Однако методы, показавшие хорошие результаты в плотно заселенных территориях вблизи от границ страны или крупнейших мегаполисов, не всегда пригодны для прямого заимствования регионами Дальнего Востока. Разреженное население, высокие транспортные издержки, отсутствие близких рынков сбыта для промышленной продукции создают препятствия для «новой индустриализации» и делают невозможным ее окупаемость. При этом сохраняется острая необходимость модернизации экономики и улучшение качества рабочей силы, федеральные ассигнования на развитие достаточно ограничены, а интеграция Крыма и Севастополя сделала их получение для других регионов еще более трудным. Замедление российской экономики, а также санкции ЕС и США против российских государственных банков и большинства сырьевых компаний тоже усложнили привлечение частных инвестиций. Развитие массовых конвейерных производств уже натолкнулось на естественные препятствия в образцовых регионах, и успешное копирование такого опыта в настоящий момент прямым переносом скорее относится к области фантастики.
Для регионов ДФО реалистичным ответом на текущие вызовы должна стать адаптация стандартного подхода к местным условиям с поправками на изменения в российской и глобальной экономической ситуации, а также роста стоимости заимствований для регионов и корпораций.
Во-вторых, смещение акцента (и оно уже происходит) от сырьевого сектора к нематериальной инфраструктуре, в том числе социальной и образовательной, при условии партнерства с государством и адаптации инфраструктуры к требованиям развиваемых отраслей. Опыт развития северных территорий Канады и США, Исландии и (в меньшей степени) Северной Европы показывает, что доходы от сырьевых отраслей могут стать основой для развития высокотехнологичных производств и услуг. Их поставщики не нуждаются в промышленных парках, но требуют качественных человеческих ресурсов, образовательной системы и прозрачных условий запуска и продолжения деятельности стратегических инвесторов. Выбор отраслей в качестве локомотивов роста почти всегда предусматривает разработку специальных мер, направленных на создание опорных точек и кластеров роста. Разные отрасли требуют и разных мер поддержки – например, интеллектуальные услуги скорее потребуют вложений в образование и налоговых льгот, нежели высоких расходов на строительство физической инфраструктуры. Относительно низкая долговая нагрузка крупных регионов ДФО дает дополнительные возможности для финансового маневра, но многие налоговые меры потребуют обоснования для одобрения на федеральном уровне.
Дальневосточные регионы (и даже отдельные местности) имеют очень разные стратегические преимущества – в приграничных Хабаровском и Приморском краях и Амурской области они одни, в Якутии и Магаданской области они другие. Сахалин уже достиг очень больших результатов в развитии и повышении бюджетной обеспеченности за последние годы. Выработка адекватных региональным условиям программ и институтов опережающего развития потребует сильной адаптации к ним опыта Европейской России, переориентацию информационной составляющей на китайских и ближневосточных инвесторов и стратегического планирования с выбором инструментов, позволяющих использовать имеющиеся преимущества и смягчить последствия таких факторов, как отдаленность даже от азиатских рынков и малонаселенность. Осознанная диверсификация и разнообразие инструментов развития, а не стрижка под одну гребенку может создать институциональную среду, благоприятную для экономического роста.