Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Индексы энергетического угля на европейском рынке находятся в восходящем тренде, укрепившись выше 155 долл./т. на фоне неопределенности на газовом рынке, снижения среднесуточных температур в ряде европейских стран и ограниченных поставок российского угля из-за логистических проблем. Российские поставки газа в ЕС остаются ниже запланированных уровней. Поскольку европейские газовые хранилища заполнены всего на 61% (-18% к 2020 г.), сохраняются опасения, что запасы могут упасть до критически низкого уровня еще до конца зимы.
Рост котировок южноафриканского материала выше 140 долл./т. обусловлен крайне низкими запасами материала на терминале Richards Bay (RBCT), которые на прошедшей неделе составили 2.1 млн т. (+0.2 млн т. к 08.12.2021 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне
168–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. 29.11.2021 г. правительство Китая объявило о приостановке работы ряда шахт в ведущей угледобывающей провинции Шаньси из-за превышения допустимой нормы объемов добычи.
Котировки австралийского материала поднялись выше 176 долл./т. на фоне продолжающейся неблагоприятной погоды в Австралии. По данным австралийского метеорологического бюро неблагоприятная погода, которая может привести к более высокому количеству циклонов в текущем сезоне, продлится до апреля 2022 г.
Индексы индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR индонезийского материала продолжили снижаться до 130 долл./т. FOB Kalimantan на фоне низкой торговой активности со стороны Китая и Индии.
Цены на австралийский коксующийся уголь оставались на уровне 340 долл./т. на фоне неблагоприятной погоды, которая вызвала перебои в поставках материала.
Поставки российского угля ухудшаются на всех экспортных направлениях
Логистические проблемы с доставкой российского угля в морские порты набирают обороты на всех экспортных направлениях, что в настоящее время привело к нехватке угля на рынке и может вызвать еще больший дефицит в ближайшие месяцы. Особенно остро сбои с поставками ощущаются в портах Балтики и Дальнего Востока.
На Северо-Западном направлении проходят ремонтные работы на Октябрьской ж/д, которые в сочетании со снегопадами вызвали заторы на железных дорогах, где отмечается большое скопление брошенных поездов. Ж/д поставки в крупнейший порт на Балтике Ростерминалуголь с января по ноябрь 2021 г. уменьшились на 1.9 млн т. к аналогичному периоду 2020 г. до 22.2 млн т. Складские запасы угля на терминале, впервые упали до исторического минимума в 25 тыс. т. при норме единовременного хранения 633 тыс. т. (см. CAA Russian Coal Weekly от 10 декабря 2021 г.). Температуры в регионе упали до -200C, что усиливает сложности с выгрузкой смерзшегося угля в портах и вынуждает РЖД вводить железнодорожные конвенции на поставки угля в адрес отдельных терминалов. С декабря ожидается введение ледовых ограничений на Балтике, что вызовет дополнительные задержки с поставками российского угля на экспорт.
На фоне текущих проблем ожидается переориентирование ряда Балтийских терминалов под другие виды грузов. Поставки угля в порт Высоцк с января по ноябрь 2021 г. сократились на 2.1 млн т. (к январю-ноябрю 2020 г.) до 3.8 млн т. Помимо логистических проблем порт начал переваливать зерно на двух из четырех причалов терминала, планируя постепенно сокращать экспорт угля. Ранее мы писали о том, что терминал Юг-2, в Усть-Луге, второй по величине угольный терминал в порту Усть-Луга, может приостановить перевалку угля в 2022 г., в связи с планами газовых компаний построить на его территории газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн т. СПГ в год (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 августа 2021 г.). Прогнозируется, что перевалка Юг-2 в 2021 г. составит порядка 11 млн т. угля.
На Дальневосточном направлении, в связи со снегопадами и большим количеством заторов и брошенных поездов, РЖД с ноября периодически вводит ж/д конвенции на отгрузки угля в такие порты, как Ванино (Ванинский Морской Торговый Порт, Дальтрансуголь, ВаниноТрансУголь), порт Восточный (Восточно-Уральский Терминал, Малый Порт), порт Владивосток и порт Вера. Из-за проблем с ж/д поставками крупнейший в России угольный терминал АО Восточный Порт за 11 месяцев 2021 г. сократил перевалку угля на 1.4 млн т. до 24.1 млн т.
Судя по всему, ситуация с экспортом российского угля будет ухудшаться, принимая во внимание усиление морозов, проблемы с выгрузкой в портах и логистические проблемы.
В январе-ноября 2021 г. импорт угля Украиной вырос на 15%
В январе-ноябре 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 17.7 млн т. (+2.3 млн т. или +15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
13.2 млн т. или 75% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 3.0 млн т. или 17% составили отправки угля из Казахстана и 1.5 млн т. или 8% поставили США.
15 июня 2021 г. Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы материала до 3.0 млн т. угля в преддверии начала отопительного сезона. В настоящее время запасы угля на Украине остаются на критически низком уровне в 0.45 млн т. (+0.02 млн т. к 15.11.2021 г.), что на 2.5 млн т ниже показателей, запланированных Минэнерго. В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению складских резервов материала в стране. В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. (-4.1 млн т. или -20% к 2019 г.).
Владелец и топ-менеджеры СДС арестованы
Основной владелец компании СДС-Уголь и шахты Листвяжная Михаил Федяев был арестован 15 декабря после решения суда. В настоящее время Федяев находится в СИЗО. Также были задержаны еще три человека, включая руководителя СДС-Уголь Геннадия Алексеева, технического директора компании и главного инженера Листвяжной. Всем задержанным предъявлены обвинения в нарушении требований промышленной безопасности и превышении должностных полномочий.
Ранее Федяев и Алексеев во время встречи с Владимиром Путиным заявили, что готовы нести ответственность за взрыв, произошедший 25 ноября на шахте Листвяжная, в результате которого погибли 46 горняков и 5 спасателей, а более ста человек пострадали.
Все предприятия холдинга продолжают работать в обычном режиме, а исполняющим обязанности президента СДС стал первый вице-президент Сергей Колмогоров, временно сменив Федяева.
Однако добыча на Листвяжной, на которую приходится около 18% добычи угля и доходов холдинговой компании СДС, все еще приостановлена, а сроки восстановления еще не определены. Например, на восстановление производства на шахте Распадская после аварии 2010 г., в результате которой погиб 91 человек, потребовалось четыре года. В результате остановки Листвяжной годовой объем предложения угля на рынке может сократиться более чем на 5 млн т.
Более того, авария на Листвяжной может затронуть всю угольную промышленность страны. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев уже распорядился проверить все шахты региона на предмет взрывобезопасности. Дополнительные проверки могут привести к дальнейшим ограничениям предложения и повышению цен.
СДС-Уголь занимает третье место в России по объемам добычи и экспорта угля. В январе-ноябре 2021 г. предприятия компании произвели 18.4 млн т. угля
(-0.7 млн т. или -3.5% к аналогичному периоду 2020 г.). Добыча в 2020 г. составила 20.2 млн т. угля (-4.4 млн т. или -18% к 2019 г.).
Холдингу также принадлежат такие угольные разрезы, как Черниговец, Восточный, Первомайский и шахта Южная, а также обогатительные фабрики и другие объекты.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе индексы энергетического угля в Европе продемонстрировали положительную динамику выше 140 долл./т. на фоне приостановки сертификации Северного потока 2 федеральным сетевым агентством Германии, в то время как котировки российского угля FOB Ust-Luga 6000 составили 165 долл./т.
Из-за продолжающихся проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, ключевые страны импортеры южноафриканского материала, Индия и Пакистан, заняли выжидательную позицию при ценах, укрепившихся выше 135 долл./т. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне менее 3 млн т., что может вызвать перебои с экспортом материала. Южноафриканский ж/д оператор Transnet объявил, что с января по октябрь 2021 г. было украдено более 1 тыс. км медного кабеля, предназначавшегося для прокладки ж/д линии. По данным компании, за прошедший год было отменено 1190 поездов в результате инцидентов, связанных с безопасностью.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 165–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. Китай существенно нарастил добычу угля до рекордных уровней, но, несмотря на это, китайские власти вновь призывают угольные компании увеличить объемы производства.
Индекс NEWC высококалорийного австралийского угля 6000 ккал/кг снизился до 150 долл./т., что было обусловлено новой ценовой политикой китайского правительства на фоне антиугольных протестов в Австралии, прервавших ж/д перевозки в порт Newcastle.
Снижение торговой активности китайских потребителей в результате увеличения добычи угля в КНР негативно отразилось на индексах индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR, упавшего ниже 145 долл./т.
Слабый спрос металлургических комбинатов в АТР на коксующийся материал ослабил индексы импортного металлургического угля из Австралии ниже 370 долл./т.
Итоги конференции COP26 в Глазго
26-я Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата, также известная как COP26, прошла в Глазго, Шотландия, с 31 октября по 12 ноября 2021 г.
В саммите приняли участие 25 тысяч делегатов почти из 200 стран и около 120 глав государств. Президенты России и Китая на встречу не приехали.
По итогам конференции было подписано соглашение Glasgow Climate Pact. По мнению экспертов, он получился максимально политкорректным и предельно расплывчатым, что стало следствием необходимости учесть интересы большого количества стран и других заинтересованных сторон, включая общественные организации и бизнес-структуры.
Изначально предполагалось, что в соглашении будет прописано о необходимости отмены использования угля в качестве топлива. Однако в последний момент под нажимом Индии и Китая формулировка coal “phase-out” была заменена на “phase-down”, что можно перевести как “снижение” или “поэтапный отказ”.
По мнению экспертов, решение по углю, принятое на саммите, оказалось более позитивным для индустрии, чем ожидалось. Полного отказа от угольной электроэнергетики не планируется, саммит лишь подтвердил намерение постепенного отказа от угольной энергетики. При этом Индия заявила об углеродной нейтральности лишь к 2070 г., а Китай – к 2060 г.
Другие ключевые положения пакта включают необходимость финансово помогать развивающимся странам для ускорения энергоперехода, прекращение вырубки лесов к 2030 г., а также обязательства о сокращении выбросов метана на 30% к концу десятилетия.
В частности, финансовая помощь богатых стран бедным и развивающимся должна превысить 100 млрд долл. в год. Пакт говорит о «необходимости мобилизации климатического финансирования из всех источников».
В целом соглашение в Глазго явилось результатом многочисленных компромиссов и противоречий, существующих между разными странами. Как следствие, оно не носит конкретный характер, ни к чему не обязывает, а лишь призывает.
Правительство ужесточит ответственность за экологические нарушения при перевалке угля
Правительство рассмотрит законопроект Минприроды, предусматривающий введение штрафа за несоблюдение предписаний об устранении экологических нарушений при транспортировке, дроблении и сортировке угля в портах. Если предписание не будет выполнено дважды деятельность порта может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Министерство настаивает на возможности приостановки деятельности портов, несмотря на замечания представителей бизнеса и на то, что данная мера может оказать существенное негативное влияние на отрасль. Кроме того, предлагаемые изменения создают в отношении угольных терминалов дискриминационные условия по сравнению со стивидорными компаниями, ведущими перевалку других грузов, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
Дискуссия в отношении регулирования данного вида деятельности, вплоть до запрета открытой перевалки угля, продолжается уже несколько лет. В 2020 г. Минтранс выпустил приказ, в котором разъяснил суть термина «закрытая перевалка угля»: ею предлагается считать перевалку с применением наилучших доступных технологий, таких как вагоноопрокидыватели, крытые конвейеры для транспортировки угля, судопогрузочные машины, системы пылеподавления и очистки воздуха, а также другие передовые технологические решения и оборудование.
На Дальнем Востоке России всего несколько таких специализированных угольных терминалов, использующих наилучшие доступные технологии: АО Восточный порт (КРУ), Дальтрансуголь (СУЭК), ВаниноТрансУголь (Колмар), Посьет (Мечел), во то время как большинство терминалов до сих пор применяют устаревшую и неэкологичную грейферную перевалку угля.
В структуре экспортного грузопотока доля угля составляет свыше 50%. Погрузка угля в порты в январе-октябре 2021 г. составила 156.9 млн т. (+16.6 млн т. или +12% к январю октябрю 2020 г.). Около 53% всего объема отправлено в порты Дальнего Востока.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке упали ниже 130 долл./т. на новостях о возможности очередного снижения цен на китайском рынке, при этом цены российского угля FOB Ust-Luga 6000 сохранились на уровне 165 долл./т.
Падение индексов южноафриканского материала ниже 135 долл./т. также было обусловлено новостями о вероятности снижения цен в Китае. Растущий спрос со стороны Индии и крайне низкие запасы материала на терминале Richards Bay в дальнейшем могут оказать положительное влияние на цены южноафриканского угля.
В Китае спотовые цены на уголь. 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 180-185 долл./т. FOB Qinhuangdao. 29.11.2021 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC), обратилась к государственным производителям угля для обсуждения вопроса об улучшении механизма ценообразования на уголь. В последний раз подобные встречи проводились в конце октября 2021 г., результатом чего стало государственное ограничение цен в угледобывающем секторе.
В результате наводнений и неблагоприятной погоды в нескольких угледобывающих районах Австралии, ряд компаний объявил форс-мажор, что в перспективе может положительно отразиться на котировках австралийского материала, опустившихся ниже 165 долл./т.
На прошедшей неделе котировки индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR находились в боковом тренде на уровне 140 долл./т. на фоне выжидательной позиции азиатских трейдеров, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Низкий спрос на металлургический уголь на рынке АТР оказывает давление на индексы австралийского коксующегося материала, опустившиеся ниже 315 долл./т.
Нехватка угля усиливается в портах Балтики и Дальнего Востока
В последние месяцы АО Ростерминалуголь (РТУ), являющийся крупнейшим угольным терминалом на Балтике, столкнулся с беспрецедентными ограничениями со стороны АО РЖД в части ограничения железнодорожных перевозок на терминал. Из-за нехватки локомотивов и ремонтных работ на Октябрьской железной дороге в октябре 2021 г. в порт было недогружено 718 тыс. т. угля от плана, утвержденного РЖД. В ноябре недогруженный тоннаж составил 671 тыс. т. По оптимистичным оценкам, в декабре ожидается недогруз в объеме 500 тыс. т., а, по пессимистичным прогнозам, недогруженный тоннаж может превысить 700 тыс. т., как это произошло в октябре текущего года.
В январе-ноябре 2021 г. терминал принял 22.6 млн т. угля, что на 1.6 млн т. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в 2020 г. РТУ перевалил 26.5 млн т. угля. Большую часть тоннажа пришлась на поставки КРУ (Кузбассразрезуголь).
На Дальнем Востоке РЖД продолжает вводить ж/д конвенции на отгрузку угля в порты региона. Во многом это связано с перегруженностью железной дороги, большим количеством брошенных поездов и сильными снегопадами, которые затрудняют движение подвижного состава на сети РЖД. Очередная конвенция была введен на отгрузку угля на терминал Колмара ВаниноТрансУголь" с 01 декабря 2021 г. до отмены. РЖД также полностью ограничила поставки угля на несколько терминалов, расположенных в порту Восточный, включая Малый порт (СУЭК) и Восточно-Уральский терминал, с 02 по 06 декабря 2021 г.
Роман Троценко покупает Воркутауголь
Компания Русская энергия Романа Троценко и Андрея Тясто планирует приобрести угледобывающую компанию Воркутауголь у Северстали, принадлежащей Алексею Мордашову, за 15 млрд руб. (203 млн долл.).
Фото: АО «Воркутауголь»
По словам генерального директора Северстали Александра Шевелева, решение продать крупнейшее предприятие Воркуты было принято в рамках стратегии декарбонизации, которая подразумевает постепенное снижение потребления угля (на компанию Воркутауголь приходится 14.3% выбросов парниковых газов холдинга).
Воркутауголь — одна из крупнейших угледобывающих компаний России, на ее долю приходится около 11% производства коксующегося угля в стране. В состав компании входят пять подземных шахт, один разрез и несколько вспомогательных предприятий. Объем добычи угля в 2020 г. составил 10.3 млн т. (+1.2% к 2019 г.).
Группа Русская энергия зарегистрирована год назад. Троценко, которому принадлежит корпорация AEON, владеет 70% компании, 30% акций принадлежат Андрею Тясто, бывшему главе компании А1.
AEON - международный инвестиционный фонд с широким портфелем транспортных проектов, включая аэропорты и речные порты. В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.).
ВЭБ.РФ продает Сибуглемет за 123 млрд руб.
ВЭБ.РФ намерен продать угольную компанию Сибуглемет за 123 млрд руб. (1.7 млрд долл.). Помимо самого актива, покупателям предлагаются также права требования по кредитам на сумму свыше 2 млрд долл., которые ВЭБ.РФ выдавал Сибуглемету. Потенциальный покупатель может как сохранить права требования к Сибуглемету, так и списать этот долг, т.е. он фактически получит компанию, свободную от внешнего долга. Рынок считает цену вполне приемлемой, но основная проблема заключается в том, что объема промышленных запасов угля компании хватит менее чем на десять лет добычи.
Балансовые запасы угля Сибуглемета составляют 324.5 млн т., промышленные запасы определяются в 94 млн т. В 2020 г. добыча составила 10.1 млн т. (-2.3 млн т. или -18% к 2019 г.), при этом в 2021 г. планируется добыть 11.8 млн т.
Ожидается, что выручка компании за 2021 г. составит 75 млрд руб. (1 млрд долл.), с EBITDA на уровне 22 млрд руб. (301 млн долл.) при рентабельности в 29%.
Самые высокие показатели Сибуглемета пришлись на 2018 г., когда выручка достигла 101 млрд руб. (1.4 млрд долл.), EBITDA — 45 млрд руб. (616 млн долл.), а рентабельность — 45%. Наихудшие результаты отмечались в 2020 г. при выручке в 51 млрд руб. (1.2 млрд долл.) и EBITDA 8 млрд руб. (110 млн долл.).
Сибуглемет мог бы быть интересен металлургическим компаниям, у которых нет достаточного количества добывающих мощностей, таким как НЛМК и ММК на фоне рекордно высоких цен на металлургический уголь.
Сибуглемет - один из крупнейших российских производителей коксующегося угля. В состав Сибуглемета входят разрезы Междуречье и Южный, шахты Антоновская и Большевик, а также Междуреченская и Антоновская обогатительные фабрики. В настоящее время холдинг принадлежит Российской государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. До ноября 2020 г. компания находилась в управлении холдинга Евраз, принадлежащего Роману Абрамовичу. В декабре 2019 г. Евраз планировал купить Сибуглемет. Однако, по словам представителей Евраза, сделка не состоялась из-за падения цен на уголь.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке резко упали до 95 долл./т. Давление на индексы оказали такие факторы, как значительное сокращение угольной генерации в Германии, увеличение доли генерации ВИЭ и падение цен на газ.
Цены на газ на хабе TTF опустились до 307 долл./1000 м3 (-73 долл./1000 м3 к 05.07.2023 г.), поскольку опасения по поводу предложения газа сошли на нет после восстановления поставок из Норвегии. Вместе с тем газовые хранилища уже заполнены на 80%.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 95 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе, при этом плановое техническое обслуживание ж/д сети не оказало котировкам поддержку.
Запасы на южноафриканском терминале RBCT составили 3.6 млн т., что значительно меньше 5 млн т., которые считаются нормой в преддверии 10-дневного обслуживания ж/д ветки North Corridor, соединяющей разрезы региона Mpumalanga с терминалом RBCT. Ветка North Corridor будет закрыта на техобслуживание с 11 до 20 июля, в связи с этим ожидается, что в июле экспорт через RBCT упадет до 3.5 млн т. (-0.6 млн т. к июню 2023 г.), а в августе восстановится до 5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 118 долл./т., что обусловлено ростом потребления, а также приближением летних пиковых нагрузок, несмотря на высокие складские запасы. Большинство угольных компаний не ожидает существенного падения котировок в ближайшее время, несмотря на небольшую корректировку цен в сторону понижения в регионах Inner Mongolia, Shanxi и Shaanxi.
Потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросло до 871 тыс. (+55 тыс. т. к 05.07.2023 г.), а их запасы за неделю сократились на 0.3 млн т. до 14 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах Китая составили 26.1 млн т. (+0.1 млн т. к 05.07.2023 г.).
Китайская государственная энергокомпания China Southern Power Grid сообщила о том, что нагрузка на сеть в 5 провинциях (Guangdong, Guangxi, Yunnan, Guizhou и Hainan) достигла исторического максимума в 226 ГВт, что на 3 ГВт выше прошлогоднего рекорда в связи с ростом спроса на кондиционирование в результате жаркой погоды. Также прогнозируется, что этим летом показатель достигнет 245 ГВт, что говорит о росте потребления на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 90 долл./т. Поддержку ценам на высоко- и низкокалорийный уголь оказал возросший спрос со стороны Китая и Индии, а также сокращение предложения некоторыми индонезийскими производителями.
Компания Bayan Resources заявила, что по итогам 2023 г. ее добыча составит 45-48 млн т., что на 5-8 млн т., или 13-20%, превышает уровень 2022 г. и обусловлено спросом в странах АТР. В случае реализации прогноза Bayan Resources станет самой быстрорастущей компанией за последние 10 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 130 долл./т. При этом среднекалорийный уголь укрепился благодаря ограниченному предложению, а также улучшению спроса со стороны Китая и Индии.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 230 долл./т. Тем не менее, предложение на спотовом рынке растет на фоне сокращения спроса со стороны производителей стали в связи с окончанием периода пополнения запасов. Кроме того, ожидается дальнейшее увеличение предложения, включая недавний запуск в эксплуатацию новой шахты Maxwell в штате Новый Южный Уэльс (мощностью до 3.5 млн т. в рамках первой очереди), которая уже приступила к отгрузкам металлургического угля в адрес порта Newcastle.
Японская металлургическая компания Nippon Steel и австралийский поставщик угля Foxleigh согласовали цену на 3 квартал 2023 г. на LV PCI на уровне 185 долл./т. FOB (-47 долл./т. ко 2 кварталу 2023 г.).
РЖД рассчитывают на финансирование третьего этапа модернизации Восточного полигона
РЖД рассчитывает привлечь около 300 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование третьего этапа развития БАМа и Транссиба.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Средства, полученные из ФНБ, планируется направить на реализацию первой стадии, которая предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В 2022 г. объем железнодорожных перевозок в восточном направлении составил 169 млн т. На долю угля пришлось 66% всего объема. В настоящее время РЖД реализует второй этап развития Восточного полигона, благодаря которому пропускная способность БАМа и Транссиба вырастет до 180 млн т. к 2024 г.
РЖД разрабатывает план мероприятий с целью расширения пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна до 150 млн т. к 2030 г. При этом действующий график предполагает увеличение до 131 млн т. к 2025 г.
В результате разворота российского экспорта основная нагрузка пришлась на Восточный полигон, но южное направление также стало очень востребованным.
Однако, учитывая планы развития портовой инфраструктуры, этого может оказаться недостаточно, поскольку на сегодняшний день, требуется около 180 млн т. и более 200-220 млн т. пропускной способности будет необходимо к 2030 г.
Нагрузка на железные дороги на южном направлении увеличивается на фоне роста спроса со стороны грузоотправителей, среди которых основной объем приходится на угольщиков (39.6 млн т. или 42% в 2022 г.). Совокупные отгрузки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в
1 полугодии 2023 г. составили 46.5 млн т. (-1.3% к 1 январю-июню 2022 г.).
Дополнительным ограничивающим фактором, помимо пропускной способности инфраструктуры на подходах к портам юга, стало увеличение пассажирских перевозок в направлении южных курортов после закрытия местных аэропортов в результате начала военной спецоперации на Украине. В июне на юг было перевезено 3.5 млн туристов (+14% к июню 2022 г.).