Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Промпуть: куда развиваться ДФО?

В Совете Федерации наметили приоритеты развития промышленности Дальнего Востока

Последние несколько лет Дальний Восток в приоритете развития в России. Здесь активно создаются ТОРы, работает режим Свободного порта Владивосток, растут промышленные и индустриальные парки. Но куда двигаться дальше и какие проблемы есть у регионов - обсудили сенаторы Совфеда на заседании по формированию инфраструктуры технологического развития ДФО.

Промпуть: куда развиваться ДФО?
Фото: pixabay.com

Как отметил сенатор Константин Долгов, за последние восемь лет принято 62 федеральных закона, посвященных Дальнему Востоку и содействующих его экономическому развитию. Особенный фокус внимания нацелен сейчас на развитие промышленности и индустриальных парков, которые должны интегрировать бизнес, науку, технологии, наращивать интеллектуальный потенциал ДФО.

- Важно не просто создавать, а наполнять особые территории “живыми” резидентами, чтобы предприниматели пользовались всеми формами поддержки, - отметил Константин Долгов. - Конечно, перед нами стоит много и межотраслевых задач по взаимодействию. Но промпарки должны жить своей, насыщенной жизнью и создавать целые экосистемы.

Чтобы ускорить развитие экономики федерального округа в Совфеде предложили регионам и ведомствам высказаться о том, чего им не хватает и как они видят будущее развития промышленности у себя.

В Минпромторге для начала отметили, что для помощи инвесторам предлагается создать сводный план и перечень потребностей регионов. Чтобы они работали в первую очередь от спроса на какую-то продукцию. Помимо загруженности заказами для внутреннего рынка, это позволило бы диверсифицировать некоторые производства. Например, компании, работающие по гособоронзаказу, часто не могут самостоятельно перестроиться на работу с гражданской продукцией.

Поучаствовать в заседании не смогли представители всех регионов. Но в Хабаровском крае отметили интересную проблему - частный промышленный парк “Авангард” не может получить инфраструктурную поддержку, так как регион не входит в число территорий с низким социально-экономическим развитием. При этом льготами резидента ТОР он пользоваться может, сейчас его площади востребованы на 80%.

- В будущем планируем создать еще один технопарк на площадке Ракитного. Нам нужно наращивать число резидентов с инновационным производством, но не все они готовы размещаться в “чистом поле”, - отметил представитель правительства Хабаровского края. - Поэтому если частный инвестор построит здание, предоставит площади будущим компаниям, то нам это сможет помочь. Предварительно на новой площадке будем развивать креативные индустрии, дизайн, инжиниринг. Но удастся ли ему выйти на получение инфраструктурной поддержки?

Константин Долгов отметил, что этот вопрос необходимо проработать в рабочем порядке. Посмотреть с другими ведомствами, какие еще субсидии или другие меры помощи могут быть доступны создателям индустриальных парков.

На Камчатке также определили приоритеты стратегического развития. Ставку здесь делают на судостроение.

- Судостроение, можно сказать, вся отрасль, в 90-х годах просто разрушилась. Сейчас на наших верфях ремонтируется не более 10% всех судов региона, а большая часть уходит к соседям в АТР. Это при том, что Камчатская рыбная промышленность занимает ведущее место по Дальнему Востоку и в России, - отметила зампред правительства Камчатки Юлия Морозова. - Поэтому мы хотим сначала реализовать якорный проект группы компаний “Норебо”. Инвестор планирует строительство двух крупных доков на первом этапе. Так, надеемся, мы сможет переориентировать наших судовладельцев ремонтировать суда в регионе.

Однако у этого проекта есть проблема - кадры. Сейчас на Камчатке только один вуз сохранил подходящую программу подготовки специалистов. В связи с этим власти региона рассчитывают запросить поддержку в Минобразования, чтобы увеличить бюджетные места в учебных заведениях, открыть программы подготовки специалистов среднего звена и закупить современное оборудование для обучения. Как отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков, в этом направлении лучше работать в рамках целевого набора. Чтобы предприятия знали, что у них будут специалисты, а молодежь была уверена в том, что получит хорошую работу. А для дальневосточного судостроения в скором времени могут запустить пилотный проект - обнулить НДС для таких предприятий.

Развитие транспорта в ДФО - также болезненный вопрос. Сергей Дунаев, заместитель директора департамента развития инфраструктуры в Минтрансе России, поделился планами по развитию транспорта на Дальнем Востоке. Сейчас расширяются портовые мощности и пропускная способность Восточного полигона. И если после создания единой дальневосточной авиакомпании появились более 20 новых социально значимых маршрутов, то парка самолетов еще не хватает.

- Уже принято решение о сборке самолетов “Байкал” в Комсомольске-на-Амуре. Но вертолетного парка не хватает, - отметил Сергей Дунаев. - Поэтому будем прорабатывать вопрос по строительству вертолетов для нужд перевозчика. По предварительным договоренностям в план пополнения парка авиакомпании введут 21 вертолет до 2025 года.

В Приморском крае среди основных проблем оказалась как раз диверсификация производства у работающих по гособоронзаказу предприятий. Но в этом Совфед уже обещал помочь. Также здесь делают ставку на развитие Научно-технического центра на острове Русский, в будущем также хотят создать в регионе несколько промпарков и новых кластеров. Например, в Арсеньеве может появиться проект по сборке беспилотников, а в Лесозаводске - кластер по производству мебели. В планах также развитие Севморпути. Для этого в Приморье прорабатывают возможность по созданию железнодорожной ветки от Чугуевки до Дальнегорска.

Правда в Минпромторге отметили, что не все промпарки Дальнего Востока сейчас могут получить поддержку. Сначала необходимо, чтобы проекты и созданные площадки внесли в специальный реестр. Пока в нем только хабаровский промпарк “Авангард” и камчатский “Нагорный”.

Дальний Восток среди всех округов занимает последнее место по индустриальным паркам - на него приходится всего 3% индустриальных парков страны. То же самое и по промышленным технопаркам - их доля в общероссийской статистике 2%, - рассказали в Минпромторге. - При этом федеральные меры поддержки доступны дальневосточным резидентам на более простых условиях: меньше рабочих мест требуется создать, например. Поэтому до 31 декабря всем регионам необходимо подтвердить соответствие своих технопарков нормативам и внести в реестр. Также не все регионы создали свои территориальные фонды поддержки промышленности: из 11 субъектов такие структуры работают в семи.

По итогам 2021 года, отмечает Росстат, лишь некоторые регионы Дальнего Востока смогли нарастить промышленное производство выше среднероссийских показателей. Наибольших успехов добились Приморье, Якутия и Камчатский край: прирост к предыдущму году составил 21%, 16,1% и 10% соответственно. Лидирующими отраслями стали обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых. Хорошие результаты показали также Хабаровский край и Магаданская область. А вот подтянуть промышленные отрасли необходимо на Чукотке, Сахалине и в Еврейской автономной области. Вот кому точно понадобится поддержка со всех сторон.

25 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика