Поделиться
Пульс угля - 17 июля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Wi Pa с сайта Pixabay



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе достигли
10-летних максимумов, превысив 135 долл./т. Ограниченное предложение материала и аномальная жара в ряде европейских стран оказывают поддержку угольным ценам. Газовые индексы на европейского торговой площадке TTF выросли до 34.4 евро/МВТч
(+2.0 евро/МВТч к 07.07.2021 г.), что благоприятно отражается на спросе на уголь. Низкие объемы ветряной генерации в ЕС на уровне 870 ГВтч (+200 ГВтч к 07.07.2021 г.) способствуют укреплению котировок. Запасы угля на терминалах ARA находятся на уровне 4.7 млн т. (-0.05 млн т. к 07.07.2021 г.). Ситуация в ЮАР косвенным образом оказывает дополнительную поддержку мировым угольным ценам (см. ниже).


14.07.2021 г. Еврокомиссия представила масштабную программу «Fit for 55» по борьбе с изменением климата. Ее цель – сокращение к 2030 г. выбросов CO2 в ЕС не менее чем на 55% по сравнению с уровнями 1990-х гг. Предложенные меры призваны сократить выбросы во всех сегментах европейской экономики, включая производство электроэнергии, автомобильный и жилищный секторы. Одним из ключевых пунктов реформы является введение механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР), предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа. В рамках первого трехлетнего этапа реализации ТУР, который стартует в 2023 г., сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия. Программа ожидает одобрения со стороны Европейского парламента и Совета ЕС.

Котировки южноафриканского угля продолжают расти выше 120 долл./т. на фоне ограниченных поставок материала на международный рынок. 13.07.2021 г. гражданские протесты в ЮАР, вызванные взятием под стражу бывшего президента страны Джейкоба Зумы привели к полной приостановке работы порта Richards Bay и вынудили железнодорожного оператора Transnet объявить форсмажор.
14.07.2021 г. отправка судов из порта Richards Bay возобновилась, но в ограниченном режиме на фоне повышенных мер безопасности. По мнению экспертов, ограничения на транспортировку угля по ж/д и вывоз из порта будут сохраняться большую часть месяца из-за беспорядков в стране, а также недавней аварии на железнодорожной линии, соединяющей угольные провинции ЮАР и порт Richards Bay и планового техобслуживания железной дороги, перенесенного на 20-26.07.2021 г. Запасы угля на терминалах Richards Bay снизились до 3.3 млн т. (-0.1 млн т. к 07.07.2021 г.).

Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao находятся в диапазоне 150-152 долл./т. Ограниченное предложение угля на внутреннем рынке КНР и растущий спрос на электричество благоприятно отразились на ценах. 11.07.2021 г. провинция Хэнань приостановила отгрузку угля из-за затопления железных дорог. Власти ожидают рост потребления электричества в связи с тем, что во многих регионах Китая среднесуточная температура превысила
37 градусов.

Спекуляции на бумажном рынке негативно отразились на цене австралийского энергетического угля, опустившейся ниже отметки в 145 долл./т. По мнению экспертов, цена материала из Австралии, находящаяся на уровне многолетних максимумов, может продолжить расти из-за дефицита высококалорийного энергетического угля на рынке АТР.

Закрытие ряда шахт из-за ухудшающейся эпидемиологической обстановки на юге Индонезии снижает объем добычи и экспорта угля, оказывая поддержку индексам выше 102 долл./т.

Сезонный спрос на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в АТР на фоне дефицита импортного коксующегося материала в регионе положительно отразился на динамике котировок угля из Австралии выше 210 долл./т.

Импорт угля Украины вырос на 17% в январе-июне 2021 г.

В январе-июне 2021 г. импорт угля на Украину вырос до 10.1 млн т. (+1.5 млн т. или +17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Россия поставила 7.1 млн т. или 70% всего украинского импорта угля, 1.9 млн т. или 18% составил импорт из Казахстана и 1.1 млн т. или 12% пришлось на уголь из США.


В июне-июле 2021 года аномальная жара в Украине способствовала увеличению угольной генерации. За последние 30 дней запасы угля на местных электростанциях сократились до 1,3 млн т. по состоянию на 15.06.2021 г. (-0.1 млн т. к 15.06.2021).

В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. угля (-20% к 2019 г.).

Главгосэкспертиза одобрила проект строительства угольного разреза Сибантрацит в Кузбассе

Главгосэкспертиза одобрила проектную документацию на строительство первой очереди угольного разреза Верхнетешский в Кузбассе. Принадлежащий компании ООО Сибантрацит Кузбасс (входит в группу Сибантрацит) разрез Верхнетешский сможет добывать 1 млн т. угля с потенциальным увеличением до 5 млн т. в год. Запасы разреза Верхнетешский составляют 107.9 мл. т. угля марки Т. Предприятие расположено рядом с разрезом Кийзасский, еще одним активом группы Сибантрацит в Кемеровской области, что позволит использовать уже созданную транспортную инфраструктуру для отправки угля.

Группа Сибантрацит является ведущим мировым производителем и экспортером высококачественного антрацита, с годовым объемом производства более 20 млн т. антрацита и угля марки Т. В январе-июне 2021 г. объем добычи Группы составил
10.3 млн т. (+1.9 млн т. к январю-июню 2020 г.). В феврале 2021 г. компания
А-Проперти Альберта Авдоляна подписала соглашение с Группой Аллтек, принадлежащей наследникам Дмитрия Босова, об основных условиях приобретения Сибантрацита за 1 млрд долл. Согласно условиям сделки, Сибантрацит сохраняет свою независимость как компания. Соглашение подразумевает подписание долгосрочных контрактов с топ-менеджерами Сибантрацита, а также их участие в уставном капитале компании.

А-Проперти потратит 3 млрд долл. на новую ж/д линию для вывоза угля из Якутии

13 июля 2021 г. компания А-Проперти, принадлежащая Альберту Авдоляну, предложила за свой счет построить новую железнодорожную линию, которая соединит ее Эльгинское месторождение коксующегося угля и поселок Чумикан, расположенный на берегу Охотского моря. Стоимость проекта может составить 2.5-3.0 млрд долл. По словам Альберта Авдоляна, протяженность линии с ожидаемой пропускной способностью 30 млн т. составит около 500 км.


Ранее в июле глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров проинформировал Владимира Путина об инициативе компании Эльгауголь, принадлежащей А-Проперти и госкорпорации Ростех, построить железную дорогу, которая соединит производителей угля в Якутии напрямую с дальневосточными портами, минуя Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали (Транссиб).

В 2020 г. угольщики в Якутии добыли 20 млн т. Крупнейшие производители в
регионе, Колмар и Эльгауголь, намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Пропускная способность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться до 24 млн т. к 2022 г. A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.)

По мнению экспертов, предложение А-Проперти может стать жизнеспособной альтернативой реализации третьего этапа расширения БАМа и Транссиба стоимостью 9.5 млрд долл., поскольку запланированные поставки А-Проперти и компании Колмар превысят провозную способность восточного отрезка БАМа и Транссиба даже после создания якутского кластера (третий этап проекта расширения).

 

 

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов