Поделиться
Пульс угля - 26 февраля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке обновили очередной исторический максимум и превысили 265 долл./т., прибавив 50 долл./т. в течение одной торговой сессии, после начала военной операции России на Украине на фоне роста газовых индексов на европейской торговой площадке TTF до 87.55 евро/МВТч (+11.80 евро/МВТч к 16.02.2022 г.), снижения среднесуточных температур в ряде европейских стран и увеличения цен на электроэнергию в Германии.


Цены южноафриканского материала выросли до 250 долл./т. на фоне высокого спроса со стороны Индии и обострения политической ситуации между Россией и Украиной. Запасы угля на терминале Richards Bay увеличились до 3.0 млн т. (+0.6 млн т. к 16.02.2022 г.) из-за текущей перегруженности порта, где среднее время ожидания судов составило 6.2 дня (+2.7 дня к 16.02.2022 г.) и проблем с поставками угля по железной дороге оператора Transnet.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR упали на 2 долл./т. до 161 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение индексов энергетического угля на внутреннем рынке КНР обусловлено ужесточением мер по контролю цен со стороны Комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC).

Индекс австралийского высококалорийного угля 6000 вырос выше 255 долл./т., следуя за европейскими индексами в связи с обострением ситуации между Россией и Украиной и усилившимся дефицитом предложения угля на международном рынке.

Котировки индонезийского угля 5900 GAR снизились до 139 долл./т. FOB Kalimantan на фоне проблем с экспортом угля из-за неблагоприятной погоды и необходимости соблюдения добывающими компаниями обязательств по поставкам на внутренний рынок (DMO). Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии в настоящее время ежемесячно проверяет соблюдение DMO, чтобы избежать повторения дефицита на внутреннем рынке в будущем.

Цены австралийского металлургического угля поднялись выше 455 долл./т. на фоне дефицита предложения из-за неблагоприятной погоды в Австралии и увеличившегося спроса со стороны азиатских сталелитейных предприятий.

 

Компания Сибуглемет попала в санкционный список США

Минфин США ввел санкции против российских банков, включая ВЭБ.РФ и Промсвязьбанк, а также их дочерних структур в ответ на признание Россией независимости Донецкой и Луганской республик. Список компаний, подконтрольных ВЭБ.РФ, включает холдинг Сибуглемет, занимающийся добычей коксующихся углей в Кузбассе.


Попавшие под санкции предприятия теперь не могут вести бизнес в США, также им недоступна финансовая система этой страны. Кроме того, будут заморожены все активы компаний, которые находятся в юрисдикции США.

По итогам 2021 г. объем производства угля холдингом составил 11.4 млн т. (+1.3. млн т. или +12.4% к 2020 г.). В состав производственных активов Сибуглемета входят два угольных разреза, две шахты и две обогатительные фабрики. Балансовые запасы угля Сибуглемета составляют 324.5 млн т., промышленные запасы определяются в 94 млн т.

В прошлом году ВЭБ намеревался продать угольную компанию за 123 млрд руб. (1.7 млрд долл.), однако сделка не состоялась.

 

Добыча угля в Кузбассе выросла на 4.4% в январе 2022

В январе 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 19.0 млн т. угля (+0.8 млн т. или +4.4% к январю 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса. Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 5.4 млн т. (-0.1 млн т. или -1.8% к январю 2021 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 13.6 млн т. (+0.9 млн т. или +7.1%).


Открытым способом угольные компании добыли 12.4 млн т. (+0.8 млн т. или +6.9% к январю 2021 г.), производство подземным способом составило 6.6 млн т. (без изменений).


В январе 2022 г. потребителям было поставлено 16.5 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.8 млн т. (-0.3 млн т. или -2.7% к январю 2021 г.), российским металлургическим компаниям 2.8 млн т. (+0.2 млн т. или +7.7%), местным угольным электростанциям 1.6 млн т. (+0.2 млн т. или +14.3%).

По состоянию на 1 февраля 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 16.0 млн т. (-1.2 млн т. или -7.0% к 1 февраля 2021 г.).

    

Угольный терминал Суходол планируют запустить в 2022

По данным представителя департамента развития инфраструктуры Минтранса РФ, новый угольный терминал Суходол будет введен в эксплуатацию в Приморском крае в 2022 г.

Проект реализуется в бухте Суходол с 2012 г., сроки запуска терминала уже переносились несколько раз. Строительство ведет АО Холдинговая компания СДС-Уголь.


Совладельцами терминала примерно в равных долях являются президент холдинга СДС Михаил Федяев (находятся под арестом в связи с расследованием после аварии на шахте Листвяжная) и совладелец СДС-Угля Владимир Гридин (покинул РФ после аварии), ООО Группа Сибуглемет и АО Центр развития портовой инфраструктуры.

В настоящее время на Дальнем Востоке уже работает более 20 угольных терминалов. При этом мощности перевалки продолжают активно увеличиваться.

Несмотря на сохраняющиеся логистические ограничения Восточного полигона, в Приморье продолжает реализовываться ряд проектов: Порта Вера (увеличение мощности с текущих 5 млн т. до 20 млн т.), Дальтрансуголь (увеличение с текущих 20 млн т. до 40 млн т.), ВаниноТрансУголь (увеличение перевалки с текущих 7 млн т. до заявленной мощности в 40 млн т.). Также два новых угольных терминала в Приморье планирует построить Коулстар, включая терминал в Находке мощностью 5 млн т. в 2022 г. и терминал Аврора мощностью 25 млн т. угля к 2025 г.

При этом пропускная способность крупнейшего российского терминала АО Восточный Порт составляет 50 млн т. в год, которую планируют увеличить до 70 млн т. Несмотря на стремление синхронизировать рост портовых мощностей с планами РЖД по модернизации ж/д инфраструктуры, фактический объем перевалки АО Восточный Порт по итогам 2021 г. снизился до 25 млн т. (-2 млн т. или -7.4% к 2020 г.), т.е. в два раза меньше заявленной пропускной способности, что еще раз подтверждает ограниченные возможности железнодорожной инфраструктуры и необходимость скорейшего увеличения железнодорожных мощностей Восточного полигона.

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов