Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке котировкам энергетического угля удалось восстановиться выше 150 долл./т. несмотря на увеличение прогнозируемых среднесуточных температур и резкое падения цен на электроэнергию и газ на фоне роста поставок СПГ в Европу.
Запрет индонезийского правительства на экспорт угля положительно отразился на котировках южноафриканского материала, которые укрепились выше 160 долл./т. Поддержку индексам оказали возросший спрос со стороны Индии и крайне низкие запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT), составившие 1.9 млн т.
В 2022 г. RBCT экспортировал 55 млн т. угля (-16 млн т. к 2020 г.). Падение экспорта было обусловлено проблемами с поставками по ж/д линии Transnet на протяжении всего 2021 г., а таже гражданскими беспорядками и последствиями пандемии Covid-19. Экспорт южноафриканского угля в Индию снизился до 23.5 млн т. (-13.5 млн т. к 2020 г.), поставки в Пакистан упали до 10.3 млн т. (-2.5 млн т. или к 2020 г.). При этом экспорт в Китай увеличились до 5.4 млн т. (+4.8 млн т. к 2020 г.), поставки на Тайвань выросли до 1.9 млн т. (+1.2 млн т. к 2020 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR увеличились на 16.5 долл./т. до 141 долл./т. FOB Qinhuangdao.
10.01.2022 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) потребовала, чтобы все энергетические компании сформировали запасы по крайней мере на 15 дней использования до 12.01.2022 г. Затем они должны увеличить запасы более чем на 30 дней до начала зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине 4 февраля.
Запрет на экспорт угля из Индонезии и распространение Сovid-19 в Австралии способствовали росту цен австралийского высококалорийного материала выше 215 долл./т.
С 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. правительство Индонезии ввело запрет на экспорт угля из страны, чтобы обеспечить необходимые запасы угля на внутреннем рынке, укрепив индекс индонезийского угля 5900 GAR до 126 долл./т.
Цены на австралийский коксующийся материал продолжили расти выше
400 долл./т. на фоне устойчивого спроса в основных регионах потребления и сохраняющегося дефицита предложения.
Отгрузки российского угля в порты Северо-Запада и Юга планируется сократить на 25 млн т к 2024 г.
В 4-м квартале 2021 г. и начале первого квартала 2022 г. экспортеры угля на Балтике столкнулись с рядом логистических проблем, которые привели к беспрецедентному дефициту угля в российских портах Северо-Запада, угрожая срывом контрактных обязательств со стороны российских поставщиков угля и невыполнением планов перевалки крупнейшими угольными терминалами региона.
Согласно предварительному плану РЖД до 2024 г. планируется дальнейшее сокращение поставок угля в направлении портов Северо-Запада на 14 млн т.: с 69 млн т. в 2021 г. до 55 млн т. в 2024 г. Кроме того РЖД планирует уменьшить объемы поставок угля в порты Азово-Черноморского бассейна на 11 млн т.: с 38 млн т. в 2021 г. до 27 млн т. в 2024 г.
В 2022 г. планируется снижение поставок угля в порты Северо-Запада и порты Азово-Черноморского бассейна на 6 млн т. и на 3 млн т. соответственно.
Реализация данных планов фактически вступает в противоречие с Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 г., утвержденной Правительством РФ в 2020 г., и предполагающей увеличение портовых мощностей как на Северо-Западе, так и на Юге России. В частности, сокращение поставок угля на Балтику ставит под угрозу реализацию проекта Лавна, мощностью 18 млн т. угля в год, который планируется запустить в 2023 г. Кроме того, на Северо-Западе запланирован ряд других портовых угольных проектов, включая создание угольного терминала мощностью 25 млн т. угля в год в рамках строительства универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск.
При этом в Азово-Черноморском бассейне, в порту Тамань, компания ОТЭКО в 2022 г. планирует довести мощности угольного терминала до 72 млн т. угля при около 22 млн т. угля, переваленных в 2021 г.
Вполне вероятно, что РЖД планирует перенаправить данные объемы в порты Дальнего Востока, что с одной стороны, проблематично из-за перегруженности БАМа и Транссиба, не справляющегося с текущим грузопотоком, и с другой стороны, не снимает вопросов острого дефицита угля на Балтике и перспектив развития заявленных портовых мощностей на Северо-Западе.
Казахский экспортер угля Shubarkol Premium объявил форс-мажор
Shubarkol Premium, один из крупнейших казахстанских экспортеров угля с годовым объемом поставок около 2 млн т., объявил форс-мажор. В связи с социальными волнениями в Казахстане и последовавшим отключением Интернета и телефонной связи в стране, таможенные службы не работают, вследствие чего невозможно провести таможенную очистку отгружаемого угля.
ОАО РЖД ввело железнодорожную конвенцию на транзит угля из Казахстана в адрес латвийских угольных терминалов. Запрет действует с 07 января по 16 января.
Также РЖД продолжает вводить ограничения на поставки российского угля в морские порты. С 10 по 14 января РЖД ввело 50% железнодорожную конвенцию на отгрузку угля на терминал НКТ в Усть-Луге (Юг-2). Аналогичное 50% ограничение было введено на отгрузку угля в адрес Восточно-Уральского Терминала (в порту Восточный) с 11 по 15 января, в порт Посьет с 13 по 17 января и на терминал Астафьева в Находке с 12 по 19 января. Еще один железнодорожный запрет был введен на отгрузку угля на терминал Колмар в ВаниноТрансУголь с 11 января до отмены ограничения.
Поставки российского угля через порты Балтики в январе останутся ограниченными
В январе 2022 г. ОАО РЖД продолжает ограничивать железнодорожные перевозки в порты Северо-Запада России.
По сравнению с планом, утвержденным РЖД, в январе железнодорожные перевозки в порт Мурманск были сокращены почти на 50%, а на терминалы УПК (Усть-Луга), Высоцк, Кандалакша и УЛКТ - на 25-35%.
Столкнувшись с серьезными задержками отгрузки, некоторые поставщики пытаются купить уголь на спотовом рынке для выполнения своих обязательств. Однако из-за нехватки угля они вынуждены переносить поставки с января на более поздние сроки.
Текущие ограничения повторяют ситуацию, сложившуюся в 4 квартале 2021 года, когда в адрес АО Ростерминалуголь, крупнейшего угольного терминала в Балтийском регионе России, было недогружено 1.8 млн т. угля по сравнению с планом, утвержденным РЖД.
Мы наблюдаем серьезный дефицит высококалорийного энергетического угля в регионе, где спрос значительно превышает предложение. При текущих системных ограничениях и существенном недостатке предложения на Балтике, не исключено, что индекс API2 может снова превысить 200 долл./т. В текущее время в регионе премия на уголь достигает 20 долл./т. к индексу API2, который, по нашему мнению, существенно недооценен.
Низкие температуры продолжат увеличивать нагрузку на железнодорожную инфраструктуру в направлении основных портов Северо-Запада. Таким образом, мы ожидаем дальнейших задержек с поставками угля из-за ограничений, вызванных погодными условиями и логистическими проблемами на сети железных дорог.
Несомненно, беспрецедентная ситуация, сложившаяся с отгрузками угля в порты Северо-Запада, помимо финансовых потерь для российских поставщиков, несет и репутационные риски из-за срыва контрактных обязательств перед европейскими потребителями.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Индексы энергетического угля на европейском рынке установились на уровне 150 долл./т. на фоне неопределенности на газовом рынке, роста цен на газ и похолодания в ряде европейских стран. Запасы в европейских газовых хранилищах заполнены на 59%, снизившись с 15.12.2021 г. почти на 3%, а газовые котировки взлетели до новых исторических максимумов, более 2200 долл./м3. На прошедшей неделе танкеры с СПГ, направляющиеся в Азию, развернулись в сторону Европы, где цены на газ в текущий момент намного выше, чем на любом другом рынке. 22.12.2021 г. наблюдалась коррекция цен на уголь, что обусловлено опубликованным прогнозом потепления. Индекс российского угля FOB Ust-Luga 6000 составил 175 долл./т., поддерживаемый трудностями с доставкой материала в порты из-за заторов на ж/д на фоне снегопадов и температур ниже сезонной нормы.
Поддержку котировкам южноафриканского материала выше 150 долл./т. оказали продолжающиеся логистические проблемы на сети железных дорог оператора Transnet, а также крайне низкие запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT), которые по состоянию на 20.12.2021 составили 1.8 млн т. (-0.3 млн т. к 15.12.2021 г.).
В связи с прогнозом дальнейшего снижения стоимости фрахта и роста индексов ожидается, что в первом квартале 2022 г. некоторые поставки из ЮАР могут быть перенаправлены в Европу вместо Индии.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR снизились до 160 долл./т. FOB Qinhuangdao. Падение обусловлено увеличением добычи внутри страны и снижением экономической активности. Кроме того, крупнейшая китайская угольная компания Shenhua Energy, добывающая энергетический уголь, понизила свои цены на месячные контракты сразу на 30.61 долл./т. на период 21-28 декабря, что стало самым большим снижением за последние годы и оказало негативное влияние на цены спотового рынка.
Котировки австралийского материала укрепились выше 185 долл./т. на фоне продолжающейся неблагоприятной погоды в Австралии.
Индексы индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR находятся на уровне
126 долл./т. Отмечается небольшое улучшения торговой активности со стороны Китая и Индии.
Цены на австралийский коксующийся уголь продолжили оставаться чуть выше
340 долл./т. на фоне неблагоприятной погоды, которая вызвала перебои в поставках материала.
На шахте СУЭК приостановлена добыча угля
В Кемеровской области на шахте им. Рубана, принадлежащей СУЭК, 19 декабря была приостановлена добыча угля из-за пожара в забое шахты.
На шахте был задействован режим ликвидации аварии. На поверхность эвакуированы все 128 человек, находившихся под землей, пострадавших нет. Для СУЭК последствия будут в любом случае, как отмечает депутат Госдумы от Кемеровской области, поскольку прокуратура и надзорные органы на следующей неделе будут проводить тщательные проверки.
Это уже вторая авария на кузбасской шахте за последнее время. 25 ноября взрыв на шахте Листвяжная унес жизни 51 человека, в том числе 5 горноспасателей. Эта авария стала самой крупной в угольной отрасли за последние годы.
После ЧП на Листвяжной Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев распорядился дополнительно проверить все шахты региона на предмет взрывобезопасности. В период с 26 по 29 ноября в регионе была проверена 31 шахта, было выявлено 449 нарушений, возбуждено 180 дел об административных правонарушениях, внесено 19 представлений об устранении нарушений и объявлено 2 предостережения. Таким образом аварии на шахте Листвяжная и шахте Рубана могут отразиться на работе других угольных компаний, что может снизить доступность высококалорийного энергетического угля и подстегнуть цены.
За период с января по октябрь 2021 г. объем добычи на шахте им. А. Д. Рубана составил 3,4 млн т. угля, снизившись на 0.66 млн т. или 16,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По итогам 2020г. на шахте было добыто 4.2 млн т. угля, что составило около 4% от общей добычи СУЭК (101.2 млн т.). Запасы угля на шахте на конец 2020 г. составляли 140 млн т.
Добыча угля в Кузбассе выросла на 10% в январе-ноябре 2021
В январе-ноябре 2021 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 221.6 млн т. угля (+20.2 млн т. или +10.0% к январю-ноябрю 2020 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 65.3 млн т. (-2.8 млн т. или -4.1% к январю-ноябрю 2020 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 156.4 млн т. (+23.0 млн т. или +17.2%).
Открытым способом угольные компании добыли 144.9 млн т. (+18.0 млн т. или +14.2% к январю-ноябрю 2020 г.), производство подземным способом увеличилось до 76.7 млн т. (+2.2 млн т. или +3.0% к январю-октябрю 2020 г.).
В ноябре по железной дороге было отгружено 18.6 млн т. угля (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-ноябрю 2020 г.), в том числе 9.2 млн т. (-0.6 млн т. или -6.1%) в западном направлении, 5.1 млн т. (+0.8 млн т. или +18.6%) в восточном направлении и 4.2 млн т. (-0.7 млн т. или -14.3%) по местному транспортному сообщению.
В ноябре потребителям было поставлено 17.0 млн т. угля, в том числе на экспорт 11.8 млн т. (+0.3 млн т.), российским металлургическим компаниям 2.8 млн т. (-0.1 млн т.), местным угольным электростанциям 1.2 млн т. (-0.2 млн т.)
По состоянию на 1 декабря 2021 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 16.7 млн т. (+0.4 млн т. или +2.5% к 1 декабря 2020 г.).
В 2021 г. угольные предприятия Кузбасса намерены увеличить добычу угля до 235 млн т. (+15 млн т. или +6% к 2020 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Индексы энергетического угля на европейском рынке находятся в восходящем тренде, укрепившись выше 155 долл./т. на фоне неопределенности на газовом рынке, снижения среднесуточных температур в ряде европейских стран и ограниченных поставок российского угля из-за логистических проблем. Российские поставки газа в ЕС остаются ниже запланированных уровней. Поскольку европейские газовые хранилища заполнены всего на 61% (-18% к 2020 г.), сохраняются опасения, что запасы могут упасть до критически низкого уровня еще до конца зимы.
Рост котировок южноафриканского материала выше 140 долл./т. обусловлен крайне низкими запасами материала на терминале Richards Bay (RBCT), которые на прошедшей неделе составили 2.1 млн т. (+0.2 млн т. к 08.12.2021 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне
168–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. 29.11.2021 г. правительство Китая объявило о приостановке работы ряда шахт в ведущей угледобывающей провинции Шаньси из-за превышения допустимой нормы объемов добычи.
Котировки австралийского материала поднялись выше 176 долл./т. на фоне продолжающейся неблагоприятной погоды в Австралии. По данным австралийского метеорологического бюро неблагоприятная погода, которая может привести к более высокому количеству циклонов в текущем сезоне, продлится до апреля 2022 г.
Индексы индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR индонезийского материала продолжили снижаться до 130 долл./т. FOB Kalimantan на фоне низкой торговой активности со стороны Китая и Индии.
Цены на австралийский коксующийся уголь оставались на уровне 340 долл./т. на фоне неблагоприятной погоды, которая вызвала перебои в поставках материала.
Поставки российского угля ухудшаются на всех экспортных направлениях
Логистические проблемы с доставкой российского угля в морские порты набирают обороты на всех экспортных направлениях, что в настоящее время привело к нехватке угля на рынке и может вызвать еще больший дефицит в ближайшие месяцы. Особенно остро сбои с поставками ощущаются в портах Балтики и Дальнего Востока.
На Северо-Западном направлении проходят ремонтные работы на Октябрьской ж/д, которые в сочетании со снегопадами вызвали заторы на железных дорогах, где отмечается большое скопление брошенных поездов. Ж/д поставки в крупнейший порт на Балтике Ростерминалуголь с января по ноябрь 2021 г. уменьшились на 1.9 млн т. к аналогичному периоду 2020 г. до 22.2 млн т. Складские запасы угля на терминале, впервые упали до исторического минимума в 25 тыс. т. при норме единовременного хранения 633 тыс. т. (см. CAA Russian Coal Weekly от 10 декабря 2021 г.). Температуры в регионе упали до -200C, что усиливает сложности с выгрузкой смерзшегося угля в портах и вынуждает РЖД вводить железнодорожные конвенции на поставки угля в адрес отдельных терминалов. С декабря ожидается введение ледовых ограничений на Балтике, что вызовет дополнительные задержки с поставками российского угля на экспорт.
На фоне текущих проблем ожидается переориентирование ряда Балтийских терминалов под другие виды грузов. Поставки угля в порт Высоцк с января по ноябрь 2021 г. сократились на 2.1 млн т. (к январю-ноябрю 2020 г.) до 3.8 млн т. Помимо логистических проблем порт начал переваливать зерно на двух из четырех причалов терминала, планируя постепенно сокращать экспорт угля. Ранее мы писали о том, что терминал Юг-2, в Усть-Луге, второй по величине угольный терминал в порту Усть-Луга, может приостановить перевалку угля в 2022 г., в связи с планами газовых компаний построить на его территории газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн т. СПГ в год (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 августа 2021 г.). Прогнозируется, что перевалка Юг-2 в 2021 г. составит порядка 11 млн т. угля.
На Дальневосточном направлении, в связи со снегопадами и большим количеством заторов и брошенных поездов, РЖД с ноября периодически вводит ж/д конвенции на отгрузки угля в такие порты, как Ванино (Ванинский Морской Торговый Порт, Дальтрансуголь, ВаниноТрансУголь), порт Восточный (Восточно-Уральский Терминал, Малый Порт), порт Владивосток и порт Вера. Из-за проблем с ж/д поставками крупнейший в России угольный терминал АО Восточный Порт за 11 месяцев 2021 г. сократил перевалку угля на 1.4 млн т. до 24.1 млн т.
Судя по всему, ситуация с экспортом российского угля будет ухудшаться, принимая во внимание усиление морозов, проблемы с выгрузкой в портах и логистические проблемы.
В январе-ноября 2021 г. импорт угля Украиной вырос на 15%
В январе-ноябре 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 17.7 млн т. (+2.3 млн т. или +15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
13.2 млн т. или 75% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 3.0 млн т. или 17% составили отправки угля из Казахстана и 1.5 млн т. или 8% поставили США.
15 июня 2021 г. Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы материала до 3.0 млн т. угля в преддверии начала отопительного сезона. В настоящее время запасы угля на Украине остаются на критически низком уровне в 0.45 млн т. (+0.02 млн т. к 15.11.2021 г.), что на 2.5 млн т ниже показателей, запланированных Минэнерго. В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению складских резервов материала в стране. В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. (-4.1 млн т. или -20% к 2019 г.).
Владелец и топ-менеджеры СДС арестованы
Основной владелец компании СДС-Уголь и шахты Листвяжная Михаил Федяев был арестован 15 декабря после решения суда. В настоящее время Федяев находится в СИЗО. Также были задержаны еще три человека, включая руководителя СДС-Уголь Геннадия Алексеева, технического директора компании и главного инженера Листвяжной. Всем задержанным предъявлены обвинения в нарушении требований промышленной безопасности и превышении должностных полномочий.
Ранее Федяев и Алексеев во время встречи с Владимиром Путиным заявили, что готовы нести ответственность за взрыв, произошедший 25 ноября на шахте Листвяжная, в результате которого погибли 46 горняков и 5 спасателей, а более ста человек пострадали.
Все предприятия холдинга продолжают работать в обычном режиме, а исполняющим обязанности президента СДС стал первый вице-президент Сергей Колмогоров, временно сменив Федяева.
Однако добыча на Листвяжной, на которую приходится около 18% добычи угля и доходов холдинговой компании СДС, все еще приостановлена, а сроки восстановления еще не определены. Например, на восстановление производства на шахте Распадская после аварии 2010 г., в результате которой погиб 91 человек, потребовалось четыре года. В результате остановки Листвяжной годовой объем предложения угля на рынке может сократиться более чем на 5 млн т.
Более того, авария на Листвяжной может затронуть всю угольную промышленность страны. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев уже распорядился проверить все шахты региона на предмет взрывобезопасности. Дополнительные проверки могут привести к дальнейшим ограничениям предложения и повышению цен.
СДС-Уголь занимает третье место в России по объемам добычи и экспорта угля. В январе-ноябре 2021 г. предприятия компании произвели 18.4 млн т. угля
(-0.7 млн т. или -3.5% к аналогичному периоду 2020 г.). Добыча в 2020 г. составила 20.2 млн т. угля (-4.4 млн т. или -18% к 2019 г.).
Холдингу также принадлежат такие угольные разрезы, как Черниговец, Восточный, Первомайский и шахта Южная, а также обогатительные фабрики и другие объекты.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке укрепились выше 133 долл./т. Рост индексов обусловлен следующими факторами:
• продолжающаяся неопределённость с запуском Северного потока 2;
• значительное повышение региональных цен на электро-энергию, газ и выбросы CO2;
• прогнозируемое снижение среднесуточных температур в ряде европейских стран.
FOB Усть-Луга 6000 за неделю прибавил 5 долл./т., достигнув 170 долл./т.
Котировки высококалорийного материала из ЮАР укрепились выше 135 долл./т. на фоне возросшего спроса со стороны Индии. Министерство энергетики Индии потребовало от государственных энергетических компаний увеличить импорт энергетического угля. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне менее 3 млн т.
В Китае спотовые цены на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 175-180 долл./т. FOB Qinhuangdao. Угольные котировки внутреннего рынка КНР сохранялись на относительно высоком уровне, тем не менее, объемы торгов были незначительными ввиду большого разрыва между спотовыми ценами и бенчмарком, установленным китайским правительством для срочных контрактов FOB на 2022 г. на уровне 550-850 юаней (86-133 долл./т.), а также высокого уровня запасов у большинства конечных потребителей.
Котировки австралийского материала снизились до 155 долл./т. на фоне слабой торговой активности азиатских трейдеров, которые заняли выжидательную позицию из-за опасений потенциального воздействия вируса Omicron.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR упали ниже 135 долл./т. из-за снизившегося спроса со стороны Китая, наращивающего собственную добычу угля в соответствие с недавними резолюциями NDRC, а также позицией азиатских трейдеров, ожидающих дальнейшего снижения котировок.
Цены на австралийский коксующийся материал укрепились выше 340 долл./т. после объявленного Австралийским метеорологическим бюро (АМБ) штормового предупреждения из-за сильных дождей, крупного града и разрушительных порывов ветра на юго-востоке австралийского штата Квинсленд. АМБ ожидает усиление ливней и гроз в ряде штатов до конца этой недели, что может привести к перебоям в поставках.
Складские запасы РТУ упали до рекордных минимумов на фоне дефицита угля на Балтике
Складские запасы угля АО Ростерминалуголь (РТУ), являющегося крупнейшим угольным терминалом на Балтике, впервые упали до исторического минимума в 25 тыс. т. при норме единовременного хранения 633 тыс. т. Нехватка локомотивов, ремонтные работы на Октябрьской железной дороги, заторы на сети железных дорог привели к дефициту угля в Балтийских портах. В январе-ноябре 2021 г. терминал принял 22.6 млн т. угля, что на 1.6 млн т. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в 2020 г. РТУ перевалил 26.5 млн т. угля.
РЖД ввело 50% конвенцию на отгрузки угля в адрес терминала Новые Коммунальные Технологии (НКТ) в Усть-Луге из-за большого количества брошенных составов в количестве 20 поездов
(1282 вагона), следующих на терминал, и слабой выгрузки вагонов в НКТ из-за смерзшегося в дороге угля. Сейчас на терминале выгружается 415 вагонов в сутки при утвержденной норме РЖД 580 вагонов в сутки.
На Дальнем Востоке РЖД продлило 50% ж/д конвенции с 8 по 12 декабря на отгрузки угля в адрес Ванинского Морского Торгового Порта (ВМТП) и Восточно-Уральского терминала (ВУТ), расположенного в порту Восточный.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).