Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Прометей» идет в Приморье

О перспективах развития электротранспорта на Дальнем Востоке

Сегодня гордума Владивостока наделила полномочиями главы администрации города известного приморского предпринимателя Виталия Веркеенко – основного владельца группы компаний «Сумотори». Бизнесмен Веркеенко на протяжении последних лет активно заявлял об участии «Сумотори» сразу в нескольких инвестиционных проектах в рамках территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Наиболее неожиданным из них стал проект по производству электрокаров «Прометей» – первый подобный в России. Перспективы электрокаростроения на Дальнем Востоке изучило EastRussia.

«Прометей» идет в Приморье
Фото: javelin-tech.com
Преимущества электромобилей очевидны – экологичность, практически бесшумная работа, простота в обслуживании. В 2011 году японская компания Mitsubishi стала первым производителем электромобиля в России. Сегодня серийного производства легковых электромобилей в стране нет. Единственный российский концерн, разрабатывающий электромобили, это «АвтоВАЗ», выпускающий Lada Vesta EV.

Но следующей весной в Приморье начнется строительство завода по производству электрокаров «Прометей». Для этого уже выделен земельный участок площадью 3,5 гектара в ТОР «Надеждинская». Сейчас идет бизнес-планирование и переговоры с поставщиками. Это проект японской корпорации Arai Shoji Co. Ltd. и группы компаний «Сумотори», давно работающей на автомобильном рынке. Ориентировочная сумма финансирования составляет 500 млн рублей.

– Выпустить первую партию электромобилей марки «Прометей» мы планируем уже в 2019 году. Плановый объем производства – две тысячи автомобилей в год, – говорит Виталий Веркеенко. – Модели, которые мы запускаем, в первую очередь подходят для коммерческих целей. Это электрические микрогрузовики для логистических внутригородских компаний, которым требуется доставка небольших партий товаров от двери до двери. А вторая модель – двухместный электрический автомобиль – для рынка каршеринга. Надеемся, что эти же модели пойдут и на экспорт. Комплектующие для электрокаров планируем поставлять из Японии и США, а также использовать российские – контроллеры и электродвигатели. Далее мы планируем увеличить объемы производства и сделать более глубокую локализацию с использованием российских комплектующих. А вот следующим этапом уже будем расширять линейку моделей.

Компания «Прометей» планирует заявиться в программу поддержки Минпромторга России. Министерство промышленности и торговли предлагает различные варианты, стимулирующие развитие производства электротранспорта: финансирование государством НИОКР, цель которых – производство электрокаров на внутреннем рынке, организация пилотных проектов, создание заправочной инфраструктуры и бесплатных парковок, выделение отдельных дорожных полос для движения электромобилей.

Сегодня основной недостаток электромобилей – высокая цена. Так, новый автомобиль марки Tesla в России стоит от €120 тыс. до 240 тыс., это примерно 8,5-16 млн рублей. Зарядная станция для него обойдется еще в примерно 120 тыс. рублей. По мнению экспертов, электрокары станут популярными, когда стоимость самой машины, зарядки и ремонта сможет конкурировать с расходами на бензиновые и дизельные авто.

– Уже сейчас мы планируем, что цена на две наши модели не превысит 900 тысяч рублей. Технологии стремительно развиваются, поэтому не маловероятно, что электромобили будут еще дешевле, – говорит Виталий Веркеенко. – Изначально мы планировали конвертировать подержанные японские бензиновые автомобили в электрокары, используя преференции Свободного порта Владивосток. Но так как EV-технологии развиваются масштабно и очень быстро, стоимость батарей падает, они становятся лучше, компактнее, меньше в весе, мы понимаем, что к моменту запуска первого этапа, стоимость эксплуатации электромобилей сравняется с использованием бензиновых авто. Поэтому мы сразу решили производить полноценные экологические машины на собственном заводе.

Отсутствие инфраструктуры в России тормозит переход на экологичный автотранспорт. Федеральным оператором автостанций для электромобилей стала компания «Российские сети». Власти Краснодарского края заключили соглашение с «Россети» и «Renault Россия» на российском инвестфоруме «Сочи-2017». И этот регион стал одним из первых в стране, где открыли электрозаправочные станции. «Зеленые зоны», предназначенные только для движения электромобилей, определили в пределах Сочи, Адлера и Олимпийского парка. Электрозаправки также установлены в Кисловодске и Калининградской области. Шесть зарядных станций будет организовано на автотрассах, связывающих Екатеринбург с Пермью, Тюменью и Челябинском. К концу 2017 года «Россети» планируют установить 190 электростанций по стране.

– В начале сентября первую заправочную станцию для электромобилей в Приморье открыли на острове Русском. Мы контактируем с компанией «Россети», в планах которой установить электрозаправки не только в крупных городах, но и на федеральных трассах, чтобы можно было проехать на электромобиле от Калининграда до Владивостока, – говорит Виталий Веркеенко.

В России зарегистрированы 1,1 тыс. электромобилей, по данным агентства «Автостат». В Москве и Подмосковье – 367 штук, в Приморском крае – 192 штуки. В Хабаровском крае стоят на учете 74 электрокара, в Краснодарском крае – 67, в Санкт-Петербурге и Самарской области – по 51 электромобилю, в Иркутской области – 25, в Ставропольском крае – 26. В остальных регионах страны находятся остальные – менее 20 электрокаров.

– Наш регион занимает второе место в России по количеству электромобилей, потому что ближе всего находится к Японии. Приморцы по невысокой цене ввозят подержанные Nissan Leaf, которые составляют 45% из общего количества всех электромобилей в стране. В ближайшей перспективе наше правительство планирует субсидировать производителей и покупателей электромобилей. Это, несомненно, даст толчок для развития отечественного автопроизводства, – объясняет Веркеенко.

На данный момент в дальневосточном регионе работает только две автосборки: «Соллерс – Дальний Восток» и совместное предприятие с Mazda. Группа «Соллерс» – это ООО «Ульяновский автомобильный завод», выпускающий автомобили «УАЗ», ОАО «Заволжский моторный завод» и ООО «Соллерс – Дальний Восток». Совместное предприятие ПАО «Соллерс» и японской Mazda Motor Company называется ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус». Чистая прибыль группы «Соллерс» в первом полугодии этого года выросла до 575 млн рублей, по сравнению с 34 млн рублей годом ранее. Выручка выросла до 16,01 млрд рублей, что на 19,3% выше, чем в прошлом году. Финансовые показатели выросли за счет увеличения экспортных поставок ключевого бренда УАЗ, запуска обновленной модели "Патриот" и развития дополнительных финансовых сервисов на фоне оптимизации затрат.