Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Propaganda or agitation?

Why do negative factors often outweigh the benefits of FEFD?

Propaganda or agitation?

Alexei Erokhin, Head of the EY (Ernst & Young) Far Eastern Representative Office, on whether citizens and investors in the Far East have reasons for optimism.

The development of the Russian Far East has been declared one of the priorities in the country's economic strategy. The state is ready to accept benefits for businesses operating in the east of the country. However, the further from Moscow, the weaker the optimism and the greater the skepticism. Asked by EastRussia.ru about what prospects the most distant of the Russian federal districts now has, Alexei Erokhin, the head of the Far Eastern branch of the international audit and consulting firm EY (formerly known as Ernst & Young), answered. The company opened its office in the capital of Primorye on the eve of the APEC-2012 summit.

- Alexey Vladimirovich, to what extent do the plans for the development of the Far East correlate with the real state of affairs in the district, are they justified or the "propaganda component" prevails in them?

- At the international economic forum in Davos, the agenda of Russia's regional development was discussed as one of the main drivers of economic growth. It is the regions that can become the most important component in improving the work of government institutions. Moreover, as the ratings show, many of them are already well ahead of the average indicators for doing business in the country. The main conclusions of the analysis of the scenarios for the development of Russia, carried out in the framework of the Forum, were just improvements in the work of institutions, reforms affecting the business environment, the complexity of these reforms. All these improvements can be achieved by combating corruption, improving access to finance, reducing bureaucratic costs, and bringing the education system in line with business needs.

We are sure that the Far East has very good prospects due to a number of competitive advantages. For example, such as a large amount of natural resources, opportunities for tourism development, a successful geographical location. We can note a high level of interest in the region on the part of investors - a large number of our partners representing large international companies are already operating in the region or are showing interest in the Far East. But to attract investment, the region needs to solve the problems that hamper business development. Underdeveloped infrastructure, a shortage of qualified personnel and other unfavorable factors worsen its investment attractiveness.

Unfortunately, due to the unresolved issues, the number of investors is not growing as fast as we would like. According to investors, negative factors often outweigh the benefits of the region.

- What can these factors level out? Is there similar experience in other countries?

- We have many successful examples of effective cooperation between the state and business, which laid the foundation for the successful development of regions and entire countries. The example of the United Arab Emirates, where business has developed thanks to not only private capital, but also active state support, confirms that such cooperation can be very successful. Also interesting is the experience of developing a scientific cluster in the United States with the support of the state. We are confident, for example, that the development of a scientific cluster based on the Far Eastern Federal University can contribute to attracting investment to the region.

- How does EY assess the investment potential of the subjects of the Russian Federation and the FEFD in particular? What can boost the level of investment?

- The Russian regions have good potential for economic growth. In one of our recent studies, which we prepared for the World Economic Forum in Davos, it is said that the regions will become the development driver for Russia. There are many territories in our country that are interesting for investors, but in order to create a favorable investment climate, it is necessary to solve a number of problems. First of all, we need to modernize the infrastructure and invest resources in human development. We believe that this work will contribute to the growth of investment.

Also, a significant contribution to the development of regions can bring the use of an export-oriented model and the creation of free economic zones. The Far East is a good place to create such zones, since it has an important strategic advantage - it has ice-free sea ports. By the way, it should be noted that the attractiveness of our region for investors is due not only to its successful geographic location, but also to the work on the development of the Far East's economy that has been carried out over the past twenty years.

- The government approved the basic principles for the creation and management of the territories of the advanced social and economic development of the Far East. What is important here?

- The answer lies in the title itself - the territory of advanced development (TOR). That is the place where all the conditions for a new and promising business are created. First of all, this is a sufficient level of infrastructure development. In the second - a system of benefits for new companies and established industries. The third is the most simplified procedures for opening a company and connecting the necessary capacities. Naturally, for the Far East, issues related to customs clearance will be relevant, and for TOR, it is necessary to optimize all related processes. It is no secret that the problem of shortage of qualified personnel is typical for the Far East. So, TOR is also an opportunity to solve social problems in an integrated way: creating comfortable living conditions and a system of professional and academic education. The example of our APR neighbors suggests that these solutions are very effective, but only under the condition of synergy of support for the development of local entrepreneurship and federal state support.

- Is the opening of Ernst & Young's branch in Vladivostok a good signal for foreign investors?

- Of course, yes. Especially for companies with which we cooperate and can potentially do it. For quite a long time we worked remotely with the help of our partners in Vladivostok, who helped us carry out a number of projects in the region. Then we decided to open an office in Vladivostok for consulting and transaction support. The APEC summit was an excellent occasion for this - it was better not to think of it.

- Is it easy or difficult for your specialists to work with local authorities? Sometimes, with all the desire to get an investor, the authorities do not have enough authority to do so ...

- We never had problems in such interaction. In addition, we have been fruitfully cooperating with the federal government for a long time and know from our own experience that the authorities are supporting the business and are trying to contribute to its development. The state and business (in particular, the ASI) actively cooperate in the creation of a favorable business climate - one of the directions is the implementation of road maps developed, including those with the help of EY specialists. In 2013, 9 road maps were adopted as part of the National Entrepreneurship Initiative. The business community regularly consults with government bodies on a regular basis. We hope to transfer the success achieved at the federal level and to the regional dimension - where, naturally, much remains to be developed.

- Can you name examples of investments in the Far Eastern Federal District, made with the participation of EY?

- I can tell only about those projects where information can be publicly available. The other is a trade secret. For example, in Khabarovsk Krai, we developed a concept for the development of the Lenin Stadium. It was owned by the Ministry of Defense of the Russian Federation, and then it was transferred to local authorities. It was necessary to modernize the facility, for which we developed the concept of its development, taking into account recreational and sporting tasks and attracting an independent operator. I hope we will soon see the result of our work. In the same Khabarovsk Territory, we also presented the concept of the development of agro-parks. Its task is the effective use by the business of agricultural land.

- One of the stimuli for the development of the Russian Far East was the APEC summit, which was held in Vladivostok in September 2012. What processes can be considered a direct consequence of its conduct?

- The APEC summit contributed to the growth of foreign business interest in the Far East and especially in Vladivostok. I think this is a good example of how positive private investment in its economy can affect the development of a region. Often we perceive the meaning of the word “investor” in a rather narrow sense - as a kind of “money bag”, nothing more. However, it is important to understand that the arrival of investors not only means an influx of money into the region, but also contributes to the development of new technologies, professional training of specialists, introduces business leaders to advanced management practices and, ultimately, creates a qualitatively new level of business culture in the region.

- Alexey Vladimirovich, the Far East has experienced, for the last twenty years, if I have not lost count, the fourth program of long-term development of the region. Do you think the recent initiatives will be a positive signal for business?

- We are confident that the recent initiatives related to the appointments you mentioned will contribute to the growth of investor confidence in the region. In addition, it is important that the new management team, which has extensive experience in regional development, enjoys the confidence of both the government and the business community.

According to the Russia Attractiveness Survey 2013 survey (conducted by EY), among the industries that were most interesting for investment last year were energy, high technology and the consumer sector. Every year, investors open up new business areas where they can successfully invest. For example, according to a recent study by EY and RVC, the Russian venture capital market has grown 10 times over the past seven years. In the near future, we expect not so rapid growth, but investors will definitely be strongly interested in all the segments of the economy I have listed.

December 5: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пропаганда или агитация?

Почему негативные факторы часто перевешивают преимущества ДВФО

Пропаганда или агитация?

Глава Дальневосточного представительства EY (Ernst&Young) Алексей Ерохин – о том, есть ли у граждан и инвесторов на Дальнем Востоке поводы для оптимизма.

Развитие российского Дальнего Востока объявлено одним из приоритетов в экономической стратегии страны. Государство готово пойти на льготы для бизнеса, работающего на востоке страны. Однако чем дальше от Москвы, тем слабее оптимизм и больше скепсис. На вопросы EastRussia.ru о том, какие перспективы имеет сейчас самый отдаленный из российских федеральных округов, ответил Алексей Ерохин - глава Дальневосточного филиала международной аудиторской и консультационной фирмы EY (ранее известной как Ernst&Young). Свой офис в столице Приморья компания открыла еще накануне саммита АТЭС-2012.

- Алексей Владимирович, насколько планы развития Дальнего Востока соотносятся с реальным положением дел в округе, обоснованы они или «пропагандистский компонент» в них преобладает?

- На международном экономическом форуме в Давосе как раз обсуждалась повестка регионального развития России как одного из основных драйверов роста экономики. Именно регионы могут стать важнейшей составляющей в улучшении работы институтов власти. Тем более, как показывают рейтинги, многие из них уже значительно опережают средние показатели условия ведения бизнеса по стране. Основными выводами анализа сценариев развития России, проведенного в рамках Форума, стали как раз улучшения в работе учреждений, реформы, влияющие на предпринимательскую среду, комплексность этих реформ. Все эти улучшения могут быть достигнуты за счет борьбы с коррупцией, улучшением доступа к финансированию, сокращению бюрократических издержек, приведению системы образования в соответствие с потребностями бизнеса.

Мы уверены, что у Дальнего Востока есть очень хорошие перспективы благодаря ряду конкурентных преимуществ. Например, таких, как большой объем природных ресурсов, возможности для развития туризма, удачное географическое расположение. Можем отметить высокий уровень интереса к региону со стороны инвесторов – большое количество наших партнеров, представляющих крупные международные компании, уже работает в регионе или проявляет интерес к Дальнему Востоку. Но для привлечения инвестиций региону необходимо решить проблемы, которые мешают развитию бизнеса. Неразвитость инфраструктуры, дефицит квалифицированного персонала и другие неблагоприятные факторы ухудшают его инвестиционную привлекательность.

К сожалению, из-за нерешенности этих вопросов количество инвесторов растет не так быстро, как мы бы хотели. По мнению инвесторов, негативные факторы часто перевешивают преимущества региона.

- Что же способно эти факторы нивелировать? Есть ли подобный опыт в других странах?

- У нас есть много успешных примеров эффективного сотрудничества государства и бизнеса, которое заложило фундамент для успешного развития регионов и целых стран. Пример Объединенных Арабских Эмиратов, где бизнес развивался благодаря не только частному капиталу, но и активной поддержке государства, подтверждает, что такое сотрудничество может быть очень успешным. Также интересен опыт развития научного кластера в США при поддержке государства. Мы уверены, к примеру, что привлечению инвестиций в регион может способствовать развитие научного кластера на базе Дальневосточного Федерального yниверситета.

- Как EY оценивает инвестиционный потенциал субъектов РФ и ДВФО в частности? Что может способствовать росту уровня инвестиций?

- У российских регионов есть хороший потенциал для экономического роста. В одном из наших последних исследований, которое мы подготовили к Всемирному экономическому форуму в Давосе, как раз говорится о том, что драйвером развития России станут именно регионы. В нашей стране есть много территорий, которые интересны инвесторам, но для того чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, необходимо решить ряд задач. Прежде всего нужно модернизировать инфраструктуру и вкладывать ресурсы в развитие человеческого потенциала. Мы считаем, что эта работа будет способствовать росту уровня инвестиций.

Также существенный вклад в развитие регионов может принести использование экспортно-ориентированной модели и создание свободных экономических зон. Дальний Восток - удачное место для создания подобных зон, поскольку обладает важным стратегическим преимуществом – имеет незамерзающие морские порты. Кстати, нельзя не отметить, что привлекательность нашего региона для инвесторов обусловлена не только его удачным географическим положением, но и той работой по развитию экономики Дальнего Востока, которая была проведена за последние двадцать лет.

- Правительство одобрило основные принципы создания и управления территориями опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока. Что здесь главное?

- Ответ заложен в самом названии – территория опережающего развития (ТОР). То есть место, где созданы все условия для нового и перспективного бизнеса. В первую очередь это достаточный уровень развития инфраструктуры. Во вторую - система льгот для новых компаний и создаваемых производств. В третью – максимально упрощенные процедуры открытия компании и подключения необходимых мощностей. Естественно, для Дальнего Востока будут актуальны вопросы, связанные с таможенным оформлением, и для ТОР необходимо оптимизировать все связанные с этим процессы. Не секрет, что для Дальнего Востока характерна проблема нехватки квалифицированных кадров. Так что ТОР – это еще и возможность комплексного решения социальных задач: создания комфортных условий проживания и системы профессионального и академического образования. Пример наших соседей по АТР говорит о том, что эти решения очень эффективны, но только при условии синергии поддержки развития предпринимательства на местах и федеральной государственной поддержки.

- Открытие филиала Ernst&Young во Владивостоке – хороший сигнал для зарубежных инвесторов?

- Безусловно, да. Особенно для компаний, с которыми мы сотрудничаем и потенциально можем это делать. Достаточно долго мы работали удаленно при помощи наших партнеров во Владивостоке, которые помогали нам осуществлять ряд проектов в регионе. Затем мы приняли решение открыть офис во Владивостоке для консалтинга и сопровождения сделок. Саммит АТЭС стал для этого отличным поводом - лучше нельзя было и придумать.

- Легко или трудно работать вашим специалистам с местными властями? Иногда при всем желании заполучить инвестора власти не имеют на это достаточно полномочий…

- У нас никогда не возникало проблем в таком взаимодействии. Кроме того, мы в течение долгого времени плодотворно сотрудничаем с федеральным правительством и по собственному опыту знаем, что власти оказывают бизнесу поддержку и стремятся способствовать его развитию. Государство и бизнес (в частности АСИ) активно сотрудничают в сфере создания благоприятного предпринимательского климата – одним из направлений является реализация дорожных карт, разработанных, в том числе с помощью специалистов EY. В 2013 году были приняты уже 9 дорожных карт в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Бизнес-сообщество на постоянной основе проводит постоянные консультации с государственными органами. Мы надеемся перенести успех, достигнутый на федеральном уровне, и в региональное измерение – где, естественно, многое еще только предстоит развивать.

- Можете ли вы назвать примеры инвестиций в Дальневосточный ФО, осуществленные при участии EY?

- Я могу рассказать только о тех проектах, где информация может быть в открытом доступе. Прочее – коммерческая тайна. Например, в Хабаровском крае мы разработали концепцию развития стадиона имени Ленина. Он находился в собственности Министерства Обороны РФ, а затем был передан местным властям. Необходимо было модернизировать объект, для чего мы разработали концепцию его развития с учетом рекреационно-спортивных задач и привлечением независимого оператора. Надеюсь, мы в скором времени увидим результат проделанной нами работы. В том же Хабаровском крае мы представили также концепцию развития агропарков. Ее задача – эффективное использование бизнесом земель сельхозназначения.

- Одним из стимулов к развитию Дальнего Востока России был призван стать саммит АТЭС, который прошел во Владивостоке в сентябре 2012 года. Какие процессы можно считать прямым следствием его проведения?

- Саммит АТЭС способствовал росту интереса иностранного бизнеса к Дальнему Востоку и особенно к Владивостоку. Мне кажется, это хороший пример того, насколько позитивно могут повлиять на развитие региона частные инвестиции в его экономику. Зачастую мы воспринимаем значение слова «инвестор» в достаточно узком смысле – как своего рода «денежный мешок», не более того. Однако важно понимать, что приход инвесторов не только означает приток денег в регион, но также способствует развитию новых технологий, профессиональному обучению специалистов, знакомит руководителей предприятий с передовыми практиками управления и, в конечном счете, создает качественно новый уровень бизнес-культуры в регионе.

- Алексей Владимирович, дальневосточники за последние двадцать лет переживают, если я не сбилась со счета, уже четвертую программу долгосрочного развития региона. Как вы считаете, последние инициативы станут позитивным сигналом для бизнеса?

- Мы уверены, что последние инициативы, связанные с назначениями, о которых вы сказали, будут способствовать росту доверия инвесторов к региону. Кроме того, важно, что новая команда управленцев, у которой есть большой опыт работы по развитию регионов, пользуется доверием как со стороны государства, так и со стороны бизнес-сообщества.

Согласно исследованию Russia Attractiveness Survey 2013 (оно проведено EY), среди отраслей, которые были наиболее интересны в прошлом году для инвестиций, - энергетика, высокие технологии и потребительский сектор. С каждым годом инвесторы открывают новые отрасли бизнеса, куда можно успешно вкладывать средства. Например, по данным последнего исследования EY и РВК, российский венчурный рынок вырос в 10 раз за последние семь лет. В ближайшее время мы ожидаем не столь бурный рост, но инвесторы точно будут сильно заинтересованы во всех перечисленных мной сегментах экономики.