Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалась незначительная коррекция котировок энергетического угля ниже 335 долл./т. на фоне увеличения запасов на терминалах ARA и решения Германии отказаться от планов по созданию стратегического запаса угля. Данное решение принято в связи с ожиданием того, что в стране будет достаточный объем угля, несмотря на эмбарго на поставки из России, которое вступает в силу с 10.08.2022 г. Дополнительным понижательным фактором стал отказ Венгрии и Словакии согласовывать эмбарго на российскую нефть. Также давление на котировки оказало введение в эксплуатацию газопровода Литва-Польша, соединяющего страны Прибалтики и Финляндию с ЕС и позволяющего укрепить энергетическую безопасность Европы.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 5.5 млн т. – самый высокий показатель с декабря 2020 г. (+0.3 млн т. или +6% к 04.05.2022 г.). Увеличившийся спрос на южноафриканский материал со стороны стран ЕС, пытающихся заместить поставки российского угля, положительно отражается на ценах южноафриканского материала. Дополнительным фактором роста индексов выше 325 долл./т. являются продолжающиеся проблемы с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. В ходе конференции в Кейптауне представители угольных компаний Wattle Colliery и Exxaro призвали участников рынка подать в суд на Transnet, которая не может решить проблемы с вывозом материала на экспорт на фоне рекордных цен на международном рынке.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR поднялись на 79 долл./т. до 181 долл./т. FOB Qinhuangdao, вернувшись к уровню позапрошлой недели. На рынок энергетического угля вернулся оптимизм после обещаний правительства оказать дополнительную поддержку секторам, пострадавшим от COVID-19. Также на фоне ремонтных работ на ж/д линии Daqin наблюдается сокращение предложения на спотовом рынке. Запасы в порту Qinhuangdao снизились до 4.8 млн т.
(-0.2 млн т. или -3% к 03.05.2022 г.).
Цены австралийского материала укрепились выше 390 долл./т. на фоне снижения спроса на российский уголь из-за санкций и продолжающихся проливных дождей в Австралии. Японская компания Idemitsu Kosan заявила, что в 2022 г. планирует остановить добычу на своем разрезе Muswellbrook в Новом Южном Уэльсе мощностью 1.2 млн т./г. в связи с исчерпанием ресурсов. Idemitsu также ожидает снижение добычи на разрезе Ensham в Квинсленде на 5.5% до 3.45 млн т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 198.00 долл./т. FOB Kalimantan (-2.00 долл./т. к 04.05.2022 г.). Спрос со стороны индийских генерирующих предприятий, которые пополняют запасы на фоне рекордно высоких среднесуточных температур, продолжает оказывать поддержку индексам индонезийского материала. При этом давление на котировки оказывает низкий спрос китайских предприятий, что обусловлено высокими ценами и конкуренцией со стороны российских поставщиков.
Индекс австралийского металлургического угля вырос выше 510 долл./т. Тем не менее отсутствие уверенности относительно будущего спроса на сталь из-за экономических последствий борьбы с COVID-19 в Китае может оказать давление на котировки в среднесрочной перспективе.
Россия удвоила экспорт угля в Китай в апреле 2022 года
Согласно данным компании Kpler, Китай увеличил импорт российского металлургического угля до рекордного уровня. В апреле морские поставки российского коксующегося угля достигли 1.37 млн т. по сравнению с 0.92 млн т. в марте и 0.75 млн т. в феврале.
Общий объем поставок российского энергетического и металлургического угля в Китай в апреле достиг 4.37 млн т., что вдвое превышает уровень предыдущего месяца.
Китайские трейдеры, урегулировавшие вопросы финансирования и кредитования со своими банками, увеличили закупки российского угля на фоне роста цен в Австралии.
Торговля углем между Китаем и Россией замедлилась в конце февраля, когда международные банки приостановили выдачу аккредитивов под угрозой западных санкций.
Однако, поскольку некоторые китайские банки ослабили ограничения на финансовые активы для определенных клиентов, торговля углем с Россией возобновилась в марте, хотя некоторые препятствия, такие как доставка и страхование, остаются.
Российский премиальный коксующийся уголь в морских портах на севере Китая в апреле торговался в среднем по 386 долл./т по сравнению с ценой в 473 долл./т. за австралийский коксующийся уголь аналогичного качества.
В 2021 г. экспорт российского угля в Китай увеличился до 57 млн т. (+17.4 млн т. или +44% к 2020 г.).
Кузбасс ускоряет выпуск импортозамещающего оборудования для добычи угля
Крупнейшие промышленные предприятия Кузбасса, выпускающие горно-шахтное оборудование и комплектующие для угольной промышленности, ускорили выпуск продукции более чем на 25%, внедрив в рамках национального проекта «Производительность труда» экономически эффективные технологии, которые должны помочь в импортозамещении специализированной продукции для угледобычи.
В настоящее время в Кузбассе работает около 150 угледобывающих предприятий, добывающих более 50% российского угля. В настоящее время экспорт специализированного оборудования и комплектующих из Германии, Швеции, Бельгии, США и других стран ограничен. До введения санкций доля импортного оборудования, используемого при добыче угля, составляла от 50% до 90%, в зависимости от конкретного вида оборудования. В марте глава региона Сергей Цивилев сообщил, что шахты и угольные разрезы Кузбасса переходят на отечественное оборудование. Для этого местные предприятия будут наращивать объемы производства и расширять производственные линейки.
К национальному проекту присоединились крупнейшие производители региона. Они выпускают конвейерную технику, крепления горных выработок, средства безопасности, электрооборудование, системы пожаротушения и фильтры для горной техники. Ускорение и увеличение объемов их производства помогает в импортозамещении специализированных товаров и оборудования для угольщиков, поставки которых приостановлены из-за санкций.
«Сейчас крайне важно в максимально сжатые сроки перевести шахты и разрезы региона на отечественное оборудование и комплектующие, которые не уступают импортным аналогам в надежности и качестве. Это необходимо для стабильной и надежной работы предприятий угольной отрасли и дает новый импульс для развития машиностроения Кузбасса», - отметил Сергей Цивилев.
Великобритания вводит санкции против Evraz
Великобритания ввела санкции против металлургической компании Evraz. В британском МИДе причины санкций объяснили тем, что «Evraz является металлургической и горнодобывающей компанией, работающей в отраслях, имеющих стратегическое значение для правительства России. Кроме того, Evraz производит 28% всех железнодорожных колес в России и 97% рельсов, что имеет жизненно важное значение, так как Россия использует железную дорогу для того, чтобы доставлять военные грузы и войска на линию фронта на Украине».
Основными бенефициарами Evraz являются: Роман Абрамович 28.64% (акций), Александр Абрамов (19.32% акций) и Александр Фролов (9.65% акций).
10 марта Абрамович попал под британские санкции, предполагающие блокировку активов и запрет на въезд в страну. Тогда же Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании сообщило, что временно приостановило листинг Evraz на Лондонской фондовой бирже.
Добыча угля Evraz в 2021 г. составила 23.2 млн т. (+2.5 млн т. или +12.2% к 2020 г.). В январе-апреле 2022 г. Evraz добыл 6.4 млн т. (-1.8 млн т. или -22.2% к аналогичному периоду 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 335 долл./т., обусловленное недостатком импортного материала в ЕС на фоне приближающегося эмбарго на российский уголь. Снижение объемов ветряной генерации в ряде стран ЕС и новости о возможном запрете на экспорт российской нефти также оказали поддержку угольным индексам.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 5.2 млн т. – самый высокий показатель с декабря 2020 г. (+0.2 млн т. к 27.04.2022 г.).
Увеличившийся спрос на южноафриканский материал со стороны стран ЕС, пытающихся заместить поставки российского угля, положительно отразился на ценах южноафриканского материала, поднявшихся выше 310 долл./т. Дополнительным фактором роста индексов являются продолжающиеся проблемы с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay.
В Китае цены спот 5500 NAR снизились к на 90 долл./т. до 102 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке КНР упали после того, как 01.05.2022 г. Китай обнулил импортные пошлины на уголь для стимулирования развития экономики на фоне роста добычи и снижения потребления электроэнергии из-за ограничений, связанных с новой волной COVID-19 в стране.
Цены австралийского материала укрепились выше 365 долл./т. на фоне ряда крупных сделок на физическом рынке и переговоров по бенчмарку на следующий финансовый год между Японией и Австралией.
Увеличившаяся торговая активность индийских генерирующих предприятий, которые пополняют запасы в связи с рекордно высокими среднесуточными температурами, оказала поддержку индексам индонезийского материала
5900 GAR до 200.00 долл./т. FOB Kalimantan. Экстремальная жара в Индии привела к росту потребления электроэнергии, который в последнюю неделю апреля достиг исторического максимума в 207 ГВт.
Рост спроса на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в АТР продолжает положительно отражаться на динамике котировок угля из Австралии, удерживающихся на уровне выше 500 долл./т.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.7% в январе-марте 2022
В январе-марте 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 57.0 млн т. угля (-1.0 млн т. или -1.7% к январю-марту 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 16.4 млн т. (-0.8 млн. т. или -4.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 40.6 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 36.8 млн. т. (+1.6 млн т. или +4.5% к январю-марту 2021 г.), производство подземным способом составило 20.2 млн т. (-2.6 млн т. или -11.4%).
В феврале-марте 2022 г. потребителям было поставлено 45.6 млн т. угля (-2.7 млн т. или -5.6%), в том числе на экспорт 29.7 млн т. (-3.5 млн т. или -10.5%), российским металлургическим компаниям 8.3 млн т. (+0.2 млн т. или +2.5%), местным угольным электростанциям 4.3 млн т. (+0.3 млн т. или +7.5%).
По состоянию на 1 апреля 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 17.9 млн т. (+2.6 млн т. или +17.0% к 1 апреля 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжается второй месяц подряд на фоне логистических проблем и международных санкций против России (см. диаграмму ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля спотовые индексы продемонстрировали существенное падение ниже 290 долл./т. на фоне опасений замедления мировых экономик в связи с распространением COVID-19 в Китае и увеличения запасов на терминалах ARA, которое обусловлено стремлением компаний нарастить импорт до вступления в силу эмбарго на российский уголь. Волатильность на энергетическом рынке также была вызвана отказом Польши и Болгарии оплачивать российский газ национальной валютой РФ, в результате чего Россия прекратила поставки в эти страны. Запасы угля на терминалах ARA увеличились примерно до 5.00 млн т. – самый высокий показатель с июня 2021 г. (+0.60 млн т. к 20.04.2022 г.).
Индексы южноафриканского материала значительно снизились - до 280 долл./т. на фоне напряженности на международном рынке. Пакистан, второй крупнейший импортер ЮАР после Индии, стал отказываться от южноафриканского материала ввиду его дороговизны и выбора в пользу угля из Афганистана и Таджикистана. При этом ж/д погрузка в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal в апреле сократилась до 1 млн т. в неделю против нормы в 1.5 млн т. Таким образом, из-за проблем ж/д оператора Transnet объем экспорта ЮАР по итогам 2022 г. может оказаться еще ниже прошлогоднего 25-летнего минимума и, по предварительным данным, составить 55 млн т. (-3 млн т. или -5% к 2021 г.).
В Китае цены спот 5500 NAR снизились на 13 долл./т. до 178 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая скорректировались на фоне заявления властей о том, что КНР обнулит импортные пошлины на уголь с 01.05.2022 г. по 31.03.2023 г. для стимулирования развития экономики. С этой же целью Китай планирует увеличить собственные производственные мощности по добыче угля в 2022 г. на 300 млн т. Давление на котировки продолжают оказывать жесткие меры борьбы с распространением пандемии COVID-19, способствующие снижению спроса на электроэнергию.
Австралийский индекс укрепился выше 355 долл./т. на фоне снижения объема отгрузок из Австралии в связи с неблагоприятными погодными условиями на 3% до 6.94 млн т., тогда как средний недельный объем составляет 7.36 млн т. Также поддержку ценам оказал возобновившийся спрос потребителей из Японии и Южной Кореи.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR укрепляются из-за увеличения спроса со стороны Индии, где запасы на 165 угольных электростанциях снизились на 4% за прошедшую неделю (21.45 млн т. на 26.04.2022 г. против 22.26 млн т. на 19.04.2022 г.) и находятся на 9-летнем минимуме. Кроме того, министр энергетики Индии Сингх призвал увеличить импорт угля в ближайшие 3 года, хотя данная мера может оказаться временной и служить решением проблемы дефицита на фоне роста спроса на электроэнергию, вызванного резким повышением температуры и ростом промышленной активности.
Рост спроса на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в ЕС и АТР продолжает положительно отражаться на динамике котировок угля из Австралии, выросших выше 515 долл./т. Поддержку ценам также оказывали проливные дожди в штате Квинсленд.
Изменение маршрутов поставок российского угля на фоне эмбарго
За последние 20 лет Россия увеличила экспортные поставки угля в Европу с 21 млн т. в 2000 г. до 68 млн т. в 2021 г., заняв более 50% рынка против 11% в 2000 г.
Однако, начиная с середины 3-го квартала 2022 г. экспортные поставки в Европу могут прекратиться в результате эмбарго на российский уголь со стороны стран ЕС, которое предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки угля с 10 августа текущего года.
В связи с санкциями российские экспортеры уже перенаправляют уголь в восточном направлении, прежде всего в страны АТР, но переориентировать все поставки в объеме 68 млн т. вряд ли является посильной задачей, что обусловлено инфраструктурными и логистическими ограничениями.
Так, провозные мощности БАМа и Транссиба, где модернизация проходит более медленными темпами, чем планировалось, уже загружены на 100%, а поставки из северо-западных и южных портов России влекут за собой значительное увеличение транспортных расходов в связи с удлинением маршрутов и, как следствие, более дорогого фрахта. Также на фоне военной операции России на Украине наблюдается резкое удорожание страховых премий, а судовладельцы опасаются предоставлять сухогрузы для работы с российскими портами.
Из-за логистических проблем власти страны вновь вернулись к обсуждению Северного широтного хода, строительство которого Владимир Путин в середине апреля поручил начать уже в 2022 г. Ранее данный проект рассматривался как путь для вывоза углеводородов с Арктики в направлении Европы, а теперь - как способ разгрузить Транссиб.
Австралийская компания увеличивает добычу угля в России
Австралийская компания Tigers Realm Coal Ltd, осваивающая месторождение каменного угля Фандюшкинское поле на Чукотке, в первом квартале 2022 г. отгрузила 297 тыс. т. топлива. В годовом сопоставлении рост составил 42%. При этом добыча составила 254 тыс. т. (+45.7 тыс. т. или +22% к 1 кварталу 2021 г.).
Компания также реализует проект по строительству обогатительной фабрики и планирует увеличить добычу до 2 млн т. угля в год. В августе 2021 г. российская компания Берингпромуголь, принадлежащая Tigers Realm Coal, получила разрешение на разработку угольного месторождения Звонкое, которое расположено на Чукотке (Россия) недалеко от Фандюшкинского поля.
Транспортировка продукции предусмотрена грузовым автотранспортом по автодороге круглогодичного сообщения протяженностью 37 км от месторождения до порта Беринговский, откуда осуществляется экспорт в страны АТР.
Tigers Realm Coal - международная угольная компания со штаб-квартирой в Австралии. Компания владеет активами по добыче коксующегося угля в России, Австралии и Канаде.
Власти приостановили работу двух шахт в Кузбассе
Ростехнадзор и суд приостановили работу двух шахт Кузбасса: Юбилейная, входящая в холдинг ТопПром, и Южная, принадлежащая СДС-Уголь.
В связи с технологическими нарушениями на шахте Юбилейная все виды горных работ приостановлены судом на 90 суток.
На шахте Южная Ростехнадзор на неопределенный срок приостановил добычу угля в одной из лав. В феврале суд уже останавливал производство из-за нарушений на 30 суток, хотя тогда нарушения были устранены досрочно, и шахта возобновила добычу спустя несколько дней.
Кроме того, комиссия Роснедр приняла решение ограничить права по добыче угля в рамках действующей лицензии шахты Листвяжная в Кузбассе, где в ноябре прошлого года в результате ЧП погиб 51 человек, что стало основанием для усиления надзора и серии проверок безопасности работы шахт.
В 1-м квартале 2022 г. на шахте добыча на шахте Юбилейная составила 0.21 млн т. (-0.34 млн т. или -62% к 1 кв. 2021 г.), а добыча на шахте Южная – 0.48 млн т. (-0.1 млн т. или -18% к 1 кв. 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке выросли выше 355 долл./т. на фоне объявленного эмбарго на импорт всех видов угля из России, согласованного странами ЕС в рамках пятого пакета санкций. Эмбарго предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки российского угля и начнет действовать с 10 августа 2022 г. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до
9 апреля 2022 г. Поддержку ценам, также оказало заявление Польши о том, что на этой неделе ее правительство введет самостоятельный запрет на импорт угля из России, который сразу вступит в силу. Правительство Польши также обратилось к операторам морских портов с просьбой подготовиться к импорту и хранению до
10 млн. т. угля.
Европа планирует заменить российский материал в объеме 50 млн. т. поставками из США, Австралии, Индонезии, Колумбии и Южной Африки. При этом опрос участников VDKI (ассоциация немецких импортеров угля) показал, что 21% респондентов считают замену российского угля в краткосрочной перспективе невозможной и такое же количество респондентов считают, что замена возможна только по значительно более высокой цене. С целью снижения потребления угля на прошедшей неделе Германия выдвинула на рассмотрение законопроект (the Easter Package), предусматривающий увеличение мощностей солнечной генерации до 215 ГВт к 2030 г. вместо 200 ГВт и ветряной генерации до 140 ГВт вместо 91 ГВт.
Котировки южноафриканского материала поднялись выше 325 долл./т. на фоне напряженности на международном угольном рынке и увеличившегося спроса со стороны европейских стран, пытающихся заместить поставки российского угля. Спрос также увеличивается со стороны Индии в связи с нехваткой электроэнергии. Власти Индии уже заявили о необходимости увеличить импорт, несмотря на высокие цены. На текущий момент угольные электростанции совокупной мощностью 7,295 МВт вынуждены простаивать из-за нехватки топлива, поскольку с начала апреля потребление значительно увеличилось в преддверии летнего сезона.
В Китае цены спот 5500 NAR упали на 16 долл./т. до 188 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая продолжили снижаться на фоне сокращения потребления в ряде провинций, включая Shanghai, Jiangsu и Zhejiang, где введены ограничения из-за распространения COVID-19. Давление также оказывают покупатели, занявшие выжидательную позицию в ожидании дальнейшего снижения котировок и появления признаков восстановления экономической активности. Кроме того, ряд производителей угля понизил цены ввиду быстро растущих запасов на своих складах, а некоторые электростанции отмечают, что уровень загрузки мощностей значительно снизился и сравним с периодом новогодних каникул.
Возросшая торговая активность европейских потребителей положительно отразилась на индексах австралийского материала выше 335 долл./т. в связи с запретом на импорт российского угля. Поддержку ценам также оказало замедление отгрузок угля с месторождений Нового Южного Уэльса в адрес порта Newcastle в связи с плановыми работами на железной дороге 5-7 апреля и увеличение очереди судов, ожидающих погрузку.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR продолжили падать до 185 долл./т. на фоне снизившейся торговой активности китайских покупателей из-за распространения COVID-19 в Китае. Индонезийская крупнейшая горнодобывающая компания Bumi Resources заявила о планах увеличить добычу на 9-15% в 2022 г. до 85-90 млн. т., хотя в прошлом году компания не достигла этой цели и добыча составила 78 млн. т. – самый низкий показатель с 2012 г., что было обусловлено проливными дождями на протяжении всего года.
Котировки австралийского металлургического угля подскочили выше 505 долл./т. на фоне растущего интереса со стороны азиатских и европейских покупателей в связи с геополитической неопределенностью.
Последствия ввода эмбарго на российский уголь
Страны Европейского союза утвердили эмбарго на импорт российского угля в рамках нового пакета санкций против Российской Федерации. Эмбарго предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки угля и начнет действовать с 10 августа 2022 г. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до 9 апреля 2022 г.
Великобритания также заявила, что прекратит закупки российского материала, но до конца 2022 г. Постепенно к данной инициативе присоединяется и Япония, власти которой еще не обозначили конкретные сроки, но отдельные компании уже делают соответствующие заявления.
Европейским потребителям будет сложно найти альтернативные источники, но не невозможно, поскольку мировой рынок угля хорошо диверсифицирован. Хотя российский уголь и отличает высокое качество, включая низкое содержание золы и серы.
Однако перераспределение поставок может стать сложной задачей для России, поскольку возможности переориентации ограничены провозными мощностями ж/д в восточном и южном направлениях, а также возможностью найти покупателей на рынке АТР, Индии и других неевропейских стран. Дополнительным сдерживающим фактором является ситуация на фрахтовом рынке, где наблюдается рост ставок и величины страховки при заходе в российские порты и общее нежелание судовладельцев работать с Россией.
Таким образом, если сложить объемы потребления Европы, Японии и Южной Кореи, то в 2023 г. под угрозой окажется 100 млн. т. из совокупных 225 млн. т. прошлогоднего экспорта угля.
Прямым следствием данной ситуации будет являться: рост поставок в Европу из Австралии, Индонезии, Южной Африки, США и Колумбии; сокращение предложения угля на мировом рынке; сохранение, а возможно и продолжение роста цен; появление новых ценовых индексов для российского угля, который будет поставляться с дисконтом по сравнению с углем из других стран-поставщиков.
Дополнительные объемы российского угля на азиатские рынки могут быть отгружены с точки зрения логистики сейчас только через западные порты, что предполагает дополнительные расходы на фрахт. В целом будет наблюдаться увеличение дистанции поставок (Австралия и Индонезия в Европу, а Россия через запад в Азию), а значит и времени поставок, как следствие, уменьшение свободных судов для перевозки угля, что также будет оказывать повышательное давление на фрахтовые ставки.
Таким образом, угля на рынке будет становиться меньше, и он станет дороже. При этом издержки понесут не только российские поставщики, но и европейские потребители.
Северная звезда может переориентироваться на внутренний рынок
Компания Северная звезда (холдинг AEON), занимающаяся освоением Сырадасайского месторождения угля, может переориентироваться с европейского на внутрироссийский рынок. Данный сценарий рассматривается в связи с возможными западными санкциями и блокированием российских грузов в Европе.
Сырадасайское месторождение на Таймыре
Фото: компания «Северная Звезда»
При этом коксующийся уголь, добываемый компанией, востребован не только за рубежном, но и на внутреннем рынке. Однако компания не отказывается от экспорта полностью и изучает возможность поставок угля в Китай в 2023 г., а также проводит переговоры с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии.
Запасы Сырадасайского месторождения, расположенного в пределах Западно-Таймырского угленосного района, составляют около 5.7 млрд. т. Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Добыча угля, как ожидается, начнется в 2022 г.
В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн. т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.). Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
AEON - международный инвестиционный фонд, в портфель которого входят различные транспортные проекты, включающие аэропорты и речные порты. AEON принадлежит российскому бизнесмену Роману Троценко.
СУЭК возглавит новый директор
Новым гендиректором СУЭК станет Максим Басов, который с 2003 по 2021 гг. возглавлял агрохолдинг Русагро, где является третьим по величине акционером с долей 8%.
Максим Басов
Фото: Евгений Реутов, Росконгресс
Ранее возглавлявший угольную компанию Степан Солженицын займет пост гендиректора Сибирской генерирующей компании и сконцентрируется на выделении энергетического бизнеса из состава группы. В планы СУЭК компании также входит выделение логистического оператора Национальная транспортная компания (НТК).
Основной задачей Басова станет трансформация СУЭК. Новому гендиректору предстоит обеспечить устойчивость на фоне геополитической неопределенности, в результате которой у компании меняются возможности финансирования, коммерческие отношения, а также логистика.
После введения санкций в марте состав совета директоров и акционеров СУЭК покинули Андрей Мельниченко и Владимир Рашевский.
СУЭК – одна из крупнейших угольной компаний в России. По итогам 2021 г. объем добычи компании составил 102.5 млн. т. (+1.3 млн. т. или +1% к 2020 г.), из них на экспорт было отправлено 54.5 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1% к 2020 г.). Однако в 1-м квартале 2022 г. добыча снизилась и составила 27.6 млн. т. (-1.4 млн. т. или -4.9% к 1 кв. 2021 г.). В состав компании входит 27 угольных шахт и разрезов и 27 электростанций.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.