Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Project thinking

"Yakutia is working on projects"

Project thinking

General Director of the Corporation for Development of South Yakutia Mikhail Brook in an interview with EastRussia.ru told why Far Eastern projects are not subject to freezing during the crisis, what future the monotown waits for, and whether real romance remains in the Far East.

- Mikhail Lvovich, please share how the business perceives the final version of the TACER Law? Is there enough of the preferences that the Law gives for a significant breakthrough?

- I believe that laws designed to stimulate the development of a particular territory should be adapted to specific breakthrough projects. It is for them to adjust the regulatory framework. It's like a question about a chicken and an egg - which is primary: a project or conditions. In my opinion, the project is the primary one. And for projects, different forms of support and preferences can be created. It is very important to see how skillfully the federal agencies and the government as a whole work when selecting projects for the establishment of TOSER. This is the first.

Second, clear federal priorities should be designated, which should be implemented with the participation, of course, of the regions. At present, the Ministry of the Development of the Russian Federation is conducting a selection of applications from the Far Eastern regions interested in the creation of TASED. According to the results of this selection, which is conducted under the direction of Yu. P. Trutnev, decisions will be made which territories and where to create. This approach, of course, has the right to life. On the other hand, the importance of the task of developing the Far East is such that it is not enough to count only on the initiative from the regions. The ambitious tasks of a nationwide nature, designed to change the face of the Russian economy and its parameters in a fundamental way, are not solved in such a passive mode. The active position of the federal government and bodies that should be centralized to formulate approaches and projects is required. Otherwise, all this is just support for the initiative from the field. First of all, key projects should be supported, the need for implementation of which comes from national objectives.

In this regard, I believe that in the TOSER Act, an insufficient role is assigned to the management company of the territory. This company in the logic of the law only provides the conditions for residents. It would be much more effective to create a Far Eastern corporation for the active formation of projects and their development. That is, do not wait, but act, create. For the time it took to promote the law on TACER, such a corporation could prepare projects. And for the management of territories to create subsidiaries together with the regions.

Third, resources for supporting TACER in the sphere of creating facilities and infrastructure for them at the expense of the federal budget for the coming years are very small. The Ministry of Development of the Far East has the opportunity to allocate only 42 billion rubles for three years to support infrastructure facilities for priority investment projects and TSEG. Therefore, it is hoped that not so much this support, and preferences themselves will be attractive for investors.

In addition, the most powerful vector that affects the entire Russian economy at the moment is the geopolitical situation, as well as the change in the ruble's exchange rate. Accounting for this factor will be crucial and may require some additional measures. Now the Government of Russia is beginning to implement the anti-crisis program. I believe that in this program the approach to the development of the Far Eastern Okrug should not be a freezing one, but, on the contrary, an intensifying project. The first desire, which is present in the financial bloc at a time of crisis, is to postpone everything until better times. This is a vicious and dangerous direction. On the contrary, in today's tough conditions it is necessary to strain and move the priority directions, which in a few years will give an impressive result.

- Can the initiative to allocate one hectare of land to the Far-Easterners and everyone who wants to live in the Far East bring the result to life?

- The initiative is certainly positive. In itself, the desire to allocate a hectare of land to a person who wants to move to the Far East is highly commendable. It is important that the country's leadership supports it. Take, for example, the Stolypin agrarian reforms of the beginning of the 20th century (1906-1910), when the peasants moved to the free lands of Siberia and the Far East. And it is worth remembering about the role of the credit bank, which sold land to the peasants in debt with a low interest rate on the loan. However, land defaulters were seized. Such tough measures in the course of the reform stimulated the peasants to work actively on it.

Today it is important to understand under what conditions and where the land will be provided. If they tell me that I own a hectare on the moon, I can hardly go there. And what to do with this land - to the extent that, taking into account our vast distances and underdeveloped infrastructure, this measure will work and will attract people in the DFO. It is necessary to avoid unscrupulous buying up of land and concentrating it in one hand, as it happened during the period of privatization in the 1990s, when the vouchers were traded. The direction is quite interesting, but I would like it to be less demagoguery, and more meaningful work. It is important that this work is carried out taking into account the peculiarities of the regions, with the involvement of experts and the general public.

- That is, it is difficult to lure a single person’s land, for example from Central Russia, to the Far East?

- If the task of the same Stolypin project was the development of new lands, the development of peasant farms, now it does not make sense to settle apart from any economic categories. A person will go to where he will earn and where he will have more or less comfortable living conditions that are comparable to the income that he will receive there, and where he will have prospects.

Science has already described the zoning of the Far Eastern territories, where there are more comfortable places for living, there are less comfortable ones. But for the people to live and work there, we need, I repeat, effective projects.

Probably, it is time to stop producing “stone jungles” in the Far East, and create comfortable, economical low-rise housing using energy-efficient solutions. Create comfortable for people and really suitable for the region settlements. During the Soviet years huge sums were spent on the construction of stationary settlements in the far North. And then what? Many villages are deserted. Maybe at once illusions are not to build, but to make normal watches ?! But at the same time, to develop basic settlements - cities, agglomerations in more favorable places in the Far East. Such centers have already been established and should be developed, including in Yakutia.

They always went to the Far East to work. There were many romantics, inspired in 1970-ies. The novel by Oleg Kuvaev "Territory." And romance - people enthusiastic (and such were, are and will be) - they are interested in the task that they solve. And again I come back to the word "project": they are people with project thinking who see an image of what they can create (a city or an enterprise), they aim at this and spend a part of their life. The fact that a person sees the result of his work and gets an opportunity to enjoy communication with our great nature, forms the romantic atmosphere of the Far East.

Speaking about attracting new people to the Far East, we must respect the traditions established here and use the invaluable experience that has been formed throughout the history of the region. I was born and raised in Aldan, for many years associated with different regions of my native Yakutia. And I am sure that the human community that has developed here over the centuries is a huge independent value and, at the same time, a powerful resource for the further development of the territory.

- The Law on TOSED says that single-industry towns in three years can receive the status of special development territories. What do you think about it?

- Here, for example, the city of Neryungri in South Yakutia is mainly a city of coal miners. In recent years, the coal market has been unfavorable, which affects the city’s economy. Perhaps today, taking into account exports and the fall of the ruble, the economy will rise slightly. However, dependence on one industry means vulnerability. On behalf of the Government of Yakutia, our corporation is exploring the possibility of locating processing facilities here in the format of industrial parks. The TOSED regime may create additional opportunities for economic diversification.

I believe that any mechanisms that can ensure the diversification of the economy of single-industry cities are useful. However, it will be necessary to work out the issues of interaction between the management company of a particular territory and already existing local governments.

- Neryungri is perhaps the most popular example when they talk about single-industry towns in Yakutia. And what other cities may be contenders for the establishment of TOSED in them?

- A single-industry city may not experience problems in the economy under one or another market condition. For example, Norilsk is, in fact, a single-industry city, where the town-forming enterprise is Norilsk Nickel, or Surgut, the city of oilmen. If we take by analogy with Neryungri, in the Aldan region of Yakutia there is a settlement of gold miners Nizhny Kuranakh. Today, gold market conditions are good, and therefore this settlement has no serious problems. But in the middle of 1990's. The lower Kuranakh was on the verge of collapse - the price of gold then plummeted. Does this mean that it is necessary to form alternative opportunities for development for this village? Of course! And mineral deposits are not limitless. So you can approach almost any locality, the basis of which is the development of certain minerals. We need to look for options for them in the long term.

- You mentioned two settlements in Yakutia - Neryungri and Aldan - areas where the Corporation of Development of South Yakutia (South Yakutsk Corporation) operates. What event has become a landmark in the activities of the corporation in the last year?

- The main result of the 2014 year was the practical beginning of the implementation of the national project "Integrated Development of Southern Yakutia". This is the first stage of the project. So far we have only talked about design work. Over the past five years, 7,4 billion rubles have been allocated to develop project documentation, and a large number of infrastructure facilities have been designed. In 2014, the construction of a railway line to the Inaglinsky coal complex was started at the expense of the federal budget. The construction of the coal complex by the company "Colmar" began even earlier. We plan that in the next two years infrastructure facilities will also be built for the first stage of the Taiga iron ore mine.

- If we talk about other projects being implemented not only within the framework of the Southern Yakutia Development Corporation, but about the Far Eastern projects in general, how can the crisis affect them? Will the economic situation in the country scare away foreign investors?

- The situation is complex and multifactorial. In my opinion, in these difficult conditions for the Far East there is a chance to get an additional impetus for development. I have already said that in such crisis conditions the position of freezing everything is absolutely unacceptable, it is very important to make quick and correct decisions and concentrate efforts on implementing those projects that can have a positive effect. I believe that the development projects of the Far East in general are just such and can not be postponed. And all this, in the long run, will lead to positive shifts in the structure of the Russian economy and make it more stable.

- What other new projects are being prepared for implementation in the south of Yakutia?

- We plan to start preparation of the timber processing project in the area of ​​the city of Tommot this year. This is the Aldan district. Forestry in the region is underestimated (in Yakutia, anyway), and I believe that it will have a serious development, including with the participation of foreign investors.

- Recently the Yakutia Development Corporation was established. What is this structure and how does it differ from the South Yakut Corporation?

- The main task of the Development Corporation of the Republic of Sakha (Yakutia), which was registered in Yakutsk on 22 last December, is the preparation of new projects - the link in the development of the territory that is really weak. There are a lot of different proposals and directions in the region, but there are no projects. By the way, this applies to the entire Far East. Recently Yu. P. Trutnev again spoke about the insufficient development of TOSED projects. The new Corporation will form new projects (and is already working on them) and not just “draw” business plans, but be engaged in development. And the South-Yakut Corporation is, in fact, the project office of a large integrated project. It will join the new development institute.

- If you imagine that all the planned projects will be implemented, what kind of Yakutia you see in twenty years?

- For the development of such a huge region, as Yakutia, 20 years - like one moment. But in history there are examples, when in a relatively short time there have been serious changes. In the new history of Yakutia - the birth of the gold mining industry in the 1920-s, then the creation of a powerful diamond mining complex, the construction of the Neryungri coal plant and the city of Neryungri, the construction and commissioning of the railway to Yakutsk, and in the last decade - the birth of oil production, the creation of a powerful scientific and educational Center on the base of the North-Eastern University in Yakutsk. Next in line is the construction of the Yakutia gas production and gas production center "The Power of Siberia."

In fact, I would like to be sure that people who will live in the region will be happy. They will be interested to live here, they will strive here. Any business begins with an image, some projects, actions, businesses are created from it, which will work for the benefit of people.

If we generally speak about measures to support the development of the Far East, it is important, in my opinion, to understand: there are no simple solutions, no ready-made recipes and analogies. Yakutia is not Primorye, Primorye is not the Khabarovsk Territory and Chukotka, but in general it is not Hong Kong or Singapore. The 21 century is not a 19 or 20. Before us is the most difficult historical challenge, we have to tune in to a hard coordinated work with a high degree of responsibility of everyone. And it is very interesting!

- Visual thinking is typical of romantics. So you are a romantic?

- It turns out that yes.

September 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Проектное мышление

«Якутия работает над проектами»

Проектное мышление

Генеральный директор ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаил Брук в интервью EastRussia.ru рассказал, почему дальневосточные проекты не подлежат «заморозке» на время кризиса, какое будущее ждет моногорода и остались ли на Дальнем Востоке настоящие романтики.

- Михаил Львович, поделитесь, пожалуйста, как бизнес воспринимает конечную редакцию Закона о ТОСЭР? Хватит ли преференций, которые дает Закон, для существенного рывка?

- Я считаю, что законы, призванные стимулировать развитие той или иной территории, должны быть адаптированы к конкретным прорывным проектам. Именно под них нужно подгонять нормативную базу. Это как вопрос о курице и яйце – что первично: проект или условия. На мой взгляд, первичным является проект. А для проектов могут быть созданы разные формы поддержки и преференции. Очень важно посмотреть, насколько квалифицированно будут работать федеральные ведомства и правительство в целом при отборе проектов по созданию ТОСЭР. Это - первое.

Второе - должны быть обозначены четкие федеральные приоритеты, которые следует реализовывать при участии, конечно, регионов. Сейчас Минвостокразвития ведет отбор заявок из дальневосточных регионов, заинтересованных в создании ТОСЭР. По результатам этого отбора, который проводится под руководством Ю. П. Трутнева, будут приниматься решения, какие территории и где создавать. Данный подход, конечно, имеет право на жизнь. С другой стороны, важность задачи развития Дальнего Востока такова, что рассчитывать только на инициативу из регионов недостаточно. Масштабные задачи общегосударственного характера, призванные изменить лицо российской экономики и ее параметры коренным образом, в таком пассивном режиме не решаются. Требуется активная позиция федерального правительства и органов, которым следовало бы централизовано сформировать подходы и проекты. Иначе это все это лишь поддержка инициативы с мест. В первую очередь должны быть поддержаны ключевые проекты, необходимость реализации которых исходит из общегосударственных задач.

В связи с этим считаю, что в законе о ТОСЭР недостаточная роль отводится управляющей компании территории. Эта компания в логике закона лишь обеспечивает условия для резидентов. Было бы гораздо эффективнее создать Дальневосточную корпорацию для активного формирования проектов и их девелопмента. То есть не ждать, а действовать, создавать. За то время, которое потребовалось на продвижение закона о ТОСЭР, такая корпорация могла бы подготовить проекты. А для управления территориями создавать дочерние общества совместно с регионами.

Третье – ресурсы для поддержки ТОСЭР в сфере создания объектов и инфраструктуры для них за счет федерального бюджета на ближайшие годы очень небольшие. Министерство развития Дальнего Востока располагает возможностью распределить лишь 42 млрд рублей на три года для поддержки объектов инфраструктуры для приоритетных инвестпроектов и ТОСЭР. Поэтому приходится надеяться, что не столько эта поддержка, а сами преференции будут привлекательны для инвесторов.

Кроме того, мощнейшим вектором, который влияет в данный момент на всю российскую экономику, является геополитическая обстановка, а также изменение курса рубля. Учет этого фактора будет иметь решающее значение и, возможно, потребует принятия каких-то дополнительных мер. Сейчас Правительство России начинает выполнять антикризисную программу. Я считаю, что в этой программе подход к развитию Дальневосточного округа должен быть не замораживающим, а, наоборот, интенсифицирующим проекты. Первое желание, которое присутствует у финансового блока в кризисный момент, - отложить все до лучших времен. Это порочное и опасное направление. Как раз, наоборот, в сегодняшних жестких условиях нужно напрягаться и двигать приоритетные направления, которые через несколько лет дадут впечатляющий результат.

- Может ли дать результат воплощение в жизнь инициативы по выделению одного гектара земли дальневосточникам и всем, кто хочет жить на Дальнем Востоке?

- Инициатива, конечно позитивная. Само по себе желание выделить гектар земли человеку, желающему переехать на Дальний Восток, весьма похвально. Важно, что руководство страны это поддерживает. Взять, хотя бы Столыпинские аграрные реформы начала XX века (1906-1910 гг.), когда крестьяне переселялись на свободные земли Сибири и Дальнего Востока. Причем стоит вспомнить и о роли кредитного банка, который продавал крестьянам земли в долг с низкой процентной ставкой по кредиту. Однако у неплательщиков землю изымали. Столь жесткие меры в ходе реформы стимулировали крестьян активно на ней работать.

Сегодня важно понимать, на каких условиях и где будет предоставляться земля. Если мне скажут, что мне принадлежит гектар на Луне, я навряд ли смогу туда переехать. И что с этой землей делать – насколько, с учетом наших огромных расстояний и неразвитости инфраструктуры, эта мера будет работать и привлечет население в ДФО. Надо избежать недобросовестной скупки земель и сосредоточения их в одних руках, как это происходило в период приватизации в 1990-е гг., когда ваучерами торговали. Направление достаточно интересное, но хотелось бы, чтобы было меньше демагогии, а больше содержательной работы. Важно, чтобы эта работа велась с учетом особенностей регионов, с привлечением экспертов и широкой общественности.

- То есть одной землей человека, к примеру из Центральной России, на Дальний Восток заманить сложно?

- Если задачей того же столыпинского проекта было освоение новых земель, развитие крестьянских хозяйств, то и теперь заселение в отрыве от каких-то экономических категорий не имеет смысла. Человек поедет туда, где он будет зарабатывать и где у него будут более-менее комфортные условия для жизни, которые сопоставимы с тем доходом, который он там будет получать, и где у него будут перспективы.

Наука уже описала районирование дальневосточных территорий, где есть более комфортные места для проживания, есть - менее комфортные. Но для того чтобы люди там жили и работали, нужны, еще раз повторю, эффективные проекты.

Наверное, пора перестать плодить на Дальнем Востоке «каменные джунгли», а создавать комфортное, экономичное малоэтажное жилье, с использованием энергоэффективных решений. Создавать комфортные для человека и реально подходящие для региона населенные пункты. В советские годы были потрачены огромные средства на строительство стационарных поселков на крайнем Севере. И что потом? Многие поселки обезлюдели. Может быть, сразу иллюзии не строить, а делать нормальные вахты?! Но при этом развивать базовые населенные пункты – города, агломерации в более благоприятных местах на Дальнем Востоке. Такие центры уже сложились и должны развиваться, в том числе в Якутии.

На Дальний Восток всегда ехали работать. Много было и романтиков, вдохновленных в 1970-е гг. романом Олега Куваева «Территория». А романтики – люди увлеченные (и такие были, есть и будут) - им интересна задача, которую они решают. И я опять возвращаюсь к слову «проект»: это люди с проектным мышлением, которые видят образ того, что они могут создать (город или предприятие), они на это нацелены и тратят часть своей жизни. То, что человек видит результат своей работы и получает возможность наслаждаться общением с нашей великой природой, формирует романтическую атмосферу Дальнего Востока.

Говоря о привлечении новых людей на Дальний Восток, мы должны уважать сложившиеся здесь традиции и использовать тот неоценимый опыт, который сформировался на протяжении истории освоения региона. Я родился и вырос на Алдане, многие годы связан с разными регионами родной Якутии. И уверен, что человеческая общность, которая сложилась здесь на протяжении веков, – это огромная самостоятельная ценность и, в то же время, мощный ресурс для дальнейшего освоения территории.

- В Законе о ТОСЭР сказано, что моногорода через три года могут получить статус территорий особого развития. Как вы к этому относитесь?

- Вот, например, город Нерюнгри в Южной Якутии – преимущественно город угольщиков. В течение последних лет конъюнктура на рынке угля неблагоприятная, что сказывается и на экономике города. Возможно, сегодня с учетом экспорта и падением курса рубля экономика несколько поднимется. Тем не менее, зависимость от одной отрасли означает уязвимость. По поручению Правительства Якутии наша корпорация прорабатывает возможности размещения здесь перерабатывающих производств в формате индустриальных парков. Режим ТОСЭР может создать дополнительные возможности для диверсификации экономики.

Я считаю, что любые механизмы, которые могут обеспечить диверсификацию экономики моногородов, полезны. Однако нужно будет проработать вопросы взаимодействия управляющей компании особой территории с уже существующими органами местного управления.

- Нерюнгри, пожалуй, самый популярный пример, когда говорят о моногородах в Якутии. А какие другие города могут быть претендентами на создание в них ТОСЭР?

- Моногород может и не испытывать проблем в экономике при той или иной конъюнктуре рынка. Например, Норильск – это, по сути, моногород, где градообразующим предприятием является «Норникель», или Сургут - город нефтяников. Если взять по аналогии с Нерюнгри, в Алданском районе Якутии есть поселок золотодобытчиков Нижний Куранах. Сегодня конъюнктура на золото хорошая, а потому серьезных проблем у этого населенного пункта нет. Но в середине 1990-х гг. Нижний Куранах находился на грани развала - цена золота тогда резко упала. Значит ли это, что нужно формировать для этого поселка альтернативные возможности для развития? Конечно! И месторождения полезных ископаемых небезграничны. Так можно подойти практически к любому населенному пункту, основой которого является разработка тех или иных полезных ископаемых. Нужно искать для них варианты на долгосрочную перспективу.

- Вы упомянули два населенных пункта в Якутии – Нерюнгри и Алдан – районы, где ведет свою деятельность Корпорация развития Южной Якутии (Южно-Якутская корпорация). Какое события стало знаковым в деятельности корпорации по итогам прошлого года?

- Главным итогом 2014 года стало практическое начало реализации проекта общегосударственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии». Речь идет о первой очереди проекта. До сих пор мы говорили только о проектных работах. За пять предыдущих лет на разработку проектной документации было направлено 7,4 млрд рублей, спроектировано большое количество объектов инфраструктуры. В 2014 году начато строительство железнодорожной ветки до Инаглинского угольного комплекса за счет федерального бюджета. Возведение самого угольного комплекса компанией «Колмар» началось еще ранее. Мы планируем, что в течение ближайших двух лет будут также построены объекты инфраструктуры для первой очереди Таежного железорудного ГОКа.

- Если говорить о других проектах, реализуемых не только в рамках Корпорации развития Южной Якутии, а о дальневосточных проектах вообще, как на них может повлиять кризис? Не отпугнет ли экономическая ситуация в стране иностранных инвесторов?

- Ситуация сложная и многофакторная. На мой взгляд, в этих сложных условиях для Дальнего Востока существует шанс получить дополнительный импульс для развития. Я уже говорил, что в таких кризисных условиях совершенно не приемлема позиция замораживания всего, очень важно принимать быстрые и правильные решения и концентрировать усилия на реализации тех проектов, которые могут дать положительный эффект. Я считаю, что проекты развития Дальнего Востока в целом именно такие и откладывать их нельзя. И все это, в конечном счете, приведет к положительным сдвигам в структуре экономики России и сделает ее более устойчивой.

- Какие еще новые проекты готовятся к реализации на юге Якутии?

- Мы планируем в этом году приступить к подготовке проекта по лесопереработке в районе города Томмот. Это Алданский район. Лесное направление в регионе недооценено (в Якутии, во всяком случае), и полагаю, что оно будет иметь серьезное развитие, в том числе с участием иностранных инвесторов.

- Недавно была создана Корпорация развития Якутии. Что это за структура и чем она отличается от Южно-Якутской корпорации?

- Главной задачей Корпорации развития Республики Саха (Якутия), которая была зарегистрирована в Якутске 22 декабря прошлого года, является подготовка новых проектов – того звена в развитии территории, которое действительно является слабым. В регионе много разного рода дельных предложений, направлений, а проектов нет. Кстати, это относится и ко всему Дальнему Востоку. Недавно Ю. П. Трутнев опять говорил о недостаточной проработанности проектов ТОСЭР. Новая Корпорация будет формировать новые проекты (и уже работает над ними) и не просто «рисовать» бизнес-планы, а заниматься девелопментом. А Южно-Якутская корпорация – это, собственно, проектный офис одного большого комплексного проекта. Она вольется в состав нового института развития.

- Если представить, что все запланированные проекты начнут реализовываться, какой вам видится Якутия лет через двадцать?

- Для развития такого огромного региона, как Якутия, 20 лет – словно один миг. Но в истории есть примеры, когда и за сравнительно короткое время происходили серьезные сдвиги. В новой истории Якутии – это рождение золотодобывающей промышленности в 1920-е годы, затем создание мощнейшего алмазодобывающего комплекса, строительство Нерюнгринского угольного комбината и города Нерюнгри, строительство и ввод железнодорожной магистрали до Якутска, а в последнее десятилетие – рождение нефтедобычи, создание мощного научно-образовательного центра на база Северо-Восточного университета в Якутске. На очереди - строительство Якутского центра газодобычи и газопровода «Сила Сибири».

На самом деле я хотел бы быть уверенным, что люди, которые будут жить в регионе, будут счастливы. Им будет интересно здесь жить, сюда будут стремиться. Любое дело начинается с образа, из него рождаются какие-то проекты, действия, бизнесы, которые будут работать на благо людей.

Если в целом говорить о мерах по поддержке развития Дальнего Востока, важно, по-моему, понимать: здесь нет простых решений, нет готовых рецептов и аналогий. Якутия – это не Приморье, Приморье – не Хабаровский край и Чукотка, а в целом это не Гонконг или Сингапур. 21-й век – не 19-й или 20-й. Перед нами сложнейший исторический вызов, мы должны настраиваться на напряженную слаженную работу с высокой степенью ответственности каждого. И это очень интересно!

- Образное мышление свойственно романтикам. Значит, вы романтик?

- Выходит, что да.