Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке упали ниже 170 долл./т., несмотря на сохраняющийся дефицит предложения на международном рынке. Снижение цен обусловлено новостями о деэскалации напряженности на границе России и Украины. Также давление на котировки оказали прогнозы более мягких погодных условий в северо-западной части Европы и пересмотр прогноза ветряной генерации в Германии в сторону повышения.
Совокупные запасы угля на терминалах ARA продолжили сокращаться, составив 3.1 млн. т. (-0.3 млн. т. к 09.02.2022 г.).
Котировки южноафриканского угля продолжили находиться на уровне 200 долл./т. на фоне роста спроса со стороны европейских потребителей ввиду сохраняющегося дефицита предложения, в частности со стороны российских поставщиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR упали на 25 долл./т. до 163 долл./т. FOB Qinhuangdao. Давление на котировки оказывает заявление Комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC), согласно которому спотовые цены FOB 5500 должны быть ограничены на уровне 142 долл./т. вместо 157 долл./т., о которых сообщалось ранее и 110 долл./т. EXW. Кроме того, регулятор призвал китайские компании увеличить добычу. Власти большинства провинций опубликовали официальное уведомление о введении верхнего порога цен. При этом некоторые крупные поставщики и трейдеры не в состоянии продавать уголь по установленным ценам, поскольку они не покрывают их затрат.
Снижение котировок австралийского материала ниже 230 долл./т. было обусловлено падением цен на уголь в КНР и коррекцией на бумажном рынке, вызванной фиксацией прибыли.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR вырос до 140.00 долл./т. FOB Kalimantan в связи с резко подскочившим количеством случаев заражения работников угольных и транспортных компаний штаммом омикрон. Поставщики отмечают, что предложение остается низким даже по контрактам, заключаемым на март 2022 г.
Индекс австралийского металлургического угля остался на уровне ниже 440 долл./т. Рост цен на металлургический уголь ограничен снизившимся спросом на фоне ограничений производства стали в Китае на период проведения Олимпийских игр.
Логистические проблемы РЖД сдерживают отгрузки угля на Ростерминалуголь
Начиная с четвертого квартала 2021 г., проблемы с логистикой на сети РЖД приводят к критической недогрузке угля в адрес портов, еще больше ограничивая предложение российского сырья на международном рынке. Вопреки ожиданиям участников рынка, в 2022 г. ситуация с отгрузками в адрес российских угольных терминалов продолжила ухудшаться.
По сравнению с плановым тоннажем в январе 2022 г. в адрес Ростерминалугля (РТУ) недогружено 0.5 млн. т. угля или 24%, в феврале 2022 г. – 0.5 млн. т. угля
или 66%. В январе 2022 г. РТУ, крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, получил всего 1.5 млн. т. угля, что на 20% меньше по сравнению с январем прошлого года. В феврале 2022 г., на терминал, как ожидается, «доедет» всего 0.7 млн. т. (-59% по сравнению с февралем прошлого года, и -53% по сравнению с январем 2022 г.). Фактически РТУ рассчитан на перевалку до 28 млн. т. в год. В прошлом году через терминал было экспортировано 24.3 млн. т., соответственно, месячный объем перевалки должен составлять не менее 2 млн. т.
РЖД не может доставить в порт согласованные объемы, несмотря на утвержденные графики отгрузок, что обусловлено ремонтными работами на Октябрьской ж/д, большим количеством брошенных поездов на железнодорожной сети, а также нехваткой персонала из-за пандемии COVID-19 и вспышки «омикрона», приводящей к сокращению количества локомотивных бригад. В связи с недостатком локомотивной тяги РЖД чаще всего заменяет 3 угольных состава одним контейнерным составом.
В связи с сокращением объемов ж/д поставок Кузбассразрезуголь, основной грузоотправитель РТУ, сталкивается с невозможностью выполнять свои планы по отгрузкам. Однако официально объявить о форс-мажоре угольное предприятие не может, поскольку РЖД регулярно вводит устные ограничения, не предоставляя подтверждающих документов.
С начала года около 15 российских угольных шахт приостановили свою деятельность
Ростехнадзор подвел итоги очередных проверок на угольных шахтах с начала февраля 2022 г. В результате выявленных нарушений в Кузбассе была приостановлена работа еще целого ряда добывающих предприятий.
Вследствие нарушений технологии ведения горных работы была приостановлена добыча на шахте Первомайская компании АО Северный Кузбасс и шахте Южная холдинга СДС-уголь. Ограничения также коснулись шахты Осинниковская, принадлежащей Распадской Угольной Компании.
В феврале 2022 г. Ростехнадзор выявил скопление метана и приостановил добычу на срок от 10 до 90 суток на трех шахтах в Кузбассе, включая, шахту Алардинская ОАО Южкузбассуголь, шахту Есаульская, входящей в холдинг Evraz и шахту Анжерская Южная. Также из-за нарушения технологии работ на 90 суток прекращена деятельность на южном борту угольного разреза шахты №12 компании Стройсервис. 15 февраля после обнаружения специалистами ведомства многочисленных нарушений остановлена работы шахты имени Кирова АО СУЭК-Кузбасс.
Интенсивность проверок на шахтах и угольных разрезах значительно увеличилась после аварии на шахте Листвяжная, унесшей в прошлом году жизни 51 человека. Внимание регулятора также привлек пожар в забое шахты им. Рубана, принадлежащей СУЭК, где 19 декабря из-за инцидента также была приостановлена добыча угля (см. CAA Russian Coal Weekly от 24 декабря 2021 г.). В декабре прошлого года Ростехнадзор также временно приостановил добычу угля на шахте Сибирская и на разрезе ТалТЭК, где горные работы велись с нарушениями (см. CAA Russian Coal Weekly от 21 января 2022 г.).
Кроме того, в конце 2021 г. вице-премьер РФ Александр Новак заявил о необходимости отказа от выдачи новых лицензий на подземную (шахтную) добычу угля в Кузбассе. По его словам, по мере истечения срока действия лицензий количество шахт будет сокращаться.
В конце января – начале февраля 2022 г. была приостановлена работ около 15 угледобывающих предприятий. Наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов в ходе массовых проверок способна оказать существенное влияние на объем добычи и предложения российского угля на мировом рынке.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке котировки энергетического угля активно укреплялись выше 170 долл./т. на фоне сокращения запасов газа в хранилищах Европы до минимальных для зимы уровней (45.4%) за многолетнюю историю наблюдений, несмотря на снижение цен на газ и электроэнергию, увеличение поставок СПГ и прогнозы более теплой погоды. Укрепление котировок также связано с сокращением поставок угля из России в связи с логистическими проблемами на сети РЖД, ледовыми ограничениями в портах Балтийского моря и существенным сокращением со стороны РЖД планов по перевозке угля в западном направлении.
Запрет индонезийского правительства на экспорт угля оказал поддержку котировкам южноафриканского материала выше 180 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR увеличились к на 6.50 долл./т. до
147 долл./т. FOB Qinhuangdao. Поддержку ценам также оказывает запрет экспорта в Индонезии и снижение запасов угля на складах 9 крупнейших портов на севере КНР до 17.5 млн. т. (-2.3 млн. т. к 12.01.2022 г.).
Росту цен высококалорийного австралийского материала выше 225 долл./т. способствует спрос со стороны Японии, Южной Кореи и Тайваня на фоне запрета на экспорт угля из Индонезии и распространения Сovid-19 в Австралии.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR незначительно укрепился до 126.5 долл./т.
В Индонезии сохраняется запрет на экспорт угля из страны, введенный правительством с 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. с целью обеспечить необходимые запасы угля на внутреннем рынке, однако, по некоторым сообщениям, ряд производителей получил разрешение возобновить экспорт и несколько десятков судов с углем из Индонезии смогли отправиться к потребителям. При этом с целью недопущения возникновения дефицита угля на внутреннем рынке власти также рассматривают введение штрафов в отношении угольных компаний, нарушающих обязательства по резервированию материала для внутренних потребителей. Штрафы, размер которых может составить около 10–12 долл./т., и их применение будут утверждаться 28 января.
Цены на австралийский коксующийся материал достигла исторического максимума в 430 долл./т. на фоне устойчивого спроса в основных регионах потребления и сохраняющегося дефицита предложения.
Две российские угольные компании приостановили добычу из-за проблем с безопасностью
Ростехнадзор временно приостановил добычу угля на шахте Сибирская и на разрезе ТалТЭК в Кузбассе.
Добыча на шахте Сибирская в Кемеровской области приостановлена из-за превышения метана, выявленного в ходе проверки. Материалы переданы на рассмотрение в суд, который определит санкции за допущенные нарушения.
В результате проверок, проведенных в конце декабря 2021 г., на 90 суток по решению суда была приостановлена работа ООО Разрез ТалТЭК.
Специалисты ведомства обнаружили, что горные работы на разрезе велись с нарушением.
Оба случая представляли угрозу возникновения аварии и причинения вреда жизни и здоровью людей.
После ЧП в прошлом году на шахте Листвяжная, принадлежащей СДС, Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев распорядился дополнительно проверить все шахты региона на предмет взрывобезопасности. В период с 26 по 29 ноября в регионе была проверена
31 шахта, было выявлено 449 нарушений, возбуждено 180 дел об административных правонарушениях, внесено 19 представлений об устранении нарушений и объявлено 2 предостережения.
Новые выявленные нарушения свидетельствуют о том, что взрыв на шахте Листвяжная и последовавшая за ним авария на шахте Рубана (СУЭК) могут отразиться на работе других угольных компаний, что может снизить доступность высококалорийного энергетического угля и подстегнуть цены.
Проектная мощность шахты Сибирская (входит в группу компаний Углепроминвест) составляет 6 млн. т. угля в год, добыча угля на разрезе ТалТЭК - 4 млн. т. в год.
Регуляторы могут отозвать лицензию у шахты Листвяжная
В результате проверки на шахте Листвяжная Росприроднадзор выявил несоблюдение норм по уровню добычи угля, которые не соответствуют техническому проекту.
Соответствующие регуляторы будут рассматривать вопрос о досрочном отзыве лицензии, действующей с 17 октября 2003 г. по 31 декабря 2040 г.
25 октября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет. Вероятной причиной аварии считается взрыв метано-воздушной смеси. В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн. т. (-0.4 млн. т. или -7.6% к 2020 г.). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн. т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями задержан и находится под следствием.
В январе-декабре 2021 г. импорт угля Украиной вырос на 15%
В январе-декабре 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 19.6 млн. т. (+2.6 млн. т. или +15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
14.0 млн. т. или 72% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 3.0 млн. т. или 15% составили отправки угля из Казахстана и 2.6 млн. т. или 13% были поставлены прочими странами.
15 июня 2021 г. Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы материала до 3.0 млн. т. угля в преддверии начала отопительного сезона. В настоящее время запасы угля на Украине остаются на низком уровне в 0.73 млн. т. (+0.27 млн. т. к 15.12.2021 г.). Украинским электростанциям было необходимо накопить не менее 0.9 млн. т. угля по состоянию на середину января для безопасного и стабильного производства электроэнергии во время продолжающегося 6-месячного отопительного сезона, который продлится до 15 апреля.
В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению складских резервов материала в стране.
В 2020 г. Украина импортировала 17 млн. т. (-4.1 млн. т. или -20% к 2019 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке котировкам энергетического угля удалось восстановиться выше 150 долл./т. несмотря на увеличение прогнозируемых среднесуточных температур и резкое падения цен на электроэнергию и газ на фоне роста поставок СПГ в Европу.
Запрет индонезийского правительства на экспорт угля положительно отразился на котировках южноафриканского материала, которые укрепились выше 160 долл./т. Поддержку индексам оказали возросший спрос со стороны Индии и крайне низкие запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT), составившие 1.9 млн т.
В 2022 г. RBCT экспортировал 55 млн т. угля (-16 млн т. к 2020 г.). Падение экспорта было обусловлено проблемами с поставками по ж/д линии Transnet на протяжении всего 2021 г., а таже гражданскими беспорядками и последствиями пандемии Covid-19. Экспорт южноафриканского угля в Индию снизился до 23.5 млн т. (-13.5 млн т. к 2020 г.), поставки в Пакистан упали до 10.3 млн т. (-2.5 млн т. или к 2020 г.). При этом экспорт в Китай увеличились до 5.4 млн т. (+4.8 млн т. к 2020 г.), поставки на Тайвань выросли до 1.9 млн т. (+1.2 млн т. к 2020 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR увеличились на 16.5 долл./т. до 141 долл./т. FOB Qinhuangdao.
10.01.2022 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) потребовала, чтобы все энергетические компании сформировали запасы по крайней мере на 15 дней использования до 12.01.2022 г. Затем они должны увеличить запасы более чем на 30 дней до начала зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине 4 февраля.
Запрет на экспорт угля из Индонезии и распространение Сovid-19 в Австралии способствовали росту цен австралийского высококалорийного материала выше 215 долл./т.
С 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. правительство Индонезии ввело запрет на экспорт угля из страны, чтобы обеспечить необходимые запасы угля на внутреннем рынке, укрепив индекс индонезийского угля 5900 GAR до 126 долл./т.
Цены на австралийский коксующийся материал продолжили расти выше
400 долл./т. на фоне устойчивого спроса в основных регионах потребления и сохраняющегося дефицита предложения.
Отгрузки российского угля в порты Северо-Запада и Юга планируется сократить на 25 млн т к 2024 г.
В 4-м квартале 2021 г. и начале первого квартала 2022 г. экспортеры угля на Балтике столкнулись с рядом логистических проблем, которые привели к беспрецедентному дефициту угля в российских портах Северо-Запада, угрожая срывом контрактных обязательств со стороны российских поставщиков угля и невыполнением планов перевалки крупнейшими угольными терминалами региона.
Согласно предварительному плану РЖД до 2024 г. планируется дальнейшее сокращение поставок угля в направлении портов Северо-Запада на 14 млн т.: с 69 млн т. в 2021 г. до 55 млн т. в 2024 г. Кроме того РЖД планирует уменьшить объемы поставок угля в порты Азово-Черноморского бассейна на 11 млн т.: с 38 млн т. в 2021 г. до 27 млн т. в 2024 г.
В 2022 г. планируется снижение поставок угля в порты Северо-Запада и порты Азово-Черноморского бассейна на 6 млн т. и на 3 млн т. соответственно.
Реализация данных планов фактически вступает в противоречие с Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 г., утвержденной Правительством РФ в 2020 г., и предполагающей увеличение портовых мощностей как на Северо-Западе, так и на Юге России. В частности, сокращение поставок угля на Балтику ставит под угрозу реализацию проекта Лавна, мощностью 18 млн т. угля в год, который планируется запустить в 2023 г. Кроме того, на Северо-Западе запланирован ряд других портовых угольных проектов, включая создание угольного терминала мощностью 25 млн т. угля в год в рамках строительства универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск.
При этом в Азово-Черноморском бассейне, в порту Тамань, компания ОТЭКО в 2022 г. планирует довести мощности угольного терминала до 72 млн т. угля при около 22 млн т. угля, переваленных в 2021 г.
Вполне вероятно, что РЖД планирует перенаправить данные объемы в порты Дальнего Востока, что с одной стороны, проблематично из-за перегруженности БАМа и Транссиба, не справляющегося с текущим грузопотоком, и с другой стороны, не снимает вопросов острого дефицита угля на Балтике и перспектив развития заявленных портовых мощностей на Северо-Западе.
Казахский экспортер угля Shubarkol Premium объявил форс-мажор
Shubarkol Premium, один из крупнейших казахстанских экспортеров угля с годовым объемом поставок около 2 млн т., объявил форс-мажор. В связи с социальными волнениями в Казахстане и последовавшим отключением Интернета и телефонной связи в стране, таможенные службы не работают, вследствие чего невозможно провести таможенную очистку отгружаемого угля.
ОАО РЖД ввело железнодорожную конвенцию на транзит угля из Казахстана в адрес латвийских угольных терминалов. Запрет действует с 07 января по 16 января.
Также РЖД продолжает вводить ограничения на поставки российского угля в морские порты. С 10 по 14 января РЖД ввело 50% железнодорожную конвенцию на отгрузку угля на терминал НКТ в Усть-Луге (Юг-2). Аналогичное 50% ограничение было введено на отгрузку угля в адрес Восточно-Уральского Терминала (в порту Восточный) с 11 по 15 января, в порт Посьет с 13 по 17 января и на терминал Астафьева в Находке с 12 по 19 января. Еще один железнодорожный запрет был введен на отгрузку угля на терминал Колмар в ВаниноТрансУголь с 11 января до отмены ограничения.
Поставки российского угля через порты Балтики в январе останутся ограниченными
В январе 2022 г. ОАО РЖД продолжает ограничивать железнодорожные перевозки в порты Северо-Запада России.
По сравнению с планом, утвержденным РЖД, в январе железнодорожные перевозки в порт Мурманск были сокращены почти на 50%, а на терминалы УПК (Усть-Луга), Высоцк, Кандалакша и УЛКТ - на 25-35%.
Столкнувшись с серьезными задержками отгрузки, некоторые поставщики пытаются купить уголь на спотовом рынке для выполнения своих обязательств. Однако из-за нехватки угля они вынуждены переносить поставки с января на более поздние сроки.
Текущие ограничения повторяют ситуацию, сложившуюся в 4 квартале 2021 года, когда в адрес АО Ростерминалуголь, крупнейшего угольного терминала в Балтийском регионе России, было недогружено 1.8 млн т. угля по сравнению с планом, утвержденным РЖД.
Мы наблюдаем серьезный дефицит высококалорийного энергетического угля в регионе, где спрос значительно превышает предложение. При текущих системных ограничениях и существенном недостатке предложения на Балтике, не исключено, что индекс API2 может снова превысить 200 долл./т. В текущее время в регионе премия на уголь достигает 20 долл./т. к индексу API2, который, по нашему мнению, существенно недооценен.
Низкие температуры продолжат увеличивать нагрузку на железнодорожную инфраструктуру в направлении основных портов Северо-Запада. Таким образом, мы ожидаем дальнейших задержек с поставками угля из-за ограничений, вызванных погодными условиями и логистическими проблемами на сети железных дорог.
Несомненно, беспрецедентная ситуация, сложившаяся с отгрузками угля в порты Северо-Запада, помимо финансовых потерь для российских поставщиков, несет и репутационные риски из-за срыва контрактных обязательств перед европейскими потребителями.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке котировки энергетического угля продолжили укрепляться выше 210 долл./т. на фоне возросших до многолетних максимумов цен на нефть и возможного обострения политической ситуации между Россией и Украиной. Контракты на нефть марки Brent на февраль 2022 г. выросли до 90 долл./барр. – максимальный уровень с 2014 г. Дополнительным фактором роста цен является сокращение объемов поставок угля из России в ЕС.
Котировки южноафриканского материала укрепились на уровне 3-месячных максимумов выше 205 долл./т. в связи с запретом на экспорт угля из Индонезии и возросшим спросом со стороны индийских потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR увеличились на 24 долл./т. до 171 долл./т. FOB Qinhuangdao. Поддержку ценам оказывает приостановка работы ряда шахт в связи с празднованием Нового года в Китае (31 января-06 февраля 2022 г.). Неблагоприятная погода и сильный снегопад, которые ограничивают транспортировку угля в Китае, также положительно отразились на индексах энергетического угля на внутреннем рынке КНР.
Рост котировок австралийского материала выше 260 долл./т. обусловлен возросшим спросом потребителей из стран АТР на фоне запрета на экспорт угля из Индонезии и распространения Сovid-19 в Австралии.
Высокий спрос со стороны Китая, в преддверии Олимпийских игр и нового года, оказал поддержку индексам индонезийского угля 5900 GAR до 130 долл./т.
В Индонезии сохраняется запрет на экспорт угля из страны, введенный правительством с 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. По состоянию на 26.01.2022 г. Министерство энергетики Индонезии (ESDM), сообщило, что разрешение на экспорт угля получили 32 угольные компании. Эти предприятия согласились полностью выполнить нормы обязательств на внутреннем рынке (DMO) за последний год и заплатить штраф за несоблюдение правил. Согласно DMO, поставщики должны отправлять на внутренний рынок не менее 25% своей продукции. Решение последовало за принятым на прошлой неделе распоряжением разрешить 139 компаниям, которые полностью выполнили нормы DMO за прошлый год, экспортировать уголь.
Котировки австралийского коксующегося материала находятся на уровне исторический максимумов выше 440 долл./т. на фоне дефицита предложения угля на мировом рынке и распространения COVID-19 в Австралии.
Добыча угля в Кузбассе выросла на 10% в январе-декабре 2021
В январе-декабре 2021 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 243.1 млн т. угля (+22.4 млн т. или +10.1% к январю-декабрю 2020 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса. Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 71.7 млн т. (-2.8 млн т. или -3.8% к январю-декабрю 2020 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 171.4 млн т. (+25.2 млн т. или +17.2%).
Открытым способом угольные компании добыли 156.0 млн т. (+16.7 млн т. или +12.0% к январю-декабрю 2020 г.), производство подземным способом увеличилось до 87.1 млн т. (+5.7 млн т. или +7.0% к январю-декабрю 2020 г.).
В декабре 2021 г. потребителям было поставлено 16.9 млн т. угля, в том числе на экспорт 11.4 млн т. (-0.3 млн т. или -2.6% к декабрю 2020 г.), российским металлургическим компаниям 2.8 млн т. (без изменений), местным угольным электростанциям 1.3 млн т. (+0.1 млн т. или +8.3%).
По состоянию на 1 января 2021 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 17.2 млн т. (+1.0 млн т. или +5.5% к 1 января 2020 г.).
Кузбассразрезуголь увеличит добычу угля на 3% в 2022 г.
Угольная компания Кузбассразрезуголь (КРУ) увеличило добычу угля до 45.3 млн т., или на 5%, в 2021 г. Добыча углей коксующихся марок составила 7 млн т.
Талдинский разрез, где объем добычи увеличился на 1.4 млн т. угля по сравнению с 2020 г., обеспечил основной прирост добычи.
В 2022 г. КРУ планирует нарастить производство на 3% до 46.6 млн т. угля за счет увеличения добычи на Калтанском разрезе с 4.4 до 5.7 млн т.
Экспортные отгрузки по итогам прошлого года выросли на 13% до 30.9 млн т. угля.
В 2022 г. КРУ планирует инвестировать в развитие производства свыше 45 млрд руб. (+73% к 2021 г.) и отгрузить более 43 млн т. продукции, в том числе на экспорт около 32 млн т. угля (+1.1 млн т., или +3.6% к 2021 г.).
КРУ является крупнейшим производителем высококачественного угля в Кузбассе и второй по величине угледобывающей компанией в России. КРУ включает Бачатский, Краснобродский, Талдинский, Калтанский, Кедровский, Моховский угольные разрезы и Байкаимскую угольную шахту.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.