Большой шанс Малайзии сформировать новую эру АСЕАН
Последний подсчет показывает, что в среднем 78% необходимых шагов было предпринято. К концу года цифровое выражение прогресса в процессе интеграции, скорее всего, позволит заявить о победе, несмотря на то, что, скорее всего, стопроцентного результата достичь не удастся. Однако подобные заявления будут преждевременными.
Хотя АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) существенно продвинулась в деле экономической интеграции, остается большое количество вопросов, которые необходимо решить. Как председатель АСЕАН в 2015 году Малайзия должна провести объективный анализ повестки дня, связанной с незавершенными процессами в области инвестиций и торговли и найти возможности непосредственно для интеграции.
Коллективные соглашения АСЕАН, касающиеся торговли товарами и услугами, а также защиты инвесторов, позволили закрепить эти успехи. Тем не менее, к сожалению, протекционистские силы внутри стран нашли возможности для обхождения этих соглашений – в основном за счет мер внутренней политики: лицензирования, ограничений, в том числе в сферах безопасности и здравоохранения, а также налогов.
Что касается сферы услуг, почти все страны АСЕАН навязывают непрозрачные и произвольные нормы лицензирования для компаний, предоставляющих услуги. В результате, рейтинг Всемирного Банка по ограничению предоставления услуг в регионе составляет 60%, что выше среднего мирового показателя. Эти внутриполитические меры, как правило, специфические и тяжело поддаются подсчету; следовательно, их отмену тяжело обсуждать. Кредо АСЕАН о невмешательстве, так называемый «Путь АСЕАН», в этих случаях не помогает. Это удобный фиговый листок, за которым участники организации могут прятаться и сопротивляться внешнему давлению, требующему реформ.
Настроение срочности
Председательствуя в организации в 2015 году, Малайзия имеет возможность привнести настроение безотлагательности в процесс устранения внутренних барьеров для торговли и инвестирования. Нет лучшей возможности для этого, чем количественная оценка защитных последствий таких мер.
Фокус на эффективности степени защиты, которая отражает защитный эффект торговых и неторговых мер со стороны государства, был бы хорошим началом. Это позволило бы сделать акцент на том, какой предельный уровень пользы получает индустрия благодаря защите от иностранной конкуренции. Там, где эффективность отрицательная, это позволит выявить отрасли индустрии, которые оказываются в невыгодном положении из-за подобной политики.
Во-вторых, защиту инвесторов, на данный момент распространяющуюся только на инвесторов из АСЕАН, производящих товары и предоставляющих услуги, связанные с производством, необходимо расширить на всех прочих инвесторов и оставшуюся часть сферы услуг.
В-третьих, Малайзия должна способствовать использованию всеми странами-членами организации «Единого окна АСЕАН» для таможенного декларирования – процедурной меры, направленной на то, чтобы снизить время, необходимое для обработки документов импорта-экспорта, что позволит существенно снизить торговые издержки.
Безусловно, ничего из этого не удастся претворить в жизнь, если Малайзия не продолжит усиливать базирующийся в Джакарте Секретариат АСЕАН. Его штата из 300 человек и бюджета в 17 миллионов долларов едва хватает для организации 1400 и более собраний, связанных с деятельностью АСЕАН, проходящих каждый год. Малайзия не только должна искать возможности увеличить штат и бюджет в несколько раз, но также и стимулировать реформы в работе и подборе персонала с тем, чтобы способствовать росту активности этого органа, который находится в авангарде сил, занимающихся решением стратегических проблем региона.
По словам лидеров страны, 2014 год был очень сложным годом для Малайзии – «ужасный год», как сказал Разали Хамза, многие годы отдавший парламентской деятельности. Однако в роли председателя АСЕАН в такой важный год Малайзия имеет хорошую возможность оставить прошлое позади и продемонстрировать, что может быть подлинным лидером региона, смотрящим в будущее. Будем надеяться, что ей удастся воспользоваться моментом.
Текст: Викрам Неру, старший научный сотрудник Фонда Карнеги, изучающий Юго-Восточную Азию; Юн Танг, младший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир. Перевод: Михаил Ботвинник.