Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Прогресс в интеграции

Большой шанс Малайзии сформировать новую эру АСЕАН

Прогресс в интеграции

К концу 2015 года будет создано Экономическое сообщество АСЕАН, и Малайзия, будучи председателем АСЕАН, станет его родителем. Используя тщательно разработанный список вопросов, представителей каждого из 10 государств-членов организации попросили отметить прогресс, достигнутый благодаря мерам по поддержке экономической интеграции и претворения в жизнь идей организации.

Последний подсчет показывает, что в среднем 78% необходимых шагов было предпринято. К концу года цифровое выражение прогресса в процессе интеграции, скорее всего, позволит заявить о победе, несмотря на то, что, скорее всего, стопроцентного результата достичь не удастся. Однако подобные заявления будут преждевременными.

Хотя АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) существенно продвинулась в деле экономической интеграции, остается большое количество вопросов, которые необходимо решить. Как председатель АСЕАН в 2015 году Малайзия должна провести объективный анализ повестки дня, связанной с незавершенными процессами в области инвестиций и торговли и найти возможности непосредственно для интеграции.

Безусловно, страны АСЕАН достигли успехов в ликвидации ограничений для торговли, связанных с наличием межгосударственных границ. Соотношение торгового оборота с ВВП составляет 130% и является самым высоким среди развивающихся регионов. Каждая из десяти стран организации самостоятельно либерализовала торговлю и вступила в ВТО. В результате торговый оборот начал быстро расти как внутри региона, так и между странами-участницами организации и остальным миром, что стало фундаментом для впечатляющего экономического роста в последние три десятилетия.

Коллективные соглашения АСЕАН, касающиеся торговли товарами и услугами, а также защиты инвесторов, позволили закрепить эти успехи. Тем не менее, к сожалению, протекционистские силы внутри стран нашли возможности для обхождения этих соглашений – в основном за счет мер внутренней политики: лицензирования, ограничений, в том числе в сферах безопасности и здравоохранения, а также налогов.

Например, Индонезия ввела ограничения на вход в порты и лицензирование для импорта фруктов в 2012 году, установила ограничения на экспорт минералов (что косвенно защищает индустрию переработки и выплавки металлов) в 2014 году, а также требует покупки лицензий для импортеров железа и стали. Малайзия тоже применяет избирательное введение акцизов для защиты своей автомобилестроительной индустрии от зарубежной конкуренции, а Таиланд пользуется дорогостоящей процедурой сертификации при импорте черепицы и плитки.

Что касается сферы услуг, почти все страны АСЕАН навязывают непрозрачные и произвольные нормы лицензирования для компаний, предоставляющих услуги. В результате, рейтинг Всемирного Банка по ограничению предоставления услуг в регионе составляет 60%, что выше среднего мирового показателя. Эти внутриполитические меры, как правило, специфические и тяжело поддаются подсчету; следовательно, их отмену тяжело обсуждать. Кредо АСЕАН о невмешательстве, так называемый «Путь АСЕАН», в этих случаях не помогает. Это удобный фиговый листок, за которым участники организации могут прятаться и сопротивляться внешнему давлению, требующему реформ.

Настроение срочности

Председательствуя в организации в 2015 году, Малайзия имеет возможность привнести настроение безотлагательности в процесс устранения внутренних барьеров для торговли и инвестирования. Нет лучшей возможности для этого, чем количественная оценка защитных последствий таких мер.

Фокус на эффективности степени защиты, которая отражает защитный эффект торговых и неторговых мер со стороны государства, был бы хорошим началом. Это позволило бы сделать акцент на том, какой предельный уровень пользы получает индустрия благодаря защите от иностранной конкуренции. Там, где эффективность отрицательная, это позволит выявить отрасли индустрии, которые оказываются в невыгодном положении из-за подобной политики.

Конечно, в конце концов каждой стране придется изучить собственные протекционистские барьеры, но есть и действия, которые могут быть предприняты сообща. В первую очередь АСЕАН с Малайзией во главе должна инициировать создание независимого реестра внутренних барьеров для торговли и предоставления услуг во всех странах-участницах организации. Этот обзор необходимо опубликовать вместе с независимыми оценками эффективной степени защиты в каждой индустриальной отрасли.

Во-вторых, защиту инвесторов, на данный момент распространяющуюся только на инвесторов из АСЕАН, производящих товары и предоставляющих услуги, связанные с производством, необходимо расширить на всех прочих инвесторов и оставшуюся часть сферы услуг.

В-третьих, Малайзия должна способствовать использованию всеми странами-членами организации «Единого окна АСЕАН» для таможенного декларирования – процедурной меры, направленной на то, чтобы снизить время, необходимое для обработки документов импорта-экспорта, что позволит существенно снизить торговые издержки.

Малайзия также должна воспользоваться своим лидерством в АСЕАН, чтобы открыть дискуссию, которая установит консенсус в вопросе того, как организация видит будущее региона после 2015 года. Его конец не должен рассматриваться как начало окончания реформ, но как конец их начала. Впереди остается серьезная работа по координированию политики, которая не только упростит торговлю между регионами и предоставление услуг, но и устранит барьеры для движения капитала и рабочей силы.

Безусловно, ничего из этого не удастся претворить в жизнь, если Малайзия не продолжит усиливать базирующийся в Джакарте Секретариат АСЕАН. Его штата из 300 человек и бюджета в 17 миллионов долларов едва хватает для организации 1400 и более собраний, связанных с деятельностью АСЕАН, проходящих каждый год. Малайзия не только должна искать возможности увеличить штат и бюджет в несколько раз, но также и стимулировать реформы в работе и подборе персонала с тем, чтобы способствовать росту активности этого органа, который находится в авангарде сил, занимающихся решением стратегических проблем региона.

По словам лидеров страны, 2014 год был очень сложным годом для Малайзии – «ужасный год», как сказал Разали Хамза, многие годы отдавший парламентской деятельности. Однако в роли председателя АСЕАН в такой важный год Малайзия имеет хорошую возможность оставить прошлое позади и продемонстрировать, что может быть подлинным лидером региона, смотрящим в будущее. Будем надеяться, что ей удастся воспользоваться моментом.