Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Birdie" sorry

In Primorye, the confectionery war for Soviet brands ends

"Birdie" sorry

The United Confectioners holding, a member of the Guta group, dragged Primorskiy Konditer in court for the illegal use of Soviet candy brands, putting the largest confectionery factory in the Far East on the brink of bankruptcy. As a result of an ornate strategy of war and peace, a group of metropolitan producers is going to establish a joint production of "Bird's Milk" with Primorye and get a unique technology for making sweets. In the future, this may lead to the release of the beloved "Bird" from Vladivostok and the final monopolization of the confectionery market. EastRussia.ru - more about the problem.

Divide and Conquer

It all started in the middle of the 1990-ies, when the Moscow factories just went to Rospatent, applied for and registered Soviet names. Then no one even considered the issue of unfair competition, the monopolization of the market, the prescription of names. At the same time, regional factories were promised free use of Soviet brands, and assurances were given that brands register on the "Roth Front" and "Red October", so that a formal rightholder protecting trademarks ("Bird's Milk", "Swallow", " Vasilek "," Camomile "and others).

At that time there were no norms that would govern these processes. But when the fourth part of the Civil Code of the Russian Federation was adopted, which came into force on 1 January 2008, there were opportunities to collect compensation for the illegal use of trademarks in double size. Three years ago, the "Roth Front", "Red October" and "Confectionery Concern Babaevsky", gathered in the holding company "United Confectioners", apparently decided to earn on an equal footing. A flurry of claims to regional factories went off.

Over the past three years, the United Confectioners Holding filed about 100 suits in the amount of almost 3 billion rubles. Against other players in the confectionery market, including those who used Soviet brands for decades in the production of confectionery products, including the Krupskaya factory - 750 million rubles, the Primorye confectioner - 360 million rubles, the Lipetsk confectionery factory - 220 million rubles. The amount of collected money, of course, was less, but close to the claimed.

Factories in the regions were in a stupor. They faced a dilemma: either completely change the names and labels of products, or continue to pay compensation. Most of the regionals decided to pay and no longer use Soviet brands. The creation of various associations between the Regions for some reason did not help defend the right to use Soviet marks.

"Primorsky confectioner" chose a compromise option. Gradually renamed the product, so that the consumer managed to get used to, and the factory simply did not go bankrupt because of the losses associated with the lack of sales. At the same time, the enterprise received new claims for trademarks that were similar to the degree of confusion.

“We renamed gradually. First, "Swallow" in "Seaside Lastochku". Primorsk "Lastionka" is a brand similar to the confusion with the name "Swallow". Now “Swallow” is called “Svetlanskaya” - no one will stick to it, ”recalls Oleg Karkov, a lawyer who has worked with Primorsky Pastry Chef since 2012, following claims from United Confectioners. - The decrease in the company's revenue only due to the forced renaming of products amounted to 300 million rubles.

In Moscow courts and Rospatent to seek the truth, confectioners from Primorye did not: the bitter experience prompted in advance who will be supported by the capital's judges and officials.

It's interesting that after the Primorsky confectioner renamed all the products, in supermarkets, which was not the case before, there appeared a lot of advertising stands of the companies "Rot Front" and "Red October". The money received from seaside entrepreneurs, according to Apparently, they went to the development of United Confectioners brands in the Far East.

The Trick-22

With the use of Soviet brands, a situation has arisen that excludes itself and from which there is no way out. The whole absurdity is that the Soviet confectionery brands are associated by the consumer with a very high quality, time-tested. However, the factories of the United Confectioners LLC are currently not bound by any obligations to follow traditional recipes and GOSTs. Moreover, today inside the well-known labels contains products that are as cheap as possible, because the trouble of all large companies is that they are forced to make mass products cheap. It turns out that the consumer is essentially misleading, since only the name and label itself is saved. The products of Primorsky Pastry Shop, on the contrary, are manufactured according to GOST standards, but the enterprise is deprived of the right to use trademarks corresponding to the content of products.

The Primorsky confectioner tried to break this dead logic loop. The public has become the main instrument of struggle against the monopolist. And thanks to the initiative of the governor Vladimir Miklushevsky, the vice-governor Tatyana Zabolotnaya and the deputy of the Legislative Assembly of the Krai Valery Kahn, the bill "On Amending Article 1484 Part Four of the Civil Code of the Russian Federation" was born. Its essence is that if the factory produced the products under the Soviet trademark before the year 1992, it has the right to continue the release of this product on the conditions of a simple non-exclusive, royalty-free license.

This bill hovered in the State Duma, apparently, with some participation of the "United Confectioners". And only thanks to the assistance of the regional administration 26 June this year, concluded peace agreements that relate only to existing and completed court cases. As a result, "Primorsky confectioner" pays instead of 14 million rubles only 6,6 million. Such an agreement was reached by the desire to stop confrontation on the part of the "United Confectioners" with the direct participation of the Vice-Governor of Primorye, Sergei Sidorenko, who called on both sides to reach a consensus on the use of trademarks for confectionery products.

During the trilateral meeting organized by Sergey Sidorenko with representatives of the United Confectioners and Primorsky Confectioner companies, Mikhail Mikhaylov, senior vice president of the Guta Group Management Company, said that he was ready to resolve all disputed issues promptly.

Итак, у «Объединенных кондитеров» есть стремление покончить с существующим конфликтом. И это желание понятно – «Приморский кондитер» остался один, остальные фабрики давно прекратили борьбу, не выстояв по одиночке против гиганта. А если «Приморский кондитер» мирится с «Объединенными кондитерами», как это для всех и произошло, значит лидеры рынка могут докладывать «на верх», что все довольны, со всеми фабри� �ами заключен мир, а следовательно, законопроект «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой ГК РФ» принимать нет нужды.

The war is over. Long live the war!

But peace agreements by the world, apparently, are not. The next step, which is now being discussed, is the integration of the Mouth Front, which is part of the United Confectioners holding, with the Primorsky Confectioner. The meaning of this integration is to establish a joint release of sweets under the new brand “Bird's Milk Premium” (now Primorsky Pastryr produces these candies under its own Primorsky brand). It is planned to produce the beloved sweets of the highest quality under the new name using the production capacity of the Primorsky Pastry Chef.

An important detail of the planned transaction is the registration of a new trademark and the issuance of a license specifically for Bird's Milk Premium, and not the classic Bird's Milk assigned to United Confectioners. The idea is not bad, but the license will end someday (the maximum license period cannot exceed 10 years). The unique production technology will remain with United Confectioners, and at the same time, friendship with Primorsky Confectioner may end. But there will be a consumer of the newly promoted candy brand, under which “United Confectioners” sweets will be able to produce independently.

Only now the quality of such sweets will not be the same. It is easy to be convinced of this by trying the “Bird's milk” of the Amur factory “Zeya”, which belongs to the same “United Confectioners”. The question immediately arises why the confectionery holding does not develop its enterprise in Blagoveshchensk, but decided to create a new production in Vladivostok? Perhaps “United Confectioners” really believe that Primorye “Bird's Milk” is the best in the country and it’s profitable to develop cooperation with a seaside manufacturer. Surely it was not possible to find out, the United Confectioners holding declined to comment.

By the way, for Primorsky Territory such a joint venture would be a profitable acquisition. Investments in the economy of the region and new jobs are not superfluous.

Only competition will save

In conditions when it is most likely that it will not be possible to return the free use of Soviet brands, it is possible to avoid a drop in the quality of confectionery products only by maintaining competition within each region. Regional factories will be able to restore the market and learn to compete with major manufacturers, developing their own brands, which may be associated with the Soviet ones, but will not raise questions from the legitimate right holders.

"Seaside confectioner" goes in this direction, but in its own way, creating unique brands with a territorial component, so that the consumer, who is often loyal to the local producer, was easier to navigate. A vivid example of such branding can be called a series of chocolate "ShikoVlad" with sea salt, sea cabbage, as well as tiles with the name of the islands located in the Gulf of Peter the Great.

However, it is not so important how the quality competition in the regional market will develop: only consumer will benefit from such development, and the confectionery giants will be forced to drastically improve their products. Most likely, only in such conditions can cases of detection of mercury and benzopyrene in mass-produced confectionery products go to the past. 

March 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Птичку» жалко

В Приморье завершается война кондитеров за советские бренды

«Птичку» жалко

Холдинг «Объединенные кондитеры», входящий в группу «Гута», затаскал ОАО «Приморский кондитер» по судам за неправомерное использование советских конфетных брендов, поставив крупнейшую на Дальнем Востоке кондитерскую фабрику на грань банкротства. В результате витиеватой стратегии войны и мира группировка столичных производителей собирается наладить совместный с приморцами выпуск «Птичьего молока» и получить уникальную технологию изготовления конфет. В перспективе это может привести к выходу в тираж любимой «Птички» из Владивостока и окончательной монополизации кондитерского рынка. EastRussia.ru – подробнее о проблеме.

Разделяй и властвуй

Все началось в середине 1990-х годов, когда московские фабрики просто зашли в Роспатент, подали заявки и зарегистрировали советские названия. Тогда никто даже не рассматривал вопрос о недобросовестной конкуренции, монополизации рынка, давности использования названий. Но при этом региональным фабрикам было обещано свободное использование советских марок, а также даны заверения, что бренды регистрируются на «Рот Фронт» и «Красный октябрь», чтобы появился формальный правообладатель, защищающий товарные знаки («Птичье молоко», «Ласточка», «Василек», «Ромашка» и другие).

В то время не было норм, которые регулировали бы данные процессы. А вот когда была принята часть четвертая Гражданского Кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2008 года, появились возможности взыскивать компенсации за незаконное использование товарных знаков в двукратном размере. Три года назад «Рот Фронт», «Красный Октябрь» и «Кондитерский концерн Бабаевский», собравшиеся в холдинг «Объединенные кондитеры», по-видимому, решили заработать на ровном месте. Пошел шквал претензий к региональным фабрикам.

В течение последних трех лет холдинг «Объединенные кондитеры» подал около 100 исков на сумму почти 3 млрд руб. против других игроков кондитерского рынка, включая тех, кто десятилетиями использовал советские торговые марки при производстве кондитерской продукции, в том числе к фабрике имени Крупской – 750 млн руб., Приморскому кондитеру – 360 млн руб., Липецкой кондитерской фабрике – 220 млн руб. Суммы взысканных денег, конечно, были меньше, но близки к заявленным.

Фабрики в регионах оказались в ступоре. Перед ними встала дилемма: либо полностью менять названия и этикетки продукции, либо продолжать выплачивать компенсации. Большинство регионалов решили заплатить и больше не использовать советские бренды. Создание различных ассоциаций между регионалами в силу тех или иных причин не помогли отстоять права на использование советских марок.

«Приморский кондитер» выбрал компромиссный вариант. Постепенно переименовывал продукцию, чтобы потребитель успел привыкнуть, а фабрика попросту не обанкротилась из-за убытков, связанных с отсутствием продаж. Одновременно предприятие получало новые иски на сходные до степени смешения товарные знаки.

«Мы переименовывали постепенно. Сначала «Ласточку» в «Приморскую Ластоньку». Приморская «Ластонька» - это бренд, сходный до степени смешения с названием «Ласточка». Сейчас «Ласточка» называется «Светланская» – уже никто не придерется, - вспоминает Олег Карьков, адвокат, с 2012 года работавший с «Приморским кондитером» по искам от «Объединенных кондитеров». - Снижение выручки предприятия только вследствие вынужденного переименования продукции составило 300 млн рублей».

В московских судах и Роспатенте искать правды кондитеры из Приморья не стали: горький опыт заранее подсказывал, кого поддержат столичные судьи и чиновники.

Интересно, что после того как «Приморский кондитер» переименовал всю продукцию, в супермаркетах, чего не было раньше, появилось множество рекламных стендов компаний «Рот фронт» и «Красный октябрь». Полученные с приморских предпринимателей деньги, по всей видимости, пошли на развитие брендов «Объединенных кондитеров» на Дальнем Востоке.

Уловка-22

С использованием советских брендов сложилась ситуация, которая исключает саму себя и из которой совсем не видно выхода. Весь абсурд заключается в том, что советские кондитерские бренды ассоциируются у потребителя с очень высоким качеством, проверенным временем. Однако фабрики ООО «Объединенные кондитеры» в настоящее время никак не связаны обязательствами следовать традиционным рецептурам и ГОСТам. Более того, сегодня внутри всем известных этикеток содержится продукция, которая максимально удешевлена, ведь беда всех крупных компаний заключается в том, что они вынуждены делать массовую продукцию дешевой. Выходит, что потребитель, по существу, вводится в заблуждение, поскольку сохраняется только само название и этикетка. Продукция «Приморского кондитера», напротив, производится по ГОСТам, но предприятие лишено права использовать соответствующие содержанию продукции товарные знаки.

«Приморский кондитер» попытался разорвать эту мертвую логическую петлю. Основным инструментом борьбы с монополистом стала общественность. А благодаря инициативе губернатора Владимира Миклушевского, вице-губернатора Татьяны Заболотной и депутата заксобрания края Валерия Кана родился законопроект «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации». Суть его в том, что, если фабрика производила продукцию под советским товарным знаком до 1992 года, она в праве продолжать выпуск данного товара на условиях простой неисключительной безвозмездной лицензии.

Этот законопроект завис в Госдуме, видимо, при каком-то участии «Объединенных кондитеров». И только благодаря содействию краевой администрации 26 июня этого года заключены мировые соглашения, которые касаются только существующих и завершенных судебных дел. В итоге «Приморский кондитер» платит вместо 14 млн рублей только 6,6 миллиона. Такая договоренность была достигнута стремлением прекратить конфронтацию со стороны «Объединенных кондитеров» при непосредственном участии вице-губернатора Приморья Сергея Сидоренко, который призвал обе стороны прийти к консенсусу по вопросу использования товарных знаков на кондитерскую продукцию.

В ходе трехсторонней встречи, организованной Сергеем Сидоренко с представителями компаний «Объединенные кондитеры» и «Приморский кондитер», старший вице-президент Управляющей компании группы «Гута» Михаил Михайлов заявил, что готов урегулировать все спорные вопросы в оперативном порядке.

Итак, у «Объединенных кондитеров» есть стремление покончить с существующим конфликтом. И это желание понятно – «Приморский кондитер» остался один, остальные фабрики давно прекратили борьбу, не выстояв по одиночке против гиганта. А если «Приморский кондитер» мирится с «Объединенными кондитерами», как это для всех и произошло, значит лидеры рынка могут докладывать «на верх», что все довольны, со всеми фабриками заключен мир, а следовательно, законопроект «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой ГК РФ» принимать нет нужды.

Война окончена. Да здравствует война!

Но мировые соглашения миром, как видно, не являются. Следующий шаг, который сейчас обсуждается - это интеграция «Рот Фронта», входящего в холдинг «Объединенные кондитеры», с «Приморским кондитером». Смысл такой интеграции в том, чтобы наладить совместный выпуск конфет под новым брендом «Птичье молоко премиум» (сейчас «Приморский кондитер» производит эти конфеты под собственным брендом «Приморские»). Производить всеми любимые конфеты высочайшего качества под новым названием планируется с использованием производственных мощностей «Приморского кондитера».

Важной деталью планируемой сделки является регистрация новой товарной марки и выдача лицензии именно на «Птичье молоко премиум», а не классическое «Птичье молоко», закрепленное за «Объединенными кондитерами». Идея неплохая, но, лицензия когда-нибудь закончится (максимальный срок лицензии не может превышать 10 лет). Уникальная технология производства останется у «Объединенных кондитеров», а вместе с этим может закончится и дружба с «Приморским кондитером». Зато останется потребитель нового раскрученного конфетного бренда, под которым самостоятельно смогут производить конфеты «Объединенные кондитеры».

Только вот качество таких конфет уже не будет прежним. В этом легко убедиться, попробовав «Птичье молоко» амурской фабрики «Зея», что принадлежит тем же «Объединенным кондитерам». Тут же возникает вопрос, почему кондитерский холдинг не развивает свое предприятие в Благовещенске, а решил создавать новое производство во Владивостоке? Возможно, «Объединенные кондитеры» действительно считают, что приморское «Птичье молоко» лучшее в стране и выгодно развивать сотрудничество с приморским производителем. Наверняка узнать не удалось, холдинг «Объединенные кондитеры» от комментариев отказался.

К слову, для Приморского края такое совместное предприятие стало бы выгодным приобретением. Инвестиции в экономику края и новые рабочие места лишними не бывают.

Спасет только конкуренция

В условиях, когда вернуть свободное использование советских брендов, скорее всего, уже не удастся, избежать падения качества кондитерской продукции возможно, лишь сохранив конкуренцию внутри каждого региона. Региональные фабрики смогут восстановить рынок и научиться соперничать с крупными производителями, развивая бренды собственные, которые, возможно, и будут ассоциироваться с советскими, но не будут вызывать вопросы у законных правообладателей.

«Приморский кондитер» идет в этом направлении, но своим путем, создавая уникальные бренды с территориальной составляющей, чтобы потребителю, который зачастую лоялен местному производителю, было легче ориентироваться. Ярким примером такого брендинга можно назвать серию шоколада «ШикоВлад» с морской солью, морской капустой, а также плитки с названием островов, расположенных в заливе Петра Великого.

Впрочем, не столь важно, каким способом будет развиваться качественная конкуренция на региональном рынке: от такого развития в выигрыше останется только потребитель, а кондитерские гиганты будут вынуждены кардинально улучшать свою продукцию. Скорее всего, только в таких условиях в прошлое могут уйти случаи с обнаружением ртути и бензопирена в кондитерских изделиях массового производства.