Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке укрепились выше 133 долл./т. Рост индексов обусловлен следующими факторами:
• продолжающаяся неопределённость с запуском Северного потока 2;
• значительное повышение региональных цен на электро-энергию, газ и выбросы CO2;
• прогнозируемое снижение среднесуточных температур в ряде европейских стран.
FOB Усть-Луга 6000 за неделю прибавил 5 долл./т., достигнув 170 долл./т.
Котировки высококалорийного материала из ЮАР укрепились выше 135 долл./т. на фоне возросшего спроса со стороны Индии. Министерство энергетики Индии потребовало от государственных энергетических компаний увеличить импорт энергетического угля. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне менее 3 млн т.
В Китае спотовые цены на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 175-180 долл./т. FOB Qinhuangdao. Угольные котировки внутреннего рынка КНР сохранялись на относительно высоком уровне, тем не менее, объемы торгов были незначительными ввиду большого разрыва между спотовыми ценами и бенчмарком, установленным китайским правительством для срочных контрактов FOB на 2022 г. на уровне 550-850 юаней (86-133 долл./т.), а также высокого уровня запасов у большинства конечных потребителей.
Котировки австралийского материала снизились до 155 долл./т. на фоне слабой торговой активности азиатских трейдеров, которые заняли выжидательную позицию из-за опасений потенциального воздействия вируса Omicron.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR упали ниже 135 долл./т. из-за снизившегося спроса со стороны Китая, наращивающего собственную добычу угля в соответствие с недавними резолюциями NDRC, а также позицией азиатских трейдеров, ожидающих дальнейшего снижения котировок.
Цены на австралийский коксующийся материал укрепились выше 340 долл./т. после объявленного Австралийским метеорологическим бюро (АМБ) штормового предупреждения из-за сильных дождей, крупного града и разрушительных порывов ветра на юго-востоке австралийского штата Квинсленд. АМБ ожидает усиление ливней и гроз в ряде штатов до конца этой недели, что может привести к перебоям в поставках.
Складские запасы РТУ упали до рекордных минимумов на фоне дефицита угля на Балтике
Складские запасы угля АО Ростерминалуголь (РТУ), являющегося крупнейшим угольным терминалом на Балтике, впервые упали до исторического минимума в 25 тыс. т. при норме единовременного хранения 633 тыс. т. Нехватка локомотивов, ремонтные работы на Октябрьской железной дороги, заторы на сети железных дорог привели к дефициту угля в Балтийских портах. В январе-ноябре 2021 г. терминал принял 22.6 млн т. угля, что на 1.6 млн т. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в 2020 г. РТУ перевалил 26.5 млн т. угля.
РЖД ввело 50% конвенцию на отгрузки угля в адрес терминала Новые Коммунальные Технологии (НКТ) в Усть-Луге из-за большого количества брошенных составов в количестве 20 поездов
(1282 вагона), следующих на терминал, и слабой выгрузки вагонов в НКТ из-за смерзшегося в дороге угля. Сейчас на терминале выгружается 415 вагонов в сутки при утвержденной норме РЖД 580 вагонов в сутки.
На Дальнем Востоке РЖД продлило 50% ж/д конвенции с 8 по 12 декабря на отгрузки угля в адрес Ванинского Морского Торгового Порта (ВМТП) и Восточно-Уральского терминала (ВУТ), расположенного в порту Восточный.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе индексы энергетического угля в Европе продемонстрировали положительную динамику выше 140 долл./т. на фоне приостановки сертификации Северного потока 2 федеральным сетевым агентством Германии, в то время как котировки российского угля FOB Ust-Luga 6000 составили 165 долл./т.
Из-за продолжающихся проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, ключевые страны импортеры южноафриканского материала, Индия и Пакистан, заняли выжидательную позицию при ценах, укрепившихся выше 135 долл./т. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне менее 3 млн т., что может вызвать перебои с экспортом материала. Южноафриканский ж/д оператор Transnet объявил, что с января по октябрь 2021 г. было украдено более 1 тыс. км медного кабеля, предназначавшегося для прокладки ж/д линии. По данным компании, за прошедший год было отменено 1190 поездов в результате инцидентов, связанных с безопасностью.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 165–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. Китай существенно нарастил добычу угля до рекордных уровней, но, несмотря на это, китайские власти вновь призывают угольные компании увеличить объемы производства.
Индекс NEWC высококалорийного австралийского угля 6000 ккал/кг снизился до 150 долл./т., что было обусловлено новой ценовой политикой китайского правительства на фоне антиугольных протестов в Австралии, прервавших ж/д перевозки в порт Newcastle.
Снижение торговой активности китайских потребителей в результате увеличения добычи угля в КНР негативно отразилось на индексах индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR, упавшего ниже 145 долл./т.
Слабый спрос металлургических комбинатов в АТР на коксующийся материал ослабил индексы импортного металлургического угля из Австралии ниже 370 долл./т.
Итоги конференции COP26 в Глазго
26-я Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата, также известная как COP26, прошла в Глазго, Шотландия, с 31 октября по 12 ноября 2021 г.
В саммите приняли участие 25 тысяч делегатов почти из 200 стран и около 120 глав государств. Президенты России и Китая на встречу не приехали.
По итогам конференции было подписано соглашение Glasgow Climate Pact. По мнению экспертов, он получился максимально политкорректным и предельно расплывчатым, что стало следствием необходимости учесть интересы большого количества стран и других заинтересованных сторон, включая общественные организации и бизнес-структуры.
Изначально предполагалось, что в соглашении будет прописано о необходимости отмены использования угля в качестве топлива. Однако в последний момент под нажимом Индии и Китая формулировка coal “phase-out” была заменена на “phase-down”, что можно перевести как “снижение” или “поэтапный отказ”.
По мнению экспертов, решение по углю, принятое на саммите, оказалось более позитивным для индустрии, чем ожидалось. Полного отказа от угольной электроэнергетики не планируется, саммит лишь подтвердил намерение постепенного отказа от угольной энергетики. При этом Индия заявила об углеродной нейтральности лишь к 2070 г., а Китай – к 2060 г.
Другие ключевые положения пакта включают необходимость финансово помогать развивающимся странам для ускорения энергоперехода, прекращение вырубки лесов к 2030 г., а также обязательства о сокращении выбросов метана на 30% к концу десятилетия.
В частности, финансовая помощь богатых стран бедным и развивающимся должна превысить 100 млрд долл. в год. Пакт говорит о «необходимости мобилизации климатического финансирования из всех источников».
В целом соглашение в Глазго явилось результатом многочисленных компромиссов и противоречий, существующих между разными странами. Как следствие, оно не носит конкретный характер, ни к чему не обязывает, а лишь призывает.
Правительство ужесточит ответственность за экологические нарушения при перевалке угля
Правительство рассмотрит законопроект Минприроды, предусматривающий введение штрафа за несоблюдение предписаний об устранении экологических нарушений при транспортировке, дроблении и сортировке угля в портах. Если предписание не будет выполнено дважды деятельность порта может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Министерство настаивает на возможности приостановки деятельности портов, несмотря на замечания представителей бизнеса и на то, что данная мера может оказать существенное негативное влияние на отрасль. Кроме того, предлагаемые изменения создают в отношении угольных терминалов дискриминационные условия по сравнению со стивидорными компаниями, ведущими перевалку других грузов, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
Дискуссия в отношении регулирования данного вида деятельности, вплоть до запрета открытой перевалки угля, продолжается уже несколько лет. В 2020 г. Минтранс выпустил приказ, в котором разъяснил суть термина «закрытая перевалка угля»: ею предлагается считать перевалку с применением наилучших доступных технологий, таких как вагоноопрокидыватели, крытые конвейеры для транспортировки угля, судопогрузочные машины, системы пылеподавления и очистки воздуха, а также другие передовые технологические решения и оборудование.
На Дальнем Востоке России всего несколько таких специализированных угольных терминалов, использующих наилучшие доступные технологии: АО Восточный порт (КРУ), Дальтрансуголь (СУЭК), ВаниноТрансУголь (Колмар), Посьет (Мечел), во то время как большинство терминалов до сих пор применяют устаревшую и неэкологичную грейферную перевалку угля.
В структуре экспортного грузопотока доля угля составляет свыше 50%. Погрузка угля в порты в январе-октябре 2021 г. составила 156.9 млн т. (+16.6 млн т. или +12% к январю октябрю 2020 г.). Около 53% всего объема отправлено в порты Дальнего Востока.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке упали ниже 130 долл./т. на новостях о возможности очередного снижения цен на китайском рынке, при этом цены российского угля FOB Ust-Luga 6000 сохранились на уровне 165 долл./т.
Падение индексов южноафриканского материала ниже 135 долл./т. также было обусловлено новостями о вероятности снижения цен в Китае. Растущий спрос со стороны Индии и крайне низкие запасы материала на терминале Richards Bay в дальнейшем могут оказать положительное влияние на цены южноафриканского угля.
В Китае спотовые цены на уголь. 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 180-185 долл./т. FOB Qinhuangdao. 29.11.2021 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC), обратилась к государственным производителям угля для обсуждения вопроса об улучшении механизма ценообразования на уголь. В последний раз подобные встречи проводились в конце октября 2021 г., результатом чего стало государственное ограничение цен в угледобывающем секторе.
В результате наводнений и неблагоприятной погоды в нескольких угледобывающих районах Австралии, ряд компаний объявил форс-мажор, что в перспективе может положительно отразиться на котировках австралийского материала, опустившихся ниже 165 долл./т.
На прошедшей неделе котировки индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR находились в боковом тренде на уровне 140 долл./т. на фоне выжидательной позиции азиатских трейдеров, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Низкий спрос на металлургический уголь на рынке АТР оказывает давление на индексы австралийского коксующегося материала, опустившиеся ниже 315 долл./т.
Нехватка угля усиливается в портах Балтики и Дальнего Востока
В последние месяцы АО Ростерминалуголь (РТУ), являющийся крупнейшим угольным терминалом на Балтике, столкнулся с беспрецедентными ограничениями со стороны АО РЖД в части ограничения железнодорожных перевозок на терминал. Из-за нехватки локомотивов и ремонтных работ на Октябрьской железной дороге в октябре 2021 г. в порт было недогружено 718 тыс. т. угля от плана, утвержденного РЖД. В ноябре недогруженный тоннаж составил 671 тыс. т. По оптимистичным оценкам, в декабре ожидается недогруз в объеме 500 тыс. т., а, по пессимистичным прогнозам, недогруженный тоннаж может превысить 700 тыс. т., как это произошло в октябре текущего года.
В январе-ноябре 2021 г. терминал принял 22.6 млн т. угля, что на 1.6 млн т. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в 2020 г. РТУ перевалил 26.5 млн т. угля. Большую часть тоннажа пришлась на поставки КРУ (Кузбассразрезуголь).
На Дальнем Востоке РЖД продолжает вводить ж/д конвенции на отгрузку угля в порты региона. Во многом это связано с перегруженностью железной дороги, большим количеством брошенных поездов и сильными снегопадами, которые затрудняют движение подвижного состава на сети РЖД. Очередная конвенция была введен на отгрузку угля на терминал Колмара ВаниноТрансУголь" с 01 декабря 2021 г. до отмены. РЖД также полностью ограничила поставки угля на несколько терминалов, расположенных в порту Восточный, включая Малый порт (СУЭК) и Восточно-Уральский терминал, с 02 по 06 декабря 2021 г.
Роман Троценко покупает Воркутауголь
Компания Русская энергия Романа Троценко и Андрея Тясто планирует приобрести угледобывающую компанию Воркутауголь у Северстали, принадлежащей Алексею Мордашову, за 15 млрд руб. (203 млн долл.).
Фото: АО «Воркутауголь»
По словам генерального директора Северстали Александра Шевелева, решение продать крупнейшее предприятие Воркуты было принято в рамках стратегии декарбонизации, которая подразумевает постепенное снижение потребления угля (на компанию Воркутауголь приходится 14.3% выбросов парниковых газов холдинга).
Воркутауголь — одна из крупнейших угледобывающих компаний России, на ее долю приходится около 11% производства коксующегося угля в стране. В состав компании входят пять подземных шахт, один разрез и несколько вспомогательных предприятий. Объем добычи угля в 2020 г. составил 10.3 млн т. (+1.2% к 2019 г.).
Группа Русская энергия зарегистрирована год назад. Троценко, которому принадлежит корпорация AEON, владеет 70% компании, 30% акций принадлежат Андрею Тясто, бывшему главе компании А1.
AEON - международный инвестиционный фонд с широким портфелем транспортных проектов, включая аэропорты и речные порты. В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.).
ВЭБ.РФ продает Сибуглемет за 123 млрд руб.
ВЭБ.РФ намерен продать угольную компанию Сибуглемет за 123 млрд руб. (1.7 млрд долл.). Помимо самого актива, покупателям предлагаются также права требования по кредитам на сумму свыше 2 млрд долл., которые ВЭБ.РФ выдавал Сибуглемету. Потенциальный покупатель может как сохранить права требования к Сибуглемету, так и списать этот долг, т.е. он фактически получит компанию, свободную от внешнего долга. Рынок считает цену вполне приемлемой, но основная проблема заключается в том, что объема промышленных запасов угля компании хватит менее чем на десять лет добычи.
Балансовые запасы угля Сибуглемета составляют 324.5 млн т., промышленные запасы определяются в 94 млн т. В 2020 г. добыча составила 10.1 млн т. (-2.3 млн т. или -18% к 2019 г.), при этом в 2021 г. планируется добыть 11.8 млн т.
Ожидается, что выручка компании за 2021 г. составит 75 млрд руб. (1 млрд долл.), с EBITDA на уровне 22 млрд руб. (301 млн долл.) при рентабельности в 29%.
Самые высокие показатели Сибуглемета пришлись на 2018 г., когда выручка достигла 101 млрд руб. (1.4 млрд долл.), EBITDA — 45 млрд руб. (616 млн долл.), а рентабельность — 45%. Наихудшие результаты отмечались в 2020 г. при выручке в 51 млрд руб. (1.2 млрд долл.) и EBITDA 8 млрд руб. (110 млн долл.).
Сибуглемет мог бы быть интересен металлургическим компаниям, у которых нет достаточного количества добывающих мощностей, таким как НЛМК и ММК на фоне рекордно высоких цен на металлургический уголь.
Сибуглемет - один из крупнейших российских производителей коксующегося угля. В состав Сибуглемета входят разрезы Междуречье и Южный, шахты Антоновская и Большевик, а также Междуреченская и Антоновская обогатительные фабрики. В настоящее время холдинг принадлежит Российской государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. До ноября 2020 г. компания находилась в управлении холдинга Евраз, принадлежащего Роману Абрамовичу. В декабре 2019 г. Евраз планировал купить Сибуглемет. Однако, по словам представителей Евраза, сделка не состоялась из-за падения цен на уголь.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля упали ниже 130 долл./т. Давление на цены оказывает совокупность таких факторов, как повышение температуры, высокая ветрогенерация, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии.
В Европе продолжается период мягкой весенней погоды с пониженным уровнем потребления, когда отопительный сезон завершился, а летняя жара, способствующая спросу на кондиционирование, еще не пришла. В связи с этим в некоторых странах ЕС наблюдались новые случаи падения цен на электроэнергию (в контрактах на сутки вперед) до отрицательных значений.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 420.3 долл./1000 м3 (-21.7 долл./1000 м3 к 26.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. Текущий уровень запасов газа составляет чуть более 60%. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.9 млн т. (+0.1 млн т. или +1.3% т. к 26.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 обвалились ниже 120 долл./т. на фоне низкой активности со стороны Европы. Спрос также снизился со стороны Индии, где ожидается увеличение внутренней добычи и сокращается потребление в связи с ослаблением жары.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 145 долл./т. в связи с нерабочими днями по случаю общенационального праздника (День труда), с 29 апреля по 3 мая, и приостановкой торговой активности на это время.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 120 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 26.04.2023 г.), укрепившись на увеличении интереса со стороны азиатских стран и сокращения предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей, которые привели к замедлению добычи и транспортных операций.
Кроме того, государственная компания Bukit Asam (PTBA) объявила форс-мажор по поставкам угля в результате схода вагонов с рельс из-за селевого потока. PTBA заявила, что не осуществляет ж/д погрузку с 28 апреля в связи с чем по итогам апреля-мая компания недопоставит около 1 млн т. Данный инцидент негативно отразится на планах PTBA по добыче (41.0 млн т.) и ж/д отгрузкам (32.0 млн т.) на 2023 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 180 долл./т., что обусловлено сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Всемирный банк 27.04.2023 г. представил прогноз, согласно которому цены на австралийский уголь составят в среднем 200 долл./т. в 2023 г. и 155 долл./т. – в 2024 г. из-за увеличения потребления СПГ в Европе и роста добычи в Китае и Индии.
Котировки австралийского металлургического угля составили 235 долл./т. Участники рынка занимают выжидательную позицию до окончания праздничных выходных в КНР, где около 30 металлургических заводов запланировали провести технические обслуживание, которое будет длиться до конца мая.
Россия разрабатывает собственные индексы
В 2023 г. ФАС планирует согласовать с правительством методики расчета всех национальных индексов цен, включая цены на уголь, нефть, нефтепродукты, и удобрения.
Необходимость создания собственных индикаторов связана с тем, что участники рынка пользуются иностранными товарными индексами. Из-за усиления антироссийских санкций и закрытия рынков стран Запада для экспорта из России многие зарубежные котировки потеряли актуальность.
После получения заключения ЦБ России и других органов методика будет направлена на рассмотрение в биржевой комитет. Ожидается, что вся процедура займет около 3 месяцев.
При согласовании методик расчета национальных индексов приоритет будет отдаваться индикаторам, формируемым в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, также будут использоваться данные других независимых площадок.
Эльгауголь согласовала увеличение добычи угля до 45 млн т
Главгосэкспертиза одобрила строительство объектов второй очереди комплекса угледобычи на Эльгинском месторождении в Якутии, что позволит довести добычу до 45 млн т. угля в год.
Проектная документация предполагает формирование внешних и внутренних отвалов вскрышных пород, проведение горно-капитальных работ, строительство очистных сооружений, автодороги и других коммуникаций.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.
В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или +36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.
По итогам 1 квартала 2023 г. добыча компании составила 4.6 млн т. (+80 тыс. т. или +1.8% к январю-марту 2022 г.).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.
Экспорт российского угля в январе-марте 2023 года вырос на 8.9%
В январе-марте 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 51.8 млн т. (4.2 млн т. или +8.9% к январю-марту 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 25.1 млн т. (+2.1 млн т. или +9.1% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 2.8 млн т. (+0.95 млн т. или +51.0% к январю-марту 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 15.7 млн т.(+4.8 млн т. или +43.6% к январю-марту 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.38 млн т. (-3.7 млн т. или -90.5%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 7.9 млн т. (+1.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.