in Namsky District. Environmentally friendly and durable "Isoproflex A" pipes made of heat-resistant and corrosion-resistant materials are installed. The main advantage is minimal heat loss and no impact on permafrost. And that means - high energy efficiency and durability in use. The works are performed as part of the energy service contract, under which the contractor conducts energy saving measures at the customer and receives a part of the resulting profit.

Another company, Rusnovtekh, offered the market a very interesting and innovative product: the manufacture of high heat transfer radiators (“pipe in pipe”), as a result, a reduction in the cost of heat supply almost twofold. The company is very actively exploring the opportunities that nature creates: there is a development for the production of synthetic oil through the enrichment and hydrogenation of peat and coal with hydrogen (which is very important for Yakutia: long distances and the high cost of transporting energy carriers encourages the use of local energy); there is a project to create a pyrolysis plant on the basis of a poultry farm in Neryungri, converting litter into biofuel; A unique hot-water generator (hydrodynamic boiler) is being developed, which produces steam and boiling water with minimal costs.

I learned to earn in the cold and the company Teplokomfort. It deals with thermal imaging diagnostics of buildings (inspection for heat loss and development of measures for their elimination), development of energy passports. For three years of activity, an energy audit of 70 social facilities was conducted in several districts; Thermovision survey, instrumental analysis of air parameters of a number of residential and industrial in Yakutsk; a number of three-layer polymeric septic tanks for the improvement of private houses in the village of Appany, Yakutsk, and the village of Khara. The plans are to promote innovative technologies to the market for thermal protection of structures and for engineering support of low-rise rural houses.

Special attention should be paid to projects related to the winter exploitation of windows. Few know how resourceful Yakut drivers in the cold frosts in winter manage not only to keep the heat in cars, but also completely exclude obscenities on the windows. They ... make "double-glazed windows" - install a second glass (front and side) on top of the main one, leaving an air cushion between them. And the winter exploitation of plastic windows in the houses was attended by the individual entrepreneur Marianna Petrova: she produces double-glazed windows "Warm edge". Thanks to the improved spacer frame (spacer between the panes) made of steel and containing a layer of absorbent, they not only minimize heat loss through windows, but also prevent frosting and molding of the glasses.

Energy efficiency in the vehicle system, by the way, is a separate topic. In winter it is customary in Yakutsk not to jam the machine - otherwise they can not start again in the cold. The fuel consumption is impressive: modern on-board computers show up to 100 liters and higher at 100 km. An energy-efficient project to solve this problem was realized by JSC Yakutskenergo: the company offers to equip cars with special heaters, which can be connected to the network directly in an open parking lot. Now the company's employees who installed the equipment use electricity instead of gasoline to maintain heat in the engine. Savings - several thousand rubles per season.

An alternative to running engine and electric heater is a warm garage (the cost of which, by the way, in Yakutsk is not less than the cost of an apartment). A number of startups are associated with garages. Sakha Parking launches the Narodny Garage project for the construction of four-storey heated parking lots for 29 vehicles each. The entire network will be integrated information center. Through the Internet you can buy a subscription, not tied to a specific place. The co-investor is the Yakutia Venture Company, the city municipality supports land allocation. LLC Sakhateplomekhanika is engaged in the creation of the Warm Yard complex, which provides for a modular air heating system for a mobile open parking lot.



Our best friends

With all the positive, the scope of energy conservation is limited by the laws of physics, therefore, energy issues need to be addressed in a comprehensive manner. To optimize the fuel balance, it is necessary to increase the amount of energy received from renewable sources. The resource supplier Yakutskenergo, which occupies one of the first places in the country in terms of service area and the length of power transmission lines (more than 20 thousand km!), Sees partial replacement of the diesel with renewable energy as one of the main tasks. The expression "the sun, air and water are our best friends" in Yakutia acquires a new meaning. In isolated regions of the republic, construction of solar stations (they were erected in the villages of Kudu-Kuel, Dulgah, Batamai, Yuciugey, Eyik) is underway from 2011 year, an experimental wind power plant in the village of Tiksi has been launched. In the village of Zhatai, it is planned to build an entire energy-efficient quarter: the houses are designed with advanced engineering solutions for energy-saving technologies and alternative energy sources. Automated heat points with weather regulation will be involved, solar collectors and panels for generating heat and electricity, a system of supply and exhaust ventilation with the regulation of the microclimate of the premises, depending on the need.

Of course, RES is not a panacea for all ills. The main disadvantages of such energy are high cost, low density of energy flows, dependence on the weather. But, as local practice shows, obtaining energy from renewable sources in the areas of autonomous supply is quite effective and cost-effective. The operation of solar power plants in conjunction with diesel using a special software that automatically distributes the load, makes it possible to recoup the investment over 4 – 6 years. The economic efficiency of the use of renewable energy technologies in isolated systems of the Far East was once again noted at the IV conference "The future of renewable energy in Russia", which Was held 18 November on the initiative of the newspaper Vedomosti in Moscow.

The development of alternative energy is not only a reduction of environmental risks and far-sighted concern for future generations, but also a powerful incentive for the formation of innovative industries. Modernization of the economy based on mining and processing of minerals and fuel and energy complex, is very relevant today for Yakutia. The paradox, but it is the extreme and seemingly unfavorable situation that forces us to seek and find specific innovative solutions. The domestic market is small, so, firstly, there is a wide field for activity and, secondly, it is easier to calculate the risks.

Checked in Yakutia

An impressive base has been formed in the republic for introducing new methods of using resources. There are such forge personnel, as a technology park Yakutia, a venture company Yakutia (an investor of high-risk science-intensive projects), the Arctic Innovation Center of the North-Eastern Federal University, and the Agency for the Coordination of Innovative Business (grants and subsidies to start-ups). The government, in particular, in the person of the State Committee for Science and Innovation, gives serious support. The active cooperation of business, government and science makes it possible to solve difficulties with a lack of financial resources, a shortage of production facilities, and a lack of qualified personnel. One of the successful examples of such interaction is the production of paint coatings and thermal insulation of OOO Bigeye. The high cost of imported products served as a reason for making an analogue in place, and investment in research gave a chance to develop unique products that meet local needs - frost-resistant paints, special packaging for transport on winter roads, a coating for wooden structures that prolongs their service life. The results of Bigey's work are evaluated at the federal level.

Great prospects for information technology, because IT - a highly liquid product, the development of which does not require huge investment, and the cost of export is minimal. There are good conditions for the development of new ways of production. In this regard, it is appropriate to mention "green computing", that is, measures to minimize energy costs and negative impact on the environment during the operation of information centers. The number of servers increases in geometric progression, and the critical price component is the energy consumption (the lion's share of which is for cooling). Simple measures - the design of premises taking into account the impact of the external environment and the effective architecture of air conditioners - can save up to 90% of electricity costs. Simply put, to cool the data centers you can use the natural cold. And the heat, allocated during the operation of servers and ventilation equipment, is used for heating of nearby buildings (thermal utilization). In Yakutia in this way it would be possible to solve two problems simultaneously. Turning the features of the climate into benefits allows many developments. The "Checked in Yakutia" brand implies the creation of a test site for testing equipment in extreme arctic conditions.

Much of the described is just an idea, but there is every reason to assume that sooner or later they will be realized. Financial and investment flows are moving towards more efficient businesses based on new knowledge and processes. The combination of information and industrial technologies makes it possible to raise communication, transport, and energy to a new level. Innovation and energy efficiency are a step towards the future. The government of Yakutia among the main goals calls building up to 2020 the high-tech high-tech industries and ensuring communicative freedom and comfortable living of the population. Given the scale of the work already done, the mission to turn the peripheral and subsidized region into a thriving Far Eastern innovation center looks quite feasible.

Published in the journal "Technopark Yakutia". EastRussia is an information partner of the magazine "Yakutia Technopark".

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Природа бросает вызов

Суровый климат Якутии можно превратить в верного союзника, а на холоде – построить бизнес

Природа бросает вызов

На Крайнем Севере всю жизнь определяют климат и география. Промерзшая на сотни метров почва, шестидесятиградусные морозы, расстояния в 500–700 км между населенными пунктами, отсутствие круглогодичных дорог – это не только сложности, но и уникальные возможности.

Уникальный туристический объект «Царство вечной мерзлоты» – один из главных аттракционов для гостей города Якутска. Горизонтальная шахта, вырубленная в холме на окраине города, раньше использовалась для хранения товаров народного потребления. Сегодня вход сюда стоит 400 рублей, а главный экспонат – холод: в шахте круглый год отрицательная температура. Для посетителей в «Царстве» выставлены многочисленные экспонаты, в том числе ледяные скульптуры и даже прекрасно сохранившийся натуральный череп мамонта с бивнями.

«Наш объект интересен туристам круглый год, – рассказывают работники. – Летом очень яркий контраст, когда снаружи температура за +30 °C, а внутри –5–7. Гости надевают специальные термоплащи и валенки. А зимой к нам можно прийти «погреться»: в шахте температура в районе –10, в то время как снаружи она может опускаться до –50 C».

«Царство» – далеко не единственный пример того, как благодаря предприимчивости и находчивости людей уникальный (пусть и крайне суровый) якутский климат становится основой для успешного бизнеса. Эффективное использование природного потенциала лежит в основе множества проектов, при этом в первую очередь – в сфере энергоэффективности и импортозамещения.

Как приручить зиму

Энергетика на Севере – отрасль затратная по определению. Поэтому и вопрос эффективного использования энергоресурсов здесь – не только социальный и экологический критерий, но и вполне коммерческий фактор. Например, реальную выгоду от внедрения энергосберегающих технологий можно получить через энергосервисный контракт. Условия таковы, что при успешном проведении мероприятий коммерсант может претендовать на долю сэкономленных средств, которые не только покроют его инвестиции, но и составят солидный заработок. Нынешняя система ЖКХ в республике порядком изношена, потери очень велики. Поэтому даже набор вполне небольших и локальных преобразований может быть инвестиционно привлекательным.

Так, например, ООО «Энергосберегающие технологии» меняет в Намском районе внешние сети отопления и водоснабжения. Монтируются экологически чистые и долговечные трубы «Изопрофлекс А», сделанные из теплостойких и устойчивых к коррозии материалов. Основное преимущество – минимальные теплопотери и отсутствие воздействия на мерзлоту. А значит – высокая энергетическая эффективность и долговечность в использовании. Работы выполняются в рамках энергосервисного контракта, по которому исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия у заказчика и получает часть полученной в результате экономии прибыли.

Еще одна компания – «Русновтех» – предложила рынку очень интересный и инновационный продукт: изготовление радиаторов повышенной теплоотдачи («труба в трубе»), как результат – снижение затрат на теплоснабжение почти в два раза. Компания очень активно исследует возможности, которые создает природа: есть разработка по производству синтетической нефти путем обогащения и гидрогенизации водородом торфа и угля (что очень актуально для Якутии: большие расстояния и высокая стоимость транспортировки энергоносителей побуждает максимально использовать местные энергоресурсы); есть проект по созданию на базе птицефабрики в Нерюнгри пиролизной установки, перерабатывающей помет в биотопливо; разрабатывается уникальный водогрейный генератор (гидродинамический котел), который вырабатывает пар и кипяток с минимальными затратами.

Научилась зарабатывать на холоде и компания ООО «Теплокомфорт». Она занимается тепловизионной диагностикой сооружений (обследование на предмет теплопотерь и разработка мероприятий по их устранению), разработкой энергетических паспортов. За три года деятельности проведен энергоаудит 70 объектов социального назначения в нескольких районах; выполнена тепловизионная съемка, инструментальный анализ параметров воздуха ряда жилых и промышленных в Якутске; изготовлены ряд трехслойных полимерных септиков для благоустройства частных домов в селе Аппаны, Якутске, селе Хара. В планах – продвижение на рынок инновационных технологий по тепловой защите сооружений и по инженерному обеспечению малоэтажных сельских домов.

Отдельного внимания заслуживают проекты, связанные с зимней эксплуатацией окон. Немногие знают, как находчивые якутские водители в лютые морозы зимой умудряются не только удерживать тепло в машинах, но и совершенно исключать обындевение на стеклах. Они... делают «стеклопакеты» – устанавливают второе стекло (лобовое и боковые) поверх основного, оставляя между ними воздушную «подушку». А зимней эксплуатацией пластиковых окон в домах озаботилась индивидуальный предприниматель Марианна Петрова: она выпускает стеклопакеты «Теплый край». Благодаря улучшенной дистанционной рамке (распорке между стеклами), сделанной из стали и содержащей прослойку с абсорбентом, они не только минимизируют теплопотери через окна, но и предотвращают заиндевение и заплесневение стекол.

Энергоэффективность в системе автотранспорта, кстати, отдельная тема. Зимой в Якутске принято не глушить машины – иначе в мороз они могут заново не завестись. Расход топлива впечатляет: современные бортовые компьютеры показывают до 100 литров и выше на 100 км. Энергоэффективный проект по решению этой проблемы реализовало ОАО «Якутскэнерго»: компания предлагает оборудовать автомобили специальными обогревателями, которые можно подключить к сети прямо на открытой стоянке. Теперь сотрудники компании, установившие оборудование, вместо бензина для поддержания тепла в двигателе используют электричество. Экономия – несколько тысяч рублей за сезон.

Альтернатива заведенному двигателю и электрообогревателю – теплый гараж (стоимость которого, кстати, в Якутске не ниже стоимости квартиры). Целый ряд стартапов связан и с гаражами. Фирма «Саха паркинг» запускает проект «Народный гараж» по строительству четырехэтажных обогреваемых парковок на 29 автомобилей каждая. Вся сеть будет объединена инфоцентром. Через Интернет можно будет купить абонемент, не привязанный к конкретному месту. Соинвестором выступает венчурная компания «Якутия», городской муниципалитет оказывает поддержку выделением земель. ООО «Сахатепломеханика» занимается созданием комплекса «Теплый двор», предусматривающего модульную систему воздушного отопления мобильной открытой автопарковки.

Наши лучшие друзья

При всем позитиве, масштабы энергосбережения ограничены законами физики, поэтому вопросы энергетики нужно решать комплексно. Для оптимизации топливного баланса необходимо увеличивать объем энергии, получаемой из возобновляемых источников. Ресурсоснабжающая организация «Якутскэнерго», которая занимает одно из первых мест в стране по площади обслуживания и по протяженности линий электропередачи (более 20 тысяч км!), видит одной из главных задач частичную замену дизеля возобновляемой энергией. Выражение «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» в Якутии приобретает новый смысл. В изолированных районах республики с 2011 года идет строительство солнечных станций (они возведены в селах Куду-Кюель, Дулгалах, Батамай, Ючюгей, Эйик), запущена экспериментальная ветряная электроустановка в поселке Тикси. В поселке Жатай планируется строительство целого энергоэффективного квартала: дома проектируются с передовыми инженерными решениями по энергосберегающим технологиям и альтернативным источникам энергии. Будут задействованы автоматизированные тепловые пункты с погодным регулированием, солнечные коллекторы и панели для выработки тепловой и электрической энергии, системы приточно-вытяжной вентиляции с регулировкой микроклимата помещений в зависимости от потребности.

Конечно, ВИЭ не панацея от всех бед. Главные недостатки такой энергетики – высокая себестоимость, малая плотность энергетических потоков, зависимость от погоды. Но, как показывает местная практика, получение энергии из возобновляемых источников в зонах автономного снабжения вполне эффективно и рентабельно. Эксплуатация солнечных электростанций совместно с дизельными при помощи специального софта, который автоматически распределяет нагрузку, дает возможность окупить вложения за 4–6 лет. Экономическая эффективность применения технологий ВИЭ именно в изолированных системах Дальнего Востока в очередной раз была отмечена на IV конференции «Будущее возобновляемой энергетики в России», которая состоялась 18 ноября по инициативе газеты «Ведомости» в Москве.

Развитие альтернативной энергетики – это не только снижение экологических рисков и дальновидная забота о будущих поколениях, но и мощный стимул для формирования инновационных производств. Модернизация экономики, основанной на добыче и обработке полезных ископаемых и топливно-энергетическом комплексе, сегодня весьма актуальна для Якутии. Парадокс, но именно экстремальная и, казалось бы, невыгодная обстановка вынуждает искать и находить специфические инновационные решения. Внутренний рынок небольшой, значит, во-первых, есть широкое поле для деятельности и, во-вторых, легче просчитать риски.

Проверено в Якутии

В республике сформирована внушительная база для внедрения новых методов использования ресурсов. Действуют такие кузницы кадров, как технопарк « Якутия», венчурная компания «Якутия» (инвестор высокорискованных наукоемких проектов), Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета, Агентство координации инновационного бизнеса (гранты и субсидии стартапам). Серьезную поддержку оказывает правительство, в частности в лице Госкомитета по науке и инновациям. Активное сотрудничество бизнеса, государства и науки позволяет решить сложности с недостатком финансовых средств, дефицитом производственных площадей, отсутствием квалифицированных кадров. Одним из удачных примеров такого взаимодействия является выпуск лакокрасочных покрытий и теплоизоляции ООО «Бигэ». Дороговизна привозной продукции послужила поводом для изготовления аналога на месте, а инвестиции в исследования дали шанс разработать уникальные товары, отвечающие местным потребностям, – морозоустойчивые краски, специальную тару для перевозок по зимним дорогам, покрытие для деревянных конструкций, продлевающее срок их службы. Результаты работы «Бигэ» оценены на федеральном уровне.

Большие перспективы у информационных технологий, ведь IT – высоколиквидный товар, разработка которого не требует огромных вложений, а затраты на экспорт минимальны. Здесь существуют хорошие условия для развития новых способов производства. В связи с этим уместно упомянуть «зеленый компьютинг», то есть меры по минимизации энергетических затрат и негативного влияния на окружающую среду при эксплуатации информационных центров. Количество серверов увеличивается в геометрической прогрессии, и критической ценовой составляющей стало энергопотребление (львиная доля которого приходится на охлаждение). Несложные меры – проектирование помещений с учетом воздействия наружной среды и эффективная архитектура кондиционеров – могут сэкономить до 90 % затрат на электроэнергию. Проще говоря, для охлаждения дата-центров можно использовать естественный холод. А тепло, выделяемое в процессе работы серверов и вентиляционного оборудования, – использовать на обогрев находящихся рядом зданий (тепловая утилизация). В Якутии таким способом можно было бы решить две проблемы одновременно. Превратить особенности климата в преимущества позволяет много разработок. Бренд «Проверено в Якутии» подразумевает создание полигона для тестирования техники в экстремальных арктических условиях.

Многое из описанного – только идеи, но есть все основания предполагать, что рано или поздно они будут реализованы. Финансово-инвестиционные потоки движутся к более эффективным бизнесам, основанным на новых знаниях и процессах. Совмещение информационных и промышленных технологий дает возможность поднять на новый уровень связь, транспорт, энергетику. Инновации и энергетическая эффективность – шаг в будущее. Правительство Якутии среди главных целей называет построение до 2020 года наукоемких высокотехнологичных производств и обеспечение коммуникативной свободы и комфортного проживания населения. Учитывая масштабы уже проделанной работы, миссия по превращению периферийного и дотационного региона в процветающий дальневосточный центр инноваций выглядит вполне выполнимой.

Опубликовано в журнале "Технопарк Якутия". EastRussia – информационный партнер журнала "Технопарк Якутия".