Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The pro-Indian policy

Tatyana Shaumyan: "It's useless to pressure the Indians"

The pro-Indian policy

On January 21, an official visit of Barack Obama to India began. Head of the Center for Indian Studies at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences Tatiana Shahumyan, in the run-up to this event, told in an interview to EastRussia.ru why India's policy will always be Indian.

- Tatyana Lvovna, today we are witnessing the eastern turn of Russia. An important milestone in it was the arrival in December of 2014 by Vladimir Putin in Delhi. It's no secret that the visit took place in a rather difficult time for Russia. Nevertheless, this did not prevent the signing of a whole package of agreements. The official position of India, which clearly condemns the sanctions pressure on Russia, was also a breakthrough. How do you think, the more dictated this principle?

- I would say several reasons at once. First, India and Russia already have established economic relations: for example, in energy, metallurgy, and space technologies. New opportunities are emerging today in medicine, pharmaceuticals, IT and telecommunications, as part of joint development of the Arctic.

Secondly, our relations in the military sphere play an important role. Supplies of weapons from Russia, India, whatever it is, cherishes.

Perhaps, India's traditional desire to demonstrate the independence of its foreign policy, coupled with leadership potential, also plays a role. In this context, I recall one incident. Once Indira Gandhi was asked: "Tell me, do you adhere to a pro-Soviet, pro-Chinese or pro-American policy?" She then replied that she adheres to a pro-Indian policy. The continuity of this position remains in our time.

India has ambiguous points in determining a number of territories.

"You mean Kashmir?"

- Not only Kashmir, but also the states of Goa and Sikkim. Therefore, the leadership of India took a rather cautious, somewhere even benevolent, position on the same Crimean referendum.

We should not forget also that Delhi knows perfectly well what sanctions are, and considers this policy unpromising. More recently, in the 1998 year after successful nuclear tests, India came under heavy pressure. By the way, in 2001, all sanctions were lifted. At that time it was beneficial to the United States, because Delhi was ready to support the Americans in the campaign against terrorism, which, in fact, was done subsequently.

- The reaction of the US State Department to the results of the Russian President's visit to India turned out to be negative, which, in general, was predictable. “We have seen reports that Indian companies have signed contracts with Russian companies. We continue to urge all countries not to do business with Russia as usual, ”State Department spokeswoman Jennifer Psaki said at a briefing. In your opinion, what consequences of the rapprochement between Russia and India may worry the US the most?

- You see, in principle, any rapprochement of the world's largest state and second-largest country in terms of the number and potential in the APR logically causes suspicion among a number of world players. And not only in the United States.

As for the US concern ... Americans are more concerned about the opening prospects of Russian-Indian cooperation in areas where they are trying to compete directly with Russia in India: this is, of course, energy and military cooperation.

- Then how do you generally assess the current level of Indo-American relations?

“Don't be fooled here. Americans themselves often like to say that there are two largest democracies in the world: the USA and ... India. Just imagine, the number of the Indian electorate today is over 700 million people! Considering only this fact, Indo-American relations have always been, are and, of course, will be. The intensity of two-way contacts will remain high.

In addition, the US is home to a significant Indian diaspora, whose population reaches 2-x million people. Many of its representatives are far from ordinary workers. They are Indians working in the largest scientific centers of America, in the same Silicon Valley. In addition to scientists and programmers in the US, there are many highly qualified lawyers and doctors of Indian origin. All these people are integrated into the economic life of America, but at the same time they maintain close relations with their former homeland. They too can not be underestimated, and their interests should be taken into account.

It must be said that the very fact of the election of Indian Prime Minister Narendra Modi for Americans was, let's say, a delicate situation. I will explain. In 2002, the state of Gujarat experienced serious clashes between representatives of two religious communities - between Hindus and Muslims. As a result, more than 2 thousand Muslims died. The Americans then accused Narendra Modi, the state's chief minister, that he had deliberately not done anything to prevent these murders, now known as the Gujarat pogrom. Imagine if we are talking about sanctions, then the US then deprived Maudy of an American visa. That's why the delicacy of the situation is from here: a person who was deprived of a visa by the US took the highest position in the country. But the Americans have overcome all this. Wanted and overcome. 26 May 2014 year, Narendra Modi took office, and already in September was in the United States. I must say that Obama gave him a special welcome, which was more like a procedure for restoring relations.

- It's clear. And what tasks do the United States and India now have in the development of bilateral relations?

- Much is being done in the economic sphere. So, in the field of increasing trade turnover, extremely ambitious tasks have been set. Now it is $ 70 billion a year, but it is planned to bring it up to $ 500 billion a year.

Further. India consumes the sixth position in the world in terms of energy consumption. Americans are ready to invest in the development of renewable energy sources on the territory of Hindustan in order to reduce Delhi's dependence on energy imports. As far as I know, serious joint developments of Indian and American experts on climate change are already underway. Of course, there are legal restrictions that inhibit cooperation, including problems of intellectual property. But both sides are actively working to streamline all these regulators.

- Are there any points of contact for Delhi and Washington in the field of geopolitics?

- Yes. A common problem is the rise of China. They are trying to prevent an imbalance of power in the region. Both the Indian and American press openly write about this.

Well, finally, let's not forget Afghanistan. I think the United States is extremely interested in India taking part in its future. We cannot predict what will happen in Afghanistan in two months, and the Indians are extremely interested in stability there. In the case of the return of the Taliban, which is very likely after the Americans left, the exacerbation of the situation will hit Pakistan and India first.

- You mentioned the importance of deterring China. Indeed, US policy in the APR today is built on the formation of a kind of anti-China coalition, which includes, in particular, Japan, South Korea, Australia. Is it possible to connect India to this military-political project?

- No. Indians in principle do not participate in such projects. India will not join any military alliances and coalitions. The Indians have their own concept of foreign policy, which, by the way, does not presuppose the presence of any military bases on the territory of other states.

And the main thing is that the Indians do not need the anti-Chinese military-political project. They are interested in solving their internal problems in order to be able to economically restrain China, to keep up with it. In this direction they are ready to conduct a dialogue with the Americans.

Look at the recent rhetoric of Narendra Modi. He understands very well that India is a strong country, but it has a serious internal problem. Until now, about 30% of the population lives below the poverty line. The country is now focusing on solving this problem.

The main slogan today is Make in India... The Make in India policy is aimed at expanding the production and production base of the country. India needs external sales markets, and this is an important moment for the rapprochement between India and the United States. As well as with other countries.

- In India, everything is ready for Barack Obama's visit. Officially, he arrives in order to take part in celebrations on the occasion of Independence Day. Is it realistic for the US to somehow influence Narendra Modi's position, his course, on closer cooperation with Russia?

- We can hardly say that India at the expense of its relations with Russia will develop relations with the United States. India does not understand and does not perceive when pressure is being put on it. Yes, it can be said that it is useless to put pressure on Indians. They objectively understand the role of their country in world politics. And India today is ready for a serious breakthrough, and this should be considered.

The editorial board of EastRussia is grateful to the Sector of Oriental Philosophies of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences and personally to Stepanyants M.T. For assistance in organizing interviews.

April 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Проиндийская политика

Татьяна Шаумян: «На индийцев давить бесполезно»

Проиндийская политика

25 января начался официальный визит Барака Обамы в Индию. Руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян в преддверии этого события рассказала в интервью EastRussia.ru о том, почему политика Индии всегда будет проиндийской.

- Татьяна Львовна, сегодня мы являемся свидетелями восточного разворота России. Важной вехой в нем стал приезд в декабре 2014 года Владимира Путина в Дели. Не секрет, что визит проходил в довольно сложное для России время. Тем не менее, это не помешало подписанию целого пакета соглашений. Прорывной оказалась и официальная позиция Индии, явно осуждающая санкционное давление на Россию. Как Вам кажется, чем в большей степени продиктована подобная принципиальность?

- Я бы назвала сразу несколько причин. Во-первых, у Индии и России уже есть сложившиеся экономические отношения: например, в энергетике, металлургии, космических технологиях. Новые возможности появляются сегодня в медицине, фармацевтике, в сферах IT и телекоммуникаций, в рамках совместного освоения Арктики.

Во-вторых, важную роль играют наши связи в военной области. Поставками вооружений из России Индия, чтобы ни было, дорожит.

Пожалуй, свою роль играет еще и традиционное желание Индии демонстрировать независимость своей внешней политики вкупе с лидерским потенциалом. В этом контексте мне припоминается один случай. Как-то у Индиры Ганди спросили: «Скажите, Вы придерживаетесь просоветской, прокитайской или проамериканской политики?». Она тогда ответила, что придерживается проиндийской политики. Преемственность этой позиции сохраняется и в наше время.

Есть у Индии и неоднозначные моменты в определении ряда территорий.

- Вы имеете ввиду Кашмир?

- Не только Кашмир, но и штаты Гоа и Сикким. Поэтому руководство Индии заняло довольно осторожную, где-то даже доброжелательную, позицию относительно того же Крымского референдума.

Не следует забывать также, что Дели прекрасно знает, что такое санкции, и считает эту политику бесперспективной. Еще относительно недавно в 1998 году после успешных ядерных испытаний Индия оказалась под мощнейшим давлением. Кстати, в 2001 году все санкции были отменены. На тот момент это было выгодно Соединенным Штатам, ведь Дели готов был поддержать американцев в кампании по борьбе с терроризмом, что, собственно, и было сделано впоследствии.

- Реакция Госдепа США на результаты визита Президента России в Индию оказалась негативной, что в общем-то было предсказуемо. «Мы видели сообщения о том, что индийские компании подписали контракты с российскими компаниями. Мы продолжаем призывать все страны не вести дела с Россией как обычно», - заявила на брифинге официальный представитель Госдепа Дженнифер Псаки. На Ваш взгляд, какие последствия сближения России и Индии могут беспокоить США более всего?

- Понимаете, в принципе любое сближение крупнейшего по территории государства мира и второй по потенциалу и численности в АТР страны логично вызывают настороженность у целого ряда мировых игроков. И не только у США.

Что касается беспокойства США... Американцы в большей степени озабочены открывающимися перспективами российско-индийского сотрудничества в тех сферах, где они пытаются выступать прямым конкурентом России в Индии: это, конечно, энергетика и военное сотрудничество.

- Тогда как Вы в целом оцениваете сегодняшний уровень индо-американских отношений?

- Здесь не стоит обманываться. Сами американцы нередко любят говорить о том, что в мире есть две крупнейшие демократии: США и… Индия. Только представьте, численность индийского электората сегодня более 700 млн человек! С учетом только этого факта, индо-американские отношения всегда были, есть и, конечно, будут. Интенсивность двухсторонних контактов будет оставаться высокой.

Кроме того, в США проживает значительная индийская диаспора, численность которой достигает 2-х млн человек. Многие ее представители далеко не простые рабочие. Это индийцы, работающие в крупнейших научных центрах Америки, в той же Силиконовой долине. Помимо ученых и программистов в США довольно много высококвалифицированных адвокатов и врачей индийского происхождения. Все эти люди интегрированы в экономическую жизнь Америки, но одновременно они поддерживают тесные отношения со своей бывшей Родиной. Их тоже нельзя недооценивать, и их интересы должны учитываться.

Надо сказать, что сам факт избрания Премьер-министром Индии Нарендра Моди для американцев оказался, скажем так, деликатной ситуацией. Поясню. В 2002 году в штате Гуджарат произошли серьезные столкновения между представителями двух религиозных общин - между индуистами и мусульманами. В результате погибло более 2 тыс. мусульман. Американцы тогда обвинили Нарендру Моди как главного министра штата в том, что он сознательно не сделал ничего для предотвращения этих убийств, известных сейчас как Гуджаратский погром. Представьте себе, если мы уж говорим о санкциях, то США тогда лишили Моди американской визы. Вот отсюда и деликатность ситуации: человек, которого США лишили визы, занял высший пост в стране. Но американцы это все преодолели. Захотели и преодолели. 26 мая 2014 года Нарендра Моди вступил в должность, а уже в сентябре был в США. Надо сказать, что Обама оказал ему особый прием, который больше походил на процедуру восстановления отношений.

- Ясно. А какие задачи сейчас ставят перед собой США и Индия в развитии двухсторонних отношений?

- Очень многое делается в экономической плоскости. Так, в области увеличения товарооборота поставлены крайне амбициозные задачи. Сейчас он составляет $70 млрд в год, но довести его планируют до $500 млрд в год.

Далее. По объемам потребляемой энергии Индия сегодня занимает шестую позицию в мире. Американцы готовы инвестировать в развитие возобновляемых источников энергии на территории Индостана с тем, чтобы снизить зависимость Дели от импорта энергоресурсов. Насколько мне известно, уже сейчас идут серьезные совместные разработки индийских и американских специалистов по проблемам изменения климата. Конечно, есть юридические ограничители, которые сдерживают сотрудничество, в том числе проблемы интеллектуальной собственности. Но обе стороны ведут активную работу по упорядочению всех этих регуляторов.

- Есть ли какие-то точки соприкосновения для Дели и Вашингтона в области геополитики?

- Да. Общая проблема – это усиление Китая. Они стремятся не допустить разбалансировки сил в регионе. Об этом открыто пишет и индийская, и американская пресса.

Ну, и наконец, давайте не будем забывать Афганистан. Я думаю, США крайне заинтересованы в том, чтобы Индия принимала участие в его будущем. Мы не можем предугадать, что будет в Афганистане через два месяца, а индийцы крайне заинтересованы в стабильности там. В случае возвращения талибов, что очень вероятно после ухода американцев, обострение обстановки в первую очередь ударит по Пакистану и Индии.

- Вы упомянули о важности сдерживания Китая. Действительно, политика США в АТР сегодня строится на формировании своеобразной антикитайской коалиции, в которую входят, в частности, Япония, Южная Корея, Австралия. Возможно ли подключение Индии к этому военно-политическому проекту?

- Нет. Индийцы в принципе не участвуют в таких проектах. Индия не будет присоединятся к каким-то военным союзам и коалициям. У индийцев есть своя концепция внешней политики, которая, кстати, вообще не предполагает наличия каких-либо военных баз на территории других государств.

И главное - антикитайский военно-политический проект индийцам не нужен. Они заинтересованы в решении своих внутренних проблем, с тем чтобы иметь возможность экономически сдерживать Китай, сильно не отставать от него. В этом направлении они готовы вести диалог с американцами.

Посмотрите на риторику Нарендры Моди последнего времени. Он прекрасно понимает, что Индия – сильная страна, но у нее есть серьезная внутренняя проблема. До сих пор около 30% населения живут за чертой бедности. Вот на решении этой проблемы сейчас страна и сосредотачивается.

Главный лозунг сегодня – Make in India. Политика «Make in India» направлена на расширение производства и производственной базы страны. Индия нуждается во внешних рынках сбыта, и это важный момент для сближения Индии и Соединенных Штатов. Равно как и с другими странами.

- В Индии все готово к визиту Барака Обамы. Официально он прилетает для того, чтобы принять участие в торжествах по случаю Дня независимости. Реально ли для США как-то повлиять на позицию Нарендра Моди, взятый им курс, на более тесное взаимодействие с Россией?

- Вряд ли мы можем говорить о том, что Индия в ущерб своих взаимоотношений с Россией будет развивать взаимоотношения с США. Индия не понимает и не воспринимает, когда на нее пытаются оказывать давление. Да, можно сказать, что на индийцев давить бесполезно. Они объективно понимают роль своей страны в мировой политике. А Индия сегодня готова к серьезному прорыву, и с этим следует считаться.

Редакция EastRussia благодарит Сектор восточных философий Института философии РАН и лично Степанянц М.Т. за содействие в организации интервью.