Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в ЕС снова откатились от исторических максимумов ниже 295 долл./т. на фоне ослабления опасений по поводу перебоев российских поставок в связи с наметившимися положительными сдвигами в переговорах между Россией и Украиной. Снижение продемонстрировал весь энергетический рынок Европы, включая цены на нефть и газ. При этом ведущая энергетическая компания Германии RWE выступила с предупреждением о том, что поспешный запрет на российский уголь нанесет ущерб домохозяйствам и промышленности, а переориентация на уголь из других стран может привести к дальнейшему росту цен, которые в последнее время периодически обновляют исторические максимумы. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 2.7 млн т. (-0.3 млн т. к 09.03.2022 г.).
Котировки южноафриканского материала также упали ниже 240 долл./т. несмотря на то, что в Южной Африке по-прежнему наблюдается дефицит предложения, снижение объемов добычи и экспорта. Так, по итогам 2021 г. объем добычи угля составил 228.64 млн т. (-19.75 млн т. или -8% к 2020 г.), в то время как экспорт упал на фоне проблем с железнодорожной логистикой до 66.2 млн т. (-8.69 млн т. или -12% к 2020 г.), что стало самым низким показателем более чем за 20 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR укрепились на 10.00 долл./т. до 246 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического материала на внутреннем рынке Китая продолжили расти, что частично обусловлено неопределенностью в отношении поставок угля в связи с ожидаемым техническим обслуживанием ж/д линии Daqin, которое будет проходить в апреле на протяжении 25 дней. Также в настоящее время в Китае наблюдается вспышка COVID-19, которая наряду с ливнями в северных провинциях и частыми проверками безопасности на шахтах препятствует увеличению предложения.
Индекс австралийского угля 6000 скорректировался ниже 320 долл./т. При этом в австралийских портах значительно увеличилось количество судов, ожидающих погрузки, что обусловлено временным закрытием железной дороги, ведущей в порт Brisbane из-за проливных дождей и наводнений.
Котировки индонезийского материала 5900 GAR упали до 238 долл./т., следуя общему понижательному тренду на международных рынках. Участники рынка отмечают, что власти оказывают давление на местные угледобывающие компании, от которых пытаются добиться обеспечения поставок на внутренний рынок в связи с текущим дефицитом, который на этот год оценивается в 13 млн т. Отдельные экспортеры опасаются, что власти могут вновь прибегнуть к временному запрету экспорта.
Дефицит предложения металлургического угля на мировом рынке на фоне проливных дождей, штормов и наводнений в Австралии, а также стремление заменить российский уголь поставками из других стран оказывают поддержку котировкам австралийского металлургического материала выше 665 долл./т.
Россия и Индия создают альтернативную платежную систему для международной торговли
В связи с санкционными ограничениями и отключением России от системы SWIFT из-за военной спецоперацией на Украине, Россия и Индия рассматривают возможность создания механизма торговых расчетов в национальных валютах.
Система разрабатывается под эгидой ЦБ и правительства Индии и может иметь плавающий обменный курс, который будет привязан к международной валюте, скорее всего, юаню или доллару.
Подобный механизм предположительно будет аналогичен тому, который был создан для импорта иранской нефти, и будет имеет ключевое значение для торговли, поскольку Индия закупает у России большие объемы продукции и сырья, включая уголь.
По итогам 2021 г. Индия импортировала около 220 млн т. угля (+2.16 млн т. или +1% к 2020 г.), из которых на российский материал пришлось 7.53 млн т. В прошлом году правительства Индии и России договорились об увеличении поставок металлургического угля до 40 млн т. в год. К 2025 г. страны планируют увеличить двухсторонний товарооборот до 30 млрд долл. с 8 млрд долл. в 2021 г.
Кроме того, ЦБ России и Народный банк Китая работают над созданием новой системы обмена финансовыми сообщениями, которая станет альтернативой SWIFT. Также рассматривается возможность использования уже имеющейся китайской систем CIPS (China International Payments System). Объем экспорта российского угля в Китай в 2021 г. составил 57 млн т. (+17.4 млн т. или +44% к 2020 г.).
Чем грозит сокращение поставок российского угля в ЕС?
Неопределенность с поставками российских энергоносителей, связанная с опасением санкций на импорт угля, нефти и газа в Европу, возникшая после начала военной операции России на Украине, привела к резкому скачку индекса API2 в марте 2022 г. до исторических максимумов выше 400 долл./т. на фоне стремительного роста цен на газ выше 2500 долл./тыс. м3 и увеличения стоимости электроэнергии.
После того как стало понятным, что в ближайшей перспективе Евросоюз не планирует запрещать импорт российских энергоресурсов, риск прекращения поставок снизился, что привело к коррекции угольных цен до 300 долл./т. Формирование дальнейшего ценового тренда зависит от развития событий на Украине, включая сроки и результаты достижения договоренностей в ходе продолжающихся переговоров между Россией и Украиной.
Доля поступлений в российский бюджет от экспорта угля европейским странам незначительна. Поставки угля в Европу составляют около 50 млн т. угля из общего экспорта в 230 млн т. в 2021 г., в то время как на экспорт в страны АТР приходится половина российского угольного экспорта. Ключевым покупателем российского угля на Востоке является Китай, нарастивший импорт из России до 52 млн т. в 2021 г. При этом выручка от общего экспорта российского угля составила порядка 18 млрд долл. в суммарной экспортной выручке в 492 млрд долл.
В случае возможного отказа Европы от поставок российского угля рассматривается переориентация экспортных потоков на азиатские рынки. Попытки изоляции России от торговли с западными странами не сформируют принципиально новой тенденции в евро-азиатской логистике, а лишь ускорят то, что уже происходило на протяжении последних лет: повышение доли азиатских государств во внешнеторговом обороте, усиление роли Дальневосточного, Южного бассейнов и арктических перевозок, увеличение востребованности российской железнодорожной инфраструктуры, особенно в направлении Дальнего Востока.
Переориентации экспортных потоков формируется на протяжении многих лет, что связано с экономическими трендами, включающими бурный рост экономик ряда густонаселенных стран, прежде всего Китая и Индии, независимо от геополитической ситуации в мире.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в ЕС в очередной раз обновили исторические максимумы на фоне ограниченного предложения материала на мировом рынке и продолжающейся военной спецоперации России на Украине. После начала спецоперации поставки российского угля сократились. Данные о перевозках показывают, что уголь продолжает отправляться из российских портов в Европу, но крупнейшие энергетические компании, включая Centrica, Vattenfall, Orsted и BP, опасаясь возможных санкций заняли выжидательную позицию в отношении закупок российского угля. Фактически мировые угольные рынки стали объектом эксперимента по гипотетическому изъятию 1/6 предложения, приходящегося на долю российского угля на мировом рынке, что привело к беспрецедентному росту цен, который может усилиться, как минимум в краткосрочной и среднесрочной перспективе. По состоянию на 9.03.2022 г. индексы поднимались выше 415 долл./т., впоследствии скорректировавшись до360 долл./т. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.0 млн т. (-0.1 млн т. к 02.03.2022 г.).
Котировки южноафриканского материала продолжили расти до 410 долл./т., в первую очередь на фоне конфликта России и Украины. Европейские потребители стали активно обращаться к поставщикам из Южной Африки, но поставки из данного региона сильно ограничены на фоне продолжающихся проблем с ж/д линией Transnet, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. По прогнозам экспертов, из-за текущих логистических проблем поставки угля из Южной Африки в марте 2022 г. сократятся на 40%.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR выросли почти на 50.00 долл./т. до 235 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая также продолжили расти. Предложение спотового материала снизилось за счет увеличения поставок по срочным контрактам, в то время как спрос продолжает увеличиваться.
В текущей ситуации ограниченного предложения и прогрессирующего роста цен, NDRC объявила о планах накопить резерв угля в объеме 200 млн т. NDRC также планирует увеличить запасы газа на 5 млрд м3 и нарастить резервы электроэнергии до 30 ГВт. Также NDRC планирует повысить добычу угля, чтобы удержать цены на уголь. По указанию NDRC спотовые цены FOB 5500 должны быть ограничены на уровне 142 долл./т. и 110 долл./т. для материала 5500 EXW.
Котировки австралийского материала поднялись выше 410 долл./т., следуя общемировому тренду роста угольных цен на фоне ограниченного предложения угля. Европейские потребители стремятся пополнить запасы угля из-за дефицита материала на Балтике. Однако поставки из Австралии осложняются логистическими сбоями, вызванными сильными ливнями и штормами в результате погодного явления Ла-Нинья.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR взлетел до 270.00 долл./т. прибавив 110 долл./т. за неделю на фоне опасений дальнейшего сокращения экспортных поставок из Индонезии.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии объявило, что будет более тщательно следить за выполнением обязательств по поставкам угля на внутренний рынок. Министерство поручило государственной энергетической компанией PLN, отслеживать объемы поставок, транспортировку и выгрузку угля в пунктах назначения. По прогнозам экспертов, в 2022 г. предложение индонезийского материала на мировом рынке, останется ограниченным, что еще больше повысит мировые цены на уголь.
Дефицит предложения металлургического угля на мировом рынке на фоне проливных дождей, штормов и наводнений в Австралии, а также попыток заместить объемы российского угля поставками из других стран укрепили котировки австралийского металлургического материала до 650 долл./т.
Страны ЕС не могут позволить себе запрет на импорт российского угля и других энергоносителей
На этой неделе в ходе саммита Евросоюза был представлен проект заявления, в котором отмечалось, что страны-участники согласятся постепенно сокращать зависимость от российских энергоносителей, включая уголь. При этом конкретная дата не была обозначена, и, по заявлению официального представителя ЕС, страны-участники планируют полностью отказаться от российских энергетических ресурсов в 2027-2030 гг.
Жозеп Боррель, представитель ЕС по международным делам и политике безопасности, подтвердил, что импорт энергоносителей из России не будет запрещен, а глава МИД Германии отметила, что в противном случае Европу ждет транспортный коллапс.
План полного отказа ЕС от угля, нефти и газа из России выглядит нереалистичным, как считают эксперты, и, несмотря на давление правительства в связи с конфликтом на Украине сократить импорт и ввести соответствующие санкции, страны упираются в объективную необходимость в закупке российских энергоносителей, поскольку Россия является их крупнейшим поставщиком. На долю России приходится 46% импорта угля, 27% импорта нефти и около 40% всего потребления газа в ЕС.
В связи с невозможностью запретить импорт Еврокомиссия предложила ЕС план ускоренного отказа от российских энергоносителей к 2030 г., в рамках которого все страны-члены будут обязаны заполнять свои хранилища газа как минимум на 90% к 1 октября каждого года. Документ нацелен в первую очередь на существенное снижение зависимости от российского газа до конца 2022 г. Соответствующее законодательное предложение будет представлено в следующем месяце.
Однако, как отмечают эксперты, альтернативой российскому газу для Европы может стать только российский же уголь. В проект плана Еврокомиссии под названием REPowerEU (перезагрузка) входят такие меры, как диверсификация импорта за счет поставок СПГ из других стран, переработки биомассы, увеличения мощностей ВИЭ, увеличения производства водорода и повышения энергоэффективности. Потребителям даже предлагается снизить температуру воздуха в своих домах.
Но сокращение объемов поставок российского топлива повлечет за собой удорожание электроэнергии и себестоимости производства в Европе во всех секторах, стагфляцию, росту цен на бензин, отопление, то есть приведет к полноценному энергетическому и экономическому кризису. На фоне обсуждения правительствами возможности введения санкций в отношении российских энергоносителей в Европе цены на уголь и газ достигли исторических максимумов в 417.16 долл./т. и почти 4000 долл./1000 м3, соответственно, а нефть вернулась к отметке 130 долл./баррель (максимум с 2008 г.).
Некоторые страны ЕС решительно выступают против отказа от российских энергоносителей. Так, ввиду резкого роста цен на электроэнергию в 5-10 раз в Италии уже останавливаются некоторые производства, а Венгрия и Болгария ясно дали понять, что не видят альтернатив поставкам из РФ. Премьер-министр Болгарии даже заговорил о возможности выхода из ЕС в случае запрета импорта российских энергоносителей.
Евросоюз внес в санкционный список владельца угольной компании СУЭК
Евросоюз расширил санкционный список, включив группу предпринимателей и руководителей крупных российских компаний, среди которых оказалась Сибирская угольная энергетическая компания (СЭУК).
Наряду с другими 13 бизнесменами и членами их семей Еврокомиссия ввела санкции в отношении Андрея Мельниченко, владельца и топ-менеджера СУЭК и производителя удобрений ЕвроХим.
Стоит отметить, что почти все указанные бизнесмены участвовали во встрече Владимира Путина с бизнесом 24 февраля, в день начала спецоперации на Украине. Это послужило для ЕС основанием для включения их в санкционный список, что звучит, как минимум, спорно, поскольку подобные встречи президент России проводит на регулярной основе с целью обсуждения исключительно экономических и социальных вопросов.
Андрей Мельниченко вместе с семьей через компанию AIM Capital SE владел 92.2% акций СУЭК по состоянию на конец 2021 г. Однако 10 марта компания сообщила, что Андрей Мельниченко перестал быть бенефициаром, покинул совет директоров, а его доля сократилась до 0%.
СУЭК – одна из крупнейших угольной компаний в России. По итогам 2021 г. объем добычи компании составил 102.5 млн т. (+1.3 млн т. или +1% к 2020 г.), из них на экспорт было отправлено 54.5 млн т. (+0.7 млн т. или +1% к 2020 г.). В состав компании входит 27 угольных шахт и разрезов и 27 электростанций.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдался беспрецедентный рост котировок энергетического угля на фоне санкционного давления на Россию в связи с военной операцией на Украине. По состоянию на 02 марта 2022 г. цена поднималась до почти 390 долл./т., впоследствии скорректировавшись до 340 долл./т. Поскольку доля российского угля на рынке Европы составляет около 40%, а доля на мировом рынке – 16%, участники рынка опасаются, что страны ЕС введут эмбарго на импорт российского угля или запрет захода в свои порты судов, следующих из России или под российским флагом, в результате чего дефицит значительно усугубится, так как предложение со стороны других стран-экспортеров, включая Колумбию, ЮАР, Австралию, США и Индонезию уже ограничено. Европейский парламент 01.03.2022 г. одобрил необязательную резолюцию, поддерживающую введение ограничительных мер в морских портах ЕС. Великобритания уже приняла закон, запрещающий заход российских судов в свои порты. Премьер-министр Польши заявил, что блокада поставок энергоносителей из России, включая нефть, газ и уголь, должна быть частью антироссийских санкций и, что Польша договаривается с другими странами о поставках угля и готова в срочном порядке ввести эмбарго, однако для этого требуется разрешение Европейской комиссии.
При этом цены на нефть и газ также достигли максимумов на фоне геополитической напряженности и падения запасов в европейских хранилищах. Котировки нефти марки Brent превысили 114 долл./баррель впервые с июня 2014 г., а цены на газ на европейском хабе TTF подскочили до 123 евро/МВТч или 1922 долл. за тыс. м3 (+36 евро/МВТч и +456 долл. за тыс. м3, соответственно, к 23.02.2022 г.).
Рост котировок южноафриканского материала выше 395 долл./т. также связан с обострением политической ситуации между Россией и Украиной, в результате которого европейские потребители рассматривают возможность закупок угля из других стран, включая Южную Африку.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в Китае выросли к почти на 24 долл./т. до 186 долл./т. FOB Qinhuangdao. Укрепление индексов энергетического угля на внутреннем рынке Китая происходит несмотря на ужесточение мер по контролю цен со стороны Комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC) из-за возможного сокращения поставок со стороны России и ограниченного экспорта индонезийского угля. Отключение ряда крупных российских банков от SWIFT, по сообщениям участников рынка, уже осложняет торговые операции. Также два крупных государственных банка Китая – Industrial & Commercial Bank of China Ltd. и Bank of China Ltd. – в рамках риск-менеджмента из-за западных санкций в отношении России ограничивают финансирование закупок российских сырьевых товаров.
Котировки австралийского материала, выросшие выше 340 долл./т. следуют за европейскими индексами в связи с обострением ситуации между Россией и Украиной на фоне продолжающегося дефицита предложения угля на международном рынке и ливней в результате погодного явления Ла-Нинья.
Укреплению цен индонезийского угля 5900 GAR до 160 долл./т. способствует геополитическая обстановка, увеличение спроса со стороны Китая, ограниченное предложение в связи с неблагоприятными погодными условиями и ежемесячным контролем за соблюдением производителями обязательств по выделению 25% объема добычи для индонезийских потребителей на внутреннем рынке.
Индексы австралийского металлургического материала выросли выше 500 долл./т. на фоне дефицита предложения из-за неблагоприятной погоды в Австралии и увеличившегося спроса со стороны азиатских сталелитейных предприятий. Также росту цен способствовали опасения потребителей относительно возможного прекращения поставок из России, в результате которого предложение на международном рынке может сократиться на 28 млн т. металлургического угля.
Поставки российского угля в Китай ограничены из-за проблем с китайскими банками
На фоне военной спецоперации России на Украине китайские импортеры российского угля столкнулись с проблемой финансирования от государственных банков КНР, обеспокоенных санкциями США и Европы в отношении России, поскольку финансовые институты не хотят попасть под удар и потерять доступ к транзакциям в долларах США.
По данным участников рынка, подразделения Industrial & Commercial Bank of China Ltd. прекратили выдавать номинированные в долларах аккредитивы для покупки российских экспортных сырьевых товаров. Bank of China Ltd. также ограничил финансирование в рамках собственного риск-менеджмента. При этом банки еще не получил четких указаний от китайских регуляторов в отношении России.
В связи с этим ряд трейдеров занял выжидательные позиции, а отдельные трейдеры ведут переговоры с российскими экспортерами о возможности производить оплату в китайской национальной валюте. Ввиду отключения крупных российских банков от SWIFT некоторые покупатели также рассматривают использование китайской системы банковских переводов в юанях под названием CIPS (Cross-Border Interbank Payment System).
Россия является вторым крупнейшим поставщиком Китая после Индонезии. Доля российского угля на рынке Китая составляет примерно 15%. Однако в результате санкционных ограничений спрос на ресурсы такого крупного игрока как Россия может пострадать.
Ростехнадзор продлил сроки расследования причин аварии на шахте Листвяжная
Ростехнадзор продлил сроки по расследованию причин аварии на шахте Листвяжная в Кузбассе. К данному моменту ведомство уже установило факты фальсификации данных об уровне содержания метана.
Крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет произошла 25 октября 2021 г. на шахте Листвяжная, принадлежащей СДС (Кемеровская область). В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей). Кроме того, несколько десятков человек пострадали при взрыве. 15 декабря 2021 г. после решения суда было арестовано руководство шахты и владелец холдинга Михаил Федяев. Совладелец СДС-Угля Владимир Гридин после аварии на шахте покинул РФ.
В 2021 г. предприятия компании СДС произвели 19.3 млн т. угля (-0.9 млн т. или -4.6% к 2021 г.).
Закрытие шахты Листвяжная привело к потере компанией СДС около 30% общего объема добычи.
Восточный порт: долгосрочные перспективы
Согласно прогнозам специалистов, в ближайшей перспективе на 2025-2030 гг. мировой рынок угля будет достаточно стабилен, включая небольшой рост, который позитивно скажется на развитии российской угольной отрасли. На Дальнем Востоке, представленном Ванинско-Совгаванским транспортным узлом и портами Приморского края, сегодня наблюдается рост отгрузки угля, на фоне реализации программы модернизации БАМа и Транссиба. ОАО РЖД проводятся мероприятия по повышению пропускной способности железнодорожной сети за счет расширения Восточного полигона и создания современной портовой инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе. Синхронно с РЖД компания АО Восточный Порт в своей части выполняет поручение главы государства, увеличивая собственные портовые мощности.
Сегодня предприятие является крупнейшим в России специализированным терминалом с высокотехнологичной перевалкой угля. Стивидорное предприятие обеспечивает экспортную перевалку материала различных российских производителей. Грузооборот Порта в 2021 г. составил 26.57 млн т. угля.
В начале сентября 2019 г. введена в эксплуатацию Третья очередь специализированного угольного комплекса, которая увеличит объем перевалки до 50-55 млн т. в год. Крупнейший частный инвестиционный портовый проект стоимостью более 40 млдр руб. реализован без привлечения государственного финансирования. Третья очередь – это более 600 вновь созданных высококвалифицированных рабочих мест и порядка 25 млдр руб. налоговых отчислений в бюджет до 2026 г.
АО Восточный Порт - первый угольный терминал Дальнего Востока, сертифицированный в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». На всех этапах перегрузки угля на морской транспорт стивидорная компания применяет комплекс наилучших доступных технологий, минимизирующих воздействие производственной деятельности на окружающую среду. Эта совокупность технологий уникальна в России и в мире. В частности, это закрытые вагоноопрокидыватели, крытые конвейерные линии и пересыпные станции с системами аспирации, а также судопогрузочные машины, оснащенные локальной и всесезонной системой орошения угольного потока, обеспечивающие герметичную погрузку угля в трюмы судов. Экологическая безопасность предприятия обеспечивается также системой орошения угольных штабелей водяными пушками и снегогенераторами. По периметру терминала установлены металлические ветрозащитные экраны высотой до 23 метров и общей длиной до 3-х километров. Сегодня это самые масштабные защитные сооружения на Дальнем Востоке
- Сегодня АО Восточный Порт является одним из наиболее высокотехнологичных предприятий отрасли, которое планирует наращивать свои мощности. В начале текущего года Главная государственная экспертиза России по итогам рассмотрения одобрила проектную документацию и результаты инженерных изысканий на реконструкцию причалов. По итогам реализации проекта по строительству новых грузовых причалов мощности предприятия ожидаемо вырастут до порядка 70 млн т., - отметил председатель совета директоров АО Восточный Порт Петр Ямов.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке обновили очередной исторический максимум и превысили 265 долл./т., прибавив 50 долл./т. в течение одной торговой сессии, после начала военной операции России на Украине на фоне роста газовых индексов на европейской торговой площадке TTF до 87.55 евро/МВТч (+11.80 евро/МВТч к 16.02.2022 г.), снижения среднесуточных температур в ряде европейских стран и увеличения цен на электроэнергию в Германии.
Цены южноафриканского материала выросли до 250 долл./т. на фоне высокого спроса со стороны Индии и обострения политической ситуации между Россией и Украиной. Запасы угля на терминале Richards Bay увеличились до 3.0 млн т. (+0.6 млн т. к 16.02.2022 г.) из-за текущей перегруженности порта, где среднее время ожидания судов составило 6.2 дня (+2.7 дня к 16.02.2022 г.) и проблем с поставками угля по железной дороге оператора Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR упали на 2 долл./т. до 161 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение индексов энергетического угля на внутреннем рынке КНР обусловлено ужесточением мер по контролю цен со стороны Комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC).
Индекс австралийского высококалорийного угля 6000 вырос выше 255 долл./т., следуя за европейскими индексами в связи с обострением ситуации между Россией и Украиной и усилившимся дефицитом предложения угля на международном рынке.
Котировки индонезийского угля 5900 GAR снизились до 139 долл./т. FOB Kalimantan на фоне проблем с экспортом угля из-за неблагоприятной погоды и необходимости соблюдения добывающими компаниями обязательств по поставкам на внутренний рынок (DMO). Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии в настоящее время ежемесячно проверяет соблюдение DMO, чтобы избежать повторения дефицита на внутреннем рынке в будущем.
Цены австралийского металлургического угля поднялись выше 455 долл./т. на фоне дефицита предложения из-за неблагоприятной погоды в Австралии и увеличившегося спроса со стороны азиатских сталелитейных предприятий.
Компания Сибуглемет попала в санкционный список США
Минфин США ввел санкции против российских банков, включая ВЭБ.РФ и Промсвязьбанк, а также их дочерних структур в ответ на признание Россией независимости Донецкой и Луганской республик. Список компаний, подконтрольных ВЭБ.РФ, включает холдинг Сибуглемет, занимающийся добычей коксующихся углей в Кузбассе.
Попавшие под санкции предприятия теперь не могут вести бизнес в США, также им недоступна финансовая система этой страны. Кроме того, будут заморожены все активы компаний, которые находятся в юрисдикции США.
По итогам 2021 г. объем производства угля холдингом составил 11.4 млн т. (+1.3. млн т. или +12.4% к 2020 г.). В состав производственных активов Сибуглемета входят два угольных разреза, две шахты и две обогатительные фабрики. Балансовые запасы угля Сибуглемета составляют 324.5 млн т., промышленные запасы определяются в 94 млн т.
В прошлом году ВЭБ намеревался продать угольную компанию за 123 млрд руб. (1.7 млрд долл.), однако сделка не состоялась.
Добыча угля в Кузбассе выросла на 4.4% в январе 2022
В январе 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 19.0 млн т. угля (+0.8 млн т. или +4.4% к январю 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса. Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 5.4 млн т. (-0.1 млн т. или -1.8% к январю 2021 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 13.6 млн т. (+0.9 млн т. или +7.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 12.4 млн т. (+0.8 млн т. или +6.9% к январю 2021 г.), производство подземным способом составило 6.6 млн т. (без изменений).
В январе 2022 г. потребителям было поставлено 16.5 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.8 млн т. (-0.3 млн т. или -2.7% к январю 2021 г.), российским металлургическим компаниям 2.8 млн т. (+0.2 млн т. или +7.7%), местным угольным электростанциям 1.6 млн т. (+0.2 млн т. или +14.3%).
По состоянию на 1 февраля 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 16.0 млн т. (-1.2 млн т. или -7.0% к 1 февраля 2021 г.).
Угольный терминал Суходол планируют запустить в 2022
По данным представителя департамента развития инфраструктуры Минтранса РФ, новый угольный терминал Суходол будет введен в эксплуатацию в Приморском крае в 2022 г.
Проект реализуется в бухте Суходол с 2012 г., сроки запуска терминала уже переносились несколько раз. Строительство ведет АО Холдинговая компания СДС-Уголь.
Совладельцами терминала примерно в равных долях являются президент холдинга СДС Михаил Федяев (находятся под арестом в связи с расследованием после аварии на шахте Листвяжная) и совладелец СДС-Угля Владимир Гридин (покинул РФ после аварии), ООО Группа Сибуглемет и АО Центр развития портовой инфраструктуры.
В настоящее время на Дальнем Востоке уже работает более 20 угольных терминалов. При этом мощности перевалки продолжают активно увеличиваться.
Несмотря на сохраняющиеся логистические ограничения Восточного полигона, в Приморье продолжает реализовываться ряд проектов: Порта Вера (увеличение мощности с текущих 5 млн т. до 20 млн т.), Дальтрансуголь (увеличение с текущих 20 млн т. до 40 млн т.), ВаниноТрансУголь (увеличение перевалки с текущих 7 млн т. до заявленной мощности в 40 млн т.). Также два новых угольных терминала в Приморье планирует построить Коулстар, включая терминал в Находке мощностью 5 млн т. в 2022 г. и терминал Аврора мощностью 25 млн т. угля к 2025 г.
При этом пропускная способность крупнейшего российского терминала АО Восточный Порт составляет 50 млн т. в год, которую планируют увеличить до 70 млн т. Несмотря на стремление синхронизировать рост портовых мощностей с планами РЖД по модернизации ж/д инфраструктуры, фактический объем перевалки АО Восточный Порт по итогам 2021 г. снизился до 25 млн т. (-2 млн т. или -7.4% к 2020 г.), т.е. в два раза меньше заявленной пропускной способности, что еще раз подтверждает ограниченные возможности железнодорожной инфраструктуры и необходимость скорейшего увеличения железнодорожных мощностей Восточного полигона.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.