Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Attractive location

The state holds auctions on oil and gas bearing areas near the ESPO

Attractive location
Photo: shutterstock.com
The Department for Subsoil Use of the Central Siberian District (Tsentrsibnedra) for 15 and 16 December this year has designated three auctions for oil and gas sites located in the immediate vicinity of the East Siberia-Pacific Ocean (ESPO) oil pipeline. The auction is aimed at the right to use subsoil for the purpose of geological exploration, exploration and production of hydrocarbon raw materials in these areas, the website of the department notes.

Information about the auctions is posted on the official website of the Russian Federation for posting information about the bidding.

December 15 auction will be held at Ilersky area. ESPO is located in 60 km from this territory, and forecasted resources as of January 1, 2009, are 0,9 million tons of oil and 124,3 billion cubic meters of gas. The starting price is 11,49 million rubles.

And the next day there will be an auction on the sites of the Taiga and Chaikinskiy. The pipeline runs just a few kilometers from the resource site of the Taiga. The forecasted resources are in the category D2 oil - 1,9 million tons, gas - 62,2 billion cubic meters. The starting payment is 5,543 million rubles. Another site, Chaikinskiy, is located at a distance of only 7,5 km from the ESPO and has estimated resources of 29,4 million tons of oil and 118,3 billion cubic meters of gas, its initial cost is 39,281 million rubles.

Who and why may need these sites? On the one hand, potential reserves and proximity to ESPO can attract potential buyers, but on the other hand, it is so profitable to acquire areas with small reserves in the DXNXX category, which means that a qualitative assessment of the forecast resources is carried out using estimated parameters based on common geological representations and by analogy with other regions. This may indicate that real reserves of natural resources are in great doubt and may differ significantly from potential.

Expert analyst Finam Alexei Kalachev said that auctions for oil and gas sites located near the pipelines are not the first time.

"Of course, for large deposits, big players were fighting: Rosneft, Surgutneftegaz, Gazprom, TNK-BP. But they sold smaller ones too. For example, in 2006 year, after the ESPO route became known, Irkutsknedra exhibited for sale sites with insignificant forecast reserves: Bolshetskiy - 8 million tons of oil and 32 billion cubic meters. M of gas, West Ust-Kut - respectively, 3 million tons and 12 billion cubic meters. M, West Yaraktinsky - 5 million tons and 20 billion cubic meters. M. ", - said the expert.

The Bolshoi and Zapadno-Yarakta sites were claimed by Surgutneftegaz, but the local Irkutsk Oil Company (INC) won the average. Now she owns the right to develop 19 license areas and deposits in Eastern Siberia. 11 of them are located in the immediate vicinity of the ESPO. The company has pipelines, through which oil from the fields Ichodinskoye, Tokminskoye, Yaraktinsky and Danilovskoye enters the ESPO. As a result of 2015, the company's revenue amounted to 107,160 billion rubles, net profit of 38,387 billion rubles.

The West-Ust-Kut area went to NEFTEKHIMRESURS LLC.
“At that time, experts expressed suspicions that the company was buying a plot in the interests of a third party. The fate of the site is unknown to me, there was information that in 2014, it should have been put up for sale again. And the company itself has ceased to show signs of life since 2010, and in 2012, it was declared bankrupt, ”said Andrei Kalachev.

The license for the development of the Dulisminskoye oil and gas condensate field with reserves of 2,3 million tons of oil and 64,8 billion cubic meters of gas (absolutely comparable in size to the Taiga section) and located not far from the proposed ESPO route, is owned by Dulisma LLC.

In 2006, the company was bought by Urals Energy Public Company Limited, registered in Cyprus, but lost for debts in 2008. Now JSC "NK Dulisma" is a very successful oil company. According to the SPARK system in 2015, it received revenue of 25,483 billion rubles and a net profit of 6,212 billion rubles. The total accumulated retained earnings amounted to 21,881 billion rubles.



"The company, however, has a high debt load of more than 70 billion rubles, but most (70 billion) are long-term loans, and there should not be any problems with their servicing," the expert says.

In his opinion, of course, proximity to ESPO increases the attractiveness of the plots put up for sale, as it facilitates development and sales and reduces transport costs. “Therefore, despite the low oil prices, there will be interest in trading. It is certain that the INC will participate, and independent players may also be involved. Major oil companies will participate in auctions for areas directly adjacent to the fields they are developing. But, given the low energy prices and the general mood to save, such acceleration of prices as in the 2006 year, when Irkutsknedra was saved at the 28 auction at the initial price of three plots in 695,2 million rubles, ” - summarizes the analyst "FINAM".

According to Igor Yushkov, a leading expert of the National Energy Security Fund, instructor of the Finance University under the Government of the Russian Federation, the subsoil plots put up for auction have the main advantage: they are located next to the oil pipeline, so the construction of a transitional infrastructure will not require large investments.

"Although there is a question about the infrastructure of oil acceptance into the pipeline. Moreover, if the company manages to deliver oil directly to the ESPO - this will bring it additional profit, since the export grade ESPO is low-sulfur and trades at a premium to the market, "the expert believes.

He notes that for this reason companies will receive more money compared to the western direction of exports.

But these deposits have significant drawbacks, notes Igor Yushkov. The main one is that these areas have very low volumes and poor knowledge.

"Those areas where the recoverable reserves are identified are small, and on the other sites there are only forecast reserves data. In conditions of low oil prices, investors will carefully evaluate their risks, because oil reserves in reality may be less than those declared. "

Experts recall the situation that has developed around one of the sites in Yakutia, to which the Udmurt businessman has announced himself with the intention of reselling to large oil companies in the future. However, the deal fell through.

In the middle of 2016, an auction was announced for the Borulahsky site in Yakutia, to the south of which the ESPO passes, and in the immediate vicinity the "Siberia Power" gas pipeline will pass. According to forecasts, the site's reserves were 9 million tons of oil and 120 billion cubic meters of gas in the category D1 and 1,2 million tons of oil and 45 billion cubic meters of gas in the category D2. The auction was won by Udmurt company UDS-Energy, paid a deposit of 17 million rubles, but the site was not bought back.

The media reported with reference to the head of Yakutnedra, Igor Latsanovsky, that a letter was received from the company's management about the refusal to pay the balance of a one-time payment to the agency. The company offered the maximum amount, thus overtaking such major competitors as Rosneft, Surgutneftegaz, NOVATEK-Yarsalenneftegaz, Energia, Sakhatransneftegaz and two small companies, Murbai Geological Exploration and Azinsky.

UDS-Energy applied for the sale of the purchased site to Rosneft, but the negotiations were unsuccessful. Now 17 million, left by UDS-Energy as a deposit, remain in the budget, and the auction for the site is likely to be announced next year.

But poor knowledge and low reserves in reality are not the only minus deposits, in which the attraction is only proximity to a major oil pipeline. So, according to expert Igor Yushkov, the problem is also the presence of gas in these areas - in fact the subsoil user will have to decide the issue with its implementation.

"In the region of production, gas consumption is low, and it is virtually impossible to export this gas," the expert summarizes.
July 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Привлекательны расположением

Государство проводит аукционы по нефтегазоносным участкам вблизи ВСТО

Привлекательны расположением
Фото: shutterstock.com
Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу  (Центрсибнедра) на 15 и 16 декабря текущего года назначил три аукциона по нефтегазоносным участкам, расположенным в непосредственной близости от магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО). Аукцион направлен на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на данных участках, отмечается на сайте ведомcтва.

Информация об аукционах размещена на Официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов.

15 декабря состоится аукцион на Илирский участок. ВСТО располагается в 60 км от этой территории, а прогнозные ресурсы по состоянию на первое января 2009 года составляют 0,9 млн тонн нефти и 124,3 млрд кубометров газа. Стартовая цена – 11,49 млн рублей.

А на следующий день состоится аукцион на участки Таежный и Чайкинский. Трубопровод проходит всего в нескольких километрах от ресурсного участка Таежный. Прогнозные ресурсы составляют по категории Д2 нефти – 1,9 млн т, газа – 62,2 млрд. куб. м. Стартовый платеж составляет 5,543 млн рублей.  Другой участок, Чайкинский, расположен на расстоянии всего 7,5 км от ВСТО и имеет прогнозные ресурсы 29,4 млн тонн нефти и 118,3 млрд. кубометров газа, его начальная стоимость – 39,281 млн рублей.

Кому и зачем могут быть нужны эти участки? С одной стороны, потенциальные запасы и близость к ВСТО могут привлечь потенциальных покупателей, но с другой стороны – так ли выгодно приобретение территорий с небольшими запасами по категории Д2, что означает, что качественная оценка прогнозных ресурсов проводится по предположительным параметрам на основе общих геологических представлений и по аналогии с другими регионами. Это может говорить о том, что реальные запасы природных ресурсов под большим сомнением и могут существенно отличаться от потенциальных.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев говорит о том, что аукционы на нефтегазоносные участки, расположенные неподалеку от трубопроводов, проводятся не впервые.

«Конечно, за большие месторождения бились крупные игроки: Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром, ТНК-BP. Но продавались и менее крупные. Например, в 2006 году, после того, как маршрут ВСТО стал известен, «Иркутскнедра» выставляли на продажу участки с незначительными прогнозными запасами: Большетирский – 8 млн т нефти и 32 млрд куб. м газа, Западно-Усть-Кутский – соответственно, 3 млн т и 12 млрд куб. м, Западно-Ярактинский — 5 млн т и 20 млрд куб. м.», – рассказал эксперт.

На Большетирский и Западно-Ярактинский участки претендовал «Сургутнефтегаз», но победила средней величины местная «Иркутская нефтяная компания» (ИНК). Сейчас ей принадлежит право освоения 19 лицензионных участков и месторождений в Восточной Сибири. 11 из них расположены в непосредственной близости от ВСТО. Компания имеет трубопроводы, по которым нефть с месторождений Ичёдинское, Токминское, Ярактинское и Даниловское поступает в ВСТО. По итогам 2015 года выручка компании составила 107,160 млрд рублей, чистая прибыль 38,387 млрд рублей.

Западно-Усть-Кутский участок достался ООО "НЕФТЕХИМРЕСУРС".
«В то время экспертами высказывались подозрения, что компания покупает участок в интересах третьего лица. Дальнейшая судьба участка мне не известна, была информация, что в 2014 году его снова должны были выставить на продажу. А сама компания перестала подавать признаки жизни с 2010 года, а в 2012 году была признана банкротом», – рассказал Андрей Калачев.

Лицензией на разработку Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения с запасами 2,3 млн. тонн нефти и 64,8 млрд. куб.м газа (абсолютно сопоставима по размеру с участком Таежный) и расположенного недалеко от предполагаемого маршрута ВСТО, владеет ООО «Дулисьма».

В 2006 году компанию купила зарегистрированная на Кипре Urals Energy Public Company Limited, но в 2008 году потеряла за долги. Сейчас ЗАО "НК ДУЛИСЬМА" – вполне успешная нефтяная компания. По данным системы СПАРК в 2015 году она получила выручку в размере 25,483 млрд рублей и чистую прибыль в размере 6,212 млрд рублей. Общая накопленная нераспределенная прибыль составила 21,881 млрд рублей.

«У компании, правда, высокая долговая нагрузка – более 70 млрд рублей, но большая часть (70 млрд) – это долгосрочные кредиты, и проблем с их обслуживанием у компании быть не должно», – говорит эксперт.

По его мнению, безусловно, близость к ВСТО повышает привлекательность выставляемых на продажу участков, поскольку облегчает освоение и сбыт и снижает транспортные издержки. «Поэтому, несмотря на низкие цены на нефть, интерес к торгам будет. Наверняка будет участвовать ИНК, возможно участие и независимых игроков. Крупные нефтяные компании будут участвовать в аукционах по участкам, непосредственно примыкающим к разрабатываемым ими месторождениям. Но, с учетом низких цен на энергоносители и общим настроем на экономию, такого разгона цен, как в 2006 году, когда при начальной цене трех участков в 28 млн рублей «Иркутскнедра» выручили на аукционе 695,2 млн рублей, в этот раз не будет», – резюмирует аналитик «ФИНАМ».

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, участки недр, выставляемые на аукцион, имеют главное преимущество: они расположены рядом с нефтепроводом, соответственно строительство транствортной инфраструктуры не потребует больших вложений.

«Хотя встает вопрос относительно инфраструктуры приемки нефти в нефтепровод.  Причем,  если компании удастся поставить нефть непосредственно в ВСТО – это принесет ей дополнительную прибыль, поскольку экспортный сорт ESPO низкосернистый и торгуется с премией к рынку», – считает эксперт.

Он отмечает, что по этой причине компании получат больше денег по сравнению с западным направлением экспорта.

Но у этих месторождений есть и существенные минусы, отмечает Игорь Юшков. Главным из них является то, что у этих участков весьма низкие объемы и плохая изученность.

«Те участки, где выявлены извлекаемые запасы – маленькие, а на других участка и вовсе есть только прогнозные данные о запасах. В условиях низких цен на нефть инвесторы будут тщательно оценивать свои риски, ведь запасы нефти в реальности могут оказаться меньше заявленных».

Эксперты вспоминают ситуацию, которая сложилась вокруг одного из участков в Якутии, на который заявился удмуртский бизнесмен с расчетом перепродать в дальнейшем крупным нефтяным компаниям. Однако сделка сорвалась.

В середине 2016 года был объявлен аукцион на Борулахский участок в Якутии, южнее которого проходит ВСТО, а в непосредственной близости пройдет газопровод «Сила Сибири». Согласно прогнозам, запасы участка составляли 9 млн тонн нефти и 120 млрд кубометров  газа по категории Д1 и 1,2 млн тонн нефти и 45 млрд кубометров газа по категории Д2. Аукцион выиграла удмуртская компания «УДС-Энерджи», оплатила задаток размером 17 миллионов рублей, но участок выкуплен так и не был.

СМИ со ссылкой на руководителя Якутнедра Игоря Лацановского сообщали, что в адрес ведомства пришло письмо от руководства компании об отказе оплачивать остаток разового платежа. Компания предложила максимальную сумму, обогнав при этом таких крупных конкурентов как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «НОВАТЭК-Ярсаленнефтегаз», фонд «Энергия», «Сахатранснефтегаз» и две небольшие компании «Мурбай геологоразведка» и «Азинское».

 «УДС-Энерджи» обращалась с предложениями о продаже купленного участка к «Роснефти», однако переговоры не увенчались успехом. Теперь 17 миллионов, оставленные «УДС-Энерджи» как задаток, остаются в бюджете, а аукцион на участок вполне вероятно будет объявлен в следующем году.

Но плохая изученность и низкие запасы в реальности не единственный минус месторождений, в которых привлекательностью является только близость к крупному магистральному нефтепроводу. Так, по мнению эксперта Игоря Юшкова, проблемой также является наличие газа в этих участках – ведь недропользователю придется решать вопрос с его реализацией.

«В регионе добычи потребление газа невелико, а экспортировать этот газ фактически невозможно» – резюмирует эксперт.