Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Will it be possible to provide labor resources for investment projects in the Far East? - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Project Planning

Will it be possible to provide labor resources for investment projects in the Far East?

Project Planning
The problem of labor resources is quite acute in the Far East, which was reflected in a recent study prepared by specialists from the Faculty of Public Administration of Moscow State University (published in the journal "Economics and Economic Sciences"). Population growth, barely allowing to compensate for natural loss (seven people per 100 thousand population in the Magadan Region, 524 person in Kamchatka); outflow due to migration (negative balance - 23,7 thousand people in the federal district) - all this has led to the fact that often to support local human resources, new investment projects do not work. The problem should be solved by the program to increase labor mobility, which is developed by the Ministry of Economic Development in cooperation with the Ministry of Labor of the Russian Federation.

But the program is not yet smooth, its current version requires substantial refinement, Russian Deputy Minister for Development of the Far East Sergey Kachaev acknowledged. Kachaev does not name the timeframe for the completion of the program. Now the cost of moving to the Far East lies either on the shoulders of a citizen or an employer, says an explanatory note posted on the website of the Minsk region. This leads to the fact that a "real person" does not go to the Far East for such a program, Kachaev admits.

Without waiting for federal regulation, from 2015, the regions of the Far East are making their own programs. They have already been adopted in Kamchatka, Chukotka, Primorye, the Khabarovsk Territory, the Amur and Magadan regions, and since 2017 in the Sakhalin region. The leaders in attracting outsourced labor resources are the Khabarovsk Territory and the Amur Region, although the absolute figures are not large: in 2015, 68 people throughout the federal district, 2016 in 265, 2017 in 544 according to plans - data from the Ministry of Regional Development.

A number of regions supplement the program aimed at attracting migrants, with measures aimed at promoting employment "in general". In particular, such a program exists in the Kamchatka Territory ("Promoting employment of the population of the Kamchatka Territory"). According to the statistics posted on the website of the regional administration, in 2016-2017 this year, one hundred experts in the mining industry (and only one company), five specialists in construction and maritime transport, and three specialists in the field of animal husbandry were thus attracted.

It is clear that the needs are much greater: according to the plans of the government, in the federal district it is necessary to create 426,81 thousands of jobs (this figure is contained in the state program for the development of the Far East). In this situation, large companies are forced to deal with the preparation and recruitment of labor resources.

Interesting in this regard is the experience of the company "Kamchatka Gold", which in 2015 launched Ametistovoye GOK, and production is concentrated in hard-to-reach areas, even by the peninsula standards. "Kamchatka's gold" provides the region with more than 2 thousand jobs at two mills, plans to develop new rich deposits where active geological exploration is under way, the company's data suggests. The company has the largest resource base in the region in excess of 12 mln. Troy ounces (more than 375 tonnes) of gold, according to the company's website. Personnel issues "Gold of Kamchatka" had to be solved independently, despite the significant support of the employment agency of the region, regional state bodies.

Actually, the "Gold of Kamchatka" became the organization that brought a hundred people to the peninsula under the mobility program, RBC was told in the press service of the company. Cooperation with the state made it possible to partially compensate for the costs of moving workers, medical examination, provision of special clothing and protective equipment. Under the conditions put forward by the state, the employee must work in the company for at least three years, otherwise the benefits will have to be returned. In this regard, the company participating in the program, it is necessary to create such working conditions, so that employees remained to work in it for a long time, specify in the "Gold of Kamchatka". And lament - a hundred people do not close the need for personnel, the problem requires cardinal solutions.



Historically, fisheries have been developed in Kamchatka, and training of personnel is carried out in this and related areas, therefore, less than half of the vacancies of Kamchatka Gold are closed by local residents, the company says. At the same time, gold mining is becoming one more pillar of the region's economy, Kamchatka following the results of 2016 took 9 place in the rating of gold mining regions, the materials of the Union of Gold Miners of Russia follows.

"We have to bring in our own expense both qualified specialists and representatives of working specialties from all regions of the country, which significantly affects the cost of our products," said Alexei Golubenko, General Director of GK "Zoloto Kamchatka" at the Eastern Economic Forum.

In the traditional gold-mining regions, entire miners' dynasties were formed, the training of both working professions and qualified personnel is highly developed, they recall in the company. Taking as an example their example, it would be advisable to set up a training center on the basis of one of the educational institutions for training specialists in working specialties in Kamchatka, which will make it possible to train employees in accordance with industry standards and requirements, representatives of Kamchatka Gold believe.

At the same time, staff with high qualifications are more appropriately invited from regions where specialized higher education institutions are already functioning. In this regard, to attract specialists to the region "for good" it is necessary to create for them the value of such a solution, for example, by increasing the program of subsidizing the acquisition of housing on a parity basis of the state and business, the company representatives sum up. According to the survey of the company SuperJob, the motivation for moving to the Far East would be a partial or full subsidy for rent payment (62% of respondents), and the provision of interest-free mortgages (53%).

The work on attracting specialists for permanent residence in Kamchatka is also beneficial to the region, regional officials have repeatedly stressed, as they spend their earnings where they live, and not like shift workers who take their salaries to their "home" regions.

In the draft concept of demographic policy in the Far East (prepared by the Ministry of Regional Development and the Agency for Human Capital Development), it is said that by 2020 it is necessary to stop the outflow of population and stabilize its population at the level of 6,2 million people, and to 2030-m to increase to 7 million people . So far, according to Rosstat, it was possible to stop the outflow and ensure population growth (although at the level of statistical error) only on Sakhalin (growth from 487 293 to 487 344 in 2016, according to Rosstat), and in Yakutia. So the state and business have yet to jointly find a working model for the provision of investment projects with human resources.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Проектирование кадров

Удастся ли обеспечить трудовыми ресурсами инвестиционные проекты на Дальнем Востоке?

Проектирование кадров
Проблема трудовых ресурсов стоит на Дальнем Востоке довольно остро, что нашло отражение в недавнем исследовании, подготовленном специалистами факультета госуправления МГУ (опубликовано в журнале «Экономика и экономические науки»). Прирост населения, едва позволяющий компенсировать естественную убыль (семь человек на 100 тыс. населения в Магаданской области, 524 человека на Камчатке); отток за счет миграции (отрицательное сальдо — 23,7 тыс. человек по федеральному округу)  — все это привело к тому, что часто подкрепить местными кадровыми ресурсами новые инвестиционные проекты не получается. Проблему должна решить программа повышения мобильности трудовых ресурсов, которую разрабатывают Минвостокразвития совместно с Минтрудом РФ.

Но с программой пока не все гладко, ее нынешний вариант требует существенной доработки, признал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев. Качаев не называет сроков доработки программы. Сейчас стоимость переезда на Дальний Восток ложится либо на плечи гражданина, либо работодателя, говорится в пояснительной записке, размещенной на сайте Минвостокразвития. Это приводит к тому, что «реальный человек» по такой программе на Дальний Восток не поедет, признает Качаев.

Не дожидаясь федерального регулирования, с 2015 года регионы Дальнего Востока составляют собственные программы. Они уже приняты на Камчатке, Чукотке, в Приморье, Хабаровском крае, Амурской и Магаданской областях, а с 2017 года — в Сахалинской области. Лидерами по привлечению сторонних трудовых ресурсов стали Хабаровский край и Амурская область, хотя абсолютные цифры невелики: в 2015 году — 68 человек по всему федеральному округу, в 2016 году — 265 человек, в 2017 году по планам — 544 человека (данные Минвостокразвития).

Ряд регионов дополняют программу, нацеленную на привлечение мигрантов, мерами, направленными на содействие занятости «вообще». В частности, такая программа существует в Камчатском крае («Содействие занятости населения Камчатского края»). Согласно статистике, размещенной на сайте администрации края, в 2016–2017 годах таким образом удалось привлечь сто специалистов в сфере горнодобывающей промышленности (причем только в одну компанию), пять специалистов в сфере строительства и морского транспорта, и трех специалиста в сфере животноводства.

Понятно, что потребности существенно больше: согласно планам правительства, в федеральном округе необходимо создать 426,81 тысячи рабочих мест (эта цифра содержится в госпрограмме по развитию Дальнего Востока). В этой ситуации крупные компании вынуждены сами заняться подготовкой и привлечением трудовых ресурсов.

Интересен в этой связи опыт компании «Золото Камчатки», которая в 2015 году запустила ГОК «Аметистовое», причем добыча сосредоточена в труднодоступных, даже по меркам полуострова, областях. «Золото Камчатки» обеспечивает региону более 2 тыс. рабочих мест на двух комбинатах, планирует осваивать новые богатые месторождения, где идет активная геологоразведка, следует из данных компании. Компания обладает крупнейшей в регионе ресурсной базой свыше 12 млн. тройских унций (более 375 тонн) золота, говорится на сайте компании. Кадровые вопросы «Золоту Камчатки» пришлось решать самостоятельно, несмотря на значительную поддержку агентства занятости населения края, региональных государственных органов.

Собственно, «Золото Камчатки» и стало той организацией, которая по программе мобильности привезла на полуостров сто человек, заявили РБК в пресс-службе компании. Сотрудничество с государством позволило частично компенсировать расходы на переезд работников, медицинское обследование, обеспечение специальной одеждой и средствами защиты. По условиям, выдвинутым государством, сотрудник должен проработать в компании не менее трех лет, иначе льготы придется вернуть. В этой связи, компании, участвующей в программе, необходимо создать такие условия труда, чтобы сотрудники оставались работать в ней на продолжительное время, уточняют в «Золоте Камчатки». И сетуют — сто человек не закрывают потребности в персонале, проблема требует кардинальных решений.

Исторически на Камчатке развито рыболовство, соответственно и подготовка кадров осуществляется в этом и сопутствующих направлениях, поэтому местными жителями закрывается меньше половины вакансий «Золота Камчатки», говорят в компании. В то же время, добыча золота становится еще одной опорой экономики края, Камчатка по итогам 2016 заняла 9 место в рейтинге золотодобывающих регионов, следует из материалов Союза золотопромышленников России.

«Нам приходится за свой счет привозить и квалифицированных специалистов, и представителей рабочих специальностей со всех регионов страны, что значительно влияет на себестоимость нашей продукции», — говорил на Восточном экономическом форуме генеральный директор ГК «Золото Камчатки» Алексей Голубенко.

В традиционных золотодобывающих регионах сложились целые горняцкие династии, высоко развита подготовка как рабочих профессий, так и квалифицированных кадров, напоминают в компании. Взяв за основу их пример, для подготовки кадров по рабочим специальностям, на Камчатке целесообразно было бы создание учебного центра на базе одного из учебных заведений, что позволит готовить сотрудников согласно стандартам и требованиям специфики отрасли, уверены представители «Золота Камчатки».

В то же время персонал с высокой квалификацией правильнее приглашать из регионов, где уже функционируют профильные ВУЗы. В этой связи, для привлечения в край специалистов «насовсем» необходимо создать для них ценность такого решения, например, увеличив программу субсидирования приобретения жилья на паритетных началах государства и бизнеса, резюмируют представители компании. По данным опроса компании SuperJob, мотивацией для переезда на Дальний Восток явилась бы частичная или полная дотация оплаты аренды жилья (62% опрошенных), и предоставление беспроцентной ипотеки (53%).

Работа по привлечению специалистов на постоянное проживание на Камчатке также выгодна региону, не раз подчеркивали краевые чиновники, так как заработанные деньги они тратят там, где проживают, а не так, как вахтовики, которые увозят зарплату в свои «домашние» регионы.

В проекте концепции демографической политики на Дальнем Востоке (подготовлен Минвостокразвития и Агентством по развитию человеческого капитала») сказано, что к 2020 году необходимо остановить отток населения и стабилизировать его численность на уровне 6,2 млн человек, а к 2030-му — увеличить до 7 млн человек. Пока, по данным Росстата, остановить отток и обеспечить рост населения (правда, на уровне статистической погрешности) удалось только на Сахалине (рост с 487 293 человек до 487 344 в 2016 году, по данным Росстата), и в Якутии. Так что государству и бизнесу еще предстоит совместно найти работающую модель обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами.