Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Птичку» жалко

В Приморье завершается война кондитеров за советские бренды

«Птичку» жалко

Холдинг «Объединенные кондитеры», входящий в группу «Гута», затаскал ОАО «Приморский кондитер» по судам за неправомерное использование советских конфетных брендов, поставив крупнейшую на Дальнем Востоке кондитерскую фабрику на грань банкротства. В результате витиеватой стратегии войны и мира группировка столичных производителей собирается наладить совместный с приморцами выпуск «Птичьего молока» и получить уникальную технологию изготовления конфет. В перспективе это может привести к выходу в тираж любимой «Птички» из Владивостока и окончательной монополизации кондитерского рынка. EastRussia.ru – подробнее о проблеме.

Разделяй и властвуй

Все началось в середине 1990-х годов, когда московские фабрики просто зашли в Роспатент, подали заявки и зарегистрировали советские названия. Тогда никто даже не рассматривал вопрос о недобросовестной конкуренции, монополизации рынка, давности использования названий. Но при этом региональным фабрикам было обещано свободное использование советских марок, а также даны заверения, что бренды регистрируются на «Рот Фронт» и «Красный октябрь», чтобы появился формальный правообладатель, защищающий товарные знаки («Птичье молоко», «Ласточка», «Василек», «Ромашка» и другие).

В то время не было норм, которые регулировали бы данные процессы. А вот когда была принята часть четвертая Гражданского Кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2008 года, появились возможности взыскивать компенсации за незаконное использование товарных знаков в двукратном размере. Три года назад «Рот Фронт», «Красный Октябрь» и «Кондитерский концерн Бабаевский», собравшиеся в холдинг «Объединенные кондитеры», по-видимому, решили заработать на ровном месте. Пошел шквал претензий к региональным фабрикам.

В течение последних трех лет холдинг «Объединенные кондитеры» подал около 100 исков на сумму почти 3 млрд руб. против других игроков кондитерского рынка, включая тех, кто десятилетиями использовал советские торговые марки при производстве кондитерской продукции, в том числе к фабрике имени Крупской – 750 млн руб., Приморскому кондитеру – 360 млн руб., Липецкой кондитерской фабрике – 220 млн руб. Суммы взысканных денег, конечно, были меньше, но близки к заявленным.

Фабрики в регионах оказались в ступоре. Перед ними встала дилемма: либо полностью менять названия и этикетки продукции, либо продолжать выплачивать компенсации. Большинство регионалов решили заплатить и больше не использовать советские бренды. Создание различных ассоциаций между регионалами в силу тех или иных причин не помогли отстоять права на использование советских марок.

«Приморский кондитер» выбрал компромиссный вариант. Постепенно переименовывал продукцию, чтобы потребитель успел привыкнуть, а фабрика попросту не обанкротилась из-за убытков, связанных с отсутствием продаж. Одновременно предприятие получало новые иски на сходные до степени смешения товарные знаки.

«Мы переименовывали постепенно. Сначала «Ласточку» в «Приморскую Ластоньку». Приморская «Ластонька» - это бренд, сходный до степени смешения с названием «Ласточка». Сейчас «Ласточка» называется «Светланская» – уже никто не придерется, - вспоминает Олег Карьков, адвокат, с 2012 года работавший с «Приморским кондитером» по искам от «Объединенных кондитеров». - Снижение выручки предприятия только вследствие вынужденного переименования продукции составило 300 млн рублей».

В московских судах и Роспатенте искать правды кондитеры из Приморья не стали: горький опыт заранее подсказывал, кого поддержат столичные судьи и чиновники.

Интересно, что после того как «Приморский кондитер» переименовал всю продукцию, в супермаркетах, чего не было раньше, появилось множество рекламных стендов компаний «Рот фронт» и «Красный октябрь». Полученные с приморских предпринимателей деньги, по всей видимости, пошли на развитие брендов «Объединенных кондитеров» на Дальнем Востоке.

Уловка-22

С использованием советских брендов сложилась ситуация, которая исключает саму себя и из которой совсем не видно выхода. Весь абсурд заключается в том, что советские кондитерские бренды ассоциируются у потребителя с очень высоким качеством, проверенным временем. Однако фабрики ООО «Объединенные кондитеры» в настоящее время никак не связаны обязательствами следовать традиционным рецептурам и ГОСТам. Более того, сегодня внутри всем известных этикеток содержится продукция, которая максимально удешевлена, ведь беда всех крупных компаний заключается в том, что они вынуждены делать массовую продукцию дешевой. Выходит, что потребитель, по существу, вводится в заблуждение, поскольку сохраняется только само название и этикетка. Продукция «Приморского кондитера», напротив, производится по ГОСТам, но предприятие лишено права использовать соответствующие содержанию продукции товарные знаки.

«Приморский кондитер» попытался разорвать эту мертвую логическую петлю. Основным инструментом борьбы с монополистом стала общественность. А благодаря инициативе губернатора Владимира Миклушевского, вице-губернатора Татьяны Заболотной и депутата заксобрания края Валерия Кана родился законопроект «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации». Суть его в том, что, если фабрика производила продукцию под советским товарным знаком до 1992 года, она в праве продолжать выпуск данного товара на условиях простой неисключительной безвозмездной лицензии.

Этот законопроект завис в Госдуме, видимо, при каком-то участии «Объединенных кондитеров». И только благодаря содействию краевой администрации 26 июня этого года заключены мировые соглашения, которые касаются только существующих и завершенных судебных дел. В итоге «Приморский кондитер» платит вместо 14 млн рублей только 6,6 миллиона. Такая договоренность была достигнута стремлением прекратить конфронтацию со стороны «Объединенных кондитеров» при непосредственном участии вице-губернатора Приморья Сергея Сидоренко, который призвал обе стороны прийти к консенсусу по вопросу использования товарных знаков на кондитерскую продукцию.

В ходе трехсторонней встречи, организованной Сергеем Сидоренко с представителями компаний «Объединенные кондитеры» и «Приморский кондитер», старший вице-президент Управляющей компании группы «Гута» Михаил Михайлов заявил, что готов урегулировать все спорные вопросы в оперативном порядке.

Итак, у «Объединенных кондитеров» есть стремление покончить с существующим конфликтом. И это желание понятно – «Приморский кондитер» остался один, остальные фабрики давно прекратили борьбу, не выстояв по одиночке против гиганта. А если «Приморский кондитер» мирится с «Объединенными кондитерами», как это для всех и произошло, значит лидеры рынка могут докладывать «на верх», что все довольны, со всеми фабриками заключен мир, а следовательно, законопроект «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой ГК РФ» принимать нет нужды.

Война окончена. Да здравствует война!

Но мировые соглашения миром, как видно, не являются. Следующий шаг, который сейчас обсуждается - это интеграция «Рот Фронта», входящего в холдинг «Объединенные кондитеры», с «Приморским кондитером». Смысл такой интеграции в том, чтобы наладить совместный выпуск конфет под новым брендом «Птичье молоко премиум» (сейчас «Приморский кондитер» производит эти конфеты под собственным брендом «Приморские»). Производить всеми любимые конфеты высочайшего качества под новым названием планируется с использованием производственных мощностей «Приморского кондитера».

Важной деталью планируемой сделки является регистрация новой товарной марки и выдача лицензии именно на «Птичье молоко премиум», а не классическое «Птичье молоко», закрепленное за «Объединенными кондитерами». Идея неплохая, но, лицензия когда-нибудь закончится (максимальный срок лицензии не может превышать 10 лет). Уникальная технология производства останется у «Объединенных кондитеров», а вместе с этим может закончится и дружба с «Приморским кондитером». Зато останется потребитель нового раскрученного конфетного бренда, под которым самостоятельно смогут производить конфеты «Объединенные кондитеры».

Только вот качество таких конфет уже не будет прежним. В этом легко убедиться, попробовав «Птичье молоко» амурской фабрики «Зея», что принадлежит тем же «Объединенным кондитерам». Тут же возникает вопрос, почему кондитерский холдинг не развивает свое предприятие в Благовещенске, а решил создавать новое производство во Владивостоке? Возможно, «Объединенные кондитеры» действительно считают, что приморское «Птичье молоко» лучшее в стране и выгодно развивать сотрудничество с приморским производителем. Наверняка узнать не удалось, холдинг «Объединенные кондитеры» от комментариев отказался.

К слову, для Приморского края такое совместное предприятие стало бы выгодным приобретением. Инвестиции в экономику края и новые рабочие места лишними не бывают.

Спасет только конкуренция

В условиях, когда вернуть свободное использование советских брендов, скорее всего, уже не удастся, избежать падения качества кондитерской продукции возможно, лишь сохранив конкуренцию внутри каждого региона. Региональные фабрики смогут восстановить рынок и научиться соперничать с крупными производителями, развивая бренды собственные, которые, возможно, и будут ассоциироваться с советскими, но не будут вызывать вопросы у законных правообладателей.

«Приморский кондитер» идет в этом направлении, но своим путем, создавая уникальные бренды с территориальной составляющей, чтобы потребителю, который зачастую лоялен местному производителю, было легче ориентироваться. Ярким примером такого брендинга можно назвать серию шоколада «ШикоВлад» с морской солью, морской капустой, а также плитки с названием островов, расположенных в заливе Петра Великого.

Впрочем, не столь важно, каким способом будет развиваться качественная конкуренция на региональном рынке: от такого развития в выигрыше останется только потребитель, а кондитерские гиганты будут вынуждены кардинально улучшать свою продукцию. Скорее всего, только в таких условиях в прошлое могут уйти случаи с обнаружением ртути и бензопирена в кондитерских изделиях массового производства.