Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пульс угля - 12 февраля

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Пульс угля - 12 февраля
Фото: pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке в очередной раз достигли уровня 200 долл./т в связи с сохраняющимся дефицитом предложения на международном рынке. Дополнительным фактором роста цен стало снижение целевого показателя атомной энергии на 2022 г. французским энергетическим холдингом EDF до рекордно низкого уровня в 295–315 ТВтч в связи с продолжающимися проверками и профилактическими работами на АЭС компании. В связи с этим французское правительство объявило о повышении лимита на потребление угля на фоне зимних проблем с энергоснабжением.


Запасы угля на терминалах ARA продолжили сокращаться, составив 3.4 млн. т. (-0.1 млн. т. к 02.02.2022 г.).

Котировки южноафриканского угля укрепились выше 200 долл./т. на фоне резкого скачка внутренних цен в Китае и сохраняющегося дефицита предложения на международном рынке. Запасы угля в порту Richards Bay (RBCT) увеличились до 2.2 млн. т. (+0.2 млн. т. к 02.02.2022 г.), по-прежнему оставаясь на 5-летних минимумах.

В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR выросли на 12 долл./т. до 188 долл./т. FOB Qinhuangdao. Дополнительные проверки безопасности и охраны окружающей среды во время Олимпийских игр в Пекине (04.02-20.02.2022 г.), а также приостановка работы ряда шахт в провинции Шаньси привели к росту угольных котировок на внутреннем рынке КНР.

09.02.2022 г. Комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) заявила, что спотовые цены FOB 5500 должны быть ограничены на уровне 142 долл./т. вместо 158 долл./т., о которых сообщалось ранее.

Высокая торговая активность азиатских потребителей, которые вернулись на рынок после новогодних праздников (31.01.-06.02.2022 г.) положительно отразилась на индексах австралийского материала выше 245 долл./т.

Высокий спрос со стороны Китая и Индии укрепил котировки индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR до 136 долл./т. Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии приостановило действие разрешений на добычу у 81 угольной компании за непредставление планов работ и бюджета на 2022 г.

Индексы австралийского металлур-гического материала незначительно скорректировались ниже 440 долл./т., по-прежнему удерживаясь на исторических максимумах на фоне ограниченного предложения на мировом рынке.

Восточный Порт увеличит мощность перевалки до 70 млн т

Российский государственный регулятор одобрил проект реконструкции причалов стивидорной компании АО Восточный Порт. Ожидается, что по итогам его реализации мощность перевалки крупнейшего на Дальнем Востоке угольного терминала вырастет примерно до 70 млн. т.


Проект предполагает удлинение существующего 300-метрового причала №51, с которого ведётся закрытая погрузка угля в трюмы судов. Проектом также предусмотрено строительство пирса шириной 24 метра и размещение ленточных стационарных конвейеров для подачи угля на судопогрузочные машины.

Модернизируемая инфраструктура АО Восточный Порт позволит обслуживать
337 судозаходов в год. Глубины у причалов №51 и №52 составят 16.5 м с последующим увеличением до 18 м, а также дноуглублением подходного канала и зоны маневрирования двух причалов до проектной глубины 19 м, что не имеет аналогов в регионе.

Стоит отметить, что при уже существующей мощности угольной перевалки в 50 млн. т. после запуска Третьей очереди в 2019 г. АО Восточный Порт отгрузило на экспорт в 2021 г. всего 25 млн. т. угля (-2.0 млн. т. или -7.4% к 2020 г.), т.е. в два раза меньше своей пропускной способности.

Подобная динамика обусловлена прежде всего ограниченными возможностями БАМа и Транссибирской магистрали, а также ж/д конвенциями РЖД и ремонтными работами на сети железных дорог. Таким образом, РЖД пока не в состоянии обеспечить провоз грузов в требуемом объеме, как следствие портовые мощности на Дальнем Востоке остаются недозагруженными, что препятствует наращиванию экспорта российского угля.