Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Европейский угольный рынок остается нестабильным из-за неопределенности на газовом рынке и сохраняющегося дисбаланса спроса и предложения, усугубляемого дефицитом угля в Индии и Китае. Бумажные контракты на хабе TTF превысили отметку 1200 долл./тыс. м3. Более низкие, чем обычно, температуры в ЕС препятствуют наращиванию запасов газа в Европе.
13.10.2021 г. президент России Владимир Путин высказался по поводу энергетического кризиса в Европе, заявив, что нынешние цены на газ являются результатом "системных недостатков в европейской энергетике" и что Россия готова идти навстречу ЕС и обсуждать увеличение поставок газа в Европу.
На прошедшей неделе индексы южноафриканского материала обновили исторические максимумы достигнув 245 долл/т. на фоне высокой торговой активности потребителей из Европы и стран АТР, которые стремятся пополнить запасы в преддверии зимнего сезона. Дополнительным фактором роста цен являются проблемы с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards.
12.10.2021 г. компания СУЭК объявила форс-мажор на погрузку угля в экспортном терминале порта Ванино после того, как пожар уничтожил конвейерную ленту.
Из-за дефицита угля и недавних наводнений крупнейшая угледобывающая провинция Китая - Шаньси была вынуждена ввести нормирование электроэнергии.
Котировки австралийского материала находятся в восходящем тренде выше 250 долл/т. на фоне высокой торговой активности азиатских трейдеров, которые продают австралийский материал китайским генерирующим предприятиям.
Котировки индонезийского материала выросли выше 208 долл/т. на фоне дефицита угля в Индии и Китае продолжает способствовать росту котировок индонезийского материала.
Индонезийские производители угля не успевают наращивать объемы производства материала на фоне возрастающего спроса по мере восстановления экономик азиатских стран от кризиса COVID-19. Восстановлению объемов добычи препятствовали ливневые дожди на Южном и Восточном Калимантане в сентябре, а также проблемы с логистикой, инфраструктурой и недостатком финансирования.
Высокий спрос металлургических комбинатов в АТР на фоне дефицита импортного коксующегося материала в регионе положительно отразился на динамике котировок угля из Австралии выше 400 долл/т.
СУЭК объявил о форс-мажоре в связи с пожаром на терминале в Ванино
11 октября 2021 г. на терминале Дальтрансуголь, принадлежащем СУЭКу, произошел пожар, в результате которого была приостановлена погрузка угля на суда. В ходе пожара был поврежден конвейер, в связи с чем стало невозможно продолжать перевалку угля в порту.
СУЭК объявил о форс-мажоре на следующий день после пожара. По словам генерального директора компании СУЭК, Степана Солженицына, порт принимает поставки угля по железной дороге по графику, сбой наблюдается только при погрузке угля на суда. "Замедление по судам действительно на несколько дней есть. Будем потом нагонять", - заявил Солженицын.
Общая мощность терминала Дальтрансуголь составляет 24 млн т. в год. За первые 9 месяцев порт перевалил 15.3 млн т. угля (-2.3 млн т. или -13% к январю-сентябрю 2021 г.).
«Эльгауголь» получил контроль над активами
«Эльгауголь» взял под управление порт Вера и Огоджинскую угольную компанию. Компания должна войти и в капитал этих активов, став партнером «Ростеха», однако пока сделка не закрыта.
Угольный морской терминал порт Вера находится в районе мыса Открытый Приморского края. В 2019 году введен в эксплуатацию первый этап проекта, в 2021-м планируется завершить второй. В 2022 году грузооборот терминала должен вырасти до 7 млн тонн, в долгосрочных планах — до 20 млн тонн.
Огоджинская угольная компания с 2015 года занимается разработкой Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области — крупнейшего на Дальнем Востоке с суммарными запасами и ресурсами в 2,8 млрд тонн углей марок Г, СС, Т и А. Грузы от месторождения транспортируют через порты Дальнего Востока, в том числе через порт Вера. Ранее сообщалось, что на Огоджинском месторождении запланирован рост добычи с 1 млн до 10 млн тонн уже к 2023 году, но сейчас добыча там пока составляет 200 тыс. тонн в год.
Сибантрацит начал экспорт угля по Северному морскому пути
Сибантрацит отправил первое судно из порта Усть-Луга (терминал Юг-2) по Северному морскому пути (СМП). Балкер «Roland Oldendorff» поставит 99.2 тыс. т. атрацита южнокорейской металлургической компании. Поставка по СМП должна занять на 12 дней меньше, чем по альтернативным маршрутам из портов Балтики через Суэцкий канал.
Фото: группа Сибантрацит
Сибантрацит намерен продолжить поставки угля по СМП в 2022 г. (с июня по сентябрь СМП свободен ото льда), т.к. маршрут является экономически целесообразным для компании.
Согласно планам правительства, поставки грузов через СМП должны вырасти до 80 млн т. к 2024 г. В текущем году объем поставок составит около 33 млн т. Ожидается, что круглогодичная навигация по СМП станет возможной в 2022-2023 гг.
Российские экспортеры увеличили поставки угля через порты Финляндии
Российские экспортеры планомерно увеличивают поставки угля через порты Финляндии. За 9 месяцев 2021 г. экспорт вырос до 1.1 млн т., что на 0.7 млн т. выше результатов аналогичного периода кризисного 2020, а также на 0.2 млн т. превышает результаты докризисного 2019.
В текущем году поставки нарастили Сибантрацит (+41% до 606 тыс. т.) и Донуголь (+58% до 124 тыс. т.). Среди крупнейших поставщиков также находится УК Сибирская, поставившая за 9 месяцев 129 тыс. т. Помимо этих компаний уголь в адрес портов Финляндии направляли также разрез Аршановский, Сибуглемет, Грамотеинская и ряд других.
Основным портом Финляндии для экспорта угля является порт Коккола. Небольшие партии могут также поставляться через порты Коверхар и Ловийса.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Высокая стоимость газа в ЕС и опасения кризиса энергоснабжения укрепили котировки до новых 13-летних максимумов выше 215 долл./т. Цены на газ превысили 1000 долл./1 тыс. м3, стоимость октябрьских газовых фьючерсов на европейской торговой платформе TTF составила более 82.40 евро/МВТ∙ч (+12.50 евро/МВТ∙ч к 22.09.2021 г.). Уровень запасов газа в Европе на 15% ниже среднего показателя за последние пять лет.
Высокая торговая активность потребителей из Индии и Пакистана положительно отразилась на индексах южноафриканского материала, достигших уровня в 200 долл./т. По мнению экспертов, индексы южноафриканского материала будут расти до конца 2021 г., что обусловлено проблемами с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay.
Цена предложения на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao, находилась в диапазоне 245-255 долл./т. Из-за дефицита угля Китай оказался на грани энергетического кризиса, что привело к массовым отключениям электроэнергии в некоторых провинциях и принудительному снижению энергопотребления в стране. Нехватка угля заставила две крупнейшие энергосистемы Китая, State Grid и China Southern Power Grid, сделать приоритетным снабжение бытовых потребителей в ущерб промышленным предприятиям.
29.09.2021 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) заявила, что поставки угля будут гарантированы за счет дальнейшего увеличения внутреннего производства, импорта и использования запасов в ближайшие месяцы.
Китайский регулятор электроэнергетики, рекомендовал угольным электростанциям наращивать запасы в течение октября, чтобы исключить возможность отключений электроэнергии в зимний период.
Ограниченное предложение угля на мировом рынке и высокий спрос со стороны азиатских генерирующих предприятий на энергетический уголь оказали поддержку ценам австралийского угля выше 200 долл./т.
Высокий спрос со стороны Китая, стремящегося предотвратить энергетический кризис и пополнить запасы перед началом отопительного сезона, привел к росту котировок индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR, составивших около 150 долл./т.
Снижение промышленной активности в КНР и сокращение производства стали китайскими металлургическими предприятиями, закупающими австралийский материал у азиатских трейдеров, оказали давление на котировки австралийского коксующегося материала, упавшие ниже 390 долл./т.
Экспорт российского угля в Китай увеличился на 43% в январе-августе 2021 г. на фоне энергетического кризиса в КНР
В январе-августе 2021 г., по предварительным данным, общий экспорт российского угля в Китай вырос до 37.0 млн т. (+11.1 млн т. или +43% к январю-августу 2020 г.), включая морские отгрузки и поставки через ж/д погранпереходы.
При этом экспорт материала через погранпереходы с КНР за 8 месяцев 2021 г. сократился до 4.94 млн т. (-0.54 млн т. или -10% к аналогичному периоду 2020 г.). Перевозки угля через пункт пропуска Камышовая-Хуньчунь выросли до 1.97 млн т. (+0.38 млн т. или +24% к январю-августу 2021 г.), через Забайкальск–Маньчжурия снизились до 1.87 млн т. (-0.69 млн т. или -27%) и через Гродеково-Суйфэньхэ составили 1.1 млн т. (-0.23 млн т. или -17%).
Российские поставщики периодически обращались с жалобами на проблемы с прохождением груза через погранпереходы с Китаем. ОАО РЖД периодически вводило ж/д конвенции на железнодорожные перевозки угля из-за загруженности маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов на фоне карантинных мер со стороны китайской таможней, приводящих к замедлению обработки грузов и сокращению поставок российского материала.
Общий импорт угля КНР за январь-август 2021 г. уменьшился до 198 млн т. (-22.4 млн т. или -10% к январю-августу 2020 г.). Несмотря на снижение импорта Китаем, российским поставщикам угля удалось нарастить долю в общем объеме поставок материала в страну в январе-августе 2021 г. до 19% с 12% за аналогичный период прошлого года.
Основной причиной снижения импорта угля Китаем является запрет на поставки из Австралии из-за политической напряженности между странами. В 2021 г. Китай столкнулся с нехваткой материала, в том числе из-за снижения добычи китайскими угольными компаниями, вызванной ограничительными карантинными мерами и проверками безопасности на шахтах на фоне увеличившегося спроса, что начиная с сентября 2021 г. привело к энергетическому кризису в стране. Дефицит угля испытывают северо-восточные провинции КНР, вынужденные для экономии электроэнергии отключают светофоры, эскалаторы и вышки 3G. Во многих провинциях власти предлагают предприятиям сократить потребление электроэнергии, что уже нанесло существенный ущерб промышленности, ограничения также распространяются и на местных жителей. По оценкам Goldman Sachs, от нехватки электричества пострадали 44% китайских предприятий. Угольные котировки на внутреннем рынке КНР выросли более чем в два раза, превысив 200 долл./т., в сравнении с ценой на уровне 90 долл./т. в сентябре 2020 г.
В 4 квартале 2021 г. Китай будет стремиться нарастить импорт угля, включая поставки из России. Тем не менее, несмотря на устойчивый рост экспорта российского материала и увеличения спроса в Китае и других странах АТР, экспортный потенциал России ограничен пропускной способностью Восточного полигона.
В январе-августе 2021 г. импорт угля Украиной вырос на 12%
В январе-августе 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 13.1 млн т. (+1.4 млн т. или +12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
9.5 млн т. или 72% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 2.3 млн т. или 18% составили отправки угля из Казахстана и 1.3 млн т. или 10% поставили США.
15 июня 2021 г. Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы материала до 3.0 млн т. угля в преддверии начала отопительного сезона. В настоящее время запасы угля на Украине остаются на критически низком уровне в 1.0 млн т. (+0.10 млн т. к 01.09.2021 г.), что на 2 млн т ниже показателей, запланированных Минэнерго. В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению складских резервов материала в стране.
16 декабря 2020 г. Украина продлила 65%-ю пошлину на импорт угля из России до конца 2021 г. Импортный антрацит и коксующийся уголь не облагаются пошлиной, так как на Украине наблюдается дефицит данных видов материала.
В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. (-20% к 2019 г.).
Минтранс пересматривает условия ship-or-pay для угольных компаний
Условия введения контрактов ship-or-pay (вези или плати) на перевозку по железной дороге обсуждалась 27 сентября 2021 г. в Минтрансе. Участники согласовали новую редакцию поправок, которая должна отвечать интересам всех сторон. Во встрече приняли участие представители Минэнерго, РЖД, угольных и металлургических компаний.
Новая редакция законопроекта имеет ряд принципиальных отличий от предыдущей версии. В частности, она исключает предоставление приоритетного доступа к железнодорожной инфраструктуре поставщикам, заключившим с РЖД договоры ship-or-pay.
15 апреля 2021 г. первый вице-премьер России Андрей Белоусов предложил ограничить применение механизма ship-or-pay и использовать его только для дополнительных объемов угля, экспортируемого из Кузбасса.
В 2022–2025 гг. контракты ship-or-pay могут заключать только компании, экспортирующие уголь из Кузбасса в восточном направлении. В 2022 г. по таким контрактам можно будет отгрузить 3 млн т. угля из 58 млн т., предусмотренных соглашением РЖД с правительством Кемеровской области, в 2023 г. - 5 млн т. из 63 млн т., в 2024 г. - 10 млн т. из 68 млн т. Впоследствии договоры могут заключаться на объем перевозок, равный увеличению пропускных и провозных способностей инфраструктуры на конкретных маршрутах по сравнению с показателями на начало 2025 г. С 2025 г. маршруты и виды грузов не ограничиваются.
Идея внедрения принципа ship-or-pay на сети железных дорог обсуждается уже несколько лет. 3 марта 2021 г. Владимир Путин призвал увеличить экспорт кузбасского угля на восток до 68 млн т. в год к 2024 г. в сравнении с экспортными поставками в 2020 г. на уровне 53 млн т.
В это же время Совет потребителей РЖД подверг критике предложенные весной этого года условия ship-or-pay. Среди претензий - неясность критериев отбора компаний для заключения контрактов, отсутствие симметричной ответственности РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, условия и сроки договоров, а также другие вопросы. В Минэнерго отмечали, что предложенная форма контракта перекладывает риски РЖД на других участников грузоперевозок. ФАС была против, считая, что действующие регламенты позволяют достичь целей по увеличению экспорта из ыКузбасса на 30% без внедрения договоров ship-or-pay.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошлой неделе котировки энергетического угля в Европе обновили очередной исторический максимум, превысив 180 долл./т., несмотря на незначительную коррекцию газовых индексов. Ограниченное предложение материала на рынке ЕС и приближающийся отопительный сезон на фоне снизившихся за неделю объемов ветряной генерации оказали поддержку европейским угольным ценам. Стоимость октябрьских фьючерсов на европейской торговой платформе TTF составила 69.4 евро/МВТ∙ч (-1.1 евро/МВТ∙ч к 16.09.2021 г.). Запасы угля на терминалах ARA составили 4.3 млн т. (-0.3 млн т. к 16.09.2021 г.).
Котировки южноафриканского материала продолжают оставаться на многолетних максимумах выше 160 долл./т. По мнению экспертов, индексы южноафриканского материала будут расти до конца 2021 г. на фоне проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay.
Индекс высококалорийного австралийского угля укрепился выше 185 долл./т. Высокий спрос со стороны азиатских генерирующих предприятий на энергетический уголь из Австралии положительно отразился на индексах австралийского материала.
23.09.2021 г. в связи с ростом цен на энергоносители южнокорейская энергетическая корпорация KEPCO объявила о намерении поднять тарифы на электроэнергию. Это будет первое повышение тарифов с ноября 2013 г. Ранее оплата взималась по фиксированной ставке, теперь тарифы привяжут к мировым ценам на энергоресурсы и будут корректировать каждые три месяца в зависимости от динамики мировых цен на сжиженный природный газ, уголь и сырую нефть. Во втором квартале 2021 г. чистые убытки компании KEPCO составили 571 млн долл.
Котировки индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR превысили 140 долл./т. Возросший спрос китайских генерирующих предприятий на низкокалорийный уголь из Индонезии продолжает укреплять котировки индонезийского материала на фоне форс-мажоров, объявленных рядом местных горнодобывающих компаний из-за сильных дождей и наводнений в стране.
Высокие цены на внутреннем рынке КНР вынуждают китайские сталелитейные предприятия покупать австралийский материал у азиатских трейдеров, что положительно отражается на котировках австралийского материала, укрепившегося выше 400 долл./т.
РЖД предлагает три варианта расширения БАМа и Транссиба
ОАО РЖД предложило предварительный проект III очереди расширения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), включающий три варианта, находящиеся на рассмотрении национального ж/д оператора.
Первый вариант стоимостью 333 млрд руб. (4.6 млрд долл.) предполагает дополнительный вывоз угля с Эльгинского месторождения в объеме 16.6 млн т. Строительные работы запланированы только на БАМе, с акцентом на участке Улак-Комсомольск (в Улаке ж/д ветка идущая от Эльги присоединяется к БАМу). При этом подъездные пути к портам Ванино-Совгаванского кластера, а также к участкам западнее Улака в данном варианте не рассматриваются.
Второй вариант рассчитан на достижение к 2030 г. железнодорожной пропускной способности в 210 млн т. и включает как экспорт угля из Эльги (16.6 млн т.) в порты Ванино, так и транспортировку дополнительных 13.4 млн т. в направлении терминалов Приморского края. Для реализации этого варианта РЖД необходимо построить еще 1.1 тыс. км вторых главных путей на БАМе в дополнение к 553 км, необходимым для обеспечения поставок угля из Эльги. Также проектом предусмотрено расширение строительных работ на участке Улак-Комсомольск, модернизация участка Тында-Улак (в Тынде железнодорожная ветка из Якутии присоединяется к БАМу). По оценке РЖД, стоимость второго варианта составляет 1.22 трлн. руб. (16.8 млрд долл.).
Третий вариант предполагает увеличение грузовых перевозок до 240 млн т., что предусматривает масштабные работы как на БАМе, так и на Транссибирской магистрали, включая строительство железнодорожного пути в обход Хабаровска, моста через Амур, а также второго Кузнецовского тоннеля. Для этого потребуется строительство дополнительных 1.45 тыс. км вторых главных и более 800 км третьих ж/д путей. Этот вариант оценивается в 2.89 трлн. руб. (39.5 млрд долл.). Ни один из вышеперечисленных сценариев не предусматривает строительство второго Северомуйского тоннеля, оцениваемого в 200 млрд руб. (2.7 млрд долл.).
По мнению экспертов, инвестиции в размере 1.67 трлн. руб. (22.9 млрд долл.) для увеличения пропускной способности с 210 до 240 млн т. являются неоправданно дорогостоящим проектом, требующим поиска альтернативного решения в части наращивания грузопотока Восточного полигона на дополнительные 30 млн т.
Справочно: II очередь развития БАМа предусматривает увеличение железнодорожной пропускной способности до 180 млн т. к 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе выросла на 9.3% в январе-августе 2021
В январе-августе 2021 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 158.1 млн т. угля (+13.5 млн т. или +9.3% к январю-августу 2020 г.), по данным Министерство угольной промышленности Кузбасса. Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 46.8 млн т. (-2.5 млн т. или -5.1% к январю-августу 2020 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля достигли 111.3 млн т. (+16.1 млн т. или +16.9% к январю-августу 2020 г.).
Фото: «Кузбасская Топливная Компания»
Открытым способом угольные компании добыли 102.3 млн т. (+12.6 млн т. или +14.0% к январю-августу 2020 г.), производство подземным способом увеличилось до 55.8 млн т. (+0.9 млн т. или +1.6% к январю-августу 2020 г.).
В августе по железной дороге было отгружено 18.9 млн т. угля, в том числе 9.7 млн т. в западном направлении, 4.8 млн т. в восточном направлении и 4.4 млн т. по местному транспортному сообщению.
В августе потребителям было поставлено 16.7 млн т. угля, в том числе на экспорт 11.6 млн т., российским металлургическим компаниям 3.1 млн т., местным угольным электростанциям 1.2 млн т.
По состоянию на 1 сентября 2021 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 15.1 млн т. (-4.8 млн т. или -24.1% к 1 сентября 2020 г.).
03 марта 2021 г. Владимир Путин призвал увеличить экспорт кузбасского угля на восток до 68 млн т. в год к 2024 г. по сравнению с экспортными поставками в 2020 г. на уровне 53 млн т. В 2021 г. угольные предприятия Кузбасса намерены увеличить добычу угля до 235 млн т. (+15 млн т. или +6% к 2020 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошлой неделе котировки энергетического угля в Европе оставались на уровне выше 170 долл./т. Поддержку угольным ценам в ЕС оказывают газовые индексы, обновляющие исторические максимумы на фоне низкого уровня запасов в европейских хранилищах. Из-за более привлекательной цены на газ в Азии поставщики СПГ увеличивают поставки в данный регион, формируя тем самым дефицит предложения на газовом рынке Европы. Стоимость октябрьских фьючерсов на европейской торговой платформе TTF достигла 834 долл./1 тыс. м3 (+144 долл./1 тыс. м3 к 08.09.2021 г.) или 71.20 евро/МВТ∙ч (+14.85 евро/МВТ∙ч к 08.09.2021 г.) на фоне снизившихся объемов ветряной генерации в ЕС. Запасы угля на терминалах ARA составили 4.6 млн. т. (-0.2 млн. т. к 08.09.2021 г.). По мнению экспертов, текущие газовые котировки являются завышенными из-за спекуляций, вызванных неопределенностью по срокам ввода Северного потока–2.
Котировки южноафриканского материала продолжили укрепляться выше 157 долл./т. на фоне проблем с поставками материала по ж/д линии, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР с портом Richards Bay. Запасы материала на терминалах Richards Bay выросли до 3.2 млн. т. (+0.1 млн. т. к 08.09.2021 г.).
В Китае цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 190 долл./т. Рост угольных котировок на китайском внутреннем рынке продолжился в связи с ограниченным предложением материала. 10.09.2021 г. комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) провела встречу с крупнейшими производителями угля и энергетическими компаниями по вопросам увеличения предложения и стабилизации цен в ближайшие месяцы.
Правительство Китая ограничило ж/д сообщение и добычу угля в провинции Шэньси в связи с проведением Национальных игр (15-27.09.2021 г.).
Индекс высококалорийного австралийского угля вырос выше 180 долл./т. Высокая торговая активность азиатских потребителей, которые пополняют запасы в преддверии зимнего сезона, положительно отразилась на индексах австралийского материала.
Котировки индонезийского материала
5900 ккал/кг GAR продолжили расти выше 135 долл./т. на фоне чрезвычайного положения, введенного в стране с 04.09.2021 г. по 17.09.2021 г. в связи с сильными дождями и наводнениями, которые также стали причиной форс-мажоров, объявленных рядом местных горнодобывающих компаний.
Ограниченное предложение коксующегося угля ключевыми угледобывающими странами, а также высокие цены на внутреннем рынке КНР вынуждают китайские сталелитейные предприятия покупать австралийский материал у азиатских трейдеров, что положительно отражается на котировках австралийского материала, укрепившегося выше 350 долл./т.
Сибантрацит, Стройсервис, Telf AG и EP Resources AG обеспечат перевалку угля в порту Лавна
Грузоотправители подтвердили готовность обеспечить грузовую базу порта Лавна, согласно сообщению пресс-службы правительства РФ по итогам совещании под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Согласно ранее заключенному контракту на условиях take-or-pay, АО Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) подтвердил свою готовность предоставить грузовую базу в объеме 18 млн. т. с 2024 г. по ставке перевалки 7.5 долл./т. за счет перевалки объемов угля компаний Сибантрацит, Стройсервис, Telf AG и EP Resources AG, заключивших с ЦРПИ договоры поставки.
В пресс-службе правительства РФ отметили, что рабочее движение по участку железнодорожной линии Выходной-Лавна, а также порт Лавна должны быть запущены в декабре 2023 г.
Cтроительство морского порта Лавна стартовало 16.09.2021 г., согласно сообщению пресс-службы правительства Мурманской области.
ЦРПИ (также владеет 24.79% ООО Морской порт Суходол в Приморском крае) принадлежит 60% Лавны. СДС-Уголь Михаила Федяева, АО РЖД-Инфраструктурные проекты и ГТЛК (концессионер проекта) владеют долями в 25%, 10% и 5% соответственно.
Правительство не поддерживает проект частной железной дороги А-Проперти
Правительство не поддержало проект, предложенный компанией А-Проперти Альберта Авдоляна, по строительству новой железной дороги необщего пользования Эльга-Чумикан, автономной от Байкало-Амурской магистрали (БАМ), для экспорта 30 млн. т. угля компании из Эльги. В качестве альтернативы правительство предложило расширить БАМ за 332.6 млрд. руб. (4.6 млрд. долл.) за счет инвестиционной программы РЖД (РЖД) и Фонда национального благосостояния (ФНБ), что позволит экспортировать уголь не только из Эльги, но также с Денисовского, Чулмаканского, Нерюнг-ринского и Сугодинско-Огоджинского месторождений. Сроки строительства запланированы на 2023–2027 гг., с вводом в эксплуатацию с 2028 г.
Ранее Эльгауголь, дочерняя компания А-Проперти и госкорпорации Ростех, предложила построить новую частную железнодорожную линию между Эльгинским месторождением коксующегося угля и Охотским морем за 97 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) при условии, что компания получит приоритетный доступ к БАМу на транспортировку 30 млн. т. угля в год. Железнодорожная линия протяженностью около 500 км предусматривает пропускную способность 30 млн. т. в год. Предполагаемый срок реализации проекта - 5 лет.
Инициатива А-Проперти вызвала недовольство среди угледобывающих регионов, так как приоритетная транспортировка угля из Эльги нарушила бы принципы недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Учитывая ограниченные мощности БАМа, поставки Эльгауголь могли привести к сокращению на 20 млн. т. годового экспорта угля из Бурятии и Хакасии, где успешная работа угольных предприятий имеет важное значение для социальной стабильности и доходов местных бюджетов. Кроме того, строительство железнодорожной линии может быть отложено или вообще не завершено, в то время как компания будет извлекать выгоду из приоритетного доступа к БАМу.
Тем не менее, А-Проперти не намерена отказываться от проекта железнодорожной ветки Эльга-Чумикан, планируя построить ее самостоятельно для транспортировки объемов угля, превышающих текущую пропускную способность РЖД.
Строительство порта Индига перенесено на конец 2024 г.
Корпорация AEON, принадлежащая Роману Троценко, отложила начало строительства глубоководного порта Индига на вторую половину 2024 г. Ранее строительство порта на мысе Румяничный в Ненецком автономном округе планировалось начать в 2023 г. Стоимость проекта оценивается в 300 млрд. руб. (4.11 млрд. долл.). Ожидается, что порт Индига сможет переваливать около 80 млн. т. различных грузов, включая уголь, древесину и удобрения для потребителей в Северо-Восточной Азии.
По заявлению владельца корпорации AEON Романа Троценко, проект в настоящее время находится на этапе разработки, проектная документация должна пройти экспертизу. В то же время строительство дорогостоящей железной дороги до порта все еще находится под вопросом.
AEON - международный инвестиционный фонд с широким портфелем транспортных проектов, включая аэропорты и речные порты. В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн. т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.