Поделиться
Пульс угля - 13 февраля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

piqsels.com

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе в Европе, после небольшой коррекции, котировки энергетического угля продолжили падение, опустившись ниже 130 долл./т. Давление на угольные котировки усилилось на фоне ожидаемого повышения температуры, высоких запасов угля на складах ARA и возобновившегося падения цен на газ и электроэнергию. Дополнительным негативным фактором стало повреждение портовой инфраструктуры в Турции (с совокупным импортом около 6 млн т. угля в 2022 г.) из-за недавнего разрушительного землетрясения, в результате чего некоторые поставки угля могли быть перенаправлены на европейский рынок.


Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 600 долл./1000 м3 (-55 долл./1000 м3 или -8.4% к 01.02.2023 г.), что, в частности, обусловлено увеличением прокачки газа в Европу по украинской ГТС со стороны России.

Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 133 долл./т. на фоне снижения европейских индексов, а также кратковременного сокращения предложения в результате приостановки отгрузок на сутки в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) из-за кражи кабелей на железной дороге Transnet.

Участники угольной конференции, проходящей на прошлой неделе в ЮАР, выразили мнение, что в 2023-2024 гг. котировки южноафриканского высококалорийного материала не опустятся ниже 110-120 долл./т. FOB Richards Bay благодаря спросу в Европе и невысокому предложению. Делегаты также ожидают, что в текущем году цена составит 140-160 долл./т. FOB, тогда как аналитики McCloskey прогнозируют среднюю цену на уровне 184 долл./т. FOB на 2023 г. и 137 долл./т. FOB – на 2024 г.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 11 долл./т. до 164 долл./т. в связи с увеличением запасов угля в северных портах и на складах потребителей. Кроме того, давление оказывает невысокий объем потребления на фоне медленного восстановления экономической активности.

В результате благоприятных погодных условий добыча в Китае сохранялась на уровне 12 млн т./день, что способствовало заполнению угольных складов в северных портах почти до исторических максимумов. Совокупные запасы в трех крупнейших северных портах (Qinhuangdao, Jingtang и Caofeidian) достигли 25.45 млн т. по состоянию на 7 февраля, что составляет 76% от общей складской вместимости. Негативным фактором также выступает возможное дальнейшее повышение тарифов на хранение. На этом фоне компания Shenhua понизила цены на материал 5500 NAR на 5 долл./т.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 137 долл./т. (-3 долл./т. к 01.02.2023 г.) на фоне снижения торговой активности и пессимистичных ожиданий в отношении спроса на спотовом рынке. Индийские покупатели не стремятся закупать материал в ожидании дальнейшего падения цен, а также ввиду улучшения предложения на внутреннем рынке и наличия достаточных запасов угля в портах страны. В связи с этим индонезийские поставщики перенаправляют часть объемов на внутренний рынок Индонезии, где цена спроса сопоставима с текущими котировками на международном рынке.

Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалилась ниже 230 долл./т. из-за недостаточного спроса, обусловленной выжидательной позицией покупателей, а также высоким предложением и возросшими запасами на внутреннем рынке Индии и КНР.

Индексы австралийского металлургического угля выросли выше 367 долл./т. продолжив укрепляться на опасениях сокращения предложения в результате аварии на железной дороге в штате Квинсленд. На прошедшей неделе было объявлено, что открытие транспортного маршрута до порта Gladstone, перекрытого после столкновения поездов, было перенесено с 9 на 12 февраля.

 

Минэнерго поддерживает мораторий на рост ж/д тарифов на уголь

Минэнерго РФ поддержало предложение властей Кузбасса о введении моратория на повышение ж/д тарифов на перевозки угля в 2023-2024 гг., а также изменения налогового законодательства в отрасли.


В Министерстве сообщили, что угольные компании должны иметь возможность прогнозировать отгрузку для заключения и исполнения долгосрочных контрактов. Угольные компании наращивают погрузку в направлении портов Северо-Запада из-за наличия ограничений на Восточном полигоне и подходах к Азово-Черноморскому бассейну. Минэнерго подчеркнуло необходимость увеличения пропускной способности Восточного полигона в сроки, указанные в утвержденных правительством документах.

Накануне в ходе заседания комиссий Госсовета РФ власти Кемеровской области предложили ввести указанный мораторий, а также мораторий на принятие новых законов и внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые будут приводить к увеличению финансовой и административной нагрузки на российских грузоотправителей, порты, операторов и других участников перевозки грузов.

Власти Кузбасса также предложили возобновить действие понижающих коэффициентов на экспортные перевозки каменного угля в зависимости от расстояния перевозки. Кроме того, для привлечения дополнительных объемов перевозок и разгрузки восточного направления предлагается рассмотреть возможность предоставления скидок на перевозку угля в направлении портов Северо-Запада в 2023-2024 гг.

Кузбасс также настаивает на комплексном мониторинге модернизации и строительства на Восточном полигоне, включая ежемесячные осмотры 83 согласованных первоочередных объектов, с участием представителей комиссий Госсовета РФ, а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД.

В сентябре 2020 г. РЖД отменило скидку в 12,8% на экспортные перевозки угля и антрацита для кузбасских компаний, а в июне 2022 г. – понижающие коэффициенты к тарифу за экспортные перевозки энергетического угля и дальность расстояния свыше 3300 км.

В марте 2022 г. были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки по сети РЖД перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.

Согласно перечню поручений Владимира Путина от марта 2021 г., объемы вывоза угля из Кузбасса на восток до 2024 г. должны вырасти на 30% относительно 2020 г., когда из региона в этом направлении было отгружено 55.8 млн т. В 2022 г. отгрузка угля из Кузбасса в восточном направлении упала на 5,5% до 53 млн т.

 

Железная дорога до угольного порта Эльга будет построена в 2025–2026 гг.

Строительство железнодорожной ветки с Эльгинского угольного месторождения к Охотскому морю будет завершено к концу 2025 г. - началу 2026 г. В текущее время построено почти 100 км ж/д полотна. При этом общая протяженность частной железнодорожной ветки составляет более 500 км.


строительство магистрали Эльга - Чумикан, декабрь 2022 г.
фото: Эльгауголь

Проект реализуется в соответствии с планом и позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля из Якутии и разгрузить БАМ и Транссиб. Выход на полную мощность ожидается в 2026 г.

К строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год компания Эльгауголь (УК ЭЛСИ) приступила в 2022 г.

Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать
5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.

Стоимость строительства ж/д ветки и порта Эльга оценивается в 136.5 млрд рублей.

В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.

Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.

 

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор ТЭК Дальнего Востока

Сложная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов на Сахалине. В Якутии отмечается рост добычи нефти и расширение ресурсной базы. Также в республике растет добыча угля, однако для его поставок на экспорт требуется развитие инфраструктуры. Также продолжается рост добычи предназначенного на экспорт каменного угля на Чукотке.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля - 30 января

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля - 6 февраля

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 22 апреля: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Шахтерам светит тяжелый год

В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 15 апреля: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 8 апреля: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 1 апреля: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 25 марта: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — весна 2024

В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 18 марта: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Терминалы просят угля: профильные порты требуют приоритета на железной дороге

Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 11 марта: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Больше материалов