В Совете Федерации наметили приоритеты развития промышленности Дальнего Востока
Последние несколько лет Дальний Восток в приоритете развития в России. Здесь активно создаются ТОРы, работает режим Свободного порта Владивосток, растут промышленные и индустриальные парки. Но куда двигаться дальше и какие проблемы есть у регионов - обсудили сенаторы Совфеда на заседании по формированию инфраструктуры технологического развития ДФО.
Как отметил сенатор Константин Долгов, за последние восемь лет принято 62 федеральных закона, посвященных Дальнему Востоку и содействующих его экономическому развитию. Особенный фокус внимания нацелен сейчас на развитие промышленности и индустриальных парков, которые должны интегрировать бизнес, науку, технологии, наращивать интеллектуальный потенциал ДФО.
- Важно не просто создавать, а наполнять особые территории “живыми” резидентами, чтобы предприниматели пользовались всеми формами поддержки, - отметил Константин Долгов. - Конечно, перед нами стоит много и межотраслевых задач по взаимодействию. Но промпарки должны жить своей, насыщенной жизнью и создавать целые экосистемы.
Чтобы ускорить развитие экономики федерального округа в Совфеде предложили регионам и ведомствам высказаться о том, чего им не хватает и как они видят будущее развития промышленности у себя.
В Минпромторге для начала отметили, что для помощи инвесторам предлагается создать сводный план и перечень потребностей регионов. Чтобы они работали в первую очередь от спроса на какую-то продукцию. Помимо загруженности заказами для внутреннего рынка, это позволило бы диверсифицировать некоторые производства. Например, компании, работающие по гособоронзаказу, часто не могут самостоятельно перестроиться на работу с гражданской продукцией.
Поучаствовать в заседании не смогли представители всех регионов. Но в Хабаровском крае отметили интересную проблему - частный промышленный парк “Авангард” не может получить инфраструктурную поддержку, так как регион не входит в число территорий с низким социально-экономическим развитием. При этом льготами резидента ТОР он пользоваться может, сейчас его площади востребованы на 80%.
- В будущем планируем создать еще один технопарк на площадке Ракитного. Нам нужно наращивать число резидентов с инновационным производством, но не все они готовы размещаться в “чистом поле”, - отметил представитель правительства Хабаровского края. - Поэтому если частный инвестор построит здание, предоставит площади будущим компаниям, то нам это сможет помочь. Предварительно на новой площадке будем развивать креативные индустрии, дизайн, инжиниринг. Но удастся ли ему выйти на получение инфраструктурной поддержки?
Константин Долгов отметил, что этот вопрос необходимо проработать в рабочем порядке. Посмотреть с другими ведомствами, какие еще субсидии или другие меры помощи могут быть доступны создателям индустриальных парков.
На Камчатке также определили приоритеты стратегического развития. Ставку здесь делают на судостроение.
- Судостроение, можно сказать, вся отрасль, в 90-х годах просто разрушилась. Сейчас на наших верфях ремонтируется не более 10% всех судов региона, а большая часть уходит к соседям в АТР. Это при том, что Камчатская рыбная промышленность занимает ведущее место по Дальнему Востоку и в России, - отметила зампред правительства Камчатки Юлия Морозова. - Поэтому мы хотим сначала реализовать якорный проект группы компаний “Норебо”. Инвестор планирует строительство двух крупных доков на первом этапе. Так, надеемся, мы сможет переориентировать наших судовладельцев ремонтировать суда в регионе.
Однако у этого проекта есть проблема - кадры. Сейчас на Камчатке только один вуз сохранил подходящую программу подготовки специалистов. В связи с этим власти региона рассчитывают запросить поддержку в Минобразования, чтобы увеличить бюджетные места в учебных заведениях, открыть программы подготовки специалистов среднего звена и закупить современное оборудование для обучения. Как отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков, в этом направлении лучше работать в рамках целевого набора. Чтобы предприятия знали, что у них будут специалисты, а молодежь была уверена в том, что получит хорошую работу. А для дальневосточного судостроения в скором времени могут запустить пилотный проект - обнулить НДС для таких предприятий.
Развитие транспорта в ДФО - также болезненный вопрос. Сергей Дунаев, заместитель директора департамента развития инфраструктуры в Минтрансе России, поделился планами по развитию транспорта на Дальнем Востоке. Сейчас расширяются портовые мощности и пропускная способность Восточного полигона. И если после создания единой дальневосточной авиакомпании появились более 20 новых социально значимых маршрутов, то парка самолетов еще не хватает.
- Уже принято решение о сборке самолетов “Байкал” в Комсомольске-на-Амуре. Но вертолетного парка не хватает, - отметил Сергей Дунаев. - Поэтому будем прорабатывать вопрос по строительству вертолетов для нужд перевозчика. По предварительным договоренностям в план пополнения парка авиакомпании введут 21 вертолет до 2025 года.
В Приморском крае среди основных проблем оказалась как раз диверсификация производства у работающих по гособоронзаказу предприятий. Но в этом Совфед уже обещал помочь. Также здесь делают ставку на развитие Научно-технического центра на острове Русский, в будущем также хотят создать в регионе несколько промпарков и новых кластеров. Например, в Арсеньеве может появиться проект по сборке беспилотников, а в Лесозаводске - кластер по производству мебели. В планах также развитие Севморпути. Для этого в Приморье прорабатывают возможность по созданию железнодорожной ветки от Чугуевки до Дальнегорска.
Правда в Минпромторге отметили, что не все промпарки Дальнего Востока сейчас могут получить поддержку. Сначала необходимо, чтобы проекты и созданные площадки внесли в специальный реестр. Пока в нем только хабаровский промпарк “Авангард” и камчатский “Нагорный”.
Дальний Восток среди всех округов занимает последнее место по индустриальным паркам - на него приходится всего 3% индустриальных парков страны. То же самое и по промышленным технопаркам - их доля в общероссийской статистике 2%, - рассказали в Минпромторге. - При этом федеральные меры поддержки доступны дальневосточным резидентам на более простых условиях: меньше рабочих мест требуется создать, например. Поэтому до 31 декабря всем регионам необходимо подтвердить соответствие своих технопарков нормативам и внести в реестр. Также не все регионы создали свои территориальные фонды поддержки промышленности: из 11 субъектов такие структуры работают в семи.
По итогам 2021 года, отмечает Росстат, лишь некоторые регионы Дальнего Востока смогли нарастить промышленное производство выше среднероссийских показателей. Наибольших успехов добились Приморье, Якутия и Камчатский край: прирост к предыдущму году составил 21%, 16,1% и 10% соответственно. Лидирующими отраслями стали обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых. Хорошие результаты показали также Хабаровский край и Магаданская область. А вот подтянуть промышленные отрасли необходимо на Чукотке, Сахалине и в Еврейской автономной области. Вот кому точно понадобится поддержка со всех сторон.
Екатерина ВасюковаКомпания «Моторика» - российский разработчик и производитель роботизированных функциональных тяговых и бионических протезов рук для детей и взрослых, Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ) и Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) провели первую фазу исследования по купированию фантомных болей и очувствления бионических протезов. Двум добровольцам, которые ранее лишились обеих рук, имплантировали вживили в ходе операции электроды. С их помощью удалось в одном случае полностью, а в другом значительно подавить фантомные боли. В связке с бионическими протезами эти электроды помогли участникам иcследования ощутить форму предмета, на что пока не способен ни один другой протез и открывает возможность в дальнейшем вернуть утраченные способности к мелкой моторике. Первый шаг на пути возвращения тактильных ощущений людям, с ампутированными конечностями, потребовал четырех лет подготовки.
(Не)чувствуй это
Фантомные боли преследуют большинство людей, потерявших ногу или руку - их ощущают по приблизительным оценкам экспертов – от 65 до 85% пациентов, прошедших через ампутацию конечности. Боли могут быть жгучими, ноющими, зудящими, пульсирующими, колющими, стреляющими, как удары током. Иногда они переходят в хронические, превращая жизнь человека в пытку. Справиться с ними иногда не помогают даже лекарства. Есть и другие способы – в частности электростимуляция центральной или периферической нервной системы.
В широкой сфере интересов функционального нейрохирурга ДВФУ Артура Биктимирова такая стимуляция занимает особое место – в качестве одного из методов борьбы с болезнью Паркинсона. В год он проводит около 20 операций по имплантации нейростимуляторов пациентам, страдающим от этого недуга.
Артур Биктимиров
Фото: Медицинский центр ДВФУ
В 2017 году Артур познакомился с Василием Хлебниковым, сооснователем «Моторики», который вместе с единомышленниками полагал реальной возможность «оживить» протезы – снабдить их обратной связью через имплантированные в тело человека электроды.
По его гипотезе датчики, установленные в протезе вернули бы пациенту ощущения формы предмета, положения самой руки и ее пальцев. Первые же совместные обсуждения показали, что «одним выстрелом можно добыть двух зайцев».
Готовились долго, но в конце 2021-го это произошло – двум взрослым мужчинам: Анатолию, который уже 24 года живет без обоих предплечий, и Дмитрию, лишившемуся рук три года назад, имплантировали электроды.
Анатолий, участник исследования
Фото: «Моторика»
От фантомных болей страдали оба пациента, но уже первые тестовые стимуляции показали, что пациентам электростимуляция дала положительный эффект, фантомные боли уменьшились или их можно полностью купировать в дальнейшем при установке постоянного электростимулятора. Вторым прорывом стало очувствление протезов - не имея возможности смотреть на предмет, участник исследования определял его размер на ощупь, также получилось различить и форму предмета.
Дмитрий, участник исследования
Фото: «Моторика»
Многократно описанное в фантастических романах будущее, в котором искусственные органы успешно заменяют «данные природой», стало еще ближе. (подробнее об исследовании можно узнать на сайте «Моторики» прим. ред.)
«Основная цель нашего исследования была в том, чтобы решить основную технологическую гипотезу, которая формулируется так: «Можно ли через инвазивную стимуляцию периферической нервной системы вызвать обратный сенсорный ответ и дать человеку возможность не только почувствовать предмет, но и даже насколько раскрыта кисть. - резюмировал на пресс-конференции Илья Чех, генеральный директор «Моторики», - В рамках этого исследования мы полностью доказали, что с точки зрения нейрофизиологии это полностью возможно, и это открывает перед нами огромные возможности для дальнейших исследований».
Илья Чех, генеральный директор «Моторики»
Фото: «Моторика»
Уже весной 2022-го года после обработки и анализа полученных данных состоится второй этап исследования – с привлечением большего числа пациентов, с расширенным арсеналом заданий и исследований.
Знание - сила
Информация об уникальном исследовании попала и в новостные ленты федеральных изданий, и, безусловно, нашла своих «интересантов». Однако в целом для сферы протезирования характерен синдром «информационной асимметрии» - так в «Моторике» обозначили неосведомленность нуждающихся в протезировании о том, что им доступно.
Руслан Садыков, руководитель направления GR «Моторика»
Фото: «Моторика»
«Мы считаем информационную асимметрию в отношениях между поставщиком и пациентом одной из главных проблем, - говорит Руслан Садыков, руководитель направления GR «Моторика». - Быстрое развитие медицинских технологий усиливает разрыв между знаниями потребителей и возможностями поставщиков. Люди, которые нуждаются в протезировании, часто просто не знают, что они могут получить высокотехнологичную замену утраченной конечности. Думают, что это невозможно чисто по медицинским причинам, финансовым… или вообще не в курсе, что сейчас вообще доступно. Поэтому одной из основных задач нашей команды, безусловно, является снижение этой информационной асимметрии. И я должен сказать, что Дальний Восток в этом отношении стал просто гигантской точкой роста за последние четыре года, по сравнению со всеми другими округами. Мы видим просто необычайную вовлеченность людей в проекты «Моторики».
Фото: «Моторика»
Сотрудникам компании пришлось стать не просто производителями и разработчиками бионических протезов, но еще и просветителями. Работа проведенная с сотрудниками профильных организаций – бюро медико-социальной экспертизы, региональными управлениями Фонда социального страхования, презентации пациентам принесла свои плоды. Одной из «горячих» локаций стала республика Саха (Якутия). Здесь в силу климатических особенностей чаще, чем где либо, происходят ампутации конечностей из-за обморожений. И за последние два года 50 местных жителей стали «киборгами» - получили высокотехнологичные протезы от «Моторики». Причем слово «киборг» сами пациенты обидным или оскорбительным не считают. «А что тут такого? Киборг – это нормально, - говорит Павел Аргунов, из села Павловск Мегино-Кангаласского улуса, - без своих протезов я не знаю, как бы справлялся. И выглядят они как из будущего!».
Павел Аргунов
Фото: инстаграм-аккаунт @wowsakha
Павел Аргунов в 2011 лишился кистей обеих рук из-за обморожения, в 2019 получил тяговые протезы от «Моторики». С их помощью он не только восстановил утраченный бытовой функционал, но и продолжил мастерить сувениры и мебель из дерева.
Фото: Павел Аргунов
«Я уже и в «Кибатлетике» участие принимал, - рассказывает Павел («Кибатлетика» — состязание в выполнении бытовых операций прим. ред.), - там несколько дисциплин, ну например предметы расставлять на подносе – на точность и на время, потом надо с этим подносом пройти через дверь в другую комнату. Элементарно для обычного человека, но для носителя протезов – уже задача».
Возвращение - пусть даже частичное - утраченного функционала укрепляет самооценку, дает уверенность в завтрашнем дне, киборги перестают комплексовать в обществе «обычных» людей.
«Это очень яркий пример как для всей страны, так и для Дальнего Востока, - рассказывает Руслан Садыков, - на территории, где доступность товаров и услуг, да и транспортная доступность – одна из самых главных проблем. Там, где температурные режимы одни из самых жестких в мире, где просто добраться из дальнего улуса в Мирный, или в Якутск – проблема и для здорового человека, так вот на этой территории победить информационную асимметрию нам удалось, как ни в каком другом субъекте Российской Федерации».
ДВигатель прогресса
Форпостом «киборгизации» Дальний Восток стал не только в части инвазивной стимуляции, очувствления протезов и успешной борьбы с информационной асимметрией. Здесь уже развернуто контрактное производство базы для «умных» протезов. В Комсомольске-на-Амуре локальный партнер «Моторики» - компания «Композит ДВ» - выпустила в 2021 году 150 комплектов составных частей протеза - механических узлов, которые позволяют сделать хватательное движение кистью. На один протез монтируется один узел. В 2022-м планируется увеличить производство до 800 узлов. Это позволит обеспечить до 40% протезов типа ИНДИ (с одним видом хвата), которые создает «Моторика» в год.
Фото: «Моторика»
Кроме того в 2021-году подписан договор с Улан-Удэнским приборостроительным производственным объединением. Здесь будут изготавливать опытные партии деталей для механического узла, выпускаемого в Комсомольске. Новая площадка в Бурятии сократит время на логистику и гарантийное обслуживание протезов для дальневосточников.
Вообще же степень локализации производства протезов «Моторики» близка к 90%. В топовых многофункциональных протезах используются микродвигатели производства Германии и Южной Кореи, но уже налажено сотрудничество с Роскосмосом по разработке отечественных аналогов.
Не исключено, что разрабатывать подобные микродвигатели, или другие узлы, электронику и программное обеспечение для умных бионических протезов будут дальневосточные школьники. «Помимо размещения производства на Дальнем Востоке, помимо контактов с местными партнерами, мы стали тесно сотрудничать с такими школами как «Кванториум», - рассказывает Руслан Садыков, - осенью 2021-го я приезжал в «Кванториум» в Благовещенске и провел ребятам лекцию по киборгизации. Было очень удивительно наблюдать, насколько у них после лекции изменился взгляд! Они поставили себе новые цели в жизни. Я считаю, что такая работа просто необходима, чтобы потом появлялись молодые ученые, с открытым детским взглядом. Ребята из «Кванториума» Амурской области уже взяли на себя задачу создать приложение для VR-реабилитации».
VR-реабилитация это комплекс методик, когда с помощью специальных компьютерных технологий и программ происходит глубинное воздействие на подсознание. Человек, лишившийся конечности, учится владеть ее виртуальным аналогом, и, соответственно, своим умным протезом. В «Кванториумах» у подростков широчайшее поле для технического и научного творчества, в каждом из них есть секции робототехники.
После лекции Руслана Садыкова ребятам «Кванториума-28» «Моторика» прислала бионический протез, чтобы они могли воплотить свои фантазии и придумки в реально работающий проект.
«Остров киборгов»
Местом, где технологии на стыке медицины и кибернетики должны получить постоянную прописку должен стать остров Русский. Здесь в составе инновационного научно-технологического центра «Русский» должен появиться российский кибермедицинский кластер, который объединит разработчиков, исследователей, предпринимателей занимающихся вопросами человеко-машинных интерфейсов – не только в смысле создания «умных» бионических протезов, но и устройств расширяющих возможности человека.
«Мы хотим создать сообщество, некую свободную зону для разработчиков, инженеров, которые будут заниматься именно развитием инвазивных технологий, поскольку за ними будущее, - рассказал EastRussia Илья Чех, руководитель «Моторики», - это и искусственные органы, это и импланты, которые все мы в будущем будем использовать. Создаваемый кластер – это большой инфраструктурный проект, который эффективно решит целый комплекс задач – начиная от отбора проектов, их финансового и юридического сопровождения, включая сложный процесс сертификации конечного продукта, до организации опытного и серийного производства, а также работы по подготовке кадров для исследований в области человеко-машинных интерфейсов».
О создании кибермедицинского кластера и «Острова киборгов» заговорили еще в 2018 году. Некоторая конкретика появилась в 2020-м, когда вступило в силу постановление Правительства РФ № 1868 «О создании инновационного научно-технологического центра «Русский», но пока можно скорее говорить о конкретных проектах, чем об экосистеме для разработчиков и создателей гаджетов на стыке робототехники и медицины. Тем не менее, работа идет и ее итогом может стать превращение России, и конкретно Дальнего Востока, в мировой центр киборгизации.
Справка
Компания «Моторика» - это более ста сотрудников, занятых в разработке и создании бионических протезов, а также в организации реабилитации людей, потерявших верхние конечности, или имеющими врожденные дефекты. С момента основания в 2014 году 1500 человек стали пользователями протезов «Моторики», всего произведено более 3000 протезов. Продукция экспортируется в 14 стран. Оборот в 2020-м году – 147 млн рублей, в 2021-м компания вышла на самоокупаемость.
Наращивание грузопотока по СМП стало приоритетом госполитики в отношении развития Арктики. Свой вклад в концепцию развития СМП и портовой инфраструктуры для обеспечения его функционирования в Камчатском крае внес крупный рыбопромышленный холдинг НОРЕБО, инвестируя в создание судоремонтного комплекса на площадках действующих судоремонтных предприятий АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» (ПСРЗ) и «Судоремсервис» – ООО «Рем-Нова ДВ».
Планы холдинга НОРЕБО прагматичны и конкретны - на создаваемых мощностях будет доступен ремонт разных видов - доковый, надводный, навигационный и пр. Предполагается, что ежегодно на новой ремонтной базе будут обслуживаться около 60 морских судов разного класса – главным образом рыбопромысловые, но и другие средне- и крупнотоннажные суда. Появится возможность ежегодного межрейсового техобслуживания и замены экипажей. Планируемый объем инвестиций - более 4,5 млрд рублей, в итоге будет создано более 250 новых рабочих мест, построены и реконструированы морские причалы протяженностью более 1,5 тыс. погонных метров.
Сейчас, по данным правительства Камчатского края, ведущие судоремонтные предприятия региона - АО «Северо-Восточный ремонтный Центр и ЗАО «Судоремсервис» совместно с АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод». Однако техническое оснащение ПСРЗ и применяемые там технологии находятся на уровне, который не позволяет конкурировать с судоремонтом в портах Приморья и странах АТР.
Среди факторов, препятствующих развитию судоремонта в Камчатском крае, местные власти отмечают старение основного технологического оборудования предприятий отрасли, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие долгосрочных планов по загрузке судоремонтных мощностей, длительные сроки и дороговизна доставки российских и импортных запасных частей для ремонта, а также недостаточный платежеспособный спрос на судоремонтные работы и рост конкуренции со стороны зарубежных фирм, предлагающих ремонт на более выгодных условиях.
Как ранее отмечал губернатор Камчатского края Владимир Солодов, 75% работающих у берегов Камчатки судов уходит на ремонт за рубеж.
«По оценкам экспертов, мы заплатили 20 млрд рублей за пять лет корейцам и китайцам за судоремонт наших рыболовных судов. Сегодня мы видим ПСРЗ как точку становления судоремонтной отрасли на Камчатке», – добавил он.
Как отметила руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова, неблагополучное состояние судоремонтной сферы Камчатки, в том числе, объясняется низким объемом инвестиций в последние годы.
«На судоверфях нет возможности осуществить полный, комплексный ремонт судов, а это сейчас востребовано и нормально для судоремонтной отрасли. Как следствие, суда отправляются на ремонт в Китай и Корею. Необходимость далекой перегонки кораблей вызывает и другие проблемы. Например, долгий простой и дороговизна ремонта из-за ослабления курса рубля относительно мировых валют. Обладай Камчатка судостроительными мощностями, лишних издержек можно было бы избежать. Покупка “Норебо Холдингом” судоремонтного завода – пример одного из озвученных в программе развития Камчатки выходов из ситуации. Благодаря государственно-частному партнерству, в отрасль придут деньги. Сделка выгодна и для компании-покупателя. Например, при составлении плана ремонтных работ собственные суда всегда будут в приоритете», – отметила Орлова.
Заместитель директора ООО «УК Норебо» Сергей Сенников сообщил, что на сегодня в НОРЕБО накоплен необходимый уровень компетенций по осуществлению судоремонта судов рыбопромыслового флота.
«Мы хорошо знаем, как осуществляется такой ремонт и обслуживание судов в Норвегии, Южной Корее, Китае или Польше и хотим создать такие судоремонтные мощности в России. Мы считаем, что реализация таких проектов позволит создать условия для решения проблемы «незаходных судов» и станет катализатором развития и смежных услуг в регионе», – уверен он.
Проектирование морского терминала начнется с марта следующего года, а через полтора года начнется строительство. Параллельно с возведением новых площадок будет увеличиваться мощность существующих для приема судов. Первый этап реализации проекта планируется завершить до 2024 года, второй – до 2027 года.
По словам зампреда правительства Камчатского края Юлии Морозовой, реализация инвестиционного проекта по созданию в регионе базы по ремонту и обслуживанию морских судов позволит решить вопрос не только судоремонтной направленности, создания новых высокопрофессиональных рабочих мест, благоустройства территории, прилегающей к данным предприятиям, но и позволит поддержать развитие транспортного коридора «Северный морской путь».
«Вопросы развития Северного морского пути и круизного туризма являются комплексными и требуют наличия необходимой материально-технической базы на территории региона, в том числе судоремонтных мощностей. При дальнейшем развитии Севморпути и увеличении транспортного потока, количество судов, заходящих в незамерзающие порты Камчатки многократно увеличится и сформирует в регионе транспортно-логистический центр», – добавила зампред.
В последние годы на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Так, на восточном побережье Камчатки реализуется крупный проект по созданию морского перевалочного терминала по перегрузке СПГ, доставляемого по Северному морскому пути. НОРЕБО также реализует проект «Терминал «Сероглазка», предполагающий создание современного рефрижераторного морского терминала для рыбопромышленных компаний с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов и доставке рыбопродукции на внутренний и внешний рынки, с мощностью грузооборота в 800 тыс. тонн в год, включая технологическое накопление груза для отправки Северным морским путем, и емкостью холодильных мощностей около 15 тыс. тонн. Кроме этого, в настоящее время прорабатывается возможность создания судоремонтного промышленного кластера на территории бывшего АО «Петропавловская судоверфь» в Петропавловске-Камчатском. Реализация проекта предусматривает восстановление и развитие промышленной площадки, кластеризацию производств по судоремонту, модернизации и строительству флота, транспортно-логистической и другой смежной деятельности.
Сегодня Китай является ключевым экономическим партнером РФ. В 2021 году двусторонняя торговля достигла $146,8 млрд., и согласно планам лидеров соседних государств, ее объем в ближайшие пару лет планируется довести до $200 млрд в годовом выражении. Однако эти два года, говорилось на Четвертом предпринимательском форуме-выставке по бизнесу с Китаем, состоявшемся 8-9 февраля в Москве, вероятно, будут не из легких для российских участников ВЭД.
Традиционно основные поставки из КНР в Россию приходятся на машинное оборудование, электронику, транспортные средства. Если говорить о российском экспорте, то 65% в нем занимает минеральное топливо. Судя по всему это устраивает китайскую сторону: по словам главы представительства Китайского комитета по содействию международной торговле в РФ Гао Ци, энергетическая промышленность в структуре торговли играет роль стабилизирующего фактора.
Впрочем, считает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич, положение дел понемногу меняется: «Если раньше мы продавали оружие, нефть и газ, то сейчас делаем акцент на продуктах питания, станках и разном оборудовании». Если еще в 2015-2016 годах китайцы инвестировали только в российскую нефть и природные ресурсы, то теперь вложения направлены и в другого рода проекты. В качестве примера глава РАСПП привел заводы по выпуску автомобилей Haval в Тульской области и холодильников Haier в Татарстане.
С другой стороны Китай, где растет уровень доходов населения, не может не интересовать российские компании. «Если вы попали на китайский рынок, вашу продукцию признали, это действительно большой успех», - рассказал Виталий Манкевич, уточнив, что рынок в КНР хотя и емкий, непростой, имеющий много препон.
Ни учения, ни света
Экспортно-импортные операции с Китаем сегодня осложнены рядом факторов. По словам президента SCS Group Александра Гаврика, 40% производственных поставок из КНР идут со срывом обозначенного договором срока. Одна из главных причин – охвативший страну энергетический кризис. В частности, ограничения в подаче электричества затронули такие крупные промышленные города провинции Чжэцзян, как Нимбо и Иу. Многие предприятия работают только три дня в неделю.
«Но контрактные обязательства – то, что китайцы обещали своим партнерам – никто корректировать не может, к форс-мажору это никто не относил. Какие-то фабрики попадали под штрафные санкции, какие-то пытались увеличить свой штат, но это не особо помогает в период кризиса с электроэнергией», - говорит предприниматель.
Усугубляют ситуацию жесткие антиковидные ограничения. Карантинные меры приводили к тому, что даже при единичных случаях заболевания коронавирусной инфекцией перекрывались целые городские районы и небольшие города. «Если вспышка заболевания произошла на производственном предприятии, то китайцы могли блокировать всех, кто так или иначе мог контактировать с заболевшим. Предприятие лишалось рабочей силы, собственники бизнеса были вынуждены привлекать неквалифицированных людей, обучать в кратчайшие сроки. Соответственно, на выходе имеем некачественный товар, который мы должны продать либо передать своим вендорам или поставщикам», - рассказал Александр Гаврик.
В итоге россиянам приходится нести дополнительный затраты на услуги сюрвейеров, организацию усиленного контроля для выявления брака.
Возникают проблемы и с ввозом продукции в КНР, в том числе из-за «псевдоковидных ограничений». «Китайцы, можно сказать, высасывают из пальца какую-то проблему: включается блок со стороны таможенных органов, создаются дополнительные препоны на въезд этого груза, контейнера в Китай. На границе образуются огромные очереди, не дают получить ввозную документацию, сертификат. И экспортер, который поставляет продукцию, вынужден либо возвращать груз, либо попадать под штрафные санкции за простой грузов в портах и т.д.», - пояснил президент SCS Group.
Испытание морем
Разразившийся в прошлом и продолжающийся в этом году глобальный логистический сбой стал еще одним вызовом для участников ВЭД. В разы выросла стоимость перевозки. Если в октябре 2020 года средневзвешенная цена отправки 20-футового контейнера из основных портов Китая во Владивосток составляла примерно в $800, то сейчас она может превышать $8 тыс. До Москвы транспортировка оценивается в $12-16 тыс., ранее она находилась в диапазоне $3-4 тыс.
Стоимость взлетела на фоне серьезного замедления оборота торгового флота и контейнерного парка. Срок доставки контейнеров на направлении КНР – Владивосток – Москва теперь увеличился до 90 суток и более, тогда как до пандемии он составлял 30-35 дней. «Многие поставки из Китая задерживаются по ряду причин. Первая – это то, что у них недостаточное количество складов для хранения товаров, чтобы ожидать, пока вы подадите контейнер под загрузку. Вторая причина банальна – заработать на этом хайпе», - говорит совладелец логистического сервиса Broker Pro Петр Распопов.
С ним согласен глава SCS Group. «Крупным компаниям, владеющим огромным контейнерным парком, который исчисляется десятками миллионов контейнеров, это выгодно. Зачем вовремя доставлять и возвращать контейнеры, если можно зарабатывать такие сумасшедшие деньги. Думаю, только давление со стороны других отраслей повлияет на то, что ситуация будет сбалансирована, но как минимум еще полгода мы будем ощущать дефицит порожних контейнеров», - прогнозирует Александр Гаврик.
Впрочем, на снижение стоимости логистики из Китая не стоит рассчитывать ни в этом, ни в следующем году, предупреждает совладелец ACEX Group Мирослав Золотарев. «Мы должны привыкнуть к новым реалиям. Потому что Европа драйвит, готова покупать доставку контейнера из Китая и за 20 тыс. евро. Соответственно, все морские линии будут отдавать предпочтение Европе, грузооборот которой в разы больше, чем у России. Российский потребитель, российский импортер находится в хвосте этой цепочки и вынужден тоже платить, вынужден испытывать (затяжные – Прим. ред.) сроки», - высказал мнение Мирослав Золотарев.
Некоторые российские компании стали искать партнеров в других странах. Евгений Осиновский, руководитель компании «Оптсервис», которая производит снеки, рассказал, что из-за подорожавшего морского фрахта китайский арахис стал не сопоставим по цене продукта из Индии и Латинской Америки. «Мы, к сожалению, пока переходим на бразильский из-за высоких тарифов на перевозку», - сказал предприниматель.
Однако далеко не у всех есть такая возможность. «Работать с Китаем или нет – у нас просто нет другой альтернативы», - резюмировал президент SCS Group.
На логистику всем миром
Логистический кризис обнажил проблемы и в самой России. Часть грузопотока переориентировалась с deep-sea на сухопутные погранпереходы, пропускной способности которых оказалось явно недостаточно. На автомобильных пунктах пропуска скопление грузовых фур стало обыденностью, хотя усилия по наведению порядка предпринимаются: трафик адаптирован к карантинным ограничениям (пропуск по спискам, введение электронных очередей и т.п.) Узкие места дают знать и на железнодорожной инфраструктуре.
«С Китаем у нас на всю протяженность границы семь переходов, а с Финляндией – 18. Из работающих погранпереходов единицы, кто оперативно пропускает подвижной состав», - свидетельствует директор ПЭК: Global Оксана Феоктистова.
На инфраструктурную проблему могло бы активнее реагировать государство. Например, скорейшее открытие мостового погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян смягчило бы ситуацию с поставками товаров из Китая. Как отметил Александр Гаврик, КНР свою часть моста построила несколько лет назад, тогда как срок сдачи российской неоднократно сдвигался. «На сегодняшний день мост построили, все в порядке. Но что мешает России запустить еще один таможенный переход, поставить пропускной пункт, увеличить штат таможенников, досмотровых групп и в итоге разгрузить ту проблему логистики которая присутствует?», - подчеркивает бизнесмен.
Ситуация зависит и от представителей смежных отраслей. По словам Оксаны Феоктистовой, в настоящее время более 50 поездов стоят в очереди на раскредитацию и выгрузку на крупнейшем в РФ контейнерном терминале в Ворсино, расположенном недалеко от Московской агломерации. В результате китайская сторона приостановила отправки контейнеров в адрес этой железнодорожной станции.
Сейчас компания ищет, куда можно переадресовать сборные и генеральные грузы, но решений не так много. «Мало станций на Московском узле готовы принимать хорошие объемы», - сказала Оксана Феоктистова.
Отправители ждали, когда закончится китайский Новый год (наступил 1 февраля), добавила она. Теперь они ждут, когда Ворсино переработает возросший поток.
«Кризис прекрасен тем, что мы учимся, каким образом в новых реалиях подавать свои профессиональные качества. Но очень бы хотелось все-таки общего взаимодействия на этом рынке», - заявила директор ПЭК: Global.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.